Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Расчет по спецводопользованию: заполняем по новой форме вместе

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Апрель, 2009/№ 15
Печать
Статья

РАСЧЕТ ПО СПЕЦВОДОПОЛЬЗОВАНИЮ:

заполняем по новой форме вместе

 

28 марта 2009 года вступили в законную силу новые формы налоговых расчетов сбора за спецводопользование. С их помощью плательщикам этого сбора предстоит отчитаться уже за I квартал 2009 года. Однако порядок заполнения новых бланков ГНАУ не утвердила, нет и соответствующих разъяснений.

В сегодняшней статье на конкретном примере рассмотрим порядок заполнения обновленной отчетности по спецводопользованию.

Николай ФИЛОНЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о госбюджете-2009

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI.

Закон № 309

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI.

Порядок № 1494

— Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494.

Инструкция № 231

— Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденная совместным приказом МФУ, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды от 01.10.99 г. № 231/539/118/219.

Приказ № 802 —

приказ ГНАУ «Об утверждении форм налоговых расчетов сбора за специальное водопользование в части использования воды» от 23.12.2008 г. № 802

 

Плательщики и объект налогообложения

Плательщиками сбора

за специальное использование водных ресурсов являются предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, а также граждане — субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств (первичные водопользователи) либо получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи) (пп. 2, 3 Порядка № 1494).

Объектом исчисления сбора

за специальное использование водных ресурсов является фактический объем воды, используемый водопользователем с учетом объемов потерь воды в системах водоснабжения (п. 5 Порядка № 1494, п.п. 6.2 Инструкции № 231). Объем использованной воды определяется на основании данных первичного учета по показаниям водоизмерительных приборов, а в случаях их отсутствия — по технологическим данным или по данным поставщика воды об отпущенном плательщику объеме воды.

Для расчета суммы сбора также нужно располагать следующей информацией:

— из какого источника получается вода (надземного или подземного), а также знать наименование надземного источника или область (район) расположения подземного источника;

— какое значение имеет источник воды: общегосударственное или местное;

— установленный лимит водопотребления для каждого источника.

Все эти вопросы можно выяснить, оформляя разрешение на специальное водопотребление или заключая договор на поставку воды. Указанной выше информацией располагают также и налоговые органы.

Заметим, что

п.п. 4.8 Инструкции № 231 предусмотрено, что за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе и для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности, сбор не взимается.

Также обращаем внимание, что в соответствии с

п.п. 4.5 Инструкции № 231 при одновременном использовании воды для собственных нужд и нужд объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства (за исключением объемов, переданных населению), подсобного сельского и рыбного хозяйства или других вспомогательных служб (в том числе и на санитарно-гигиенические нужды) сборы исчисляются за весь объем использованной воды.

 

«Лимитные» нюансы

Расход воды может быть в

пределах лимита и сверхлимитный. За воду, потребленную в пределах лимита, сбор уплачивается в обычном порядке, а сумма сбора относится в состав валовых расходов. За сверхлимитное использование водных ресурсов сбор исчисляется в пятикратном размере и уплачивается за счет прибыли (п. 12 Порядка № 1494).

Обратите внимание: на 2009 год (как и в прошлом 2008 году) не предусмотрено установление

отдельных лимитов для специального использования воды для производства напитков. Поэтому производители напитков в 2009 году могут установить такие лимиты самостоятельно (на свое усмотрение) в пределах общего лимита, установленного для конкретного источника. ГНАУ в письме от 29.05.2008 г. № 10916/7/15-0817 рекомендовала предприятиям рассчитать такие лимиты самостоятельно исходя из удельного веса объемов воды, использованной на производство напитков в общем объеме всей использованной воды. Например, если за отчетный период при общем потреблении воды 100 куб. м на производство напитков использовано 20 куб. м, а общий годовой лимит установлен в размере 400 куб. м, то, по рекомендациям ГНАУ, годовой лимит использования воды на производство напитков следует установить в размере 80 куб. м (400 х (20 : 100)).

 

Нормативы сбора

При расчете суммы сбора в 2009 году нужно применять нормативы, установленные в

приложении 2 к Закону № 309, с учетом коэффициента 1,439.

Следует обратить внимание на то, что к нормативам сбора применяется еще и дополнительный коэффициент предприятиями жилищно-коммунального хозяйства — 0,3, а теплоэлектростанциями — 0,005.

Заметим, что применение коэффициента 1,439 предусмотрено сразу в двух законах: в

п. 81 раздела II «Заключительные положения» Закона № 309 и в ст. 10 Закона о госбюджете-2009. На наш взгляд, эти нормы дублируют друг друга, а не устанавливают хоть и совпадающие по размеру но все же разные коэффициенты. Поэтому индексировать нормативы сбора нужно на коэффициент 1,439 только один раз. Такого же мнения придерживается ГНАУ, разъясняя в письме от 26.01.2009 г. № 1339/7/15-0817* порядок уплаты сбора за спецводопользование в 2009 году.

* См. ком. «Сбор за спецводопользование: особенности 2009 года» // «БН», 2009, № 7, с. 7.

Судя по тому, что в указанном

письме ГНАУ не упоминала об индексации нормативов этого сбора, предусмотренной постановлением КМУ от 06.11.2003 г. № 1735, нормативы сбора за спецводопользование не нужно дополнительно индексировать на индекс цен производителей промышленной продукции за 2008 год.

Такой же вывод можно сделать из обновленных отчетных форм.

 

Распределение суммы сбора между бюджетами

В зависимости от статуса источника, из которого потребляется вода, начисленная сумма сбора за спецводопользование распределяется между государственным и местными бюджетами согласно

п. 17 Порядка № 1494.

Сбор за специальное использование водных ресурсов

общегосударственного значения (в том числе и за сверхлимитное потребление) распределяется:

— в государственный бюджет — 80 %;

— в местные бюджеты (по месту расположения источника) — 20 %.

Сбор за специальное использование водных ресурсов местного значения (в том числе и за сверхлимитное потребление) полностью (100 %) уплачивается в местные бюджеты.

Сбор за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта уплачивается полностью (100 %) в государственный бюджет.

Таким образом, начисленные суммы сбора за спецводопользование необходимо распределить между соответствующими бюджетами при заполнении обновленной отчетности.

 

Порядок заполнения Расчета

С отменой ранее действовавших двух форм расчетов за спецводопользование (

приложения 2 и 4 к Инструкции № 231) были отменены и порядки их заполнения. А утвержденные приказом № 802** три новые отчетные формы (в случае уточнения налоговых обязательств с ними подается еще и соответствующий Перерасчет налогового обязательства) приняты без соответствующих порядков их заполнения, поэтому при их составлении следует руководствоваться текстовой частью таблиц и примечаниями.

** См. ком. «Сбор за спецводопользование: утверждены новые формы налоговых расчетов» на с. 6 этого номера.

Безусловно, самым популярным будет

Налоговый расчет сбора за специальное водопользование в части использования воды, в том числе использования воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водопотребления, и использования поверхностных и подземных вод, которые входят в состав напитков (далее — Расчет) (форма вложена в середину этого номера). Такая форма предназначена для «традиционных» спецводопользователей, в том числе и для производителей напитков, за исключением предприятий гидроэнергетики и водного транспорта, для которых предназначены отдельные формы.

Рассмотрим порядок заполнения формы

Расчета на условном примере.

Пример.

Предприятие «Водолей» использует воду для производства напитков, а также для других производственных целей. Информация об использовании воды за I квартал 2009 года представлена в табл. 1.

 

Таблица 1.

Потребление воды предприятием «Водолей» за I квартал 2009 года

Источник

Статус источника

Норматив сбора, коп. за 1 куб. м

 (приложение 2 к Закону № 309)

Установлен годовой лимит, куб. м

Фактически использовано, куб. м

всего

в составе напитков

А

Поверхностный водный объект общегосударственного значения

26,99

1200

250

100

Б

Подземные воды общегосударственного значения

20,75

600

120

В

Поверхностный водный объект местного значения

15,22

800

210

Г

Подземные воды местного значения

20,75

400

105

80

Д

Подземные воды местного значения

20,75

400

100

Е

Подземные воды местного значения

20,75

400

0

 

Нормативы сбора за спецводопользование в части использования воды, которая входит в состав напитков:

— поверхностной — 3 грн. за 1 куб. м;

— подземной — 3,5 грн. за 1 куб. м.

Следуя рекомендациям ГНАУ, предприятие рассчитало лимиты водопотребления для использования воды для производства напитков следующим образом.

По источнику А:

— для производства напитков 480 куб. м (1200 х (100 : 250));

— для прочих нужд 720 куб. м (1200 - 480).

По источнику Г:

— для производства напитков 305 куб. м (400 х (80 : 105));

— для прочих нужд 95 куб. м (400 - 305).

При заполнении полей 1 — 7 вступительной части

Расчета (общих данных о плательщике) вопросов не должно возникнуть, единственное новшество, на которое следует обратить внимание, это графа 1.1.Т «порядковий № за рік» поля 1. В этой графе следует указать порядковый номер Расчета (последовательно нарастающим итогом в пределах одного отчетного года). В первом Расчете, который подается за I квартал 2009 года, в поле 1.1.Т будет указана цифра «1», если за этот период будет подан еще и отчетный новый Расчет, то в поле 1.1.Т необходимо будет указать цифру «2». В этом случае в следующем Расчете (за II квартал 2009 года) в поле 1.1.Т необходимо будет указать уже цифру «3».

Также заметим, что хотя поле 4 называется «Повне найменування (П. І. Б.) платника», согласно сноске 1 в нем можно указывать полное и/или сокращенное (при наличии) наименование, указанное в уставных документах. Безусловно, указывать сразу два наименования (полное и сокращенное) нет смысла. на наш взгляд, достаточно одного из них. Главное, чтобы оно соответствовало уставным документам.

Если в

Расчете за I квартал 2009 года не будут исправляться налоговые обязательства предыдущих налоговых периодов и не будут предоставляться какие-либо объяснения отдельных результатов финансово-хозяйственной деятельности, то в табличной части Расчета будут заполнены только разделы I и III. Фрагмент Расчета, заполненного на основании данных приведенного примера, представлены в табл. 2.

Обратите внимание на нюансы, которые следует учитывать при заполнении некоторых показателей.

Во-первых

, в графе 4 указывается норматив сбора в копейках за 1 куб. м, поэтому нормативы сбора за специспользование воды, входящей в состав напитков (в приложении 2 к Закону № 309 эти нормативы установлены в гривнях за 1 куб. м), необходимо пересчитать в копейки (умножить на 100). В результате получим для поверхностных вод норматив 300 копеек за 1 куб. м (гр. 4 строки 2.1.1.1 табл. 2), а для подземных вод норматив 350 копеек за 1 куб. м (гр. 4 строки 2.2.2.1 табл. 2).

Во-вторых

, если строго придерживаться формул, приведенных в графах 7 — 9, то рассчитанные показатели будут получены в копейках, однако в заголовках этих граф указано, что суммы сбора должны быть указаны в гривнях с копейками. Поэтому показатели граф 7 — 8, а для теплоэлектростанций и графы 9, исчисленные по указанным в них формулам, предварительно нужно перевести в гривни (разделить на 100). При этом показатели в гривнях с копейками должны быть округлены до двух десятичных знаков.

В-третьих

, как указано в примечании 6 к Расчету, в случае необходимости количество строк в разделе I может быть увеличено. Такая необходимость возникает, когда у плательщика есть более двух однотипных источников. Так, для источника Е, который не использовался в I квартале 2009 года, добавлена дополнительная строка (строка 1.2.2.3 табл. 2).

В остальном заполнение

Расчета сводится к математическим расчетам со всеми известными.

На этом первое знакомство с новой формой

Расчета заканчиваем. В ближайшее время мы вернемся к этому отчету и рассмотрим порядок исправления ошибок с помощью Перерасчета налогового обязательства сбора за спецводопользование. Желаем всем читателям без ошибок составить и в установленные сроки* подать всю отчетность за I квартал 2009 года.

* Напоминаем, что предельный срок подачи квартальной отчетности — 12 мая 2009 года.

 

Таблица 2.

Фрагмент Расчета предприятия «Водолей» за I квартал 2009 года

№ з/п

Назви водних об'єктів та показники

Обсяг фактично використаної води з урахуванням втрат у системах водопостачання; обсяг води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату, куб. м

Нормативи збору, коп. / куб. м

Коефіцієнти, що застосовуються до нормативів збору3

Установлений річний ліміт використання води, куб. м

Суми збору, обчисленого в межах ліміту4, грн. коп., к. 3 або к. 6 (якщо к. 3 > к. 6) х к. 4 х к. 5

Суми збору, обчисленого понад лімітні обсяги4, грн., коп., заповнюється, якщо к. 3 > к. 6 (к. 3 - к. 6) х к. 4 х к. 5 х 5

Усього нараховано збору4, грн. коп., к. 7 + к. 8 або к. 7 або к. 3 х к. 4 х к. 55

у тому числі

до державного бюджету4, грн., коп.

до місцевих бюджетів4, грн., коп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

І

Нарахована сума збору з початку року, усього (р. 1 + р. 2 + р. 3) (крім вод для потреб гідроенергетики та водного транспорту)

1012,02

420,63

591,39

1

спеціальне водокористування в частині використання води, усього (р. 1.1 + р. 1.2)

177,40

75,27

102,13

1.1

водні об'єкти загальнодержавного значення, усього (р. 1.1.1 + р. 1.1.2), у тому числі:

94,09

75,27

18,82

1.1.1

поверхневі водні об'єкти6:

58,26

46,61

11,65

1.1.1.1

Источник А

150

26,99

1,439

720

58,26

 —

58,26

46,61

11,65

1.1.1.2

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

1.1.2

підземні води та джерела6:

35,83

28,66

7,17

1.1.2.1

Источник Б

120

20,75

1,439

600

35,83

 —

35,83

28,66

7,17

1.1.2.2

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

1.2

водні об'єкти місцевого значення, усього (р. 1.2.1 + р. 1.2.2), у тому числі:

83,31

 —

83,31

1.2.1

поверхневі водні об'єкти6:

45,99

 —

45,99

1.2.1.1

Источник В

210

15,22

1,439

800

45,99

 —

45,99

 —

45,99

1.2.1.2

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

1.2.2

підземні води та джерела6:

37,32

 —

37,32

1.2.2.1

Источник Г

25

20,75

1,439

95

7,46

 —

7,46

 —

7,46

1.2.2.2

Источник Д

100

20,75

1,439

400

29,86

 —

29,86

 —

29,86

1.2.2.3

Источник Е

20,75

1,439

400

2

використання вод, які входять до складу напоїв, усього (р. 2.1 + р. 2.2)

834,62

345,36

489,26

2.1

водні об'єкти загальнодержавного значення, усього (р. 2.1.1 + р. 2.1.2), у тому числі:

431,70

345,36

86,34

2.1.1

поверхневі водні об'єкти6:

431,70

345,36

86,34

2.1.1.1

Источник А

100

300,00

1,439

480

431,70

 

431,70

345,36

86,34

2.1.1.2

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

2.1.2

підземні води та джерела6:

 —

 —

 —

2.1.2.1

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

2.1.2.2

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

2.2

водні об'єкти місцевого значення, усього (р. 2.2.1 + 2.2.2), у тому числі:

402,92

 —

402,92

2.2.1

поверхневі водні об'єкти6:

 —

 —

 —

2.2.1.1

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

2.2.1.2

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

2.2.2

підземні води та джерела6:

402,92

 —

402,92

2.2.2.1

Источник Г

80

350,00

1,439

305

402,92

402,92

 —

402,92

2.2.2.2

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

 —

3

використання теплоелектростанціями поверхневої води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату, усього (р. 3.1 + р. 3.2)

 —

 —

 —

3.1

поверхневі водні об'єкти загальнодержавного значення6

 —

 —

3.1.1

 —

 —

 —

 —

Х

Х

Х

 —

 —

 —

3.1.2

 —

 —

 —

 —

Х

Х

Х

 —

 —

 —

3.2

поверхневі водні об'єкти місцевого значення6

 —

 —

 —

3.2.1

 —

 —

 —

 —

Х

Х

Х

 —

 —

 —

3.2.2

 —

 —

 —

 —

Х

Х

Х

 —

 —

 —

II

Нарахована сума збору за попередній звітний період (квартал, півріччя, 9 місяців), усього (р. 2.1 + р. 2.2 + р. 2.3)

 —

 —

 —

2.1

спеціальне водокористування в частині використання води

 —

 —

 —

2.2

використання вод, які входять до складу напоїв

 —

 —

 —

2.3

використання теплоелектростанціями поверхневої води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату

 —

 —

 —

III

Нарахована сума збору за звітний квартал, усього (р. 3.1 + р. 3.2 + р. 3.3)

1012,02

420,63

591,39

3.1

спеціальне водокористування в частині використання води (р. 1 р. І - р. 2.1 р. ІІ)

177,40

75,27

102,13

3.2

використання вод, які входять до складу напоїв (р. 2 р. І - р. 2.2 р. ІІ)

834,62

345,36

489,26

3.3

використання теплоелектростанціями поверхневої води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату (р. 3 р. І - р. 2.3 р. ІІ)

 —

 —

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше