РАСЧЕТ ПО СПЕЦВОДОПОЛЬЗОВАНИЮ:
заполняем по новой форме вместе
28 марта 2009 года вступили в законную силу новые формы налоговых расчетов сбора за спецводопользование. С их помощью плательщикам этого сбора предстоит отчитаться уже за I квартал 2009 года. Однако порядок заполнения новых бланков ГНАУ не утвердила, нет и соответствующих разъяснений.
В сегодняшней статье на конкретном примере рассмотрим порядок заполнения обновленной отчетности по спецводопользованию.
Николай ФИЛОНЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
Закон о госбюджете-2009
— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI.Закон № 309
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI.Порядок № 1494
— Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494.Инструкция № 231
— Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденная совместным приказом МФУ, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды от 01.10.99 г. № 231/539/118/219.Приказ № 802 —
приказ ГНАУ «Об утверждении форм налоговых расчетов сбора за специальное водопользование в части использования воды» от 23.12.2008 г. № 802
Плательщики и объект налогообложения
Плательщиками сбора
за специальное использование водных ресурсов являются предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, а также граждане — субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств (первичные водопользователи) либо получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи) (пп. 2, 3 Порядка № 1494).Объектом исчисления сбора
за специальное использование водных ресурсов является фактический объем воды, используемый водопользователем с учетом объемов потерь воды в системах водоснабжения (п. 5 Порядка № 1494, п.п. 6.2 Инструкции № 231). Объем использованной воды определяется на основании данных первичного учета по показаниям водоизмерительных приборов, а в случаях их отсутствия — по технологическим данным или по данным поставщика воды об отпущенном плательщику объеме воды.Для расчета суммы сбора также нужно располагать следующей информацией:
— из какого источника получается вода (надземного или подземного), а также знать наименование надземного источника или область (район) расположения подземного источника;
— какое значение имеет источник воды: общегосударственное или местное;
— установленный лимит водопотребления для каждого источника.
Все эти вопросы можно выяснить, оформляя разрешение на специальное водопотребление или заключая договор на поставку воды. Указанной выше информацией располагают также и налоговые органы.
Заметим, что
п.п. 4.8 Инструкции № 231 предусмотрено, что за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе и для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности, сбор не взимается.Также обращаем внимание, что в соответствии с
п.п. 4.5 Инструкции № 231 при одновременном использовании воды для собственных нужд и нужд объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства (за исключением объемов, переданных населению), подсобного сельского и рыбного хозяйства или других вспомогательных служб (в том числе и на санитарно-гигиенические нужды) сборы исчисляются за весь объем использованной воды.
«Лимитные» нюансы
Расход воды может быть в
пределах лимита и сверхлимитный. За воду, потребленную в пределах лимита, сбор уплачивается в обычном порядке, а сумма сбора относится в состав валовых расходов. За сверхлимитное использование водных ресурсов сбор исчисляется в пятикратном размере и уплачивается за счет прибыли (п. 12 Порядка № 1494).Обратите внимание: на 2009 год (как и в прошлом 2008 году) не предусмотрено установление
отдельных лимитов для специального использования воды для производства напитков. Поэтому производители напитков в 2009 году могут установить такие лимиты самостоятельно (на свое усмотрение) в пределах общего лимита, установленного для конкретного источника. ГНАУ в письме от 29.05.2008 г. № 10916/7/15-0817 рекомендовала предприятиям рассчитать такие лимиты самостоятельно исходя из удельного веса объемов воды, использованной на производство напитков в общем объеме всей использованной воды. Например, если за отчетный период при общем потреблении воды 100 куб. м на производство напитков использовано 20 куб. м, а общий годовой лимит установлен в размере 400 куб. м, то, по рекомендациям ГНАУ, годовой лимит использования воды на производство напитков следует установить в размере 80 куб. м (400 х (20 : 100)).
Нормативы сбора
При расчете суммы сбора в 2009 году нужно применять нормативы, установленные в
приложении 2 к Закону № 309, с учетом коэффициента 1,439.Следует обратить внимание на то, что к нормативам сбора применяется еще и дополнительный коэффициент предприятиями жилищно-коммунального хозяйства — 0,3, а теплоэлектростанциями — 0,005.
Заметим, что применение коэффициента 1,439 предусмотрено сразу в двух законах: в
п. 81 раздела II «Заключительные положения» Закона № 309 и в ст. 10 Закона о госбюджете-2009. На наш взгляд, эти нормы дублируют друг друга, а не устанавливают хоть и совпадающие по размеру но все же разные коэффициенты. Поэтому индексировать нормативы сбора нужно на коэффициент 1,439 только один раз. Такого же мнения придерживается ГНАУ, разъясняя в письме от 26.01.2009 г. № 1339/7/15-0817* порядок уплаты сбора за спецводопользование в 2009 году.* См. ком. «Сбор за спецводопользование: особенности 2009 года» // «БН», 2009, № 7, с. 7.
Судя по тому, что в указанном
письме ГНАУ не упоминала об индексации нормативов этого сбора, предусмотренной постановлением КМУ от 06.11.2003 г. № 1735, нормативы сбора за спецводопользование не нужно дополнительно индексировать на индекс цен производителей промышленной продукции за 2008 год.Такой же вывод можно сделать из обновленных отчетных форм.
Распределение суммы сбора между бюджетами
В зависимости от статуса источника, из которого потребляется вода, начисленная сумма сбора за спецводопользование распределяется между государственным и местными бюджетами согласно
п. 17 Порядка № 1494.Сбор за специальное использование водных ресурсов
общегосударственного значения (в том числе и за сверхлимитное потребление) распределяется:— в государственный бюджет — 80 %;
— в местные бюджеты (по месту расположения источника) — 20 %.
Сбор за специальное использование водных ресурсов местного значения (в том числе и за сверхлимитное потребление) полностью (100 %) уплачивается в местные бюджеты.
Сбор за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта уплачивается полностью (100 %) в государственный бюджет.
Таким образом, начисленные суммы сбора за спецводопользование необходимо распределить между соответствующими бюджетами при заполнении обновленной отчетности.
Порядок заполнения Расчета
С отменой ранее действовавших двух форм расчетов за спецводопользование (
приложения 2 и 4 к Инструкции № 231) были отменены и порядки их заполнения. А утвержденные приказом № 802** три новые отчетные формы (в случае уточнения налоговых обязательств с ними подается еще и соответствующий Перерасчет налогового обязательства) приняты без соответствующих порядков их заполнения, поэтому при их составлении следует руководствоваться текстовой частью таблиц и примечаниями.** См. ком. «Сбор за спецводопользование: утверждены новые формы налоговых расчетов» на с. 6 этого номера.
Безусловно, самым популярным будет
Налоговый расчет сбора за специальное водопользование в части использования воды, в том числе использования воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водопотребления, и использования поверхностных и подземных вод, которые входят в состав напитков (далее — Расчет) (форма вложена в середину этого номера). Такая форма предназначена для «традиционных» спецводопользователей, в том числе и для производителей напитков, за исключением предприятий гидроэнергетики и водного транспорта, для которых предназначены отдельные формы.Рассмотрим порядок заполнения формы
Расчета на условном примере.Пример.
Предприятие «Водолей» использует воду для производства напитков, а также для других производственных целей. Информация об использовании воды за I квартал 2009 года представлена в табл. 1.
Таблица 1.
Потребление воды предприятием «Водолей» за I квартал 2009 года Источник | Статус источника | Норматив сбора, коп. за 1 куб. м (приложение 2 к Закону № 309) | Установлен годовой лимит, куб. м | Фактически использовано, куб. м | |
всего | в составе напитков | ||||
А | Поверхностный водный объект общегосударственного значения | 26,99 | 1200 | 250 | 100 |
Б | Подземные воды общегосударственного значения | 20,75 | 600 | 120 | — |
В | Поверхностный водный объект местного значения | 15,22 | 800 | 210 | — |
Г | Подземные воды местного значения | 20,75 | 400 | 105 | 80 |
Д | Подземные воды местного значения | 20,75 | 400 | 100 | — |
Е | Подземные воды местного значения | 20,75 | 400 | 0 | — |
Нормативы сбора за спецводопользование в части использования воды, которая входит в состав напитков:
— поверхностной — 3 грн. за 1 куб. м;
— подземной — 3,5 грн. за 1 куб. м.
Следуя рекомендациям ГНАУ, предприятие рассчитало лимиты водопотребления для использования воды для производства напитков следующим образом.
По источнику А:
— для производства напитков 480 куб. м (1200 х (100 : 250));
— для прочих нужд 720 куб. м (1200 - 480).
По источнику Г:
— для производства напитков 305 куб. м (400 х (80 : 105));
— для прочих нужд 95 куб. м (400 - 305).
При заполнении полей 1 — 7 вступительной части
Расчета (общих данных о плательщике) вопросов не должно возникнуть, единственное новшество, на которое следует обратить внимание, это графа 1.1.Т «порядковий № за рік» поля 1. В этой графе следует указать порядковый номер Расчета (последовательно нарастающим итогом в пределах одного отчетного года). В первом Расчете, который подается за I квартал 2009 года, в поле 1.1.Т будет указана цифра «1», если за этот период будет подан еще и отчетный новый Расчет, то в поле 1.1.Т необходимо будет указать цифру «2». В этом случае в следующем Расчете (за II квартал 2009 года) в поле 1.1.Т необходимо будет указать уже цифру «3».Также заметим, что хотя поле 4 называется «Повне найменування (П. І. Б.) платника», согласно сноске 1 в нем можно указывать полное и/или сокращенное (при наличии) наименование, указанное в уставных документах. Безусловно, указывать сразу два наименования (полное и сокращенное) нет смысла. на наш взгляд, достаточно одного из них. Главное, чтобы оно соответствовало уставным документам.
Если в
Расчете за I квартал 2009 года не будут исправляться налоговые обязательства предыдущих налоговых периодов и не будут предоставляться какие-либо объяснения отдельных результатов финансово-хозяйственной деятельности, то в табличной части Расчета будут заполнены только разделы I и III. Фрагмент Расчета, заполненного на основании данных приведенного примера, представлены в табл. 2.Обратите внимание на нюансы, которые следует учитывать при заполнении некоторых показателей.
Во-первых
, в графе 4 указывается норматив сбора в копейках за 1 куб. м, поэтому нормативы сбора за специспользование воды, входящей в состав напитков (в приложении 2 к Закону № 309 эти нормативы установлены в гривнях за 1 куб. м), необходимо пересчитать в копейки (умножить на 100). В результате получим для поверхностных вод норматив 300 копеек за 1 куб. м (гр. 4 строки 2.1.1.1 табл. 2), а для подземных вод норматив 350 копеек за 1 куб. м (гр. 4 строки 2.2.2.1 табл. 2).Во-вторых
, если строго придерживаться формул, приведенных в графах 7 — 9, то рассчитанные показатели будут получены в копейках, однако в заголовках этих граф указано, что суммы сбора должны быть указаны в гривнях с копейками. Поэтому показатели граф 7 — 8, а для теплоэлектростанций и графы 9, исчисленные по указанным в них формулам, предварительно нужно перевести в гривни (разделить на 100). При этом показатели в гривнях с копейками должны быть округлены до двух десятичных знаков.В-третьих
, как указано в примечании 6 к Расчету, в случае необходимости количество строк в разделе I может быть увеличено. Такая необходимость возникает, когда у плательщика есть более двух однотипных источников. Так, для источника Е, который не использовался в I квартале 2009 года, добавлена дополнительная строка (строка 1.2.2.3 табл. 2).В остальном заполнение
Расчета сводится к математическим расчетам со всеми известными.На этом первое знакомство с новой формой
Расчета заканчиваем. В ближайшее время мы вернемся к этому отчету и рассмотрим порядок исправления ошибок с помощью Перерасчета налогового обязательства сбора за спецводопользование. Желаем всем читателям без ошибок составить и в установленные сроки* подать всю отчетность за I квартал 2009 года.* Напоминаем, что предельный срок подачи квартальной отчетности — 12 мая 2009 года.
Таблица 2.
Фрагмент Расчета предприятия «Водолей» за I квартал 2009 года № з/п
| Назви водних об'єктів та показники
| Обсяг фактично використаної води з урахуванням втрат у системах водопостачання; обсяг води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату, куб. м
| Нормативи збору, коп. / куб. м
| Коефіцієнти, що застосовуються до нормативів збору3 | Установлений річний ліміт використання води, куб. м
| Суми збору, обчисленого в межах ліміту4, грн. коп., к. 3 або к. 6 (якщо к. 3 > к. 6) х к. 4 х к. 5
| Суми збору, обчисленого понад лімітні обсяги4, грн., коп., заповнюється, якщо к. 3 > к. 6 (к. 3 - к. 6) х к. 4 х к. 5 х 5
| Усього нараховано збору4, грн. коп., к. 7 + к. 8 або к. 7 або к. 3 х к. 4 х к. 55 | у тому числі
| |
до державного бюджету4, грн., коп.
| до місцевих бюджетів4, грн., коп.
| |||||||||
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
І | Нарахована сума збору з початку року, усього (р. 1 + р. 2 + р. 3) (крім вод для потреб гідроенергетики та водного транспорту) | 1012,02 | 420,63 | 591,39 | ||||||
1 | спеціальне водокористування в частині використання води, усього (р. 1.1 + р. 1.2) | 177,40 | 75,27 | 102,13 | ||||||
1.1 | водні об'єкти загальнодержавного значення, усього (р. 1.1.1 + р. 1.1.2), у тому числі: | 94,09 | 75,27 | 18,82 | ||||||
1.1.1 | поверхневі водні об'єкти6: | 58,26 | 46,61 | 11,65 | ||||||
1.1.1.1 | Источник А | 150 | 26,99 | 1,439 | 720 | 58,26 | — | 58,26 | 46,61 | 11,65 |
1.1.1.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
1.1.2 | підземні води та джерела6: | 35,83 | 28,66 | 7,17 | ||||||
1.1.2.1 | Источник Б | 120 | 20,75 | 1,439 | 600 | 35,83 | — | 35,83 | 28,66 | 7,17 |
1.1.2.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
1.2 | водні об'єкти місцевого значення, усього (р. 1.2.1 + р. 1.2.2), у тому числі: | 83,31 | — | 83,31 | ||||||
1.2.1 | поверхневі водні об'єкти6: | 45,99 | — | 45,99 | ||||||
1.2.1.1 | Источник В | 210 | 15,22 | 1,439 | 800 | 45,99 | — | 45,99 | — | 45,99 |
1.2.1.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
1.2.2 | підземні води та джерела6: | 37,32 | — | 37,32 | ||||||
1.2.2.1 | Источник Г | 25 | 20,75 | 1,439 | 95 | 7,46 | — | 7,46 | — | 7,46 |
1.2.2.2 | Источник Д | 100 | 20,75 | 1,439 | 400 | 29,86 | — | 29,86 | — | 29,86 |
1.2.2.3 | Источник Е | — | 20,75 | 1,439 | 400 | — | — | — | — | — |
2 | використання вод, які входять до складу напоїв, усього (р. 2.1 + р. 2.2) | 834,62 | 345,36 | 489,26 | ||||||
2.1 | водні об'єкти загальнодержавного значення, усього (р. 2.1.1 + р. 2.1.2), у тому числі: | 431,70 | 345,36 | 86,34 | ||||||
2.1.1 | поверхневі водні об'єкти6: | 431,70 | 345,36 | 86,34 | ||||||
2.1.1.1 | Источник А | 100 | 300,00 | 1,439 | 480 | 431,70 |
| 431,70 | 345,36 | 86,34 |
2.1.1.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2.1.2 | підземні води та джерела6: | — | — | — | ||||||
2.1.2.1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2.1.2.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2.2 | водні об'єкти місцевого значення, усього (р. 2.2.1 + 2.2.2), у тому числі: | 402,92 | — | 402,92 | ||||||
2.2.1 | поверхневі водні об'єкти6: | — | — | — | ||||||
2.2.1.1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2.2.1.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2.2.2 | підземні води та джерела6: | 402,92 | — | 402,92 | ||||||
2.2.2.1 | Источник Г | 80 | 350,00 | 1,439 | 305 | 402,92 | — | 402,92 | — | 402,92 |
2.2.2.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
3 | використання теплоелектростанціями поверхневої води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату, усього (р. 3.1 + р. 3.2) | — | — | — | ||||||
3.1 | поверхневі водні об'єкти загальнодержавного значення6 | — | — | — | ||||||
3.1.1 | — | — | — | — | Х | Х | Х | — | — | — |
3.1.2 | — | — | — | — | Х | Х | Х | — | — | — |
3.2 | поверхневі водні об'єкти місцевого значення6 | — | — | — | ||||||
3.2.1 | — | — | — | — | Х | Х | Х | — | — | — |
3.2.2 | — | — | — | — | Х | Х | Х | — | — | — |
II | Нарахована сума збору за попередній звітний період (квартал, півріччя, 9 місяців), усього (р. 2.1 + р. 2.2 + р. 2.3) | — | — | — | ||||||
2.1 | спеціальне водокористування в частині використання води | — | — | — | ||||||
2.2 | використання вод, які входять до складу напоїв | — | — | — | ||||||
2.3 | використання теплоелектростанціями поверхневої води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату | — | — | — | ||||||
III | Нарахована сума збору за звітний квартал, усього (р. 3.1 + р. 3.2 + р. 3.3) | 1012,02 | 420,63 | 591,39 | ||||||
3.1 | спеціальне водокористування в частині використання води (р. 1 р. І - р. 2.1 р. ІІ)
| 177,40 | 75,27 | 102,13 | ||||||
3.2 | використання вод, які входять до складу напоїв (р. 2 р. І - р. 2.2 р. ІІ)
| 834,62 | 345,36 | 489,26 | ||||||
3.3 | використання теплоелектростанціями поверхневої води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату (р. 3 р. І - р. 2.3 р. ІІ)
| — | — | — |