Темы статей
Выбрать темы

Претензия контрагенту: как составить и направить

Редакция БН
Статья

ПРЕТЕНЗИЯ КОНТРАГЕНТУ:

как составить и направить

 

Сегодня в странах Западной Европы и Северной Америки компании все больше усилий прилагают к тому, чтобы урегулировать на взаимно приемлемых условиях возникший в рамках договорных отношений спор без вовлечения обеих компаний в дорогостоящую и продолжительную процедуру судебного рассмотрения дела. В каком порядке это могут сделать отечественные субъекты хозяйствования, рассмотрим в этой статье.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

ХПК

— Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII.

ГПК

— Гражданский процессуальный кодекс Украины от 18.03.2004 г. № 1618-IV.

Закон № 943

— Закон Украины «О присоединении Украины к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)» от 05.06.2003 г. № 943-IV.

Инструкция № П-6

— Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 г. № П-6.

Инструкция № П-7

— Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.66 г. № П-7.

 

Из истории вопроса

Многие, наверное, помнят, что еще относительно недавно субъект хозяйствования, контрагент которого не исполняет свои обязательства по договору, мог обратиться с иском в суд только при условии, что он предварительно направил такому должнику претензию и получил отказ в ее удовлетворении или и вовсе не получил ответ. Некоторое время соблюдение сторонами спора установленного порядка его досудебного урегулирования оставалось обязательным условием уже не для всех споров между субъектами хозяйствования, а лишь в отношении договоров перевозки, предоставления услуг связи и договоров, основанных на государственном заказе. В остальных случаях досудебное урегулирование споров осуществлялось по соглашению сторон, если это было оговорено заключенным между ними договором. Так было до 22.07.2005 г.

Начиная с 22.07.2005 г. и до настоящего времени

досудебное урегулирование хозяйственных споров применяется только по договоренности сторон между собой (ч. 1 ст. 5 ХКУ), т. е. стороны сами при заключении договора устанавливают порядок и способы досудебного урегулирования хозяйственных споров, возникающих из него.

 

Когда направлять претензию обязательно?

Стороны сами при заключении договора могут установить порядок и способы досудебного урегулирования хозяйственных споров, возникающих из него. Но и в этом случае

суд не откажет в принятии иска на том основании, что не была соблюдена предусмотренная договором процедура досудебного урегулирования спора (см. постановления ВХСУ от 24.10.2006 г. № 2/238, от 28.05.2008 г. № 16/272, от 03.07.2008 г. № 10/510-07, от 29.01.2009 г. № 4/107).

Нужно учитывать, что процедуру досудебного урегулирования спора можно применить не только в случае возникновения спора между сторонами договора, но и в споре, возникшем вне договорных отношений, например, по поводу возмещения ущерба, нанесенного противоправными действиями имуществу субъекта хозяйствования. В этом случае пострадавшая сторона также перед обращением в суд может обратиться к нанесшему ей ущерб субъекту с требованием его возместить.

Обязательность соблюдения процедуры досудебного урегулирования спора может быть предусмотрена международными договорами,

ратифицированными Украиной (ч. 3 ст. 4 и ч. 3 ст. 5 ХПК). Например, необходимость предъявления претензии предусмотрена Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 09.05.80 г., к которой Украина присоединилась Законом № 943, Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС). Соответственно, обращение в суд за разрешением спора без предварительного направления претензии контрагенту в этих случаях повлечет отказ в удовлетворении требований (постановление ВХСУ от 11.10.2007 г. № 22/147-07).

Следует также обратить внимание, что в некоторых нормативно-правовых актах и сегодня закреплены положения, обязывающие до обращения в суд предварительно предъявлять претензию. Например, обязательность предъявления претензии предусмотрена в

Инструкции № П-6 и Инструкции № П-7. Такие положения можно найти и в других нормативно-правовых актах. Однако Конституционный Суд Украины пришел к однозначному выводу, что право лица (гражданина Украины, иностранца, лица без гражданства, юридического лица) на обращение в суд за разрешением спора не может быть ограничено законом, другими нормативно-правовыми актами, а установление законом или договором досудебного урегулирования спора не является ограничением юрисдикции судов и права на судебную защиту (см. решение Конституционного Суда Украины от 09.07.2002 г. № 15-рп/2002 по делу № 1-2/2002 (дело о досудебном урегулировании споров)).

Это значит, что

несоблюдение процедуры досудебного урегулирования спора, предусмотренной законом, другими нормативно-правовыми актами или договором, не лишает субъекта хозяйствования права на обращение в суд за разрешением хозяйственного спора, а суд, соответственно, не вправе отказать в разрешении такого спора, ссылаясь на несоблюдение процедуры его досудебного урегулирования. Не исключена и обратная ситуация: любая из сторон может воспользоваться предусмотренным ХПК порядком предъявления претензии, даже если это не предусмотрено договором, ведь предприятия, чьи права и законные интересы нарушены, вправе обратиться к нарушителю с письменной претензией с целью непосредственного урегулирования спора с ним (ч. 2 ст. 6 ХПК).

Итак, пострадавшая сторона может всегда обратиться за разрешением хозяйственного спора непосредственно в суд, не соблюдая никакой процедуры его досудебного урегулирования, за исключением случаев, когда обязательность соблюдения процедуры досудебного урегулирования спора предусмотрена ратифицированным Украиной международным договором

. Зная об этом, сторона договора, если она, например, хочет иметь дополнительную гарантию того, что контрагент, прежде чем обращаться с иском к ней в суд, предложит урегулировать спор, направив претензию, может предусмотреть еще на стадии заключения договора штраф за несоблюдение предусмотренного договором досудебного порядка урегулирования споров. Дело в том, что во многих случаях такой способ разрешения хозяйственного спора является более предпочтительным, чем непосредственное обращение в суд, как для должника, так и для самого кредитора, ведь участие в судебном процессе не только связано с дополнительными расходами (выплата вознаграждения юристу, оплата государственной пошлины и услуг по информационно-техническому обеспечению судебного процесса, возмещение командировочных расходов и т. д.), но и растянуто во времени в связи с загруженностью судов. Досудебное же урегулирование позволяет иногда довольно быстро разрешить хозяйственный спор.

 

Претензия и другие способы досудебного общения с контрагентом

Следует обратить внимание на отличия попыток в досудебном порядке заставить вторую сторону договора выполнить свои обязательства по нему в виде направления такому должнику претензии от соблюдения других процедур, которые могут предшествовать обращению в суд. Так, например, перед тем как обратиться в суд с иском о расторжении хозяйственного договора, субъекту хозяйствования нужно

направить контрагенту письменное предложение расторгнуть договор. И только в случае, если последний откажется сделать это или не даст ответ на указанное предложение в течение 20 дней со дня его получения, можно подавать иск. В противном случае велика вероятность того, что суд откажет в удовлетворении исковых требований, сославшись на ст. 188 ХКУ и ст. 652 ГКУ (постановление ВХСУ от 04.12.2007 г. по делу № 22/20д/07). Аналогичная ситуация имеет место в тех случаях, когда должник требует внести изменения в договор, ссылаясь на существенное изменение условий. Хотя не можем не отметить, что единой позиции в этом вопросе судебная практика Украины пока не выработала, поэтому можно встретить решения, в которых высшие судебные инстанции признают возможность непосредственного обращения в суд с иском о расторжении договора без предварительного направления соответствующих предложений контрагенту (см. постановления ВХСУ от 07.08.2008 г. № 16/462, от 09.09.2008 г. № 1/645пд).

 

Подготовка к предъявлению претензии

В целом

подготовку к предъявлению претензии можно условно представить в виде таких последовательных этапов:

1) подбор всех документов, касающихся основания принятия решения о предъявлении претензии;

2) изучение этих документов;

3) анализ нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения;

4) выработка и определение размера предъявляемых требований.

Для наглядности рассмотрим вопросы, связанные с подготовкой к предъявлению претензии на конкретном

примере. Представим, что предприятие «А» поставляло предприятию «Б» продукцию в соответствии с условиями договора на основании ежемесячных спецификаций. Однако с начала января 2009 года предприятие «Б» перестало выполнять свои договорные обязательства по оплате поставленной продукции, в результате чего у него образовалась задолженность перед предприятием «А». На неоднократные устные запросы (по телефону) работников предприятия «А» сотрудники предприятия «Б» обещали погасить образовавшуюся задолженность, но свое обещание не выполняют. Договором между предприятиями предусмотрен порядок досудебного урегулирования споров. Руководство предприятия «А» приняло решение на основании соответствующих положений договора подготовить и направить предприятию «Б» претензию.

Этап 1.

В порядке подготовки к предъявлению претензии предприятие «А» должно подобрать все документы, касающиеся взаимоотношений с предприятием «Б» по договору: договор, ежемесячные спецификации на поставку продукции, документы, по которым отгружалась продукция (накладные), документы, по которым поступали платежи за отгруженную издательскую продукцию (банковские выписки, платежные поручения, предоставленные предприятием «Б» в качестве доказательства оплаты, и т. п.).

Этап 2.

На основании подобранных документов предприятие «А» должно определить момент образования и размер задолженности по каждой партии поставленной предприятию «Б» продукции.

Этап 3.

Предприятие «А» также произвело анализ нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения сторон по поставке продукции, в результате чего установило, что в соответствии с ч. 1 ст. 712 ГКУ по договору поставки продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в установленный срок (сроки) товар в собственность покупателя для использования его в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним или другим подобным использованием, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

Этап 4.

В результате проведения описанной выше работы предприятие «А» получило информацию о задолженности предприятия «Б» за поставленную продукцию на условиях договора, а также произвело расчет пени по каждой неоплаченной партии продукции (допустим, согласно условиям договора за несвоевременную оплату поставленной продукции предусмотрена пеня в размере 0,5 % от неуплаченной суммы за каждый день просрочки).

Следует также учитывать, что к договору поставки применяются общие положения о купле-продаже, если иное не установлено договором, законом или не вытекает из характера отношений сторон (

ч. 1 ст. 712 ГКУ). Обязанность предприятия «Б» оплатить полученную продукцию в срок, установленный договором, предусмотрена ч. 1 ст. 712 ГКУ, ч. 1 ст. 692 ГКУ.

После этого предприятие «А» может приступить к разработке проекта претензии.

 

Разработка проекта претензии с учетом требований, предъявляемых к ней

Реквизиты, которые должна содержать претензия, названы в

ч. 3 ст. 6 ХПК, ч. 3 ст. 222 ХКУ (см. «Что обязательно указывается в претензии?»)

 

Что обязательно указывается в претензии?

Извлечение из ст. 222 Хозяйственного кодекса Украины

«3.

В претензии указываются:

полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется;

дата предъявления и номер претензии;

обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;

доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

требования заявителя со ссылкой на нормативные акты;

сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;

платежные реквизиты заявителя претензии;

перечень документов, прилагаемых к претензии».

 

Документы, подтверждающие требования заявителя претензии, прилагаются к ней в оригиналах или надлежащим образом удостоверенных копиях, при этом те документы, которые есть у второй стороны, можно не прилагать к претензии с указанием об этом в претензии. К претензии об уплате денежных средств можно прилагать платежное требование-поручение на сумму претензии (

ч. 4 ст. 6 ХПК, ч. 4 ст. 222 ХКУ).

Претензия подписывается руководителем предприятия или иным должностным лицом предприятия, имеющим соответствующие полномочия, предоставленные уставом предприятия или доверенностью.

Итак, предприятие «А», исходя из имеющихся у него данных, разработало проект, подписало, зарегистрировало и отправило предприятию «Б» претензию (см. на с. 17).

 

Подача и рассмотрение претензии

Претензия направляется адресату заказным или ценным письмом либо вручается ему под расписку

(ч. 5 ст. 6 ХПК).

Во избежание возможных недоразумений, когда получатель претензии впоследствии может утверждать, что он ее не получил либо получил пустой конверт, при отправке претензии по почте лучше практиковать использование

описи вложений и уведомления о вручении почтового отправления.

При вручении претензии под расписку желательно получить на своем экземпляре

отметку адресата примерно такого содержания: «Претензия со всеми указанными в ней приложениями, всего на ___ листах, получена __.__.200_ г. Должность, подпись, Ф.И.О.», которая заверяется печатью (штампом) получателя претензии (чтобы в дальнейшем можно было подтвердить, что отметка выполнена работником именно предприятия — получателя претензии).

При отказе получателя претензии выполнить такую отметку на экземпляре заявителя претензии последнему придется продублировать ее вручение отправкой претензии по почте с учетом изложенных выше рекомендаций.

Порядок и сроки рассмотрения претензии регламентируются

ст. 7 ХПК и частями 6 — 8 ст. 222 ХКУ.

По общему правилу

претензия рассматривается в месячный срок со дня ее получения , однако из этого правила есть и исключения.

Так, в случаях, когда обязательными для обеих сторон правилами или договором предусмотрено право перепроверки забракованной продукции (товаров) предприятием-изготовителем, срок рассмотрения претензий, связанных с качеством и комплектностью продукции (товаров), составляет два месяца.

Если к претензии не приложены все необходимые для ее рассмотрения документы, то получатель претензии вправе затребовать их у заявителя претензии (желательно письменно, во избежание недоразумений), установив ему для этого соответствующий срок, который не может быть менее пяти дней (без учета времени почтового оборота).

При этом следует учитывать, что срок рассмотрения претензии приостанавливается до получения затребованных документов или окончания срока их предоставления, а если эти документы в установленный срок так и не поступили, то претензия рассматривается по имеющимся документам.

Для обеспечения досудебного урегулирования спора в случае необходимости предприятия при рассмотрении претензии должны сверить расчеты, провести экспертизу или совершить другие действия.

Если требования заявителя претензии обоснованны, то получатель претензии обязан их удовлетворить, но в любом случае независимо от результатов рассмотрения претензии он должен сообщить о них заявителю в письменной форме.

При этом следует учитывать, что если хозяйственный суд при рассмотрении дела придет к выводу, что спор возник в результате неправильных действий стороны, не предоставившей ответ на претензию, он вправе на основании

ч. 2 ст. 49 ХПК возложить на эту сторону государственную пошлину независимо от результатов разрешения спора (см. абзац последний п. 40 Информационного письма ВХС от 07.04.2008 г. № 01-8/211).

К ответу на претензию хозяйственным процессуальным законодательством также предъявляются определенные требования, которые изложены в

ч. 2 ст. 8 ХПК (см. Что должен включать ответ на претензию?).

 

Что должен включать ответ на претензию?

Извлечение из ст. 8 Хозяйственного процессуального кодекса Украины

«В ответе на претензию указываются

:

а) полное наименование и почтовые реквизиты предприятия, организации, которые дают ответ, и предприятия либо организации, которым направляется ответ; дата и номер ответа; дата и номер претензии, на которую дается ответ;

б) если претензия признана полностью или частично, — признанная сумма, название, номер и дата расчетного документа на перечисление этой суммы или срок и средство удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;

в) если претензия отклонена полностью или частично, — мотивы отклонения со ссылкой на соответствующие нормативные акты и документы, обосновывающие отклонение претензии;

г) перечень приложенных к ответу документов и других доказательств».

 

К ответу на претензию должны быть приложены документы, обосновывающие отклонение претензии, если их нет у заявителя претензии, а в случае, когда претензия отклоняется полностью или частично, заявителю претензии возвращаются полученные с претензией оригиналы документов (

ч. 3 ст. 8 ХПК).

Ответ на претензию подписывается директором предприятия или иным должностным лицом предприятия, имеющим соответствующие полномочия, предоставленные уставом предприятия или доверенностью.

Если к претензии об уплате денежных средств прилагалось платежное требование-поручение, то при признании претензии полностью или частично в платежном требовании-поручении указывается признанная сумма.

Такие платежные требования-поручения исполняются учреждениями банков в порядке, установленном НБУ (

ч. 7 ст. 8 ХПК).

Ответ на претензию посылается адресату заказным или ценным письмом либо вручается ему под расписку

(ч. 4 ст. 8 ХПК).

При отказе получателя выполнить такую отметку на экземпляре предприятия, дающего ответ на претензию, ему придется продублировать отправку этого ответа на претензию по почте с учетом изложенных выше рекомендаций.

После предъявления претензии предприятие может получить один из четырех возможных результатов:

— претензия признана (полностью или частично) и удовлетворена;

— претензия признана (полностью или частично), но не удовлетворена;

— претензия не признана;

— ответ на претензию не получен.

В зависимости от полученного результата предприятие будет принимать решение о своих дальнейших действиях, в частности, о необходимости обращения в суд.

Заканчивая рассмотрение вопроса о порядке досудебного урегулирования споров между субъектами хозяйствования, хотелось бы все-таки призвать их не игнорировать эту возможность и пытаться разрешать спорные ситуации с контрагентами вне зала судебного заседания. При умелом ведении переговоров это поможет сэкономить и время, и деньги. В противном случае предприятие рискует не только быть вовлеченным в многолетнее судебное разбирательство, но и потерять партнера по бизнесу. Вспомните хотя бы, чем закончился спор Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем...

 

 

Предприятие «А»

61000 г. Харьков, ул. Лесная, 10, т/с № 26008880001110 в Харьковском областном филиале АКБ «Укрсоцбанк», МФО 351016, код ЕГРПОУ 11111111

43 (номер исходящей корреспонденции)
от 04.03.2009 г. (дата направления претензии)
 
 

Директору предприятия «Б»

Довгочхуну Ивану Никифировичу

61000 г. Харьков, ул. Речная, 20,

  т/с № 26004440001110 в Харьковском

областном филиале АКБ «Укрсоцбанк»,

 МФО 351016, код ЕГРПОУ 22222222

 

Претензия

об уплате задолженности и штрафных санкций на общую сумму

40053

гривень 42 копейки

 

В соответствии с условиями Договора поставки продукции № 223 от 03.12.2007 г. (далее — Договор) предприятие «А» поставляет предприятию «Б» продукцию на основании ежемесячных Спецификаций.

Предприятие «Б» с начала февраля 2009 года перестало выполнять свои договорные обязательства по оплате поставляемой предприятием «А» продукции, в результате чего по состоянию на 02.03.2009 г. образовалась задолженность на сумму 40000 грн. 00 коп. исходя из следующего расчета:

 

Основание поставки

Дата поставки

Сумма поставки (грн.)

Срок оплаты

Дата фактической оплаты

Количество дней просрочки

Сумма задолженности (без пени)

Накладна № 53 від 05.02.2009 р.

05.02.2009 р.

10000,00

10.02.2009 р.

20

10000,00

Накладна № 58 від 12.02.2009 р.

12.02.2009 р.

10000,00

17.02.2009 р.

13

10000,00

Накладна № 64 від 19.02.2009 р.

19.02.2009 р.

10000,00

24.02.2009 р.

6

10000,00

Накладна № 71 від 25.02.2009 р.

25.02.2009 р.

10000,00

02.03.2009 р.

0

10000,00

Итого:

40000,00

 

Кроме этого, пунктом 5.2 Договора за несвоевременную оплату поставленной продукции предусмотрена пеня в размере 5 % годовых от неоплаченной суммы за каждый день просрочки, в связи с чем предприятие «Б» должно выплатить предприятию «А» по состоянию на 02.03.2009 г. пеню на общую сумму 53! Табличный индекс не может быть нулевым грн. 42 коп. исходя из следующего расчета:

 

Основание поставки

Дата поставки

Сумма поставки (грн.)

Срок оплаты

Размер пени за 1 день просрочки

Количество дней просрочки

Сумма пени (грн.)

Накладна № 53 від 05.02.2009 р.

05.02.2009 р.

10000,00

10.02.2009 р.

5 % (500 грн.) / 365

20

10000,00 / 365

Накладна № 58 від 12.02.2009 р.

12.02.2009 р.

10000,00

17.02.2009 р.

5 % (500 грн.) / 365

13

6500,00 / 365

Накладна № 64 від 19.02.2009 р.

19.02.2009 р.

10000,00

24.02.2009 р.

5 % (500 грн.) / 365

6

3000,00 / 365

Накладна № 71 від 25.02.2009 р.

25.02.2009 р.

10000,00

02.03.2009 р.

5 % (500 грн.) / 365

0

0,00

Итого:

53,42

 

Таким образом, по состоянию на 02.03.2009 г. задолженность предприятия «Б» перед предприятием «А» по Договору составляет 40053 (сорок тысяч пятьдесят три) гривни 42 копейки, в том числе 40000 грн. 00 коп. — оплата за поставленную продукцию, 53 грн. 42 коп. — пеня за несвоевременную оплату поставленной продукции.

На основании изложенного выше, статей 530, 612, 622, 691-692 Гражданского кодекса Украины, статей 222, 230, 231 Хозяйственного кодекса Украины, пунктов 4.2 и 5.2 Договора, а также руководствуясь статьей 6 Хозяйственного процессуального кодекса Украины,

просим

перечислить 40053 (сорок тысяч пятьдесят три) гривни 42 копейки, в том числе 40000 грн. 00 коп. — оплата за поставленную продукцию, 53 грн. 42 коп. — пеня за несвоевременную оплату поставленной продукции, на наш текущий счет № 26008880001110 в Харьковском областном филиале АКБ «Укрсоцбанк», МФО 351016, в противном случае мы будем вынуждены обратиться в хозяйственный суд с иском о принудительном взыскании указанных выше сумм с отнесением судебных расходов на предприятие «Б».

Все документы, необходимые для рассмотрения данной претензии, у Вас имеются.

 

Директор предприятия «А»

/Перепенко/ подпись Перепенко И. И.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше