Темы статей
Выбрать темы

Экосбор — что нужно знать для составления отчетности за I квартал 2009 года

Редакция БН
Статья

Экосбор

что нужно знать для составления отчетности за I квартал 2009 года

 

В конце 2008 года были внесены изменения в порядок уплаты и подачи Налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды. Их следует учитывать при подаче отчетности за I квартал 2009 года. Напомним еще раз об этом сборе и отметим особенности, которые нужно учитывать плательщикам налога в этом году.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 1264 —

Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-ХII.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Инструкция № 162 —

Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Минприроды и ГНАУ от 19.07.99 г. № 162/379.

Порядок № 303

— Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303.

Постановление № 1050

— постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора» от 03.12.2008 г. № 1050.

Порядок № 80 —

Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80.

Письмо № 7787

— письмо ГНАУ «О порядке составления отчетного (нового отчетного, уточняющего) налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды за I квартал 2009 года» от 14.04.2009 г. № 7787/7/15-0817.

 

Плательщики экосбора и объекты налогообложения

С 1 января 2009 года в связи со вступлением в силу ряда нормативно-правовых актов были изменены некоторые моменты взимания сбора за загрязнение окружающей природной среды (далее — экосбор), в частности, субъекты уплаты, объекты взыскания сбора, процедура подачи отчетности и уплаты сбора и т. п.

Начнем рассмотрение нововведений

с изменений, касающихся состава плательщиков сбора. Как известно, плательщиками экосбора в соответствии с п. 2 Инструкции № 162 являются: субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, включая их объединения, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории другой территориальной общины; бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации; постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы в Украине; граждане, осуществляющие на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

Но в связи с внесением

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины об обращении с радиоактивными отходами» от 17.09.2008 г. № 515-VI изменений в ст. 44 Закона № 1264 с 1 января 2009 года перечень плательщиков экосбора был дополнен:

 

Новые категории плательщиков

Объект налогообложения

Организации, эксплуатирующие ядерные установки атомных электростанций и образующие радиоактивные отходы (включая уже накопленные)

Объемы и активность радиоактивных отходов, а также показатели производства электрической энергии за определенный период

Другие субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, перечень которых определяется Кабмином, образующие радиоактивные отходы (включая уже накопленные)

Активность радиоактивных материалов на момент их приобретения

Производители радиоактивных отходов, которые временно хранят радиоактивные отходы сверх установленного срока

Объемы и активность радиоактивных отходов, хранящихся пропорционально сроку хранения радиоактивных отходов сверх установленного срока

 

В связи с этими нововведениями возникает проблема, поскольку изменения были внесены только в

ст. 44 Закона № 1264, а в Инструкцию № 162 и в Порядок № 303 , регулирующие порядок регистрации плательщиков, уплаты и подачи отчетности, соответствующие изменения пока не внесены. Поэтому вопрос взыскания экосбора с этих плательщиков остается нерешенным.

 

Отчетность и уплата сбора

Весомыми являются также изменения, касающиеся порядка отчетности и уплаты экосбора. Они были внесены

постановлением № 1050* в Порядок № 303. Согласно им, начиная с I квартала 2009 года следует подавать Налоговый расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды, форма которого утверждена приказом ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111 (в редакции от 03.04.2008 г. № 206 ; далее — Налоговый расчет), и уплачивать сбор:

по местонахождению стационарных источников загрязнения — при осуществлении сбросов и выбросов стационарными источниками загрязнения;

по местонахождению специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — при размещении отходов;

— по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете — при осуществлении выбросов передвижными источниками загрязнения.

* См. ком. «Экозбор: подаем расчет и платим по-новому» // «БН», 2008, № 50, с. 5.

Ранее подача

Налогового расчета относительно выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов и уплата сбора за такое загрязнение окружающей среды происходили по месту налоговой регистрации плательщика (месту пребывания на налоговом учете в органах ГНС). Место подачи расчета и уплаты экосбора осталось неизменным только для передвижных источников загрязнения.

Но следует отметить, что ГНАУ в

письме № 7787 указала: если плательщик сбора состоит на налоговом учете в городе с районным делением, то такой плательщик может подавать один Налоговый расчет за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов находятся на территории указанного города. При этом в Налоговом расчете необходимо указать код согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете.

Эти изменения в основном касаются предприятий или структурных подразделений, которые зарегистрированы как юридические лица, но у которых загрязнение окружающей среды стационарными источниками, а также сбросы и размещение отходов осуществляются по местонахождению безбалансовых структурных подразделений, не имеющих банковских счетов и расположенных на территории другой территориальной общины, чем предприятия. Напомним, что до изменений эти предприятия отчитывались и уплачивали сбор за все осуществленные такими обособленными структурными подразделениями выбросы, сбросы и размещение отходов по месту своей налоговой регистрации (месту пребывания на налоговом учете в органах государственной налоговой службы)

.

Для того чтобы эти плательщики сбора выполнили новые требования по подаче отчетности и уплате сбора, они

могут стать на учет как плательщики отдельных налогов по местонахождению своих источников загрязнения окружающей природной среды, расположенных на территориях других территориальных общин, чем плательщик налогов. Такие действия предусмотрены пп. 9.2 и 7.11 Порядка № 80, где указано: если в соответствии с законодательством у плательщика налогов, кроме обязанностей по подаче налоговых деклараций (расчетов, отчетов) и/или начислению, удержанию либо уплате (перечислению) налогов, сборов, других обязательных платежей на территории территориальной общины по своему местонахождению возникают такие обязанности на территории другой территориальной общины, то в органе ГНС, соответствующем этой территории, такой плательщик налогов зачисляется в категорию плательщиков отдельных налогов.

Чтобы зарегистрироваться плательщиком отдельных налогов по местонахождению своих источников загрязнения окружающей природной среды, расположенных на территориях других территориальных общин, чем плательщик налогов,

юридическому лицу согласно п. 4.9 Порядка № 80 следует в орган ГНС по местонахождению источника загрязнения подать:

— заявление по ф. № 1-ОПП (

приложение 1 к Порядку № 80) с отметкой «зачисление в категорию плательщиков отдельных налогов»;

— копию свидетельства (документа) о государственной регистрации (легализации);

— копию документа, подтверждающего присвоение идентификационного кода по ЕГРПОУ.

Кроме того, следует помнить, что одновременно с подачей заявления плательщиком налогов — юридическим лицом подаются оригиналы перечисленных документов.

Взятие на учет плательщика налогов органом ГНС осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня получения заявления от плательщика налогов. Этот день и будет считаться датой внесения данных в Единый банк данных юридических лиц.

На следующий рабочий день после постановки плательщика налогов на учет орган ГНС направляет ему справку по

форме № 4-ОПП (приложение 4 к Порядку № 80) или, с согласия плательщика, выдает такую справку на руки.

Если же источники загрязнения окружающей природной среды (стационарный источник или осуществление сбросов и размещение отходов), расположенные на территориях других территориальных общин, чем плательщик налогов,

имеет физическое лицо — предприниматель, то ему также нужно подавать отчетность и уплачивать сбор по месту размещения источников загрязнения. Для этого физическое лицо, как и юридическое, может зарегистрироваться в органе ГНС. Для регистрации в органы ГНС подают (п. 5.3 Порядка № 80):

— заявление по форме № 5-ОПП (

приложение 5 к Порядку № 80) с отметкой «зачисление в категорию плательщиков отдельных налогов»;

— копию свидетельства о государственной регистрации (одновременно с подачей заявления предприниматель предъявляет оригинал такого свидетельства).

Взятие на учет в качестве плательщика налога физического лица осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня получения заявления, в этот же день происходит внесение данных о таком плательщике в Реестр физических лиц. Выдача справки физическому лицу о взятии его на учет производится в те же сроки, что и юридическому.

Если же в регистрации по местонахождению источника загрязнения юридическому или физическому лицу будет отказано, то этот отказ можно будет обжаловать, не забыв при этом направить отчетность по экосбору в орган ГНС, осуществивший отказ, по почте с соблюдением требований

Порядка оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденного постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799.

Следует отметить, что в соответствии с

Методическими рекомендациями относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденными приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784*, плательщик отдельных налогов может быть взят на учет на основании поданного расчета или факта уплаты.

* См. ком. «Учет плательщиков отдельных видов налогов — появились Методрекомендации» // «БН», 2009, № 4, с. 6.

Кроме того, необходимо помнить и о том, что согласно обновленному

п. 9 Порядка № 303 в случае если место подачи налогового расчета не совпадает с местом пребывания на налоговом учете плательщика экосбора (физического или юридического лица), плательщик экосбора должен подать в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, копии соответствующих налоговых расчетов в орган ГНС, в котором этот плательщик экосбора находится на учете.

Таким образом, плательщик экосбора, у которого место расположения источника загрязнения не совпадает с местом нахождения на налоговом учете, должен подавать в органы ГНС два

Налоговых расчета: оригинал — по местонахождению источника загрязнения и копию — по месту пребывания на налоговом учете плательщика экосбора.

 

Проведение индексации

Обращаем внимание плательщиков, что в 2009 году, как и ранее, нужно проводить индексацию нормативов экосбора, поскольку в 2008 году зафиксирована инфляция в 122,3 %.

Напомним, что проводить индексацию экосбора следует по такой формуле:

Ні = Нп х І : 100,

где Ні — проиндексированный норматив сбора в текущем году, гривень с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) за 1 тонну (1 единицу);

Нп — проиндексированный норматив сбора в предыдущем году, гривень с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) за 1 тонну (1 единицу);

І — индекс потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год в %.

Из этой формулы следует, что

для проведения индексации нормативов экосбора за текущий год необходимо взять уже проиндексированные ранее соответствующие нормативы за предыдущий год и увеличить их на индекс потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год.

При индексации нормативов на 2009 год прямо использовать эту формулу можно только тогда, когда предприятие осуществляло индексацию нормативов на 2008 год. В этом случае она проводится путем умножения проиндексированного норматива экосбора на 2008 год (графа 3

Налогового расчета экосбора за 2008 год) на индекс инфляции 2008 года (1,223), как указано в формуле.

Если же индексацию нормативов в силу различных причин в 2008 году не проводили, то для ее проведения в 2009 году необходимо норматив сбора из

приложения 1 к Порядку № 303 умножить на:

— коэффициент 2,373;

— индекс инфляции за 2006 год (1,116);

— индекс инфляции за 2007 год (1,166);

— индекс инфляции за 2008 год (1,223).

При выполнении этих действий следует помнить, что

после выполнения каждой операции умножения нужно осуществлять округление проиндексированного норматива экосбора до двух десятичных знаков, как того требует постановление КМУ от 14.11.2007 г. № 1317. Это также подтверждают и налоговики в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 13, с. 15.

В

Налоговом расчете проиндексированный норматив экосбора должен отражаться в графе 3 «Проиндексованные нормативы сбора». В течение года его значение не будет меняться (норматив рассчитывается на год), а при осуществлении индексации в будущем году как раз из этой графы и будет браться проиндексированный норматив сбора за предыдущий год.

Например

, для бензина этилированного установлен норматив сбора 6 грн./тонну (табл. 1.4 приложения 1 к Порядку № 303).

Проиндексированый норматив экосбора для этого вида загрязняющих веществ, который должен быть указан в

графе 3 Налогового расчета экосбора за 2009 год, рассчитывают так:

6 х 2,373 14,24 (грн./тонну);

14,24 х 1,116 15,89 (грн./тонну);

15,89 х 1,166 18,53 (грн./тонну);

18,53 х 1,223 22,66 (грн./тонну).

 

Порядок заполнения расчета

Налоговый расчет

экосбора составляется один раз в квартал нарастающим итогом с начала года. Подать его в налоговый орган необходимо в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала. Отметим, что в случае если предельный день подачи Налогового расчета совпадает с выходным днем, разрешается подать его на следующий рабочий день, а поэтому предельные сроки подачи Налогового расчета в 2009 году таковы: за I квартал — 12 мая, за полугодие — 10 августа, за 9 месяцев — 9 ноября 2009 года и за год — 9 февраля 2010 года. На это указывала также ГНАУ в письме от 24.01.2009 г. № 1246/7/15-0817*.

* См. ком. «Экосбор: изменения, которые необходимо учесть в 2009 году» // «БН», 2009, № 8, с. 8.

Сама форма

Налогового расчета не менялась с прошлого года, поэтому кратко напомним основные правила заполнения**:

** Подробнее см. статью «Заполняем расчет экосбора за полугодие по обновленной форме» // «БН», 2008, № 29, с. 17 и шпаргалку бухгалтера «Экосбор: справочная информация» // «БН», 2008, № 40, с. 23.

 

№ графы

Название графы

Указываемые данные

1

Названия загрязняющих веществ, виды горючего и их технологические признаки

Указываются: названия загрязняющих веществ, виды горючего, класс опасности, ориентировочно безопасный уровень воздействия соединений (мг/куб. метров), концентрация загрязняющих веществ (мг/литр), класс опасности отходов и уровень опасности отходов согласно перечню, приведенному в приложении 1 к Порядку № 303

2

Фактические объемы выбросов, использованного горючего, сбросов, размещения отходов, тонн (единиц)

Фактические объемы выбросов, использованного горючего, размещенных отходов, объем указывается в тоннах (1 т = 1000 кг). Для оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением, люминесцентных ламп указывают количество единиц оборудования и приборов. Округляются значения до трех знаков после запятой

3

Проиндексированные нормативы сбора (нормативы сбора) в текущем году, грн. коп./т (грн. коп./единицу)

Нужно записать базовые значения норматива (т. е. нормативы из Порядка № 303), умноженные на 2,373 и на индекс инфляции в 2006 году (1,116), в 2007 году (1,166), в 2008 году (1,223) с округлением до двух десятичных знаков после запятой

4

Корректирующие коэффициенты (коэффициенты)

Коэффициенты берутся из табл. 2.1 — 2.5 Порядка № 303

5

6

Лимиты сбросов, размещения отходов, тонн (единиц)

Лимиты сбросов или размещения отходов в тоннах; для оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением, люминесцентных ламп указывается количество единиц

7, 8, 9

Данные графы заполняются в соответствии с формулами, приведенными в самой форме Налогового расчета

 

При заполнении

Налогового расчета следует учитывать то, что постановлением № 1050 увеличен размер коэффициента, применяемого при расчете суммы экосбора для предприятий, для которых не утверждены лимиты сбросов и размещения отходов или которые допустили сверхлимитные объемы сбросов и размещения отходов.

Напомним, что до внесения изменений размер экосбора при отсутствии у плательщика лимитов и допущения сверхлимитных сбросов или размещения отходов взыскивался в

пятикратном размере, а теперь он будет рассчитываться в установленном порядке в десятикратном размере, т. е. с применением коэффициента 10.

Если же вы обратите внимание на формулу расчета, приведенную в графе 8 «Суммы сбора, исчисленного за сверхлимитные объемы» (заполняется, если к. 2 > к. 6 (к. 2 - к. 6) х к. 3 х к. 4 x к. 5 х 5), то увидите, что там стоит коэффициент 5, но это вас не должно смущать, поскольку изменения, внесенные

постановлением № 1050 в Порядок № 303, в форме Налогового расчета пока еще не учтены. А поэтому для недопущения ошибки при заполнении графы 8 «Суммы сбора, исчисленного за сверхлимитные объемы» Налогового расчета вместо коэффициента 5 в формуле расчета нужно применять коэффициент 10.

Обратим внимание на то, что ГНАУ в

письме № 7787 указывает, что согласно п.п. 4.4.2 Закона № 2181, если плательщик считает необходимым в отчетном (новом отчетном, уточняющем) налоговом расчете по действующей форме изложить другое название колонки, строки Налогового расчета или их исправить, дополнить в соответствии с требованиями Порядка № 303, то он имеет право это сделать самостоятельно, что будет согласовываться с нормами действующего законодательства и содержанием Порядка № 303.

Поэтому в

графе 8 Налогового расчета плательщик может самостоятельно исправить в названии этой колонки коэффициент 5 на коэффициент 10, применяемый при отсутствии у плательщика сбора утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущения сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов в соответствии с п. 8 Порядка № 303.

Кроме того, ГНАУ рекомендует в

строке 5 заглавной части Налогового расчета «Код органа местного самоуправления по месту налоговой регистрации плательщика по КОАТУУ» самостоятельно дополнить название этой строки «или Код органа местного самоуправления (сельский, поселковый, городской совет) по местонахождению стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов по КОАТУУ», что даст возможность уточнить место подачи Налогового расчета при наличии у плательщика сбора стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест, расположенных не по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете.

Также следует отметить, что

Налоговый расчет не нужно подавать, если предприятие (предприниматель) с начала года не осуществлял выбросы, сбросы загрязняющих веществ или размещение отходов.

Если же с начала года такая деятельность осуществлялась, а в каком-либо из кварталов прекратилась, то подавать

Налоговый расчет все-таки следует. При этом в нем только дублируются показатели предыдущего отчетного периода, поскольку сам Налоговый расчет составляется нарастающим итогом с начала года (см. письмо от 07.12.2007 г. № 15310/5/15-0516*, п.п. 7.11.2 Порядка № 80).

* См. ком. «Налог с рекламы и экосбор: как подавать отчетность при «нестабильном» объекте налогообложения» // «БН», 2008, № 4, с. 4.

 

Пример

Предприятие, расположенное в Киевском районе г. Харькова, имеет два безбалансовых структурных подразделения, осуществляющих размещение отходов. Одно структурное подразделение находится в Орджоникидзевском районе г. Харькова, второе — в с. Веселое Харьковской обл.

За I квартал 2009 года структурные подразделения разместили отходы с неустановленным классом опасности. Кроме того, предприятие осуществило выбросы передвижными источниками загрязнения — использовало для легкового автомобиля неэтилированный бензин.

При этом корректирующие коэффициенты к ставкам норматива сбора за размещение отходов для структурного подразделения, расположенного в с. Веселое Харьковской обл., равняются: 3 (коэффициент из табл. 2.4 приложения 2 к Порядку № 303) и 1 (коэффициент из табл. 2.5 приложения 2 к Порядку № 303)

Учитывая, что предприятие и первое структурное подразделение находятся в разных районах г. Харькова, руководствуясь рекомендациями налоговиков (

письмо № 7787), предприятие по месту своей налоговой регистрации должно подать Налоговый расчет-1, в котором будут указаны данные о:

— размещении отходов структурным подразделением, находящимся в

Орджоникидзевском районе г. Харькова;

— выбросах передвижными источниками загрязнения (использован неэтилированный бензин).

Кроме того, предприятие должно подать еще один

Налоговый расчет-2 по местонахождению структурного подразделения в с. Веселое Харьковской обл. В нем будут указаны данные о размещении отходов именно этим структурным подразделением. Копию Налогового расчета-2 нужно подать и в орган ГНС, в котором предприятие состоит на налоговом учете.

Пример заполнения Налогового расчета-2 приведен ниже (допустим, что структурное подразделение в с. Веселое Харьковской обл. разместило отходы в количестве 1,352 т).

 

img 1

 

На этом все. Надеемся, что эта статья содержит достаточно информации, чтобы правильно и без проблем отчитаться за отчетный период за загрязнение окружающей природной среды.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше