Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. Электронная отчетность — подаем отчет не выходя из офиса

Редакция БН
Статья

ЭЛЕКТРОННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ — ПОДАЕМ ОТЧЕТ НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ОФИСА

 

В последнее время контролирующие органы настойчиво пытаются внедрять в свою деятельность современные информационные технологии. В связи с этим они все чаще настаивают на подаче отчетности в электронном виде, навязывая такой «электронный прогресс» плательщикам. С одной стороны этот прессинг пугает, но с другой — заманчивы и плюсы: отчет можно подать в контролирующие органы не выходя из офиса, не выстаивая долгие очереди. О том, правомерны ли такие требования контролирующих органов, вы узнаете из нашей сегодняшней «Темы». Расскажем мы также и о порядке подачи электронной отчетности в налоговую инспекцию, социальные фонды.

На сегодняшний день есть возможность подавать отчетность в электронном виде в налоговую инспекцию, Пенсионный и социальные фонды. О процедуре и об особенностях такой подачи мы расскажем в сегодняшней «Теме».

Наталья ГОЛОСКУБОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ДОКУМЕНТЫ «ТЕМЫ»

Закон об электронных документах

— Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.

Закон об ЭЦП

— Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Временный порядок

№ 672 — Временный порядок поступления и компьютерной обработки налоговой отчетности плательщиков налогов в электронном виде в органах ГНС Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 26.11.2004 г. № 672.

Порядок № 7-7 —

Порядок предоставления отчетов в Пенсионный фонд Украины в электронной форме, утвержденный постановлением ПФУ от 19.04.2007 г. № 7-7.

Временный порядок № 7

— Временный порядок формирования и приема отчетов по средствам общеобязательного государственного социального страхования по временной потере трудоспособности и расходам, обусловленным рождением и погребением (форма Ф4-ФСС з ТВП), на магнитных носителях, утвержденный постановлением ФВПТ от 03.03.2006 г. № 7.

Порядок № 21

— Порядок предоставления и учет отчетов по средствам общеобязательного государственного социального страхования по временной потере трудоспособности и расходам, обусловленным рождением и погребением, утвержденный постановлением ФВПТ от 04.03.2004 г. № 21.

Приказ № 242

— приказ ГНАУ «Об утверждении формата (стандарта) электронного документа отчетности плательщиков налогов» от 03.05.2006 г. № 242.

Инструкция № 233

— Инструкция о подготовке и предоставлении налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденная приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233.

Инструкция № 21-1 —

Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1.

Инструкция № 339

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденная приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339.

Методрекомендации № 827

— Методические рекомендации по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины, утвержденные приказом ГНАУ от 31.12.2008 г. № 827.

Приказ № 485

— Унифицированный формат транспортного уведомления при информационном взаимодействии плательщиков налогов и налоговых органов в электронном виде телекоммуникационными каналами связи с использованием электронной цифровой подписи, утвержденный приказом ГНАУ от 22.07.2008 г. № 485.

Разъяснения № 31-ос

— Разъяснения по эксплуатации автоматизированной информационной системы принятия отчетных документов от страховщиков в рабочих органах Фонда средствами интернет-технологий, утвержденные приказом дирекции ФВПТ от 05.03.2009 г. № 31-ос.

Временный порядок № 17

— Временный порядок предоставления электронных отчетов в органы Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденный приказом Госцентра занятости от 12.03.2009 г. № 17.

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В НАЛОГОВУЮ

Вечный вопрос: добровольно или принудительно?

Основным документом, который регулирует особенности подачи отчетности и которым установлены общие требования к ней, является

Закон № 2181. В соответствии с абз. «з» п.п. 4.4.2 Закона № 2181 налоговая отчетность может быть предоставлена по добровольному решению налогоплательщика налоговому органу в электронной форме, при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством. Как видим, Законом № 2181 четко определено, что подача отчетности в электронной форме — дело добровольное и принимать такое решение налогоплательщик вправе самостоятельно. В принципе ГНАУ с этим не спорит. Так, в письмах от 24.04.2008 г. № 198/4/28-0510, от 01.11.2007 г. № 22318/7/31-1017, от 24.11.2006 г. № 360/4/15-0110 налоговики отметили, что налоговым законодательством предусмотрена возможность предоставления налогоплательщиком в ГНС налоговой отчетности как в бумажном, так и в электронном виде по выбору плательщика. На отсутствие законных оснований для обязательности сдачи отчетности в электронной форме, а также на неправомерность действий налоговиков принимать отчетность на бумажных носителях и требований заключать договоры о предоставлении отчетности в электронном виде указывает и Госпредпринимательства в своих письмах от 18.03.2005 г. № 1788, от 25.04.2007 г. № 2994.

В принципе, отчетность можно предоставить в налоговую и другими способами:

— на бумажных носителях

лично;

— на бумажных носителях

почтовыми отправлениями. Напомним, что по почте направляется отчет с заказным уведомлением о вручении не позднее 10 дней до окончания предельного срока подачи такой налоговой декларации (п.п. 4.1.7 Закона № 2181);

— на электронных носителях

(магнитных дисках, флэш-картах, компакт-дисках) с приложением распечатанных оригиналов документов налоговой отчетности на бумажных носителях — лично.

 

С чего начинать, если...

...налогоплательщик решил подавать отчетность в электронном виде, ему следует обратиться в налоговую инспекцию по месту своей регистрации. В налоговой инспекции выдадут

два экземпляра Договора о передаче налоговой отчетности в государственную инспекцию в электронном виде (приложение 6 к Временному порядку № 672) (далее — Договор)* и запишут на любой электронный носитель (дискету, флешку и т. п.) бесплатное программное обеспечение для формирования и предоставления налоговой отчетности в электронном виде. Под программным обеспечением понимают программу «Бест-Звіт», которая позволяет формировать налоговую отчетность в XML-формате (такой формат (стандарт) электронного документа утвержден приказом № 242). В принципе этот XML-формат поддерживают и другие бухгалтерские программы. Поэтому иметь программу «Бест-Звіт» не обязательно.

* В принципе форму Договора и программное обеспечение можно получить, не выходя из офиса, на официальном сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua).

Но только подписать

Договор с налоговой для предоставления отчетности в электронном виде, мало. Надо, чтобы на электронную отчетность была наложена электронная цифровая подпись (ЭЦП)**, сформированная при помощи сертифицированных ключей. Усиленные сертификаты ключей ЭЦП, выданные любым аккредитованным центром сертификации ключей в соответствии с Законом об ЭЦП, являются универсальными и дают возможность подписывать документы любого формата, в том числе и отчетность. На сегодняшний день приобретение ЭЦП и усиленных сертификатов ключей не является проблемой для пользователей. Аккредитованные центры имеют широкую дилерскую сеть и способны удовлетворить спрос всех желающих. Информацию о центрах можно найти на сайте Центрального удостоверяющего органа (www.czo.gov.ua).

** О том, как ЭЦП следует учитывать в налоговом и бухгалтерском учете, мы писали в статье «Электронная цифровая подпись — получаем и отражаем в учете»// «БН», 2008, № 24, с. 36.

С информацией о подаче налоговой отчетности в электронном виде, программном обеспечении, с перечнем центров сертификации ключей, с которыми ГНАУ заключила договор также можно ознакомиться в рубрике «Плательщикам налогов об электронной отчетности» на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.

 

На что обратить внимание

После того как договор с налоговой подписан и усиленные сертификаты ключей ЭЦП получены, налогоплательщик может отправлять отчет в электронном виде. Для подачи отчетности в электронном виде средствами телекоммуникационной связи налогоплательщик:

1) создает электронный отчет

в соответствии с утвержденным ГНАУ форматом (стандартом);

2) налагает ЭЦП

должностных лиц в следующем порядке: первой — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй — ЭЦП руководителя (директора), третьей — ЭЦП, являющейся аналогом оттиска печати плательщика налогов. Если налагает ЭЦП частный предприниматель, то порядок будет следующий: первой — ЭЦП частного предпринимателя, второй — ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска его печати (при наличии);

3) осуществляет шифровку электронного отчета;

4)

зашифрованный электронный отчет подает в центр обработки электронной отчетности (ЦОЭО), в том числе через оператора (о роли оператора в электронном документообороте скажем чуть позже).

Адрес электронной почты ЦОЭО:

zvit@sta.gov.ua*. Время работы центра — с 8:00 до 20:00 ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней**.

* Если отчет отправляется не напрямую в ЦОЭО, а

через оператора, то адрес для отправки будет другой. Об этом — ниже.

** Если отчет отправлять

через оператора, то, как правило, принятие отчетов происходит круглосуточно, кроме выходных.

ЦОЭО выполняет все функции по приему и обработке налоговой отчетности в электронном виде, которые до недавнего времени выполняли налоговые инспекции на местах. Затем при помощи защищенных локальных сетей ГНАУ информация в обработанном виде поступает в районные налоговые инспекции по месту регистрации клиентов системы. Подтверждением предоставления налогоплательщиком электронной отчетности являются

квитанции. В первой фиксируется факт и время получения отчета в электронной форме, во второй содержится отметка о принятии или непринятии такого отчета, а третья квитанция удостоверяет факт доставки электронного отчета и внесения данных в базу данных налоговой инспекции по месту регистрации налогоплательщика.

При этом следует помнить, что

дата и время, зафиксированные в квитанции № 1, соответствуют дате и времени предоставления налогового документа в электронном виде в налоговые органы (п.п. 7.7 Инструкции № 233). Здесь можно провести параллель с почтовым штемпелем на конверте, если налогоплательщик отсылает отчет почтой. Если налогоплательщик получил квитанцию № 1, то он не несет ответственности за несвоевременную подачу отчета, даже если налоговым органом такой электронный отчет был принят после установленного конечного срока подачи отчетности. С этим согласны налоговики (консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины» // 2009, № 17, с. 2). В этом же номере журнала, но на с. 14 налоговики отмечают, что «для того чтобы налоговая отчетность считалась поданной вовремя, ее следует послать не позднее установленного срока представления отчетности в бумажном виде. Налогоплательщик самостоятельно определяет конечный срок отправления налоговых документов в электронном виде с учетом времени, необходимого на своевременную доставку документов в ГНИ в случае возможного повреждения телекоммуникационной связи или при непоступлении квитанции о приеме налоговых документов в электронном виде. Отчетность, полученная ГНИ в бумажном или электронном виде позже предельного срока, считается поданной с нарушением срока». Это тоже надо учитывать при отправке электронного отчета.

Первую квитанцию налогоплательщик может получить как от ЦОЭО, так и от посредника ЦОЭО — оператора

электронной отчетности (посредник, предоставляющий услуги по обмену электронными отчетами и квитанциями в централизованную систему электронной отчетности).

Возможность использования услуг посредника-оператора в системе предоставления налоговых документов в электронном виде предусмотрена

Методрекомендациями № 827. В них идет речь о введении централизированной системы сдачи отчетности в электронном виде, об операторе электронной отчетности и его роли в электронном документообороте. В частности, в п.п. 4.13.11 Методрекомендаций № 827 отмечено, что в случае подачи отчетности в электронном виде средствами телекоммуникационной связи через оператора на основании заключенных договоров оператор частично выполняет функции ЦОЭО, в том числе:

— проверяет соответствие транспортного сообщения

, сформированного плательщиком налогов, унифицированному формату и его целостность;

фиксирует дату получения электронного отчета (в качестве даты его подачи плательщиком налогов) и указывает дату и время в первой квитанции, которую формирует, заверяет собственной ЭЦП и направляет плательщику налогов и в ЦОЭО;

хранит информацию обо всех полученных электронных отчетах и квитанциях, заверенных ЦОЭО и плательщиками налогов, и осуществляет ее периодическое (не больше одного раза в месяц) резервное копирование.

Вместе с тем ГНАУ в своем

письме от 20.05.2009 г. № 28-0525/112 проводит аналогию между услугами оператора и услугами обычной почты («...направление электронного отчета в органы ГНС через оператора не означает представление электронного отчета оператору, а является только использованием его услуг для передачи электронных документов (аналогично почтовым услугам для передачи документов на бумагу»).

Услуги оператора платные, поэтому пользоваться ими или напрямую отсылать отчет в ЦОЭО, решать вам.

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

Добровольно или принудительно?

Согласно

п. 11.11 Инструкции № 21-1 отчетность в Пенсионный фонд можно подавать в электронном виде по добровольному решению плательщика. То, что представление страхователями отчетов в электронной форме с использованием ЭЦП осуществляется только по инициативе страхователя, подтвердил ПФУ в письме от 24.05.2007 г. № 8558/05-01.

Вместе с тем в отношении отчетности по персонификации

Порядок персонификации* выдвигает дополнительные условия. В частности, в соответствии с его п. 1.3 предприятия, у которых численность наемных работников свыше 5 человек, должны предоставлять сведения по персонификации одновременно на электронных и бумажных носителях. На практике ситуация сложилась таким образом, что страхователи, у которых более 5 человек, не оспаривают требования Порядка персонификации и предоставляют отчет по персонификации в бумажном и электронном виде. Для формирования ежегодных сведений о персонификации в электронном виде Пенсионный фонд бесплатно распространяет программу «Автоматизированное рабочее место работодателя для подготовки отчетов в систему персонифицированного учета сведений о доходах, трудовом стаже и размере взносов» (АРМ-Р). Программу можно скачать на веб-сайте ПФУ www.pfu.gov.ua. Обновленные версии такой программы должны предоставляться органами Пенсионного фонда по месту регистрации страхователя.

* Порядок формирования и представления органам Пенсионного фонда Украины сведений о застрахованном лице, используемых в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, утвержденный постановлением ПФУ от 10.06.2004 г. № 7-6.

 

С чего начинать если...

... страхователь желает перейти на электронную сдачу всей без исключения пенсионной отчетности? Ему необходимо:

1) направить письмо

произвольной формы в управление Пенсионного фонда Украины по месту своей регистрации;

2) предоставить в ЦОЭО копию письма

(заверенную собственной печатью) вместе с копией распорядительного документа о должностных лицах, которым предоставлено право наложения ЭЦП на электронный отчет;

3) заключить договор

с ЦОЭО Пенсионного фонда. ЦОЭО — юридическое лицо, с которым Пенсионный фонд заключил договор о выполнении функций информационно-технического администратора системы предоставления электронных отчетов, включающих получение, хранение, проверку целостности электронных отчетов и передачу их территориальным органам.

После заключения договора ЦОЭО информирует об этом управление ПФУ по месту регистрации. После чего вы получаете усиленные сертификаты ключей ЭЦП в любом аккредитованном центре сертификации ключей — и вы готовы отправлять отчет в электронном виде. Форматы всех форм электронных отчетов размещены на веб-сайтах ПФУ:

www.pfu.gov.ua. На сегодняшний день для подготовки и предоставления отчета в электронном виде в ПФУ можно использовать только следующие специализированные программные обеспечения:

1) программный комплекс «АРМ Звіт страхувальника»;

2) программный комплекс «БЕСТ-ЗВІТ ПЛЮС» (ПК «БЕСТ-ЗВІТ + »);

3) система формирования и предоставления отчетности «е-Форма».

Более детальную информацию о представлении электронных отчетов в ПФУ можно получить непосредственно у специалистов государственного предприятия «Информационный центр Персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины» (тел. 8 (044) 278-42-50, 8 (044) 235-95-49, сайт:

www.spov.com.ua).

 

На что обратить внимание

Процедура подачи электронной отчетности в Пенсионный фонд подробно описана в

п. 3 Порядка № 7-7. В частности, для подачи отчетности в электронном виде средствами телекоммуникационной связи страхователь:

1) создает электронный отчет

согласно утвержденному ПФУ формату;

2) на отчет налагается ЭЦП

должностных лиц страхователя в следующем порядке: первой — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй — ЭЦП руководителя (директора), третьей — ЭЦП, аналог оттиска печати. При отсутствии у страхователя должности бухгалтера ЭЦП должностных лиц страхователя налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП руководителя (директора), второй — ЭЦП, аналог оттиска печати страхователя;

3) осуществляет шифрование электронного отчета

и направляет его в ЦОЭО через телекоммуникационные каналы общего пользования.

После получения от страхователя электронного отчета ЦОЭО осуществляет его расшифровку, проверку целостности электронного отчета путем проверки ЭЦП, выполняет проверку соответствия электронного отчета установленному формату и формирует квитанцию о получении электронного отчета. На квитанцию налагается ЭЦП ЦОЭО и

осуществляется ее шифрование. Квитанция направляется страхователю телекоммуникационными средствами общего пользования. Датой и временем предоставления электронного отчета являются дата и время, зафиксированные в квитанции о получении электронного отчета (п.п. 3.3.2 Порядка № 7-7). ЦОЭО заверяет электронный отчет страхователя собственной ЭЦП, передает его в соответствующее управление Пенсионного фонда по месту регистрации страхователя.

При этом следует помнить, что

ЦОЭО принимает отчетность с 9:00 до 22:00 ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней. В случае поступления электронного отчета в ЦОЭО:

— до 16 часов

квитанция о получении отчета направляется страхователю в течение двух часов с момента получения;

— после 16 часов

квитанция о получении отчета направляется страхователю в течение первых двух часов следующего рабочего дня, т. е датой принятия такого отчета будет считаться следующий день.

Электронный отчет считается

не полученным, если страхователь не получил квитанции о получении электронного отчета или получил указанную квитанцию, содержащую информацию о неправомерности наложенных ЭЦП страхователя или несоответствии утвержденному формату электронного отчета (п. 3.6 Порядка № 7-7).

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В ФОНД «НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ»

Добровольно или принудительно?

Фонд соцстраха от несчастных случаев решил не отставать от ГНАУ и Пенсионного фонда в электронном прогрессе и утвердил в начале 2009 года

Порядок № 16 о подаче электронных отчетов в рабочие органы Фонда соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины. Как вы понимаете, Порядку всего полгода и работа по воплощению системы приема отчетности в электронном виде в жизнь только в процессе. В связи с этим ограничимся лишь кратким анализом данного Порядка. Отвечая на вопрос раздела, добровольно или принудительно предоставлять отчет в электронном виде, обратимся к п. 3.1 Порядка № 16. В нем отмечено, что отчет в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда, где страхователь состоит на учете, может быть подан (направлен):

— на бумажных носителях;

— в электронном формате через оператора

в ЦОЭО (структурное подразделение исполнительной дирекции Фонда, который выполняет функции информационно-технического администратора архива электронных документов в системе электронной отчетности) с помощью программных средств и любых средств телекоммуникационной связи, гарантирующих доставку электронного отчета в течение двух часов.

Следовательно,

подача страхователем отчетов в электронном формате осуществляется только по его инициативе.

 

На что следует обратить внимание

Как и в случае с налоговой отчетностью, отчетность в Фонд соцстраха от несчастных случаев должна быть подписана ЭЦП и отправлена по электронной почте в адрес оператора электронной отчетности, который должен обеспечивать круглосуточный прием электронных отчетов.

Оператор электронной отчетности — юридическое лицо, которое на договорных началах предоставляет услуги, в том числе по обмену электронными документами в системе электронной отчетности между страхователями, ЦОЭО и аккредитованными центрами сертификации ключей в соответствии с Порядком № 16 и соответствует техническим и квалификационным требованиям к оператору, определенным исполнительной дирекцией Фонда.

Первая квитанция

направляется в течение двух часов с момента отправления страхователем электронного отчета оператору. Она и удостоверяет факт, дату и время отправления (не отправления) электронного отчета страхователя. Далее оператор направляет электронный отчет и первую квитанцию в ЦОЭО. В свою очередь ЦОЭО направляет оператору вторую квитанцию, удостоверяющую факт, дату и время получения электронного отчета ЦОЭО и подачи его в соответствующие рабочие органы исполнительной дирекции Фонда. После того как на местах инспектора Фонда проведут камеральную проверку и результаты такой проверки будут положительными, ЦОЭО направит страхователю через оператора третью квитанцию. Электронный отчет считается поданным, если страхователь получил от ЦОЭО третью квитанцию о приеме электронного отчета. Только вот третья квитанция направляется страхователю после проведения камеральной проверки электронного отчета рабочим органом исполнительной дирекции Фонда в течение пяти рабочих дней с момента получения электронного отчета ЦОЭО от оператора.

В связи с этим не совсем понятно, в чем тогда преимущество подачи в Фонд электронной отчетности? Ведь третью квитанцию, как мы понимаем, страхователь получит не сразу (этот срок может продлиться до пяти рабочих дней). А ведь именно эта квитанция подтверждает факт приема отчета Фондом. Получается, что введенные

Порядком посредники и ограничение сроков получения страхователем третьей квитанции ставят под сомнение оперативность подачи отчета в электронном виде. Но пока процедура подачи отчета в электронном виде только в стадии внедрения. Поэтому на выходе может что-то и изменится. Подождем.

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В ФОНД СОЦСТРАХА ПО ВПТ

Добровольно или принудительно?

Предоставлять

отчет в электронном виде в Фонд соцстраха по ВПТ можно по инициативе страхователя, т. е. на добровольных началах (п. 1.3 Разъяснений № 31-ос). Отчет в Фонд можно также отправить:

— на бумажных носителях —

лично;

по почте с уведомлением о вручении (не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока — п. 3 Порядка № 21);

средствами телекоммуникационной связи с наложением ЭЦП в Фонд по ВПТ — лично или через посредника.

 

С чего начинать если...

... страхователь желает перейти на электронную (в понимании Фонда по ВПТ) сдачу отчетности? Ему необходимо заключить договор с рабочим органом отделения Фонда (адресатом отчетности). Если отчетность в Фонд страховщик будет предоставлять через посредника, то в этом случае достаточно заключить договор с посредником. Подавать отчетность напрямую в Фонд или через посредника, страхователь решает самостоятельно. Процедура подачи электронной отчетности описана в

Разъяснениях № 31-ос. Подробно рассматривать ее не будем, отметим лишь главное:

формат электронного отчета определяется и утверждается исполнительной дирекцией Фонда. Форматы всех форм электронных отчетов можно найти на официальном веб-сайте Фонда: www.fse.gov.ua;

— на электронный

отчет обязательно налагается ЭЦП в таком же порядке, что и при отправке отчета в электронном виде в другие фонды (например, см. раздел статьи «Электронная отчетность в Пенсионный фонд»);

время приема отчетности через Интернет Фонд обеспечивает круглосуточно. А вот обработку отчетов осуществляет с 9:00 до 17:00 ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней. В случае получения электронного отчета после 16:00 Фонд формирует квитанцию в течение первых двух часов следующего рабочего дня;

— датой предоставления электронной отчетности считается дата, зафиксированная посредником или Фондом в первой квитанции к электронному отчету, по которому страховщик получил вторую квитанцию с уведомлением о принятии электронного отчета

. Электронный отчет без получения второй квитанции с уведомлением о принятии предоставленным не считается (п. 6.5 Разъяснений № 31-ос).

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ

Добровольно или принудительно?

Отчетность в центр занятости можно подавать как

на бумажных носителях, так и в электронном виде по выбору страхователя. Подтверждение своих слов находим в п. 6.7 Инструкции № 339. Кроме того, о подаче отчетности в электронной форме исключительно на добровольных началах сказано и в Методических рекомендациях по заполнению расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, доведенных письмами Минтруда от 20.03.2009 г. № ДЦ-03-2140/ 0/ 6-09, от 22.06.2009 г. № 170/18/99-09.

Это подтверждает, что на сегодняшний день у

плательщиков взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы законодательно есть право выбора: подавать отчетность на бумажных носителях или в электронной форме.

 

На что следует обратить внимание

Отчеты в электронном виде подаются работодателями в сроки предоставления, установленные законодательством для соответствующих отчетов в бумажной форме. Предоставление работодателем отчетов осуществляется в соответствии с требованиями

Временного порядка № 17 и действующего законодательства. Согласно Временному порядку № 17 страхователь отправляет подписанный ЭЦП отчет в ЦОЭО и самостоятельно проверяет наличие и получает соответствующие квитанции (квитанций две).

Как говорится, гладко написано на бумаге... Только вот на практике центр занятости требует представлять отчетность в Фонд безработицы

только через посредника (путем формирования отчетности на интернет-портале «iForma») и только с использованием ключей, выданных Аккредитованным центром сертификации ключей Государственной службы занятости Украины (www.ca.dcz.gov.ua). Этот центр был создан на базе центра занятости. Его услуги центр занятости позиционируют как единственно допустимые для удостоверения отчетности страхователя. О том, что усиленные сертификаты ключей ЭЦП, выданные любым аккредитованным центром сертификации ключей в соответствии с Законом об ЭЦП, являются универсальными, и центр занятости не вправе навязывать страхователям только свои услуги ЭЦП, мы писали в статье «Центр занятости не вправе навязывать свои услуги ЭЦП» // «БН», 2009, № 24, с. 34. Услуга по отправке отчета через информационный портал — платная услуга. Разработчики портала обещают, что после того, как отчет будет им прислан, отправитель на протяжении нескольких минут получит квитанцию о его отправке. Потом в течение двух часов получит квитанцию с отметкой о принятии отчета.

Что в результате? С одной стороны, сдавать отчет в центр занятости не выходя из офиса — дело заманчивое. С другой стороны, сталкиваемся с одними ограничениями (

только через посредника, только с использованием специальной ЭЦП). И все это стоит денег. Никакой свободы. Что делать в этой ситуации, решать вам.

 

ВЫВОДЫ

Система электронной сдачи отчетности, безусловно, имеет свои недостатки и преимущества. Начнем с недостатков. Как ни печально, но все в нашем мире стоит денег.

Услуги по подтверждению ЭЦП усиленным сертификатом предоставляются на платной основе. Услуги посредника по предоставлению отчета в электронной форме тоже платные. Ко всему этому на сегодняшний день недостаточная технологическая и техническая база как у налогоплательщика, так и у контролирующих органов. Но не будем заканчивать нашу сегодняшнюю «Тему» на такой печальной ноте. Ведь есть и преимущества сдачи отчетности в электронном виде. Так, переход на электронную систему отчетности дает возможность:

— сдавать отчетность не выходя из офиса;

— автоматически производить расчеты итоговых или расчетных строк отчетности, что во многом сводит к минимуму арифметические ошибки;

— своевременно обновлять программное обеспечение при введении новых отчетных форм.

В заключение пожелаем вам в совершенстве освоить и по достоинству оценить все преимущества сдачи отчетности в электронном виде.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше