Темы статей
Выбрать темы

РРО и касса — очередное обзорное письмо от ГНАУ

Редакция БН
Статья

РРО И КАССА —

очередное обзорное письмо от ГНАУ

 

В последнее время ГНАУ активно начала издавать обзорные письма на разные темы. Сегодня мы анализируем обзорное письмо от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572, в котором собраны ответы на вопросы, связанные с организацией проведения расчетных операций и регулирования обращения наличности.

Виктория МЯКОТА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КоАП —

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Указ № 436

— Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

Порядок № 601

— Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2004 г. № 601.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Порядок № 11

— Порядок доработки электронных контрольно-кассовых аппаратов, утвержденный решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем от 30.11.99 г. № 11.

Номенклатура продукции

— Номенклатура продукции промышленности, утвержденная приказом Госкомстата в редакции от 29.12.2007 г. № 477.

Положение № 614

— Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок КУРО

— Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Классификатор продукции

— Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016-97, утвержденный приказом Госстандарта от 30.12.97 г. № 822.

Методрекомендации № 210

— Методические рекомендации по порядку проведения проверок по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования кассовой дисциплины, полноты оприходования выручки от реализации товаров (услуг), утвержденные приказом ГНАУ от 23.04.2009 г. № 210.

 

Мнение налогового ведомства учитывают многие налогоплательщики. С целью систематизации своей позиции ГНАУ издала очередное

обзорное письмо* письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572.. В нем разъясняется порядок контроля за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги), требования по регулированию обращения наличности, порядок применения РРО**, норм обращения наличности, применения штрафных санкций в сфере наличного обращения.

* На сегодняшний день мы проанализировали обзорные письма по налогу на прибыль (письмо от 06.07.2009 г. № 14060/7/15-0217 // «БН», 2009, № 29, с. 11), по транспортному налогу (письмо от 09.07.2009 г. № 14316/7/17-031 // см. с. 23 этого номера) и по единому налогу для ФЛП (письмо от 14.07.2009 г. № 14735/7/17-0417// см. с. 9 этого номера).

** Принятые сокращения: РРО — регистратор расчетных операций; КУРО — книга учета расчетных операций; РК — расчетная квитанция; ФЛП — физическое лицо — предприниматель; ПКО — приходный кассовый ордер; РКО — расходный кассовый ордер.

Несмотря на то что в

письме предоставлены ответы на более чем 230 вопросов, многие из них дублируются, а ряд вопросов представляет цитирование норм профильного Закона об РРО и подзаконных актов. Поэтому мы проанализируем наиболее интересные вопросы.

 

Вопрос/p>

Разъяснение ГНАУ (комментарий редакции)

1

2

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РРО

Сколько РРО необходимо регистрировать по одному адресу?

Отдельный РРО должен быть на каждом месте проведения расчетов.
Если предприятие имеет несколько объектов хозяйствования по одному адресу, но разные помещения, то на каждом месте проведения расчетов (в разных помещениях этого адреса) необходимо установить РРО (вопрос 2.2.77).
От себя добавим: если в одном помещении есть несколько мест проведения расчетов, то на каждом таком месте также должен быть отдельный РРО

Можно ли самостоятельно производить ремонт РРО?

Нет, ремонтировать РРО возможно только в центрах сервисного обслуживания (вопрос 2.2.111). При этом после проведения ремонта необходимо в орган ГНС по месту учета предоставить копию справки об опломбировании РРО, выданную центром сервисного обслуживания после ремонта, не позднее ближайшего срока подачи отчетности по РРО (вопрос 2.2.127)

Какой срок службы регистраторов расчетной операции?

Срок службы РРО устанавливает производитель этой продукции (п. 2 Порядка № 601). Если производитель (поставщик) не установил срок службы, то, по мнению ГНАУ, его продолжительность следует устанавливать не более 7 лет с момента введения в эксплуатацию, но не более 9 лет с даты выпуска (вопрос 2.2.112). Такой срок предусмотрен п. 1.5 Порядка № 11.
РРО, используемый свыше этого срока, по мнению ГНАУ, не может считаться РРО для целей Закона об РРО, и поэтому дальнейшее его использование является нарушением ст. 3 этого Закона и может повлечь наложение штрафа согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО — 500 % стоимости проданных товаров (предоставленных услуг) (вопрос 2.2.148)

Как обеспечить соответствие наличных на месте проведения расчетных операций, если наличные не помещаются в ящик РРО?

Если предприятие не имеет возможности хранить всю сумму наличных в ящике РРО, то часть наличных можно хранить в сейфе при условии его нахождения на месте проведения расчетов. При этом сумма наличных средств на месте проведения расчетов (в ящике РРО и сейфе) должна соответствовать сумме средств, отмеченной в дневном отчете РРО.
С целью избежания недоразумений с контролирующими органами следуют обусловить такую ситуацию во внутреннем приказе по предприятию, в котором отметить, что в сейфе, размещенном на месте проведения расчетов, должна сохраняться лишь выручка от реализации с использованием РРО (вопрос 2.5.2).
От себя добавим: в таком случае выемку из ящика наличных, которые хранятся в сейфе до их передачи в кассу или для инкассации, не надо оформлять с помощью операции «Служебная выдача».
Подобную позицию мы озвучивали в конс. «Поступление денежных средств из банка не обязательно проводить через установленный в кассе РРО» // «БН», 2009, № 27, с. 45

ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ПОМОЩЬЮ РРО

Когда РРО применять обязательно?

При расчетах с покупателями с использованием пластиковой карточки (с использованием POS-терминала). При этом слип в понимании Закона об РРО не является расчетным документом и поэтому покупателю необходимо выдать и слип и кассовый чек (вопросы 2.2.6, 2.2.10, 2.2.18, 2.2.143)

ФЛП на общей системе налогообложения при проведении расчетных операций наличными:
в машинах-такси при расчетах с пассажирами (вопрос 2.2.15);
за предоставленные услуги по техническому обслуживанию автомобилей на СТО (вопрос 2.2.21);
— при осуществлении оптовой реализации продукции собственного производства (при осуществлении доставки собственным транспортом и получении при этом выручки автотранспортные средства должны быть обеспечены РРО) (вопрос 2.2.28);
— при продаже табачных изделий (вопрос 2.2.43)

При продаже железнодорожных билетов (вопрос 2.2.25)

 

Предприятию, осуществляющему торговую деятельность, при проведении наличных расчетов за:
проживание в общежитии (вопрос 2.2.26);
— предоставление помещений в аренду (вопрос 2.2.41);
за принятую стеклотару (вопрос 2.2.27). По этому поводу см. также конс. «Скупка тары у физлица: организационные моменты и налоговый учет» // «БН», 2008, № 45, с. 44.
При этом норма п. 1 ст. 9 Закона об РРО не применяется

При осуществлении наличных расчетов при продаже электроэнергии и предоставлении сопутствующих услуг (услуги по выдаче технических требований на подключение трехфазного питания, ремонта и подключения электросчетчиков, по выдаче разрешений на применение термического оборудования), поскольку согласно Правилам пользования электрической энергией, утвержденным постановлением НКРЭ от 31.07.96 г. № 28, электрическая энергия является товаром (вопрос 2.2.40)

При возврате покупателю наличных средств за неполученный или возвращенный им товар (вопрос 2.2.55).
Если наличных в ящике РРО недостаточно для возврата наличных покупателю, то (вопрос 2.2.79):
1) кассир РРО обращается в бухгалтерию предприятия, чтобы из кассы ему выдали определенную сумму наличных для возврата покупателю;
2) выдачу наличных из кассы проводит по РКО или расходным ведомостям;
3) кассир РРО получает из кассы предприятия средства, вносит их в кассовый аппарат путем проведения операции «Служебное внесение»;
4) кассир РРО возвращает средства покупателю

Что понимают под продукцией собственного производства для целей Закона об РРО?

К продукции собственного производства может быть отнесена продукция, которая производится и реализуется самим предприятием в едином технологическом процессе с использованием собственной или наемной рабочей силы (вопрос 2.4.8)

Надо ли применять РРО при реализации тары, которая непосредственно используется при продаже продукции собственного производства?

По мнению ГНАУ, РРО необходимо применять при продаже за денежные средства любых товаров, кроме продукции собственного производства (вопрос 2.4.1).
Комментарий редакции. Получается, что если продается тара, купленная у сторонних организаций, в которую помещена продукция собственного производства и при этом ее продают отдельно (в расходных документах реализация тары выделена отдельной строкой), то при продаже за наличные такой тары необходимо применять РРО. Если же реализуется тара собственного производства, то считаем возможным воспользоваться нормой п. 1 ст. 9 Закона об РРО относительно возможности приема в оплату наличных денег в кассу с оформлением ПКО

Нужно ли применять РРО, если предприятие реализует отходы собственного производства?

По мнению ГНАУ, РРО применять не обязательно. Можно воспользоваться нормой п. 1 ст. 9 Закона об РРО (вопрос 2.4.4).
Из ответа следует, что ГНАУ считает отходы производства (опилки, обрезки материалов и т. п.) для целей Закона об РРО продукцией собственного производства.
Напомним: в бухгалтерском учете отходы учитываются на субсчете 209 «Прочие материалы». По своей сути отходы мало чем отличаются от материальных ценностей, полученных от ликвидации основных средств. Поэтому непонятно, почему продажу за наличные материальных ценностей, полученных от ликвидации основных средств, ГНАУ считает необходимым оформлять через РРО, а отходов производства — через кассу (см. следующий вопрос 2.2.141)

Когда РРО при осуществлении наличных расчетов можно не применять?

 

Продажу основных фондов за наличные можно проводить через кассу предприятия без применения РРО, воспользовавшись нормой п. 1 ст. 9 Закона об РРО при условии, что такие средства учитывались на счете 10 «Основные средства» А вот продажу материальных ценностей, полученных от ликвидации основных средств, необходимо проводить через РРО. Это объясняется тем, что такие объекты учитываются на счетах 20, 28 и не являются продукцией собственного производства, а значит, наличные расчеты при их продаже без РРО оформить нельзя (вопрос 2.2.141).
Комментарий редакции. Таким выводом рекомендуем пользоваться с осторожностью (подробнее см. ком. «Продажа основных фондов за наличку: нужно ли РРО? ГНАУ опять передумала» // «БН», 2009, № 21, с. 7)

Табачные изделия можно продавать без РРО через киоски, с лотков и разносок без применения РРО и расчетных квитанций при соблюдении требования к объему реализации согласно п. 10 ст. 9 Закона об РРО. Аргумент: табачные изделия согласно Номенклатуре продукции относятся к продовольственной группе товаров — подсекция DA «Пищевые продукты, напитки и табачные изделия».
Подобную позицию ГНАУ высказала и ранее в письме от 02.04.2009 г. № 3842/5/16-1516 // «БН», 2009, № 16, с. 9 (вопрос 2.2.22)

При проведении расчетов за предоставленные стоматологические услуги при соблюдении требований п. 1 ст. 9 Закона об РРО (с проведением таких расчетов в кассе предприятий с оформлением ПКО), или при осуществлении расчетов через учреждения банка (вопрос 2.2.24).
Обратите внимание! Если наличные расчеты за продукцию собственного производства (услуги) осуществляют за пределами кассы предприятия, то, несмотря на наличие нормы п. 1 ст. 9 Закона об РРО, при расчетах за такую продукцию (услуги) РРО применять обязательно (вопросы 2.2.62, 2.2.145)

При проведении расчетов за предоставленные предприятием услуги по лечению и диагностике при соблюдении требований п. 1 ст. 9 Закона об РРО (вопрос 2.2.53)

При проведении расчетов в кассах предприятия, которое предоставляет услуги по пошиву и ремонту одежды при соблюдении требований п. 1 ст. 9 Закона об РРО (вопрос 2.2.57)

Не надо проводить через РРО, так как такие операции не относятся к операциям по продаже товаров (услуг) и не являются расчетной операцией, а отражают через кассу:
прием общественной организацией членских взносов (вопрос 2.2.59);
возврат неиспользованных средств, выданных работнику на хозяйственные нужды (вопрос 2.2.60);
возврат работником предоставленной работнику беспроцентной ссуды (вопрос 2.2.61);
— возмещение работниками недостач в кассу (вопрос 2.5.3).
Учитывая такую позицию ГНАУ, считаем, что при принятии решения о проведении/непроведении той или иной операции через РРО необходимо исходить из того, относится ли такая операция к расчетной операции при продаже товаров (предоставлении услуг) или нет

ФЛП на общей системе налогообложения, который осуществляет на рынке торговлю промышленными товарами с лотка с уплатой рыночного сбора, имеет право не применять РРО, но должен использовать КУРО и РК (вопрос 2.2.84)

Есть ли ограничения по количеству распечаток фискальных отчетных чеков (Z-отчетов) в течение рабочего дня?

Нет. При этом все их подклеивают в соответствующую КУРО, а запись в разделе 2 КУРО делают по каждому Z-отчету отдельно (вопрос 2.2.99)

ФОРМА РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Является ли обязательным наличие печати магазина и штампа «Оплачено» на обороте кассового чека?

Так как кассовый чек является расчетным документом, который подтверждает факт продажи товаров, то он не нуждается в наличии печати магазина и штампа «Оплачено» на обороте чека, поскольку наличие таких реквизитов не предусмотрено п. 3.2 Положения № 614 (вопрос 2.2.106)

Какова форма
товарного чека для
ФЛП-единоналожников и фикспатентщиков?

Товарный чек они могут составлять в произвольной форме. При этом в нем должна быть надпись «Товарный чек» и он по содержанию должен отвечать требованиям п. 3.2 Положения № 614 (вопросы 2.3.2, 2.3.3, 2.2.142).
Примечание. Нашу позицию по данному вопросу см. в консультации «Чек, выписанный частным предпринимателем вручную, действителен при наличии в нем всех обязательных реквизитов» // «БН», 2008, № 8, с. 46

РРО ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Когда РРО могут не применяться на АЗС?

РРО могут не применяться на АЗС лишь при отпуске оптовой партии горючего, оплаченного по безналу или путем взаимозачета, или горючего, которое находится на ответственном хранении, при условии, что такой отпуск осуществляется из емкости, специально предназначенной для хранения и отпуска оптовой партии горючего (вопрос 2.2.42).
Подобную позицию ГНАУ озвучила ранее в письме от 19.01.2006 г. № 834/7/23-8017 // «БН», 2006, № 8, с. 7, а при отпуске горючего для собственных нужд — в письме от 02.04.2009 г. № 3842/516-1516 // «БН», 2009, № 16, с. 9

Обязательно ли аптечным заведениям предварительно программировать наименование, цену товаров (услуги) и учет их количества при продаже лекарственных средств и товаров медицинского назначения?

Да, обязательно. Это требование содержит п. 11 ст. 3 Закона об РРО. При этом в настоящее время подавляющее большинство предложенных к использованию моделей РРО способны в полной мере обеспечивать соблюдение аптечными заведениями при проведении расчетной операции требований п. 11 ст. 3 Закона об РРО. К тому же, как отмечает ГНАУ, на практике большинство аптечных заведений применяют компьютерные системы и комплексы, поэтому техническая возможность относительно программирования количества наименований товаров практически неограничена.
Кроме того, ГНАУ указывает, что продажа аптечными заведениями лекарственных средств и товаров медицинского назначения без указания в кассовом чеке их наименования и цены является нарушением не только

норм Закона об РРО , но и предусмотренных Законом о защите прав потребителей прав граждан на защиту в случае приобретения ими некачественных лечебных товаров (вопросы 2.2.3, 2.2.56 и 2.2.140).
За проведение расчетных операций через РРО без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества предусмотрен штраф в размере 85 грн. согласно п. 6 ст. 17 Закона об РРО (вопрос 2.7.11) и админштрафы согласно ст. 1551 КоАП на продавца-кассира — от 34 до 85 грн. (повторно в течение года — от 85 до 170 грн.) и на должностных лиц предприятия — от 85 до 170 грн. (повторно в течение года — от 170 до 340 грн.).
Подобное разъяснение ГНАУ предоставила в письме от 18.10.2007 г. № 21275/7/23-7017 // «БН», 2007, № 45, с. 7

Нужно ли ломбардам применять РРО?

На ломбардные услуги распространяется «льготный» п. 1 ст. 9 Закона об РРО

, поскольку ломбарды предоставляют услуги. Это следует из:
Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.2001 г. № 2664-III (ломбарды относятся к финансовым учреждениям и осуществляют свою деятельность в сфере предоставления финансовых услуг);
Классификатора продукции — «Услуги по финансовому посредничеству» приведены в разделах 65 — 67 Классификатора продукции.
При этом, по мнению ГНАУ, ломбарды могут воспользоваться данной льготой (осуществлять расчеты через кассу с выпиской ПКО) или осуществлять расчеты с применением РРО (вопрос 2.2.58).
И если они применяют РРО, то должны соблюдать общеустановленные требования к порядку проведения расчетов через РРО (вопрос 2.2.14). ГНАУ также напоминает: для ломбардов в Государственном реестре РРО есть модель электронных контрольно-кассовых РРО с областью их применения «ломбарды».
От себя добавим: если помимо предоставления своих услуг ломбарды реализуют за наличные имущество, полученное в залог, то без РРО в такой ситуации не обойтись. В данном случае ломбард будет осуществлять торговую деятельность. Поэтому РРО придется применять также и при приеме наличных в оплату своих услуг

Оформление кассовых операций

Распространяется ли 10-тысячное ограничение на расчеты через РРО?

Нет, ограничение 10 тыс. грн. не распространяется на наличные расчеты, проведенные через должным образом зарегистрированный РРО. 10-тысячное ограничение установлено Положением № 637 только для расчетов в кассе предприятия (вопросы 2.2.121, 2.5.6)

Нужно ли вести кассовую книгу по торговым объектам, которые не являются обособленными подразделениями и не осуществляют операции по приему наличных по кассовым ордерам?

Нет, не нужно (вопрос 2.5.10). Подобную позицию ГНАУ высказывала и ранее в Метрекомендациях № 210 // «БН», 2009, № 22, с. 6

Нужно ли регистрировать журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов в органах ГНС?

Нет, не нужно (вопрос 2.5.16)

Каков порядок использования выручки из ящика РРО на хозяйственные нужды?

Наличные, поступающие через РРО в течение дня, могут быть использованы предприятием на хозяйственные нужды. По мнению ГНАУ, это оформляют в таком порядке (вопрос 2.5.30):
1) изымаемую из ящика РРО сумму проводят операцией «Служебная выдача»;
2) на сумму наличности (изъятой из ящика РРО операцией «Служебная выдача»), которая будет использована предприятием на хозяйственные нужды, выписывают РКО;
3) делают соответствующие записи в кассовой книге предприятия.
Подобную позицию ГНАУ высказывала и ранее в п. 4.3 Методрекомендаций № 210 // «БН»,

2009, № 22, с. 6.
Комментарий редакции
. По нашему мнению, ГНАУ, описывая последовательность действий в данном случае, пропустила один этап — после изъятия наличных из ящика РРО перед составлением РКО на сумму, выданную на хознужды, необходимо показать их поступление в кассу предприятия, для чего составляют ПКО. Причем именно ПКО является основанием для осуществления записи в кассовой книге о поступлении денег в кассу, а не чек РРО о служебной выдаче из ящика РРО (пп. 3.3 и 4.3 Положения № 637).
В бухучете делают такие записи:
1) Дт 301/«Касса предприятия» — Кт 301/РРО — на сумму, изъятую из РРО с помощью операции «Служебная выдача» на хознужды, на основании чека о служебной выдаче составляется ПКО, на основании которого делают запись в кассовую книгу;
2) Дт 372 — Кт 301/«Касса предприятия» — на сумму, выданную под отчет на хознужды, составляют РКО, на основании которого делают запись в кассовую книгу о выдаче средств на основании РКО

В течение какого периода выручка, направленная на выплату зарплаты, может храниться в кассе сверх установленного лимита?

Как и средства, полученные из кассы банка, наличные из выручки, направленные на выплаты, которые относятся к фонду оплаты труда, могут в соответствии с п. 2.10 Положения № 637 храниться в течение 3 — 5 рабочих дней в кассе сверх установленного лимита кассы (вопрос 2.5.34). Подобную позицию ГНАУ высказывала и ранее в п. 4.4 Методрекомендаций № 210 // «БН»,

2009, № 22, с. 6.

От себя добавим

: согласно п. 2.10 Положения № 637 подтверждением направления выручки на выплату зарплаты является переданная в кассу Ведомость на выплату денег (приложение 1 к Положению № 637). Подробнее см. статью «Ведомость на выплату денег: особенности выплат наличных из кассы» // «БН», 2009, № 29, с. 27

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Какая финансовая санкция применяется к предприятию, если в КУРО на основании фискальных отчетов (Z-отчетов) РРО отсутствует соответствующая запись в разделе 2 «Облік руху готівки та сум розрахунків» ?

В данном случае такие наличные являются неоприходованными, поскольку согласно п. 2.6 Положения № 637 в случае применения РРО оприходованием наличности является осуществление учета наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО. При этом согласно п. 7.5 Порядка КУРО использование КУРО, зарегистрированной на РРО, предусматривает ежедневное выполнение записей о движении наличности и суммах расчетов.
Поэтому, если соответствующая запись в КУРО не сделана, то факта оприходования нет.
За неоприходование (неполное и/или несвоевременное) в кассе наличности п. 1 Указа № 436 предусмотрен штраф в пятикратном размере неоприходованной суммы (вопрос 2.7.1)

Является ли штрафная санкция за нарушение требований Закона об РРО налоговым обязательством в понимании Закона № 2181?

Нет,

нормы Закона № 2181 не распространяются на штрафные санкции, наложенные согласно Закону об РРО . Взыскание несвоевременно уплаченных плательщиками таких штрафных санкций осуществляют исключительно в судебном порядке (вопросы 2.7.5 и 2.7.24).
Также в случае несвоевременной уплаты штрафной санкции за нарушение норм Закона об РРО к налогоплательщику не применяется право налогового залога, предусмотренное Законом № 2181 (вопрос 2.7.24)

Когда применяют штрафы, предусмотренные ст. 20 и 21 Закона об РРО?

Напомним, что согласно:
ст. 20 Закона об РРО за реализацию неучтенных товаров применяют штраф в размере 200 % стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее 170 грн.;
ст. 21 Закона об РРО за неведение или ведение с нарушением установленного порядка учета товаров по месту реализации и хранения применяют штраф в размере 200 % стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее 170 грн.
В вопросе 2.7.26 ГНАУ делает вывод, что отсутствие соответствующих первичных документов, которые подтверждают движение товарно-материальной ценности (накладные и товарно-транспортные накладные), является нарушением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и свидетельствует об отсутствии (нарушении) установленного порядка учета товаров. К субъекту предпринимательства, реализующему такие товары, могут быть применены штрафные санкции согласно ст. 20 Закона об РРО (за реализацию неучтенных в установленном порядке товаров) и ст. 21 Закона об РРО (за неведение или ведение с нарушением установленного порядка учета товаров по месту реализации и хранения) в размере 200 % стоимости неучтенных товаров по ценам реализации.
Комментарий редакции. Подобный подход озвучен ГНАУ в письме от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017/159. Этим же письмом были отозваны более лояльные письма от 21.02.2002 г. № 3187/7/23-3117 и от 14.07.2003 г. № 10974/7/23-2117, в которых было указано, что законодательством не предусмотрен порядок учета товарных запасов на складах и/или по месту реализации. Поэтому отсутствие накладных или их неправильное оформление не может быть отнесено к нарушениям установленного порядка учета товарных запасов на складах и/или по месту их реализации.
Действительно, на сегодняшний день порядок учета реализуемого товара для целей Закона об РРО законодательством не разработан, необходимость его ведения предусмотрена п. 12 ст. 3 Закона об РРО.
В то же время, для юридических лиц учет товаров осуществляется в бухгалтерском учете, причем, как справедливо отметила ГНАУ в данном обзорном письме и письме от 03.03.2009 г. № 4364/7/23-7017/159, для них бухгалтерский учет является обязательным видом учета, на данных которого базируется налоговый учет.
Однако, для того чтобы доказать факт реализации неучтенных товаров, нужно провести инвентаризацию. При этом согласно п. 15 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII у сотрудников налоговых органов нет права лично проводить инвентаризацию, а есть лишь право требовать от руководителей предприятий проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей либо при отказе в ее проведении обратиться в суд для принуждения к ее проведению по решению суда.
Что касается ФЛП, то...
... для ФЛП на общей системе налогообложения ведение учета товаров в Книге учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — субъекты предпринимательской деятельности в течение календарного года (форма № 10) от них требовалось в письме ГНАУ от 05.11.97 г. № 17-0117/10-8886);
...ФЛП-единоналожники ведут усеченный вариант данной Книги, и даже письмом их никто не обязывал вести в этой Книге учет товаров;
...ФЛП — фикспатентщики вообще освобождены ст. 14 Декрета КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92 от обязательного учета доходов и расходов. Единственное — фикспатентщик должен вести учет доходов с целью контроля объема выручки (не более 119000 грн.), а учет расходов вообще может не вести.
Поэтому подобную позицию ГНАУ назвать 100 % правильной нельзя на том основании, что порядок учета реализуемого товара для целей Закона об РРО, законодательством не разработан. Однако не следует забывать, что при проверке соблюдения законодательства по РРО сотрудники налоговой инспекции скорее всего будут использовать именно такой подход. Поэтому тем, кто не хочет спорить с проверяющими, советуем организовать учет реализуемых товаров, как того требует ГНАУ в этом обзорном письме

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше