Как оформить работника, который ведет учет у предпринимателя
Физическое лицо — предприниматель (вид деятельности — торговля) хочет принять на работу человека, который будет заниматься оформлением первичных, в том числе и банковских, документов, составлением налоговой отчетности, отчетности в социальные фонды и ее предоставлением. На какую должность можно принять такого человека (какой код профессии согласно Классификатору профессий ДК 003:2005), что нужно указать в трудовой книжке и в пункте 2 Формы трудового договора между работником и физическим лицом?
(г. Одесса)
Работник, который занимается оформлением первичной и другой документации, составлением, предоставлением отчетности и прочими функциями, связанными с ведением учета у предпринимателя, фактически занимает
должность бухгалтера. Причем в данном случае предпринимателя не должно смущать то, что физические лица не обязаны вести бухгалтерский учет и соответственно брать в штат бухгалтера.Перечень профессий, а следовательно, и соответствующих им должностей, на которые принимаются работники и которые указываются при заполнении раздела «Сведения о работе» трудовой книжки, приведен в
Классификаторе профессий ДК 003:2005*.* Классификатор профессий ДК 003:2005, принятый и введенный в действие приказом Госстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375.
Для лиц, на которых возлагается обязанность ведения бухгалтерского, налогового учета и прочих аналогичных обязанностей, предусмотрен ряд названий профессий (должностей) и категорий отдельной профессии (должности). Все зависит от того, на руководящую ли должность принимается лицо, какова сложность выполняемых работ, образование работника, специфика деятельности и т. д.
Подробное описание требований к каждой профессии (должности) и ориентировочный перечень обязанностей можно найти в
Справочнике характеристик профессий**. Однако налоговый учет у предпринимателя относительно проще бухгалтерского и налогового учета предприятий. Поэтому, если руководствоваться Справочником характеристик профессий, исполнять обязанности бухгалтера физического лица, осуществляющего предприним** Справочник квалификационных характеристик профессий работников, утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.12.2004 г. № 336.
ательскую деятельность, достаточно лицу с квалификацией бухгалтера 1 или 2 категории (письмо Минтруда от 30.05.2001 г. № 03-3/2478-018-2).
В разделе «Сведения о работе» трудовой книжки работника, занимающегося оформлением документации и ведением учета, делается запись: «Принят на должность бухгалтера», код профессии 3433 согласно Классификатору профессий ДК 003:2005.
Извлечение из Справочника характеристик профессий с описанием данных профессиональных категорий бухгалтера мы приведем в конце консультации.
Далее. В пункте 2 Формы трудового договора между работником и физическим лицом*** можно привести сведения, которые обычно содержатся в должностной инструкции бухгалтера или квалификационных требованиях согласно Справочнику характеристик профессий. Приведем пример.
*** Форма трудового договора между работником и физическим лицом, утвержденная приказом Минтруда от 08.06.2001 г. № 260.
«...
2. Работник должен выполнять следующие обязанности:вести учет продукции, товаров, материалов, затрат на производство продукции или предоставление услуг;
вести хозяйственные расчеты, используя для этого инструментальные и компьютеризированные вычислительные средства;
вносить записи в первичные документы,
Книгу учета доходов и расходов ф. № 10 , заполнять и предоставлять отчетность в налоговый орган, Пенсионный и другие социальные фонды, прочие органы;готовить данные и формы документов для расчетов с банками;
вести и обеспечивать сохранность доверенностей, накладных, перечней обязательств, ценных бумаг и т. п.;
оформлять платежи за коммунальные и другие услуги;
сотрудничать с таможенными, налоговыми, казначейскими органами, торговыми, посредническими организациями и другими клиентами;
начислять заработную плату, переводить средства за выполненные работы, вести другие расчеты с работниками, гражданами и юридическими лицами;
выполнять отдельные служебные поручения предпринимателя».
Извлечение из Справочника характеристик профессий «<...> 7. БУХГАЛТЕР Задачи и обязанности. Самостоятельно составляет или принимает к учету первичные документы, систематизирует информацию, отраженную в этих документах, готовит промежуточные расчеты для учета хозяйственных операций и подает их на рассмотрение. Осуществляет накопление и обобщение информации в необходимом разрезе (детализации) о:наличии и движении денежных средств и денежных документов в кассе предприятия, а также денежных средств, находящихся на текущих счетах в национальной валюте, других счетах в банке в иностранной валюте, а также денежных средств в пути; получении и погашении задолженности по долгосрочным и краткосрочным займам; расчетах с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, различными дебиторами и кредиторами; выданных и полученных краткосрочных или долгосрочных векселях, долгосрочных и текущих обязательствах; наличии и движении основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, износе необоротных активов, а также капитальных и финансовых инвестициях; наличии и движении производственных запасов; расходах на производство; доходах от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; собственном капитале и обеспечении обязательств. Начисляет заработную плату, выполняет другие расчеты с работниками, гражданами и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством. Принимает участие в проведении инвентаризации активов и обязательств. Ведет аналитический учет в разрезе объектов забалансового учета. Должен знать : нормативные, методические и другие руководящие материалы по организации и ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности; учетную политику, систему регистров бухгалтерского учета, порядок и способы регистрации информации, правила документооборота и технологию обработки учетной информации на предприятии; План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций; систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля.Квалификационные требования. Бухгалтер I категории: базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист). Стаж работы по профессии бухгалтера II категории — не менее 1 года.Бухгалтер II категории: базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист). Стаж работы по профессии бухгалтера — не менее 1 года. Бухгалтер: базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист); для бакалавра — без требований к стажу работы, младшего специалиста — стаж работы на должности технического служащего в областях финансовой деятельности, работы с базами данных, статистики, бухгалтерского учета — не менее 1 года». |
Оксана ПИРОЖЕНКО