НОВОГОДНИЕ ПОДАРКИ ДЕТЯМ —
Дед Мороз пришел к папе и маме на работу
Близятся новогодние праздники! Это традиционное время для того, чтобы делать подарки. В преддверии Нового года многие работодатели одаривают подарками не только своих сотрудников, но и их детей. Те, кому финансовое состояние не дает возможности за свой счет одарить детей, смогут предоставить им «социальные» подарки за счет средств Фонда по временной нетрудоспособности. А если на предприятии есть профсоюзная организация, то подарки детям могут быть предоставлены и за счет такой организации.
В сегодняшней статье рассмотрим порядок предоставления детских подарков из всех этих источников с точки зрения оптимизации налогообложения.
А вот как украсить офис и торговые площади предприятия, предоставить новогодние подарки работникам за счет предприятия и организовать новогодний вечер, можно узнать из сегодняшней шпаргалки бухгалтера «Новый год».
Виктория ЗМИЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
КоАП —
Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.Закон № 2240
— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.Закон № 2117
— Закон Украины «Об освобождении от налогообложения денежных средств, направляемых на проведение новогодне-рождественских праздников для детей и на приобретение детских праздничных подарков» от 30.11.2000 г. № 2117-III.Закон о налоге с доходов
— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.Закон о налоге на прибыль
— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.Закон об НДС
— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.Порядок № 48
— Порядок приобретения и обеспечения детскими новогодними подарками детей застрахованных лиц за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25.10.2007 г. № 48.Положение № 25
— Положение о комиссии (уполномоченном) предприятия, учреждения, организации по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденное постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 23.06.2008 г. № 25.Инструкция № 5
— Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.
Детские подарки от Фонда соцстраха
Порядок выдачи подарков.
Обеспечение детскими новогодними подарками как один из видов социальных услуг, предоставляемых за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — ФВПТ), предусмотрено п. 6 ст. 34 Закона № 2240. Предоставить детям своих сотрудников детские новогодние подарки могут все работодатели.Порядок
предоставления детских новогодних подарков в этом году, как и в прошлом, регламентирует Порядок № 48. Напомним основные правила:1.
Закупкой и распределением детских новогодних подарков занимается ФВПТ самостоятельно в соответствии с Порядком № 48. Приобретенные новогодние подарки работниками или работодателями самостоятельно за счет средств ФВПТ не оплачиваются (п. 1.6 Порядка № 48).2.
Для планирования количества новогодних подарков работодатель должен подать в отделение ФВПТ заявку на выделение подарков в произвольной форме, в которой указывает необходимое количество новогодних подарков (п. 2.2 Порядка № 48). Срок подачи такой заявки законодательно не установлен, его необходимо уточнить в своем отделении фонда. К оформлению такой заявки следует отнестись ответственно, так как именно на ее основании ФВПТ выдаст необходимое количество подарков (п. 3.2 Порядка № 48).3.
Право на подарок имеют застрахованные лица (ч. 1 ст. 4 Закона № 2240). В п. 1.5 Порядка № 48 круг таких лиц ограничен такими родственниками ребенка: отец, мать, усыновитель, опекун/попечитель.4. Работодатель получает подарки
в региональных отделениях ФВПТ по накладной на основании доверенности, выписанной предприятием на имя доверенного лица (п. 3.2 Порядка № 48), и раздает их своим сотрудникам (родителям детей).
Таблица 1.
Право на детские новогодние подарки Детализация лиц, имеющих право на подарок | Пояснение |
Застрахованные лица по основному месту работы (абзац первый ч. 1 ст. 50 Закона № 2240, п. 3.4 Порядка № 48), включая тех, которые находятся на испытательном сроке | На этом основании работникам-совместителям детские новогодние подарки не предоставляют |
На детей, которым по состоянию на 1 января 2010 года не исполнилось 14 лет (п. 1.5 Порядка № 48) | Если 14 лет ребенку исполнится 1 января, то подарок на него получить уже нельзя. Возраст ребенка подтвердит копия свидетельства о рождении, которую следует сохранить у работодателя, несмотря на то что Порядок № 48 и не требует этого |
Отец, мать, усыновитель, опекун или попечитель ребенка (п. 1.5 Порядка № 48) | Подарок предоставляется каждому из таких лиц на каждого ребенка* |
Сезонные работники (письмо ФВПТ от 29.11.2007 г. № 01-16-2583) | При условии, что на момент наступления страхового случая такие работники находятся в трудовых отношениях с работодателем и уплачивают или в их пользу уплачиваются страховые взносы в ФВПТ |
Лица, находящиеся в отпуске для ухода за ребенком до 3 лет** | Такие лица состоят в трудовых отношениях с работодателем (являются застрахованными) |
* Например, в одном учреждении работают мать и отец двоих детей, которым по состоянию на 01.01.2010 г. не исполнится 14 лет. Каждый из родителей (и мать, и отец) имеет право получить подарок на каждого ребенка (т. е. всего семья получит 4 подарка). ** Лица, находящиеся в отпуске для ухода за ребенком до 6 лет, не имеют права на новогодние подарки за счет ФВПТ, поскольку за них не уплачиваются страховые взносы в ФВПТ, а сам период пребывания в таком отпуске не включается в страховой стаж (письмо ФВПТ от 29.11.2007 г. № 01-16-2583). |
Документально порядок получения и выдачи подарков работодатель оформляет так:
а)
на основании приказа руководителя ответственный работник (например, сотрудник отдела кадров) составляет список детей работников, которым предоставляются новогодние подарки за счет ФВПТ. При составлении такого списка следует учитывать данные, приведенные в табл. 1. Не забудьте сохранить у себя копии свидетельств о рождении детей застрахованных лиц, которым были выданы детские новогодние подарки за счет средств ФВПТ. Это может понадобиться при проверке работниками ФВПТ как подтверждение возраста детей;б)
на основании списка детей работодатель составляет заявку на выделение новогодних подарков за счет ФВПТ и подает ее в ФВПТ (пп. 2.2 и 3.2 Положения № 48);в)
после получения от ФВПТ подарков работодатель составляет в произвольной форме ведомость на выдачу новогодних подарков. В ней необходимо указать фамилии, инициалы застрахованных лиц и их детей, число, месяц и год рождения детей (п. 3.1 Порядка № 48). Передачу подарка родителю подтверждает его подпись в ведомости;г) решение о предоставлении новогодних подарков
принимает комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию на основании составленной ведомости на выдачу новогодних подарков (п. 3.1 Порядка № 48). Свое решение о выделении новогодних подарков за счет средств ФВПТ комиссия (уполномоченный) оформляет Протоколом заседания комиссии по социальному страхованию (решением уполномоченного), форма которого приведена в приложении к Положению № 25.5.
Сумма расходов ФВПТ на новогодние подарки, выданные с нарушением, не принимается к зачету и возмещается за счет страхователя (п. 4.2 Порядка № 48). За нарушение порядка использования полученных новогодних подарков проверяющие согласно ст. 30 Закона № 2240 на работодателя могут наложить штраф в размере 50 % от стоимости выданных с нарушением подарков.Кроме того, на должностных лиц предприятия и предпринимателей, виновных в нарушении порядка использования средств ФВПТ, может быть наложен
админштраф по ст. 1655 КоАП в размере от 136 до 255 грн. (при повторном в течение года нарушении — от 170 до 340 грн.).Поэтому при обеспечении детскими новогодними подарками за счет ФВПТ необходимо строго следовать требованиям
Порядка № 48 относительно документального оформления такого мероприятия и категорий работников, которые имеют право на детские новогодние подарки.Налогообложение подарков.
Производственным и торговым предприятиям, занимающимся производством и продажей детских праздничных подарков, которые затем закупает за счет своих средств ФВПТ, а также профсоюзные или прочие неприбыльные организации, следует помнить о льготе, предусмотренной ст. 2 Закона № 2117, согласно которой операции по продаже таких товаров освобождаются от обложения НДС в период действия этого Закона. Обратите внимание: с 2009 года в соответствии с изменениями, внесенным в Закон № 2117, увеличен период действия Закона № 2117 — с 15 ноября текущего года до 15 января следующего года (ст. 5 Закона № 2117). Ранее этот период начинал свой отсчет с 1 декабря текущего года.В таком случае НДС, уплаченный производителями детских праздничных подарков за приобретение сырья и материалов для их производства, в налоговый кредит не относится, а включается в состав валовых расходов. В отчете по
форме 1-ПП* такую льготу по НДС производители и торговые предприятия должны показать с кодом 14010204**.* Порядок составления этого отчета см. в статье «Отчет о льготах по ф. № 1-ПП» в рубрике «Шпаргалка бухгалтера»// «БН», 2009, № 7, с. 21.
** В Справочнике № 51 льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов, сборов, других обязательных платежей по состоянию на 01.09.2009 г., доведенным письмом ГНАУ от 01.10.2009 г. № 51, указано, что льгота действует с 1 декабря, а не с 15 ноября, т. е. изменения, которые внесены с 01.01.2009 г., в этом справочнике не учтены.
Стоимость детских новогодних подарков, приобретенных за счет средств ФВПТ,
не облагают налогом с доходов физических лиц (далее — НДФЛ) на основании п.п. 4.3.1 Закона о налоге с доходов. Однако стоимость выданных подарков необходимо отразить в Налоговом расчете по ф. № 1ДФ с признаком дохода «22» (в графах 4 и 4а указывают «0,00»).У работодателя стоимость детских новогодних подарков не является базой для начислений (удержаний) взносов в соцфонды.
В отчете по форме Ф4-ФСС з ТВП отражать страхователям стоимость полученных от ФВПТ новогодних подарков не надо.Бухгалтерский учет
. Полученные от ФВПТ детские подарки в бухучете следует учитывать на забалансовом счете 02 «Активы на ответственном хранении», используя либо субсчет 024 «Товары, принятые на комиссию», либо 025 «Материальные ценности доверителя».Что касается стоимости новогодних подарков, то в этом году в устных консультациях сотрудники ФВПТ говорят о сумме в
17,45 грн. Конкретный размер стоимости подарков будет известен из предоставленной ФВПТ накладной.
Детские подарки от профсоюза
Порядок предоставления.
Рассмотрим вариант минимизации расходов на новогодние подарки для детей сотрудников с использованием профсоюзной организации предприятия.Условия предоставления подарков через профсоюз:
1) приобретение детских подарков необходимо предусмотреть в
смете расходов профсоюза;2) порядок предоставления подарков за счет бюджета профсоюза определяется решением профсоюзного комитета или коллективным договором;
3) в качестве подарков могут быть предоставлены
не только наборы кондитерских изделий (как это предусмотрено для подарков за счет ФВПТ), но и билеты на новогодне-рождественские мероприятия для детей;4) подарки могут быть предоставлены не обязательно родителям ребенка, а
любому работнику — члену профсоюза (дед, бабка ребенка);5)
возраст детей не имеет значения — профсоюз может самостоятельно определить возраст, до которого дети могут получать новогодние подарки за его счет (письмо Федерации профсоюзов Украины от 12.04.2005 г. № 05-30-513). Однако в большинстве случаев новогодними подарками обеспечиваются малолетние дети, которым согласно п. 2 ст. 6 Семейного кодекса Украины от 10.01.2002 г. № 2947-III не исполнилось 14 лет (по аналогии с детскими подарками за счет ФВПТ).Организацию новогодних поздравлений детей членов профсоюза следует надлежаще
документально оформить, для чего составляют:— решение профорганизации о выдаче детских новогодних подарков и/или билетов на детские новогодне-рождественские праздники, в котором должен быть определен возрастной критерий;
— смету доходов и расходов на проведение мероприятий;
— список детей членов профсоюза, которым предоставляются новогодние подарки и/или билеты на новогодние мероприятия;
— доверенность на получение новогодних подарков и билетов по накладной от поставщика;
— ведомость на выдачу подарков и билетов, в которой должны быть указаны фамилии членов профсоюза, их детей, а получение членами профсоюза подарков и/или билетов подтверждают их подписи;
— акт о списании подарков и билетов, приобретенных за счет профсоюзных средств, составленный в произвольной форме.
Налогообложение.
С целью оптимизации налогообложения подарков за счет средств профсоюза следует также руководствоваться Законом № 2117. Так, согласно ст. 3 и 2 Закона № 2117 не включаются в совокупный налогооблагаемый доход родителей и не облагаются НДС, предоставляемые родителям:1)
детские праздничные подарки, представляющие собой наборы товаров, которые содержат лишь кондитерские изделия и игрушки отечественного производства и фрукты общей стоимостью, не превышающей 8 % прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января отчетного налогового года.Обратите внимание:
с 01.01.2009 г. увеличен стоимостный критерий для классификации детских праздничных подарков, стоимость которых не включается в совокупный налогооблагаемый доход родителей — с 17 грн. (1 ннмдг) до 8 % прожиточного минимума. Таким образом, в 2009 году необлагаемый размер такого подарка составляет 53,52 грн. (669 грн. х 8 %). При использовании этой нормы Закона № 2117 может возникнуть вопрос об определении этого размера в случае изменения размера прожиточного минимума с 01.01.2010 г. Из Закона не совсем ясно, действует этот размер (53,52 грн.) за весь период действия Закона (для нового 2010 года — в период с 15.11.2009 г. по 14.01.2010 г.) или в случае изменения прожиточного минимума с начала нового календарного года, приходящегося на период действия Закона № 2117, необходимо будет рассчитывать и второй размер. Мы больше склоняемся к тому, что этот необлагаемый размер все же следует определять один раз вначале действия Закона в текущем году за весь период его действия без каких-либо последующих перерасчетов.Рассчитанный предельный размер (в 2009 году — 53,52 грн.) следует применять в расчете на подарок для одного ребенка. Например, если член профсоюза имеет 3 детей соответствующего возраста, ему предоставляются три подарка. При этом стоимость подарков в размере 160,56 грн. (53,52 грн. х 3) не включается в его налогооблагаемый доход. Или одному ребенку члена профсоюза можно предоставить несколько подарков, общая стоимость которых не должна превышать 53,52 грн. (например, один подарок к Новому году, стоимостью 30 грн., а второй — к Рождеству Христову, стоимостью 20 грн. Всего выдано два подарка на сумму 50 грн. (30 + 20), что меньше предельного необлагаемого в 2009 году размера);
2) билеты на новогодне-рождественские мероприятия для детей (независимо от стоимости)
.Если вышеназванные
условия , установленные Законом № 2117, не соблюдаются, то предоставленные подарки и билеты следует расценивать как дополнительное благо от неработодателя. Их стоимость с применением «натурального коэффициента» следует включить в доходы работника того месяца, в котором они предоставлены (письма ГНАУ от 15.04.2004 г. № 184/2/17-3110, от 05.05.2004 г. № 3523/6/17-3116). Удержанный с такой суммы НДФЛ необходимо уплатить в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем предоставления подарков и билетов (п.п. 8.1.4 Закона о налоге с доходов).В
ф. № 1ДФ детские новогодние подарки (как облагаемые, так и необлагаемые) профсоюз отражает с признаком дохода «14». На отражении с признаком «14» в ф. № 1ДФ суммы превышения стоимости подарков и билетов при возникновении объекта налогообложения настаивают и сотрудники налогового ведомства (конс. «Вспомогательная таблица для заполнения формы № 1ДФ»// «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 27, с. 15).Соцвзносы
с доходов в виде подарков и билетов не уплачивают, поскольку члены профсоюза не являются его работниками, да и их стоимость не включается в фонд оплаты труда согласно п. 3.23 Инструкции № 5.Часть расходов на приобретение новогодних подарков и билетов, используя профорганизацию, может взять на себя предприятие. В таком случае
предприятие оказывает профсоюзу безвозвратную финансовую помощь, а поэтому имеет право включить такие расходы в состав валовых в пределах 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего (отчетного) периода (ст. 1 Закона № 2117). Например, если средства перечисляют в ноябре — декабре 2009 года, то ориентироваться нужно на налогооблагаемую прибыль за 9 месяцев 2009 года. Если средства будут перечислены в январе 2010 года, то отчетным периодом будет весь 2009 год.Помимо этого, работодатель может
включить в валовые расходы сумму средств, перечисленных профорганизации на приобретение детских подарков, в размере, превышающем 2 %, но не более 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года на основании п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль.У профсоюза такие поступления не облагаются на основании
п.п. 7.11.7 Закона о налоге на прибыль.
Детские подарки от работодателя
При предоставлении детских праздничных подарков и билетов
за счет средств обычного работодателя льготы по НДФЛ и налогу на прибыль, предусмотренные Законом № 2117, не работают. По крайней мере, такой вывод напрашивается из формулировок ст. 1 и 3 Закона № 2117. Так, согласно ст. 1 Закона № 2117 разрешено относить в состав валовых расходов в пределах 4 % лимита сумму средств, которые перечислены предприятиями органам государственной власти и местного самоуправления, общественным (в том числе профсоюзным) организациям и созданным ими заведениям образования, здравоохранения и культуры, которые содержатся за счет бюджетных средств на приобретение новогодних подарков и билетов.А
ст. 3 Закона № 2117 разрешает не облагать НДФЛ доходы работников — родителей в виде детских праздничных подарков и билетов на новогодне-рождественские мероприятия, если их выдают опять же вышеуказанные органы и организации (названные в ст. 1 Закона № 2117 ). При этом такие детские праздничные подарки должны отвечать критериям ст. 4 Закона № 2117 — содержать только кондитерские изделия и игрушки отечественного производства и фрукты общей стоимостью не более 8 % прожиточного минимума для трудоспособных лиц (в 2009 году — не дороже 53,52 грн.).В то же время освободить от обложения НДФЛ выданного детям сотрудников подарка может помочь
письмо ГНАУ от 20.12.2006 г. № 23990/7/17-0717. В нем ГНАУ отметила, что положения Закона № 2117 о непревышении общей стоимости одного новогоднего подарка в пределах, предусмотренных ст. 4 Закона № 2117*, должны применяться в качестве критерия определения не облагаемого НДФЛ дохода, полученного плательщиками налога — родителями детей в виде одного детского новогоднего подарка, в случае непосредственного приобретения и распространения налоговыми агентами таких подарков за собственные средства. Конечно, подобное разъяснение является положительным, но прежде чем воспользоваться этим разъяснением, рекомендуем получить в местной ГНИ индивидуальное налоговое разъяснение, поскольку прямое прочтение Закона № 2117, на наш взгляд, не дает такой льготы обычным работодателям.* В письме от 20.12.2006 г. № 23990/7/17-0717 ГНАУ указала 17 грн. — это предел, действующий до 01.01.2009 г. Теперь он составляет 8 % прожиточного минимума для трудоспособных лиц (в 2009 году — 53,52 грн.).
Доводя до конца логику ГНАУ в отношении необлагаемого подарка, можно прийти к выводу, что по аналогии с НДФЛ, при самостоятельном приобретении детских новогодних подарков у предприятия на основании
ст. 1 Закона № 2117 есть возможность расходы на их приобретение включить в состав валовых расходов в пределах 4 % лимита. Однако, на наш взгляд, такие выводы очень сомнительны, поэтому мы не рекомендуем вам пользоваться этим подходом, или пользоваться, но только после получения индивидуального налогового разъяснения.Если подарок
не отвечает условиям ст. 4 Закона 2117, то его следует рассматривать как дополнительное благо от работодателя и с его стоимости с учетом «натурального» коэффициента необходимо удержать НДФЛ по ставке 15 %. Удержанный из суммы превышения НДФЛ необходимо перечислить в бюджет не позднее банковского дня, следующего за днем вручения подарка (п.п. 8.1.4 Закона о налоге с доходов).В
ф. № 1ДФ налоговики требуют стоимость выданного подарка и билетов (как облагаемые, так и необлагаемые) отражать с признаком дохода «14» (конс. «Вспомогательная таблица для заполнения формы № 1ДФ»// «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 27, с. 15). Мы же считаем, что необлагаемую часть подарка (в пределах 53,52 грн., если вы решите воспользоваться разъяснениями налоговиков) следует отражать с признаком дохода «14», а облагаемую часть и стоимость бесплатно выданных билетов, что является дополнительным благом от работодателя, — с признаком «09».Выплаты на приобретение подарков и билетов на зрелищные мероприятия для детей сотрудников согласно
п. 3.23 Инструкции № 5 не включаются в фонд оплаты труда, и поэтому с них не уплачиваются взносы в соцфонды.Независимо от того, была ли стоимость
подарка включена в валовые расходы при бесплатной передаче детям сотрудников, а также при закупке билетов для детей сотрудников на праздничные мероприятия за счет средств предприятия, следует учитывать такие правила их налогообложения:1)
бесплатная передача подарков и билетов приравнивается к продаже товара для налога на прибыль (п. 1.31 Закона о налоге на прибыль) и к поставке товара для НДС (п. 1.4 Закона об НДС). Поэтому валовые доходы для налога на прибыль и налоговые обязательства по НДС возникают исходя из цен не ниже обычных (п.п. 7.4.3 Закона о налоге на прибыль и п. 4.2 Закона об НДС). В качестве обычной цены вполне оправданно может выступать закупочная цена;2)
так как выдача новогодних подарков и билетов детям сотрудников не связаны с хозяйственной деятельностью, то при их приобретении такие расходы не включают в состав валовых расходов предприятия на основании п.п. 5.3.1 Закона о налоге на прибыль (кроме стоимости подарков, которые предприятие, воспользовавшись ст. 1 Закона № 2117 и письмом ГНАУ от 20.12.2006 г. № 23990/7/17-0717, попытается отнести в валовые расходы);3) льгота по НДС
, предусмотренная ст. 2 Закона № 2117, при продаже детских новогодних подарков и билетов обычным предприятиям не предусмотрена;4)
предприятие при закупке подарков и билетов не имеет права на налоговый кредит по НДС, так как нет связи с хоздеятельностью.Как видим, закупка подарков и билетов через предприятие — самый невыгодный вариант. Лучше уж перечислить деньги профсоюзной организации, а она закупит и раздаст подарки и билеты сотрудникам.
Сводная таблица по налогообложению выданных подарков и билетов детям сотрудников приведена в табл. 3 на с. 33.
Пример
. Предприятие закупило один детский подарок в виде набора из конфет отечественного производства стоимостью 60 грн. (в том числе НДС — 10 грн.), и выдало его как подарок к Новому году для ребенка работника предприятия.Налогооблагаемый доход работника (родителя ребенка) составит (предприятие не воспользовалось разъяснениями ГНАУ, предоставленными в
письме от 20.12.2006 г. № 23990/7/17-0717):60,00 х 1,176471 = 70,59 (грн.).
Если бы предприятие воспользовалось разъяснениями ГНАУ, то налогооблагаемый доход составил бы 7,62 грн. ((60 - 53,52) х 1,176471).
В бухгалтерском и налоговом учете предприятия операции по закупке и выдаче работникам для их детей подарков следует отразить так:
Таблица 2
Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие счета | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | ВД | ВР | ||
1. Получены от поставщика новогодний подарок (с учетом НДС) | 281, 209 | 631 | 60,00 | — | — |
2. Перечислена поставщику стоимость полученного новогоднего подарка | 631 | 311 | 60,00 | — | — |
3. Начислен налогооблагаемый доход работнику в виде подарка его ребенку | 949 | 663 | 70,59 | — | — |
4. Выдан подарок работнику | 663 | 209, 281 | 60,00 | 50,00 | — |
5. Удержан со стоимости выданного подарка НДФЛ (70,59 х 15 %) | 663 | 641/НДФЛ* | 10,59 | — | — |
6. Перечислен НДФЛ в бюджет не позднее следующего дня | 641/НДФЛ | 311 | 10,59 | — | — |
7. Начислены налоговые обязательства по НДС (50 х 20 %) | 949 | 641/НДС | 10,00 | — | — |
* Если бы предприятие воспользовалось разъяснениями ГНАУ, предоставленными в письме от 20.12.2006 г. № 23990/7/17-0717, то сумма НДФЛ составила бы: (60,00 - 53,52) х 1,176471 х 15 % = 1,14 (грн.). |
Таблица 3.
Налогообложение детских новогодних подарков Налог на прибыль | НДС | НДФЛ | Признак дохода в ф. № 1ДФ | Соцвзносы | Документальное оформление |
Детские подарки от ФВПТ | |||||
— | — | — | 22 | — | 1. Приказ руководителя предприятия о выдаче подарков за счет средств ФВПТ. 2. Список детей работников, которым предоставляется новогодний подарок за счет ФВПТ. 3. Ведомость на выдачу новогодних подарков. 4. Протокол решения комиссии о выделении новогодних подарков за счет средств ФВПТ. 5. Заявка ФВПТ на выделение новогодних подарков. 6. Доверенность на получение подарков от ФВПТ на основании накладной. 7. Копии свидетельств о рождении детей сотрудников, которым были выданы детские новогодние подарки за счет средств ФВПТ |
Детские подарки от профсоюза | |||||
2.1) отвечают критериям ст. 4 Закона № 2117* | 1. Решение профкома о выдаче детских новогодних подарков и (или) билетов на детские новогодне-рождественские праздники, которым, в частности, определить возраст детей, которым они будут выдаваться. 2. Смета доходов и расходов на проведение мероприятий. 3. Список детей членов профсоюза, которым предоставляются новогодние подарки и (или) билеты на новогодние мероприятия. 4. Накладная на получение новогодних подарков от поставщика. 5. Ведомость на выдачу подарков и билетов, в которой должны быть указаны фамилии членов профсоюза, их детей, а также подписи членов профсоюза (родителей) о получении подарков и (или) билетов. 6. Акт о списании подарков и билетов, приобретенных за счет средств профсоюза | ||||
ВР (для предприятия)** | — | — | 14 | — | |
2.2) другие | |||||
ВР (для предприятия)** | — | + (с учетом «натурального» коэффициента) | 14 | — | |
Детские подарки от работодателя | |||||
3.1) отвечают критериям ст. 4 Закона № 2117* | 1. Приказ (распоряжение) руководителя предприятия о выдаче подарков. 2. Документы на приобретение подарков (договор, счет, накладная и пр.). 3. Накладная на выдачу подарков под отчет лицу, ответственному за их вручение получателям. 4. Ведомость выдачи подарков с подписями получателей | ||||
ВД — при выдаче работнику, исходя из обычных цен | НО — исходя из обычных цен | +/— *** | 14 | — | |
ВР нет | НК нет | ||||
3.2) другие | |||||
ВД — при выдаче работнику, исходя из обычных цен | НО — исходя из обычных цен | + | 09 (14****) | Х | |
ВР нет | НК нет | ||||
* Наборы товаров, которые содержат лишь кондитерские изделия и игрушки отечественного производства и фрукты общей стоимостью не более 8 % прожиточного минимума для трудоспособных лиц (в 2009 году — 53,52 грн.) и билеты на новогодне-рождественские мероприятия для детей (независимо от стоимости). ** Предприятие, перечислив профсоюзу в период с 15.11.2009 г. по 14.01.2010 г. средства на проведение новогодних и рождественских праздников для детей и подростков и на приобретение детских праздничных подарков, имеет право включить в состав ВР в пределах 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего (отчетного) периода (Закон № 2117). Кроме того, у предприятия есть право включить в ВР средства, перечисленные неприбыльной организации в любое время в размере, превышающем 2 %, но не более 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего года. ***Не облагать стоимость подарков работодателям разрешает ГНАУ в письме от 20.12.2006 г. № 23990/7/17-0717. Поскольку, на наш взгляд, выводы письма недостаточно аргументированы, рекомендуем, прежде чем их использовать, получить в местной ГНИ индивидуальное налоговое разъяснение. **** На отражении в ф. № 1ДФ с кодом «14» облагаемой части стоимости подарка и стоимости билетов настаивают налоговики в конс. «Вспомогательная таблица для заполнения формы № 1ДФ»// «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 27, с. 15. |