Темы статей
Выбрать темы

Земельное законодательство: анализируем последние изменения

Редакция БН
Статья

ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:

анализируем последние изменения

 

Совсем недавно вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении порядка приобретения прав на землю», назначение которого упростить процедуру получения земли. Основная значимая часть изменений вступает в силу с января 2010 года. Данный материал мы предлагаем вашему вниманию в качестве обзора и анализа ключевых изменений, внесенных этим Законом.

Роман БЕРЕЖНОЙ, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Документы статьи

ЗКУ

— Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 1702

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю» от 05.11.2009 г. № 1702-VI (см. приложение «Документы» этого номера).

 

Целевое назначение земли

Развернутый комментарий к

Закону № 1702 мы начнем с изменений в ст. 20 ЗКУ, регламентирующую полномочия по установлению и изменению целевого назначения земли. Данная статья пополнилась новой ч. 5 (п.п. 1 п. 1 раздела I Закона № 1702), в соответствии с которой:

виды использования земельных участков в рамках определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются их собственниками или пользователями самостоятельно в рамках требований, установленных законом для использования земель такой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству;

— земли сельскохозяйственного назначения используются их собственниками или пользователями исключительно в рамках требований к использованию определенного вида земель, установленного

ст. 31, 33 — 37 ЗКУ ;

— земли обороны используются исключительно в соответствии с

Законом Украины «Об использовании земель обороны».

В чем же суть этих изменений? С ходу определить истинный смысл данной новации довольно сложно. Ведь обязанность использования земельных участков по целевому назначению была установлена и ранее, а данные изменения ее не отменяют. Полномочия местных советов по установлению и изменению целевого назначения земельных участков также не были затронуты.

Судя по всему, данная норма призвана урегулировать ситуации, пример которых Госкомзем наглядно продемонстрировал

в письме от 27.12.2006 г. № 14-17-7/9942: ситуации, когда местные власти пытаются расширить понятие «целевое назначение земель» и подвести под него также условия использования земельных участков (см. «Изменение функционального назначения земли»):

 

Изменение функционального назначения земли

Извлечение из письма Госкомзема

от 27.12.2006 г. № 14-17-7/9942

«Например: решением городского совета земельный участок передан в частную собственность для строительства спортивного комплекса, что указано в государственном акте на право частной собственности на земельный участок, но спустя некоторое время собственник земельного участка принимает решение о разрушении спортивного комплекса и строит на этом месте развлекательный комплекс.

В этом случае нарушение земельного законодательства о нецелевом использовании земельного участка отсутствует, поскольку земельный участок используется в рамках той же категории, в рамках которой он предоставлен, а именно: как земля жилищной и общественной застройки».

 

Уже давно органы государственной власти или органы местного самоуправления (далее — уполномоченные органы) злоупотребляют правом установления целевого назначения (категорий) земель, предоставленным им

ч. 1 ст. 20 ЗКУ, и отсутствием каких-либо требований к его формулировке в документах, удостоверяющих права на землю. Формулировки целевого назначения земли они зачастую черпают из Украинского классификатора целевого назначения земельных участков (УКЦНЗ, утвержден письмом Госкомзема от 24.04.98 г. № 14-1-7/1205), применение которого оправдано при разработке проекта землеустройства (см. письмо Госкомзема от 09.04.2009 г. № 14-17-11/3760), а также проектов землеотвода, «разбавляя» их условиями использования земель, если таковые не следуют из проекта землеотвода.

Мы не спорим с тем, что уполномоченные органы имеют право определять условия использования земли. Такое право им дано

ст. 15 Закона Украины «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161-XIV. Тем не менее условия использования земли и ее целевое назначение принципиально разные вещи (см. п. 2 обзорного письма ВХСУ от 30.11.2007 г. № 01-8/918 «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с арендой земли»). Соответственно отождествлять их и подавать в качестве целевого назначения земли уж точно некорректно. Мы уже не говорим об абсурдности подобных действий уполномоченных органов в отношении земельных участков, выделяемых в собственность. Они выходят далеко за рамки установления целевого назначения (категории) земель.

В свое время о двойственности целевого назначения земли говорила и Госземинспекция, которая в

письме от 10.05.2005 г. № 6-8-698/356 отметила, что действующее законодательство по основному целевому назначению делит земельные участки на 9 категорий (см. ч. 1 ст. 19 ЗКУ), в то время как для каждой категории установлено разное целевое (функциональное) назначение.

Следствием такой сумбурности и вольности в определении целевого назначения земель стали многочисленные обращения их землепользователей и собственников, а также спекуляции местных контролирующих органов в отношении соблюдения (нарушения) целевого использования земельного участка.

С учетом же внесенных изменений уполномоченные органы, по нашему мнению, теперь должны будут унифицировать формулировки целевого назначения земельных участков исходя из перечня, приведенного в

ст. 19 ЗКУ, а не УКЦНЗ или прочих данных проектов землеустройства. А вот согласятся ли с таким пониманием сути внесенных изменений уполномоченные органы — покажет время и разъяснения компетентного органа — Госкомзема.

 

Отменена процедура согласования выбора месторасположения земельного участка

Анализ изменений, которые коснулись сразу нескольких статей

ЗКУст. 118, 123, 151 — показал, что законодатель упразднил процедуру выбора места расположения земельного участка.

Напомним, что действующая до недавнего времени процедура получения прав (как пользования, так и собственности) на земельный участок государственной и коммунальной собственности первоначальным этапом взаимодействия с уполномоченными органами предполагала согласование месторасположения земельного участка. Только после этого заинтересованные в получении земельного участка лица могли двигаться дальше и обращаться в тот же орган за получением разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.

Согласитесь, нелепая ситуация получается, когда вы вынуждены дважды обращаться в один и тот же орган с заявлениями, которые, по сути, связаны с одним и тем же итоговым результатом — получением разрешения на разработку проекта землеустройства. Причем под каждое заявление отводились свои сроки рассмотрения и свои основания для отказа в рассмотрении и т. п., что усложняло процедуру получения земельного участка.

Также не менее нелепо выглядела ситуация, когда законодательство позволяет уполномоченному органу согласовать месторасположение земельного участка, но при этом отказывать в выдаче разрешения на разработку проекта землеустройства.

В общем, изменения в данном вопросе назрели уже давно.

Следствием же отмены порядка согласования месторасположения земельного участка явились изменения:

— порядка приватизации гражданами земельных участков (

ст. 118 ЗКУ);

— порядка предоставления земельных участков государственной и коммунальной собственности в пользование (

ст. 123 ЗКУ);

— непосредственно

ст. 151 ЗКУ, которая теперь регламентирует только порядок согласования вопросов, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков для общественных нужд или с целью общественной необходимости.

Учитывая же, что указанные нормы не только лишились упоминания о порядке согласования месторасположения земельного участка, но и отчасти были изложены в новой редакции, есть смысл остановиться на них подробнее.

 

Порядок приватизации земли гражданами

В

ст. 118 ЗКУ, регламентирующей данный вопрос, в новой редакции были изложены только части 6 — 10, поскольку именно данные нормы регламентировали порядок приватизации земель, месторасположение которых заранее не было известно и которые до недавнего времени требовали соответствующего согласования.

Итак, новый порядок приватизации земельных участков государственной и коммунальной собственности (в рамках норм бесплатной приватизации) будет теперь включать следующие этапы:

Этап 1. Подача заявления.

Заинтересованные в приватизации земельных участков граждане обращаются с соответствующим заявлением в уполномоченный орган по месторасположению земельного участка.

В таком заявлении указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К заявлению прилагаются: графические материалы, на которых указано желаемое место размещения земельного участка; согласование с землепользователем (в случае изъятия земельного участка, который находится в пользовании других лиц); выводы конкурсной комиссии (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).

Этап 2. Получение разрешения на разработку проекта землеустройства.

Уполномоченный орган в месячный срок рассматривает полученное заявление и дает разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отвода земельного участка (далее — Проект землеустройства) или мотивированный отказ в его предоставлении. Обоснованный отказ в выдаче разрешения на разработку Проекта землеустройства возможен лишь в случае несоответствия месторасположения земельного участка нормативно-правовым документам, перечень которых приведен в новой редакции ч. 7 ст. 118 ЗКУ.

Этап 3

. Согласование и экспертиза Проекта землеустройства. Разработанный Проект землеустройства подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием проектов по землеустройству (далее — Комиссия), которая рассматривает его в течение 3 недель. После этого Комиссия предоставляет уполномоченному органу заключение о согласовании Проекта землеустройства или отказе в согласовании. В последнем случае Проект землеустройства возвращается заявителю в тот же срок.

Если Проект землеустройства подлежит госэкспертизе, то после согласования Комиссия подает его в соответствующий орган Госкомзема для проведения такой экспертизы.

Этап 4. Утверждение Проекта землеустройства.

В двухнедельный срок после получения заключения Комиссии о согласовании Проекта землеустройства (или после получения положительного заключения госэкспертизы, если таковая обязательна) уполномоченный орган принимает решение об утверждении Проекта землеустройства и предоставлении земельного участка в собственность.

Обратите внимание еще на одно существенное упрощение процедуры получения земли: теперь не нужно самостоятельно оббивать пороги многочисленных инстанций, итоговый перечень которых далеко не всегда известен, в целях согласования Проекта землеустройства. Этим вопросом будет заниматься специально созданная постоянная комиссия. Порядок создания и работы таких комиссий теперь регулируется новой

ст. 1861 ЗКУ.

Без изменений остались положения, регулирующие порядок приватизации гражданами земельных участков, которые пребывают в их пользовании, и порядок приватизации земельных участков, которые находятся в постоянном пользовании у государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, работниками таких предприятий и их пенсионерами.

 

Порядок предоставления земельных участков гос- и комсобственности в пользование

Несмотря на то что

ст. 123 ЗКУ, регулирующая вопросы, очерченные в подзаголовке, полностью была изложена в новой редакции, изменения коснулись только порядка предоставления земель в пользование.

Такой порядок принципиально ничем не отличается от порядка приватизации земли, описанного в предыдущем подразделе. По этой причине мы не будем повторять все этапы дословно, а остановимся лишь на тех отличиях и дополнениях, которые актуальны для порядка получения земель в пользование.

В частности, новая редакция

ст. 123 ЗКУ дополнительно запрещает отказывать в выдаче разрешения на разработку проекта землеотвода земельного участка в тех случаях, когда месторасположение объектов на отводимых в пользование земельных участках было согласовано в порядке, установленном ст. 151 ЗКУ. Этот аспект следует учитывать на этапе 2.

В случае если месторасположение объекта, размеры и границы земельного участка, который подлежит изъятию (выкупу), а также условия такого изъятия (выкупа) были согласованы в порядке, установленном

ст. 151 ЗКУ, и при разработке проекта землеустройства они не изменились, то Проект землеустройства согласованию с Комиссией не подлежит. Этот аспект следует учитывать на этапе 3.

В свою очередь, этап 5 пополнится следующим:

— если земельный участок предоставляется в пользование КМУ, то согласованный Проект отвода сначала подается Комиссией соответственно в Совет министров АР Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские госадминистрации, которые рассматривают его в месячный срок, после чего со своими предложениями Проект отвода подается КМУ;

— если земельный участок предоставляется в пользование Верховной Радой АРК, то Проект отвода сначала подается Комиссией в Совет министров АР Крым, который рассматривает его в месячный срок, затем вместе со своими предложениями передается ВР АР Крым.

Все остальные вопросы относительно предоставления земельных участков в пользование остались без изменений.

 

Земля и недвижимость: по-прежнему вместе

Ни для кого не секрет, что проведенная в свое время унификация

ст. 120 ЗКУ со ст. 377 ГКУ особого эффекта не дала, поскольку вопрос о судьбе земельного участка все равно приходилось решать продавцу и покупателю недвижимости, расположенной на нем, «вручную». Автоматический переход и/или перерегистрация права собственности на земельный участок не были предусмотрены ни ЗКУ, ни ГКУ (см. также письмо Госкомзема от 22.05.2008 г. № 14-17-6/5263). Так же, как и не было предусмотрено каких-либо обязанностей заключить договор купли-продажи земельного участка, что создает определенные трудности.

Судя по всему, устранить определенные недостатки в данном вопросе призваны изменения в

ст. 120 ЗКУ и ст. 377 ГКУ. Следует признать, что основная идея данных статей не изменилась. Законодатель лишь дополнил и уточнил некоторые аспекты.

В частности, новая редакция

ст. 377 ГКУ устанавливает дополнительные существенные условия для договоров купли-продажи объектов недвижимости (здания, сооружения, прочая подобная недвижимость, за исключением многоквартирных домов), которые расположены на земельном участке: размер и кадастровый номер земельного участка, право собственности/пользования на который переходит в связи с переходом права собственности на недвижимое имущество. Аналогичная по содержанию норма с 01.01.2010 г. появится и в ч. 6 ст. 120 ЗКУ.

Логичным продолжением данного нововведения будет требование

абз. 2 той же ч. 6 ст. 120 ЗКУ: заключение договора, предполагающего переход права собственности на объекты недвижимости, связанной с отчуждением части земельного участка, осуществляется после выделения этой части в отдельный земельный участок с присвоением ему отдельного кадастрового номера.

Отдельно обращаем внимание, что новая редакция

ч. 1 ст. 120 ЗКУ помимо упоминания о переходе к покупателю здания (сооружений и прочей недвижимости) права собственности на земельный участок, расположенный под ним, содержит императивную норму о том, что в случае отчуждения такого здания (сооружения) право собственности или пользования продавца на земельный участок, расположенный под ним, прекращается.

С одной стороны, данное нововведение радостно воспримут продавцы недвижимости. Поскольку они автоматически теряют право собственности или пользования земельным участком, то автоматически и исчезают основания для уплаты земельного налога и арендной платы. С другой стороны, никто не отменял положения

ст. 125 и 126 ЗКУ. Первая норма увязывает возникновение права на землю с его госрегистрацией, вторая — приводит перечень документов, подтверждающих права на землю.

И вот здесь главный вопрос: как технически оформить переход прав на земельный участок, если такой переход осуществляется автоматически в соответствии с положениями

ст. 120 ЗКУ и 377 ГКУ? Что для органов Госкомзема и ДП «АС ГЗК» будет основанием для отмены регистрации прав на землю продавца недвижимости и основанием для регистрации прав на землю покупателя недвижимости? А обязанность уплаты земельного налога и арендой платы увязана с данными земельного кадастра.

До окончательного разрешения данной проблемы — до появления соответствующих инструкций или разъяснений Госкомзема — продавцам недвижимости мы бы рекомендовали оформлять переход прав на землю в прежнем порядке — на основании соответствующих договоров.

Кроме того,

Закон № 1702 создал некоторые противоречия. В частности, ст. 141 ЗКУ пополнится таким основанием для прекращения права пользования земельным участком, как приобретение права собственности на недвижимость, расположенную на земельном участке, другим лицом. В свою очередь, ничего подобного не было установлено в ст. 140 ЗКУ, регламентирующей случаи прекращения права собственности земельным участком.

Также законодатель упустил положения

ст. 81 ЗКУ , где среди оснований для возникновения права собственности на землю граждан нет такого случая, как приобретение недвижимости, расположенной на земельном участке. Юрлицам в данном вопросе повезло больше. У них есть п.п. «г» ч. 1 ст. 82 ЗКУ — возникновение иных оснований, предусмотренных законом, к которым вполне могут быть отнесены положения ст. 120 ЗКУ и ст. 377 ГКУ.

 

Безаукционная продажа земли: что нового?

С полным обновленным перечнем случаев безаукционного выкупа государственной и коммунальной земли вы можете ознакомиться, изучив непосредственно

Закон № 1702 (см. приложение «Документы»). В этой же статье мы остановимся на нововведениях и некоторых изменениях, которые, по нашему мнению, могут иметь существенное значение для потенциальных пользователей / собственников земли.

Итак, перечень безаукционных случаев выкупа земли пополнился следующими положениями:

— строительство объектов, которое в полном объеме осуществляется за средства государственного и местного бюджетов;

— создание озелененных территорий общего пользования;

— строительство объектов обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов;

— предоставление земельных участков лицам взамен тех, которые были выкуплены для общественных нужд или в целях общественной необходимости по решению уполномоченных органов;

— возобновление договоров аренды;

— предоставление земельных участков в других случаях, предусмотренных Законом.

Обратите внимание на последний пункт. Теперь

ч. 2 ст. 134 ЗКУ не содержит исчерпывающего перечня оснований для безаукционного выкупа земли. Приведенный в ней перечень может быть расширен, но исключительно законами Украины.

Еще хотелось бы обратить внимание на изменения в формулировке

абз. 2 ч. 2 ст. 134 ЗКУ. С первого прочтения их можно вовсе не заметить. И в прежней, и в новой редакции речь шла о выкупе земельных участков под объектами недвижимости. Однако в новой редакции рядом со словами «объектов недвижимого имущества» появилась конструкция — «(зданий, сооружений)».

Появление слов

в скобках можно рассматривать как уточнение перечня (состава) объектов недвижимого имущества, наличие которых позволяет претендовать на получение земли в обход аукциона. А это, в свою очередь, означает, что теперь выкупить землю без аукциона при наличии одной лишь незавершенки, пусть даже и с зарегистрированными правами на нее, формально будет невозможно. До внесения изменений данной нормой пользовались некоторые застройщики. В частности, те, у которых земля была в пользовании и они хотели продать свой проект новому застройщику.

В то же время не исключаем, что при большом желании найдутся активисты, которые поборются за обратное. Надеемся, в ближайшее время Госкомзем предоставит разъяснения по данному вопросу.

Также до изменения

ч. 2 ст. 134 ЗКУ осуществлять безаукционный выкуп земли под недвижимостью могли только лица, корпоративные права которых не принадлежали государству. Теперь же такого ограничения нет.

В заключение о вступлении

Закона № 1702 в силу. В общей части это произошло 10 декабря 2009 года. А изменения в ст. 120 и ст. 141 ЗКУ (регулируют порядок перехода прав на землю при отчуждении недвижимости, расположенной на ней) вступят в силу с 1 января 2010 года.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше