Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Тема недели. Декларация по налогу на прибыль за 2008 год

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Февраль, 2009/№ 5
Печать
Статья

ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ЗА 2008 ГОД

 

При составлении годовой декларации по налогу на прибыль у бухгалтера есть последняя возможность (без предоставления уточняющих расчетов) откорректировать погрешности, допущенные в квартальных декларациях и декларации за 11 месяцев 2008 года для того, чтобы правильно определить прибыль или убыток, полученные за столь непростой ушедший год. Эти показатели напрямую будут влиять на ряд валоворасходных показателей 2009 года.

В этой статье мы построчно рассмотрим декларацию и напомним о порядке составления годовых приложений.

Как правило, стратегические вопросы о включении определенной суммы в валовые доходы или валовые расходы решаются перед осуществлением хозяйственной операции. А вопросы тактического порядка о том, в какой строке декларации отражать конкретную сумму, возникают перед бухгалтером уже в период заполнения декларации. Комментарии к каждой строке декларации помогут без особых усилий составить годовую декларацию за 2008 год.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 1251

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 1957

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 01.07.2004 г. № 1957-IV.

Закон № 349

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 24.12.2002 г. № 349-IV.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон о госбюджете-2009

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI.

Закон № 1788

— Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.91 г. № 1788-XII.

Порядок № 143

— Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143.

Порядок № 28

— Порядок предоставления отчетов об удержании и внесении в бюджет налога на доходы нерезидентов, утвержденный приказом ГНАУ от 16.01.98 г. № 28, в редакции приказа от 29.03.2002 г. № 140.

Порядок № 761 —

Примерный порядок проведения камеральной проверки и осуществления контроля за взиманием налога на прибыль, утвержденный приказом ГНАУ от 05.12.2008 г. № 761.

 

ДЕКЛАРАЦИЯ: ШПАРГАЛКА ПО ЗАПОЛНЕНИЮ

О порядке заполнения и сроках предоставления декларации по налогу на прибыль предприятия написано уже немало, поэтому на порядке заполнения ее реквизитов и сроках ее подачи мы останавливаться не будем. Главный вопрос, на который мы хотели бы обратить внимание в сегодняшней статье, — это правильность распределения доходов и расходов между строками декларации. Кроме того, следует обратить внимание на некоторые, не часто встречающиеся нюансы, поскольку прописные истины уже давно известны даже новичкам в бухгалтерском ремесле.

Итак, возьмем за основу табличку, приведенную в

ч. 3 п. 3.1 Порядка № 143, в которой ГНАУ указала нормы Закона о налоге на прибыль, которыми необходимо руководствоваться при заполнении каждой строки декларации, и кратко прокомментируем их, чтобы сэкономить время читателей на принятие правильного решения при заполнении декларации. Для удобства пользования результаты представим в виде таблицы.

После того как «пройдемся» по всем строкам декларации, перейдем к рассмотрению приложений Р1 — Р3, которые подаются только с годовой декларацией, поэтому не лишним будет напомнить о порядке их составления.

 

Код строки

Норма Закона о налоге на прибыль

Описание

1

2

3

01

Ст. 4, п. 5.9

Отражается валовой доход от всех видов деятельности. Показатель этой строки определяется как сумма показателей строк декларации с 01.1 по 01.6. В составе показателя этой строки должны найти отражение также доходы от льготируемых или освобожденных от налогообложения видов деятельности согласно пп. 7.12, 7.13, п. 7.20, п. 18.1, ст. 19*. Впоследствии сумма такой льготной прибыли отражается в строке 10 декларации и вычитается из общего объекта налогообложения, указанного в строке 08. Кроме того, следует учесть, что в отдельных случаях (при осуществлении бартерных операций, операций со связанными лицами, а также с неплательщиками налога на прибыль или плательщиками по сниженной ставке) размер валового дохода должен определяться исходя из обычных цен

01.1

П.п. 4.1.1

Здесь указываются доходы (в том числе полученные авансы) от продажи товаров (работ, услуг), а именно:

— готовой продукции собственного производства;

— покупных товаров;

— производственных запасов (сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, комплектующих изделий, МБП** и т. п.);

— налоговой малоценки (матценности стоимостью менее 1000 грн. и сроком эксплуатации более 365 календарных дней с даты ввода их в эксплуатацию);

— работ;

— услуг (в том числе аренда налоговой малоценки).

Не отражаются в строке 01.1 доходы, для которых предусмотрены специальные строки (01.2 — 01.6). В случае возврата покупателями товаров или пересмотра суммы компенсации за товары, работы, услуги после их продажи показатель строки 01.1 декларации не корректируется, для этой цели предназначена строка 02.1 (в том случае, если эти события произошли в разных кварталах текущего года)

01.2 К1/1

П. 5.9

Строка 01.2 заполняется на основании данных таблицы 1 «Расчет прироста (убыли) балансовой стоимости запасов» приложения К1/1 к декларации. В этой строке отражается (прирост) балансовой стоимости запасов. Причем в перерасчете участвуют только те запасы, стоимость которых включается в валовые расходы. Поэтому стоимость некоторых запасов ввиду специфики их учета будет участвовать в перерасчете не полностью. К ним, в частности, относятся ГСМ для легковых автомобилей (в ВР включается лишь 50 % их стоимости, п.п. 5.4.10), товары из оффшорных зон (в ВР попадает 85 %, п. 18.3), запасы для рекламных акций (2 % от прибыли прошлого года в ВР, п.п. 5.4.4), товары для медпунктов, созданных для осмотра работников, и запасы на содержание объектов социальной инфраструктуры (50 % в ВР, п. 5 р. II Закона № 1957).

Балансовую стоимость запасов следует определять по правилам бухучета. Не против такого подхода и ГНАУ (см. комментарий к письму от 29.01.2007 г. № 1564/7/15-0217 // «БН», 2007, № 7, ст. 10). Не пересчитывается по п. 5.9 стоимость запасов, которые используются для выполнения долгосрочных договоров, если плательщик применяет в отношении них особые правила налогообложения, установленные п. 7.10

01.3 К2

П. 7.10

Эту строку заполняют исполнители долгосрочных контрактов. Здесь отражается валовой доход таких плательщиков, определенный расчетным путем в таблице 1 «Доходы и расходы, связанные с исполнением долгосрочных договоров» приложения К2 (строка 01.3). Правила налогообложения долгосрочных договоров также применяются к операциям по подписке на периодические издания, оперативному лизингу (аренде), аренде земли и аренде жилых помещений в случае предварительной оплаты таких операций на срок, превышающий отчетный период (п.п. 7.10.12). Однако отражать доходы от этих операций в приложении К2 и строке 01.3 не нужно, ведь они не являются долгосрочными договорами

01.4 К3

П. 7.6

В данной строке отражается прибыль от операций с ценными бумагами, фондовыми и товарными деривативами, корпоративными правами. Этот показатель формируется в строке 01.4 приложения К3 «Расчет финансовых результатов операций с ценными бумагами и деривативами». Общий финансовый результат от операций с ценными бумагами, отражаемый в строке 01.4 приложения К3, определяется суммированием только положительных значений (сумм прибыли) от операций по каждому из видов ценных бумаг. Отрицательный же финансовый результат (убытки), возникший при проведении операций по каждому отдельному виду (видам) ценных бумаг, при определении финансового результата за отчетный период не уменьшает прибыль, полученную по другим видам ценных бумаг. Однако из налогового учета такие убытки не исключаются, а учитываются в следующих налоговых периодах при определении финансовых результатов операций с соответствующими видами ценных бумаг. Отражаются такие убытки в строках 1.3, 2.3, 3.3, 4.3, 5.3, 6.3, 7.3 приложения К3.

* В таблице, если не указан нормативно-правовой акт, значит, речь идет о Законе о налоге на прибыль.

** В таблице использованы такие сокращения: МБП — малоценные быстроизнашивающиеся предметы; ВР — валовые расходы, УР — уточняющий расчет, ОФ — основные фонды.

 

 

Расходы по каждому виду ценных бумаг и деривативов отражаются в строках 1.2, 2.2, 3.2, 4.2, 5.2, 6.2, 7.2 приложения К3 в периоде их приобретения. Для заполнения этих строк не надо дожидаться продажи соответствующих ценных бумаг и деривативов. Ведь расходы на приобретение одних ценных бумаг уже в периоде приобретения могут уменьшить доход от продажи других ценных бумаг одного вида, если таковая состоялась.

Несколько слов о векселях, полученных как средство платежа. Налоговики настаивают (письма ГНАУ от 02.03.2005 г. № 1799/6/15-1116 и от 14.05.2005 г. № 9265/7/15-1117) на том, что плательщик налога может отразить расходы по таким векселям только по результатам периода, в котором вексель продается. Мы же считаем, что такие векселя нужно учитывать в общем порядке. Ведь ограничения на применение «общих правил» (последний абзац п.п. 7.6.1) установлены только для операций по эмиссии корпоративных прав или других ценных бумаг, т. е. только для эмитентов. С последним утверждением соглашается и ГНАУ в письме от 21.04.2005 г. № 3335/6/12-0216. Подробнее см. статью «Векселя: учитываем операции выдачи и погашения» // «БН», 2007, № 48, с. 38

01.5 К1/1

П. 8.9

В этой строке отражается прибыль от продажи земли, расчет которой производится в таблице 4 приложения К1/1 по правилам, установленным п. 8.9. Сумма такой прибыли определяется путем уменьшения суммы дохода, полученного от продажи земли (строка 01.5.1 таблицы 4), на сумму проиндексированных расходов, связанных с приобретением земли (строка 01.5.2 таблицы 4 х строка 01.5.3 таблицы 4). Коэффициент индексации рассчитывают по формуле согласно п.п. 8.3.3. Убыток от продажи земельного(ых) участка(ов) в состав валовых расходов не включается, в декларации и ее приложениях не отражается.

При продаже земли, полученной в собственность в процессе приватизации, плательщик налога включает в состав валовых доходов положительную разницу между суммой дохода, полученного вследствие такой продажи, и суммой оценочной стоимости такой земли, определенной согласно установленной методике стоимостной оценки земель с учетом коэффициентов ее функционального использования на момент такой продажи

01.6

 

Пп. 4.1.2 — 4.1.6, кроме п.п. 4.1.5

 

Здесь отражаются прочие доходы, которые не были отражены ни в одной из предыдущих «доходных» строк 01.1 — 01.5 декларации, но которые включаются в валовые доходы согласно Закону о налоге на прибыль:

1) доходы от осуществления операций по предоставлению финансовых услуг, торговле долговыми обязательствами и требованиями (п.п. 4.1.2);

2) доход, который плательщик налога должен рассчитать в случае расторжения договора долгосрочного страхования жизни или негосударственного пенсионного обеспечения (пп. 4.1.3, 7.2.4);

3) курсовые разницы, которые включаются в валовой доход в налоговом учете при пересчете валютной задолженности и/или валютных средств, числящиеся на банковском счете плательщика и/или в его кассе на конец отчетного периода (пп. 4.1.3, 7.3.3);

4) сумма гривень, полученная в связи с продажей иностранной валюты (пп. 4.1.3, 7.3.5); 5) прибыль от продажи ОФ: превышение выручки от продажи объекта ОФ группы 1 над его балансовой стоимостью, превышение выручки от продажи объекта ОФ групп 2, 3 или 4 над балансовой стоимостью соответствующей группы (п.п. 4.1.3, п. 7.5, п.п. 8.4.3, п.п. 8.4.4);

6) прибыль от продажи нематериальных активов: превышение выручки от продажи нематериального актива над его балансовой стоимостью (п.п. 4.1.3, п. 7.5, п.п. 8.4.3);

7) доходы от продажи непроизводственных фондов (п.п. 8.4.1);

8) доходы от совместной деятельности и в виде дивидендов, полученные от нерезидентов (пп. 4.1.4, 7.8.6); 9) доходы от владения долговыми требованиями, проценты, роялти (п.п. 4.1.4);

10) доходы от осуществления операций лизинга (аренды) (пп. 4.1.4, 7.9.6);

11) суммы полученной безвозвратной финансовой помощи (пп. 1.22.1, 4.1.6):

— суммы средств, полученные по договорам дарения, другим подобным договорам, не предусматривающим соответствующей компенсации или возврата таких средств (кроме бюджетных дотаций или субсидий) или без заключения таких договоров;

— сумма безнадежной задолженности, возмещенная кредитору заемщиком после ее списания, если она была предварительно включена в валовые расходы кредитора;

— сумма задолженности, не взысканная после истечения срока исковой давности;

— сумма кредита или депозита без установления сроков возврата, за исключением кредитов, полученных под долгосрочные облигации, и депозитов до востребования в банковских учреждениях, а также сумма процентов, начисленных на такую сумму кредита, но не уплаченных (списанных);

— суммы условных процентов, начисленных на суммы возвратной финансовой помощи, полученной от плательщика налога на прибыль;

— стоимость товаров (работ, услуг), бесплатно предоставленных плательщику налога в отчетном периоде; 12) суммы полученной возвратной финансовой помощи (при условии невозврата ее на конец отчетного периода) от лиц, не являющихся плательщиками налога на прибыль или применяющих другую ставку налога (п.п. 4.1.6);

13) суммы задолженности, подлежащей включению в валовые доходы согласно п. 12.3 и п. 12.4 (п.п. 4.1.6);

14) стоимость материальных ценностей, полученных согласно договорам хранения (ответственного хранения) и использованных в собственной производственной или хозяйственной деятельности (п.п. 4.1.6); 15) суммы штрафов, неустойки либо пени, фактически полученных по решению сторон договора или по решению соответствующих государственных органов, суда (п.п. 4.1.6);

16) суммы уплаченной государственной пошлины, ранее включенной в валовые расходы и возвращенной по решению суда (п.п. 4.1.6);

17) доходы от продажи электрической энергии (включая реактивную) (п.п. 4.1.6);

18) суммы полученных дотаций и субсидий из фондов общеобязательного государственного социального страхования или бюджетов (п.п. 4.1.6);

19) суммы акцизного сбора, уплаченные (начисленные) покупателями подакцизных товаров (за их счет) в пользу плательщика такого акцизного сбора, уполномоченного законом вносить его в бюджет (п.п. 4.1.6);

20) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию (п.п. 4.1.6);

21) доходы от доверительных операций (п.п. 7.9.3);

22) доходы от продажи залогового имущества (п.п. 7.9.5);

23) суммы страхового возмещения, при условии, если убытки были включены в валовые расходы (п.п. 5.4.6), в случае компенсации расходов за разрушенные, украденные, ликвидированные объекты ОФ группы 1 (пп. 8.4.8, 8.4.9);

24) доходы из других источников (п.п. 4.1.6)

02

Формула

Сумма, на которую осуществляется корректировка валовых доходов, представляет собой сумму показателей трех строк декларации 02.1, 02.2 и 02.3

02.1

П. 5.10

В этой строке продавцы отражают результаты изменений компенсации за проданные товары, работы, услуги (включая их возврат). Иными словами, если происходит уменьшение компенсации за проданные товары, работы, услуги или возврат проданных товаров или переход права собственности на реализованные результаты работ (услуг) к продавцу, то валовой доход должен быть уменьшен и соответствующая корректировка отражается со знаком «-». Если по соглашению сторон происходит увеличение компенсации стоимости проданных товаров (работ, услуг), то валовой доход увеличивается и корректировка отражается со знаком «+».

Если такое изменение компенсации происходит в части отчетного периода, за который декларация еще не подавалась (для годовой декларации — в декабре), то эту строку можно не заполнять: итоговая сумма валового дохода (т. е. сумма после корректировок) отражается в строке 01.1.

В строке 02.1, по нашему мнению, также следует отражать возвращаемые суммы аванса со знаком «-», несмотря на то, что такие суммы не упоминаются в п. 5.10

02.2

П.п. 4.1.5

Здесь отражают суммы ошибочно завышенного (со знаком «-») или заниженного (со знаком «+») в прошлых отчетных периодах валового дохода, которые были обнаружены плательщиком налога самостоятельно.

Если самостоятельно выявленная ошибка привела к недоплате налога в бюджет, то плательщик должен начислить 5 % штраф, который отражается в строке 22 декларации. Сумма штрафа уплачивается в те же сроки, что и общее налоговое обязательство по налогу на прибыль.

Ошибочные показатели, исправленные через строку 02.2 текущей декларации в течение отчетного года, отражаются в соответствующих строках последующих деклараций в том же ошибочном размере. Существует альтернативный способ исправления самостоятельно обнаруженных ошибок — путем подачи уточняющего расчета. Если ошибки исправляются через УР, то в декларации это исправление не показывается. При этом заполнение декларации после подачи УР в течение одного отчетного года нужно осуществлять следующим образом:

1) в тех строках, в которых были допущены ошибки, надо отражать исправленные показатели (а не ошибочные);

2) в строке 15 учесть сумму обязательства, уплаченную по данным УР;

3) сумма 5 % самоштрафа, начисленного по УР, в строке 22 декларации не отражается

02.3 К4

Ст. 12

В этой строке отражается увеличение валового дохода в порядке урегулирования сомнительной (безнадежной) задолженности.

Строка заполняется на основании показателя строки 02.3 приложения К4, которое заполняется на каждый договор отдельно.

Сумма пени, начисленная в случаях, предусмотренных ст. 12, не отражается в этой строке, ее место в строке 23 декларации и строке 23 приложения К4. Укажем, что п.п. 12.1.4 установлена обязанность плательщика налога — продавца предоставить вместе с декларацией за отчетный период еще и уведомление об увеличении валового дохода (валовых расходов) со ссылкой на соответствующие положения пп. 12.1.1 и 12.1.2, роль которого выполняет приложение К4 к декларации, а также другие первичные документы, подтверждающие наличие дебиторско-кредиторской задолженности. Сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности в этой строке не отражается.

Подробнее о налоговом учете сомнительной задолженности см. статью «Урегулирование сомнительной задолженности» // «БН», 2009, № 1-2, с. 31

03

Формула

Скорректированный валовой доход определяется как сумма строк 01 и 02

04

Ст. 5

Валовые расходы по всем видам деятельности определяются как сумма показателей строк декларации с 04.1 по 04.13. В составе показателя этой строки должны найти отражение также расходы по льготируемым или освобожденным от налогообложения видам деятельности согласно пп. 7.12, 7.13, 7.20, п. 18.1, ст. 19 (см. комментарий к строке 01).

Кроме того, следует учесть, что расходы, понесенные плательщиком налога в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у связанного лица, неплательщика налога на прибыль/плательщика по льготной ставке или по бартеру, определяются исходя из договорных цен, но не выше обычных цен

04.1

П. 5.1, п.п. 5.2.1

В этой строке отражаются расходы (в том числе перечисленные авансы, с учетом ограничений, установленных п.п. 11.2.3) на приобретение товаров (работ, услуг) для использования в хозяйственной деятельности: — производственных запасов (сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, комплектующих изделий, МБП и т. п.);

— электрической энергии, включая реактивную;

— налоговой малоценки (матценности стоимостью менее 1000 грн. и сроком использования более 365 календарных дней);

— покупных товаров;

— работ;

— услуг (здесь также отражается аренда налоговой малоценки).

Не отражаются в этой строке расходы, для которых предусмотрены специальные строки 04.2 — 04.13 декларации.

При возврате плательщиком товаров продавцу или пересмотре суммы компенсации за товары (работы, услуги) после их покупки, как в меньшую, так и в большую сторону, показатель строки 04.1 декларации не корректируется. Для таких сумм в декларации отведена строка 05.1. Кстати, уменьшение валовых расходов при возврате аванса, по нашему мнению, также следует отражать в строке 05.1

04.2 К1/1

П. 5.9

Здесь отражается превышение балансовой стоимости запасов на начало года над балансовой стоимостью запасов на конец отчетного периода (убыль). Строка 04.2 заполняется на основании данных таблицы 1 «Расчет прироста (убыли) балансовой стоимости запасов» приложения К1/1. Особенности перерасчета по п. 5.9 рассмотрены нами в комментарии к строке 01.2.

По результатам отчетного периода предприятие определяет либо убыль, либо прирост запасов, поэтому одновременное заполнение строк 01.2 и 04.2 невозможно

04.3

П. 5.6, кроме абз. 2 — 3 п.п. 5.6.2; п.п. 7.8.7

В этой строке отражаются расходы на оплату труда наемных работников. В частности, здесь показывают: — расходы на выплату работникам основной и дополнительной заработной платы, прочих поощрительных и компенсационных выплат, установленных по договоренности сторон, возмещений стоимости товаров (работ, услуг);

— расходы на выплату авторских вознаграждений;

— выплаты в связи с выполнением работ (услуг) согласно договорам гражданско-правового характера. Дополнительно к вышеперечисленным выплатам в строке 04.3 отражаются расходы, обусловленные абз. 1 п.п. 5.6.2:

— обязательные выплаты, предусмотренные законодательством (в частности, сумма выходного пособия; суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности — письмо ГНАУ от 11.05.2004 г. № 8365/7/15-1117);

— компенсация стоимости услуг, которые предоставляются работникам в случаях, предусмотренных законодательством;

— взносы плательщика налога на обязательное страхование жизни или здоровья работников в случаях, предусмотренных законодательством.

Если плательщик налога выплачивает физическим лицам дивиденды по привилегированным акциям, то такие расходы приравниваются к расходам на оплату труда согласно п.п. 7.8.7 и отражаются в строке 04.3.

Напомним, что в эту строку с 2008 года не попадают суммы заработной платы, начисленной работникам, осуществляющим улучшение объектов ОФ. Такие расходы отражаются в учете налогоплательщика по правилам, установленным п.п. 8.7.1 (см. комментарий к письмам ГНАУ от 05.03.2008 г. № 4284/7/15-0317 // «БН», 2008, № 11, с. 9 и от 26.08.2008 г. № 17203/7/15-0217 // «БН», 2008, № 36, с. 6)

04.4

П.п. 5.7.1

Здесь отражаются суммы взносов на обязательное государственное социальное (в том числе и пенсионное) страхование, начисленные на выплаты, оговоренные в п.п. 5.6.1. То есть в данной строке отражаются взносы, начисляемые «сверху» на соответствующие выплаты наемным работникам в:

— Пенсионный фонд (кроме сумм взноса, начисленного на суммы больничных, которые включаются в строку 04.13, см. комментарий к письму ГНАУ от 28.07.2008 г. № 349/4/15-0214 // «БН», 2008, № 34, с. 4);

— Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности;

— Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;

— Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

Не отражаются в этой строке суммы сбора в Пенсионный фонд, уплачиваемые при осуществлении отдельных видов хозяйственных операций, таких как покупка-продажа безналичной валюты, недвижимости, автомобилей, ювелирных изделий, со стоимости услуг сотовой связи. Такие сборы отражаются в строке 04.6 декларации

04.5

Абз. 2 — 3 п.п. 5.6.2, пп. 1.37, 1.42

В этой строке отражаются расходы налогоплательщика на добровольные взносы, перечисляемые согласно договору долгосрочного страхования жизни или какого-либо другого вида негосударственного пенсионного обеспечения его наемного работника.

Следует помнить, что в состав валовых расходов указанные взносы включаются не в полном объеме, а в пределах лимита, установленного п.п. 5.6.2, т. е. не более 15 % от заработной платы, начисленной наемному работнику в течение отчетного периода. При этом сумма таких ежемесячных платежей для валоворасходных целей не может превышать размеров, определенных в п.п. 6.5.1 Закона № 889. Напомним, что в этом пункте установлен предельный размер дохода, дающий право на получение налоговой социальной льготы. В 2008 году он составлял 890 грн. Подробнее см. в статье «Негосударственное пенсионное обеспечение — позаботимся об обеспеченной старости работников» // «БН», 2008, № 11, с. 13

04.6 Р1

П.п. 5.2.5

В данной строке отражаются

суммы налогов, сборов (обязательных платежей), установленные Законом № 1251, которые включаются в валовые расходы.

При этом исключение составляют:

— налог на прибыль;

— авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов;

— налог с доходов нерезидента;

— налог на добавленную стоимость, включенный в цену товаров (работ, услуг), приобретаемых плательщиком налога для производственного или непроизводственного использования;

— налог с доходов физических лиц;

— стоимость торговых патентов;

— суммы пени, штpaфoв, неустоек, уплаченных по решению сторон договора и по решению соответствующих государственных органов, суда.

Перечисленные налоги (обязательные платежи) не попадают в строку 04.6, так как не включаются в валовые расходы. Не отражаются в строке 04.6 и суммы соцвзносов, для которых предусмотрена строка 04.4.

Строка 04.6 заполняется на основании приложения Р1 (подробнее о его заполнении см. с. 45)

04.7 К2

П. 7.10

Эту строку заполняют исполнители долгосрочных контрактов, т. е. те плательщики, которые избрали особый порядок налогообложения, регламентированный п. 7.10. Здесь отражаются фактические валовые расходы таких плательщиков.

Строка 04.7 заполняется на основании показателя строки 04.7 таблицы 1 «Доходы и расходы, связанные с исполнением долгосрочных договоров» приложения К2 к декларации. Правила налогообложения долгосрочных договоров также применяются к операциям по подписке на периодические издания, оперативному лизингу (аренде), аренде земли и аренде жилых помещений в случае предварительной оплаты таких операций на срок, превышающий отчетный период (квартал) (п.п. 7.10.12). Однако отражать расходы по таким операциям в приложении К2 и строке 04.7 не нужно, ведь они не являются долгосрочными договорами, поэтому расходы по таким операциям отражаются в других соответствующих строках декларации

04.8 Р2

Пп. 5.2.2 — 5.2.3, 5.2.11, 5.2.13, 5.2.17

В этой строке указывается сумма расходов на добровольное перечисление средств, передачу товаров (выполнение работ, предоставление услуг), которые налогоплательщик может отразить в составе валовых расходов. Она заполняется на основании приложения Р2, подробнее о его заполнении см. с. 46). Что касается сумм средств или стоимости имущества, добровольно перечисленных с целью производства национальных фильмов и аудиовизуальных произведений (п.п. 5.2.18), то формально они в строку 04.8 не попадают и для них нет места в приложении Р2. Такие расходы, на наш взгляд, логичнее включить в строку 04.13 декларации

04.9

П. 6.1

В эту строку переносятся убытки прошлого года — отрицательный показатель объекта налогообложения прошлого года (строка 08 декларации за 2007 год).

Напомним, что сейчас уже не действует запрет на отражение в составе валовых расходов налоговых убытков, накопленных в предыдущих периодах. Однако, по мнению ГНАУ (см. комментарий к письму от 11.04.2008 г. № 7618/7/15-0217// «БН», 2008, № 16, с. 7), в декларациях по налогу на прибыль за отчетные периоды 2008 года значение строки 04.9 не может превышать абсолютного значения строки 08 декларации за 2007 год (т. е. убытки 2003 — 2005 гг. реанимировать нельзя)

04.10 К1

Пп. 5.2.10, 8.7.1, часть 2 п. 9.5

Здесь отражаются расходы на любые виды улучшений как собственных, так и арендованных ОФ и нефтегазовых скважин. Эта строка заполняется на основании данных таблицы 3 приложения К1/1 и таблицы 2 приложения К1/2. В случае одновременного заполнения приложений К1/1 и К1/2 в строку 04.10 декларации переносится сумма строки 04.10 таблицы 3 приложения К1/1 и строки 04.10 таблицы 2 приложения К1/2 за соответствующий отчетный период.

Налогоплательщики, на которых распространяется действие п. 9.5, заполняют таблицу 2 приложения К1/2 в разрезе каждого объекта улучшений (нефтегазовых скважин). Причем, в отличие от аналогичной таблицы 3 приложения К1/1, в таблице 2 приложения К1/2 отсутствует графа с информацией о стоимости объекта улучшения, поскольку первоначальная стоимость каждой отдельной скважины приводится в графе 3 таблицы 1 приложения К1/2.

В графе 3 таблицы 2 приложения К1/2 указывается предельная величина расходов на отчетный год, которая может быть отнесена к составу валовых расходов в составе строки 04.10 декларации, а в графах 4, 5, 6 и 7 таблицы 2 названного приложения соответственно — фактические объемы улучшений нарастающим итогом с начала года.

Напомним, что в строку 04.10 попадают суммы заработной платы, начисленной работникам, осуществляющим улучшение объектов ОФ, поскольку такие расходы учитываются по правилам п.п. 8.7.1 (см. комментарий к строке 04.3)

04.11 Р3

П. 18.3

Здесь отражаются валовые расходы на приобретение товаров (работ, услуг) через нерезидентов или у нерезидентов, имеющих оффшорный статус. В данном случае можно включить в валовые расходы только 85 % от стоимости указанного приобретения.

Расшифровка показателя строки 04.11 годовой декларации производится в приложении Р3 (подробнее о его заполнении см. с. 47)

04.12 К1/1

П.п. 5.4.6

В этой строке отражаются расходы на обязательное и добровольное страхование, кроме расходов по долгосрочному страхованию жизни и негосударственному пенсионному обеспечению, указанных в строке 04.5 декларации.

В строку 04.12 включаются расходы по страхованию:

— рисков гибели урожая, транспортировки продукции плательщика налога;

— гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, находящихся в составе ОФ плательщика налога;

— экологического и ядерного ущерба, который может быть нанесен плательщиком налога другим лицам; — имущества плательщика налога;

— кредитных и других рисков плательщика налога, связанных с осуществлением им хозяйственной деятельности, в пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения такого страхового договора.

В то же время в валовые расходы не включаются расходы на страхование:

— жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком налога, обязательность которого не предусмотрена законодательством; — любые расходы по страхованию сторонних физических или юридических лиц.

Строка 04.12 заполняется на основании таблицы 5 приложения К1/1. В строке 04.12.1 указанной таблицы отражаются расходы на обязательные виды страхования (без ограничений), а в строке 04.12.2 — расходы на добровольное страхование, для которых установлено 5 % ограничение. Показатель строки 04.12.2 рассчитывается по формуле:

РДС = ПРОЧ х 5 / 95,

где РДС — сумма расходов на добровольное страхование, подлежащая включению в состав валовых расходов;

ПРОЧ — сумма скорректированных валовых расходов, отраженная в строке 06 декларации за отчетный период, без учета расходов на добровольное страхование (т. е. это сумма строк 04.1 — 04.11 и строки 04.13 декларации, а также строки 04.12.1 таблицы 5 приложения К1/1). Подробнее см. в статье «Страхование имущества: учет расходов на страхование» // «БН», 2008, № 25, с. 20

04.13

 

Ст. 5; ст. 7; п.п. 8.1.4, п.п. 8.3.7, пп. 8.4.3, 8.4.7, 8.4.8, 8.4.10, 8.9.4; п. 9.5, п. 9.6; п. 22.25

 

Здесь отражаются прочие расходы, которые не были отражены ни в одной из предыдущих «расходных» строк декларации (04.1 — 04.12), но включение которых в валовые расходы предусмотрено Законом о налоге на прибыль:

1) суммы возвратной финансовой помощи, возвращенные неплательщикам налога на прибыль (плательщикам по льготной ставке, нерезидентам) (п.п. 4.1.6);

2) сумма взноса в Пенсионный фонд, начисленного на суммы больничных (п.п. 5.2.5, см. комментарий к письму ГНАУ от 28.07.2008 г. № 349/4/15-0214 // «БН», 2008, № 34, с. 4); 3) расходы, не отнесенные в состав валовых расходов прошлых периодов в связи с утратой, уничтожением или порчей документов, установленных правилами налогового учета, и подтвержденные такими документами в отчетном налоговом периоде (п.п. 5.2.6);

4) суммы безнадежной задолженности в части, не отнесенной к валовым расходам, в случае когда соответствующие меры по взысканию таких долгов не привели к положительному результату (п.п. 5.2.8);

5) расходы, связанные с подтверждением соответствия продукции, систем качества, систем управления качеством, систем управления окружающей природной средой, персонала установленным требованиям в соответствии с Законом Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III (п.п. 5.2.15);

6) расходы, связанные с разведкой (доразведкой) и обустройством нефтяных и газовых месторождений (за исключением расходов на сооружение любых скважин, которые используются для разработки нефтяных и газовых месторождений, а также других расходов, связанных с приобретением (изготовлением) ОФ, которые подлежат амортизации на условиях ст. 8) (п.п. 5.2.16);

7) расходы на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, обмундированием, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания согласно Перечню мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы, утвержденному постановлением КМУ от 27.06.2003 г. № 994 (п.п. 5.4.1);

8) расходы, кроме подлежащих амортизации, связанные с научно-техническим обеспечением хозяйственной деятельности, на изобретательство и рационализацию, проведение опытно-экспериментальных и конструкторских работ, изготовление и исследование моделей и образцов (абзац первый п.п. 5.4.2); 9) расходы на приобретение литературы для информационного обеспечения и подписку на специализированные периодические издания, проведение аудита, в том числе добровольного (абзац второй п.п. 5.4.2);

10) расходы на профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации работников (потенциальных работников) по профилю предприятия в украинских учебных заведениях в пределах 3 % фонда оплаты труда отчетного периода (абзац третий п.п. 5.4.2); 11) расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, но не более 10 % совокупной стоимости проданных товаров, по которым не истек срок гарантийного обслуживания (п.п. 5.4.3); 12) расходы на проведение предпродажных и рекламных мероприятий по товарам (работам, услугам), которые продаются (предоставляются) таким плательщиком налога (абзац первый п.п. 5.4.4);

13) расходы на организацию приемов и презентаций, праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях, но не более 2 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного (налогового) года (абзац второй п.п. 5.4.4);

14) расходы по самостоятельному хранению, переработке, захоронению или оплате услуг по хранению, переработке, захоронению и ликвидации отходов от производственной деятельности плательщика налога сторонними организациями, по очистке сточных вод, другие расходы на сохранение экологических систем, которые находятся под негативным влиянием хозяйственной деятельности плательщика налога (п.п. 5.4.5);

15) расходы на приобретение лицензий и других специальных разрешений, выданных государственными органами для ведения хозяйственной деятельности, включая плату за регистрацию предприятия в органах государственной регистрации (п.п. 5.4.7);

16) командировочные расходы, которые включаются в валовые расходы с учетом ограничений, установленных п.п. 5.4.8;

17) расходы на содержание, эксплуатацию некоторых объектов социальной инфраструктуры, кроме капитальных расходов, подлежащих амортизации, которые находились на балансе плательщика налога на 01.07.97 г. При этом в состав валовых расходов включается 50 % таких расходов до момента передачи таких объектов на баланс соответствующего бюджета или приватизации согласно закону (п.п. 5.4.9 Закона о налоге на прибыль, п. 5 р. II Закона № 1957);

18) расходы на содержание, эксплуатацию и обеспечение основной деятельности пунктов медицинского осмотра работников, наличие которых обусловлено законодательством или коллективным договором. При этом в состав валовых расходов включается 50 % суммы таких расходов (п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль, п. 5 р. II Закона № 1957);

19) расходы на содержание, эксплуатацию и обеспечение основной деятельности (кроме подлежащих амортизации) (п.п. 5.4.10):

помещений жилищного фонда, принадлежащих юрлицам, основной деятельностью которых является предоставление платных услуг по туробслуживанию сторонних граждан или сдача таких помещений в аренду сторонним гражданам или организациям в порядке, определенном Законом о налоге на прибыль;

легковых автомобилей, бытовых летательных аппаратов, моторных лодок, катеров и яхт, предназначенных для отдыха, принадлежащих налогоплательщикам, основной деятельностью которых является предоставление платных услуг по транспортному или туристическому обслуживанию сторонних граждан или организаций, а также если эти средства принадлежат спортивным организациям и используются как спортивное снаряжение;

— расходы на приобретение ГСМ для легковых авто и оперативную аренду легковых авто в размере 50 % понесенных расходов;

20) расходы по выплаченным или начисленным процентам (с учетом ограничений, установленных пп. 5.5.2 — 5.5.5) (п.п. 5.5.1);

21) курсовые разницы по задолженности в валюте и/или валютных средствах, которые числятся на банковском счете плательщика (в кассе) на конец отчетного периода (п.п. 7.3.3);

22) балансовая стоимость проданной иностранной валюты (п.п. 7.3.5);

23) расходы на конверсионные (обменные) услуги банка (п.п. 7.3.7);

24) расходы по арендным операциям (п.п. 7.9.6);

25) убыток от продажи объектов ОФ группы 1: сумма превышения балансовой стоимости отдельного объекта над выручкой от продажи (п.п. 8.4.3);

26) убыток от продажи нематериального актива: сумма превышения балансовой стоимости актива над выручкой от продажи (п.п. 8.4.3);

27) балансовая стоимость групп 2, 3 и 4, если на начало отчетного квартала такая группа не содержит материальных ценностей (это не касается улучшений арендованных ОФ) (п.п. 8.4.7);

28) сумма расходов, связанных с приобретением (изготовлением) проданных непроизводственных фондов (без учета износа) и их улучшением (п.п. 8.1.4);

29) балансовая стоимость ликвидируемого объекта ОФ группы 1 (пп. 8.4.8, 8.4.10); 30) остаточная стоимость отдельного объекта ОФ группы 1, достигшая 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700 грн.) (п.п. 8.3.7);

31) расходы, которые может отразить арендатор в случае возврата объекта ОФ группы 1 согласно правилам, установленным п.п. 8.8.2;

32) балансовая стоимость отдельного объекта ОФ группы 1, в котором отражалась стоимость капитальных улучшений качества земли, в случае продажи земли как отдельного объекта собственности или отчуждения иным образом (п.п. 8.9.4);

33) суммы средств, внесенные налогоплательщиком на счета участников фондов банковского управления или по договору пенсионных вкладов, но не более 10 % от валовых доходов отчетного периода (п.п. 22.25);

34) другие суммы, подлежащие отнесению в состав валовых расходов (например, расходы на поддержку производства национальных фильмов, указанные в п.п. 5.2.18, поскольку им нет места в строке 04.8 декларации и приложении Р2 к ней)

05

Формула

Сумма, на которую осуществляется корректировка валовых расходов, представляет собой сумму показателей строк 05.1, 05.2 и 05.3

05.1

П. 5.10

В этой строке покупатели отражают результаты изменений компенсации за приобретенные товары, работы, услуги (включая их возврат).

Если происходит уменьшение компенсации за приобретенные товары, работы, услуги или их возврат, то валовые расходы покупателя должны быть уменьшены и соответствующая корректировка отражается со знаком «-». Если же происходит увеличение компенсации стоимости купленных товаров (работ, услуг), то валовые расходы покупателя увеличиваются — корректировка отражается со знаком «+». Если такое изменение компенсации происходит в одном отчетном периоде, то эта строка не заполняется: итоговая сумма валовых расходов (т. е. сумма после корректировок) отражается в строке 04.1 (см. комментарий к строке 02.1).

В данной строке, по нашему мнению, также следует отражать возвращаемые суммы аванса со знаком «-»

05.2

П.п. 5.2.7

Здесь налогоплательщик отражает суммы ошибочно завышенных (со знаком «-») или заниженных (со знаком «+») в прошлых отчетных периодах валовых расходов и амортизационных отчислений, которые им были обнаружены самостоятельно.

Если самостоятельно выявленная ошибка привела к недоплате налога в бюджет, то плательщик должен начислить 5 % штраф, который отражается в строке 22 декларации. Сумма штрафа уплачивается в те же сроки, что и общее налоговое обязательство по налогу на прибыль. Ошибочные показатели, исправленные через строку 05.2 текущей декларации в течение отчетного года, отражаются в соответствующих строках последующих деклараций в том же ошибочном размере. Исправление валоворасходных и амортизационных ошибок также возможно через УР. Порядок исправления аналогичен тому, который применяется при исправлении валовых доходов (см. комментарий к строке 02.2)

05.3 К4

Ст. 12

В данной строке отражается увеличение валовых расходов в порядке урегулирования сомнительной (безнадежной) задолженности.

Строка заполняется на основании показателя строки 05.3 приложения К4, которое заполняется на каждый договор (см. комментарий к строке 02.3)

06

Формула

Скорректированные валовые расходы определяются как сумма показателей строк 04 и 05

07 К1

П.п. 7.9.8, ст. 9

Здесь отражается сумма амортизационных отчислений. Эта строка заполняется на основании данных таблицы 2 приложения К1/1 и/или таблицы 1 приложения К1/2 предприятиями, чья деятельность связана с добычей полезных ископаемых. В случае одновременного заполнения приложений К1/1 и К1/2 в строку 07 декларации переносится сумма показателей строки 07 таблицы 2 приложения К1/1 и строки 07 таблицы 1 приложения К1/2

08

П. 3.1, формула

Объект налогообложения определяется как разница между скорректированными валовыми доходами (строка 03), валовыми расходами (строка 06) и амортизационными отчислениями (строка 07). Даже если объект налогообложения оказался меньше нуля, то в строке 08 указывается соответствующее значение со знаком «-».

Если объект налогообложения по итогам 2008 года оказался отрицательным, его значение (без знака «-») переносится в строку 04.9 декларации за I квартал 2009 года (см. комментарий к строке 04.9). И еще одно важное замечание. Оно касается тех, кто наряду с облагаемой деятельностью ведет деятельность, прибыль от которой освобождена от налогообложения (пп. 7.11, 7.12, 7.13). Такие плательщики согласно п. 7.20 не должны учитывать в составе валовых расходов расходы, понесенные в связи с получением освобожденных доходов, а амортизацию, начисленную на ОФ, использующиеся для получения освобожденных доходов, не учитывают в уменьшение валового дохода. Они должны вести отдельный учет валовых доходов, валовых расходов и амортизационных отчислений по льготной деятельности. Однако декларация по налогу на прибыль устроена по-другому. Освобожденные доходы, связанные с ними расходы и амортизация все-таки включаются в строки 03, 06 и 07, смешиваясь с общими валовыми доходами, валовыми расходами и амортизацией. Следовательно, в строке 08 будет указан общий объект налогообложения с учетом освобожденной от налогообложения прибыли. А ее исключение происходит по строке 10 декларации

09

П. 11 Переходных положений Закона № 349

В данной строке проставляется прочерк, поскольку в ней в свое время отражались так называемые старые убытки, т. е. те, которые были получены еще до внесения изменений в Закон о налоге на прибыль Законом № 349. Последними для отражения таких убытков были 2004 и 2005 годы, да и то соответствующие госбюджетные законы на эти годы препятствовали этому

10 К5

П. 7.12, п. 7.13, п. 7.20, п. 1 8.1, ст. 19

Эта строка предназначена для того, чтобы «вытащить» прибыль (убыток), освобожденную от налогообложения, из общей суммы прибыли (убытка), указанной в строке 08. Хотя такой механизм и противоречит Закону о налоге на прибыль, итоговый результат получается верный. Расчет суммы прибыли от видов деятельности, освобожденных от налогообложения на основании п.п. 7.12.1, п. 7.13, п. 18.1, ст. 19, производится в приложении К5 (строка 10 таблицы 1). Если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, освобожденных от налогообложения, то учет доходов, расходов, прироста (убыли) запасов и амортизационных отчислений ведется по каждому льготному виду деятельности отдельно. Для разграничения результатов таких льготных видов деятельности в приложении К5 строки обозначены буквами «А» и «Б», при необходимости можно добавить строки и с другими буквами. Каждой букве соответствует отдельный вид льготной деятельности. В таблице 2 приложения К5 указываются основания для применения таких льгот.

При заполнении строки 10 нужно учесть, что убытки от льготной деятельности не могут сворачиваться с прибылью, облагаемой налогом, следовательно, ее значение может быть отрицательным (п. 2 приложения 1 к Порядку № 761 // «БН», 2008, № 51, с. 4)

11

Формула

Так же как значение строки 10, показатель строки 11 может быть отрицательным. В декларации к строкам, которые не могут быть отрицательными (строки 12, 14), имеется сноска «**». В ней однозначно указано на положительный характер показателей этих строк. К строке 11 такой сноски нет.

И еще один момент. В Законе о налоге на прибыль встречается такой показатель, как налогооблагаемая прибыль предыдущего периода или года (пп. 5.2.2, 5.2.3, 5.2.13 и т. д.). Значение строки 11 и есть тем показателем, на который следует ориентироваться в таких случаях.

Показатель строки 11 (если он положительный) разбивается на два показателя в зависимости от ставки налога, предусмотренного для налогообложения соответствующей прибыли (строки 11.1 и 11.2). Если же показатель строки 11 отрицательный, то в строках 11.1 и 11.2 необходимо поставить прочерки

11.1

П. 10.1

В этой строке указывается часть прибыли, облагаемой по базовой ставке 25 % от объекта налогообложения

11.2

П. 7.13, п. 18.1

В этой строке указывается часть прибыли, облагаемой по льготным ставкам (соответствующий размер ставки плательщик самостоятельно указывает в графе 1 строки 11.2 декларации)

12

Расчет

Начисленная сумма налога на прибыль рассчитывается как сумма строк 12.1 и 12.2. То есть вначале необходимо определить показатели строк 12.1 и 12.2, а затем их сумма указывается в строке 12. Значение строки 12 может быть только положительным.

Маленькое замечание для плательщиков консолидированного налога: показатель строки 12 — тот показатель, от которого следует отталкиваться при расчете суммы, подлежащей уплате по местонахождению филиалов (если точнее, то показатель строки 12 нужно уменьшить на показатели строк 13.1 — 13.3 и 13.5.1 приложения К6). Разумеется, если в строке 12 проставлен прочерк, то никакого распределения не будет

12.1

П. 10.1

Показатель строки 12.1 рассчитывается путем умножения базовой ставки 25 % на показатель строки 11.1

12.2

П. 7.13, п. 18.1

Показатель строки 12.2 рассчитывается путем применения соответствующей льготной ставки к показателю строки 11.2

13 К6

Пп. 7.8.3 — 7.8.4, п. 16.3, п.п. 2.1.3, п. 18.1, ст. 19

Для расчета суммы, на которую уменьшается начисленный налог на прибыль, предназначено приложение К6, показатель строки 13 таблицы 1 которого переносится в строку 13 декларации. В приложении К6 рассчитываются (указываются) такие показатели:

— стоимость торговых патентов (в пределах прибыли от соответствующего вида патентуемой деятельности) (строка 13.1 таблицы 1 и таблицы 3), подробнее см. в статье «Торговые патенты: налоговый и бухгалтерский учет» // «БН», 2008, № 3, с. 38;

— налог, уплаченный с прибыли (кроме пассивной), полученной за рубежом (строка 13.2 таблицы 1); — налог, уплаченный с пассивной прибыли за рубежом, в случае наличия международного договора (строка 13.3 таблицы 1);

— сумма налога, начисленного плательщиком по местонахождению его филиалов (строка 13.4 таблицы 1 и таблицы 2), подробнее см. в статье «Филиалы: налог на прибыль и НДС» // «БН», 2008, № 12, с 14;

— сумма авансовых взносов по налогу на прибыль при выплате дивидендов, которая относится на уменьшение начисленной суммы налога (строка 13.5.1 таблицы 1), подробнее см. в статье «Дивиденды в учете и отчетности эмитента» // «БН», 2008, № 4, с. 28. Сумма этих показателей формирует показатель строки 13 таблицы 1 приложения К6

14

Формула

Показатель строки 14, как и показатель строки 12, может быть только положительным. Поскольку декларация заполняется нарастающим итогом, то строка 14 будет содержать в себе данные всех предыдущих периодов этого года. Кстати, значение строки 14 в течение года может не только увеличиваться, но и уменьшаться. Вполне возможна ситуация, когда в декларации за год ее показатель окажется меньше показателя за 11 месяцев или другого периода. Ведь увеличение, скажем, валовых расходов в IV квартале (или декабре) может быть более стремительным, чем увеличение валовых доходов. В результате налоговое обязательство года будет меньше, чем налоговое обязательство предыдущих периодов. Показатель этой строки за минусом показателя строки 15 отражается по лицевому счету плательщика в налоговом органе

15

П. 16.4

Сумма начисленного налога за предыдущий налоговый период текущего года — показатель строки 14 предыдущей декларации в рамках года. Эта строка предназначена для «очистки» налогового обязательства от данных предыдущих периодов текущего года (в декларации за год здесь будет отражено значение стр. 14 11-месячной декларации). Благодаря этому в бюджет перечисляется налог только с той прибыли, которая была получена за последний квартал (за декабрь для годовой декларации)

16

П. 21.3

Строка 16 предназначена для отражения в ней переплаты, если налогоплательщик не желает получить эту сумму на текущий счет. Она лишь уменьшает налоговое обязательство периода. Причем в этой строке указывается не только непосредственно переплата, т. е. уплата налога в большей, чем задекларировано по итогам периода, сумме (например, задекларировано 20000 грн., а в бюджет перечислено 30000 грн.), но и та переплата, которая образовалась из-за принципа нарастающего итога, в случае когда налоговое обязательство текущего периода оказалось меньше налогового обязательства предыдущих периодов

17

Формула

В этой строке показывается сумма налога, которую нужно уплатить в бюджет после всех уменьшений. Значение этой строки, как и строк 12 и 14, может быть только положительным. Ее данные не проводятся по лицевому счету

18

П. 21.3

Как мы указывали выше, сумму переплаты налогоплательщики могут вернуть на свой текущий счет. Для этого и предназначена строка 18 декларации. У налогоплательщика есть альтернатива: если он хочет учесть переплату в счет будущих платежей, то заполняет строку 16, а если хочет получить ее на текущий счет, то заполняет строку 18. При этом ему необходимо подать в налоговый орган соответствующее заявление

19

пп. 10.2, 13.1 — 13.2, 13.6

Строка 19 — первая из тех строк, в которой отражаются так называемые дополнительные показатели. Несмотря на свой, казалось бы, справочный характер, при их заполнении также необходимо быть предельно внимательным, поскольку все они проводятся по лицевому счету налоговым органом. Причем такое проведение осуществляется с учетом значений этих строк за предыдущий период (т. е. за минусом). Иначе по лицевому счету постоянно выскакивала бы недоплата, ведь декларация, в том числе дополнительные строки, заполняется нарастающим итогом.

В строке 19 указывается сумма налогов, удержанных с:

— доходов физлиц, начисленных в виде процентов (строка 19.1);

— доходов нерезидентов (строка 19.2);

— доходов в виде фрахта (строка 19.3).

Показатель строки 19 равен сумме показателей строк 19.1 — 19.3

19.1 К7

П.п. 9.2.2. Закона № 889

Строка 19.1 на сегодняшний день не может быть заполнена. Объясняется это тем, что удержание налога с доходов физлиц с сумм начисленных процентов регламентировано п.п. 9.2.2 Закона № 889, а он вступает в силу лишь с 01.01.2010 г. Понятно, что и таблица 1 приложения К7 также не может быть заполнена до этого момента. А вот таблица 2 этого приложения заполняется, и предназначена она для отражения суммы отчислений в госбюджет оператора государственной лотереи согласно п.п. 10.2.3. Однако ее данные в декларацию не попадают, она имеет своего рода справочный характер

19.2

Пп. 13.1 — 13.2, 13.6

Удержание налога с доходов нерезидента регламентировано п. 13.1. Не будем здесь перечислять все виды доходов, с которых нужно удерживать налог, отметим лишь, что в общем случае ставка налога установлена в размере 15 %. Налог уплачивается за счет таких доходов (т. е. удерживается резидентом) во время такой выплаты. Однако если другие правила установлены нормами международных соглашений, то применяться должны последние. Кроме того, по некоторым доходам нерезидентов другие ставки установлены самим Законом о налоге на прибыль (например, резиденты, осуществляющие выплаты нерезидентам от предоставленных рекламных услуг на территории Украины, уплачивают налог по ставке 20 % суммы таких выплат за собственный счет).

Для доходов нерезидентов в виде фрахта в декларации предусмотрена специальная строка 19.3. Не следует забывать, что лица, выплачивающие доходы нерезидентам, в течение срока, предусмотренного законодательством для квартального отчетного периода, предоставляют налоговому органу по своему местонахождению отчеты о выплаченных доходах, удержании и внесении в бюджет налога на доходы нерезидентов за предыдущий квартал (п. 1.3 Порядка № 28)

19.3

П. 13.5

Как уже было сказано выше, в этой строке указываются доходы нерезидентов в виде фрахта. Сумма фрахта, выплачиваемая резидентом нерезиденту по договорам фрахта, облагается налогом по ставке 6 % у источника выплаты таких доходов за счет этих доходов. Причем базой для налогообложения является базовая ставка фрахта.

По фрахту, как и по другим доходам, выплаченным нерезидентам, необходимо подать соответствующий отчет (см. комментарий к строке 19.2)

20

Пп. 7.8.2, 7.9.4

Как известно, при выплате дивидендов необходимо начислить и уплатить авансовый взнос по налогу на прибыль. Для отражения этих сумм предназначены две строки: строка 20 декларации и строка 13.5 приложения К6 к декларации. На наш взгляд, показатели этих строк должны совпадать. В этой связи название строки 20 нельзя назвать удачным, ведь, судя по нему, в строке 20 следует указывать начисленную сумму авансового взноса, а в строке 13.5 приложения К6 — уплаченную

21

П. 4 Заключительных положений Закона № 349, законы о госбюджете на соответствующий год

Эту строку в 2008 году заполняют только унитарные государственные и коммунальные предприятия, которые уплачивают так называемые госдивиденды.

Порядок уплаты госдивидендов в 2008 году был определен постановлением Кабинета Министров Украины от 05.03.2008 г. № 158 // «БН», 2008, № 11, с. 5. Кроме того, плательщики госдивидендов должны вместе с финансовой отчетностью подавать еще и соответствующий Расчет, форма которого утверждена приказом ГНАУ от 12.05.2008 г. № 294 Ст. 59 Закона о госбюджете-2009 также предусмотрена уплата отдельными плательщиками госдивидендов в 2009 году (подробнее см. в статье «Госбюджет — 2009: обзор изменений» // «БН», 2009, № 1-2, с. 13)

22

П. 17.2 Закона № 2181

Если налогоплательщик допустил ошибку и решил исправить ее в текущей декларации, то в строке 22 указывается сумма 5 % «самоштрафа» (разумеется, если такая ошибка привела к недоплате). Если в одном и том же периоде были завышены и валовые доходы, и валовые расходы или амортизация, то сумму недоплаты может формировать лишь разница этих величин. Поэтому не всегда положительное значение строки 02.2 или отрицательное значение строки 05.2 приводит к возникновению недоплаты, а значит, и к уплате 5 % штрафа.

Кроме того, если в ошибочном периоде строка 14 была заполнена с прочерком и после исправления ошибки положительное значение налогового обязательства так и не появилось, то нет оснований говорить о возникновении недоплаты, а значит, и об уплате 5 % штрафа. О том, что основанием для начисления 5 % штрафа является факт занижения обязательств, упоминается и в абз. пятом п. 4 приложения 1 к Порядку № 761

23 К4

П.п. 12.1.2

Если продавец товаров (работ, услуг) не получает от покупателя оплату, то в случаях, определенных п.п. 12.1.1, он имеет право увеличить валовые расходы. Однако если в будущем обстоятельства дела меняются, то согласно п.п. 12.1.2 он обязан увеличить валовые доходы. В таком случае ему нужно на сумму дополнительного налогового обязательства начислить пеню и включить ее в состав валовых доходов (подробнее см. в статье «Урегулирование сомнительной задолженности» // «БН», 2009, № 1-2, с. 31).

Пеня рассчитывается за срок с первого дня налогового периода, следующего за периодом, в течение которого произошло увеличение валовых расходов в соответствии с п.п. 12.1.1, до последнего дня налогового периода, на который приходится увеличение валового дохода, и уплачивается независимо от значения налогового обязательства плательщика налога за соответствующий отчетный период. Показатель строки 23 раскрывается в приложении К4

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Р1

В

приложении Р1 «Суммы начисленных налогов, сборов (обязательных платежей), включаемых в валовые расходы» отражаются суммы внесенных (начисленных) налогов и сборов (обязательных платежей), которые включаются в состав валовых расходов на основании п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль. Приложение Р1 представляет собой таблицу, в которой собраны все «валоворасходные» налоговые платежи, которые включаются в строку 4.6 декларации.

При заполнении приложения Р1 стоит обратить внимание на заполнение некоторых строк. Так, в

строке 4.6.2 «Пошлина» не должна отражаться таможенная пошлина, уплаченная при импортировании товара, ведь она попадет в валовые расходы в составе первоначальной стоимости товара и отразится в строке 04.1 декларации. А вот экспортная пошлина должна быть отражена в этой строке.

Показатель

строки 4.6.4 «плата за землю (земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности)», кроме суммы платы (налога) за землю, включает сумму арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, поскольку такая арендная плата имеет статус налогового платежа.

Теперь о сборе на обязательное государственное пенсионное страхование с операций купли-продажи недвижимости

(строка 4.6.15) и легковых автомобилей (строка 4.6.18). ГНАУ считает, что пенсионный сбор при покупке таких объектов ОФ включается в валовые расходы предприятия при условии, что приобретаемые объекты будут использоваться в хозяйственной деятельности налогоплательщика (см. письмо от 19.12.2006 г. № 23881/7/15-0317 и консультацию представителей ГНАУ в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 64). То есть если указанные объекты не будут использоваться в хоздеятельности, то пенсионные сборы в валовые расходы включать нельзя.

Заметьте:

строку 4.6.22 «Налог с рекламы» заполняют исключительно те юридические лица, которые предоставляют услуги по установке и размещению рекламы. Заказчики же сумму такого налога отражают вместе со стоимостью услуг в составе строки 04.1 декларации. Это же касается других местных налогов, которые взимаются и уплачиваются в бюджет налоговыми агентами.

Большинство показателей приложения Р1 можно сопоставить с данными других отчетов, как рекомендует ГНАУ своим работникам, которые будут проводить камеральные проверки деклараций по налогу на прибыль. Алгоритмы такого сопоставления по всем годовым приложениям Р1 — Р3 приведены в

п. 3 приложения 1 к Порядку № 761 // «БН», 2008, № 51, с. 4, 56.

Также заметим, что не все платежи, которые могут включаться в валовые расходы на основании

п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль, перечислены в приложении Р1. Например, ГНАУ (в письме от 28.04.2007 г. № 8820/7/15-0317 // «БН», 2007, № 20, с. 10) согласилась с тем, что расходы на выплату и доставку льготных пенсий, назначенных в соответствии со ст. 13 Закона № 1788, с целью налогообложения приравниваются к сбору на обязательное государственное пенсионное страхование и включаются в состав валовых расходов согласно п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль. Однако соответствующей строки в приложении Р1 нет, следовательно, ничего не остается как включать их в строку 04.13 декларации как прочие расходы, предусмотренные ст. 5 Закона о налоге на прибыль.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Р2

В приложение Р2

«Расходы на добровольное перечисление средств, передачу товаров (выполнение работ, предоставление услуг)» расшифрован состав расходов на добровольное перечисление средств, передачу товаров (выполнение работ, предоставление услуг) и установлен алгоритм расчета их сумм, которые включаются в состав валовых расходов.

К числу указанных расходов относятся:

— суммы средств, перечисленные в государственный или местные бюджеты (показатель строки В1), неприбыльным организациям, указанным в

п. 7.11 Закона о налоге на прибыль, а также юрлицам — учредителям третейских судов (показатель строки В2), которые в соответствии с п.п. 5.2.2 Закона о налоге на прибыль включаются в состав валовых расходов в пределах от 2 % до 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего года;

— суммы средств, перечисленные предприятиями всеукраинских объединений лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, на которых работает по основному месту работы не менее 75 % таких лиц (строка 2 приложения Р2 заполняется только упомянутыми предприятиями), этим объединениям на их благотворительные цели (такие расходы в соответствии с

п.п. 5.2.3 Закона о налоге на прибыль включаются в состав валовых расходов в пределах 10 % налогооблагаемой прибыли предыдущего года);

— расходы на бесплатное предоставление определенным категориям работников угольной промышленности угля на бытовые нужды в пределах установленных норм согласно

п.п. 5.2.11 Закона о налоге на прибыль (строка 3 приложения Р2 заполняется только предприятиями угольной промышленности);

— суммы средств, перечисленные организациям работодателей и их объединениям, в виде вступительных, членских и целевых взносов, в пределах 0,2 % фонда оплаты труда плательщика налога за отчетный год (строка 04.3 декларации — показатель, который указывается в строке Б приложения Р2) (

п.п. 5.2.11 Закона о налоге на прибыль);

— суммы средств, перечисленные учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям-заповедникам для целевого использования с целью охраны культурного наследия, которые в соответствии с

п.п. 5.2.13 Закона о налоге на прибыль включаются в состав валовых расходов в пределах от 2 % до 10 % налогооблагаемой прибыли предыдущего года.

Заметим, что вопреки

Закону о налоге на прибыль, который привязывает перечисленные валовые расходы к налогооблагаемой прибыли как предыдущего года (п.п. 5.2.2), так и предыдущего периода (пп. 5.2.3, 5.2.13), приложение Р2 устроено таким образом, что привязка идет только к налогооблагаемой прибыли предыдущего года.

В консультации сотрудников налогового ведомства (

см. журнал «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 6) прозвучало мнение, что под термином «предыдущий отчетный период» применительно к п.п. 5.2.13 Закона о налоге на прибыль следует понимать календарные квартал, полугодие, три квартала, год. Однако в Обобщающем налоговом разъяснении, утвержденном приказом ГНАУ от 27.08.2008 г. № 552 // «БН», 2008, № 36, с. 5, как и в приложении Р2, в качестве предыдущего налогового периода рассматривается только предыдущий год. Кстати, в упомянутом налоговом разъяснении приведены примеры заполнения приложения Р2.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Р3

Приложение Р3

«Расчет валовых расходов при осуществлении операций с нерезидентом, имеющим оффшорный статус» составляется только теми плательщиками налога, которые в течение отчетного года приобретали товары (работы, услуги) у нерезидентов, имеющих оффшорный статус, или осуществляли расчеты через таких нерезидентов.

Специальные правила налогового учета операций с нерезидентами, расположенными на территории оффшорных зон, установлены

п. 18.3 Закона о налоге на прибыль. Согласно этому подпункту в случае заключения договоров, предусматривающих осуществление оплаты товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, имеющих оффшорный статус, либо при осуществлении расчетов через таких нерезидентов или через их банковские счета, независимо от того, осуществляется ли такая оплата (в денежной или иной форме) непосредственно или через других резидентов либо нерезидентов, расходы плательщиков налога на оплату стоимости таких товаров (работ, услуг) включаются в состав их валовых расходов в сумме, составляющей 85 процентов стоимости этих товаров (работ, услуг).

Перечень оффшорных зон установлен

распоряжением КМУ от 24.02.2003 г. № 77-р.

В графе 2 приложения Р3 указываются реквизиты договора с нерезидентом, имеющим оффшорный статус, а также название и местонахождение такого нерезидента. Каждому такому договору отводится отдельная строка.

В графе 3 приложения Р3 указывается общая сумма расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у оффшорного нерезидента. Следует заметить, что авансовые выплаты нерезидентам не отражаются в этой графе. Ведь согласно требованиям

п.п. 11.2.3 Закона о налоге на прибыль датой увеличения валовых расходов плательщика налога при осуществлении операций с нерезидентами является дата оприходования товаров, а для работ (услуг) — дата фактического их получения от нерезидентов независимо от наличия их оплаты. Сюда же попадают суммы процентов, уплаченные нерезидентам, имеющим оффшорный статус (см. комментарий к письму ГНАУ от 01.09.2006 г. № 16369/7/15-0517 // «БН», 2006, № 45, с. 6).

Сумму расходов, которую разрешается включить в валовые расходы — показатель графы 4 приложения Р3, получают, умножив данные графы 3 на 0,85.

Итоговая сумма показателей графы 4 по всем договорам с оффшорными нерезидентами дает показатель строки 04.11 приложения Р3, который переносится в строку 04.11 декларации.

В таком же порядке производится расчет показателей строки 04.11 декларации по налогу на прибыль за квартал, полугодие, три квартала и 11 месяцев, но приложение Р3 подается только вместе с годовой декларацией.

Мы постарались уделить внимание каждой строке декларации по налогу на прибыль и рассмотрели годовые приложения к ней. Безусловно, было бы полезно проиллюстрировать заполнение декларации комплексным примером, со всеми приложениями, но объем газеты, увы, ограничен. Надеемся, что на большинство вопросов, касающихся определения показателей декларации и ее приложений, мы ответили, ну а заполнить саму декларацию на основе имеющихся показателей будет несложно.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше