Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Что делать, если денег на уплату налогов не хватает?

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Февраль, 2009/№ 7
Печать
Статья

ЧТО ДЕЛАТЬ,

если денег на уплату налогов не хватает?

 

В последнее время многие предприятия сталкиваются с нехваткой денежных средств, в том числе и для своевременной уплаты налогов. Поэтому приходится делать нелегкий выбор: какие платежи перечислить в первую очередь?

В этой статье мы рассмотрим штрафные санкции, предусмотренные за несвоевременную уплату обязательных платежей, для того чтобы помочь принять осознанное решение и выйти из такой ситуации с минимальными потерями.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КоАП —

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 1533

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон № 2240 —

Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Закон № 1105

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон № 1058 —

Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Инструкция № 110 —

Инструкция о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденная приказом Государственной налоговой администрации от 17.03.2001 г № 110.

Инструкция № 290

— Инструкция о порядке начисления и погашения пени по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, утвержденная приказом Государственной налоговой администрации от 11.06.2003 № 290.

Инструкция № 21-1

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 г. № 21-1.

 

Штрафные санкции за несвоевременную уплату налогов

Порядок применения штрафных санкций за нарушения, связанные с уплатой большинства налогов, сборов (обязательных платежей), урегулирован специальным законом —

Законом № 2181. Им, в частности, установлены размеры штрафных санкций за несвоевременную уплату согласованных сумм налоговых обязательств.

Напомним, что

налоговые обязательства, начисленные плательщиком в поданной им налоговой декларации, считаются согласованными со дня подачи такой декларации (п. 5.1 Закона № 2181). А налоговые обязательства, начисленные контролирующим органом и указанные в соответствующем налоговом уведомлении, считаются согласованными в день получения такого уведомления, если оно не будет обжаловано плательщиком (п.п. 5.2.1 Закона № 2181).

Предельные сроки уплаты

установлены п.п. 5.3.1 Закона № 2181 и составляют 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока предоставления налоговой декларации (по месячной отчетности — 20 дней, по квартальной — 40 дней, а годовой — 60 дней после окончания отчетного периода). А по суммам, доначисленным налоговым органом, — 10 календарных дней, следующих после дня получения налогового уведомления.

Заметим, что по некоторым налогам и обязательным платежам сроки уплаты определяются не

п.п. 5.3.1 Закона № 2181, а специальными законами либо иными нормативными актами, которыми установлен соответствующий налог. К таким «нестандартным» платежам, в частности, относятся налог с доходов физических лиц (далее — НДФЛ), единый налог, взносы в соцфонды. Об этом мы поговорим чуть позже, а сейчас вернемся к штрафным санкциям по «стандартным» налогам.

Итак,

п.п. 17.1.7 Закона № 2181 предусматривает, что размер штрафных санкций за несвоевременную уплату согласованных сумм налоговых обязательств зависит от срока задержки такой уплаты:

— при задержке до 30 календарных дней, следующих после последнего дня предельного срока уплаты, — 10 % суммы налогового долга, которая погашена в течение таких 30 дней;

— при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно, следующих после последнего дня предельного срока уплаты, — 20 % суммы налогового долга, погашенной в течение такого периода;

— при задержке, превышающей 90 календарных дней, следующих после последнего дня предельного срока уплаты, — 50 % суммы налогового долга, погашенного после истечения 90 дней за последним днем предельного срока уплаты.

Согласно

п.п. 6.1.7 Инструкции № 110 налоговые уведомления о начислении таких штрафных санкций в размере 10 % и 20 % налоговики должны составить на следующий день после окончания 30- и
90-дневного срока соответственно, а на сумму штрафной санкции, начисленной в размере 50 %, — после полного погашения налогового долга по конкретной декларации (налоговому уведомлению).

Согласно

последнему абзацу п.п. 6.1.7 Инструкции № 110 этот штраф не начисляется на суммы штрафных (финансовых) санкций.

 

Пеня

Кроме штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов

Законом № 2181 предусмотрено начисление пени.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки на сумму налогового долга (включая суммы согласованных штрафных санкций при их наличии) из расчета 120 % от годовой учетной ставки Нацбанка, которая действует на день возникновения такого налогового долга либо на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая ставка больше (

п.п. 16.4.1 Закона № 2181). Порядок начисления пени налоговыми органами установлен Инструкцией № 290.

В случае частичного погашения налогового долга согласно

п.п. 16.3.3 Закона № 2181 на такую часть должна быть начислена пеня, которая перечисляется вместе с налоговым долгом (в одном платежном поручении, в котором сумма налогового долга и пени выделены отдельно). Платежные документы, не содержащие отдельно выделенной суммы налогового долга и пени, не должны приниматься банком.

Если плательщик не укажет сумму пени в платежном поручении либо укажет ее неверно, то налоговый орган самостоятельно распределяет полученные денежные средства на сумму частично погашенного налогового обязательства и сумму пени.

Для наглядности продемонстрируем порядок начисления штрафных санкций и пени за несвоевременную уплату на условном примере.

Пример.

Предприятие в декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2008 года определило сумму налогового обязательства 1000 грн. Предположим, что финансовое состояние позволяет уплатить такую сумму следующим образом: 200 грн. — 01.12.2008 г., 200 грн. — 25.12.2008 г., 200 грн. — 26.01.2009 г., 200 грн. — 27.02.2009 г. и 200 грн. — 27.03.2009 г.

В связи с тем, что последний день предельного срока уплаты налогового обязательства за октябрь (30 ноября) припадает на выходной день, он переносится на 1 декабря 2008 года (понедельник). Поэтому сумма, перечисленная 01.12.2008 г., является своевременно оплаченной.

На 02.12.2008 г. (день возникновения налогового долга) учетная ставка Нацбанка — 12 %. Предположим, что на даты погашения налогового долга она не изменилась, поэтому пеню будем рассчитываться исходя из учетной ставки 12 %. Для расчета пени применяем формулу, приведенную в

приложении 2 к Инструкции № 290:
Y =
погашенного долга х Кдней х UНБУ х 1,2

R
,

где Y — сумма пени;

погашенного долга — фактически погашенная сумма налогового долга;

Кдней — количество дней задержки;

UНБУ — учетная ставка НБУ;

1,2 — коэффициент, позволяющий рассчитать 120 % годовых от UНБУ;

R — количество дней в календарном году.

Результаты расчета представим в таблице.

 

Дата

Сумма, погашенного НО*, грн.

Количество дней просрочки

Сумма пени, грн.

Общая сумма платежа, грн.

Штраф по п.п. 17.1.7 Закона № 2181

размер, %

сумма, грн.

01.12.2008

200,00

200

25.12.2008

200,00

24

1,89

201,89

10

20,00

26.01.2009

200,00

56

4,42

204,42

20

80,00

27.02.2009

200,00

88

6,94

206,94

27.03.2009

200,00

116

9,15

209,15

50

100,00

Итого

1000,00

Х

22,4

1022,40

Х

200,00

*НО — налоговое обязательство.

 

Обратите внимание: пеню налогоплательщик рассчитывает самостоятельно и уплачивает при погашении налогового долга. А вот штраф по

п.п. 17.1.7 Закона № 2181 рассчитывает налоговый орган. Налогоплательщик уплачивает их на основании налогового уведомления-решения. Штраф, не уплаченный в течение 10 дней после получения налогового уведомления-решения, также превращается в налоговый долг, на сумму которого начисляется пеня.

Таким образом, можно сделать первый вывод: по налогам, сборам (обязательным платежам), по которым сроки уплаты начисленных налоговых обязательств установлены

Законом № 2181, задержка платежа на срок до 30 дней (включительно) приведет к начислению штрафной санкции в размере 10 %, если задержка превысит 30 дней, то размер штрафной санкции будет в два раза больше, если же задержка превысит 90 дней, то штрафная санкция возрастет в пять раз.

 

Административная ответственность

Должностные лица предприятий (юридических лиц) могут привлекаться также и к административной ответственности. Но в данном случае админответственность, предусмотренная

ст. 1632 КоАП, применяется не за факт неуплаты, а за непредоставление либо несвоевременное предоставление платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов и сборов (обязательных платежей).

То есть, если платежное поручение было подано в банк (у предприятия имеется такое поручение с отметкой банка об отсутствии денежных средств), но сумма не перечислена в бюджет в связи с тем, что на расчетном счете нет денежных средств, то оснований для привлечения должностных лиц к административной ответственности нет.

Согласно

ст. 255 КоАП админпротоколы за несвоевременную уплату налогов и сборов составляют уполномоченные работники налоговой службы, а рассматривают такие дела районные суды (ст. 221 КоАП).

 

Право на ошибку

Особенностью штрафных санкций, предусмотренных

п.п. 17.1.7 Закона № 2181, является то, что они применяются за насвоевременную уплату только согласованных сумм налоговых обязательств.

Это позволяет минимизировать сумму штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов при временном отсутствии денежных средств путем использования положений

п. 17.2 Закона № 2181. Указанный пункт, по сути, дает возможность заменить штрафы за несвоевременную уплату на меньший (как минимум в два раза) 5 % самоштраф, предусмотренный за самостоятельное исправление ошибки, которая привела к занижению суммы налогового обязательства.

Итак,

п. 17.2 Закона № 2181 предусматривает, что плательщик налогов, который до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявил факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан подать уточняющий расчет и уплатить сумму такой недоплаты и штраф в размере 5 % от такой суммы до подачи такого уточняющего расчета либо отразить такую недоплату (также увеличенную на 5 %) в декларации за следующий налоговый период.

Таким образом, если в результате ошибки, допущенной случайно (или осознанно), плательщик не задекларирует сумму налогового обязательства за отчетный период (всю или ее часть), то такая незадекларированная сумма

не будет согласована, следовательно, к ней не могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные п.п. 17.1.7 Закона № 2181.

Безусловно, такой альтернативой следует пользоваться очень осторожно и при первой возможности лучше уплатить в бюджет сумму недоплаты, увеличенную на 5 %, и подать уточняющий расчет. Ведь если контролирующие органы установят такое занижение, то к предприятию будут применены штрафные санкции за занижение налога, а должностных лиц могут привлечь к административной либо даже уголовной ответственности.

Так, согласно

п.п. 17.1.3 Закона № 2181 в случае, когда контролирующий орган самостоятельно доначисляет сумму налогового обязательства налогоплательщика, такой налогоплательщик обязан уплатить штраф в размере 10 % от суммы недоимки (занижение суммы налогового обязательства) за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, начиная с налогового периода, на который приходится такая недоимка, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение таким налогоплательщиком налогового уведомления от контролирующего органа, но не более 50 % такой суммы и не меньше 10 ннмдг (170 грн.) за весь срок недоимки, независимо от количества прошедших налоговых периодов.

Хотя если речь идет о

некрупных размерах заниженного налогового обязательства (в 2009 г. под крупным размером средств понимается сумма, превышающая 907500 грн.), по которым нет оснований применять п.п. 17.1.6 Закона № 2181, то размер штрафной санкции, начисленной согласно п.п. 17.1.3 Закона № 2181 за занижение налогов, не может превышать 50 %, т. е. не будет больше максимального размера штрафа по п.п. 17.1.7 Закона № 2181.

Подпункт 17.1.6 Закона № 2181

предусматривает за декларирование переоцененных или недооцененных объектов налогообложения, что привело к занижению налоговых обязательств в крупных размерах, наложение штрафа в размере 50 % суммы недоплаты (но не менее 100 ннмдг, т. е. 1700 грн.). Причем этот штраф может применяться дополнительно к штрафу, предусмотренному п.п. 17.1.3 Закона № 2181.

Например,

налоговый орган обнаружил, что в Расчете сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства за сентябрь 2008 года (предельный срок предоставления Расчета — октябрь 2008 года) налогоплательщик занизил налоговое обязательство на 3000 грн. Налоговое уведомление-решение получено налогоплательщиком в январе 2009 года.

В этом случае штраф начисляется за 4 налоговых периода, т. е. штраф должен быть начислен в размер 40 % заниженного налогового обязательства или 1200 грн. Так как 1200 грн. больше 10 ннмдг (170 грн.), штраф уплачивается в размере 1200 грн.

В данном случае сумму занижения налогового обязательства меньше «крупного размера», поэтому штраф по

п.п. 17.1.6 Закона № 2181 применен быть не может.

А вот если бы налогоплательщик правильно задекларировал налоговое обязательство, но просрочил его уплату (например, уплатил бы его 30 января 2009 года, т. е. период просрочки превысил бы 90 дней), то ему пришлось бы уплатить штраф по

п.п. 17.1.7 Закона № 2181 в размере 50 % суммы недоплаты (1500 грн.) и пеню за все время просрочки (108,89 грн.).

Кроме того, не по всем налогам получится скрыть такую «ошибку». Так, по НДС в некоторых случаях налоговики могут определить факт занижения налогового обязательства по данным расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита контрагентов, что, скорее всего, повлечет внеплановую проверку. Хотя о ее проведении плательщика должны предупредить как минимум за 10 дней, в течение которых можно найти необходимую сумму для уплаты налога и самоштрафа. При этом следует заметить, что уточненные расчеты в такой период налоговики принимают весьма неохотно.

 

Особенности налога с доходов физических лиц

Главной особенностью налога с доходов физических лиц (НДФЛ), которая определяет порядок применения (неприменения) финансовых санкций за несвоевременную уплату этого налога, является отсутствие отчетности, в которой согласовываются начисленные налоговые обязательства.

Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в интересах плательщиков налога, и суммы удержанного с них налога (форма № 1ДФ), в котором указывается информация об удержанных суммах НДФЛ из выплаченных доходов, не может считаться налоговой декларацией в понимании Закона № 2181, поскольку на ее основании не проводится начисление налоговых обязательств. С этим согласилась и ГНАУ (см. письмо от 14.09.2005 г. № 18388/7/17-2117).

Работодатель, перечисляющий в бюджет удержанный у источника выплаты НДФЛ, является налоговым агентом (

п. 1.15 Закона № 889). Согласно пп. 8.1.1 и 8.1.2 Закона № 889, на налогового агента возложена обязанность удержать из начисленного дохода сумму НДФЛ и перечислить ее в бюджет. По сути, налоговый агент не является плательщиком такого налога, однако, как сказано в п. 1.15 Закона № 889, он несет ответственность за правильность удержания и своевременность перечисления суммы НДФЛ в бюджет.

Следует обратить внимание на то, что НДФЛ перечисляется в бюджет:

— одновременно с получением денег в банке на выплату дохода или перечислением их на картсчет

(п.п. 8.1.2 Закона № 889);

— при выплате из выручки либо в натуральной форме — в течение банковского дня, следующего за днем выплаты

(п.п. 8.1.4 Закона № 889);

— если

облагаемый доход начисляется, но не выплачивается, то налог, подлежащий удержанию из такого начисленного дохода, подлежит уплате (перечислению) налоговым агентом в бюджет в сроки, установленные законом для месячного налогового периода (п.п. 8.1.2 Закона № 889).

Например, если заработная плата в октябре 2008 года была начислена, но в связи с отсутствием денежных средств не выплачена, то соответствующую сумму НДФЛ все равно в бюджет уплатить нужно. Предельный срок оплаты привязан к месячному налоговому периоду — не позднее 10 календарных дней после окончания предельного срока предоставления месячной отчетности (20 календарных дней после окончания месяца), по сути 30 дней после окончания месяца. Поскольку 30.11.2008 г. — выходной день (воскресенье), то предельный срок переносится на следующий рабочий день — 1 декабря 2008 года.

Однако ответственность за несвоевременное перечисление НДФЛ в

Законе № 889 не предусмотрена.

Соответствующие нормы

п.п. 17.1.7 Закона № 2181 к налоговому агенту применять также нельзя, поскольку начисленная сумма НДФЛ не является согласованной суммой налогового обязательства в понимании Закона № 2181 (как упоминалось в начале раздела, по НДФЛ нет отчетности, в которой согласовывается такая сумма).

Кроме того, нет оснований для начисления пени, которая согласно

п.п. 16.4.1 Закона № 2181 начисляется за несвоевременную уплату налогового долга (т. е. согласованного налогового обязательства). А в данной ситуации такое согласование не происходит.

Административная ответственность за неуплату в бюджет НДФЛ при выплате физическому лицу доходов предусмотрена в виде предупреждения или штрафа в размере от двух до трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (34 — 51 грн.) (

ст. 1634 КоАП).

Однако к такой ответственности должностных лиц юрлица или предпринимателя можно привлечь только в том случае,

если доход физическому лицу был выплачен.

Таким образом, можно сделать вывод, что несвоевременное перечисление в бюджет налога с доходов физических лиц, удержанного из начисленных (

но не выплаченных) доходов, не грозит предприятию штрафными санкциями и пеней.

Заметим, что ГНАУ в

письме от 10.06.2008 г. № 11856/7/17-0717 высказывалась о необходимости начисления пени за несвоевременную уплату НДФЛ, что, на наш взгляд, неправомерно (см. комментарий к упомянутому письму ГНАУ в «БН», 2008, № 28, с. 7).

В случае если доход был выплачен, а НДФЛ был

не удержан и не перечислен в бюджет, к налоговому агенту могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные п.п. 17.1.9 Закона № 2181, подробнее также см. в «БН», 2008, № 28, с. 7.

 

Единый налог

Со штрафными санкциями за несвоевременную уплату в бюджет единого налога с физических лиц ситуация аналогичная описанной в предыдущем разделе для НДФЛ, поскольку

Отчет субъекта малого предпринимательства — физического лица не является налоговой декларацией в понимании Закона № 2181 — на его основании не начисляются налоговые обязательства.

Следовательно, оснований для применения штрафных санкций за несвоевременную уплату единого налога с физических лиц нет.

А вот

Расчет уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом (далее — Расчет ЕН) подпадает под определение налоговой декларации, предусмотренное п. 1.11 Закона № 2181, поскольку на его основании начисляется сумма единого налога.

Однако в вопросе применения штрафных санкций за несвоевременную уплату единого налога с юридических лиц есть ряд особенностей: во-первых, сроки уплаты этого налога установлены

ст. 3 Указа № 746 (ежемесячно не позднее 20-го числа), во-вторых, квартальная отчетность (Расчета ЕН) предоставляется в сроки, установленные ст. 4 Указа № 746 — до 20 числа следующего месяца после окончания отчетного квартала.

Штрафные санкции, предусмотренные

п.п. 17.1.7 Закона № 2181, за несвоевременную уплату сумм единого налога за первые два месяца квартала не могут быть применены, поскольку такие суммы не согласовываются (нет соответствующей отчетности).

А вот суммы единого налога, указанные плательщиком в Расчете ЕН, являются согласованными в момент предоставления такого

Расчета ЕН. Однако применять штрафные санкции, установленные в п.п. 17.1.7 Закона № 2181 исходя из сроков, установленных в ст. 3 Указа № 746, не уместно, поскольку в п.п. 17.1.7 Закона № 2181 предусмотрено: «если плательщик налогов не уплачивает согласованную сумму налогового обязательства в течение предельных сроков, определенных настоящим Законом, такой плательщик налогов обязан уплатить штраф...».

Следовательно, штрафные санкции могут быть применены только

за нарушение предельных сроков, установленных Законом № 2181, которые для квартальной отчетности составляют (с некоторым упрощением) 50 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала. О размерах таких штрафных санкций мы уже рассказали в первом разделе.

Таким образом, штрафные санкции за несвоевременную уплату единого налога с юридических лиц могут применяться только в случае, если согласованная сумма (указанная в Расчете ЕН) не будет перечислена в течение 50 дней после окончания отчетного квартала.

Что касается административной ответственности, то должностные лица предприятия-единоналожника могут быть привлечены к админответственности согласно

ст. 1632 КоАП за непредоставление или несвоевременное предоставление платежных поручений на перечисление сумм единого налога (в том числе и ежемесячных платежей) в сроки, установленные ст. 3 Указа № 746.

 

Взносы в социальные фонды

Сроки уплаты взносов в Фонд общеобязательного социального страхования Украины на случай безработицы (ФБ), Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (ФВПТ) и Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (ФНС), которые начисляются на фонд оплаты труда (а по первым двум еще и удерживаются из заработной платы), привязаны к дате получения денежных средств в учреждении банка (перечисления на банковский счет работника) на проведение выплат, являющихся объектом начисления таких взносов. А в случае выплаты заработной платы из выручки либо в натуральной форме — к дате такой выплаты, подробнее см. «БН», 2008, № 33, с. 18.

Поэтому, если такие платежи начислены правильно, но

не перечислены в соответствующие фонды в связи с невыплатой заработной платы, то штрафные санкции плательщику не грозят.

Если же

заработная плата выплачена (из выручки либо в натуральной форме), а страховые платежи не уплачены, к предприятию могут быть применены следующие штрафные санкции:

по взносам в ФБ — в размере сокрытой суммы выплат, на которые начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения — в трехкратном размере указанной суммы (ст. 38 Закона № 1533);

по взносам в ФВПТ, за несвоевременную уплату — в размере 50 % суммы, подлежащей уплате (ст. 30 Закона № 2240);

по взносам в ФНС — в размерах, предусмотренных ст. 17 Закона № 2181 (ст. 52 Закона № 1105).

Особого внимания заслуживают

взносы в Пенсионный фонд Украины (ПФУ), для которых п. 6 ст. 20 Закона № 1058 установлено три вида сроков уплаты:

— при осуществлении в течение отчетного периода выплат, на которые начисляются страховые взносы, предприятие (предприниматель)

одновременно с выдачей указанных сумм обязано уплатить авансовые платежи в виде сумм взносов, начисленных на такие выплаты;

— при осуществлении в течение отчетного периода выплат, на которые начисляются страховые взносы, в натуральной форме — последний рабочий день месяца (

п.п. 5.1.6 Инструкции № 21-1);

— взносы, начисленные в течение отчетного периода (для добровольно застрахованных и самозанятых лиц — квартал, для остальных страхователей — месяц), должны быть уплачены в течение не позднее чем через 20 календарных дней (для горных предприятий — не позднее чем через 28 календарных дней) со дня окончания отчетного периода (безусловно, уплате подлежит сумма за вычетом перечисленных авансовых платежей).

Таким образом, невыплата заработной платы

не позволяет предприятию не уплачивать начисленные взносы в ПФУ безнаказанно.

За неуплату или за несвоевременную уплату

авансовых платежей при выплате дохода предусмотрена штрафная санкция в размере 50 % от суммы неуплаченных либо несвоевременно уплаченных авансовых платежей (п. 7 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058).

А за неуплату или

несвоевременную уплату страхователями страховых взносов согласно п. 2 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058 предусмотрено наложение штрафа в зависимости от срока задержки платежа в размере:

— 10 % своевременно не уплаченных взносов — в случае задержки их уплаты на срок до 30 календарных дней включительно;

— 20 % указанных сумм — в случае задержки их уплаты на срок до 90 календарных дней включительно;

— 50 % указанных сумм — в случае задержки их уплаты более 90 календарных дней.

Основанием для применения этих штрафов (вынесения решения) являются данные карточки лицевого счета плательщика страховых взносов (

п.п. 9.3.2 Инструкции № 21-1).

Такие санкции могут применяться как в случае неуплаты страхователями страховых взносов, так и в случае несвоевременного осуществления ими указанных платежей. В первом случае штраф рассчитывается от суммы неуплаченного платежа. Во втором случае штраф рассчитывается от суммы фактически оплаченной (погашенной) за этот период недоимки (

п.п. 9.3.2 Инструкции № 21-1).

Кроме того, на суммы своевременно не уплаченных страховых взносов и финансовых санкций начисляется

пеня в размере 0,1 % указанных сумм, рассчитанная за каждый день просрочки платежа. Начисление пени начинается с первого календарного дня, который наступает за днем наступления срока уплаты соответствующего платежа, и продолжается до дня его (платежа) фактической уплаты страхователем (ч. 12 ст. 106 Закона № 1058).

Кроме того, помимо штрафа и пени на должностных лиц предприятия будет также наложен админштраф, предусмотренный

п. 2 ч. 16 ст. 106 Закона № 1058 и ст. 1651 КоАП, от 136 до 255 грн. (при повторном в течение года нарушении — от 170 до 340 грн.).

Следует заметить, что даже если страховые взносы были занижены ошибочно и такая ошибка выявлена самостоятельно, то в случае ее исправления плательщик все равно не освобождается от уплаты штрафных санкций за несвоевременную уплату взносов в ПФУ. Это объясняется отсутствием в

Законе № 1058 нормы, аналогичной п. 17.2 Закона № 2181, которая освобождает от ответственности плательщика, самостоятельно выявившего и исправившего (с начислением самоштрафа) ошибку.

Таким образом, штрафные санкции за несвоевременную уплату страховых взносов в ПФУ самые жесткие.

Обращаем внимание:

при частичной выплате зарплаты перечисление соцвзносов осуществляют в пропорциональных суммах (п. 3 ст. 17 Закона № 1533, п. 1 ст. 23 Закона № 2240, п. 6 ст. 20 Закона № 1058).

Итак, уверены, теперь вы разобрались с тем, чем чревата неуплата того или иного обязательного платежа. И все же надеемся, что ваше предприятие будет работать успешно и вам не придется применить эти знания на практике.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше