Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Добровольное страхование: оптимизация расходов в условиях финансового кризиса

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Февраль, 2009/№ 7
Печать
Статья

ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ:

оптимизация расходов в условиях финансового кризиса

 

Финансовый кризис существенно повлиял на рынок добровольного страхования. С одной стороны, вслед за банками на грани краха оказались страховые компании, с другой стороны, предприятия-страхователи вынуждены отказываться от добровольных страховок, минимизируя свои затраты. В связи с этим возникла необходимость в пересмотре традиционных схем страхования под кризисные условия. О сегодняшней ситуации на рынке добровольного страхования пойдет речь в этой статье.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя», канд. экон. наук,
сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Что было популярно страховать до кризиса?

До недавнего времени на рынке добровольного страхования наблюдалось стремительное увеличение объемов продаж. Лидерами страховых продуктов выступали автострахование (КАСКО, ОСАГО, «Зеленая карта»), страхование имущества и корпоративное социальное страхование, что было вызвано рядом причин.

Во-первых, немаловажную роль в увеличении объемов добровольного страхования играли банки. По данным независимых опросов через них распространялось больше половины продуктов страхования залогового имущества, автоКАСКО и страхования ипотеки. Сотрудничество банков и страховых компаний строилось на взаимовыгодной основе: банки предоставляли кредиты и за определенные комиссионные фактически навязывали заемщикам аккредитованные у них афиллированные страховые компании, в которых заемщики обязаны были страховать имущество. В случае несогласия клиента с «банковским» выбором страховой компании, он был вынужден получать кредит в другом банке. И так как в докризисные времена объемы кредитования имели тенденцию к росту, вслед за ними наблюдалось увеличение объемов реализации страховых продуктов.

Но после того как «грянул» кризис, ситуация в сфере страхования изменилась. Рынок банковского кредитования и, как следствие, страхования фактически оказался замороженным. В связи с этим значительно упали объемы добровольного автострахования и имущественного страхования.

Аналогичная ситуация наблюдается в отношении страховых услуг, реализуемых через других страховых посредников (страховых агентов, брокеров) или сами страховые компании.

Связано это, прежде всего, с тем, что в кризисных условиях позволить себе «роскошь» добровольного страхования могут далеко не все.

По этой же причине снизились объемы корпоративного страхования (добровольного медицинского страхования здоровья и накопительного страхования жизни работников), которое предприятия до недавнего времени включали в социальный пакет. Но если ранее предприятия были заинтересованы в привлечении и дополнительной мотивации квалифицированных кадров, в том числе с использованием соцпакетов, то сейчас в условиях нарастающей безработицы и сокращения производства их целевые установки несколько изменились. В итоге и корпоративное страхование сейчас переживает не лучшие времена.

Но несмотря на кризис, эксперты не рекомендуют полностью отказываться от приобретения добровольных страховых продуктов, поскольку, с одной стороны, при умелом использовании они позволяют защитить бизнес от непредвиденных потерь, с другой — сократить издержки за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли.

 

Как оптимизировать расходы на добровольное страхование?

Эксперты высказывают различные мнения по поводу оптимизации расходов на добровольное страхование, но в целом они сводятся к необходимости пересмотра используемых добровольных страховых продуктов по принципу — минимум затрат, максимум выгоды. Это предполагает, в частности, проведение анализа по следующим направлениям:

1. Анализ вероятности возникновения страховых случаев

на предмет использования страховок, покрывающих наиболее вероятные риски. При этом такой анализ следует проводить как на основе данных предыдущих периодов (ретроспективный анализ), так и исходя из прогнозов на будущие периоды (перспективный анализ). Анализ показателей предыдущих периодов позволят выделить те направления, по которым вероятность возникновения страховых случаев мала, и за счет этот уменьшить страховые расходы. Например, если предприятие охраняет свое имущество, и страховые случаи, связанные с его повреждением, ранее не возникали, возможно, имеет смысл отказаться от его дополнительного страхования.

За счет перспективного анализа можно определить будущие тенденции с учетом изменившихся условий ведения хозяйственной деятельности. Например, в кризисных условиях возрастает риск неисполнения обязательств контрагентом (риск неплатежа) и риск возникновения перерывов на производстве, от которых в ряде случаев целесообразно застраховаться.

2. Анализ ущерба

, возникающего вследствие возникновения страховых случаев на предмет пересмотра степени риска с целью снижения страхового тарифа. В частности, по часто встречающимся случаям повреждения имущества с незначительным ущербом имеет смысл установить более низкую степень риска и снизить за этот счет страховой платеж.

3. Анализ стоимости страховых услуг.

Размер страхового тарифа в страховых компаниях различается, поэтому не помешает провести анализ стоимости страховых продуктов с целью подбора оптимальной цены. При этом следует учесть, что солидные страховые компании приняли ряд антикризисных мер, которые, в частности, проявляются в снижении страховых тарифов, в том числе за счет сокращения страхового покрытия. Поэтому перед приобретением страховой услуги необходимо внимательно ознакомиться не только с договором страхования, но и с Правилами страхования с целью выбора оптимального набора страховых рисков. Кроме того, нужно учесть, что ряд демпинговых страховых компаний, строящих свои активы по принципу пирамиды, оказались на грани банкротства, поэтому при выборе страховщика не помешает ознакомиться с его финансовым состоянием. Отметим, что недавно законодатели отреагировали на кризисное состояние страховщиков и приняли Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно очередности удовлетворения требований страхователей в случае ликвидации страховщика» от 17.12.2008 г. № 675-VI. Однако вряд ли страхователь будет заинтересован в том, чтобы перечислять страховые платежи потенциальному банкроту.

4. Оптимизация расходов на индивидуальное страхование работников.

Поскольку квалифицированные кадры будут востребованы во все времена, имеет смысл сохранить соцпакеты у особо ценных работников. В части остальных сотрудников можно либо уменьшить стоимость соцпакета (страховые компании позволяют это сделать в основном за счет сокращения перечня случаев, покрываемых страховкой), либо временно отказаться от соцпакета.

Резюмируя вышесказанное, можно заметить, что полностью отказываться от услуг добровольного страхования и в кризисные времена целесообразно только после проведения скрупулезного анализа. В большинстве случаев имеет смысл пересмотреть пакет страховых услуг и выбрать из них самые необходимые с учетом сегодняшних реалий. К числу относительно новых видов страхования, потребность в которых может возрасти в условиях финансового кризиса, следует отнести

страхование риска неплатежа и страхование от перерывов на производстве.

 

Условия страхования риска неплатежа и страхования от перерывов на производстве

Договоры страхования риска неплатежа и страхование от перерывов на производстве в

Законе Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/ 86-ВР (далее — Закон о страховании) отдельно не выделены, но их можно отнести к страхованию финансовых рисков, т. е. рисков, связанных с вероятностью возникновения непредвиденных финансовых потерь.

Стандартные условия договоров страхования риска неплатежа и страхования от перерывов на производстве представлены в таблице на следующей странице.

 

Условия договора страхования риска неплатежа и страхования
от перерывов на производстве

Условия договора

Страхование риска неплатежа

Страхование от перерывов на производстве

1

2

3

Предмет
договора

Имущественные интересы, связанные с возмещением финансового убытка, причиненного неисполнением различных видов обязательств (неоплата отгруженного товара, невыполнение работ, невозврат aвaнсa и т. д.) страхователем
или его контрагентом по различным видам договоров (договорам купли-продажи товаров; лизинговым договорам; договорам оказания услуг и т. д.)

Имущественные интересы страхователя, связанные с возмещением финансового убытка, причиненного вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, стихийных бедствий, повлекших за собой перерыв в производстве

Что компенсируют по договору

Осуществляется полная или частичная компенсация страхователю или его контрагенту средств, затраченных в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору в порядке и сроки, указанные в договоре.
Размер убытка и компенсации, выплачиваемой страхователю, может включать:
— сумму ущерба в размере стоимости утраченного товара или невыполненных обязательств;
— упущенную выгоду (прибыль);
— дополнительные затраты на определение размера ущерба, судебные издержки и т. д.
Не компенсируется ущерб, понесенный в случае аварии на производстве, отсутствия нужных товаров, денежных средств, умышленного неисполнения договорных обязательств и т. д., а также убытки, вызванные изменением курсов валют, неустойками, процентами за просрочку, штрафами и прочими косвенными расходами

Компенсируются текущие расходы клиента, которые он продолжает нести в период вынужденного перерыва в производстве, в частности:
1) расходы, понесенные для предотвращения перерыва в деятельности;
2) постоянные затраты, не зависящие от объемов производства (количества оказанных услуг, выполненных работ), в том числе:
— расходы на зарплату сотрудников и соцвзносы с нее;
— плата за аренду помещения;
— проценты по кредитам, привлеченным до наступления страхового случая;
— налоги и сборы, не зависящие от результатов застрахованной деятельности (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и т. д.);
— недополученная прибыль (размер прибыли за период простоя определяется исходя из прибыли, полученной за прошедший год, и если она у страхователя отсутствует, этот вид выплаты в страховое покрытие не включается)

Страховые случаи

Финансовый убыток (полный или частичный), причиненный страхователю контрагентом или страхователем контрагенту по договору вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязательств по договору, в частности, по следующим причинам:
— дебитор признан банкротом в судебном порядке;
— форс-мажорные обстоятельства (за исключением рисков военных действий и политических рисков);
— длительная просрочка платежа, которая оговаривается в договоре страхования и составляет, как правило, в зависимости от специфики деятельности предприятия от 60 до 360 дней

Перерыв в производстве может быть вызван одной из следующих причин (страховых случаев):
— пожар;
— удар молнии;
— взрыв;
— противоправные действия третьих лиц;
— перебой в поставке сырья из-за транспортных рисков;
— стихийные бедствия и т. д. (за исключением рисков военных действий и политических рисков)

Страховая сумма

Устанавливается в пределах суммы обязательств по основному договору

Определяется как сумма убытков и упущенной выгоды, рассчитанная на основании данных финансовой отчетности за максимально возможный срок прекращения деятельности, который определяется экспертным путем

Срок
договора

Устанавливается в пределах срока договора, по которому возникли обязательства

Устанавливается на договорной основе, наиболее часто встречающийся на практике срок ответственности страховщика — 1 год

 

При выборе данных видов страхования необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Страхование риска неплатежа (риска неисполнения обязательств).

В рамках этого вида страхуются обязательства как страхователя, так и его контрагента по различным видам договоров, в частности, договорам купли-продажи товаров; лизинговым, арендным договорам; договорам оказания услуг; кредитным договорам (банковским, товарным, потребительским) и т. д. При этом страхуется исполнение различных видов обязательств — неоплата отгруженного товара (работ, услуг), непоставка товара, невыполнение работ, возврат aвaнсa при непостaвке оплаченных товapoв или услуг и т. д.

Предприятия, как правило, стремятся застраховать договорные обязательства выборочно, отбирая договоры по определенному принципу, например, наиболее рисковые договоры или договоры с наибольшей суммой обязательств. Вместе с тем страховые компании неохотно осуществляют выборочное страхование, не желая принимать на себя дополнительный риск. Выборочно страхуются преимущественно постоянные, проверенные клиенты.

Страхование от перерывов на производстве

. Суть данного вида страхования состоит в том, что по нему страхуется не имущество, а потери и убытки в случае остановки производственного процесса. Этот вид страхования, как правило, предоставляется в комплекте со стандартным имущественным страхованием, хотя договор может быть заключен и отдельно, но тогда размер страхового тарифа увеличивается. По видам деятельности устанавливаются усредненные ставки, а в отношении конкретного страхователя ставки зависят от общего состояния имущества и степени возникновения (наступления) страхового случая.

Для избежания разногласий со страховой компанией в договоре страхования эксперты рекомендуют приводить четко страховые случаи, максимально полный перечень статей затрат, подлежащих возмещению, а также детальный алгоритм их определения.

В кризисных условиях актуальным представляется страхование от перерывов в производственной деятельности вследствие транспортных рисков, т. е. рисков, связанных с неполучением сырья от поставщиков по разным причинам, например, задержке поставки из-за технических причин (поломка транспортных средств), природных явлений (шторм, нелетная погода, обледенение и т. п.), юридических препятствий (например, задержка груза на таможне из-за неправильного оформления товарных документов).

При заключении договора страхования риска неплатежа и от перерывов на производстве следует быть готовым к тому, что страховая компания может потребовать от страхователя предоставления определенных документов, в частности, учредительных документов, финансовой отчетности, копий контрактов и т. д. Основанием для истребования таких сведений является

ст. 18 Закона о страховании.

О нюансах учета данных видов договоров страхования мы расскажем в ближайших номерах.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше