Темы статей
Выбрать темы

Госбюджет-2009: обзор изменений

Редакция БН
Статья

ГОСБЮДЖЕТ-2009:

обзор изменений

 

Как ни удивительно, но депутаты снова успели с принятием и опубликованием госбюджетного закона! А это означает, что проблем со вступлением его в силу быть не должно — это произошло 1 января 2009 года.

Закон о госбюджете-2009 содержит еще меньше налоговых норм, чем прошлогодний госбюджетный закон. И все же полностью уйти от практики изменения налоговых правил в таких законах не удалось. Несмотря на то что существенных изменений не так и много, мы не можем обойти их стороной

Сергей ДЕЦЮРА, Виктория ЗМИЕНКО, Николай ШПАКОВИЧ экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о госбюджете-2009 —

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI (извлечение см. в приложении «Документы» этого номера).

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон о налоге на прибыль —

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об оплате труда —

Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон № 639 —

Закон Украины «О первоочередных мерах по предупреждению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 31.10.2008 г. № 639-VI.

Закон № 107 —

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI.

Закон № 466 —

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по установлению минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц» от 14.12.2006 г. № 466-V.

Закон № 2535 —

Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII.

 

Прожиточный минимум (ст. 54)

Согласно

ст. 54 Закона о госбюджете-2009 в 2009 году прожиточный минимум (далее — ПМ) установлен в размере, действовавшем в декабре 2008 года, а именно:

 

Социальные и демографические группы населения

Размер ПМ в 2009 году, грн.

Дети в возрасте до 6 лет

557

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

701

Трудоспособные лица

669

Лица, утратившие трудоспособность

498

Общий показатель

626

 

Размер ПМ, установленный

ст. 54 Закона о госбюджете-2009, является основанием для определения в 2009 году таких показателей:

 

Основные показатели, размер которых зависит от размера ПМ

Размер

1. Размер предельной зарплаты, которая в 2009 году дает право на НСЛ1 (669 х 1,4 = 936,6  до ближайших 10 грн. = 940 грн.)

940 грн.

2. Размер не облагаемой НДФЛ нецелевой благотворительной помощи в 2009 году (п.п. 9.7.3 Закона о налоге с доходов)

940 грн.

3. Размер заработной платы, в пределах которого индексируют начисленную заработную плату наемным работникам2, 3

669 грн.

4. Размер взноса «снизу» в Фонд соцстрахования по временной потере трудоспособности:

— если зарплата ниже ПМ для трудоспособного лица (ЗП < 669 грн.)3

0,5 %

— если зарплата выше ПМ для трудоспособного лица (ЗП > 669 грн.)3

1 %

5. Максимальная величина зарплаты, с которой взимают взносы в соцфонды (669 х 15 = 10035 (грн.))3

10035 грн.

1

НСЛ — налоговая социальная льгота.

2

Для индексации доходов других групп населения используют свои показатели ПМ.

3

Если в течение года размер ПМ будет изменен, то при расчете показателя следует учитывать новый измененный размер.

 

При изменении размера ПМ в течение 2009 года его новый уровень следует учесть при определении показателей, величина которых напрямую зависит от такого изменения (например, для показателей 3 — 5).

Как видим,

Законом о госбюджете-2009 законодатель не предусмотрел рост ПМ в течение 2009 года, как это было ранее. В то же время не стоит забывать о действующем с 5 ноября 2008 года Законе № 639. В п. 5 его Заключительных положений предусмотрено, что размер ПМ должен изменяться в соответствии с индексом инфляции (индексом потребительских цен). Однако и в Законе № 107 (ст. 58), и в Законе о госбюджете-2009 (ст. 54) ПМ установлен в фиксированном размере. Официальные разъяснения о применении этих законодательных норм и приоритетности одной из них нет. Похоже, что нормы Закона № 639 не были учтены при разработке Закона о госбюджете-2009. Поэтому на сегодня этот вопрос открыт. Будем ожидать соответствующих официальных разъяснений. А до этого времени рекомендуем пользоваться госбюджетными размерами ПМ.

 

Минимальная заработная плата (ст. 55)

Приведем в табличной форме размер минимальной заработной платы (далее — МЗП) для 2009 года и основные показатели, которые исчисляют исходя из ее размера.

 

Показатель

Период 2009 года

I квартал

II квартал

III квартал

октябрь — ноябрь

декабрь

Размер МЗП в 2009 году, грн.

605

625

630

650

669

Показатели, размер которых в 2009 году зависит от размера МЗП

НСЛ, грн.:

обычная «01» (п.п. 6.1.1 Закона о налоге с доходов)

302,50 (605 х 50 %)

повышенная «02» (п.п. 6.1.2 Закона о налоге с доходов)

453,75 (605 х 50 % х 150 %)

повышенная «03» (п.п. 6.1.3 Закона о налоге с доходов)

605,00 (605 х 50 % х 200 %)

Минимальный страховой взнос в Пенсионный фонд с зарплаты наемных работников, грн.

212,96 605 х (33,2 % + 2 %)

220 625 х (33,2 % + 2 %)

221,76 630 х (33,2 % + 2 %)

228,8 650 х (33,2 % + 2 %)

235,49 669 х (33,2 % + 2 %)

Минимальный размер уставного фонда созданных после 01.01.2009 г. хозяйственных обществ:

— акционерного общества (1250 МЗП)

756250

781250

787500

812500

836250

— общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью (100 МЗП)

60500

62500

63000

65000

66900

 

Как видим, в I квартале 2009 года размер МЗП останется на уровне декабря 2008 года, но в отличие от ПМ ее размер будет изменяться в течение 2009 года и в конечном итоге в декабре 2009 года сравняется с ПМ.

Обращаем внимание: как и в отношении ПМ в

п. 5 Заключительных положений Закона № 639 предусмотрено, что размер МЗП должен изменяться в соответствии с индексом инфляции (индексом потребительских цен). Однако, как мы отмечали выше в отношении ПМ (см. раздел «Прожиточный минимум (ст. 54)» на с. 13), непонятно, что делать с этой нормой, поскольку размер МЗП в Законе о госбюджете-2009 также установлен в фиксированном размере. Рекомендуем до получения соответствующих официальных разъяснений использовать госбюджетные размеры МЗП.

В отношении размера МЗП хотим обратить внимание еще на один момент.

С 1 января 2009 года согласно Закону № 466 внесены изменения в ст. 95 Кодекса законов о труде Украины и ст. 9 и 10 Закона об оплате труда. Согласно внесенным изменениям МЗП должна быть установлена не ниже ПМ для трудоспособных лиц. Причем согласно ст. 10 Закона об оплате труда размер МЗП устанавливается в законе о госбюджете. Как видим, исходя из сегодняшней редакции Закона о госбюджете-2009 данная законодательная норма будет выполнена только в декабре 2009 года.

 

Госдивиденды (ст. 59, ст. 60)

В

ст. 59 Закона о госбюджете-2009 содержатся традиционные нормы, предусматривающие уплату части чистой прибыли государственными унитарными* (за исключением государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины «Украерорух») и их объединениями в размере 15 % в государственный бюджет, а коммунальными унитарными предприятиями и их объединениями — в общий фонд местного бюджета в порядке и размерах, установленных соответствующими советами.

* Согласно части 4 ст. 63 Хозяйственного кодекса Украины

унитарным является предприятие, созданное одним учредителем, который выделяет необходимое для того имущество, формирует в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через назначенного руководителя руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на основах трудового найма, решает вопрос реорганизации и ликвидации предприятия.

Следует обратить внимание, что в 2008 году разрешалось часть чистой прибыли, подлежащую уплате в бюджет, уменьшать на сумму начисленных и уплаченных дивидендов согласно

п. 7.8 Закона о налоге на прибыль. Теперь такой нормы в Законе о госбюджете-2009 нет. Следовательно, в 2009 году нет оснований часть прибыли, подлежащую уплате в бюджет, уменьшать на сумму уплаченных в бюджет дивидендов.

Государственные предприятия и хозобщества

энергетической отрасли, 100 % акций (долей, паев) которых находятся в уставных фондах хозобществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций, чистую прибыль, с которой рассчитывается и уплачивается часть чистой прибыли (дохода) или дивиденды, вправе будут уменьшить на сумму целевых средств (объем инвестиционной составляющей), поступивших в составе тарифа и направляемых на выполнение инвестиционных проектов, решения по которым принимаются Кабинетом Министров Украины.

То есть чистая прибыль госпредприятий энергетической отрасли (база начисления 15 % части) уменьшается на сумму

целевых средств. А упомянутые хозобщества на сумму целевых средств могут уменьшить размер чистой прибыли, с которой рассчитываются дивиденды, подлежащие уплате в бюджет.

Заметим, что в 2008 году аналогичная норма распространялась только на государственные предприятия энергетической отрасли и не касалась хозобществ, уплачивающих в бюджет дивиденды.

Порядок начисления госдивидендов государственными предприятиями будет установлен Кабинетом Министров Украины, а коммунальные предприятия будут руководствоваться порядками и нормативами, принятыми соответствующими советами.

Часть чистой прибыли (дохода), как и в 2008 году, будет рассчитываться

ежеквартально нарастающим итогом по результатам финансово-хозяйственной деятельности и уплачиваться в Государственный бюджет Украины или местные бюджеты в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль предприятий.

Государственные унитарные предприятия

должны будут подавать Расчет части чистой прибыли (дохода) вместе с финансовой отчетностью, составленной в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета, в органы Государственной налоговой службы в сроки, предусмотренные для предоставления декларации по налогу на прибыль. Форму такого Расчета еще предстоит разработать, поскольку форма аналогичного расчета, утвержденная приказом ГНАУ от 12.05.2008 г. № 294, распространяется только на 2008 год.

Коммунальные унитарные предприятия

обязаны будут подавать такие расчеты только в том случае, если это будет предусмотрено соответствующими местными положениями.

Кроме того,

ст. 59 Закона о госбюджете-2009 установлено, что хозобщества, 50 и более процентов акций (долей, паев) которых находятся в собственности хозобществ, часть государства в которых составляет не менее 50 %, уплачивают до 01.06.2009 г. непосредственно в Государственный бюджет Украины дивиденды, начисленные по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год в размере базовых** нормативов отчислений части прибыли, направленной на выплату дивидендов пропорционально размеру государственной части (акций, долей) в уставных фондах хозобществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций.

** Такие базовые нормативы пока не установлены, по результатам 2007 года действовали нормативы, установленные постановлением КМУ от 07.05.2008 г. № 489, а по результатам 2006 действовали нормы, установленные приказом Фонда государственного имущества от 12.02.2007 г. № 249.

Такой порядок уплаты дивидендов не распространяется на дочерние компании и предприятия НАК «Нафтогаз України», а также на ЗАО «Укргаз-Енерго». ЗАО «Укргаз-Енерго» до 01.06.2009 г. уплачивает дивиденды, начисленные по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2006, 2007 и 2008 годы

непосредственно НАК «Нафтогаз України» в размере части (акций, паев) НАК в его уставном фонде.

Хозобщества, в уставном фонде которых

есть корпоративные права государства (кроме НАК «Нафтогаз України»), уплачивают также до 01.06.2009 г. в Государственный бюджет Украины дивиденды, начисленные по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год пропорционально размеру государственной доли (акций, паев) в их уставных фондах в размере базовых нормативов отчисления части прибыли, направленной на выплату дивидендов.

Если дивиденды на государственную долю в уставном фонде не будут перечислены в госбюджет (а ЗАО «Укргаз-Енерго» — НАК «Нафтогаз України») в установленный срок, то Фондом государственного имущества

начисляется пеня, которая подлежит уплате в госбюджет из расчета 200 % годовых учетной ставки Нацбанка от суммы недоплаты за каждый день просрочки.

Если хозобщество, которое согласно

ст. 59 Закона о госбюджете-2009 обязано уплачивать дивиденды, не примет до 01.06.2009 г. решение о начислении дивидендов по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2006, 2007 и 2008 годы, оно обязано уплатить часть чистой прибыли в государственный бюджет (а ЗАО «Укргаз-Енерго» — НАК «Нафтогаз України») в размере, определенном по базовым нормативам отчислений части прибыли, направленной на выплату дивидендов, установленных за соответствующий год, до 01.06.2009 г.

За несвоевременную уплату дивидендов, рассчитанных исходя из базовых нормативов, в случае непринятия соответствующего решения о выплате дивидендов хозобществом, также начисляется пеня в размере и порядке, предусмотренных для несвоевременно перечисленных дивидендов, о выплате которых принято решение.

 

Плата за землю

(ст. 63)

По-прежнему к ставкам земельного налога (определенным в

ч. 2 ст. 7 Закона № 2535) по землям населенных пунктов, денежная оценка которых не проведена, применяется коэффициент 3,1.

А ставки по

ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Закона № 2535 будут применяться по сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена по состоянию на 1 января 2009 года.

 

Сборы в Пенсионный фонд (ст. 77)

Законом о госбюджете-2009

определено, что сбор на обязательное государственное пенсионное страхование с купли-продажи безналичной иностранной валюты за гривню в течение 2009 года будет взиматься в размере 0,2 % от суммы операции (в прошлом году он составлял 0,5 %).

Отметим, что ставки специальных сборов в Пенсионный фонд остаются неизменными и составляют:

— со стоимости реализованных ювелирных изделий из золота, платины и драгоценных камней (кроме обручальных) — 5 %;

— со стоимости легкового автомобиля — 3 %;

— со стоимости недвижимого имущества, указанного в договоре купли-продажи такого имущества, — 1 %;

— со стоимости услуг сотовой мобильной связи — 7,5 %.

 

Аренда государственного и коммунального имущества

(ст. 73)

В этом году, как и в предыдущем,

передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсных основах, за некоторыми исключениями. Дополнительно к исключениям прошлого года в 2009 году вне конкурса получить в аренду государственное и коммунальное имущество смогут также отечественные издательства и предприятия распространения книжной продукции, которые обеспечивают подготовку, выпуск и (или) распространение не менее 50 % книжной продукции на государственном языке (за исключением изданий рекламного и эротического характера); религиозные организации.

Установлено, что арендатор, который надлежащим образом выполнял свои обязанности, по завершении срока действия договора аренды принимает участие в конкурсе на получение права аренды такого имущества. При этом он сможет рассчитывать на скидку с размера арендной платы, предоставляемую в виде применения

преференциальной поправки (ее размер устанавливается Кабмином и не может быть меньше 0,8).

 

Сборы за пользование природными ресурсами (ст. 5, ст. 10)

В 2009 году увеличены базовые нормативы

платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и нормативы сбора за специальное водопользование, которые утверждены в приложениях 1 и 2 к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI. Эти ставки теперь следует использовать с учетом коэффициента 1,439.

Кроме того, за пользование недрами для добычи глинистых пород введен новый базовый норматив платежей в размере 5 % от стоимости таких добытых пород, раньше такой норматив определялся в денежном размере за единицу добытых полезных ископаемых.

Продажа специальных разрешений на пользование недрами будет осуществляться, как и в 2008 году, на аукционах, кроме случаев, определенных Кабмином. Порядок проведения таких аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами и порядок их предоставления устанавливаются КМУ. Так, в 2008 году их проводили в соответствии с

Порядком проведения в 2008 году аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами, утвержденным постановлением КМУ от 04.06.2008 г. № 525. Видимо, этот Порядок будет действовать и в 2009 году.

Другие изменения

Заимствования государственных и коммунальных предприятий

(ст. 13). Как в прошлом, так и в 2009 году, государственные предприятия, в том числе хозяйственные общества, акционерные холдинговые компании (кроме банков), у которых в уставном фонде более 50 % акций (долей, паев) принадлежит государству, и их дочерние предприятия будут осуществлять внутренние долгосрочные (более одного года) и внешние заимствования, предоставлять гарантии или быть поручителями по таким заимствованиям по согласованию с Минфином, а также осуществлять внутренние краткосрочные заимствования (до одного года), предоставлять гарантии или быть поручителями по таким заимствованиям — по согласованию с соответствующими органами центральной исполнительной власти, к сфере деятельности которых они относятся. Порядок таких согласований должен установить Кабмин.

Плата за государственное имущества

(ст. 24). При приватизации государственного имущества оплату стоимости такого имущества по-прежнему разрешается осуществлять в свободно конвертируемой иностранной валюте.

Конфискованное имущество

(абзац восьмой ст. 29). Возмещение конфискованного и бесхозного имущества, перешедшего в собственность государства, для юридических лиц осуществляется в размерах сумм средств, поступивших в бюджет от реализации этого имущества. Такое возмещение будет осуществляться до того момента, пока не будет принят специальный закон, который урегулирует такие отношения.

Единый налог

(ст. 35). В 2009 году, как и в прошедших годах, часть единого налога будет зачисляться в Пенсионный фонд, Фонд по временной потере трудоспособности и Фонд безработицы. То есть в этом году возможным будет зачет части суммы уплаченного единого налога в счет уплаты начисленных взносов в Пенсионный фонд.

Изменение юридического адреса плательщика налогов

(ст. 36). В 2009 году продолжает действовать норма, согласно которой при изменении юридического адреса субъектов предпринимательской деятельности — плательщиков налогов место уплаты определенных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) остается неизменным до окончания текущего бюджетного периода (т. е. осуществлять уплату этих платежей следует по месту предыдущей регистрации).

Реструктуризация и списание задолженности

(ст. 62). Остались неизменными на 2009 год и запреты, в частности, непредоставление отсрочек по срокам уплаты налоговых обязательств субъектов хозяйствования по налогам и сборам (обязательным платежам).

Приватизация государственного имущества (ст. 74).

В 2009 году приватизация объектов незавершенного строительства осуществляется на открытых аукционах вместе с земельным участком, на котором расположен объект незавершенного строительства.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше