ГОСБЮДЖЕТ-2009:
обзор изменений
Как ни удивительно, но депутаты снова успели с принятием и опубликованием госбюджетного закона! А это означает, что проблем со вступлением его в силу быть не должно — это произошло 1 января 2009 года.
Закон о госбюджете-2009 содержит еще меньше налоговых норм, чем прошлогодний госбюджетный закон. И все же полностью уйти от практики изменения налоговых правил в таких законах не удалось. Несмотря на то что существенных изменений не так и много, мы не можем обойти их стороной
Сергей ДЕЦЮРА, Виктория ЗМИЕНКО, Николай ШПАКОВИЧ экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
Закон о госбюджете-2009 —
Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI (извлечение см. в приложении «Документы» этого номера).Закон о налоге с доходов
— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.Закон о налоге на прибыль —
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.Закон об оплате труда —
Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.Закон № 639 —
Закон Украины «О первоочередных мерах по предупреждению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 31.10.2008 г. № 639-VI.Закон № 107 —
Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI.Закон № 466 —
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по установлению минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц» от 14.12.2006 г. № 466-V.Закон № 2535 —
Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII.
Прожиточный минимум (ст. 54)
Согласно
ст. 54 Закона о госбюджете-2009 в 2009 году прожиточный минимум (далее — ПМ) установлен в размере, действовавшем в декабре 2008 года, а именно:
Социальные и демографические группы населения | Размер ПМ в 2009 году, грн. |
Дети в возрасте до 6 лет | 557 |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет | 701 |
Трудоспособные лица | 669 |
Лица, утратившие трудоспособность | 498 |
Общий показатель | 626 |
Размер ПМ, установленный
ст. 54 Закона о госбюджете-2009, является основанием для определения в 2009 году таких показателей:
Основные показатели, размер которых зависит от размера ПМ | Размер |
1. Размер предельной зарплаты, которая в 2009 году дает право на НСЛ1 (669 х 1,4 = 936,6 до ближайших 10 грн. = 940 грн.)
| 940 грн. |
2. Размер не облагаемой НДФЛ нецелевой благотворительной помощи в 2009 году (п.п. 9.7.3 Закона о налоге с доходов) | 940 грн. |
3. Размер заработной платы, в пределах которого индексируют начисленную заработную плату наемным работникам2, 3
| 669 грн. |
4. Размер взноса «снизу» в Фонд соцстрахования по временной потере трудоспособности: | |
— если зарплата ниже ПМ для трудоспособного лица (ЗП < 669 грн.)3 | 0,5 % |
— если зарплата выше ПМ для трудоспособного лица (ЗП > 669 грн.)3 | 1 % |
5. Максимальная величина зарплаты, с которой взимают взносы в соцфонды (669 х 15 = 10035 (грн.))3 | 10035 грн. |
1 НСЛ — налоговая социальная льгота.2 Для индексации доходов других групп населения используют свои показатели ПМ.3 Если в течение года размер ПМ будет изменен, то при расчете показателя следует учитывать новый измененный размер. |
При изменении размера ПМ в течение 2009 года его новый уровень следует учесть при определении показателей, величина которых напрямую зависит от такого изменения (например, для показателей 3 — 5).
Как видим,
Законом о госбюджете-2009 законодатель не предусмотрел рост ПМ в течение 2009 года, как это было ранее. В то же время не стоит забывать о действующем с 5 ноября 2008 года Законе № 639. В п. 5 его Заключительных положений предусмотрено, что размер ПМ должен изменяться в соответствии с индексом инфляции (индексом потребительских цен). Однако и в Законе № 107 (ст. 58), и в Законе о госбюджете-2009 (ст. 54) ПМ установлен в фиксированном размере. Официальные разъяснения о применении этих законодательных норм и приоритетности одной из них нет. Похоже, что нормы Закона № 639 не были учтены при разработке Закона о госбюджете-2009. Поэтому на сегодня этот вопрос открыт. Будем ожидать соответствующих официальных разъяснений. А до этого времени рекомендуем пользоваться госбюджетными размерами ПМ.
Минимальная заработная плата (ст. 55)
Приведем в табличной форме размер минимальной заработной платы (далее — МЗП) для 2009 года и основные показатели, которые исчисляют исходя из ее размера.
Показатель | Период 2009 года | ||||
I квартал | II квартал | III квартал | октябрь — ноябрь | декабрь | |
Размер МЗП в 2009 году, грн. | 605 | 625 | 630 | 650 | 669 |
Показатели, размер которых в 2009 году зависит от размера МЗП | |||||
НСЛ, грн.: | |||||
обычная «01» (п.п. 6.1.1 Закона о налоге с доходов) | 302,50 (605 х 50 %) | ||||
повышенная «02» (п.п. 6.1.2 Закона о налоге с доходов) | 453,75 (605 х 50 % х 150 %) | ||||
повышенная «03» (п.п. 6.1.3 Закона о налоге с доходов) | 605,00 (605 х 50 % х 200 %) | ||||
Минимальный страховой взнос в Пенсионный фонд с зарплаты наемных работников, грн. | 212,96 605 х (33,2 % + 2 %) | 220 625 х (33,2 % + 2 %) | 221,76 630 х (33,2 % + 2 %) | 228,8 650 х (33,2 % + 2 %) | 235,49 669 х (33,2 % + 2 %) |
Минимальный размер уставного фонда созданных после 01.01.2009 г. хозяйственных обществ: | |||||
— акционерного общества (1250 МЗП) | 756250 | 781250 | 787500 | 812500 | 836250 |
— общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью (100 МЗП) | 60500 | 62500 | 63000 | 65000 | 66900 |
Как видим, в I квартале 2009 года размер МЗП останется на уровне декабря 2008 года, но в отличие от ПМ ее размер будет изменяться в течение 2009 года и в конечном итоге в декабре 2009 года сравняется с ПМ.
Обращаем внимание: как и в отношении ПМ в
п. 5 Заключительных положений Закона № 639 предусмотрено, что размер МЗП должен изменяться в соответствии с индексом инфляции (индексом потребительских цен). Однако, как мы отмечали выше в отношении ПМ (см. раздел «Прожиточный минимум (ст. 54)» на с. 13), непонятно, что делать с этой нормой, поскольку размер МЗП в Законе о госбюджете-2009 также установлен в фиксированном размере. Рекомендуем до получения соответствующих официальных разъяснений использовать госбюджетные размеры МЗП.В отношении размера МЗП хотим обратить внимание еще на один момент.
С 1 января 2009 года согласно Закону № 466 внесены изменения в ст. 95 Кодекса законов о труде Украины и ст. 9 и 10 Закона об оплате труда. Согласно внесенным изменениям МЗП должна быть установлена не ниже ПМ для трудоспособных лиц. Причем согласно ст. 10 Закона об оплате труда размер МЗП устанавливается в законе о госбюджете. Как видим, исходя из сегодняшней редакции Закона о госбюджете-2009 данная законодательная норма будет выполнена только в декабре 2009 года.
Госдивиденды (ст. 59, ст. 60)
В
ст. 59 Закона о госбюджете-2009 содержатся традиционные нормы, предусматривающие уплату части чистой прибыли государственными унитарными* (за исключением государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины «Украерорух») и их объединениями в размере 15 % в государственный бюджет, а коммунальными унитарными предприятиями и их объединениями — в общий фонд местного бюджета в порядке и размерах, установленных соответствующими советами.* Согласно части 4 ст. 63 Хозяйственного кодекса Украины
унитарным является предприятие, созданное одним учредителем, который выделяет необходимое для того имущество, формирует в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через назначенного руководителя руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на основах трудового найма, решает вопрос реорганизации и ликвидации предприятия.Следует обратить внимание, что в 2008 году разрешалось часть чистой прибыли, подлежащую уплате в бюджет, уменьшать на сумму начисленных и уплаченных дивидендов согласно
п. 7.8 Закона о налоге на прибыль. Теперь такой нормы в Законе о госбюджете-2009 нет. Следовательно, в 2009 году нет оснований часть прибыли, подлежащую уплате в бюджет, уменьшать на сумму уплаченных в бюджет дивидендов.Государственные предприятия и хозобщества
энергетической отрасли, 100 % акций (долей, паев) которых находятся в уставных фондах хозобществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций, чистую прибыль, с которой рассчитывается и уплачивается часть чистой прибыли (дохода) или дивиденды, вправе будут уменьшить на сумму целевых средств (объем инвестиционной составляющей), поступивших в составе тарифа и направляемых на выполнение инвестиционных проектов, решения по которым принимаются Кабинетом Министров Украины.То есть чистая прибыль госпредприятий энергетической отрасли (база начисления 15 % части) уменьшается на сумму
целевых средств. А упомянутые хозобщества на сумму целевых средств могут уменьшить размер чистой прибыли, с которой рассчитываются дивиденды, подлежащие уплате в бюджет.Заметим, что в 2008 году аналогичная норма распространялась только на государственные предприятия энергетической отрасли и не касалась хозобществ, уплачивающих в бюджет дивиденды.
Порядок начисления госдивидендов государственными предприятиями будет установлен Кабинетом Министров Украины, а коммунальные предприятия будут руководствоваться порядками и нормативами, принятыми соответствующими советами.
Часть чистой прибыли (дохода), как и в 2008 году, будет рассчитываться
ежеквартально нарастающим итогом по результатам финансово-хозяйственной деятельности и уплачиваться в Государственный бюджет Украины или местные бюджеты в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль предприятий.Государственные унитарные предприятия
должны будут подавать Расчет части чистой прибыли (дохода) вместе с финансовой отчетностью, составленной в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета, в органы Государственной налоговой службы в сроки, предусмотренные для предоставления декларации по налогу на прибыль. Форму такого Расчета еще предстоит разработать, поскольку форма аналогичного расчета, утвержденная приказом ГНАУ от 12.05.2008 г. № 294, распространяется только на 2008 год.Коммунальные унитарные предприятия
обязаны будут подавать такие расчеты только в том случае, если это будет предусмотрено соответствующими местными положениями.Кроме того,
ст. 59 Закона о госбюджете-2009 установлено, что хозобщества, 50 и более процентов акций (долей, паев) которых находятся в собственности хозобществ, часть государства в которых составляет не менее 50 %, уплачивают до 01.06.2009 г. непосредственно в Государственный бюджет Украины дивиденды, начисленные по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год в размере базовых** нормативов отчислений части прибыли, направленной на выплату дивидендов пропорционально размеру государственной части (акций, долей) в уставных фондах хозобществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций.** Такие базовые нормативы пока не установлены, по результатам 2007 года действовали нормативы, установленные постановлением КМУ от 07.05.2008 г. № 489, а по результатам 2006 действовали нормы, установленные приказом Фонда государственного имущества от 12.02.2007 г. № 249.
Такой порядок уплаты дивидендов не распространяется на дочерние компании и предприятия НАК «Нафтогаз України», а также на ЗАО «Укргаз-Енерго». ЗАО «Укргаз-Енерго» до 01.06.2009 г. уплачивает дивиденды, начисленные по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2006, 2007 и 2008 годы
непосредственно НАК «Нафтогаз України» в размере части (акций, паев) НАК в его уставном фонде.Хозобщества, в уставном фонде которых
есть корпоративные права государства (кроме НАК «Нафтогаз України»), уплачивают также до 01.06.2009 г. в Государственный бюджет Украины дивиденды, начисленные по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год пропорционально размеру государственной доли (акций, паев) в их уставных фондах в размере базовых нормативов отчисления части прибыли, направленной на выплату дивидендов.Если дивиденды на государственную долю в уставном фонде не будут перечислены в госбюджет (а ЗАО «Укргаз-Енерго» — НАК «Нафтогаз України») в установленный срок, то Фондом государственного имущества
начисляется пеня, которая подлежит уплате в госбюджет из расчета 200 % годовых учетной ставки Нацбанка от суммы недоплаты за каждый день просрочки.Если хозобщество, которое согласно
ст. 59 Закона о госбюджете-2009 обязано уплачивать дивиденды, не примет до 01.06.2009 г. решение о начислении дивидендов по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2006, 2007 и 2008 годы, оно обязано уплатить часть чистой прибыли в государственный бюджет (а ЗАО «Укргаз-Енерго» — НАК «Нафтогаз України») в размере, определенном по базовым нормативам отчислений части прибыли, направленной на выплату дивидендов, установленных за соответствующий год, до 01.06.2009 г.За несвоевременную уплату дивидендов, рассчитанных исходя из базовых нормативов, в случае непринятия соответствующего решения о выплате дивидендов хозобществом, также начисляется пеня в размере и порядке, предусмотренных для несвоевременно перечисленных дивидендов, о выплате которых принято решение.
Плата за землю
(ст. 63)По-прежнему к ставкам земельного налога (определенным в
ч. 2 ст. 7 Закона № 2535) по землям населенных пунктов, денежная оценка которых не проведена, применяется коэффициент 3,1.А ставки по
ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Закона № 2535 будут применяться по сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена по состоянию на 1 января 2009 года.
Сборы в Пенсионный фонд (ст. 77)
Законом о госбюджете-2009
определено, что сбор на обязательное государственное пенсионное страхование с купли-продажи безналичной иностранной валюты за гривню в течение 2009 года будет взиматься в размере 0,2 % от суммы операции (в прошлом году он составлял 0,5 %).Отметим, что ставки специальных сборов в Пенсионный фонд остаются неизменными и составляют:
— со стоимости реализованных ювелирных изделий из золота, платины и драгоценных камней (кроме обручальных) — 5 %;
— со стоимости легкового автомобиля — 3 %;
— со стоимости недвижимого имущества, указанного в договоре купли-продажи такого имущества, — 1 %;
— со стоимости услуг сотовой мобильной связи — 7,5 %.
Аренда государственного и коммунального имущества
(ст. 73)В этом году, как и в предыдущем,
передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществляется исключительно на конкурсных основах, за некоторыми исключениями. Дополнительно к исключениям прошлого года в 2009 году вне конкурса получить в аренду государственное и коммунальное имущество смогут также отечественные издательства и предприятия распространения книжной продукции, которые обеспечивают подготовку, выпуск и (или) распространение не менее 50 % книжной продукции на государственном языке (за исключением изданий рекламного и эротического характера); религиозные организации.Установлено, что арендатор, который надлежащим образом выполнял свои обязанности, по завершении срока действия договора аренды принимает участие в конкурсе на получение права аренды такого имущества. При этом он сможет рассчитывать на скидку с размера арендной платы, предоставляемую в виде применения
преференциальной поправки (ее размер устанавливается Кабмином и не может быть меньше 0,8).
Сборы за пользование природными ресурсами (ст. 5, ст. 10)
В 2009 году увеличены базовые нормативы
платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и нормативы сбора за специальное водопользование, которые утверждены в приложениях 1 и 2 к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI. Эти ставки теперь следует использовать с учетом коэффициента 1,439.Кроме того, за пользование недрами для добычи глинистых пород введен новый базовый норматив платежей в размере 5 % от стоимости таких добытых пород, раньше такой норматив определялся в денежном размере за единицу добытых полезных ископаемых.
Продажа специальных разрешений на пользование недрами будет осуществляться, как и в 2008 году, на аукционах, кроме случаев, определенных Кабмином. Порядок проведения таких аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами и порядок их предоставления устанавливаются КМУ. Так, в 2008 году их проводили в соответствии с
Порядком проведения в 2008 году аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами, утвержденным постановлением КМУ от 04.06.2008 г. № 525. Видимо, этот Порядок будет действовать и в 2009 году.Другие изменения
Заимствования государственных и коммунальных предприятий
(ст. 13). Как в прошлом, так и в 2009 году, государственные предприятия, в том числе хозяйственные общества, акционерные холдинговые компании (кроме банков), у которых в уставном фонде более 50 % акций (долей, паев) принадлежит государству, и их дочерние предприятия будут осуществлять внутренние долгосрочные (более одного года) и внешние заимствования, предоставлять гарантии или быть поручителями по таким заимствованиям по согласованию с Минфином, а также осуществлять внутренние краткосрочные заимствования (до одного года), предоставлять гарантии или быть поручителями по таким заимствованиям — по согласованию с соответствующими органами центральной исполнительной власти, к сфере деятельности которых они относятся. Порядок таких согласований должен установить Кабмин.Плата за государственное имущества
(ст. 24). При приватизации государственного имущества оплату стоимости такого имущества по-прежнему разрешается осуществлять в свободно конвертируемой иностранной валюте.Конфискованное имущество
(абзац восьмой ст. 29). Возмещение конфискованного и бесхозного имущества, перешедшего в собственность государства, для юридических лиц осуществляется в размерах сумм средств, поступивших в бюджет от реализации этого имущества. Такое возмещение будет осуществляться до того момента, пока не будет принят специальный закон, который урегулирует такие отношения.Единый налог
(ст. 35). В 2009 году, как и в прошедших годах, часть единого налога будет зачисляться в Пенсионный фонд, Фонд по временной потере трудоспособности и Фонд безработицы. То есть в этом году возможным будет зачет части суммы уплаченного единого налога в счет уплаты начисленных взносов в Пенсионный фонд.Изменение юридического адреса плательщика налогов
(ст. 36). В 2009 году продолжает действовать норма, согласно которой при изменении юридического адреса субъектов предпринимательской деятельности — плательщиков налогов место уплаты определенных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) остается неизменным до окончания текущего бюджетного периода (т. е. осуществлять уплату этих платежей следует по месту предыдущей регистрации).Реструктуризация и списание задолженности
(ст. 62). Остались неизменными на 2009 год и запреты, в частности, непредоставление отсрочек по срокам уплаты налоговых обязательств субъектов хозяйствования по налогам и сборам (обязательным платежам).Приватизация государственного имущества (ст. 74).
В 2009 году приватизация объектов незавершенного строительства осуществляется на открытых аукционах вместе с земельным участком, на котором расположен объект незавершенного строительства.