Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Земельный налог: подаем расчет на 2009 год

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Январь, 2009/№ 3
Печать
Статья

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ:

подаем расчет на 2009 год

 

В отличие от большинства отчетов, которые составляет бухгалтер в начале календарного года, при заполнении Налогового расчета по земельному налогу приходится не оглядываться на события минувших дней, а заглядывать в будущее.

Мы предлагаем рассмотреть, каким будет земельный налог в 2009 году и на что необходимо обратить внимание собственников земли при заполнении соответствующего Расчета.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ЗК

— Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон о плате за землю

— Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-IV.

Закон о госбюджете-2009

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI.

Закон № 320

— Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV.

Закон № 107

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции указа от 28.06.99 г. № 746/99.

Порядок № 783

— Порядок проведения индексации денежной оценки земель, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2000 г. № 783.

Постановление № 507

— постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727/98» от 16.03.2000 г. № 507.

Порядок № 434

— Порядок предоставления форм Сводного расчета суммы земельного налога и Справки к уточненному Расчету о суммах земельного налога, уменьшающих и увеличивающих налоговые обязательства в результате исправления самостоятельно выявленной ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах, в орган государственной налоговой службы, утвержденный приказом ГНАУ от 26.10.2001 г. № 434 (приказ № 434).

 

Земельный налог — шпаргалка плательщика

Прежде чем непосредственного поговорить об отчетности, для начала напомним главные моменты, связанные с начислением земельного налога, для удобства пользования сведем их в одну таблицу (см.

табл. 1).

 

Таблица 1

Показатель

Расшифровка

Нормативный документ

1

2

3

Плательщики

Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи*, кроме арендаторов и инвесторов — участников соглашения о разделе продукции

Ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона о плате за землю

* Под землепользователями здесь следует понимать только пользователей на праве постоянного пользования землей (ст. 92 ЗК), поскольку временное пользование землей согласно ст. 93 ЗК осуществляется на основании договоров аренды земли и соответственно предполагает уплату не земельного налога, а арендной платы.

Объект налогообложения

Земельный налог начисляется на земельный участок, а также земельную долю (пай), которые находится в собственности** или пользовании

Ст. 5 Закона о плате за землю

** Право собственности и право постоянного пользования земельным участком возникает после получения его собственником или пользователем документа, удостоверяющего право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации (п. 1 ст. 125 ЗК). Для собственника земельного участка таким документом является Государственный акт на право собственности на землю, для землепользователя — Государственный акт на право пользования землей. То есть с момента получения одного из указанных документов и необходимо уплачивать земельный налог. А до получения таких документов запрещается приступать к использованию земельного участка (п. 3 ст. 125 ЗК).

Дата возникновения обязанностей по уплате земельного налога

Обязанность по уплате земельного налога возникает непосредственно со дня возникновения права собственности или права пользования

Ч. 1 ст. 15 Закона о плате за землю

База начисления земельного налога

 

Земельный налог исчисляется на основании данных Государственного земельного кадастра. За базу начисления земельного налога принимается уточненная (проиндексированная) денежная оценка земли по состоянию на 1 января текущего года

Ст. 13, ч. 1 ст. 14 Закона о плате за землю

В случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового договора размер земельного налога исчисляется от денежной оценки земли либо от цены, указанной в договоре, если она больше проиндексированной денежной оценки.

Ч. 3 ст. 7 Закона о плате за землю

Если денежная оценка не установлена, налог исчисляется исходя из площади земельного участка и ставки налога

Ч. 2 ст. 7 Закона о плате за землю

Индексация денежной оценки земли

Денежная оценка земельных участков проводится органами Государственного комитета по земельным ресурсам и уполномоченными им организациями по методикам, утвержденным Кабмином. Данными о денежной оценке земли располагают отделы земельных ресурсов при местных органах исполнительной власти. В соответствии с Порядком № 783 денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения индексируется по состоянию на 1 января текущего года на коэффициент, который определяется по формуле: Ки = [И - 10] : 100, где И — среднегодовой индекс инфляции года, по результатам которого проводится индексация. В случае если значение Ки не превышает единицы, индексация не проводится. Данные о коэффициенте индексации в начале каждого года обнародует Госкомитет по земельным ресурсам

Ст. 23 Закона о плате за землю, п. 1 Порядка № 783

Коэффициент индексации денежной оценки по состоянию на 01.01.2009 г., рассчитанный исходя из среднегодового индекса инфляции за 2008 год — 125,2 %, составляет 1,152. Нормативная денежная оценка земель населенных пунктов, которая проведена по исходным данным по состоянию на 01.04.96 г., и денежная оценка сельскохозяйственных угодий, которая проведена по состоянию на 01.07.95 г., подлежит индексации по состоянию на 01.01.2009 г. на коэффициент 3,022, который определяется исходя из произведения коэффициентов индексации за 1996 год — 1,703, 1997 — 1,059, 1998 — 1,006, 1999 — 1,127, 2000 — 1,182, 2001 — 1,02, 2005 — 1,035, 2007 — 1,028 и за 2008 — 1,152. Нормативная денежная оценка земель за 2002, 2003, 2004 и 2006 годы не индексировалась

Официальные данные Госкомзема, dkzr.gov.ua

Отчетность

Юридические лица самостоятельно рассчитывают сумму земельного налога за год по состоянию на 1 января отчетного года и до 1 февраля подают Налоговый расчет земельного налога, форма которого утверждена приказом № 434 (далее — Налоговый расчет), в налоговую инспекцию по местонахождению земельного участка. Отчетность по земельному налогу включает также 6 приложений, расшифровывающих обобщенные показатели Налогового расчета по отдельным земельным участкам каждой категории земель

Ч. 1 ст. 14 Закона о плате за землю

По вновь отведенным земельным участкам необходимо подать отчетную новую налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (в котором возникло право собственности либо пользования земельным участком и соответственно возникли обязательства относительно уплаты земельного налога)

Ч. 2 ст. 14 Закона о плате за землю

Сроки уплаты земельного налога

Уплата налога производится равными долями ежемесячно, в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца

Ст. 17 Закона о плате за землю

Ставки земельного налога для сельскохозяйственных угодий

Ставки земельного налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий установлены в процентах от их денежной оценки в следующих размерах: — для пашни, сенокосов, пастбищ 0,1 %; — для многолетних насаждений 0,03 %. Эти ставки применяются независимо от того, где расположены угодья: в пределах или за пределами населенных пунктов.

ч. 1 ст. 6 Закона о плате за землю

Ставки земельного налога в населенных пунктах:

денежная оценка которых установлена

Если денежная оценка земельных участков установлена, то ставки земельного налога устанавливаются в размере 1 % от их денежной оценки

Ч. 1 ст. 7 Закона о плате за землю

денежная оценка которых не установлена

 

Если денежная оценка не установлена, налог исчисляется исходя из площади земельного участка и ставки налога, указанной в ч. 2 ст. 7 Закона о плате за землю (см. табл. 2). Такие ставки применяются с учетом коэффициентов индексации, установленных законом о госбюджете на соответствующий год (в 2009 году — 3,1). Кроме того, установлено ряд других коэффициентов для различных видов земель

Ч. 2, 12 ст. 7 Закона о плате за землю, ст. 63 Закона о госбюджете-2009

Для населенных пунктов, отнесенных к курортным (Перечень населенных пунктов, отнесенных к курортным, утвержден постановлением КМУ от 28.12.96 г. № 1576), применяются соответствующие коэффициенты (см. табл. 3)

Ч. 4 ст. 7 Закона о плате за землю

Ставки земельного налога на участки (за исключением сельскохозяйственных угодий) дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы исходя из средних ставок налога, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не выше чем в два раза от средних ставок налога с учетом упомянутых выше коэффициентов. Информацию о коэффициентах, установленных органами местной власти (так называемы локальные коэффициенты), можно получить в отделах земельных ресурсов таких органов

Ч. 5 ст. 7 Закона о плате за землю

Земельный налог за участки, занятые жилым фондом кооперативными автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан гаражно-строительными, дачно-строительными кооперативами, индивидуальными гаражами и дачами граждан, а также земельные участки, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, которые заняты производственными, культурно-бытовыми и хозяйственными строениями и сооружениями, взимается в размере 3 % от суммы налога, рассчитанного согласно ч. 1 или ч. 2 ст. 7 Закона о плате за землю

Ч. 6 ст. 7 Закона о плате за землю

Земельный налог за участки, предоставленные для Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, созданных согласно законодательству Украины, железных дорог, горнодобывающих предприятий, а также водоемы, предоставленные для производства рыбной продукции, взимается в размере 25 % от суммы налога, рассчитанного согласно ч. 1 или ч. 2 ст. 7 Закона о плате за землю

Ч. 11 ст. 7 Закона о плате за землю

За часть земельных участков, предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям (за исключением сельхозугодий), превышающую нормы отведения, взимается налог в пятикратном размере

Ч. 10 ст. 7 Закона о плате за землю

На земельные участки, расположенные на территориях и объектах природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными строениями и сооружениями, которые не связаны с функциональным назначением этих объектов, земельный налог взимается в пятикратном размере

Ч. 8 ст. 7 Закона о плате за землю

По земельным участкам, занятым производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными строениями и сооружениями, расположенным на территориях и объектах историко-культурного назначения, которые не связаны с функциональным назначением этих объектов, применяется коэффициент, в зависимости от их статуса: — международного значения — 7,5; — общегосударственного значения — 3,75; — местного значения — 1,5

Ч. 9 ст. 7 Закона о плате за землю

Ставки земельного налога по землям несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов

По землям, предоставленным предприятиям промышленности, транспорта, связи и другого назначения, земельный налог взимается в размере 5 % от денежной оценки 1 га пашни по области. В случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового договора размер земельного налога исчисляется от денежной оценки земли, но сумма, от которой рассчитывается земельный налог, не может быть ниже цены такого участка, указанной в договоре

Ч. 1 и 2 ст. 8 Закона о плате за землю

Земельный налог по земельным участкам, предоставленным для железнодорожного транспорта, воинских формирований, созданных согласно законодательству Украины (кроме Вооруженных Сил Украины и Государственной пограничной службы Украины***) взимается в размере 0,02 % от денежной оценки 1 га пашни по области

ч.3 и 4 ст. 8 Закона о плате за землю

По земельным участкам, предоставленным во временное пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (кроме сельхозугодий, которые используются по назначению), земельный налог взимается в размере 50 % от денежной оценки 1 га пашни по области

ст. 9 Закона о плате за землю

По земельным участкам, входящим в состав лесного фонда, занятым производственными, культурно-бытовыми, жилыми домами и хозяйственными строениями и сооружениями, а также по земельным участкам, предоставленным на землях водного фонда (кроме сельхозугодий, которые используются по назначению), земельный налог взимается в размере 0,3 % от денежной оценки 1 га пашни по области

Ч. 2 ст. 10, ст. 11 Закона о плате за землю

По земельным участкам, предоставленным на землях лесного фонда (кроме сельхозугодий, которые используются по назначению) земельный налог взимается как составляющая платы за использование лесных ресурсов

Ч. 1 ст. 10 Закона о плате за землю

Земельный налог по земельным участкам, предоставленным для нужд лесного хозяйства, кроме занятых производственными, культурно-бытовыми, жилыми домами и хозяйственными строениями и сооружениями, взимается как составляющая платы за использование лесных ресурсов

Ч. 7 ст. 7 Закона о плате за землю

*** Вооруженные Силы Украины и Государственная пограничная служба Украины, как и любые другие государственные учреждения, содержащиеся за счет средств госбюджета, освобождены от земельного налога ч. 3 ст. 12 Закона о плате за землю.

Исключение составляют земли военных сельхозпредприятий, к которым применяются ставки, предусмотренные для земель сельхозназначения (ч. 2 ст. 8 Закона о плате за землю).

В случае использования таких земель не по целевому назначению к ним применяются ставки, предусмотренные ч. 1 ст. 8 Закона о плате за землю

Льготы, предусмотренные Законом о плате за землю

 

От уплаты земельного налога освобождаются: — заповедники, в том числе историко-культурные, национальные природные парки, заказники (кроме охотничьих), региональные ландшафтные парки, ботанические сады и т.п.; — отечественные опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных учреждений сельхозпрофиля; — органы государственной власти местного самоуправления, органы прокуратуры, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет бюджета (за исключением воинских формирований, кроме Вооруженных Сил Украины и Государственной пограничной службы Украины), специальные санатории для реабилитации больных, которые полностью содержатся за счет бюджета, санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины, предприятия и организации общественных организаций инвалидов, на которых работает не менее 50 % инвалидов от среднеучетной численности при условии, что фонд заработной платы таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда (такая льгота предоставляется на основании Разрешения межведомственной комиссии по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов);

— отечественные учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов;

Ч. 2 ст. 12 Закона о плате за землю

— зарегистрированные религиозные и благотворительные организации, которые не занимаются предпринимательской деятельностью; — собственники земельных участков (паев) и землепользователи при условии передачи таких земельных участков в аренду плательщику фиксированного сельхозналога; — вновь созданные фермерские хозяйства в течение трех лет, а в трудонедостаточных населенных пунктах — пяти лет с момента передачи им земельного участка в собственность

 

Не взимается земельный налог: — с сельскохозяйственных угодий зон радиоактивного загрязнения и химически загрязненных сельскохозяйственных угодий, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства; — за земли, которые пребывают во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения; — за земли государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков, используемых для испытания сортов сельхозкультур; — за земли дорожного хозяйства дорог общего пользования; — за земельные участки государственных, коллективных и фермерских хозяйств, занятых молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в период плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и питомниками многолетних плодовых насаждений; — за земли кладбищ; — за земли детских санаторно-курортных, физкультурно-оздоровительных и оздоровительных учреждений Украины; — за земельные участки, в пределах граничных норм, установленных ЗК, инвалидов I и II групп, а также других льготных категорий граждан

Ч. 2 ст. 12 Закона о плате за землю

Верховная Рада АРК, областные, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу только в пределах средств, которые поступают в соответствующие бюджеты

Ч. 3 ст. 12 Закона о плате за землю

Если право на льготу возникает или теряется в течение года, то применение льготы либо обычного порядка налогообложения начинается со следующего месяца

Ч. 4 ст. 12 Закона о плате за землю

Если плательщики, пользующиеся льготами, имеют хозрасчетные подразделения либо сдают в аренду отдельные помещения (их части), то земельный налог с участков, занятых такими подразделениями или помещениями (их частями), уплачивается в общем порядке

Ч. 5 ст. 12 Закона о плате за землю

Льготы, предоставленные другими законодательными актами

Не являются плательщиками земельного налога:

Ст. 1 Закона № 320

— сельскохозяйственные предприятия — плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога;

— субъекты малого предпринимательства — плательщики единого налога (за земельные участки, которые используются для осуществления ими предпринимательской деятельности)

Ст. 6 Указа № 746, п. 6 постановления № 507

 

Таблица 2. Ставки земельного налога по земельным участкам населенных пунктов, денежная оценка которых не установлена

Группы населенных пунктов с численностью населения (тыс. чел.)

Ставка налога (грн. за 1 м2)

Коэффициент, применяемый в гг. Киеве, Симферополе, Севастополе, городах областного значения

До 0,2

0,075

 

От 0,2 до 1

0,105

 

От 1 до 3

0,135

 

От 3 до 10

0,15

 

От 10 до 20

0,24

 

От 20 до 50

0,375

1,2

От 50 до 100

0,45

1,4

От 100 до 250

0,525

1,6

От 250 до 500

0,6

2,0

От 500 до 1000

0,75

2,5

От 1000 и больше

1,05

3,0

 

Таблица 3. Коэффициенты к ставкам земельного налога, применяемые в населенных пунктах, отнесенных к числу курортных

Территория расположения населенного пункта

Коэффициент

Южное побережье АРК

3,0

Юго-восточное побережье АРК

2,5

Западное побережье АРК

2,2

Черноморское побережье Николаевской, Одесской и Херсонской обл.

2,0

Горные и предгорные районы Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой обл., кроме населенных пунктов, которые Законом Украины «О статусе горных населенных пунктов Украины» отнесены к категории горных

2,3

Побережье Азовского моря и другие курортные местности

1,5

 

Отчетность

Итак, мы рассмотрели основные моменты, связанные с уплатой земельного налога. Перейдем к порядку составления отчетности, формы и порядок заполнения которой утверждены

приказом № 434.

В состав указанных отчетных форм входят

Налоговый расчет и 6 приложений, расшифровывающих обобщенные показатели Налогового расчета по отдельным земельным участкам каждой категории земель.

На наш взгляд, заполнение форм

Налогового расчета следует начинать с приложения 1 и уже на его основании заполнять остальные приложения, данные из которых переносятся в Налоговый расчет.

Приложение 1

является обязательным для всех плательщиков земельного налога. В нем приводятся данные документов, устанавливающих право собственности или пользования на каждый земельный участок. Как уже было сказано, такими документами являются Государственные акты на право собственности или на право пользования землей.

Что касается участков, право на которые не удостоверено документально, то поскольку все равно придется отразить суммы налога с них в

приложениях 3 — 6, рекомендуем привести сведения о них и в приложении 1, не заполняя при этом гр. 2 и 3 (поставить в них прочерки).

При этом необходимо проследить, чтобы площади земельных участков, указанные в

гр. 7 приложения 1, соответствовали данным, указанным в приложениях 3 — 6, а в случае наличия льготируемых участков — общим их площадям, указанным в гр. 8 приложения 2.

Приложение 2

заполняется только собственниками земли и землепользователями, которые пользуются льготами по земельному налогу, в нем указываются данные только о тех участках, на которые установлена льгота по земельному налогу.

Здесь необходимо указать, какой частью

ст. 12 Закона о плате за землю (или решением местных властей) предоставлена такая льгота по каждому льготируемому участку, на какой срок, а также отразить другие показатели, установленные формой приложения.

Очень важно, чтобы льготируемые площади участков в

гр. 10 приложения 2 совпадали с соответствующими графами других приложений.

Приложения 3 — 6 предоставляются в зависимости от наличия земельных участков соответствующей категории и от того, установлена на них денежная оценка или нет.

1. Расчет суммы земельного налога по участкам сельскохозяйственного назначения

проводится в приложении 3. В этом приложении земельные участки группируются по их местонахождению (в пределах и за пределами населенных пунктов) и по виду сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения).

Суммы налога на земельные участки сельскохозяйственного назначения рассчитываются следующим образом:

Сумма начисленного налога (гр. 10)

= общая площадь участка (гр. 4) х средняя денежная оценка 1 га угодий (гр. 7) х коэффициент индексации денежной оценки (гр. 8) х ставка налога (гр. 9)

Сумма льготы (гр. 11)

= площадь льготируемая (гр. 6) х средняя денежная оценка 1 га угодий (гр. 7) х коэффициент индексации денежной оценки (гр. 8) х ставка налога (гр. 9)

Общая сумма налога к оплате по данным плательщика (гр. 12)

= гр. 10 - гр. 11.

2. Расчет суммы земельного налога по земельным участкам населенных пунктов, денежная оценка которых установлена

, проводится в приложении 4.

Как уже упоминалось выше, по этой категории земель установлена ставка земельного налога в размере 1 % от их денежной оценки, однако для некоторых видов земель, указанных в

гр. 2 приложения 4, в зависимости от характера их использования, установлены понижающие или повышающие коэффициенты (обозначим их К в), они приведены в гр. 2 приложения 4 вместе с описанием вида земель.

Расчет суммы земельного налога производится следующим образом:

Сумма налога, начисленного на общих основаниях (гр. 11)

= площадь, подлежащая налогообложению на общих основаниях (гр. 7) х денежная оценка участка на общих основаниях с учетом коэффициента индексации (гр. 9) х 0,01 х К в.

Сумма налога, начисленного при сдаче в аренду (гр. 12)

= площадь, подлежащая налогообложению при сдаче в аренду (гр. 8) х денежная оценка участка с учетом коэффициента индексации при сдаче в аренду (гр. 10) х 0,01 х Кв.

Сумма льготы (гр. 13)

= площадь льготируемая (гр. 5) х денежная оценка участка на общих основаниях с учетом коэффициента индексации (гр. 9) х 0,01 х Кв.

Общая сумма налога к оплате по данным плательщика (гр. 14)

= гр. 11 + гр. 12 - гр. 13.

3.

Расчет суммы земельного налога по земельным участкам населенных пунктов, денежная оценка которых не установлена, проводится в приложении 5.

По данной категории земель налог исчисляется исходя из площади земельного участка и ставки налога (обозначим ее С), установленной

ч. 2 ст. 7 Закона о плате за землю (см. табл. 2). Кроме того, ст. 7 Закона о плате за землю предусмотрен ряд коэффициентов, применяемых к этим ставкам, которые мы рассматривали выше.

Для упрощения расчетов введем ряд обозначений таких коэффициентов:

Кк — коэффициент, предусмотренный для курортных зон (

ч. 4 ст. 7 Закона о плате за землю, см. табл. 3);

Кл — коэффициент, устанавливаемый местными советами (

ч. 5 ст. 7 Закона о плате за землю).

Итак, в гр. 7 приложения 5 необходимо указать ставку налога, рассчитанную следующим образом:

Ставка налога (гр. 7) = С х Кк х Кл.

Хотя формой приложения 5 предусмотрено, что в гр. 8 приводятся коэффициенты, определенные

частями 7 или 8 ст. 7 Закона о плате за землю, необходимо учесть то, что указанная статья в 2007 году Законом № 107 была дополнена новой частью третьей, в результате чего части 7 и 8 (которые подразумевались ГНАУ в 2003 году, когда вносились последние изменения в форму приложения 5) стали соответственно частями 8 и 9. Подтверждением таких рассуждений является то, что нынешняя ч. 7 ст. 7 Закона о плате за землю (которая раньше была ч. 6) вообще не содержит никаких коэффициентов.

Таким образом, до внесения соответствующих изменений в форму

приложения 5 в гр. 8 необходимо указать коэффициенты, определенные нынешними частями 8 или 9 ст. 7 Закона о плате за землю:

— для земельных участков природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, использованных не по назначению, — пятикратный размер;

— для земельных участков объектов историко-культурного назначения — 7,5, 3,75 либо 1,5 в зависимости от значения (международного, общегосударственного или местного).

Гр. 9 приложения 5

должна содержать коэффициент индексации ставок земельного налога на текущий год (ч. 12 ст. 7 Закона о плате за землю), на 2009 год — 3,1.

Но это еще не все. Для некоторых видов земель, описание которых приведено в

гр. 2 приложения 5, в зависимости от характера их использования, частями 6 и 11 ст. 7 Закона о плате за землю установлены дополнительные коэффициенты (назовем их коэффициентами вида земель — К в).

С учетом всего сказанного выше суммы налога за земельные участки населенных пунктов, для которых не установлена денежная оценка, должны быть рассчитаны следующим образом:

Сумма начисленного налога (гр. 10)

= общая площадь участка (гр. 4) х ставка налога (гр. 7) х коэффициент ч. 8 или 9 ст. 7 Закона о плате за землю (гр. 8) х х коэффициент индексации на текущий год (гр. 9) х Кв.

Сумма льготы (гр. 11)

= площадь льготируемая (гр. 6) х ставка налога (гр. 7) х коэффициент ч. 7 или 8 ст. 7 Закона о плате за землю (гр. 8) х коэффициент индексации на текущий год (гр. 9) х Кв.

Общая сумма налога к оплате по данным плательщика (гр. 12)

= гр. 10 - гр. 11.

4. Расчет суммы земельного налога по земельным участкам

несельскохозяйственного назначения, расположенными за пределами населенных пунктов, проводится в приложении 6.

К таким землям относятся: земли промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения, а также земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и земли лесного и водного фондов (все за пределами населенных пунктов).

В приложении 6 земельные участки сгруппированы по их местонахождению и целевому назначению. Для каждой такой группы

статьями 8 — 11 Закона о плате за землю установлены ставки налога в процентах к денежной оценке 1 га пашни по области.

Налог на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов рассчитывается следующим образом:

Сумма начисленного налога (гр. 9)

= общая площадь участка (гр. 4) х денежная оценка 1 га пашни по области с учетом коэффициента индексации (гр. 7) х ставка налога (гр. 8).

Сумма льготы (гр. 10)

= площадь льготируемая (гр. 6) х денежная оценка 1 га пашни по области с учетом коэффициента индексации (гр. 7) х ставка налога (гр. 8).

Общая сумма налога к оплате по данным плательщика (гр. 11)

 = гр. 10.

И наконец, заполнив все необходимые приложения, можно приступить к заполнению

Налогового расчета.

В гр. 3

Налогового расчета из соответствующих приложений переносятся итоговые суммы земельного налога, подлежащего уплате по данным плательщика (см. табл. 4).

 

Таблица 4

№ стр. Налогового расчета

Категория земель — гр. 2 Налогового расчета

Итоговые показатели приложений, соответствующие гр. 3 Налогового расчета

1

Земли сельскохозяйственного назначения, всего

Гр. 12 приложения 3,

 

в том числе:

 

1.1

в пределах населенных пунктов

Итог по группе 1 гр. 12 приложения 3

1.2

за пределами населенных пунктов

Итог по группе 2 гр. 12 приложения 3

2

Земли населенных пунктов

Гр. 14 приложения 4 + гр. 12 приложения 5

3

Земли несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов

Гр. 11 приложения 6

 

Общая сумма налоговых обязательств плательщика по земельному налогу определяется суммированием налога по всем категориям земель (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3), отражается в строке 4

Налогового расчета и распределяется равными долями по месяцам отчетного года.

Строки 5 — 9

Налогового расчета используются для самостоятельного исправления ошибок, выявленных в течение отчетного года, но это уже тема для отдельного разговора.

Пункт 9 Порядка № 434

предусматривает заполнение Налогового расчета в гривнях с копейками (гр. 3 поделена на ячейки, в каждой из которых отражается по одной цифре две крайних ячейки справа — для копеек).

Часть вторая ст. 14 Закона о плате за землю

дает плательщику право подавать ежемесячно новый отчетный Налоговый расчет, однако это не освобождает его от обязанности предоставления Налогового расчета до 1 февраля текущего года.

Подача нового

Налогового расчета является обязательной в случае возникновения следующих обстоятельств:

— если в течение года у предприятия возникает право собственности и/или право пользования землей, ему необходимо на протяжении месяца со дня возникновения такого права подать новый Налоговый расчет за вновь отведенные земельные участки;

— в случае изменения в течение года денежной оценки земли, функционального использования земли, возникновения других изменений или самостоятельного выявления ошибок, изменяющих сумму земельного налога за текущий или предыдущие отчетные месяцы, налогоплательщику следует на протяжении 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным, предоставить новый

Налоговый расчет. При этом штраф, установленный п. 17.2 Закона № 2181, не применяется;

— если же указанный в предыдущем абзаце срок пропущен, то при обнаружении какой-либо ошибки, влияющей на ранее определенную сумму налога предыдущих отчетных периодов, необходимо предоставить уточняющий расчет. В случае занижения налогового обязательства вместе с таким уточняющим

налоговым расчетом необходимо уплатить возникшую в результате недоимку вместе с 5 % штрафом от суммы недоплаты.

Следует обратить внимание на последний день предоставления

Налогового расчета за 2009 год в связи с тем, что 31 января (суббота) — выходной день. Требование ст. 14 Закона о плате за землю о предоставлении Налогового расчета на текущий год до 1 февраля не означает конкретный день — 31 января. На наш взгляд, фраза «до 1 февраля» означает: последний рабочий день, предшествующий дате 1 февраля. Поэтому предельный срок представления Налогового расчета в принципе не может попасть на выходной или праздничный день, следовательно, к нему нельзя применить норму п.п. 4.1.5 Закона № 2181, предусматривающую перенос предельного срока представления налоговой декларации, в случае если такой день приходится на выходной. Исходя из таких рассуждений, последним днем подачи Налогового расчета в 2009 году является 30 января (пятница).

Однако п. 8 Порядка № 434

предусматривает, если последний день срока предоставления Налогового расчета попадает на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий операционный (банковский) день. Таким образом, если исходить из столь либеральной позиции налоговиков в этом вопросе, то в 2009 году последним днем подачи налогового расчета будет 2 февраля (понедельник).

Надеемся, полученные знания и два дополнительных дня, подаренные календарем, позволят читателям правильно составить и в срок подать Налоговый расчет земельного налога.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше