Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. Избавляемся от залежалых товаров

Редакция БН
Статья

ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ ЗАЛЕЖАЛЫХ ТОВАРОВ

 

Умение правильно построить маркетинговую политику всегда являлось залогом успешной работы предприятия. В нынешних, довольно сложных экономических условиях от того, сможет ли субъект предпринимательства найти покупателя на свой товар, зависит его выживание. Поэтому зачастую лучше пожертвовать частью прибыли или даже продать часть товара с убытком, чем заморозить оборотные средства в остатках нереализованной продукции «до лучших времен», особенно если сроки ее реализации ограничены.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ДОКУМЕНТЫ «ТЕМЫ»

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 889 —

Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Закон № 507

— Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII.

Закон об оценке

— Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

Закон № 3161

— Закон Украины «О защите прав потребителей» в редакции от 01.12.2005 г. № 3161-IV.

Закон № 1393 —

Закон Украины «Об изъятии из оборота, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной или опасной продукции» от 14.01.2000 г. № 1393-XIV.

Закон № 771

— Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.

Положение об уценке

— Положение о порядке уценки и реализации залежавшейся продукции из группы товаров широкого потребления и продукции производственно-технического назначения, утвержденное совместным приказом Минэкономики и МФУ от от 10.09.96 г. № 120/190 (в редакции приказа от 15.12.99 г. № 149/300).

Инструкция № 141

— Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденная приказом МФУ от 01.07.97 г. № 141.

 

РАСПРОДАЖА ТОВАРОВ СО СКИДКАМИ

Организационные моменты распродажи

В последнее время широкую популярность приобрел такой маркетинговый ход, как распродажа товаров, в ходе которой товары продаются по сниженным ценам либо покупателям предоставляются различные подарки. Для проведения таких мероприятий очень важным моментом является их правильное документальное оформление. От этого зависит налоговый и бухгалтерский учет. Без надлежащего оформления этих акций может быть поставлена под сомнение хозяйственность проводимых операций, а значит, и право на валовые расходы и налоговый кредит по НДС. Если же доказать, что предоставление скидок либо подарков осуществляется исключительно в рекламных целях, то связь с хоздеятельностью налицо.

Для обоснования хозяйственности расходов, связанных с распродажей, необходимо составить

распорядительный документ о проведении акции — приказ. В нем указываются цель, условия и сроки проведения распродажи, а также круг лиц, ответственных за ее организацию и осуществление. В приказе обязательно должна содержаться информация о том, что акция является маркетинговым мероприятием (элементом маркетинговой политики предприятия) и проводится с целью продвижения товаров на рынок, повышения спроса, расширения круга потребителей.

О том, что предприятие может самостоятельно устанавливать цены на реализуемый товар, сказано в

ст. 7 Закона № 507, предусматривающей, что свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции (товаров, услуг), за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование.

Если в ходе распродажи товары продаются со скидками, то их

реализацию нужно проводить через РРО. При этом в РРО фиксируются продажная стоимость товара и сумма предоставленной покупателю скидки (или же цена со скидкой программируется отдельным кодом). Если же часть товаров предоставляется бесплатно, то передача подарка через РРО не проводится, так как такая операция не является расчетной (ст. 2 и 3 Закона об РРО). В таком случае списание подарков в учете осуществляется на основании расходной накладной в момент их передачи ответственному лицу для раздачи в рекламных целях.

Налоговый учет зависит от условий проводимой акции (скидка на все или некоторые группы товаров, при покупке одного товара другой предоставляется в качестве подарка, при покупке нескольких единиц товара предоставляется еще одна единица бесплатно и т. п.). При всем разнообразии таких маркетинговых ходов все они сводятся либо к предоставлению скидки на определенный товар, либо к бесплатной передаче подарка.

 

Налог на прибыль

При продаже товара со скидкой валовые доходы определяются исходя из продажной стоимости. Вопрос о применении

обычных цен при этом может возникнуть по операциям со связанными лицами и по операциям с неплательщиками («нестандартными» плательщиками) налога на прибыль (пп. 7.4.1 и 7.4.3 Закона о налоге на прибыль). Как правило, в розничной торговле товары продаются физическим лицам, которые не являются плательщиками налога на прибыль.

Порядок определения обычной цены установлен

п. 1.20 Закона о налоге на прибыль. В частности, в п.п. 1.20.1 предусмотрено: если не установлено иное, обычной считается цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню справедливых рыночных цен.

Подпунктом 1.20.2 Закона о налоге на прибыль

предусмотрено, что при определении обычной цены учитываются скидки, связанные с сезонными и другими колебаниями спроса на товары (работы, услуги), утерей товарами качества или других свойств, окончанием (приближением) срока хранения (пригодности, реализации), сбытом неликвидных товаров, маркетинговой политикой и т. п.

При этом для товаров (работ, услуг), продаваемых путем публичного объявления условий их продажи, обычной признается цена, содержащаяся в таком публичном объявлении (

п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль).

Таким образом, даже в случае продажи товаров со скидкой неплательщикам налога на прибыль (физическим лицам) предприятие может в качестве обычной цены принять акционную цену,

публично объявив о такой цене . Ведь при проведении распродаж продавец информирует об этом покупателей через средства массовой информации, при помощи вывесок, объявлений и т. п. Это значит, что акционную цену можно считать «публично обнародованной» ценой. Аналогичной позиции придерживаются и налоговики (см. консультацию специалистов ГНАУ в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008 г., № 35, с. 32 и письмо ГНА в г. Киеве от 08.11.2006 г. № 904/10/31-106).

Что же касается положительной судебной практики на этот счет, то ВАдСУ в

своем определении от 05.04.2006 г. допускает, что обычная цена на один и тот же товар может быть разной. То есть если субъект хозяйствования своим распорядительным документом (приказом) утвердил принципы дифференциации цены, то можно будет считать каждую из таких цен обычной в случае выполнения покупателем того или иного условия.

Однако следует заметить, что в

п. 3 письма ГНАУ от 09.03.2006 г. № 4280/7/17-0717 было высказано мнение, что акционная цена не может быть обычной, так как она не соответствует определению справедливой рыночной цены. Мы с такой позицией не согласны, но рекомендуем плательщикам при проведении таких акций тщательно готовить доказательную базу для обоснования «обычности» акционных цен.

Что касается валовых расходов, то при продаже товаров со скидками корректировать их не нужно (даже если сумма валовых расходов будет больше отраженных при продаже валовых доходов), поскольку основанием для включению в валовые расходы затрат на приобретение товара является не факт получения прибыли от его продажи, а изначальное (в момент приобретения) предназначение и фактическое использование его в хозяйственной деятельности (

п. 5.1 Закона о налоге на прибыль.).

 

НДС при распродаже

«Обычность» цены является также определяющим фактором при определении базы обложения НДС. Если цена поставки ниже обычной цены на такие товары (услуги) более чем на 20 %, то база налогообложения определяется

по обычным ценам (абз. второй п. 4.1 Закона об НДС). Кроме того, 20 % ограничение (коридор) для определения обычной цены не касается операций со связанными лицами и операций с субъектами предпринимательской деятельности — неплательщиками НДС (п. 4.2 Закона об НДС).

Поскольку, как мы уже выяснили выше, акционную цену можно считать обычной, то налоговые обязательства по НДС необходимо определять исходя из такой акционной цены.

Что касается права на включение в налоговый кредит уплаченных поставщику сумм НДС, то сомнений в их отражении (при наличии налоговой накладной) не должно возникать.

 

Когда нужно начислять НДФЛ

В целях обложения налогом с доходов физических лиц (далее — НДФЛ) большое значение имеет «обычность» скидки, предоставленной физическим лицам. Так, в соответствии с

абз. «е» п.п. 4.2.9 Закона № 889 сумма скидки с цены (стоимость) товаров (услуги), которая превышает обычную , рассчитанную по правилам определения обычной цены (установленным Законом о налоге на прибыль) включается в совокупный налогооблагаемый доход физического лица.

Например, если всем покупателям товар А продается со скидкой 50 грн., а какому-то физлицу его продали со скидкой 60 грн., то сумма превышения его скидки над обычной (10 грн.) будет включаться в доход. Причем для правильной уплаты налога с доходов доход придется начислить с учетом натурального коэффициента 1,176471 (

п. 3.4 Закона № 889).

 

Отражение скидок в учете

Порядок отражения в учете зависит от того, в какой момент предоставляется скидка — в момент продажи либо после продажи.

Скидки, предоставляемые в момент продажи.

Такие скидки встречаюся намного чаще и применяются в основном в розничной торговле. Особенностью учета таких скидок является то, что они не отражаются в бухучете.

Связано это с тем, что согласно

П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах» доходы — это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к росту собственного капитала (кроме роста капитала за счет взносов владельцев). При этом согласно п. 15 П(С)БУ 15 «Доход» доход отражается в бухгалтерском учете в сумме справедливой стоимости активов, которые получены или подлежат получению.

Из этого следует, что при предоставлении скидки в момент продажи необходимо признавать доход в сумме полученных денежных средств (уже с учетом предоставленной скидки). Ведь предметом договоренности между конкретным покупателем и продавцом является фактическая цена реализации.

Предоставление скидок требует особого подхода к расчету суммы торговой наценки, приходящейся на реализованный товар, и себестоимости такого товара в розничной торговле. Эти особенности вызваны тем, что при передаче товаров в розничную продажу на них начисляется определенный размер торговой наценки. Однако реально товары продаются по меньшей стоимости, т. е. реализуется не вся начисленная торговая наценка.

Поэтому при расчете суммы наценки, приходящейся на реализованные товары (

НРЕАЛИЗ), и их себестоимости (ССРЕАЛИЗ) необходимо учитывать не просто продажную стоимость реализованных товаров (СПРЕАЛИЗ), а сумму такой продажной стоимости и предоставленных скидок (Ск).

Формулы для расчета упомянутых показателей будут иметь такой вид:

НРЕАЛИЗ = Ср %

х (СПРЕАЛИЗ + Ск ),

где

Ср% — средний процент торговой наценки за отчетный период (определяется как отношение суммы начального сальдо по кредиту субсч. 285 и оборотов по кредиту субсч. 285 к сумме начального сальдо по дебету субсч. 282 и оборота по дебету субсч. 282);

ССРЕАЛИЗ = (СПРЕАЛИЗ + Ск ) - НРЕАЛИЗ.

Пример 1

. Предприятие розничной торговли проводит распродажу товаров с предоставлением скидок покупателям на некоторые группы товаров в размере от 5% до 20 % от розничной стоимости товаров.

Сальдо по счетам бухгалтерского учета на 01.07.2009 г. составило:

— по дебету 282 «Товары в торговле» — 100000 грн.;

— по кредиту 285 «Торговая наценка» — 30000 грн.

В июле предприятие приобрело товар на сумму 240000 грн. (стоимость без НДС — 200000 грн., НДС — 40000 грн.).

На поступивший товар начислена торговая наценка в сумме 60000 грн.

В течение месяца получена выручка от реализации товаров на сумму 300000 грн. Сумма предоставленных скидок — 25000 грн.

 

Таблица 1.

Расчет среднего процента торговых наценок и себестоимости реализованных товаров

Показатель

Первоначальная (покупная) стоимость товаров

Торговая наценка

(Кт 285)

Продажная стоимость товаров (Дт 282)

(гр. 2 + гр. 3)

1

2

3

4

1. Остаток на начало месяца, грн.

70000

30000

100000

2. Поступило (начислено) в текущем месяце, грн.

200000

60000

260000

3. Средний процент торговой наценки (Ср%)

(30000 + 60000) : (100000 + 260000) х 100 % = 25 %

4. Сумма предоставленных скидок с продажной стоимости, грн.

25000

5. Реализовано товаров с учетом предоставленных скидок, грн.

(300000 + 25000) - 81250 = 243750(ССРЕАЛИЗ)

25 % х (300000 + 25000) = 81250(НРЕАЛИЗ)

300000 + 25000(СПРЕАЛИЗ + Ск)

6. Остаток на конец месяца, грн.

(стр. 1 + стр. 2 - стр. 5)

26250

8750

35000

(100000+260000 -- 300000 - 25000)

 

Таблица 2.

Отражение в бухгалтерском учете операций,
связанных с продажей товаров со скидками в розничной торговле

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет, грн.

дебет

кредит

ВД

ВР

Остатки по счетам на начало месяца

282

100000

285

30000

1. Получен товар от поставщика

281

631

200000

200000

2. Отражен налоговый кредит

641

631

40000

3. Переданы товары в розничную торговлю

282

281

200000

4. Начислена торговая наценка на поступивший товар

282

285

60000

5. Поступила выручка от реализации

301

702

300000

250000

6. Отражены наговые обязательства по НДС

702

641

50000

7. Списана себестоимость реализованных товаров*

902

282

243750

8. Списана сумма торговой наценки, приходящаяся на реализованный товар*

285

282

81250

9. Сформирован финансовый результат

791

902

243750

702

791

250000

Остатки по счетам на конец месяца

282

35000

285

8750

*Вместо проводок 7 и 8 возможны такие (считаем допустимыми оба варианта):

Дт 282 Кт 285 — 25000 грн. (отражена сумма скидки методом «красное сторно»);

Дт 902 Кт 282 — 300000 грн. (отражена продажная стоимость реализованных товаров

(до вычета суммы скидок)

Дт 902 Кт 285 — 56250 грн. (= 81250 - 25000; списана сумма торговой наценки, приходящейся на реализованные товары методом «красное сторно»).

 

Скидки после продажи

(скидки сконто). Такие скидки предоставляются со стоимости проданного товара в случае уплаты за товар до наступления установленного срока платежа. Как правило, при использовании таких скидок предприятие несколько завышает первоначальную цену на товар. По сути, в цену изначально включается плата за пользование денежными средствами. При определении размера такой платы за ориентир чаще всего берут ставку банковского кредитования.

Скидки сконто больше характерны для предприятия оптовой торговли, т. е. там, где момент передачи товара может не совпадать с моментом получения оплаты.

Хотя о скидках сконто можно говорить и применительно к предприятиям розничной торговли. Примером может служить продажа товаров с отсрочкой платежа. При этом следует учитывать один существенный момент, связанный с налогообложением. Дело в том, что

п.п. 4.5.3 Закона об НДС предусматривает возможность корректировки налоговых обязательств продавца по товарам, проданным неплательщикам НДС, только в случае пересмотра цены, связанной с возвратом товаров и гарантийной заменой товаров. Поэтому в рознице скидки сконто плательщикам НДС применять не выгодно, так как с уменьшением базы НДС сумма начисленных налоговых обязательств не пересматривается.

Пример 2.

Предприятие продает бытовую технику. Покупатель имеет возможность приобрести холодильник с отсрочкой платежа на 6 месяцев, уплатив за него 11800 грн. Однако если покупатель оплачивает товар:

— в момент приобретения, он получает скидку 1800 грн.;

— до истечения первого месяца с момента покупки, — 1500 грн.;

— до истечения двух месяцев, — 1200 грн.;

— до истечения трех месяцев, — 900 грн.;

— до истечения четырех месяцев, — 600 грн.;

— до истечения пяти месяцев, — 300 грн.;

— в срок, — скидку не получает (оплачивает полную стоимость товара 11800 грн.).

Фактически оплата всей суммы произведена до окончания третьего месяца с момента продажи.

Как видите, расчет здесь прост: полная стоимость товара установлена уже с учетом вознаграждения за пользование денежными средствами в течение определенного периода (в данном случае в расчет принималось вознаграждение исходя из 3 % в месяц, или 36 % годовых). Если же покупатель оплачивает товар раньше предельного срока, то он получает скидку, которая представляет собой не что иное, как сумму платы за пользование денежными средствами за период неиспользованной отсрочки платежа.

Основным отличием скидок сконто от скидок, предоставляемых в момент продажи, является то, что такие скидки отражаются на счетах бухгалтерского учета.

На сумму скидки, предоставленной после даты реализации, продавец корректирует доход от реализации на субсчете 704 «Вычеты из дохода».

Кроме того, нужно откорректировать и ранее начисленные при продаже товаров налоговые обязательства по НДС. Такая корректировка осуществляется в соответствии с требованиями

п. 7 Инструкции № 141 методом «сторно» по Дт 704 в корреспонденции с Кт 641/НДС (если продавец имеет право на корректировку налоговых обязательств*) либо по Кт 643 (если продавец не имеет права на корректировку налоговых обязательств, с дальнейшим отнесением такой суммы на расходы проводкой Дт 949 — Кт 643).

* Напомним, что корректировка налоговых обязательств проводится согласно п. 4.5 Закона об НДС. При этом продавец товаров должен направить покупателю — плательщику НДС расчет корректировки (приложение 2 к налоговой накладной). Если покупатель — неплательщик НДС, то корректировка возможна только при возврате товара либо при пересмотре цены в связи с гарантийной заменой (п.п. 4.5.3).

На основании

п. 5.10 Закона о налоге на прибыль при изменении суммы компенсации стоимости проданных товаров (в нашем случае — в связи с предоставлением скидки) продавец может уменьшить сумму первоначально начисленного валового дохода независимо от налогового статуса покупателя.

 

Таблица 3.

Отражение в учете операций по продаже товаров с предоставлением скидки сконто

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет, грн.

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

1. Получен товар от поставщика

281

631

5000

5000

2. Отражен налоговый кредит

641

631

1000

3. Отражена дебиторская задолженность покупателя за переданный ему товар на условиях отсрочки платежа

361

702

11800

9833,33

4. Отражены налоговые обязательства по НДС по первому событию

702

641

1966,67

5. Списана себестоимость холодильника

902

281

5000

6. Сформирован финансовый результат в периоде отгрузки

791

902

5000

702

791

9833,33

7. Поступила оплата от покупателя

311

361

10900

8. Отражена сумма предоставленной скидки сконто (откорректированы валовые доходы)

704

361

900

-750

9. Отражена сумма НДС в сумме предоставленной скидки (методом «сторно»)

704

643*

150

10. Сумма НДС в сумме скидки отнесена на расходы

949

643

150

11. Сформирован финансовый результат в периоде предоставления скидки

791

704

750

791

949

150

* Если бы по условиям примера продавец имел право на корректировку налоговых обязательств (покупатель — плательщик НДС), то сторнировка НДС была бы отражена проводкой Дт 704 — Кт 641 без отнесения такой суммы НДС на расходы.

 

БЕСПЛАТНАЯ РАЗДАЧА ТОВАРОВ

Налог на прибыль

Операции по бесплатной передаче товаров с позиции

Закона о налоге на прибыль считаются продажей. Если получателем подарка является обычный плательщик налога на прибыль, то валовые доходы не возникают, точнее возникший валовой доход равен нулю (аналогичный вывод был сделан и в постановлении ВХСУ от 22.09.2004 г. по делу № 11/508). Если же получателями таких товаров (подарков) являются связанные лица, неплательщики налога на прибыль либо предприятия, уплачивающие его по сниженным ставкам, то валовые доходы от такой продажи возникнут исходя из обычных цен (пп. 7.4.1 и 7.4.3 Закона о налоге на прибыль).

При включении в валовые расходы затрат на приобретение таких товаров придется ограничиться суммой, не превышающей 2 % налогооблагаемой прибыли прошлого отчетного (налогового) года (

п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль), и только в том случае, если раздача товаров была связана с проведением рекламной кампании.

 

НДС

Бесплатная передача товаров является поставкой в понимании

Закона об НДС, база налогообложения по которой определяется исходя из обычной цены (п. 4.2 Закона об НДС). Начислить налоговые обязательства по таким товарам придется по обычным ценам, при этом налоговый кредит, отраженный при покупке бесплатно раздаваемых товаров, корректировать не нужно, поскольку такие товары использованы в облагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности (п.п. 7.4.1 Закона об НДС).

 

НДФЛ

При предоставлении подарков физическим лицам, скорее всего, придется начислять налог с доходов физических лиц. На этом настаивает ГНАУ (см.

письмо от 12.03.2007 г. № 2309/6/17-0216), которая считает, что в таком случае юридическое лицо является налоговым агентом и должно обложить указанные доходы таким налогом по ставке 15 % и отразить их в форме № 1ДФ (признак дохода «14»). Причем при начислении доходов в любых неденежных формах объект налогообложения определяется как стоимость такого начисления, определенная по обычным ценам, умноженная на натуральный коэффициент 1,176471 (п. 3.4 Закона № 889).

Таким образом, с точки зрения налогообложения продажа товаров со скидками имеет ряд преимуществ по сравнению с бесплатной раздачей подарков.

 

УЦЕНКА ТОВАРОВ

Порядок проведения уценки

В соответствии с

п. 11 Положения об уценке , размеры уценки товаров, продукции и излишков товарно-материальных ценностей должны определяться комиссией на основании экспертных оценок с учетом степени утраты их потребительских свойств, насыщенности рынка этими товарами.

Привлечение сертифицированных экспертов является обязательным только в случаях, указанных в

ст. 7 Закона об оценке, среди которых упоминается только переоценка основных фондов. В остальных случаях переоценка может производиться на основании решения экспертной комиссии в состав которой, как правило, входят: заместитель руководителя предприятия (председатель комиссии), главный бухгалтер, товаровед, экономист по ценам, технолог и другие специалисты предприятия, знакомые с конъюнктурой и спросом на рынке.

Такого же мнения придерживается Минэкономики в

письме от 26.02.2008 г. № 91-22/65.

Сведения об уцененных товарах, продукции записываются в

Опись-акт уценки залежавшихся товаров и продукции и излишков товарно-материальных ценностей (приложение к Положению об уценке). Опись-акт составляется на каждом складе товаров, продукции и излишних товарно-материальных ценностей; предприятиями розничной торговли — в каждом отделе (секции), магазине или другой торговой единице — в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, проводившими уценку, а также материально ответственными лицами.

 

Налоговый учет

Налог на прибыль.

В налоговом учете согласно п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, если плательщик проводит уценку (дооценку) запасов согласно правилам бухгалтерского учета, то такая уценка (дооценка) не изменяет балансовую стоимость запасов для целей перерасчета и не влияет ни на валовые доходы, ни на валовые расходы такого плательщика (подробнее см. статью «Уценка и п. 5.9 — как сделать из двух учетов один» // «БН», 2008, № 43, с. 21).

В соответствии с

п. 5 Положения об уценке не подлежат уценке товары, продукция и излишки товарно-материальных ценностей, которые оформлены в залог, находятся в резерве или на ответственном хранении. По мнению специалистов ГНАУ, высказанному в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 28, с. 31, уценку не может проводить предприятие, имеющее налоговый долг, активы которого находятся в налоговом залоге.

НДС.

Налоговый кредит, сформированный по товарам, которые в дальнейшем уцениваются до чистой стоимости реализации по правилам бухучета, не корректируется.

 

Бухгалтерский учет

В соответствии с

п. 20 Положения об уценке сумма уценки отражается в порядке, предусмотренном П(С)БУ 9 «Запасы». Согласно п. 24 П(С)БУ 9 запасы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации. В случае если на дату баланса цена запасов снизилась или они испорчены, устарели либо иным образом утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду, то они отражаются по чистой стоимости реализации. Чистая стоимость реализации — это ожидаемая цена реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию.

При этом сумма, на которую первоначальная стоимость запасов превышает чистую стоимость их реализации (т. е. сумма уценки), списывается на расходы отчетного периода (на

субсчет 946 «Потери от обесценивания запасов»).

Пример 3.

Предприятие оптовой торговли приобрело партию 100 чайников по цене 120 грн., в том числе НДС — 20 грн., на общую сумму 12000 грн. В течение трех месяцев в связи с наличием на рынке аналогичных товаров по более низкой цене эта партия чайников не реализована. Руководством предприятия принято решение уценить такой товар до стоимости возможной реализации. Экспертной комиссией предприятия установлено, что реальная цена таких товаров составляет 70 грн. за 1 чайник (без НДС). Общая сумма уценки составит 3000 грн. ((100 - 70) х 100).

 

Таблица 4.

Отражение в учете уценки залежавшегося товара

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет, грн.

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Получен товар от поставщика

281

631

10000

10000

2. Отражен налоговый кредит

641

631

2000

3. По истечении трех месяцев произведена уценка товара

946

281

3000

—*

4. Сумма уценки списана на финансовый результат

791

946

3000

* В налоговом учете для определения прироста (убыли) по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль товары продолжают учитываться по первоначальной стоимости до момента выбытия.

 

СПИСАНИЕ ТМЦ

Порядок списания

Самым распространенным основанием для списания товаров* является

окончание срока их годности. Реализация таких товаров запрещена ст. 7 и 14 Закона № 3161. За нарушение таких требований субъект хозяйствования может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 200 % стоимости остатка полученной для реализации партии товара, но не менее 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (85 грн.). На это указывает п.п. 10 п. 1 ст. 23 Закона № 3161.

* Мы не рассматриваем случаи с недостачей товаров, для которых принципиальным является их размер: в пределах норм естественной убыли или сверх таких норм (подробнее см. ст. «Учет потерь в магазине самообслуживания» // «БН», 2007, № 30, с. 13).

Продукция с истекшим сроком годности относится к

некачественной и опасной продукции и согласно ст. 5 Закона № 1393 подлежит обязательному изъятию из оборота.

Осуществлять работы по переработке, утилизации или уничтожению такой продукции могут только предприятия, производство которых прошло аттестацию на выполнение указанных работ (

ст. 18 Закона № 1393).

Порядок утилизации либо другого использования пищевых продуктов устанавливается соответствующим главным санитарным врачом или главным ветеринарным инспектором. Такой вывод следует из

п. 6 ст. 36 Закона № 771.

В любом случае в учете предприятия пришедшие в негодность товары списывают

по результатам проведенной инвентаризации или по инициативе материально ответственного лица. В этих ситуациях составляют акт о списании таких товаров, который подписывает постоянно действующая комиссия предприятия (подробнее см. статью «Если продовольственные товары испортились» // «БН», 2007, № 30, с. 40).

 

Налоговый учет

Налог на прибыль.

С точки зрения налогового учета, такое списание рассматривается как использование, не связанное с хозяйственной деятельностью. Следовательно, на стоимость пришедших в негодность товаров нужно уменьшить валовые расходы отчетного периода через перерасчет по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. О необходимости проведения данного перерасчета ГНАУ говорила в письме от 16.12.2003 г. № 10283/6/15-1116.

Такая корректировка найдет свое отражение в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

НДС.

Поскольку товары, списанные в связи с истечением срока годности, в дальнейшем не будут принимать участия в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности (не выполняются условия, установленные п.п. 7.4.1 Закона об НДС), предприятию необходимо уменьшить налоговый кредит по НДС на сумму, соответствующую стоимости таких товаров. Для этой цели в декларации по НДС предусмотрена строка 16.4, заполнение которой предусматривает обязательное предоставление приложения 1 «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость».

 

Бухгалтерский учет

Согласно

п. 14 П(С)БУ 9 «Запасы» сверхнормативные потери и недостачи запасов не включаются в первоначальную стоимость таких запасов, а относятся к расходам того периода, в котором они были осуществлены (установлены). Для отражения в бухгалтерском учете потерь от списания товаров используется субсчет 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Одновременно такие суммы отражаются на забалансовом субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей» (Инструкция по Плану счетов).

Пример 4.

По результатам проведенной инвентаризации на предприятии розничной торговли выявлены товары с истекшим сроком годности на сумму 2000 грн. (в том числе первоначальная стоимость — 1500 грн.; сумма торговой наценки — 500 грн.).

Сумма НДС, отнесенная в состав налогового кредита при приобретении товаров, составила 300 грн. Товары с истекшим сроком годности решено списать как полностью утратившие первоначально ожидаемую экономическую выгоду.

 

Таблица 5.

Отражение в учете операций по списанию товаров с истекшим сроком реализации

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет, грн.

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Списана себестоимость товаров с истекшим сроком годности на расходы отчетного периода с одновременным отражением на забалансовом счете 07 «Списанные активы»*

 

 

 

 

 

 

072

 

 

1500

 

 

2. Списана сумма торговой наценки, приходящейся на товары с истекшим сроком годности*

285

282

500

3. Откорректирована сумма налогового кредита по НДС, приходящаяся на стоимость товаров с истекшим сроком годности (методом «красное сторно»)

641/НДС

644

300

4. Отражена в составе расходов отчетного периода сумма откорректированного НДС

947

644

300

5. Отнесены на финансовый результат:

— сумма потерь в связи с истечением срока годности товаров

791

947

1500

— сумма откорректированного НДС

791

947

300

* Списание стоимости испорченного товара и наценки на него можно отразить и такими проводками:

Дт 947 — Кт 282 — 2000 грн. (отражена продажная стоимость списанного товара)

Дт 947 — Кт 285 — 500 грн. (списана сумма торговой наценки, приходящейся на испорченный товар, методом «красное сторно»).

** Корректировка валовых расходов будет отражена в гр. 4 табл. 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

 

Итак, мы рассмотрели основные вопросы сегодняшней «Темы недели». Безусловно, для того чтобы избежать потерь из-за списания товаров, целесообразно своевременно (до окончания срока реализации) произвести их уценку или предоставить покупателям скидки, которые позволят реализовать такие товары. Вся необходимая для этого информация теперь вам известна.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше