Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении разъяснений

Редакция БН
Письмо от 03.07.2009 г. № 13995/7/16-1117

КАК ГНАУ ПРЕДЛАГАЕТ БОРОТЬСЯ

с расхождениями при обработке расшифровок налоговых
обязательств и налогового кредита по НДС

 

Письмо Государственной

налоговой администрации Украины от 03.07.2009 г. № 13995/7/16-1117

«О предоставлении разъяснений»

 

Не секрет, что после предоставления декларации по НДС налоговики начинают обрабатывать расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита по НДС в разрезе контрагента. В результате фиксируют расхождения. Во избежание таких расхождений

ГНАУ комментируемым письмом и предоставила рекомендации.

Остановимся на самых интересных случаях.

1. Заполнение первой декларации по НДС.

Абзацем вторым п.п. 7.8.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон об НДС) определено, что если лицо регистрируется плательщиком налога со дня иного, чем первый день календарного месяца, первым налоговым периодом является период, начинающийся со дня такой регистрации и заканчивающийся последним днем первого полного календарного месяца. Такие плательщики в декларацию по НДС за отчетный период — месяц включают результаты учета налоговых обязательств и налогового кредита за два разных календарных месяца. В связи с этим ГНАУ предлагает первую декларацию по НДС заполнять следующим образом:

— налоговые накладные, составленные в период

от дня регистрации плательщиком НДС до последнего дня месяца, в котором произошла такая регистрация, отображать в стр. 8.4 декларации по НДС и приложении 1 к ней;

— налоговые накладные, составленные

в период от дня первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации, и до последнего дня такого календарного месяцав стр. 1 декларации по НДС и приложении 5 к ней.

Только не совсем понятно, что в этом случае следует писать в

кол. 8 (причина для корректировки налоговых обязательств) приложения 1. Скорее всего, там будет стоять прочерк.

Полученные налоговые накладные за весь отчетный период расшифровывать в

приложении 5 к декларации по НДС и соответствующих строках раздела второго декларации по НДС.

2. Условная продажа в декларации по НДС.

Абзацем семнадцатым п. 9.8 Закона об НДС установлено, что плательщик налога, в учете которого на день аннулирования регистрации числятся товарные остатки или основные фонды, по которым был начислен налоговый кредит в прошлых или текущем налоговых периодах, обязан признать условную продажу таких товаров по обычным ценам и соответственно увеличить налоговые обязательства по результатам налогового периода, в течение которого происходит такое аннулирование*.

* Об особенностях условной продажи при аннулировании НДС-регистрации можно узнать из статьи «Реальные последствия условной продажи при аннулировании НДС-регистрации» // «БН», 2009, № 28, с. 30.

ГНАУ рекомендует налоговое обязательство по такой условной продаже отразить в

стр. 1 декларации по НДС и расшифровать в разделе I строки «Інші» приложения 5 к декларации по НДС. В части условной продажи основных фондов такие налоговые обязательства следует справочно указать в строке «поставка основних фондів» приложения 5.

3. Превышение обычной цены над договорной.

Если обычная цена на товары (услуги) превышает договорную цену на такие товары (услуги) больше чем на 20 %, то база обложения операций по поставке таких товаров (услуг) определяется по обычным ценам. В этом случае продавец выписывает две налоговые накладные. Первая из них должна быть выписана на сумму фактической (договорной) цены, вторая — на разность между обычной и договорной ценой. От себя добавим, что номер второй налоговой накладной присваивается в общем порядке через дробь с пометкой «ОЦ». Оригинал и копия второй налоговой накладной остаются у продавца.

Так вот, ГНАУ в комментируемом

письме рекомендует налоговые обязательства по таким вторым налоговым накладным (налоговым накладным с пометкой «ОЦ») отображать в разделе I строки «Інші» приложения 5 к декларации по НДС.

4. Корректировка поставок покупателю — неплательщику НДС.

Согласно п.п. 4.5.3 Закона об НДС уменьшение налоговых обязательств поставщика — плательщика НДС при изменении компенсации стоимости товаров (услуг), предоставленных лицам, которые не были плательщиками НДС на момент такой поставки, разрешается, если:

— поставленный ранее товар возвращается в собственность поставщика с предоставлением получателю

полной денежной компенсации;

— пересмотр цены связан с гарантийной заменой товара.

ГНАУ напоминает, что суммы налоговых обязательств по НДС при продаже товаров (услуг) согласно налоговым накладным, выписанным неплательщику НДС,

включаются в стр. 1 декларации по НДС и расшифровываются в строке «Інші» приложения 5.

А вот выписанные расчеты корректировок количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной включаются в

стр. 8.3 декларации по НДС и расшифровываются в приложении 1 к ней. При этом в кол. 2 и кол. 3 (там, где вы указываете наименование покупателя и его индивидуальный налоговый номер) приложения 1 проставляется пометка «Х», в кол. 8 (основания для корректировки) — указывается «коригування поставки неплатнику ПДВ».

5. Предоставление декларации по НДС неплательщиком НДС.

Лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) НДС в бюджет, при предоставлении услуг нерезидентом (который не имеет постоянного представительства) является лицо, которое получает такие услуги, если место предоставления таких услуг находится на таможенной территории Украины (п.п. «г» п. 10.1 Закона об НДС).

Так как начисление такого налога проводится путем предоставления декларации по НДС, ГНАУ рекомендует резиденту — неплательщику НДС подать декларацию по НДС (

с прочеркнутыми полями индивидуального налогового номера и номера свидетельства плательщика НДС).

Как видим, по мнению ГНАУ, обязанность предоставить декларацию по НДС, а следовательно, и уплатить (перечислить) НДС в бюджет в этой ситуации возникает независимо от того, зарегистрировано лицо, получающее услуги, в качестве плательщика НДС или нет*. Согласиться с такой точкой зрения мы не можем.

* Обратим внимание, что аналогичного мнения ГНАУ придерживалась и ранее в письмах от 14.06.2008 г. № 11164/7/16-1517-26, от 03.06.2008 г. № 5273/6/16-1515-26.

Дело в том, что

плательщик НДС — лицо, которое по Закону об НДС обязано осуществлять удержание и внесение в бюджет налога, уплачиваемого покупателем, или лицо, которое импортирует товары на таможенную территорию Украины (п. 1.3 Закона об НДС). При этом декларацию по НДС предоставляют только плательщики НДС (п. 1.2 Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166). Да и момент возникновения налоговых обязательств при получении услуг от нерезидента определен только для плательщика НДС (п.п. 7.3.6 Закона об НДС).

Более того, в тех случаях, когда законодатели действительно хотели обязать неплательщиков НДС уплачивать в бюджет НДС, они прямо прописали это в нормативно-правовых актах. В частности, речь идет об обязанности плательщика единого налога по ставке 10 % уплачивать НДС

при импорте товаров (п. 8 постановления КМУ от 16.03.2000 г. № 507**).

** О дополнении данного постановления п. 8 см. ком. «Импортер-единоналожник не обязан регистрироваться плательщиком НДС, но уплатить НДС при импорте товара обязан» // «БН», 2008, № 14, с. 6.

Следовательно, ни о каком предоставлении декларации по НДС, ни о какой уплате НДС неплательщиком этого налога при предоставлении услуг нерезидентом (который не имеет постоянного представительства) на таможенной территории Украины не может идти и речи.

В заключение комментируемого письма ГНАУ отметила, что в случае обнаружения расхождений при обработке расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по НДС в ходе проведения документальной (невыездной) проверки налоговики на местах будут обращаться в письменной форме к плательщикам НДС с целью получения объяснений и их документального подтверждения. Отказ в предоставлении документов или объяснений грозит налогоплательщику внеплановой выездной проверкой***

(п. 3 ст. 111 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII). Добавим, что при этом должно пройти более чем 10 рабочих дней со дня получения письменного запроса.

*** О том, как правильно ответить на письменный запрос, мы писали в почте «Как правильно ответить на запрос о наличии расхождений при сверке показателей приложения 5 к декларации по НДС с данными контрагентов» // «БН», 2008, № 33, с. 10.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше