Темы статей
Выбрать темы

Закупка сельхозпродукции у физического лица: правила оформления и учет

Редакция БН
Статья

ЗАКУПКА СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ

у физического лица: правила оформления и учет

 

Для предприятий общественного питания и розничной торговли не единичны случаи, когда они прибегают к закупке сельскохозяйственной продукции у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности на рынке, или непосредственно в их подсобных хозяйствах. При этом часто возникают вопросы, как правильно оформить такие действия и в каких случаях нужно осуществлять налогообложение таких операций. Об этом и поговорим в статье.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Порядок № 1063

— Порядок выдачи справки о праве физического лица на получение дохода от налогового агента без удержания налога, утвержденный постановлением КМУ от 01.08.2006 г. № 1063.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Методрекомендации № 157

— Методические рекомендации по внедрению национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного питания и бытовых услуг, гармонизированных с международными стандартами, утвержденные приказом Минэкономики от 17.06.2003 г. № 157.

 

Вопросы оформления закупки

Осуществление закупок за наличные

. Как правило, закупка сельскохозяйственной продукции производится субъектами хозяйствования через подотчетных лиц за наличные средства. Обычно эти действия осуществляются в следующей последовательности:

1. Подотчетному лицу выдают аванс на закупку сельхозпродукции.

2. Подотчетное лицо осуществляет закупку сельхозпродукции.

3. Подотчетное лицо рассчитывается за закупленную продукцию с возможным удержанием налога с доходов физических лиц (далее — НДФЛ).

4. Подотчетное лицо составляет и подает на утверждение

Отчет об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет, форма которого утверждена приказом ГНАУ от 19.09.2003 г. № 440 (далее — Отчет).

5. Подотчетное лицо передает продукцию на склад (в производство).

Выполнение таких операций — дело несложное, но есть определенные особенности, которые следует учитывать.

Так,

при выдаче аванса подотчетному лицу нужно учитывать, что согласно п. 2.11 Положения № 637 выдавать наличные средства под отчет на закупку сельхозпродукции и заготовку вторичного сырья, кроме металлолома, разрешается на срок не более 10 рабочих дней со дня выдачи наличных средств под отчет, включая день получения наличных. При этом в расходном кассовом ордере в поле «Основание» нужно указать, что денежные средства были выданы именно на закупку сельхозпродукции.

Отчитаться за выданные средства согласно

п.п. 9.10.2 Закона о налоге с доходов необходимо до окончания 3-го банковского дня, следующего за днем окончания выполнения гражданско-правового действия, т. е. осуществления закупки.

Именно здесь возникает вопрос: «Как сопоставить нормы

Положения № 637 и Закона о налоге с доходов, ведь в законодательстве этот вопрос и до сих пор остается несогласованным?».

Нацбанк в

письме от 11.09.2007 г. № 11-115/3400-9224 отмечает, что нормы Положения № 637 применяются только в части, не противоречащей Закону о налоге с доходов, и при определении срока отчетности следует руководствоваться именно данным Законом. Поэтому, по мнению редакции, отчитываться при выдаче средств на закупку продукции можно до окончания 3-го банковского дня, следующего за днем покупки сельхозпродукции, несмотря на то, что покупка продукции могла быть осуществлена на 10-й рабочий день со дня выдачи наличных.

Однако

осторожным вариантом является подача подотчетным лицом Отчета и возврата остатка средств до окончания 3-го банковского дня, следующего за днем покупки сельхозпродукции, но не позднее 10 рабочих дней со дня выдачи наличных на указанные цели (именно такой подход часто применяют на практике).

Если же подотчетному лицу одновременно выданы наличные как на командировку, так и для решения в этой командировке производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе для закупки сельскохозяйственной продукции у населения и заготовки вторичного сырья), то срок, на который выданы наличные под отчет для выполнения таких задач, может быть продлен до завершения срока командировки. Отчитываться за использованные средства подотчетное лицо обязано до окончания 3-го банковского дня, следующего за днем окончания командировки, в том числе и по сельхоззакупкам

(п.п. 9.10.2 Закона о налоге с доходов).

Кроме того, следует иметь в виду, что на выдачу средств подотчетному лицу на закупку сельхозпродукции не распространяется 10-тысячное ограничение при проведении денежных расчетов, установленное

п. 2.3 Положения № 637, поскольку продавец сельхозпродукции является обычным физическим лицом, а не субъектом предпринимательской деятельности.

Отчитываясь за использованные средства, подотчетное лицо должно подать в бухгалтерию

Отчет и Закупочные акты, подтверждающие осуществленные расходы.

Составление Закупочного акта

. Форма Закупочного акта приведена в приложении 5 к п. 2.1 Методрекомендаций № 157, но эта форма носит лишь рекомендательный характер, потому что и сами Методрекомендации № 157 носят рекомендательный характер. В то же время Минэкономики в своем письме от 09.02.2005 г. № 54-51/71* и Минфин в письмах от 30.07.2004 г. № 31-03430-03-29/13806** и от 03.12.2004 г. № 31-03430-01-10/22335 настойчиво рекомендуют при закупке сельхозпродукции пользоваться именно такой формой акта. Но при этом они указывают, что в акт можно вносить коррективы с учетом нужд предприятия и требований законодательства. Учитывая это, советуем дополнить форму Закупочного акта такими данными, как:

* См. ком. «Акт о закупке сельхозпродукции: каким он должен быть» // «БН», 2005, № 15, с. 12.

** См. ком. «Как оформить закупку сельхозпродукции у физического лица — рекомендации Минфина» // «БН», 2004, № 35, с. 11.

— идентификационный номер продавца — для заполнения

ф. № 1ДФ;

— реквизиты

Справки о праве физического лица на получение дохода от налогового агента без удержания налога по форме № 3ДФ (утверждена постановлением КМУ от 01.08.2006 г. № 1063; далее — Справка), которая дает право не удерживать НДФЛ при закупке продукции.

Пример заполнения

Закупочного акта, дополненного названными выше реквизитами, приведен на рис. 2 (с. 33).

 

Налогообложение закупки

При осуществлении закупки сельхозпродукции у физических лиц, не являющихся предпринимателями, у субъектов предпринимательской деятельности возникает вопрос: в каких случаях нужно удерживать НДФЛ, а в каких этого делать не следует? Рассмотрим каждый из этих случаев отдельно.

НДФЛ не удерживается

. Освобождение от НДФЛ предусмотрено п.п. 4.3.36 Закона о налоге с доходов, а именно: не облагается НДФЛ доход от отчуждения непосредственно собственником сельскохозяйственной продукции (включая продукцию первичной переработки), выращенной (произведенной) им на земельных участках, предоставленных для:

а) ведения личного крестьянского хозяйства, если их размер не был увеличен в результате полученной в натуре (на местности) земельной доли (пая);

б) строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебных участках);

в) ведения садоводства;

г) индивидуального дачного строительства.

Чтобы подтвердить свое право на получение не облагаемого налогом дохода,

продавец сельхозпродукции должен предоставить налоговому агенту Справку (пример заполнения см. на рис. 3 на с. 33). Эта Справка выдается согласно Порядку № 1063 безвозмездно сельским, поселковым, городским советом собственнику сельскохозяйственной продукции (включая продукцию первичной переработки) в 10-дневный срок со дня обращения по месту жительства на основании письменного заявления сроком на 3 года.

Для того чтобы с физического лица при реализации сельхозпродукции не удерживали НДФЛ, оно должна предъявить налоговому агенту оригинал

Справки. В свою очередь, налоговому агенту стоит оставить у себя ксерокопию Справки (письма ГНАУ от 05.09.2006 г. № 9867/6/17-0716 и от 22.12.2006 г. № 24159/7/17-0717*). Если снять копию невозможно, будет достаточно указать ее реквизиты (№, дата и кем выдана) в Закупочном акте (на это, в частности, указывалось в консультациях журнала «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 37, с. 21; 2007, № 22, с. 20).

* См. ком. «Удерживать ли налог с доходов при закупке сельхозпродукции у физических лиц — это зависит от наличия Справки по форме № 3ДФ» // «БН», 2007, № 6, с. 9.

Кроме того, следует помнить, что согласно

п. 1.15 Закона о налоге с доходов налоговые агенты (которыми выступают покупатели сельхозпродукции) обязаны начислять, удерживать и уплачивать НДФЛ в бюджет от имени и за счет плательщика налога, вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность налоговым органам, а также нести ответственность за нарушение норм данного Закона. Поэтому при получении Справки налоговый агент должен внимательно ее проверить и принять решение об удержании НДФЛ.

Проверяет при этом налоговый агент,

во-первых, срок действия Справки, поскольку она имеет ограниченный срок действия (3 года). Хотя, в принципе, просроченные Справки могут появиться только после 9 августа 2009 года, потому что только в этот день истекают три года с момента вступления в силу постановления № 1063.

Во-вторых

, нужно обратить внимание, зарегистрирована ли Справка соответствующим сельским, поселковым или городским советом (есть ли печать и подпись председателя (секретаря) соответствующего совета).

В-третьих

, продукция, которая будет приобретаться, должна относиться к сельскохозяйственной. Под сельскохозяйственной продукцией понимают согласно Закону Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV товары, подпадающие под определение групп 1 — 24 УКТ ВЭД (кроме подакцизных товаров). Как отмечают специалисты ГНАУ, названия видов сельхозппродукции должны отвечать названиям, указанным в Государственном классификаторе продукции и услуг ГК 016-97 (разделы 01, 02)*.

* См. «Обязанности налоговых агентов при льготном налогообложении доходов граждан от продажи собственной сельхозпродукции» // «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 37, с. 21.

В-четвертых,

продажа сельхозпродукции должна быть осуществлена собственником такой продукции. На практике это сводится к тому, что в документе, которым оформляют закупку сельхозпродукции (Закупочный акт), продавцом должен быть указан именно собственник этой продукции, т. е. лицо, названное в Справке. В случае если продавцом указано другое лицо, не являющееся собственником сельхозпродукции, из выплаченного дохода при его выплате следует удержать НДФЛ.

В-пятых,

продавец должен соблюдать требования к размеру земельного участка, на котором выращивается продукция. Отметим, что за достоверность информации, указанной в Справках, отвечают сельские, поселковые и городские советы, которые их выдали. Из этого можно сделать вывод, что налоговый агент не должен проверять, законно ли это требование: наличие Справки уже является основанием для неудержания налога. Однако, по мнению ГНАУ (письмо от 07.11.2007 г. № 11182/6/17-0716 № 22642/7/17-0717 // «БН», 2007 № 50, с. 5), это не освобождает от ответственности налогового агента, который при предоставлении Справки физическим лицом должен убедиться, что она выдана по установленной форме и в ней заполнены все реквизиты, определенные Порядком № 1063. Поэтому лицу, отвечающему за закупку, стоит проверить и «контрольные точки» относительно площади земельного участка.

Так, земельный участок должен быть предназначен для ведения личного крестьянского хозяйства, а его размер

не может быть больше 2 гектаров (ст. 5 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» от 15.05.2003 г. № 742-IV).

При этом если размер личного крестьянского хозяйства

был увеличен в результате полученной в натуре (на местности) земельной доли (пая), то доход от выращенной на таких участках сельскохозяйственной продукции облагается НДФЛ. Исключением считается увеличение земельного участка в пределах 2 гектаров независимо от того, как он был увеличен (путем дарения, наследования, покупки и т. п.). Такого же мнения придерживается и ГНАУ в письмах от 05.01.2005 г. № 83/6/17-3116 и от 09.08.2005 г. № 7582/6/17-3116**.

** См. ком. «Покупка сельхозпродукции у физических лиц: когда удерживать налог — разъяснение ГНАУ» // «БН», 2005, № 36, с. 8.

Таким образом, если доходы, полученные от продажи сельхозпродукции, выращенной на земельных участках, размер которых

в пределах 2 гектаров (с увеличением или без него), то НДФЛ они не облагаются, если размер участков превышает 2 гектара, то НДФЛ удерживается.

Кроме того, следует учитывать и требования, установленные для других земельных участков, на которых выращивается сельхозпродукция. Так, согласно

ст. 121 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III граждане Украины имеют право на безвозмездную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в следующих размерах:

— для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;

— для ведения садоводства — не более 0,12 гектара;

— для индивидуального дачного строительства — не более 0,1 гектара.

Если все требования выполнены, налог не удерживается.

НДФЛ удерживается

. Если физическое лицо не предоставляет налоговому агенту Справку или предоставленная Справка не соответствует требованиям, с дохода, выплачиваемого физическому лицу при приобретении у него продукции, необходимо удержать НДФЛ.

При взимании НДФЛ с этого дохода следует помнить, что он удерживается и уплачивается не за счет средств покупателя (налогового агента), а за счет дохода, выплачиваемого продавцу сельхозпродукции (физическому лицу).

Как все понимают, продавец вряд ли пожелает отдать часть своего дохода — он желает продать свою продукцию за определенную сумму. Для того чтобы выплатить покупателю определенную сумму, в

Закупочном акте необходимо указать сумму продажи в размере, рассчитанном с учетом натурального коэффициента (1,176471).

Например, покупатель желает получить за свою продукцию 200 грн., в

Закупочном акте нужно будет отразить 235,29 грн. (200 грн. х 1,176471). В результате таких действий сумма налога с доходов физических лиц будет составлять 235,29 х 15 % = 35,29 грн., на руки физическому лицу будет выплачено 200 грн., а расходы на закупку предприятие понесет в сумме 235,29 грн.

В случае же когда предприятие по каким-либо причинам не удержало НДФЛ (в

Закупочном акте указана сумма, которая фактически выплачена на руки продавцу), налог все равно следует определить и уплатить, но все это нужно делать за счет собственных средств с учетом «натурального коэффициента». Разница между этой ситуацией и описанной выше заключается в том, что в ней в валовые расходы будет отнесена лишь договорная стоимость сельхозпродукции (указанная в Закупочном акте) без учета НДФЛ.

 

Пример

Менеджеру по закупке ООО «Корчма» Жуку Л. П. были выданы под отчет на закупку сельскохозяйственной продукции денежные средства в сумме 400 грн. Продукты закуплены у физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской деятельности, и оприходованы на основании Закупочного акта. Рыночная стоимость продукции составила 310 грн. После закупки продукции работник отчитался. Неиспользованные средства возвращены в кассу предприятия в установленный срок.

Вариант А.

Продавец предоставил Справку (требование п.п. 4.3.36 Закона о налоге с доходов выполнено).

Вариант Б.

Продавец не предоставил Справку.

Вариант В.

Покупатель ошибочно не осуществил удержание НДФЛ при выплате дохода в случае, когда удерживать его было обязательно.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

дебет

кредит

1. Выданы денежные средства под отчет из кассы предприятия на закупку сельхозпродукции

372

301

400,00

Вариант А: НДФЛ не удерживается

2. Отражено получение закупленной продукции и произведен зачет задолженности

20, 281

685

310,00

685

372

310,00

3. Возвращена работником неиспользованная сумма денежных средств в кассу предприятия

301

372

90,00

Вариант Б: НДФЛ удерживается*

2. Отражено получение закупленной продукции и произведен зачет задолженности

20, 281

685

364,71

685

372

310,00

3. Удержан НДФЛ из дохода, выплаченного продавцу сельхозпродукции

685

641/НДФЛ

54,71

4. Возвращена работником неиспользованная сумма денежных средств в кассу предприятия

301

372

90,00

5. Уплачен НДФЛ в бюджет на следующий банковский день после утверждения Отчета**

641/НДФЛ

311

54,71

Вариант В: НДФЛ удерживается без отражения в Закупочном акте

2. Отражено получение закупленной продукции и зачет задолженности

20, 281

685

310,00

685

372

310,00

3. Возвращена работником неиспользованная сумма денежных средств в кассу предприятия

301

372

90,00

4. Удержан НДФЛ***

949

685

54,71

685

641/НДФЛ

54,71

* Поскольку продавцу сельхозпродукции необходимо выплатить доход уже с учетом НДФЛ, то стоимость такой продукции согласно Закупочному акту будет составлять: 310,00 х 1,176471 = 364,71. Соответственно сумма НДФЛ будет составлять: 364,71 х 15 % = 54,71 грн. При этом НДФЛ удерживается в день утверждения Отчета, а перечисляется в бюджет не позднее следующего банковского дня.

** Это подтверждают и налоговики в письме от 01.10.2007 г. № 11925/5/17-0716 // «БН», 2007, № 44, с. 7.

*** Так как налоговый агент не удержал НДФЛ и не отразил его в Закупочном акте, то удерживать его нужно с применением «натурального коэффициента». В таком случае размер НДФЛ будет составлять (310,00 х 1,176471) х 15 % = 54,71 грн. При этом сумма удержанного НДФЛ не будет отражаться в составе валовых расходов, понесенных на закупку сельхозпродукции.

 

В

Налоговом расчете по форме № 1ДФ сумма дохода, выплаченного физическому лицу за приобретенную у него сельхозпродукцию, не облагаемая НДФЛ в соответствии с п.п. 4.3.36 Закона о налоге с доходов, отражается с признаком дохода «53» (вариант А).

При заполнении

ф. № 1ДФ при выплате дохода физическому лицу за приобретенную у него сельхозпродукцию, облагаемого НДФЛ, существуют два подхода к заполнению:

— согласно первому подходу

(его предлагает ГНАУ, в частности, в письме от 07.11.2007 г. № 11182/6/17-0716 № 22642/7/17-0717 // «БН», 2007, № 50, с. 5) необходимо отражать выплаченный доход с признаком «53», поскольку по этому признаку отражаются любые доходы (как облагаемые, так и не облагаемые налогом), выплаченные при покупке сельхозпродукции;

— согласно второму подходу

такие доходы нужно отражать с признаком «14», потому что в расшифровке к признаку «53» имеется только ссылка на п.п. 4.3.36 Закона о налоге с доходов, в котором речь идет о не облагаемом налогом доходе. Именно такого мнения придерживается редакция. И все же отметим, что оба варианта допустимы, так как четких правил по заполнению ф. № 1 ДФ в таком случае нет.

На этом все. Надеемся, что эта статья поможет правильно осуществить закупку сельхозпродукции и без проблем оформить соответствующие документы.

 

№ з/п

Ідентифікаційний номер

Сума нарахованого доходу (грн., коп.)

Сума виплаченого доходу (грн., коп.)

Сума утриманого податку (грн., коп.)

Ознака доходу

Дата

Ознака подат. соц. пільги

Ознака (0, 1)

нарахованого

перерахованого

прийняття на роботу (дд/мм/рррр)

звільнення з роботи (дд/мм/рррр)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Варіант А

15

1234567891

310,00

310,00

53

Варіант Б

15

1234567891

364,71

364,71

54,71

54,71

14

Варіант В

15

1234567891

364,71

364,71

54,71

54,71

14

Рис. 1.

Фрагмент налогового расчета по форме № 1ДФ

 

img 1

Рис. 2

 

img 2

Рис. 3

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше