Темы статей
Выбрать темы

О порядке уплаты и зачисления сумм взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, уплаченных физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, избравшими особый способ налогообложения

Редакция БН
Постановление от 21.05.2009 г. № 505

ДОПЛАТА В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ:

Кабмин установил порядок

 

Постановление Кабинета Министров Украины от 21.05.2009 г. № 505

«О порядке уплаты и зачисления сумм взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, уплаченных физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, избравшими особый способ налогообложения»

 

Комментируемым

постановлением Кабмин продолжил свои действия по внедрению доплаты до минимального размера страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование предпринимателями, плательщиками фиксированного либо единого налога (далее — доплата), введенной постановлением КМУ от 14.04.2009 г. № 366* (далее — постановление № 366), как обязательного платежа.

* См. ком. «Вниманию частных предпринимателей! Кабмин установил минимальный размер пенсионных взносов. Законно ли?» // «БН», 2009, № 18, с. 4.

1. Куда платить.

Для зачисления доплаты Пенсионный фонд должен открыть специальный счет в Госказначействе для зачисления таких сумм**.

**Госказначейство сообщило реквизиты этого счета (http://www.treasury.gov.ua/main/uk/publish/article/111420). Счет: № 37172200035323; получатель: Пенсионный фонд Украины; код по ЕГРПОУ: 00035323; банк получателя: Государственное казначейство Украины, г. Киев; код банка: 820172.

ГНАУ и Пенсионный фонд обязаны проинформировать плательщиков о номере такого счета, а также о данных, которые необходимо указать в платежном поручении на уплату доплаты. В частности, в поле «назначение платежа» должны быть указаны

фамилия, имя, отчество, идентификационный номер (при его отсутствии — серия и номер паспорта) плательщика, период, за который уплачены взносы, код согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины или код районного (городского) управления Пенсионного фонда Украины, где зарегистрирован плательщик. Национальному банку рекомендовано принять меры для обеспечения наличия в платежных поручениях указанных реквизитов.

Поэтому, если вы решились уплачивать такую доплату, то заполнять платежные поручения нужно правильно, поскольку банки могут отказывать в приеме платежных поручений, в которых отсутствуют обязательные реквизиты.

2. Льготы для инвалидов и пенсионеров.

Кроме того установлено, что такая доплата осуществляется на добровольных началах плательщиками, которые являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и не используют труд наемных работников. То есть они не обязаны уплачивать такую доплату, ведь они уже получают пенсию, но если они захотят это сделать, к примеру, чтобы получить право на перерасчет (увеличение) суммы назначенной пенсии, они могут уплачивать такую доплату.

Заметьте: на предпринимателей, которые имеют наемных работников, такая льгота не распространяется.

3. Контроль за уплатой.

Самым «интересным» является п. 4 комментируемого постановления, в котором изложен ряд указаний Пенсионному фонду.

Во-первых,

прекратить на трехлетний период проведение проверок плательщиков, уплачивающих доплату. Возникает вопрос: может ли субъект хозяйствования, ссылаясь на это требование, не допустить представителей Пенсионного фонда к проверке? Ведь ч. второй ст. 64 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV (далее — Закон № 1058) предусмотрено право территориальных органов Пенсионного фонда проводить такие проверки. В этой части коментируемое постановление вступает в противоречие с нормами Закона № 1058, и такая коллизия, по идее, должна решаться в пользу закона. По общему правилу, подзаконные акты могут только конкретизировать положения законов при условии, что соответствующие полномочия на конкретизацию были предусмотрены самим законом.

Во-вторых,

проводить ежегодные сверки поступивших сумм доплат, которые по сути заменят проверки (см. «Сверки от Кабмина» на с. 8).

 

Сверки от Кабмина

Извлечение из комментируемого постановления

«4. Пенсионному фонду Украины:

<...>

2)

производить до 5 апреля следующего года сверки сумм страховых взносов на счетах плательщиков с учетом установленного размера минимального страхового взноса в соответствующем периоде; направлять плательщикам в течение 10 дней по окончании сверки акты о состоянии расчетов по страховым взносам. В случае уплаты определенной в акте сверки суммы недоимки в течение 30 дней после его получения штрафные санкции и пеня за неуплату или несвоевременную уплату страхователями страховых взносов не начисляются;».

 

То есть Кабмин предлагает Пенсионному фонду заменить акт проверки плательщика актом сверки состояния расчетов по страховым взносам. При этом неуплаченная сумма доплаты, которая будет указана в таком акте сверки, рассматривается уже как «

недоимка». Обратите внимание, что согласно ч. второй ст. 106 Закона № 1058 суммы недоимки взыскиваются с начислением пени и применением финансовых санкций. На этом фоне выглядит весьма заманчивым предложение уплатить в течение 30 дней такую сумму «недоимки» без уплаты штрафных санкций и пени, то есть такая недоплата не является недоимкой в понимании Закона № 1058.

С другой стороны, Кабмин не упомянул, что делать Пенсионному фонду в случае неуплаты «недоимки» в установленный срок (прямого указания о начислении пени и применении финансовых санкций в комментируемом

постановлении нет). Ведь для того, чтобы применить штрафные санкции в соответствии со ст. 106 Закона № 1058, необходимы веские основания. Даже если согласиться с легитимностью постановления № 366, нарушение должно быть надлежащим образом зафиксировано в акте проверки и, на наш взгляд, заменить такой документ актом сверки нельзя.

Поэтому предложенные Кабмином меры можно рассматривать только как способ психологического давления на плательщиков, для того чтобы привлечь их к

добровольной уплате доплаты.

Как будут трактоваться эти положения — покажет время, все зависит от реакции Пенсионного фонда на комментируемое постановление, которое уже вступило в силу с 30.05.2009 г.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше