Темы статей
Выбрать темы

О временных ограничениях по осуществлению мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года

Редакция БН
Постановление от 21.05.2009 г. № 502

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ:

Кабмин ввел до 31 декабря 2010 года ограничения по их проведению

 

Постановление Кабинета Министров Украины от 21.05.2009 г. № 502

«О временных ограничениях по осуществлению мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

Комментируемым

постановлением Кабмин:

— ввел

до 31 декабря 2010 года временные ограничения на проведение плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования;

— утвердил процедуру вынесения предписания об устранении выявленных нарушений.

1. Плановые проверки.

Кабмин временно приостановил проведение плановых проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок субъектов хозяйствования с высокой степенью риска. Напомним, что ч. 2 ст. 5 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон о проверках) орган госнадзора должен в отнесенной к его ведению сфере контроля определить критерии, по которым оценивается степень риска (высокая, средняя, незначительная). В зависимости от степени риска определяется периодичность проведения плановых мероприятий, а органы контроля (надзора) определяют перечень вопросов для их осуществления. На сегодняшний день по ряду направлений госнадзора критерии риска до сих пор не утверждены. В случае неутверждения критериев, периодичности проведения плановых мероприятий и перечня вопросов по их проведению такие субъекты хозяйствования считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска (ч. 3 ст. 22 Закона о проверках).

Исключение

в комментируемом постановлении о приостановлении проведения плановых проверок сделано также в отношении плановых мероприятий госнадзора (контроля) за соблюдением налогового законодательства, правильности начисления, полноты и своевременности уплаты в бюджеты, государственные нецелевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей).

2. Внеплановые проверки

. Установлены ограничения на проведение внеплановых проверок. Ограничения не касаются двух случаев: проверок, проводимых по обращению физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства, а также по просьбе самого субъекта предпринимательства на основании его письменного заявления.

3. Процедура вынесения предписаний.

Кабмин обязал органы госнадзора:

выдавать субъекту хозяйствования предписание об устранении в течение 30 суток выявленных нарушений, подготовленное на основании акта о проведении проверки, если другой срок не предусмотрен законом;

принимать решение о применении к субъектам хозяйствования финансовых и административных санкций лишь в случае невыполнения ими в течение 30 суток со дня получения предписаний об устранении обнаруженных нарушений (кроме нарушений, которые невозможно устранить);

не применять санкции за нарушения, которые устранены по предписанию.

Отметим, что на сегодняшний день далеко не все органы госнадзора выносят такие постановления. Скорее всего, им придется в срочном порядке разрабатывать формы таких предписаний и утверждать порядки их вынесения.

4

. На какие контролирующие органы распространяется его действие?

В тексте постановления эти органы не названы. Но в нем используются термины, применяемые

Законом о проверках (критерии оценки степени риска, госнадзор (контроль) в сфере хоздеятельности и т. п.). Поэтому не исключено, что сферы действия Закона о проверках и комментируемого постановления совпадают. А раз это так, то введенные постановлением ограничения «не распространяются на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий валютного контроля, таможенного контроля на границе, контроля за соблюдением бюджетного законодательства и использованием государственного и коммунального имущества, банковского и страхового надзора, других видов специального государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, а также оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия». С этим, похоже, согласен Госпредпринимательства (http://www.dkrp.gov.ua). Кроме того, упоминание в абзаце первом комментируемого постановления о налоговом законодательстве дает нам право утверждать, что ограничение на проведение проверок распространяется и на налоговые органы. Хотя не исключено, что у ГНАУ будет иное мнение.

5. Легитимно ли комментируемое постановление?

Как известно, перечень оснований для проведения внеплановых проверок установлен на уровне законов. Достаточно вспомнить

ст. 6 Закона о проверках, ст. 111 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII. Приостановить действие этих законодательных норм может только Верховная Рада Украины. Вывод: комментируемое постановление принято Кабмином с превышением полномочий.

Но с другой стороны достаточно вспомнить

постановление от 14.04.2009 г. № 366*. Им Кабмин обязал частных предпринимателей, избравших особый способ налогообложения (единый налог или фиксированный налог), доплачивать в Пенсионный фонд взносы до минимального размера страхового взноса за себя и членов семьи, принимающих участие в предпринимательской деятельности. Легитимным это постановление назвать тоже нельзя, так как фиксированный размер взноса в Пенсионный фонд для единоналожников и фикспатентщиков должен быть установлен законом, а не постановлением. Тем не менее его никто до сих пор не отменил. Более того, Пенсионный фонд уже разъяснил порядок уплаты взносов (письмо от 05.05.2009 г. № 7964/30-20**).

* См. ком. «Вниманию частных предпринимателей! Кабмин установил минимальный размер» // «БН», 2009, № 18, с. 4.

** См. ком. «Доплату взносов в Пенсионный фонд предприниматели-упрощенцы проводят ежеквартально» // «БН», 2009, № 19, с. 7.

В связи с этим считаем, что, несмотря на превышение

полномочий правительством, временное ограничение на проведение плановых и внеплановых проверок имеет право на существование. Тем более, что такой временный запрет на проведение внеплановых проверок «на руку» многим субъектам хозяйствования. Вопрос лишь в том, будут ли контролирующие органы придерживаться такого установленного моратория? И что им грозит за его нарушение?

Для эффективного обеспечения действия постановления в правительстве пообещали создать «горячую телефонную линию», на которую предприниматели смогут позвонить и сообщить о фактах нарушения этого моратория (http://www.kmu.gov.ua). Как только номер телефона будет нам известен, обещаем сразу же его вам сообщить.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше