Темы статей
Выбрать темы

О проведении проверок убыточных и малоприбыльных субъектов хозяйствования в сфере торговли и общественного питания

Редакция БН
Приказ от 09.04.2009 г. № 184

УБЫТОЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

проверить нельзя оставить в покое! Куда же теперь поставить запятую в этой фразе?

 

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 09.04.2009 г. № 184

«О проведении проверок убыточных и малоприбыльных субъектов хозяйствования в сфере торговли и общественного питания»

 

Как правило, если есть сразу две новости: одна хорошая, а вторая не очень, то начинают рассказ с последней, чтобы хоть как-то улучшить общее впечатление от таких новостей.

Итак, плохой новостью является комментируемый

приказ ГНАУ, который обязывает налоговиков на местах провести ряд проверочных мероприятий по убыточным и малоприбыльным субъектам хозяйствования сферы торговли, общественного питания, игорного бизнеса, торговли ГСМ и услуг, у которых объем продаж за наличку превышает 50 % в составе скорректированных валовых доходов (см. «Что и как будут проверять налоговики»)

 

Что и как будут проверять налоговики

Извлечение из комментируемого приказа

«1.2. обеспечить проведение

хронометражей выручки и проверок максимального количества хозяйственных единиц субъектов сферы наличных расчетов... по вопросам соблюдения требований законодательства Украины (приложение 1)* <...>.

1.3. при проведении проверок использовать

алгоритм проведения проверки (приложение 2);»

 

Извлечение из приложения 2 к комментируемому приказу

«4. Уполномоченному лицу предприятия

предлагается предоставить первичные бухгалтерские документы (приходные накладные, контрольные ленты, оборотно-сальдовую ведомость счета 28) и в письменном виде засвидетельствовать, что до начала проведения проверки все расходные и приходные документы на товары (ценности) включены в товарные отчеты, сданы в бухгалтерию, все ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны на расход, а остатки на момент проведения проверки по данным моего (нашего) отчета составляют (сумма прописью).

5. Проверяющими осуществляется отбор товаров группы риска (штучные товары — алкогольные напитки, табачные изделия, мебель, автомобили и т. п.), которые согласно документам поступали в реализацию.

6. Уполномоченному лицу предприятия предлагается снять фактические остатки товаров группы риска товаров, имеющихся на хозяйственной единице на момент проведения проверки...

7. Определяется остаток товаров группы риска на начало периода.

8. Согласно предоставленным приходным накладным определяется поступление товаров группы риска за период с даты проверки.

9. За вышеуказанный период определяется реализация (выбытие) согласно контрольным лентам, расходным накладным.

10. Расчетный остаток товаров группы риска равняется разнице между суммой фактического остатка и поступления товаров и реализацией товаров.

11. Получив изложенные выше результаты, проверяющие должны заполнить приложение к п. 5 Методрекомендаций № 534**. Учитывая информацию в приложении и сопоставив расчетный остаток товаров с фактическим, проверяющие должны провести расчет и

установить следующее:

подтвердить правильность ведения учета товаров по месту их реализации; недостачу товаров; излишек товаров

.

12. В случае выявления расхождения между расчетным остатком товаров и фактическим в акте проверки фиксируется факт реализации товаров, которые не учтены в установленном порядке».

 

* В приложении содержится перечень норм, предусматривающих штрафные санкции за нарушения в сферах: расчетов с потребителями, патентования, оборота алкогольных напитков и табачных изделий, оборота налички.

** Методические рекомендации по оформлению материалов проверок за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги), требований по регулированию оборота наличности, наличия торговых патентов и лицензий, утвержденные приказом ГНАУ от 12.08.2008 г. № 534.

 

Такой термин, как «хронометраж выручки», в законодательстве не определен, поэтому трудно судить о порядке проведения такого хронометража и его последствиях. На практике это мероприятие сводится к присутствию представителя налоговой службы на месте проведения расчетов, который постоянно проводит визуальный контроль за соблюдением порядка проведения расчетных операций.

Различия в сумме «отхронометрированной» выручки с суммой выручки, полученной за аналогичный период, в обычных условиях не является основанием для применения каких-либо штрафных санкций. Однако зачастую используется налоговиками в качестве инструмента для повышения налоговой нагрузки таким плательщиком.

Что касается самих проверок, то они являются неким симбиозом обычной внеплановой выездной проверки РРО* и части документальной выездной проверки. Их целью является определение правильности ведения учета товаров, а точнее, выявление недостачи или излишка товаров, со всеми вытекающими штрафными последствиями.

* Подробнее см. в статье «Проверки РРО: что следует знать» // «БН», 2007, № 21, с. 15.

Заметим, что в приложении 2 к комментируемому

приказу упоминается, что такие проверки являются внеплановыми согласно части седьмой ст. 111 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

В заключение хорошая новость. Применение комментируемого

приказа является весьма сомнительным в связи с введением ограничений на проведение внеплановых проверок до 31.12.2010 г. постановлением КМУ от 21.05.2009 г. № 502 (см. с. 8).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше