Темы статей
Выбрать темы

О налогообложении доходов физических лиц

Редакция БН
Письмо от 10.09.2008 г. № 17-0718/2714

НАЛОГ С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ —

ГНАУ разъясняет проблемные вопросы

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 10.09.2008 г. № 17-0718/2714

«О налогообложении доходов физических лиц»

 

В комментируемом

письме ГНАУ рассмотрела ряд вопросов, касающихся уплаты налога с доходов физических лиц (далее — НДФЛ). Ответы на наиболее интересные из них см. в таблице (с.5).

 

Вопрос

Ответ

1

2

Налогообложение доходов граждан

Надо ли облагать НДФЛ благотворительную (материальную) помощь в сумме 1000 грн., если ее предоставило предприятие своим работникам, в том числе бывшим, которые проживают в населенных пунктах, пострадавших от наводнения в июле 2008 года?

Как отметила ГНАУ в данном случае предприятие выплачивает работникам нецелевую благотворительную помощь, порядок налогообложения которой регулирует п. 9.7 Закона о налоге с доходов*.
Сумма такой помощи не облагается НДФЛ только в пределах 890 грн. (в 2008 году), при условии, что на такого получателя распространяется право на получение налоговой социальной льготы (НСЛ) согласно п.п. 6.5.1 Закона о налоге с доходов.
Если такая помощь была выплачена неработающим пенсионерам, которые не получают зарплату, то ее не облагают в пределах 890 грн. (в 2008 году). Напомним: о том, что для неработающих пенсионеров условие о наличии права на НСЛ не действует (так как их зарплата равна «0»), ГНАУ высказывала как ранее (письма от 07.07.2008 г. № 5401/М/17-0714, № 13574/7/17-0717, от 23.12.2005 г. № 13010/6/17-3116, от 28.09.2005 г. № 19273/7/17-2117), так и в настоящее время (письмо ГНАУ от 29.01.2009 г. № 363/к/17-0714).
Из суммы превышения при ее выплате следует удержать НДФЛ по ставке 15 %. Если же работник лишен права на НСЛ, то НДФЛ следует удержать со всей суммы материальной помощи.
Если бы помощь работникам, пострадавшим от наводнения, выплачивалась из бюджета, то ее не надо было бы облагать НДФЛ согласно п.п. 9.7.2 Закона о налоге с доходов

Подлежат ли налогообложению надбавки работникам к тарифным ставкам и должностным окладам за разъездной характер работы, если условие их выплаты предусмотрено в коллективном договоре?

ГНАУ отмечает, что сумма этих надбавок должна облагаться НДФЛ в составе месячной зарплаты такого работника на общих основаниях.
Исключением может быть ситуация, когда в коллективном договоре работы, которые проходят в дороге или имеют разъездной (передвижной) характер, определены как командировки. При этом такие командировки должны быть соответственно документально оформлены (приказ, командировочное удостоверение и др.). В таком случае надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам в пределах законодательно установленных размеров для суточных не облагают НДФЛ. Подобное мнение ГНАУ высказывала и ранее (письмо от 21.05.2007 г. № 4890/6/17-0716, № 10029/7/17-0717).
Напомним: в самом начале применения Закона о налоге с доходов налоговики лояльно относились к надбавкам в пределах норм и разрешали не облагать их НДФЛ без оформления при этом командировок, мотивируя этот тем, что такие выплаты не включаются в фонд оплаты труда согласно п. 3.16 Инструкции № 5** (письма от 08.06.2004 г. № 4528/6/17-3116, от 25.05.2004 г. № 5131/5/17-3116). Но в последующих письмах, в том числе в комментируемом, их позиция по этому поводу изменена. Таким образом, по мнению ГНАУ, надбавки следует расценивать

как заработную плату для целей применения Закона о налоге с доходов, поскольку такие выплаты осуществляют в связи с отношениями трудового найма (письмо ГНАУ от 14.05.2007 г. № 4639/6/17-0716). Это означает, в частности, что такие выплаты должны учитываться при определении права работника на налоговую социальную льготу. В Расчете по ф. № 1ДФ их нужно отражать с признаком дохода «01»

Применяется ли предусмотренный п. 3.4 Закона о налоге с доходов «натуральный» коэффициент к стоимости дополнительных благ при предоставлении таких благ физическим лицам в неденежной форме?

По мнению ГНАУ, «натуральный» коэффициент при начислении доходов в неденежной форме применять не надо. Напомним, подобное мнение ГНАУ высказывала и ранее в своих письмах от 08.10.2008 г. № 20454/7/17-0717 и от 31.01.2006 г. № 1736/7/25-0017.
С таким подходом ГНАУ согласиться сложно. Дело в том, что необходимость применения «натурального» коэффициента при выплате дохода в натуральной форме прямо предусмотрена п. 3.4 Закона о налоге с доходов, а в отношении дополнительных благ — в п.п. 4.2.9. Самая главная опасность в связи с этим состоит в том, что неприменение «натурального» коэффициента в общем случае приводит к уменьшению начисленного НДФЛ.
Авторы комментируемого письма в качестве альтернативы «натуральному» коэффициенту предложили такую схему уплаты НДФЛ: предусмотреть возможность внесения НДФЛ получателем допблага в кассу налогового агента. И хотя такой механизм из Закона о налоге с доходов не следует, он позволяет наряду с неприменением «натурального» коэффициента избежать недоплаты в бюджет НДФЛ

Налогообложение доходов предпринимателей-единоналожников
при превышении ими 500-тысячного барьера

Подлежит ли налогообложению у предпринимателя, работающего по упрощенной системе налогообложения, доход в виде превышения установленного Указом № 746*** предела 500 тыс. грн. в год?

ГНАУ продолжает настаивать на своем и в очередной раз говорит, что такое превышение подлежит налогообложению по правилам, предусмотренным для предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения (15 % НДФЛ от чистого дохода). Аналогичное мнение высказывалось, в частности, в письме ГНАУ от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714 // «БН», 2008, № 43, с. 12.
Мы с таким подходом не согласны. Дело в том, что в соответствии с п. 2 Указа № 746 доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода предпринимателя по итогам такого отчетного года. Уплаченная при этом сумма единого налога является окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств налогоплательщика.
Единственным наказанием, которого заслуживает предприниматель, перешагнувший 500-тысячный порог, согласно п. 5 Указа № 746 является переход на общую систему налогообложения со следующего отчетного периода (квартала)

Может ли предприниматель — плательщик единого налога, превысивший 500-тысячный предел, продолжать осуществлять свою предпринимательскую деятельность по упрощенной системе налогообложения?

Нет, не может.
При этом ГНАУ указывает на невозможность перехода на упрощенную систему налогообложения в течение всего следующего календарного года. Это вполне объяснимо, поскольку под словом «год» понимают календарный год — с 1 января по 31 декабря (постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507), а возможность перехода на упрощенную систему имеют право предприниматели, у которых выручка за год не превысила 500 тыс. грн. (п. 1 Указа № 746).
Аналогичного мнения придерживается и Госпредпринимательства (письмо от 24.04.2007 г. № 2987)

* Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

** Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

*** Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше