Темы статей
Выбрать темы

О налоговом учете некоторых операций между головным предприятием и его обособленными подразделениями

Редакция БН
Письмо от 17.04.2009 г. № 8166/7/15-0217

ФИЛИАЛЫ И УПЛАТА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ:

ГНАУ вносит ясность в некоторые вопросы

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 17.04.2009 г. № 8166/7/15-0217

«О налоговом учете некоторых операций между головным предприятием и его обособленными подразделениями»

 

В комментируемом

письме ГНАУ затронула два вопроса, касающиеся уплаты налога на прибыль филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями, которые не имеют статуса юридического лица (далее — филиалы).

Во-первых

, ГНАУ напомнила, что согласно п.п. 2.1.3 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль) самостоятельными плательщиками налога на прибыль могут быть только филиалы, расположенные на территории другой, нежели юридическое лицо, территориальной громады. То есть, если филиал и головное предприятие расположены на территории одной территориальной громады, то плательщиком налога на прибыль (в том числе и по деятельности филиала) является головное предприятие.

Если же филиал расположен на территории другой территориальной громады, то либо он может быть самостоятельным плательщиком налога на прибыль, либо налог на прибыль за него может уплачиваться консолидированно головным предприятием в соответствии с

п.п. 2.1.3 Закона о налоге на прибыль.

При этом, если филиал уплачивает налог на прибыль самостоятельно, то, по мнению ГНАУ,

«к филиалу будут применяться все положения законодательства о налоге на прибыль...». На наш взгляд, столь категоричная позиция ГНАУ не совсем отвечает действительности, ведь есть ряд исключений для такого рода плательщиков, к примеру, филиалы не несут ответственность за нарушение налогового законодательства (штрафные санкции применяются к юридическому лицу), на что прямо указывает последний абзац п.п. 2.1.3 Закона о налоге на прибыль.

Если же юридическое лицо принимает решение о консолидированной уплате налога, то такой порядок уплаты применяется

всеми филиалами вместе с головным предприятием этого юридического лица, а не некоторыми из них. То есть при консолидированной уплате налога на прибыль юрлицом ни один из его филиалов (в том числе и вновь зарегистрированный) не может быть самостоятельным плательщиком.

Во-вторых

, ГНАУ указала на некоторые особенности налогового учета операций по бесплатной передаче товаров (работ, услуг) между головным предприятием и его филиалами, отметив, что такие операции не подпадают под определение «продажа товаров», предусмотренное п. 1.31 Закона о налоге на прибыль (нет перехода права собственности). Кроме того, на это прямо указано в п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль: согласно ему не включаются в состав валовых доходов суммы безвозмездной финансовой помощи и стоимость товаров (работ, услуг), бесплатно полученных в ходе операций между плательщиком налога и его филиалами. Об этом ГНАУ уже высказывалась в письме от 16.07.2002 г. № 4475/6/15-1416.

На наш взгляд, такая позиция ГНАУ не означает, что операции по передаче товаров (работ, услуг) за компенсацию между головным предприятием и его филиалами являются продажей, ведь в таком случае право собственности также не переходит. Поэтому наличие компенсации за переданные товары не приведет к возникновению валовых доходов у передающей стороны и валовых расходов у получающей стороны, даже если стороны зарегистрированы самостоятельными плательщиками налога на прибыль*.

* Подробнее о налогообложении таких операций см. в статье «Филиалы: налог на прибыль и НДС» // «БН», 2008, № 12, с. 14.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше