Темы статей
Выбрать темы

Коммунальный налог: нюансы заполнения и предоставления Расчета

Редакция БН
Статья

КОММУНАЛЬНЫЙ НАЛОГ:

нюансы заполнения и предоставления Расчета

 

Суть коммунального налога изложена всего в одном абзаце Декрета о местных налогах. Такая краткость вызывает достаточно много вопросов, хотя их не намного больше, чем по другим налогам, которым посвящены отдельные законы.

Сегодня мы напомним порядок заполнения налогового расчета коммунального налога и рассмотрим накопившиеся вопросы.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Декрет о местных налогах

— Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Приказ № 625

— приказ ГНАУ «Об утверждении формы налогового расчета коммунального налога» от 24.12.2003 г. № 625.

Порядок № 80

— Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80 (в редакции от 17.11.98 г. № 552).

Инструкция № 286

— Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

Приказ № 223

— приказ Госкомстата «Об утверждении форм государственных статистических наблюдений по труду» от 17.07.2007 г. № 223.

 

Плательщики

Согласно

ст. 15 Декрета о местных налогах коммунальный налог взимается с юридических лиц, кроме бюджетных учреждений, организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных предприятий. То есть плательщиками коммунального налога являются практически все юридические лица, за небольшим исключением.

Не являются плательщиками коммунального налога:

— бюджетные учреждения, организации;

— сельскохозяйственные предприятия, в том числе плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога;

— предприятия-единоналожники (на основании

ст. 6 Указа № 746);

— физические лица — предприниматели.

Коммунальный налог относится к местным налогам, порядок его уплаты согласно

ст. 18 Декрета о местных налогах устанавливается органами местного самоуправления. Поэтому в каждом конкретном случае при решении вопроса, является юридическое лицо плательщиком коммунального налога или нет, необходимо исходить из требований действующего на данной территории положения, поскольку зачастую местные органы власти несколько изменяют (конкретизируют) круг плательщиков местных налогов и сборов, предусмотренный Декретом о местных налогах.

Так, для увеличения доходной части своих бюджетов органы местного самоуправления в положениях о коммунальном налоге, как правило, предусматривают,

что обособленные подразделения юридических лиц (филиалы), расположенные на их территории, являются плательщиками коммунального налога.

Такую позицию местных органов поддерживают и налоговики. По их мнению, коммунальный налог за работников обособленного структурного подразделения, не составляющего отдельный баланс и не имеющего текущего счета в банке, в местный бюджет территориальной громады по месту его расположения

должно уплачивать головное предприятие — юридическое лицо (см. письмо ГНАУ от 13.10.2006 г. № 19126/7/15-0617).

Следовательно, если местное положение о коммунальном налоге (по месту расположения обособленного безбалансового подразделения) предусматривает уплату коммунального налога филиалами, то головное предприятие должно зарегистрироваться (стать на учет) в органе государственной налоговой службы по месту нахождения такого подразделения как плательщик отдельных видов налогов (коммунального налога) в порядке, предусмотренном

п. 7.11 Порядка № 80. В такой налоговый орган необходимо подавать налоговый расчет коммунального налога, составленный с учетом среднеучетного количества штатных работников такого подразделения, и уплачивать коммунальный налог в соответствующий местный бюджет.

Хотя в

п. 2.3 Методических рекомендаций относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденных приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784*, налоговики допускают регистрацию и филиалов в качестве плательщиков отдельных налогов (местных налогов) по месту их расположения.

* См. ком. «Учет плательщиков отдельных видов налогов — появились Методрекомендации» // «БН», 2009, № 4, с. 6.

 

Объект обложения и ставка коммунального налога

Если о плательщиках коммунального налога можно говорить достаточно конкретно, то объект налогообложения и ставка налога в

Декрете о местных налогах изложены весьма замысловато.

В

ст. 15 Декрета о местных налогах объект налогообложения не указан. В ней устанавливается только предельный размер коммунального налога: не более 10 % годового фонда оплаты труда, рассчитанного исходя из размера не облагаемого налогом минимума доходов граждан.

Хотя в этой норме упоминается годовой фонд оплаты труда, реальный фонд оплаты труда предприятия никоим образом не влияет на размер коммунального налога. Для определения предельной суммы налога применяется реальная величина численности работающих и условная сумма — размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан (17 грн.) и ставка налога в процентах.

Таким образом,

объектом налогообложения, по сути, является единственный показатель, который влияет на сумму коммунального налога — численность работающих.

Предельная ставка коммунального

налога составляет 10 % от условного фонда оплаты труда (численности работающих, умноженной на 17 грн.). Как правило, именно такую предельную ставку устанавливают местные советы.

Если немного упростить такой замысловатый порядок расчета коммунального налога, то получится, что

предельный размер коммунального налога составляет 1,7 грн. за одного работника в месяц.

 

Отчетность

Расчет коммунального налога.

Форма Налогового расчета коммунального налога (далее — Расчет) утверждена приказом № 625. Такой Расчет должны подавать все плательщики коммунального налога, указанные в соответствующем положении органов местного самоуправления, в том числе и те юридические лица, которым местным решением предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты коммунального налога (они не уплачивают налог, но являются плательщиками со 100 % льготой).

Также должны подавать

Расчет юридические лица, у которых временно отсутствует объект налогообложения — нет штатных работников (см. письмо ГНАУ от 03.10.2007 г. № 4820/А/15-0214 // «БН», 2007, № 43, с. 4).

Указанные категории лиц подают

Расчет с прочерками.

Начислять и уплачивать коммунальный налог предприятие, не освобожденное от его уплаты, должно начиная с налогового периода, в котором принят на работу первый штатный работник.

Сроки предоставления Расчета и уплаты налога

. Базовым налоговым (отчетным) периодом по коммунальному налогу считается период, установленный органом местного самоуправления (см. письмо ГНАУ от 29.11.2001 г. № 16211/7/10-1118/2503).

В случае если базовый налоговый период по коммунальному налогу органами местного самоуправления

не установлен, необходимо руководствоваться положениями п.п. 4.1.6 Закона № 2181, предусматривающего, что если законом не установлен базовый налоговый период, то налоговая декларация подается и налоговое обязательство уплачивается в сроки, предусмотренные для месячного базового налогового периода.

Расчет

предоставляют в сроки, установленные п.п. 4.1.4 Закона № 2181. Для месячного налогового периода — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода; для квартального — в течение 40 календарных дней.

Налог уплачивается в сроки, установленные

п.п. 5.3.1 Закона № 2181, — в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего отчетному периоду предельного срока предоставления расчета. В то же время в некоторых местных положениях при квартальном учетном периоде предусматривается ежемесячная уплата авансовых взносов.

Количественный состав работников

. Примечанием «*» к форме Расчета установлено, что количественный состав работников за соответствующий базовый налоговый (отчетный) период равняется показателю среднеучетного количества штатных работников (СКШР), определенному в соответствии с Инструкцией № 286.

При этом если решением органа местного самоуправления об установлении коммунального налога определен базовый налоговый (отчетный) период — календарный месяц, то в строке 01 указывается показатель СКШР за такой месяц, если календарный квартал —

сумма (в общем случае — трех) показателей среднеучетного количества штатных работников за каждый месяц отчетного квартала. Например, если в июле, августе и сентябре СКШР на предприятии составляло 5 человек (ежемесячно), то в строке 01 Расчета за III квартал необходимо указать сумму таких показателей — 15 (5 + 5 + 5).

Расчет

коммунального налога подается за каждый налоговый период отдельно (не нарастающим итогом).

 

Расчет численности работников

Согласно

разделу 3 Инструкции № 286 СКШР рассчитывается на основании ежедневных данных об учетном количестве штатных работников.

Учетное количество штатных работников за каждый день должно соответствовать данным табельного учета использования рабочего времени работников.

Порядок учета основных категорий работников в расчете показателя СКШР приведен в таблице ниже.

 

Таблица.

Учет различных категорий работников при расчете показателя СКШР

Категории работающих

Учитываются (+) / не учитываются (-) (п. Инструкции № 286)

1

2

1. Штатные работники (основное место работы)

+

2. Лица, работающие неполный рабочий день или неполную рабочую неделю

+ *

(п.п. 2.4.3)

*Учитываются за каждый календарный день как целые единицы.

3. Работники, по которым ведется суммированный учет рабочего времени

+

4. Работники, не вышедшие на работу по причине:

 

болезни (до возвращения на работу или установления инвалидности)

+

— тарифного отпуска

+

— учебного отпуска

+

отпуска без сохранения заработной платы

+

— временного перевода на работу на другое предприятие

+

отпуска по беременности и родам

— *

(п.п. 3.2.2)

* Эти работники не учитываются при расчете СКШР, но принимаются в расчет количества штатных работников.

отпуска по уходу за ребенком до 3 лет

— *

(п.п. 3.2.2)

* Эти работники не учитываются при расчете СКШР, но принимаются в расчет количества штатных работников.

прогулов

+

(п.п. 2.5.13)

5. Надомники (лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому личным трудом)

+ *

(п.п. 2.4.5)

*Учитываются за каждый рабочий день как целые единицы.

6. Внутренние совместители

— *

(п.п. 2.6.1)

*Такой работник учитывается как одно физическое лицо по основному месту работы.

7. Переведенные с других предприятий в соответствии с договорами между субъектами хозяйствования

(пп. 2.6.3, 2.5.3)

8. Студенты (учащиеся, аспиранты), заключившие трудовые договоры с предприятием

+

9. Учащиеся, слушатели, которые проходят производственную практику согласно договорам о предоставлении рабочих мест для этих целей

(п.п. 2.6.4)

10. Лица, направленные на обучение в учебных заведениях с отрывом от производства, если они получают от предприятий только стипендию

(п.п. 2.6.5)

11. Иностранные граждане, которые оформлены в соответствии с действующим законодательством и получают заработную плату

+

12. Внешние совместители

(п.п. 2.6.1)

13. Лица, работающие по договорам гражданско-правового характера (в частности, договорам подряда)

—(п.п. 2.6.2)

14. Частные предприниматели, оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам

(п.п. 2.6.2)

 

СКШР за месяц исчисляется путем суммирования количества штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т. е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29), включая выходные, праздничные и нерабочие дни (по последнему рабочему дню), и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца.

Формой

Расчета предусмотрено, что в строке 01 «Кількісний склад працівників за базовий податковий (звітний) період» данные указываются в целых единицах. Пунктом 1.9 Инструкции № 286 также предусмотрено, что показатели количества работников в формах государственных статистических наблюдений отражаются в целых единицах.

Для округления этих данных согласно

п. 3 приложения к Инструкции № 286 применяют так называемое правило четной цифры. В отличие от арифметического правила округления, если последняя значащая цифра 5, ближайшая слева от нее цифра:

— увеличивается на единицу, если она нечетная;

— остается без изменений, если она четная.

Следует обратить внимание на один момент, о котором

Инструкция № 286 умалчивает. Если последняя цифра до запятой (слева) «0», то применяют правило округления как для четной цифры. Например:

 

2,4 » 2

3,4 » 3

0,4 » 0

2,6 »3

3,6 » 4

0,6 »1

2,5 » 2

3,5 » 4

0,5 » 0

 

Заполнение Расчета

В табличной части формы

Расчета первые пять строк (01 — 05) предназначены для расчета суммы налога за отчетный период, а строки 06 — 10 предназначены для исправления ошибок, допущенных в предыдущих отчетных периодах.

Для исправления ошибки необходимо либо подать отдельно

Расчет за период, в котором была допущена ошибка, с пометкой в поле «Уточнюючий розрахунок», либо отразить результаты исправления ошибки в строках 06 — 10 Расчета за текущий отчетный период.

Следует обратить внимание на то, что в случае исправления ошибки в текущем

Расчете к нему необходимо приложить (как приложение) форму Расчета за период, в котором была допущена ошибка с пометкой в поле «Уточнюючий розрахунок». Таких уточняющих Расчетов может быть несколько (заполняются отдельно на каждый налоговый период, в котором была допущена ошибка).

То есть для исправления ошибки уточняющий

Расчет необходимо подавать в любом случае: либо отдельно, либо вместе с Расчетом за текущий отчетный период.

В форме

Расчета графа «Всього» разбита на 11 ячеек. В каждой ячейке указывается одна порядковая цифра (десятки, сотни, тысячи и т. п.) начисленной суммы. В третьей ячейке справа проставлены точки (кроме строки 01, где указывается численность), отделяющие гривни от копеек или целые от сотых (в части ставки налога).

Пример.

Органом местного самоуправления установлен квартальный базовый налоговый период по коммунальному налогу, ставка налога — 10 %.

На предприятии СКШР составило:

— за июль 2009 года — 12 человек;

— за август 2009 года — 13 человек;

— за сентябрь 2009 года — 15 человек.

Кроме того, самостоятельно выявлена ошибка в определении СКШР за январь — март 2009 года (в строке 01 следовало указать 56 чел., а фактически указано 50 чел.). В результате такой ошибки сумма коммунального налога за I квартал занижена на 10,20 грн. (сумма начисленного налога за I квартал 2009 года составила 85 грн.).

СКШР за три месяца третьего квартал составил: 12 + 13 + 15 = 40 (чел.).

Выявленную ошибку предприятие исправляет в

Расчете за текущий отчетный период (уточняющий Расчет подается как приложение к Расчету за III квартал 2009 года).

Фрагмент

Расчета за III квартал 2009 года приведен на рис 1. (с. 20).

 

img 1

Рис. 1.

Фрагмент Налогового расчета коммунального налога за III квартал 2009 года

 

Что касается заполнения уточняющего

Расчета, в поле 1 напротив надписи «Уточнюючий розрахунок» необходимо поставить отметку Х». В поле 2 указать данные периода, который уточняется, «01.2009». В строке 01 необходимо указать фактическую численность за I квартал (с учетом выявленной ошибки) 56 чел., в результате проведенного расчета в строке 05 будет указана фактическая сумма обязательств за I квартал 95,2 грн. В строке 06 необходимо указать сумму ранее задекларированных обязательств за I квартал 2009 г. — 85 грн., в строке 07 указать сумму недоплаты 10,2 грн., а в строке 09 — сумму начисленного самоштрафа 0,51 грн. (10,2 грн. х 5 %).

Кроме того, в строке «

Зміст помилки (помилок)» необходимо указать содержание ошибки, например «неправильно определена база налогообложения».

Фрагмент уточняющего

Расчета приведен на рис. 2 (с. 20).

 

img 2

Рис. 2.

Фрагмент уточняющего Налогового расчета коммунального налога за I квартал 2009 года

 

Напомним, что в соответствии с.

п. 17.2 Закона № 2181 до момента подачи уточняющего расчета (даже если он подается вместе с очередным отчетом) необходимо уплатить в бюджет сумму недоплаты (10,2 грн.) и самостоятельно начисленного штрафа (0,51 грн.).

А теперь рассмотрим некоторые вопросы наших читателей.

 

Первый налоговый период по коммунальному налогу

Вновь зарегистрированное предприятие стало на учет в налоговых органах 10.09.2009 г. и в этот же день приняты на работу 3 работника. Нужно ли подавать Налоговый расчет коммунального налога за III квартал 2009 года?

 

Специальных положений, разрешающих плательщику, зарегистрированному в середине отчетного периода, присоединять часть неполного налогового периода к первому полному налоговому периоду и подавать по ним один отчет, как это предусмотрено по налогу на прибыль и НДС, в

Декрете о местных налогах нет.

Безусловно, органы местного самоуправления могут такие нормы внести в свое Положение о коммунальном налоге (информацию об этом можно получить в налоговом органе). Если же таких норм нет, то предприятию придется подавать

Расчет за тот налоговый период, в котором оно зарегистрировано. Если у предприятия нет штатных работников, Расчет все равно необходимо предоставить (с прочерками).

В рассматриваемом случае у предприятия даже возникнет объект налогообложения. Причем СКШР нужно рассчитать только за один месяц квартала — сентябрь.

Поскольку на предприятии штатные работники появились только в середине месяца, то СКШР рассчитывается делением суммы количества штатных работников за каждый день месяца (со дня их приема на работу) на количество календарных дней в месяце. Таким образом, у предприятия 21 день (с 10 по 30 сентября) численность штатных работников составляла 3 человека. СКШР за сентябрь составит:

(21 х 3) : 30 = 2,1 2 (чел).

 

Коммунальный налог для убыточного автопредприятия

Автопредприятие, осуществляющее перевозки пассажиров, является убыточным и получает из местного бюджета дотацию. Может ли такое предприятие не уплачивать коммунальный налог как планово-дотационное?

 

Согласно

ст. 15 Декрета о местных налогах планово-дотационные предприятия не являются плательщиками коммунального налога. К сожалению, расшифровки понятия «планово-дотационные предприятия» в действующем законодательстве нет.

Если широко трактовать понятие «

планово-дотационное предприятие», можно предположить, что Кабмин в ст. 15 Декрета о местных налогах подразумевал, что это предприятия, которым планово предоставляются дотации из бюджета на определенные цели. Ведь не может быть, чтобы указанная льгота вообще никому не предоставлялась.

На наш взгляд, конкретизировать это понятие могут органы местного самоуправления в своих положениях по коммунальному налогу. Без такой конкретизации понятие

«планово-дотационное предприятие» нельзя отождествлять с понятием «убыточное предприятие» или с понятием «предприятие, получающее дотацию из бюджета».

Аналогичный вывод был сделан ГНАУ

в письме от 28.07.2008 г. № 349/4/15-0214 (п. 7). Главный налоговый орган, сославшись на письмо Минфина от 11.03.2002 г. № 024-205, заявил, что предприятия, получающие средства из государственного бюджета по коду бюджетной классификации 1310 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям и организациям)», не являются планово-дотационными предприятиями. Вместе с тем согласно ст. 18 Декрета о местных налогах органы местного самоуправления в рамках компетенции имеют право вводить льготные налоговые ставки, полностью отменять отдельные местные налоги и сборы или освобождать от их уплаты определенные категории плательщиков.

То есть дать окончательный ответ на этот вопрос могут только органы местного самоуправления в своем положении о коммунальном налоге. Примерно такой же вывод содержится и в

консультации «Основные принципы уплаты коммунального налога» // «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 6, с. 14, где сказано: «После принятия Бюджетного кодекса в новой редакции понятие «планово-дотационное предприятие» в бюджетном процессе не используется, поэтому вопрос отнесения предприятий к планово-дотационным входит в компетенцию финансовых органов и органов местного самоуправления».

 

На предприятии простой — влияет ли это на расчет СКШР

На предприятии в период с 3 по 30 августа был простой. Учитываются ли работники, которые не работали в связи с простоем при расчете СКШР?

 

Да, учитываются.

В

учетном количестве штатных работников за каждый календарный день учитываются лица, которые фактически работали, а также отсутствующие на работе по любым причинам, то есть все работники, которые находятся в трудовых отношениях, независимо от вида трудового договора (п. 2.3 Инструкции № 286).

В учетное количество включаются и штатные работники, которые

фактически явились на работу, включая тех, которые не работали по причине простоя (п.п. 2.4.1 Инструкции № 286).

Пример.

Допустим, на 01.08.2009 г. в трудовых отношениях с предприятием состояло 50 работников (основное место работы). С 3 по 30 августа простой объявлен для 15 работников. С 21 августа одна работница уходит в отпуск по беременности и родам.

Для предприятия СКШР за август составит:

(20 х 50 + 11 х 49) : 31 = 49,645 50 (чел.).

Как видим, работники, которые не работали в связи с простоем, учитываются при расчете СКШР.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше