Темы статей
Выбрать темы

О дополнительном социальном отпуске

Редакция БН
Письмо от 20.10.2009 г. № 292/13/116-09

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК «НА ДЕТЕЙ»:

как считать основания для предоставления —

Минтруда подтверждает свою позицию

 

Письмо Министерство труда и социальной политики Украины от 20.10.2009 г. № 292/13/116-09

«О дополнительном социальном отпуске»

 

Это письмо Минтруда, надеемся, поставит окончательную точку в вопросе предоставления работникам отпуска «на детей» при наличии у них нескольких на то оснований. Напомним, что в соответствии со

ст. 19 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках) отпуск в обязательном порядке предоставляется:

— женщине, работающей и имеющей двоих или более детей в возрасте до 15;

— женщине, имеющей ребенка-инвалида;

— женщине, усыновившей ребенка;

— одинокой матери;

— отцу, который воспитывает ребенка без матери (в том числе и в случае продолжительного нахождения матери в лечебном учреждении);

— лицу, взявшему ребенка под опеку.

Продолжительность такого отпуска — 7 календарных дней ежегодно без учета праздничных и нерабочих дней.

При наличии нескольких оснований на отпуск «на детей» его общая продолжительность не может превышать 14 календарных дней. Весь вопрос и заключается в том, как правильно считать количество оснований. Последней, и вроде бы уже окончательной, была такая позиция Минтруда (письма от 02.10.2007 г. № 316/13/116-07, от 14.04.2008 г. № 235/0/15-08/13): количество оснований следует считать не со стороны детей, а со стороны матери. Например, женщина, имеющая двоих детей в возрасте до 15 лет, один из которых инвалид, имеет право на отпуск по двум основаниям (как «женщина, имеющая двоих детей в возрасте до 15 лет» и как «женщина, имеющая ребенка-инвалида»), т. е. ей полагается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней*.

* Ранее Минтруда давало иные разъяснения (письмо от 04.06.2007 г. № 132/13/133-07; консультации начальника отдела условий и режимов труда Управления по вопросам организации труда Минтруда и социальной политики Украины в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 17-18, а также в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 27): один ребенок может быть учтен только по одному основанию. Так, в приведенном случае ребенок-инвалид учитывался только один раз — по основанию «женщина, имеющая ребенка-инвалида» и не мог уже учитываться для основания «женщина, имеющая двоих и более детей до 15 лет». В результате женщине можно было предоставить дополнительный отпуск продолжительностью лишь 7 календарных дней.

Опасения, что Минтруда вновь поменяет свою позицию, вызывал тот факт, что по поводу его последнего разъяснения (а именно

письмо от 14.04.2008 г. № 235/0/15-08/13; далее — письмо № 235) Минюст** указал, что оно «подлежит отмене и немедленному отзыву с мест применения»***. Однако этого не произошло, и в комментируемом сегодня письме Минтруда осталось верным своей позиции: количество оснований следует считать не со стороны детей, а со стороны матери. Для наглядности приведем еще один пример. После смерти мужа женщина самостоятельно воспитывает двоих детей в возрасте 10 и 13 лет. В данном случае женщина имеет право на отпуск по двум основаниям (как «одинокая мать» и как «женщина, имеющая двоих детей в возрасте до 15 лет»).

** Письмо Минюста от 27.06.2008 г. № 02-5/264.

*** И это несмотря на то что в письме № 235 указано, что оно издано «с учетом правовой экспертизы этого вопроса, проведенной Минтруда совместно с Минюстом и Главным научно-экспертным управлением Аппарата Верховной Рады Украины».

Надо сказать, что в

письме № 235 содержится одно очень резкое утверждение, вокруг которого, по всей видимости, и разгорелся спор. Утверждение касается перечня документов, подтверждающих статус одинокой матери для предоставления отпуска «на детей».

Минтруда не раз (

письма от 20.04.2005 г. № 36-152, от 06.07.2006 г. № 247/13/116-06, от 04.06.2007 г. № 132/13/133-07) разъясняло, кто подпадает под определение одинокой матери для целей Закона об отпусках. Так, под одинокой понимается мать, которая воспитывает ребенка без отца****. При этом ей совсем не обязательно самой содержать ребенка, т. е. участие отца или других лиц в содержании ребенка не лишает мать статуса одинокой. Удостоверяющими статус одинокой матери документами назывались: справка из ЖЭКа о зарегистрированных по местожительству лицах; решение органов опеки и попечительства или суда относительно воспитания ребенка отцом; другие документы, доказывающие, что отец не участвует в воспитании ребенка (например, решение суда или постановление следователя о розыске ответчика по делу по иску о взыскании алиментов, договор относительно осуществления родительских прав и др.).

**** Так характеризуется одинокая мать в п. 5 ч. 12 ст. 10 Закона об отпусках.

Такая же позиция высказана и в непризнанном Минюстом

письме № 235, однако здесь еще Минтруда добавило такое ограничение: предъявление лишь справки из ЖЭКа о том, что ребенок проживает вместе с матерью, не дает достаточных оснований утверждать, что отец не принимает участия в его воспитании. На наш взгляд, справка ЖЭКа, свидетельствующая о проживании отца отдельно от ребенка, дает основания считать, что женщина сама воспитывает ребенка. Надо сказать, Минтруда само неоднократно высказывалось*****, что отца можно признать участвующим в воспитании ребенка только в том случае, если он или проживает вместе с ребенком, или если есть другие доказательства ежедневного участия отца в его воспитании. Мы поддерживаем эту позицию и считаем, что справка ЖЭКа, как один из вариантов подтверждающих документов, должна быть достаточным основанием для признания женщины одинокой матерью. С этой позиции наличие непризнания Минюстом письма № 235 (которое, кстати сказать, до сих пор не отозвано) является положительным фактором для работников.

***** Письма от 06.07.2006 г. № 247/13/116-06, от 04.06.2007 г. № 132/13/133-07.

В завершение напомним, что с 1 января 2010 года продолжительность отпуска «на детей» увеличится на три дня******. Таким образом, при наличии одного основания его продолжительность составит 10 календарных дней, а при наличии нескольких оснований — не более 17 календарных дней.

****** Согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам социальной защиты многодетных семей» от 19.05.2009 г. № 1343-VI.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше