Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О применении отдельных норм налогового законодательства

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Ноябрь, 2009/№ 47
Печать
Письмо от 28.09.2009 г. № 1275/10/13-09

ВСЕ ДОХОДЫ ЕДИНОНАЛОЖНИКА

облагаются единым налогом, при условии его уплаты по максимальной ставке — мнение ВАдСУ

 

Письмо Высшего административного суда Украины от 28.09.2009 г. № 1275/10/13-09

«О применении отдельных норм налогового законодательства»

 

В комментируемом

письме ВАдСУ изложил свое мнение относительно применения норм налогового законодательства.

1. Налогообложение доходов предпринимателей-единоналожников, не указанных в Свидетельстве.

В вопросе обложения единым налогом доходов от видов деятельности, не указанных в Свидетельстве об уплате единого налога (далее — Свидетельство), ВАдСУ последовательно* поддерживает довольно либеральную позицию. По мнению суда, все доходы, полученные единоналожником от предпринимательской деятельности (независимо от того, указаны ли они в Свидетельстве) не должны облагаться налогом с доходов физических лиц (см. «Налогообложение доходов, полученных от видов деятельности, не указанных в Свидетельстве»).

* Аналогичная позиция продемонстрирована в определениях ВАдСУ от 12.05.2009 г. по делу № К-4835/08 и от 21.06.2007 г. по делу № А37/80.

 

Налогообложение доходов, полученных от видов деятельности,

не указанных в Свидетельстве

Извлечение из комментируемого письма

«

<...> нормами Указа [Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.Примеч. ред.] не предусмотрена обязанность субъекта малого предпринимательства, желающего перейти на упрощенную систему налогообложения, выбирать исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, которыми он планирует заниматься.

<...> исчерпывающий перечень условий, соблюдение которых является необходимым для применения упрощенной системы налогообложения, установлен

статьей 1 Указа . Эти условия не ограничивают субъекта малого предпринимательства в выборе осуществляемых им видов деятельности только теми, которые указаны в свидетельстве об уплате единого налога или в любом другом документе.

Следовательно, субъект малого предпринимательства имеет право заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, за исключением тех, которые не могут осуществляться с использованием упрощенной системы налогообложения в силу прямого законодательного запрета.

При таких обстоятельствах

режим обложения единым налогом распространяется на все доходы субъекта малого предпринимательства, выбравшего упрощенную систему налогообложения, независимо от видов предпринимательской деятельности, от которых эти доходы получены.

Наличие определенной строки в заявлении субъекта малого предпринимательства о выдаче свидетельства об уплате единого налога и содержание самого свидетельства не могут служить такими ограничениями, поскольку в соответствии со

статьей 1 Закона Украины «О системе налогообложения» механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей) не может устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Учитывая приведенное, нормы

Указа распространяются на все доходы субъекта упрощенной системы налогообложения, полученные им как выручка от реализации товаров, работ, услуг в рамках всех видов осуществляемой им предпринимательской деятельности».

 

Напомним, что налоговики в этом вопросе придерживаются другой позиции. Так, в

письме от 14.07.2009 г. № 14735/7/17-0417** ГНАУ настаивает на обложении всех доходов, полученных от деятельности, не указанной в Свидетельстве, налогом с доходов физических лиц по ставке 15 % как доходов физлица-непредпринимателя.

** См. ком. «Единый налог для предпринимателей — фискальный обзор от ГНАУ» // «БН», 2009, № 32, с. 9.

По нашему мнению, позиция ВАдСУ в этом вопросе более аргументирована, чем позиция ГНАУ. Однако лучше позаботиться о том, чтобы в

Свидетельстве были указаны все осуществляемые виды деятельности. Тем более, что при уплате единого налога по максимальной ставке это является просто формальностью и дополнительных затрат не требует.

В этой части комментируемое

письмо может стать весомым аргументом при решении спорных вопросов с налоговиками, ведь его рекомендовано учитывать местным судам при осуществлении правосудия*.

* Хотя справедливости ради должны предупредить, что не всегда суды в спорах занимают такую же либеральную позицию. Известны решения по этому вопросу и не в пользу налогоплательщиков — например, постановление Львовского апелляционного административного суда от 03.03.2009 г. № 22-а-14324/08/9104. Да и сам ВАдСУ, когда дело доходит до рассмотрения конкретных споров, часто отступает от высказываемой позиции (определение ВАдСУ от 20.05.2008 г. № К-33581/06).

Следует заметить, что комментируемое

письмо не дает однозначного ответа на вопрос о налогообложении доходов, полученных по не указанным в Свидетельстве видам деятельности, если ставки единого налога по ним выше, чем по указанным в Свидетельстве. Следуя подходу ВАдСУ, можно утверждать, что в такой ситуации занижен единый налог. То есть нарушителю может грозить лишь доначисление единого налога, а не обложение таких доходов налогом с доходов физических лиц.

2. Судебное обжалование.

В вопросе о статусе налогового обязательства, согласованного в ходе апелляционного согласования, ВАдСУ поддержал позицию налоговиков, высказанную в письме ГНАУ от 08.07.2009 г. № 14192/7/24-0117, суть которой сводится к следующему.

Если согласованное налоговое обязательство не уплачено плательщиком в законодательно установленные сроки, то оно становится налоговым долгом и дальнейшее обжалование его в судебном порядке не изменяет его статуса (он не становится опять несогласованным обязательством).

Напомним, что согласно

п.п. 5.2.2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III срок согласования налогового обязательства, определенного налоговым органом, составляет 10 дней, следующих за днем получения соответствующего налогового уведомления или решения о рассмотрении жалобы.

Таким образом, если административный иск будет подан до истечения такого 10-дневного срока, то налоговое обязательство не будет считаться налоговым долгом до вступления в законную силу решения суда. После истечения указанного срока админиск подать можно (в течение 1 года), но в этом случае налоговое обязательство уже будет считаться налоговым долгом. А это приводит к тому, что, во-первых, на такие суммы начисляются пеня и штрафные санкции за несвоевременную уплату, во-вторых, налоговые органы могут начать процедуры принудительного взыскания.

Чтобы этого избежать, такие суммы нужно уплатить в бюджет до момента возникновения налогового долга или вместе с иском в суд подать ходатайство о его обеспечении в виде приостановления действия обжалуемого акта.

Безусловно, если в судебном порядке налоговое уведомление-решение будет отменено, определенные в нем и уплаченные налогоплательщиком суммы будут подлежать возврату.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше