Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Переходим на единый налог: на что нужно обратить внимание

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Ноябрь, 2009/№ 48
Печать
Статья

ПЕРЕХОДИМ НА ЕДИНЫЙ НАЛОГ:

на что нужно обратить внимание

 

Упрощенная система налогообложения весьма привлекательна для небольших предприятий и частных предпринимателей, поскольку реально позволяет упростить процесс налогообложения по сравнению с общей системой. Хотя, нужно признать, единый налог не лишен своих тонкостей и законодательно не урегулированных вопросов.

В этой статье мы рассмотрим процесс перехода на упрощенную систему, а также выясним, с какими сложностями, возможно, придется столкнуться при этом.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон об НДС —

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль —

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 535 —

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о налогообложении изделий искусства, предметов коллекционирования или антиквариата» от 22.12.2006 г. № 535-V.

Закон № 2505 —

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505-IV.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Закон № 185

— Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

Указ № 746

Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Указ № 436

— Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

Порядок № 599

— Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

Порядок № 555

— Порядок выдачи Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, утвержденный приказом ГНАУ в редакции от 12.10.99 г. № 555.

Положение № 79

— Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79.

Инструкция № 286

— Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

Методрекомендации

— Методические рекомендации относительно учета субъектов малого предпринимательства — плательщиков единого налога, утвержденные приказом ГНАУ от 02.12.99 г. № 670.

Письмо № 14487 —

Обзорное письмо ГНАУ по вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами от 10.07.2009 г. № 14487/7/15-0417*.

* См. ком. «Единый налог с юридических лиц в свете обзорного письма ГНАУ» // «БН», 2009, № 34, с. 5.

 

Кто может перейти на упрощенную систему

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности предусмотрена для:

— юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, у которых среднеучетная численность

работников не превышает 50 человек и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн грн.;

— физических лиц — предпринимателей, в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится

не более 10 человек (одновременно), а объем выручки за год не превышает 500 тыс. грн. (ст. 1 Указа № 746).

При этом под словом «год» подразумевается календарный год — с 1 января по 31 декабря

(постановление КМУ от 16.03.2000 г. № 507). Исходя из позиции ГНАУ, изложенной в письмах ГНАУ от 04.11.2004 г. № 21435/7/17-3117 и от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714, рассматривать нужно календарный год, предшествующий году, в котором осуществляется переход на единый налог. То есть, если в 2009 году единоналожник превысил установленный лимит выручки, то такой субъект сможет перейти на упрощенную систему не раньше 1 января 2011 года.

«Выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» в данном случае считается сумма,

фактически полученная субъектами предпринимательской деятельности на расчетный счет или в кассу от осуществления операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

Кроме того, существует еще ряд ограничений, установленных как

Указом № 746, так и другими законодательными актами, относительно применения упрощенной системы (табл. 1).

 

Таблица 1.

Ограничения относительно применения упрощенной системы

Ограничение

Основание

1

2

Субъекты

Доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения

Ст. 7 Указа № 746

Субъекты предпринимательской деятельности, у которых более 25 % уставного фонда принадлежит юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства*

Совместная деятельность без создания юридического лица, определенная п. 7.7 Закона о налоге на прибыль

Государственные и коммунальные предприятия

Приказ ГНАУ от 23.06.2006 г. № 352

Филиалы (обособленные подразделения) отдельно от головного предприятия**

Ст. 1 Указа № 746

Неприбыльные организации (в понимании п. 7.11 Закона о налоге на прибыль)***

Виды деятельности

Деятельность в сфере игорного бизнеса

п. 4 Заключительных положений Закона № 2505

Обмен иностранной валюты

Производство, экспорт, импорт и оптовая продажа подакцизных товаров****

Оптовая и розничная продажа подакцизных ГСМ

Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования

Оптовая и розничная торговля промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащая лицензированию

Деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, организация торгов (аукционов) указанными предметами

П. 2 Заключительных положений Закона № 535

Торговля ликеро-водочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами (запрещена только для физических лиц)

Ст. 7 Указа № 746

* Согласно ст. 63 ХКУ субъектами малого предпринимательства являются юридические лица, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн грн.

**Поскольку не являются юридическими лицами.

***Поскольку их деятельность не является предпринимательской.

**** К таким товарам относятся: все виды алкогольных напитков, все табачные изделия, автомобили и другие моторные транспортные средства, пиво солодовое, отдельные виды ГСМ.

 

Обратите внимание: если в уставе предприятия указаны «запрещенные» виды деятельности, но на момент подачи заявления о переходе на единый налог такие виды деятельности

не осуществлялись и не получена соответствующая лицензия, о чем предприятие письменно уведомляет налоговый орган, оно может перейти на упрощенную систему налогообложения. На это указала ГНАУ в письме № 14487.

В указанном

письме ГНАУ также совершенно справедливо заметила, что все юрлица-нерезиденты не являются субъектами малого предпринимательства. Поэтому если доля таких учредителей в уставном фонде предприятия превышает 25 %, то такое предприятие не может быть плательщиком единого налога. А вот наличие среди учредителей физических лиц — нерезидентов не является основанием для отказа в переходе на единый налог.

Абзац 4 ст. 4 Указа № 746

предусматривает, что заявление о переходе на упрощенную систему может быть подано, при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период. В п. 3 Порядка № 555 это требование сформулировано более конкретно, там речь идет о необходимости уплаты всех налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на дату подачи заявления. Другими словами, на момент подачи заявления у плательщика не должно быть налогового долга (письмо ГНАУ от 11.06.2004 г. № 10680/7/15-1217).

В

письме № 14487 ГНАУ совершенно справедливо указала, что при наличии задолженности по штрафным санкциям по РРО, которые не являются налоговым долгом, плательщик может перейти на единый налог.

Заметим, что к неналоговым штрафам относятся также штрафы за нарушение кассовой дисциплины (

Указ № 436), штрафы за нарушение норм, регулирующих порядок торговли алкогольными напитками и табачными изделиями (Закон № 481), пеня ВЭД (Закон № 185). Следовательно, наличие задолженности по этим штрафам (пене) также не препятствует переходу на упрощенную систему.

А вот при наличии рассроченных сумм налогового долга, по мнению главного налогового органа, изложенному в

письме № 14487, основания для перехода на упрощенную систему отсутствуют, поскольку налоговый долг при этом хоть и является рассроченным, но не исчезает.

На наш взгляд, не запрещен переход на упрощенную систему при наличии

налоговых обязательств, которые находятся в стадии апелляционного согласования. В этом вопросе мы присоединяемся к позиции Госпредпринимательства, который считает, что в такой ситуации нет ограничений в применении упрощенной системы, поскольку нет задолженности по налогам, срок уплаты которых наступил (см. письмо от 27.02.2002 г. № 2-221/1166).

 

Порядок перехода

Если субъект предпринимательской деятельности соответствует перечисленным выше критериям, то он может перейти на упрощенную систему налогообложения.

Указ № 746 позволяет осуществить такой переход с любого отчетного (налогового) периода (квартала). Для этого нужно подать в налоговый орган по месту регистрации соответствующее заявление не позднее чем за 15 дней до начала такого квартала. Следовательно, подавать заявление для перехода на уплату единого налога можно не позднее 16 марта, 15 июня, 15 сентября и 16 декабря. Отметим также, что правило переноса даты подачи заявления, если предельный срок подачи приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, не применяется.

Вновь зарегистрированные субъекты малого предпринимательства имеют возможность перейти на упрощенную систему с квартала, в котором проведена их государственная регистрация. Такая возможность предусмотрена

ст. 6 Указа № 746, однако порядок такого перехода четко не регламентирован. Безусловно, общие сроки подачи заявления в данном случае не применяются. Хотя откладывать его подачу до конца квартала мы бы не рекомендовали, ведь применять упрощенную систему можно только после того, как будет получено свидетельство о праве уплаты единого налога.

Субъектам, которые зарегистрированы в последние дни квартала, нельзя откладывать подачу заявления на следующий квартал, поскольку такой (следующий) квартал уже не будет считаться кварталом их регистрации. Поэтому, если заявление не подано в квартале регистрации, то перейти на упрощенную систему можно будет только в общем порядке — проработав один квартал на общей системе.

Решение о переходе на единый налог может быть принято в течение года только один раз. То есть плательщик, который отказался от упрощенной системы, может опять претендовать на ее применение только в следующем году.

Форма и порядок заполнения заявлений юридическими лицами и физлицами-предпринимателями существенно отличаются, поэтому рассмотрим их отдельно.

 

Заявление о переходе на единый налог юрлица

Юридические лица для перехода на единый налог

подают Заявление о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога по форме приложения к Порядку № 555 (далее — Заявление юрлица). В таком заявлении обязательно должна быть указана выбранная ставка налогообложения (6 % или 10 %), сведения о текущих счетах предприятия в банках, среднеучетная численность работающих и объем выручки за год.

Согласно

ст. 1 Указа № 746 среднеучетная численность работающих для субъекта малого предпринимательства определяется согласно методике, утвержденной органами статистики, с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам и по совместительству, а также работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений. Определяется такой показатель в соответствии с п. 3 Инструкции № 286 за период с начала года до момента подачи заявления. Еще раз напомним, что этот показатель не должен превышать 50 человек.

При расчете выручки за год используется два показателя (они тоже указываются в заявлении):

— выручка, полученная в текущем году на момент подачи заявления;

— расчетный показатель выручки за период, оставшийся до конца календарного года.

Обратите внимание

: превышение предельного объема выручки после подачи заявления юрлица лишает предприятие права начать работу по упрощенной системе налогообложения. Поэтому если фактическая выручка, полученная в течение года, превысит 1 млн грн., то от применения упрощенной системы придется отказаться, даже если налоговый орган, исходя из расчетного показателя выручки, выдаст Свидетельство о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом (далее — Свидетельство единоналожника-юрлица).

Иногда налоговики, ссылаясь на

Методрекомендации, утверждают, что направлять Заявление юрлица по почте нельзя (см. журнал «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 25, с. 39).

Действительно,

п. 2.2 Методрекомендаций предусматривает, что Заявление юрлица предоставляется в налоговый орган лично собственником, учредителем (учредителями) или уполномоченным (ими) лицом, либо директором, главным бухгалтером только при наличии паспортов и справок о присвоении идентификационных номеров собственников, учредителей (физических лиц), руководителя и главного бухгалтера.

По нашему мнению, если все необходимые документы для регистрации предоставлены по почте, то у налогового органа

нет оснований для отказа в выдаче Свидетельства единоналожника-юрлица, ведь требование о личной подаче заявления не предусмотрено в нормативных актах Украины (Методрекомендации не зарегистрированы в Минюсте).

Пример 1

. ООО «ААА» в 2009 году работало на общей системе налогообложения. Заявление юрлица подается 11 декабря 2009 года. За 11 месяцев выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составила 770 тыс. грн., а за 10 дней декабря — 20 тыс. грн. Среднеучетная численность работающих составила: за январь — апрель 40 чел., за май — август 45 чел., за сентябрь — ноябрь 43 чел. Предприятие было плательщиком НДС и выбрало ставку единого налога 6 %.

Рассчитаем среднеучетную численность работающих за январь — ноябрь 2009 года:

(40 + 40 + 40 + 40 + 45 + 45 + 45 + 45 + 43 + 43 + 43) : 11 = 42,6 (чел.).

Таким образом, на дату подачи заявления среднеучетная численность с начала года составляет 43 человека.

Фактическая выручка на дату подачи

Заявления юрлица — 790 тыс. грн. (770 + 20).

Для определения расчетной выручки за период с 11 по 31 декабря находим среднемесячную выручку за 11 месяцев — 70 тыс. грн. (770 : 11), из которой вычитаем фактическую выручку за истекшую часть декабря (70 тыс. грн. - 20 тыс. грн. = 50 тыс. грн.).

Таким образом, общая сумма выручки за 2009 год составит 840 тыс. грн. (790 + 50).

Фрагмент заполненного

Заявления юрлица приведен на рис. 1 (с. 35).

 

img 1

 

Заявление о переходе на единый налог физлица

Физические лица — субъекты предпринимательской деятельности для перехода на единый налог

подают в налоговый орган Заявление о праве применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по форме приложения 1 к Порядку № 599 (далее — Заявление физлица). В таком Заявлении указываются:

— виды деятельности, которые будут осуществляться предпринимателем*;

* Налоговики настаивают на обложении единым налогом только доходов по таким, указанным в Свидетельстве, видам деятельности (все другие доходы облагаются налогом с доходов физических лиц в общем порядке). ВАдСУ в письме от 28.09.2009 г. № 1275/10/13-09 настаивает на том, что при условии уплаты единого налога по максимальной ставке все доходы единоналожника (в том числе по видам деятельности, не указанным в Свидетельстве) облагаются единым налогом и не подлежат обложению налогом с доходов физлиц.

— объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с начала календарного года;

— численность работников

на день составления заявления, с которыми заключены трудовые договоры (их количество не должно быть больше 10);

— поименный состав работников, которые будут состоять в трудовых отношениях в периоде применения упрощенной системы.

Обратите внимание, что физические лица указывают объем выручки с начала календарного года (с 1 января) до даты подачи

Заявления физлица. В отличие от юридических лиц расчетная выручка, которая может быть получена до конца календарного года, не учитывается.

К

Заявлению физлица необходимо приложить еще и копию платежного документа (квитанции или платежного поручения с отметкой банка) об авансовой уплате единого налога не менее чем за календарный месяц. Предприниматель уплачивает полную ставку единого налога за себя и 50 % от такой ставки за каждого наемного работника.

Пример 2.

Предприниматель Степанюк Ю. П., государственная регистрация которого проведена 10.11.2009 г., будет осуществлять розничную торговлю непродовольственными товарами уже в ноябре 2009 года. В трудовых отношениях с ним будут состоять два работника. Ставка единого налога по такому виду деятельности составляет 200 грн.

Для применения упрощенной системы начиная с ноября 2009 года такому предпринимателю необходимо уплатить единый налог в сумме 400 грн. (200 + 100 + 100) и подать

Заявление физлица, фрагмент которого приведен на рис. 2. (с. 35).

 

img 2

 

Несмотря на то что предприниматель получил

Свидетельство об уплате единого налога (далее — Свидетельство единоналожника-физлица) лишь в ноябре, такое свидетельство действительно только до конца 2009 года. Следовательно, уже в декабре (не позднее 16 числа) ему необходимо подать еще одно Заявление физлица для применения упрощенной системы в следующем 2010 году. В таком заявлении ему нужно будет указать объем выручки, полученный в текущем году (в ноябре).

Кроме того, следует обратить внимание еще на один момент. Несмотря на то что срок уплаты очередного платежа по единому налогу — 20 декабря, его придется уплатить немного раньше — не позднее 16 декабря, ведь копию квитанции об уплате нужно приложить к заявлению.

 

Свидетельство

На основании поданного

Заявления юрлица орган государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней безвозмездно выдает юридическим лицам Свидетельство единоналожника-юрлица или предоставляет письменный мотивированный отказ.

В такие же сроки на основании

Заявления физлица предпринимателю выдается Свидетельство единоналожника-физлица. Кроме того, на каждого наемного работника, состоящего в трудовых отношениях с предпринимателем, выдается Справка о трудовых отношениях физического лица с плательщиком единого налога (приложение 2 к Порядку № 599). Справка должна находиться на рабочем месте такого наемного работника и предъявляться работникам контролирующих органов, имеющим полномочия на осуществление проверки.

Еще раз напомним, что такие

Свидетельства выдаются на календарный год. Поэтому те субъекты малого предпринимательства, которые уже работали на едином налоге (в 2009 году) и желают в дальнейшем (в 2010 году) работать на упрощенной системе налогообложения, должны подать соответствующие Заявления в общем порядке.

 

Упрощенная система и НДС

Указ № 746

предоставляет право субъектам малого предпринимательства на свое усмотрение решать: быть им плательщиками НДС или же работать без НДС.

Юридическое лицо при выборе ставки единого налога 10 % лишается статуса плательщика НДС (если оно было зарегистрировано плательщиком НДС). Для этого в налоговый орган нужно подать

Заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС по форме № 3-ПДВ (приложение 3 к Положению № 79). В этом случае аннулирование регистрации плательщика НДС происходит на основании п.п. «в» Закона об НДС и должно осуществляться с момента перехода на уплату единого налога. Для этого на Свидетельстве плательщика НДС делается специальная отметка о сроке его действия в соответствии с п. 25.1 Положения № 79.

Напомним, что согласно

п. 9.8 Закона об НДС, если на момент аннулирования в учете плательщика числятся остатки товаров или основные фонды, по которым был сформирован налоговый кредит, то необходимо признать условную продажу таких товаров и основных фондов (подробнее см. в статье «Реальные последствия условной продажи при аннулировании НДС-регистрации» // «БН», 2009, № 28, с. 30).

Если предприятие, выбравшее ставку единого налога 6 %, уже являлось плательщиком НДС, то такой статус сохраняется (остается то же свидетельство и индивидуальный налоговый номер). Если же предприятие, которое переходит на уплату единого налога по ставке 6 %, не являлось плательщиком НДС, то, кроме

Заявления юрлица, нужно подать еще и Регистрационное заявление плательщика НДС по форме № 1-ПДВ (приложение 1 к Положению № 79), которое подается также не позднее чем за 15 дней до начала отчетного периода (квартала), с которого осуществляется такой переход (в нашем случае — не позднее 16 декабря). При этом регистрация плательщиком НДС осуществляется на основании ст. 3 и 6 Указа № 746, о чем делается соответствующая отметка в Регистрационном заявлении. Объемы облагаемых операций (даже если они меньше 300 тыс. грн.) не влияют на факт регистрации плательщиком НДС. Кроме того, если предприятие осуществляет только освобожденные операции, такая регистрация все равно обязательна. Однако, ГНАУ в письме от 21.04.2009 г. № 8265/7/15-041 заметила, что отсутствие облагаемых операций является основанием для аннулирования НДС-регистрации и соответственно причиной принудительного перехода на единый налог по ставке 10 %.

Обратите внимание, что базой начисления единого налога по ставке 6 % является полученная сумма выручки с учетом НДС. То есть единый налог уплачивается из суммы полученного НДС.

Что касается физических лиц — предпринимателей, то, строго говоря, они не являются плательщиками НДС. Согласно

п. 6 Указа № 746 субъекты малого предпринимательства — единоналожники не являются плательщиками НДС, кроме случая, когда юридическое лицо уплачивает единый налог по ставке 6 %.

Несмотря на это

, п. 4 постановления КМУ от 16.03.2000 г. № 507 предусматривает, что плательщиком НДС может зарегистрироваться и предприниматель-единоналожник.

Напомним, что в конце прошлого года Кабмин

постановлением от 20.12.2008 г. № 1118 исключил эту либеральную норму, однако массовые протесты предпринимателей-единоналожников, не желавших терять статус плательщиков НДС, привели к тому, что эта норма была восстановлена.

 

Переходные операции

При переходе с общей системы налогообложения на уплату единого налога может возникнуть ситуация, когда начало операции приходится на период пребывания на общей системе налогообложения, а окончание — на упрощенной.

Налог на прибыль

. Больше всего вопросов по таким переходным операциям возникает по налогу на прибыль, поскольку Закон о налоге на прибыль не содержит каких-либо положений, регулирующих процесс перехода. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации (табл. 2).

 

Таблица 2.

Переходные сделки при переходе с общей системы на единый налог

Общая система

Упрощенная система

первое событие

налогообложение

второе событие

налогообложение

ВД

ВР

ВД

ВР

ЕН

Отгружены товары

ВД

Получена оплата

— *

Получена предоплата

ВД

Отгружены товары**

Получены товары

ВР***

Оплачены товары

Перечислена предоплата обычному плательщику налога на прибыль

ВР

Получены товары

— ****

Перечислена предоплата неплательщику налога на прибыль или «нестандартному» плательщику

Получены товары

* Хотя выручка поступает единоналожнику, облагать ее единым налогом не нужно (в противном случае получится двойное налогообложение одной операции). Аналогичной позиции придерживалась ГНАУ в письме от 12.05.2000 г. № 6502/7/15-1317.

** Если товары будут приобретаться и оплачиваться уже единоналожником, то валовые доходы, отраженные по первому событию, не будут компенсированы валовыми расходами. Таких операций лучше избегать.

*** Если полученные товары останутся в товарных запасах на момент перехода на уплату ЕН, то их стоимость в ВР не попадает, так как участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

**** Выручка, полученная от продажи таких товаров, будет облагаться ЕН, но ВР, сформированные по первому событию, не компенсируются ВД и не участвуют в перерасчете по п. 5.9 (нет переходящих остатков). Осмотрительным плательщикам мы бы рекомендовали сторнировать такие ВР. Смелые плательщики могут настаивать на хозяйственности операции по приобретению и отсутствии прямых норм в Законе о налоге на прибыль, обязывающих осуществлять такую корректировку.

 

НДС.

То, на какой системе налогообложения (общей или упрощенной) пребывает плательщик НДС, не влияет на порядок обложения НДС. Если при переходе на упрощенную систему меняется НДСный статус плательщика, то следует руководствоваться специальными правилами, предусмотренными Законом об НДС. Рассмотрим возможные варианты (табл. 3).

 

Таблица 3.

Переходные сделки и НДС

Общая система

Упрощенная система

первое событие

налогообложение

второе событие

налогообложение

НО

НК

НО

НК

Неплательщик НДС

Плательщик НДС

Отгружены товары

Получена оплата

— *

Получена предоплата

Отгружены товары

— *

Получены товары от плательщика НДС

Оплачены товары

— **

Перечислена предоплата плательщику НДС

Получены товары

— **

Плательщик НДС

Неплательщик НДС

Отгружены товары

НО

Получена оплата

Получена предоплата

НО

Отгружены товары

Получены товары от плательщика НДС

НК***

Оплачены товары

Перечислена предоплата плательщику НДС

НК****

Получены товары

* Поскольку первое событие осуществлено неплательщиком НДС, то завершающая операция не подлежит обложению НДС. Плательщик НДС не может по такой операции выписать налоговую накладную и выдать ее покупателю.

** На момент осуществления первого события покупатель не являлся плательщиком НДС, поэтому продавец не может выдать ему налоговую накладную (она выписана конечному потребителю).

*** Если на момент аннулирования НДС-регистрации такие товары числятся в остатках, то следует признать их условную продажу (начислить НО) в порядке, предусмотренном п. 9.8 Закона об НДС.

**** Налоговый кредит следует откорректировать, поскольку товары не будут использоваться в облагаемых операциях (см. статью «Реальные последствия условной продажи при аннулировании НДС-регистрации» // «БН», 2009, № 28, с. 30).

 

НДФЛ.

Что касается налогообложения переходных операций у частных предпринимателей, то у них все достаточно просто.

Во-первых, момент возникновения доходов предпринимателя определяется по факту получения денежных средств, т. е. по кассовому методу. Если предприниматель, будучи на общей системе, по переходной сделке получил предоплату, то ее нужно включить в доход, облагаемый налогом с доходов физических лиц.

А вот суммы уплаченных авансов в состав расходов включить не получится, поскольку в состав расходов включаются только затраты, связанные с получением конкретных доходов (затраты на приобретение

проданных товаров). Исключением из этого правила будет ситуация, когда предприниматель, перечислив аванс поставщику для приобретения товара, в свою очередь, получил от покупателя предоплату за такой товар.

Во-вторых, единоналожники-физлица уплачивают фиксированную ставку единого налога, которая не зависит от размера полученной выручки. Безусловно, суммы, поступившие по переходным сделкам, нужно включать в общую сумму выручки единоналожника, которая не должна превысить 500 тыс. грн. в год.

 

Дополнительные бонусы от перехода на ЕН

Переход на упрощенную систему освобождает от уплаты ряда налогов, перечень которых приведен в

ст. 6 Указа № 746. Некоторые из перечисленных там налогов, правда, уже никто не уплачивает (инновационный и чернобыльский сборы, отчисления на ремонт дорог). В некоторых случаях, указанные в ст. 6 Указа № 746, налоги все же приходится уплачивать и единоналожникам.

1.

Авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов уплачивают все предприятия.

2.

Импортный НДС при ввозе товаров тоже уплачивают все импортеры независимо от их налогового статуса (п. 8 постановления № 507). Правда, специально регистрироваться плательщиком НДС для этого не нужно.

3. От уплаты

взносов в Пенсионный фонд реально освобождаются только частные предприниматели из суммы поученного дохода (с учетом того, что принудительная доплата в Пенсионный фонд с них упразднена)*. Что касается начислений на заработную плату работников, их приходится уплачивать. При этом в счет такой уплаты засчитываются 42 % от суммы единого налога, поступающего в Пенсионный фонд**.

* См. ком. «Внимание! доплату в Пенсионный фонд частные предприниматели осуществлять не должны — Президент приостановил действие ряда постановлений Кабмина» // «БН», 2009, № 45. с. 7.

** См. ст. «Зачет единого налога в счет уплаты взносов в Пенсионный фонд» // «БН», 2008, № 3, с. 18.

4. Что касается

сборов в Пенсионный фонд по отдельным операциям (приобретение валюты, торговля ювелирными изделиями, продажа легковых автомобилей), то такие платежи единоналожники уплачивают на общих основаниях.

4. От уплаты

налога с доходов физических лиц освобождаются только доходы, полученные частным предпринимателем (суммы этого налога, удержанные из заработной платы, уплачиваются на общих основаниях).

5.

Налог на землю не уплачивается только за земельные участки, которые используются единоналожником в своей хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Заметим, что налоговики считают земли, переданные в аренду, не используемыми в хозяйственной деятельности, и требуют с единоналожников уплачивать налог на землю с таких участков.

6. Единоналожники полностью освобождаются от уплаты таких налогов:

— сбора за специальное использование природных ресурсов;

— коммунального налога;

— налога на промысел (как, впрочем, и другие частные предприниматели);

— сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли;

— платы за торговый патент;

— взносов в фонды социального страхования, в Фонд временной нетрудоспособности и Фонд безработицы (в части начислений на фонд оплаты труда наемных работников).

Кроме того, следует напомнить, что частные предприниматели — единоналожники

имеют право осуществлять расчетные операции с покупателями без применения РРО, если они не осуществляют продажу подакцизных товаров (кроме пива на разлив).

На этом наш рассказ о переходе на упрощенную систему налогообложения будем заканчивать. Надеемся, мы осветили самые важные моменты, касающиеся процесса перехода и его последствий. Если у вас, уважаемые читатели, возникли какие-то нестандартные ситуации или дополнительные вопросы, пишите нам, мы их обязательно рассмотрим на страницах нашей газеты.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше