Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка размещения малой архитектурной формы для осуществления предпринимательской деятельности

Редакция БН
Постановление от 26.08.2009 г. № 982

НОВЫЙ ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ МАФ:

рекомендации местным советам

 

Постановление Кабинета Министров

Украины от 26.08.2009 г. № 982

«Об утверждении Порядка размещения малой архитектурной формы для осуществления предпринимательской деятельности»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

Комментируемым

постановлением (вступило в силу 22.09.2009 г.) утвержден Порядок размещения малых архитектурных форм для проведения предпринимательской деятельности (далее — Порядок).

Первое, что хотелось бы отметить, — это

рекомендательный характер Порядка (что следует из п. 2 комментируемого постановления). И как тут не вспомнить, что все предыдущие попытки урегулировать размещение малых архитектурных форм (МАФ) осуществлялись в таком же ключе. Напомним, что сначала действовали Типовые правила размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности*. Затем от типовых правил перешли к Методическим рекомендациям об установлении порядка размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности** .

* Утверждены приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 13.10.2000 г. № 227.

** Утверждены приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 04.09.2006 г. № 296.

Действие

Порядка не распространяется на МАФ, размещаемые на землях дорожного хозяйства (в том числе в пределах линии отведения, вдоль автомобильных дорог общего пользования). Тут, помимо Закона Украины «Об автомобильных дорогах» и Земельного кодекса Украины, следует руководствоваться Порядком выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства и согласия и согласований на объекты наружной рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования, утвержденным приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 29.09.2005 г. № 414.

В

Порядке определено, что:

1) передвижная МАФ

— торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности;

2) стационарная МАФ

— временное одноэтажное сооружение социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности высотой не выше 4 метров, имеющее по внешнему контуру площадь около 30 кв. метров, изготавливаемое из облегченных конструкций и устанавливаемое временно без закладки фундамента.

Если говорить о

Порядке в целом, то чувствуется недостаток проработки вопроса, что говорит о его «сырости» или поспешности принятия. Очевидным примером неточностей можно назвать п. 3 и п. 4 Порядка, в которых вовсе забыли, что при размещении МАФ на собственном земельном участке решение соответствующего совета не нужно. Что касается описания всего алгоритма размещения МАФ, то его теперь можно разбить на два этапа: предварительное согласование места размещения МАФ и, собственно говоря, само решение местного совета о размещении МАФ.

Этап 1. Предварительное согласование места размещения МАФ.

Поскольку размещение МАФ осуществляется на основании решения соответствующего сельского, поселкового, городского совета, а для собственников земли — на основании решения исполнительного комитета соответствующего местного совета, то начинать размещение МАФ следует с подачи заявления в соответствующие органы (п. 5 Порядка).

Заявление

подается по установленной в приложении 1 к Порядку форме и должно содержать в себе:

— информацию о лице, желающем установить МАФ

: его наименование, адрес и номер государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования, телефон, электронную почту;

— информацию о МАФ

: точный или приблизительный адрес размещения МАФ, технические характеристики МАФ (стационарная или передвижная, павильон, киоск, временное устройство для сезонной торговли, размеры, место размещения, площадь кв. м).

Вместе с заявлением

от вас потребуют (п. 5 Порядка): выписку из ЕГР и копию госакта о праве собственности на земельный участок, право постоянного пользования земельным участком или договора аренды (при наличии).

В отдельную категорию заявителей выделены лица, которые желают разместить МАФ на земельном участке коммунальной или государственной собственности, срок действия договора аренды на который истек, но лицо своевременно и в полном объеме продолжало вносить арендную плату. Такие лица дополнительно должны предоставить:

— копию договора аренды, срок действия которого истек;

— справку от ГНС об отсутствии задолженности по арендной плате за землю за период действия договора аренды;

— схему привязки МАФ.

Обратите внимание: уже на этапе согласования предварительного места размещения МАФ

Порядок требует от данной категории заявителей схемы привязки МАФ, в то время как от остальных желающих ничего подобного не требуется. Такое требование может быть вполне оправданным, если предположить, что требования предпоследнего абзаца п. 5 Порядка касаются именно этой категории лиц.

Поясним. В указанной норме буквально сказано следующее:

«подача указанных документов дает возможность продлить право на размещение малой архитектурной формы в порядке, определенном пунктом 10 настоящего Порядка». Иными словами, данная группа лиц сразу может претендовать на вынесение решения относительно размещения МАФ и/или заключения договора личного срочного сервитута. Все остальные субъекты хозяйствования сначала получают решение о предварительном согласовании места размещения МАФ.

Отрадно, что

п. 5 Порядка установлен запрет требовать дополнительные документы. Однако учитывая его рекомендательный характер, не стоит удивляться, если перечень требуемых документов будет расширен органами местного самоуправления.

После того как перечисленные выше документы будут поданы,

местный совет должен в течение месяца (с момента регистрации заявления) вынести решение о предварительном согласовании места расположения МАФ.

Одновременно с принятием такого решения исполнительному органу или главе соответствующего совета выдается поручение предоставить заявителю перечень документов, необходимых для принятия решения о размещении МАФ и/или заключении договора личного срочного сервитута.

Этап 2. Согласование места размещения МАФ.

Получив перечень необходимых для размещения МАФ документов, вы подаете заявление в разрешительный орган, который в течение 2 недель обязан выдать вам все документы, перечисленные в таком перечне.

Думаем, что данный этап будет наиболее сложным и противоречивым. Ведь именно на него припадает разработка паспорта привязки МАФ. А это вряд ли входит в полномочия деятельности разрешительных центров. Причем

п. 11 Порядка явно свидетельствует о том, что паспорт привязки МАФ необходимо предоставить до вынесения решения о размещении МАФ. Остается надеяться на урегулирование данного вопроса местными властями.

После того как документы, указанные в перечне, будут собраны, вы снова обращаетесь в местный совет. И

в течение месяца с момента регистрации предоставленных вами документов он должен вынести решение относительно размещения МАФ и/или заключения договора личного срочного сервитута.

Приятно отметить, что правительство учло практику затягивания местными советами с принятием решений. Поэтому,

если рассматриваемое решение не будет принято в установленный срок, считается, что размещение МАФ согласовано по принципу «молчаливого согласия».

После принятия решения о размещении МАФ заявителю в недельный срок возвращается паспорт (схема) привязки МАФ, а в 10-дневный срок с ним заключается договор личного срочного сервитута (в случае необходимости).

Финальным аккордом в размещении МАФ будет предоставление в соответствующий совет

Заявления-декларации о размещении МАФ (приложение 2 к Порядку), которое предоставляется после фактической установки МАФ.

В заключение рассмотрения комментируемого

Порядка отметим, что в нем также оговорены:

— порядок и случаи перемещения, сноса МАФ (

п. 18, 19);

— действия, которые необходимо предпринять в случае смены собственника МАФ (

п. 21);

— минимальный срок размещения стационарной МАФ — 3 года (

п. 13).

 

 

Кабинет Министров Украины

 

Об утверждении Порядка размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности

 

\Постановление от 26 августа 2009 года № 982

 

Кабинет Министров Украины

постановляет:

1. Утвердить

Порядок размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления во время принятия решений по размещению малых архитектурных форм учитывать утвержденный этим постановлением

Порядок.

 

Премьер-министр Украины Ю. ТИМОШЕНКО

 

 

Порядок размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности

 

Утвержден постановлением от 26 августа 2009 года № 982

 

Общая часть

1.

Этот Порядок разработан в соответствии с требованиями законодательства с целью учета органами местного самоуправления во время принятия решений по размещению малых архитектурных форм социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности (далее — решение).

Действие этого

Порядка не распространяется на малые архитектурные формы, которые размещаются на землях дорожного хозяйства, в том числе в пределах полосы отведения, вдоль автомобильных дорог общего пользования. Размещение указанных архитектурных форм осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об автомобильных дорогах» и Земельным кодексом Украины.

2.

В этом Порядке приведенные ниже термины употребляются в таком значении:

1) паспорт привязки малой архитектурной формы, состоящий из таких документов:

схема привязки малой архитектурной формы;

чертеж узлов подключения к инженерным сетям согласно техническим условиям;

текстовые материалы с требованиями об эстетическом виде и инженерном обеспечении малой архитектурной формы;

2) паспорт размещения группы расположенных рядом малых архитектурных форм, состоящий из таких документов:

схема привязки малой архитектурной формы;

чертеж узлов подключения к инженерным сетям согласно техническим условиям;

текстовые материалы с требованиями об эстетическом виде и инженерном обеспечении малой архитектурной формы с привязкой к местности всей группы сооружений и каждой из них отдельно;

3) передвижная малая архитектурная форма — торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности;

4) стационарная малая архитектурная форма — временное одноэтажное сооружение социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности высотой не выше чем 4 метра, имеющее по внешнему контуру площадь около 30 кв. метров, изготовляемое из облегченных конструкций и устанавливающееся временно без закладки фундамента;

5) схема привязки малой архитектурной формы — графические материалы, выполненные на топографо-геодезической основе масштабом 1:500 с привязкой малой архитектурной формы к местности.

 

Порядок размещения малых архитектурных форм

3.

Размещение малой архитектурной формы осуществляется на основании решения соответствующего сельского, поселкового, городского совета, а для владельцев земельных участков — на основании решения исполнительного комитета соответствующего местного совета.

Самовольное размещение малых архитектурных форм запрещается.

4.

Сельский, поселковый, городской совет не принимает отдельного решения по размещению:

рядом со стационарной малой архитектурной формой витрин, холодильного и другого оборудования (за исключением столов и стульев) в случае наличия соответствующего решения по размещению такой архитектурной формы. Общая площадь указанного оборудования не может превышать 25 процентов площади малой архитектурной формы. Витрины, холодильное и другое оборудование размещаются с соблюдением предусмотренных законодательством норм и правил в пределах земельного участка, предоставленного для размещения малой архитектурной формы в собственность, пользование (аренду) или используемого на основании договора личного срочного сервитута, заключенного субъектом хозяйствования непосредственно с соответствующим сельским, поселковым, городским советом;

в специально отведенных местах во время проведения ярмарок, праздничных мероприятий сроком до одной недели передвижных малых архитектурных форм социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения в установленном соответствующим сельским, поселковым, городским советом порядке.

5.

Субъект хозяйствования предоставляет соответствующему сельскому, поселковому, городскому совету заявление согласно приложению 1 к этому Порядку, в котором указывается желаемое место и срок размещения малой архитектурной формы, ее назначение и общее описание.

К заявлению прилагаются:

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

копия государственного акта на право собственности на земельный участок, право постоянного пользования земельным участком или договора аренды (при наличии).

Если малая архитектурная форма размещается свыше трех лет на земельном участке коммунальной или государственной формы собственности, срок действия договора аренды которого закончился, однако арендная плата за землю вносилась своевременно и в полном объеме, к заявлению дополнительно прилагаются:

копия договора аренды земельного участка, срок действия которого закончился;

справка ГНА об отсутствии задолженности по арендной плате за землю за период действия договора аренды;

схема привязки малой архитектурной формы.

Предоставление указанных документов дает возможность продолжить право на размещение малой архитектурной формы в порядке, определенном

пунктом 10 этого Порядка.

Требовать предоставления других документов запрещается.

6.

Принятие документов для размещения малой архитектурной формы, их оформление и рассмотрение, а также оформление договора сервитута осуществляются безвозмездно. Запрещается требовать от субъектов хозяйствования уплату благотворительных взносов и других платежей.

7.

Сельский, поселковый, городской совет регистрирует поданное заявление о размещении малой архитектурной формы и в месячный срок принимает решение по предыдущему согласованию места расположения малой архитектурной формы и уполномочивает исполнительный орган или должностное лицо сельского, поселкового, городского совета (далее — уполномоченный представитель) передать субъекту хозяйствования перечень документов, которые необходимо предоставить для принятия решения о размещении малой архитектурной формы и/или заключения договора личного срочного сервитута.

Запрещается делегирование указанных полномочий коммунальным и частным предприятиям.

8.

Документы согласно перечню, указанному в пункте 7 этого Порядка, выдаются субъекту хозяйствования в течение двух недель со дня регистрации заявления уполномоченным разрешительным органом с соблюдением Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» и постановления Кабинета Министров Украины от 21 мая 2009 г. № 526 «О мерах по упорядочению выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» <...> .

9.

Уполномоченный представитель на основании предоставленных субъектом хозяйствования документов готовит проект решения по размещению малой архитектурной формы и/или заключения договора личного срочного сервитута.

10.

Сельский, поселковый, городской совет в течение месяца после регистрации документов принимает решение по размещению малой архитектурной формы и/или заключения договора личного срочного сервитута.

Если решение о размещении малой архитектурной формы не принято в течение месяца после предоставления субъектом хозяйствования определенных уполномоченным представителем документов, считается, что размещение малой архитектурной формы разрешается по принципу «молчаливого согласия».

11.

После принятия сельским, поселковым, городским советом решения о размещении малой архитектурной формы уполномоченный представитель возвращает в недельный срок субъекту хозяйствования предоставленные ранее схему привязки передвижной малой архитектурной формы или паспорт привязки стационарной малой архитектурной формы, или паспорт размещения группы расположенных рядом малых архитектурных форм с паспортами привязки каждой отдельной малой архитектурной формы.

12.

В случае отсутствия у субъекта хозяйствования государственного акта на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком или договора аренды такого земельного участка сельский, поселковый, городской совет заключает с таким субъектом хозяйствования в десятидневный срок со дня принятия предусмотренного пунктом 10 этого Порядка решения договор личного срочного сервитута в порядке, определенном законодательством.

13.

Срок размещения малой архитектурной формы не может превышать срок действия договора аренды земельного участка или договора личного срочного сервитута. Для стационарной малой архитектурной формы указанный срок составляет более трех лет.

14.

Условия договора личного срочного сервитута определяются сельским, поселковым, городским советом. Размер платы по такому договору не может превышать размер арендной платы для данного земельного участка.

15.

После размещения стационарной малой архитектурной формы субъект хозяйствования предоставляет уполномоченному представителю заявление-декларацию по форме согласно приложению 2 с указанием информации о выполнении требований размещения малой архитектурной формы.

16.

На основании заявления-декларации уполномоченный представитель регистрирует стационарную малую архитектурную форму.

 

Отдельные положения

17.

Во время эксплуатации малой архитектурной формы необходимо придерживаться требований по обеспечению технологической безопасности и упорядочению прилегающей территории.

18.

В случае если малая архитектурная форма препятствует проведению реконструкции или ремонта инженерных сетей улицы, дороги, домов и сооружений, малая архитектурная форма переносится на определенный период в другое место без прекращения решения о ее размещении.

Уполномоченный представитель отправляет не позднее чем за две недели до запланированного перенесения малой архитектурной формы сообщение с определением ее нового места и срока размещения на период проведения реконструкции или ремонта. Такое сообщение является основанием для перенесения субъектом хозяйствования малой архитектурной формы на период проведения реконструкции или ремонта.

Перенесение малой архитектурной формы возможно также в случае внесения изменений в предусмотренные законодательством нормы и правила, градостроительную документацию, местные правила застройки, государственные строительные нормы, изменений в расположении инженерных сетей, домов и сооружений, которые делают невозможным расположение малой архитектурной формы в определенном месте. Новое место расположения малой архитектурной формы определяется сельским, поселковым, городским советом, принявшим решение о размещении малой архитектурной формы по согласованию с субъектом хозяйствования.

19.

Снос установленных согласно законодательству малых архитектурных форм без согласования с субъектом хозяйствования, использующим ее для осуществления предпринимательской деятельности, осуществляется исключительно по решению суда.

20.

Срок разработки малой архитектурной формы может быть продлен без разработки новой схемы привязки, паспорта привязки малой архитектурной формы или паспорта размещения группы малых архитектурных форм по инициативе субъекта хозяйствования, а также в случае, когда право собственности или право пользования земельным участком удостоверено государственным актом или продлено действие договора аренды земельного участка, договора личного срочного сервитута, при условии, что не внесены изменения в предусмотренные законодательством нормы и правила, градостроительную документацию, местные правила застройки, государственные строительные нормы, а также не произошли изменения в расположении инженерных сетей, домов и сооружений.

21.

В случае изменения владельца малой архитектурной формы соответствующий сельский, поселковый, городской совет вносит изменения в решение о размещении малой архитектурной формы, а уполномоченный представитель вносит информацию о новом владельце в схему привязки или паспорт привязки малой архитектурной формы, или схему размещения группы малых архитектурных форм и паспорта привязки соответствующей отдельной малой архитектурной формы.

22.

В случае разработки перспективной схемы размещения малой архитектурной формы на территории населенного пункта сельский, поселковый, городской совет после проведения общественного обсуждения и согласования соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями может рекомендовать субъектам хозяйствования разместить малую архитектурную форму по процедуре, определенной этим Порядком.

 

 

img 1

 

 

img 2

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше