ДОТАЦИИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ:
ГНАУ разъяснила порядок их начисления и уплаты
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 21.08.2009 г. № 8221/16-1515-06 № 18116/7/16-1517-06
«О порядке определения и перечисления дотаций перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственным товаропроизводителям»
Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»
Напомним, что с 17 марта 2009 года* в соответствии с
п. 11.21 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР возобновлены дотационные выплаты сельхозтоваропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе.* Соответствующие изменения внесены Законом Украины от 04.02.2009 г. № 922-VI — см. ком. «Принят Закон о поддержке аграриев на время мирового финансового кризиса» // «БН», 2009, № 12, с. 4.
В комментируемом
письме ГНАУ предоставила очередные разъяснения по порядку определения и перечисления дотаций перерабатывающими предприятиями сельхозтоваропроизводителям.В частности, ГНАУ напомнила, что перерабатывающие предприятия осуществляют расчет сумм дотаций, которые следует уплатить сельхозтоваропроизводителям, в соответствии с
Порядком учета и использования средств, направленных на выплату дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, утвержденным постановлением КМУ от 02.04.2009 г. № 291**.** См. ком. «Дотации сельхозтоваропроизводителям: Кабмин утвердил новый Порядок выплат за поставленные ими молоко и мясо в живом весе» // «БН», 2009, № 16, с. 4.
В комментируемом
письме налоговики сделали акцент на порядке перечисления дотации сельхозтоваропроизводителям за поставленные ими молоко и мясо в живом весе. Они отметили, что перерабатывающие предприятия сельхозтоваропроизводителям за поставленные ими молоко и мясо в живом весе перечисляют:1)
со своего текущего счета на текущие счета сельскохозяйственных товаропроизводителей — сумму средств, равную стоимости молока и мяса в живом весе, и сумму НДС, начисленную на такую стоимость;2)
с небюджетного счета на отдельные (дотационные) счета сельхозтоваропроизводителей, открытые в обслуживающих банках:—
сумму дотации, определенной согласно предварительному расчету, указанную в приемочной квитанции, банках;—
сумму дотации, определенной согласно окончательному расчету (с учетом аванса).Перечисление таких сумм с учетом авансового платежа производится перерабатывающим предприятием
не менее двух раз в месяц.Обратим внимание: налоговики в комментируемом письме указывают на то, что на текущий счет сельхозтоваропроизводителя перерабатывающие предприятия перечисляют стоимость молока и мяса в живом весе и сумму НДС, начисленную на такую стоимость, сумму же дотации перечисляют отдельно, на отдельный дотационный счет. Подытоживая, делаем вывод: поскольку договорная стоимость и сумма дотации проходят по разным операциям, то дотация не может быть составной частью стоимости поставленной продукции и не должна влиять на размер договорной стоимости.
Государственная налоговая администрация Украины
О применении «обычной цены»
Письмо от 30 сентября 2009 года № 21255/7/15-0217
Государственная налоговая администрация Украины с целью надлежащей организации администрирования налогов, соблюдения правил налогообложения и налоговой дисциплины плательщиков налогов сообщает об ориентировочном порядке применения «обычной цены».
Согласно
абзацу второму подпункта 1.20.10 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) налоговый орган имеет право применить обычные цены для определения базы налогообложения в случаях, предусмотренных законом, независимо от вида хозяйственной операции, осуществляемой плательщиком этого налога, или налогового статуса другой стороны такой операции.В соответствии с
абзацем первым подпункта 1.20.10 Закона и подпунктом 4.3.5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181) доначисление налоговых обязательств плательщика налога налоговым органом в результате определения обычных цен осуществляется по следующей процедуре: руководитель (его заместитель) принимает решение о применении обычных цен при определении налоговых обязательств, а решение об уплате налоговых обязательств принимается в судебном порядке по представлению руководителя (его заместителя) соответствующего налогового органа.С целью обеспечения соблюдения указанной процедуры руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, руководствуясь указанными нормами, в ходе проверки принимает решение о применении обычных цен при определении налоговых обязательств, которое составляется в произвольной форме с указанием даты его принятия, номера, названия и кода ЕГРПОУ проверяемого плательщика налогов, оснований для применения «обычной цены», предусмотренных законом по вопросам налогообложения, и т. п.
При этом в отдельных частях соответствующих разделов акта проверки делается ссылка на указанное выше решение, указываются основание для применения «обычной цены», предусмотренное соответствующим законом по вопросам налогообложения, механизм и обоснование расчета в порядке, установленном
пунктом 1.20 Закона для соответствующей хозяйственной операции, и элемент налоговой базы (объекта налогообложения), к которому применяются «обычные цены», и т. п. Рассчитанные с использованием «обычных цен» суммы занижения налоговых обязательств выделяются в отдельных частях соответствующих разделов акта проверки и приложениях к нему.Рассчитанная в акте проверки в результате определения обычных цен сумма налоговых обязательств (в том числе штрафных санкций) отражается в
решении о начислении налоговых обязательств с применением обычных цен (составляется в произвольной форме с указанием даты его принятия (составления), номера, названия и кода ЕГРПОУ проверяемого плательщика налогов и т. п.) и подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа как основание подачи искового заявления в суд.По результатам проверки плательщика налогов налоговый орган:
— с учетом
подпункта 4.3.5 Закона № 2181 подготавливает и подает исковое заявление об уплате начисленных с применением «обычных цен» сумм налогов (в том числе штрафных санкций) в административный суд в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Украины;— в порядке и сроки, установленные законодательством, направляет плательщику налогов
налоговые уведомления-решения об определении сумм налоговых обязательств (в том числе штрафных санкций) по соответствующим налогам без учета начисленных с использованием «обычных цен» налоговых обязательств (в том числе штрафных санкций).Поскольку
подпункт 1.20.10 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» устанавливает, что решение об уплате налоговых обязательств принимается в судебном порядке, указанная процедура не применяется при уменьшении отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль, уменьшении (отказе в предоставлении) бюджетного возмещения по налогу на добавленную стоимость и уменьшении отрицательного значения разницы между суммами налогового обязательства и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость (кроме случаев, когда осуществляется доначисление).Председателям государственных налоговых администраций в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе организовать использование настоящего разъяснения при осуществлении налогового контроля.
Заместитель председателя
А. ЛЮБЧЕНКО
Государственная налоговая администрация Украины
О порядке определения и перечисления дотаций перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственным товаропроизводителям
Письмо от 21 августа 2009 года № 8221/16-1515-06, № 18116/7/16-1517-06
(
извлечение)
В соответствии с
п. 11.21 ст. 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон) сумма налога на добавленную стоимость, которая должна уплачиваться в бюджет перерабатывающими предприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты, в полном объеме направляется исключительно для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе.Порядок учета указанных средств определен
постановлением Кабинета Министров Украины от 02.04.2009 г. № 291 (далее — Порядок № 291).Согласно
п. 2 Порядка № 291 сельскохозяйственные предприятия (за исключением личных крестьянских хозяйств) поставляют перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе в соответствии с заключенными договорами с начислением налога на добавленную стоимость по ставке, установленной п. 6.1 ст. 6 Закона.Для определения сумм дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за молоко и мясо в живом весе, которые будут поставлены ими, перерабатывающие предприятия проводят ежемесячно до начала следующего периода предыдущий расчет поступления и использования средств с налога на добавленную стоимость, начисленного на стоимость поставленных молока и молочной продукции, мяса и мясопродуктов (далее — готовая продукция) (по видам сельскохозяйственных животных), изготовленных из поставленных сельскохозяйственными товаропроизводителями молока и мяса в живом весе, по форме согласно
приложению 1 (п. 3 Порядка № 291).В соответствии с указанным расчетом каждое перерабатывающее предприятие определяет сумму налога на добавленную стоимость, которая поступит на предприятие во время осуществления поставки готовой продукции, и сумму налога на добавленную стоимость, которая будет начислена (перечислена) поставщикам товаров (работ, услуг), а также размеры дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленное молоко и мясо в живом весе на гривню стоимости без учета налога на добавленную стоимость такой продукции.
По фактическим данным об объемах закупленного молока и мяса в живом весе и поступления на небюджетный счет сумм налога на добавленную стоимость перерабатывающие предприятия проводят ежемесячно расчет сумм дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставку молока и мяса в живом весе согласно
приложению 2. На основании этого расчета перерабатывающими предприятиями проводится окончательное перечисление платежными поручениями сумм дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные молоко и мясо в живом весе за отчетный период, кроме личных крестьянских хозяйств (п. 7 Порядка № 291).С учетом авансового платежа перечисление дотации проводится перерабатывающим предприятием не реже чем два раза в месяц.
В соответствии с
п. 4 Порядка № 291 перерабатывающие предприятия во время принятия поставленных молока и мяса в живом весе выписывают приемные квитанции сельскохозяйственным предприятиям по формам ПК-1 и ПК-3, а личным крестьянским хозяйствам — по формам ПК-2 и ПК-3А.В квитанциях, кроме веса и стоимости поставленной продукции по договорным ценам отдельными строками указываются налог на добавленную стоимость, уплаченный в стоимости поставленной продукции, и суммы дотаций, принадлежащие сельскохозяйственному товаропроизводителю, исходя из общего объема закупленной продукции и размера дотаций согласно предыдущему расчету перерабатывающих предприятий.
Перечисление средств сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими молоко и мясо в живом весе осуществляется по платежным поручениям с текущего счета перерабатывающего предприятия по ценам в соответствии с заключенными договорами, а сумма дотаций — с его небюджетного счета, открытого в территориальном органе Государственного казначейства (далее — небюджетный счет), на отдельные счета сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме тех, которые ведут личное крестьянское хозяйство), которые они должны открыть в обслуживающих банках в течение одного отчетного периода (
п. 5 Порядка № 291).Учитывая указанное, перерабатывающее предприятие осуществляет перечисление сельскохозяйственным товаропроизводителям:
средств (стоимость молока и мяса в живом весе и сумма налога на добавленную стоимость, начисленная на такую стоимость перерабатывающим предприятием за полученные молоко и мясо в живом весе) — осуществляется по платежным поручениям с текущего счета перерабатывающего предприятия на текущие счета сельскохозяйственных товаропроизводителей;
дотации, определенной согласно предыдущему расчету и указанной в приемной квитанции, с небюджетного счета перерабатывающего предприятия, открытого в территориальном органе Государственного казначейства, на отдельные (дотационные) счета сельскохозяйственных товаропроизводителей, открытые в обслуживающих банках;
дотации, определенной согласно окончательному расчету (с учетом аванса) с небюджетного счета перерабатывающего предприятия, открытого в территориальном органе Государственного казначейства, на отдельные (дотационные) счета сельскохозяйственных товаропроизводителей, открытые в обслуживающих банках.
Заместитель председателя
С. ЧЕКАШКИН