ФОНД СОЦЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ:
изменения в регистрации, уплате санкций, предоставлении Отчета, проведении проверок
Постановление Кабинета Министров Украины от 03.09.2009 г. № 930
«О внесении изменений в порядки, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 31 января 2007 г. № 70»
Комментируемым постановлением Кабмин внес изменения в шесть
порядков, утвержденных постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70. Рассмотрим основные изменения.1. Регистрация в Фонде.
Кабмин в Порядке регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, которые используют наемный труд, убрал неработающую норму, согласно которой вновь созданные работодатели должны были регистрироваться в Фонде не позднее 10 рабочих дней после их госрегистрации. При этом отчет по форме № 10-ПI следовало подавать только в случае, если среднеучетное количество штатных работников (СКШР) за год 8 и более человек. В результате получалась «поголовная» регистрация в Фонде, а подача отчета только при условии, если показатель СКШР за год составит 8 и более человек.В принципе Фонд и раньше признавал, что эта норма на практике не работает. Поэтому разрешал работодателю, не зарегистрированному в соответствующем отделении Фонда, регистрироваться перед подачей отчета
(письмо от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06*). Правда, конкретную дату при этом не называл.* См. ком. «Фонд соцзащиты инвалидов: регистрация работодателей в региональных отделениях» // «БН», 2008, № 34, с. 10.
Теперь такая дата установлена. Если у работодателей по основному месту работы
численность работающих увеличится до 8 и более человек, то они должны зарегистрироваться** в соответствующих региональных отделениях Фонда до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения численности работников. При этом до окончания предельного срока предоставления отчета по форме № 10-ПІ в Фонд останется еще месяц.** Напомним, что формы документов для регистрации работодателей в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов Минтруда утвердил приказом от 14.03.2007 г. № 98 // «БН», 2007, № 16, с. 5.
2. Порядок предоставления Отчета.
Кабмин уточнил, что предоставлять в Фонд отчет вместе с копией справки органа налоговой службы о включении в реестр неприбыльных учреждений должны предприятия, учреждения, организации, в том числе организации общественных организаций инвалидов, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджетов.3. Использование сумм административно-хозяйственных санкций (АХС) и пени.
Кабмин уточнил, что финансовая помощь на возвратной основе и целевая ссуда предоставляется работодателям, которые выполнили «инвалидный норматив» и в году обращения или в году, который предшествует ему, получили финансовую помощь на безвозвратной основе. Кроме того, у таких работодателей численность штатных работников не должна превышать 8 человек, а сумма санкций и пени уплачена полностью.А вот
безвозвратная финансовая помощь теперь будет предоставляться только тем работодателям, которые выполнили «инвалидный» норматив и в году обращения за помощью не получали в отделении Фонда помощь на безвозвратной основе по аналогичному направлению использования средств. Основаниями для отказа в ее выдаче может послужить то, что работодатель в течение последнего года:— не предоставил в Фонд отчет по форме № 10-ПI;
— уменьшил численность (штат) работающих инвалидов.
Остается открытым вопрос:
можно ли отождествлять понятие «финансовая помощь» с понятием «дотации», приведенном в Порядке предоставления дотации работодателю за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов на создание специальных рабочих мест для инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости, утвержденном постановлением КМУ от 27.12.2006 г. № 1836? На наш взгляд — да. Однако для более уверенных выводов придется дождаться разъяснений Фонда.4. Проверки
. Как известно, Фонд должен письменно уведомить работодателя о плановой проверке не позднее чем за 10 дней до ее начала. Но при этом есть новшество — уведомление направляется заказным письмом, телефонограммой или вручается лично работодателю под расписку. В случае неполучения уведомления работодатель имеет право не допустить проверяющих к проверке.Кроме этого,
Кабмин существенно продлил срок проведения плановой и внеплановой проверок. До внесения изменений срок проведения проверки (плановой и внеплановой) не мог превышать 3 рабочих дня. Сейчас для плановой проверки он не должен превышать 15 рабочих дня (для субъекта малого предпринимательства — 5 рабочих дней). Для внеплановой проверки срок меньше — не более 10 рабочих дней (для субъекта малого предпринимательства — не более 2 рабочих дней). Продлевать сроки проверки запрещено.Примечательно, что такие же сроки проверки и порядок предоставления уведомления о проведении плановой проверки предусмотрены
Законом Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V. И это на фоне того, что Фонд считает, что на него и его территориальные подразделения не распространяется действие этого Закона, так как он не осуществляет госнадзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности (письма от 29.01.2008 г. № 1/5-58/06, от 27.01.2009 г. № 1/8-12/06).Что касается Акта проверки. Теперь в случае несогласия с выводами, изложенными в Акте, работодатель должен подписать его с возражениями. Раньше можно было просто подписать Акт, а пояснения и возражения предоставить к Акту в письменном виде или направить почтой в течение 3 рабочих дней после его подписания. Несмотря на это,
мы считаем, что замечания можно изложить и предоставить и после подписания Акта. Главное в Акте сделать следующую пометку: «Акт подписан с возражениями, которые будут предоставлены позже».Комментируемое постановление действует с 14 сентября 2009 года.