Темы статей
Выбрать темы

Отчетность в центр занятости: как обойти препятствия

Редакция БН
Статья

ОТЧЕТНОСТЬ В ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ:

как обойти препятствия

 

В сегодняшней статье мы расскажем о способах предоставления в центр занятости самого распространенного отчета — Расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Вы узнаете, на что следует обратить особое внимание, предоставляя Расчетную ведомость на бумажных носителях и в электронном виде.

Наталья ГОЛОСКУБОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 1533

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон об ЭЦП

— Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV.

Инструкция № 339

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденная приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 18.12.2000 г. № 339.

Временный порядок № 17

— Временный порядок предоставления электронных отчетов в органы Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденный приказом Госцентра занятости от 12.03.2009 г. № 17.

Порядок оформления почтовых отправлений

— Порядок оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденный постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799.

 

Порядок и способы предоставления

Согласно

Инструкции № 339 страхователи обязаны ежеквартально отчитываться перед Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, о начисленных и перечисленных взносах. Расчетную ведомость о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее — Расчетная ведомость) необходимо предоставлять до 20 числа (за год — до 25 числа) следующего за отчетным кварталом месяца (т. е. до 20 апреля, 20 июля и 20 октября, 25 января). Таким образом, последний день предоставления Расчетной ведомости за 9 месяцев 2009 года — 19 октября.

Расчетная ведомость

заполняется нарастающим итогом с начала года и предоставляется независимо от того, использовался труд наемных работников и начислялась ли зарплата в отчетном квартале или нет (письмо Минтруда от 24.06.2008 г. № 343/020/99-08*). Примечательно, что ответственности за неподачу такой отчетности в действующем законодательстве нет (см. там же). Кроме того, согласно последним изменениям**, внесенным в п. 6.7 Инструкции № 339 , объединения граждан, благотворительные, профсоюзные и религиозные организации, политические партии, которые в течение отчетного года не использовали наемный труд, подают в центр занятости, в котором они находятся на учете, расчетную ведомость один раз на год до 25 января следующего за отчетным года.

* Подробнее см. статью «Предприятие деятельность не ведет — какие отчеты необходимо предоставлять» // «БН», 2009, № 37, с. 16.

** См. ком. «Взносы в Фонд безработицы — изменены Инструкция и Расчетная ведомость» // «БН», 2009, № 13, с. 7.

Расчетная ведомость

заполняется в двух экземплярах и предоставляется, как правило, на бумажных носителях в центр занятости, в котором страхователь состоит на учете. После ее регистрации в центре занятости один экземпляр с отметкой должностного лица, принявшего Расчетную ведомость, возвращается страховщику***. По желанию Расчетную ведомость можно предоставлять в электронном виде в порядке, предусмотренном законодательством (п. 6 Закона № 1533 и п. 6.7 Инструкции № 339).

*** О нюансах заполнения Расчетной ведомости можно узнать из статей «Соцотчетность за I квартал 2009 года: особенности составления»// «БН», 2009, № 14, с. 14 и «Отчетность в Фонд безработицы — некоторые нюансы заполнения за I квартал 2009 года»// «БН», 2009, № 14, с. 32.

Остается открытым вопрос, который часто задаете вы, наши читатели:

можно ли отправлять Расчетную ведомость по почте? Сразу отметим, что ни в Инструкции № 339, ни в Законе № 1533 законодатель не закрепил за страхователем такого права. Более того, в письме от 21.06.2002 г. № ДЦ-09-2021 Госцентр занятости говорит о нецелесообразности предоставления Расчетной ведомости по почте и призывает предоставлять ее лично. Но, несмотря на это, на местах некоторые сотрудники центров занятости не против предоставления Расчетной ведомости по почте, так как считают, что прямого запрета в законодательстве нет.

Итак,

Расчетную ведомость можно предоставлять в центр занятости следующими способами:

— на бумажных носителях

лично;

— на бумажных носителях —

почтовыми отправлениями;

— в электронном виде —

средствами телекоммуникационной связи.

Остановимся на каждом из указанных выше способов отдельно.

 

Расчетную ведомость подаем лично

Порядок предоставления

Расчетной ведомости регламентирован Инструкцией № 339. Вот основные тезисы:

1) все экземпляры

Расчетной ведомости подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или организации, исполнителем и заверяются печатью;

2) если последний день срока предоставления

Расчетной ведомости приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, днем истечения срока является первый за ним рабочий день.

С какими проблемами может столкнуться страховщик, предоставляя

Расчетную ведомость лично? Например, с отказом принять Расчетную ведомость , если ее приходит сдавать не главный бухгалтер или директор предприятия. Сразу отметим, что такой отказ неправомерен. Дело в том, что ни Законом № 1533, ни Инструкцией № 399 не установлены какие-либо требования в отношении должности лица, которое предоставляет (доставляет) отчет в центр занятости.

Если страхователь по этому поводу не хочет конфликтовать с сотрудниками центра занятости, то он может прибегнуть к услугам почтовой связи либо отправить

Расчетную ведомость в электронном виде через Интернет — об этом ниже.

 

Отчет по почте — есть одно «но»

Как уже было отмечено выше, ни законодатель в

Законе № 1533, ни Минтруда в Инструкции № 339 не закрепили за страхователем права предоставлять Расчетную ведомость по почте. Примечательно и то, что в этом случае нельзя воспользоваться таким правом, предусмотренным для налоговой отчетности Законом № 2181, так как Расчетная ведомость не является налоговой декларацией.

Тем не менее на местах некоторые сотрудники центров занятости не против предоставления такой отчетности по почте. Мы с таким подходом центров занятости тоже согласны ввиду того, что нигде нет запрета на подачу Расчетной ведомости по почте. Ведь, как известно, «разрешено все, что не запрещено». Единственное, выбирая такой способ предоставления, согласуйте его заранее с сотрудниками вашего центра занятости. Если они согласны, то при отправке

Расчетной ведомости по почте рекомендуем в общей части руководствоваться Порядком оформления почтовых отправлений. Невзирая на то, что этот Порядок определяет механизм отправления почтовых отправлений с налоговой отчетностью в соответствии со ст. 4 Закона № 2181, на наш взгляд, им следует руководствоваться и при оформлении отправления всех видов отчетности, в том числе и соцотчетности. Согласно п. 6 Порядка оформления почтовых отправлений на почтовом отправлении (листе, посылке, бандероли) в нижней правой его части отправителем пишется наименование и адрес получателя, в левой верхней части — наименование и адрес отправителя. В верхней части делается отметка «Отчет». После чего отправитель:

— заполняет

бланк уведомления о вручении на свое имя или на имя лица, которому следует направить такое уведомление после вручения почтового отправления (настоятельно рекомендуем отправлять эту отчетность с уведомлением о вручении);

— составляет опись

вложения почтового отправления в 2-х экземплярах (один экземпляр для себя, другой для почты) с указанием наименования получателя и его адреса, подробного (поименного) перечня предметов, общей стоимости вложения и подписывает его.

Работник почтовой связи во время принятия почтового отправления:

— проверяет правильность написания адресатов (получателя и отправителя) в уведомлении о вручении, наличие отметки «Отчет»;

— сверяет вложение почтового отправления с описью;

— подписывает опись и делает на нем

оттиск календарного штемпеля.

После этого один экземпляр описи работник почты вкладывает в почтовое отправление, второй возвращает отправителю. Почтовое отправление запаковывает, взвешивает, определяет стоимость, проставляет на уведомлении о вручении необходимые реквизиты и выдает отправителю квитанцию.

Заметим,

для налоговой отчетности (и для других видов соцотчетности) предусмотрен предельный срок предоставления отчетности по почте: не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока ее предоставления, определенного п.п. 4.1.4 Закона № 2181. В этом случае декларация считается поданной в момент вручения ее почте, а дата вручения определяется по почтовому штемпелю. Однако, ввиду того, что возможность предоставления Расчетной ведомости не предусмотрена на законодательном нормативном уровне, лучше отправить ее с таким расчетом, чтобы она была вручена центру занятости не позднее предельного срока ее предоставления.

 

Электронная отчетность — как оказалось, не все так просто

Отчетность в центр занятости можно подавать как

на бумажных носителях, так и в электронном виде по выбору страхователя. Подтверждение своих слов находим в п. 6 Закона № 1533, п. 6.7 Инструкции № 339 и п. 2.3 Временного порядка № 17. Кроме того, о подаче Расчетной ведомости в электронном виде исключительно на добровольных началах указано в Методических рекомендациях по заполнению расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, доведенных письмом Минтруда от 20.03.2009 г. № ДЦ-03-2140/0/6-09* и в письме Минтруда от 22.06.2009 г. № 170/18/99-09. Это еще раз подтверждает, что на сегодняшний день у плательщиков взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы есть право выбора: подавать отчетность на бумажных носителях или в электронной форме.

* См. ком. «Расчетная ведомость в фонд безработицы — Минтруда разработало методические рекомендации по ее заполнению» // «БН», 2009, № 15, с. 9.

Согласно

Временному порядку № 17 страхователь отправляет подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП) отчет в центр обработки электронных отчетов (ЦОЭО), самостоятельно проверяет наличие и получает соответствующие квитанции (квитанций две). Это одно из основных требований к предоставлению отчета в электронном виде.

Только вот на практике, как оказалось, не все так просто. Центр занятости требует предоставлять отчетность

только через посредника (путем формирования отчетности на интернет-портале «iForma»*, разработанным ООО «Электронный мир Украины») и только с использованием ключей, выданных Аккредитованным центром сертификации ключей Государственной службы занятости Украины (www.ca.dcz.gov.ua). Это подтверждает и Минтруда в своем письме от 07.08.2009 г. № ДЦ-08-68680/6-09.

* С 03.09.2009 г. портал получил новое название — Оператор электронной отчетности и новый интернет-адрес. Эта информация размещена на сайте: http://www.iforma.com.ua/web/guest.

Давайте разберемся, насколько правомерны эти требования ЦЕНТРа занятости. Начнем с посредника. Во

Временном порядке № 17 о нем ничего не сказано, а на практике без него сдать отчет нельзя. Услуга посредника по отправке отчета через информационный портал — платная услуга. Но разработчики портала обещают, что после того, как отчет будет им прислан, отправитель на протяжении нескольких минут получит квитанцию об его отправке. Позже, в течение двух часов, получит квитанцию с отметкой о принятии отчета.

Что касается Аккредитованного центра сертификации ключей Государственной службы занятости Украины (АЦСК ГСЗ Украины), то этот центр был создан на базе центра занятости. Его услуги центра занятости позиционируют как единственно допустимые для удостоверения отчетности страхователя. О том, что усиленные сертификаты ключей

ЭЦП, выданные любым аккредитованным центром сертификации ключей в соответствии с Законом об ЭЦП, являются универсальными, и центр занятости не вправе навязывать страхователям только свои услуги ЭЦП, мы писали в статье «Центр занятости не вправе навязывать свои услуги ЭЦП» // «БН», 2009, № 24, с. 34.

Что в результате. С одной стороны, сдавать отчет в центр занятости, не выходя из офиса, — дело заманчивое. С другой стороны — сталкиваемся с одними ограничениями (

только через посредника, только с использованием специальной ЭЦП). И все это стоит денег.

Эта

нашумевшая проблема дошла и до правительства. Глава Государственного комитета регуляторной политики и предпринимательства Александра Кужель потребовала от центра занятости решить проблемы подачи электронной отчетности. По ее словам, если конфликтный вопрос не будет снят, то уголовного дела за коррупцию в сфере электронной отчетности центру занятости не избежать (http: //news.liga.net/news/№ 0929869.html).

В связи с этим мы не теряем надежду, что центр занятости все же разработает бесплатное программное обеспечение для предоставления отчетов и разрешит использовать ЭЦП, выданные любым Аккредитованным центром сертификации ключей (

на сегодняшний день таких центров 13**), а не только АЦСК ГСЗ Украины.

** С полным перечнем Аккредитованных центров сертификации ключей можно ознакомиться на сайте: http://czo.gov.ua.

Для тех страховщиков, которые желают предоставлять Расчетную ведомость в электронном виде, следует знать, что:

1) ЦОЭО осуществляет прием электронных отчетов от страховщиков с 9.00 до 17.00 часов ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней (

п. 3.3 Временного порядка № 17);

2) первая квитанция (квитанция о предоставлении электронного отчета) направляется страхователю не позднее чем через два часа после отправления электронного отчета в ЦОЭО (

п. 3.3 Временного порядка № 17);

3) электронный отчет считается предоставленным, если страховщик получил вторую квитанцию — квитанцию о принятии электронного отчета (

п. 3.7 Временного порядка № 17).

На этом заканчиваем статью и надеемся, что вы для себя подберете наиболее подходящий способ предоставления Расчетной ведомости в центр занятости. Что касается порядка заполнения Расчетной ведомости, то его мы подробно рассматривали в статьях «Отчетность в фонд безработицы — некоторые нюансы заполнения за I квартал 2009 года» // «БН», 2009, № 14, с. 32 и «Соцотчетность за І квартал 2009 года: особенности составления» // «БН», 2009, № 14, с. 14. В заключение небольшая, но очень важная памятка для страхователей: никакой ответственности (ни административной ответственности, ни каких-либо финансовых санкций)

за непредоставление или несвоевременное предоставление Расчетной ведомости действующим законодательством не предусмотрено (на это указывалось и в уже упоминавшемся письме Минтруда от 24.06.2008 г. № 343/020/99-08).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше