Темы статей
Выбрать темы

Некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость

Редакция БН
Распоряжение от 09.09.2009 г. № 1120-

ЗАПОЗДАВШИЕ НАЛОГОВЫЕ НАКЛАДНЫЕ —

очередной этап борьбы?

 

Распоряжение Кабинета Министров Украины от 09.09.2009 г. № 1120-р

«Некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость»

 

Комментируемым

распоряжением (см. ниже) Кабмин отменил вызвавшие бурю негодования среди плательщиков НДС п. 2 распоряжения КМУ от 01.07.2009 г. № 757-р* и распоряжение КМУ от 17.07.2009 г. № 838-р**, действие которых ранее было приостановлено Указом Президента Украины от 04.09.2009 г. № 706/2009*** . Помимо этого, распоряжение содержит еще несколько важных положений.

* См. ком. «Декларировать налоговый кредит следует в период возникновения налогового обязательства по НДС — так считает Кабмин» // «БН», 2009, № 29, с. 7.

** См. ком. «Налоговый кредит по НДС: Кабмин продолжает бороться с запоздавшими налоговыми накладными» // «БН», 2009, № 30, с. 4.

*** См. ком. «На защиту плательщиков НДС стал Президент Украины» // «БН», 2009, № 37, с. 4.

1

. Кабмин подтвердил, что плательщик НДС все-таки имеет право отражать налоговый кредит по НДС по налоговым накладным, полученным в предыдущих отчетных периодах. Однако в этом случае должны учитываться сроки давности, установленные Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (далее — Закон № 2181)****. По всей видимости, здесь должна идти речь об исправлении ошибок.

**** В общем случае срок давности составляет 1095 дней (п. 5.1 Закона № 2181).

Вот только ГНАУ, похоже, пытается реанимировать некоторые положения из отмененных

распоряжений (см. письмо от 21.09.2009 г. № 20400/7/16-1517 на с. 47 этого номера).

2

. Начисление налогового кредита по налоговым накладным, полученным в предыдущих периодах (т. е. с нарушением п.п. 7.5.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР; далее — Закон об НДС), является основанием для проведения внеплановой выездной проверки такого плательщика налоговыми органами.

С последним утверждением можно поспорить, ведь основания для проведения внеплановых проверок налоговыми органами изложены в

ст. 111 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII, и упоминаний о запоздавших накладных там нет. Безусловно, при желании можно приспособить некоторые основания из имеющихся в указанной статье, например, установление факта нарушения налогового законодательства в ходе проверок других плательщиков, если не будет предоставлено письменное объяснение и их документальное подтверждение. Однако, на наш взгляд, проводить проверки, для того чтобы установить факт нарушения п.п. 7.5.1 Закона об НДС, без применения каких-либо штрафных санкций за такое нарушение налоговики не станут. Впрочем, об этом мы узнаем из разъяснений ГНАУ на этот счет, если таковые последуют.

3.

Кабмин по-прежнему хочет аннулировать НДС-регистрацию в случае выписки налоговых накладных, по которым не задекларированы налоговые обязательства, но формулирует свои намерения мягче, чем раньше: Кабмин указал, что налоговые органы имеют право принять меры для аннулирования регистрации такого плательщика.

Напомним, что основания для аннулирования НДС-регистрации изложены в

п. 9.8 Закона об НДС. Из комментируемого распоряжения не следует, что установление самого факта неотражения налоговых обязательств является основанием для аннулирования НДС-регистрации. По нашему мнению, такое аннулирование возможно только при наличии оснований, указанных в п. 9.8 Закона об НДС.

Единственным новшеством можно назвать предоставление права плательщику, НДС-регистрация которого отменена, обжаловать в установленном законодательством порядке такое решение в Межведомственном экспертном совете по разрешению спорных вопросов о применении налогового законодательства. В таком случае действие решения об аннулировании НДС-регистрации приостанавливается на время рассмотрения жалобы, но не более чем на 30 дней. При подаче такой жалобы, на наш взгляд, следует руководствоваться

ст. 17 Закона Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР и подавать жалобу в течение одного года с момента принятия обжалуемого решения, но не позднее одного месяца с момента ознакомления с таким решением.

Впрочем, такое решение можно оспорить и в судебном порядке. В таком случае иск нужно подать в течение одного года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав (

ст. 99 КАдСУ), а действие решения будет приостановлено до вступления в законную силу решения суда.

Комментируемое распоряжение вступило в силу со дня принятия — 09.09.2009 г.

 

 

Кабинет Министров Украины

 

Некоторые вопросы администрирования налога на добавленную стоимость

 

Распоряжение от 9 сентября 2009 года № 1120-р

 

1. Признать утратившими силу

пункт 2 распоряжения Кабинета Министров Украины от 1 июля 2009 г. № 757 «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» …> и распоряжение Кабинета Министров Украины от 17 июля 2009 г. № 838 «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» …>.

2. В случае возникновения у плательщика налога права на налоговый кредит на основании налоговых накладных, полученных в предыдущих отчетных периодах, плательщик самостоятельно в установленный

Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» срок вносит в декларацию по налогу на добавленную стоимость сведения, указанные в такой налоговой накладной и реестре полученных и выданных налоговых накладных, в соответствии с подпунктом 7.2.8 пункта 7.2 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Начисление налогового кредита с использованием налоговой накладной, полученной в предыдущих отчетных периодах, с нарушением требований

подпункта 7.5.1 пункта 7.5 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» является основанием для проведения внеплановой выездной проверки такого плательщика налога органами государственной налоговой службы.

3. Органы государственной налоговой службы в случае установления факта выписки налоговых накладных, согласно которым плательщик налога на добавленную стоимость — поставщик товаров (работ, услуг) не задекларировал налоговые обязательства, имеют право принять меры для аннулирования регистрации такого плательщика в соответствии с

Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Плательщик налога имеет право обжаловать в установленном законодательством порядке решение об аннулировании регистрации в Межведомственном экспертном совете по решению спорных вопросов по применению налогового законодательства и в суде.

В случае обжалования плательщиком налога решения об аннулировании регистрации в указанном Межведомственном совете его действие приостанавливается на срок, необходимый для рассмотрения соответствующей жалобы, но не более чем на 30 календарных дней, а при обжаловании решения в суде — до вступления решения суда в законную силу.

 

Премьер-министр Украины

Ю. ТИМОШЕНКО

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше