НАЛОГОВОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ:
когда им может воспользоваться налогоплательщик?
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 16.03.10 г. № 2604/6/10-1015/872
«О налоговых разъяснениях, не подлежащих утверждению приказом, и их силе в споре с контролирующими органами»
Не секрет, что в условиях порой весьма неоднозначного законодательства и достаточно противоречивой практики его применения, налогоплательщики стараются заручиться налоговым разъяснением по тому или иному вопросу. Мотивы понятны:
п.п. «д» п.п. 4.4.2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III освобождает от ответственности налогоплательщика, который действовал в соответствии с предоставленным ему налоговым разъяснением (при отсутствии налоговых разъяснений по этому вопросу, имеющих приоритет) либо обобщающим налоговым разъяснением.Нередко именно ссылка на письмо налогового органа становилась решающей при обжаловании решения о применении штрафных санкций. Спорным оставался только вопрос о том, может ли налогоплательщик для обоснования правомерности своих действий использовать разъяснение налогового органа, предоставленное на запрос другого субъекта хозяйствования? С одной стороны, в
п.п. «д» п.п. 4.4.2 Закона № 2181 речь идет о разъяснениях, предоставленных тому налогоплательщику, в отношении которого есть угроза привлечения к ответственности, с другой — всем налогоплательщикам гарантирована возможность получить разъяснение, предоставленное другим субъектам хозяйствования. ГНАУ по понятным причинам настаивала на том, что налоговым разъяснением на запрос конкретного налогоплательщика может воспользоваться только этот субъект при расчете сумм налоговых обязательств и при проведении апелляционных процедур (письма ГНАУ от 19.12.03 г. № 10401/6/31-0016, от 06.05.04 г. № 3553/6/15-1116). Но на наш взгляд, наличие разъяснения, пусть даже и предоставленного другому налогоплательщику, как минимум свидетельствует о «неоднозначной (множественной) трактовке прав и обязанностей налогоплательщиков либо контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа», а значит — о наличии достаточных оснований для принятия решения в пользу налогоплательщика (п.п. 4.4.1 Закона № 2181). Да и суды чаще всего считают определяющим сам факт наличия налогового разъяснения, не придавая значения, кому из налогоплательщиков оно было предоставлено.Замешательство в применении приведенного выше правила как у субъектов хозяйствования, так и у самих контролирующих органов вызвало появление
постановления КМУ от 27.01.10 г. № 86 «О предоставлении налоговых и других разъяснений» («БН», 2010, № 9, с. 6). Напомним, в данном постановлении правительство предписало всем контролирующим органам, подпадающим под действие Закона № 2181, предоставлять налоговые разъяснения и разъяснения по вопросам общеобязательного государственного социального страхования плательщикам налогов, сборов (обязательных платежей), другим заинтересованным лицам по официальному пониманию отдельных положений законодательства исключительно в виде обобщающих налоговых разъяснений и разъяснений других органов с утверждением их приказами соответствующих контролирующих органов.При буквальном прочтении получается, что разъяснение, предоставленное в виде письма-ответа на запрос налогоплательщика, должно считаться не соответствующим по своей форме требованиям законодательства. И хотя прямо в
постановлении № 86 об этом не сказано, но, видимо, далее должен следовать вывод, что разъяснения, предоставленные не в виде обобщающих разъяснений и не утвержденные приказом, не могут быть использованы для освобождения действовавшего в соответствии с ними субъекта хозяйствования от ответственности.Мы, безусловно, против такой трактовки, тем более что она противоречит предписаниям
Закона № 2181, неоправданно сужая действие его норм.Комментируемое письмо свидетельствует о том, что ГНАУ, к счастью, не намерена слепо следовать постановлению № 86, отдавая приоритет нормам Закона № 2181. В письме она, в частности, указывает, что налоговые разъяснения следует разграничивать на индивидуальные и обобщающие. При этом налоговым разъяснением должен считаться любой ответ контролирующего органа на запрос заинтересованных лиц по вопросам налогообложения. Требование же об утверждении налогового разъяснения приказом Закон № 2181 предъявляет только в отношении обобщающих налоговых разъяснений. В продолжение мысли ГНАУ, высказанной в данном письме, следует вывод, что предоставленные на запросы налогоплательщиков ответы налоговых органов, как и раньше, будут являться основанием для освобождения действовавших в соответствии с ними субъектов хозяйствования от ответственности.