Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения о плате за землю с юридических лиц

Редакция БН
Приказ от 25.03.2010 г. № 186

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ:

теперь позиция ГНАУ незыблема

 

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 25.03.10 г. № 186

«Об утверждении Обобщающего налогового

разъяснения о плате за землю с юридических лиц»

 

Итак,

ГНАУ обобщила некоторые свои взгляды по поводу платы за землю. Причем, в отличие от всех предыдущих попыток, на сей раз она сделала это в виде Обобщающего налогового разъяснения о плате за землю с юридических лиц (далее — НР).

По всей видимости, причина такого обобщения —

постановление КМУ от 27.01.10 г. № 86, которым правительство предписало предоставлять налоговые разъяснения исключительно в виде обобщающих налоговых разъяснений.

Остановимся на затронутых в комментируемом

НР земельных вопросах.

1. Сроки уточнения показателей «земельной» декларации.

Отрадно, что ГНАУ осталась верна своей последней разъяснительной практике и позволила налогоплательщикам уточнятся в течение 1095 дней с момента подачи «ошибочного» расчета земельного налога. То есть отдала предпочтение нормам Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III , вместо двухгодичного срока, предлагаемого ст. 18 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII (далее — Закон № 2535). Напомним, что аналогичные выводы были озвучены ГНАУ в письмах от 22.01.09 г. № 14447/7/7/15-0717, от 10.07.09 г. № 14447/7/15-0617 (далее — письмо № 14447). По правде говоря, текст п. 2 письма № 14447 практически слово в слово перекочевал в комментируемое НР .

2. Подача налоговых деклараций за новоотведенные земельные участки.

Тут ГНАУ тоже не особо утруждала себя написанием текста и позаимствовала его из п. 3 письма № 14447, который, как мы полагаем, перекочевал из другого письма ГНАУ от 15.05.07 г. № 9586/7/15-0717 («БН», 2007, № 23, с. 5). Но это не суть важно. Важно, что позиция ГНАУ неизменна: подавать декларацию за новоотведенные участки следует в течение месяца с момента возникновения права на земучасток. Выводы вполне соответствуют законодательству и по сути данного вопроса нам добавить нечего.

3. Исчисление суммы земельного налога за земельные участки, которые приобретены на основании гражданско-правовых соглашений

. К сожалению, при рассмотрении данного вопроса ГНАУ основной акцент сделала на истории появления ч. 3 ст. 7 Закона № 2535, в которой описан порядок расчета налога в этом случае. Вместо того чтоб разъяснить, применяется ли данная норма, если денежная (нормативная) оценка земли не проведена. По сути же вопроса ГНАУ подтвердила, что согласно ч. 3 ст. 7 Закона № 2535 земельный налог уплачивается от наибольшей суммы: нормативной оценки земли или договорной стоимости участка. На это налоговики указывали и ранее (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 14, с. 40).

4. Налогообложение земельных участков, предназначенных для садоводства.

Позиция ГНАУ по данному вопросу претерпела некоторые изменения по сравнению с той, которая была изложена ранее в п. 6 письма № 14447. По своему содержанию она стала более фискальной, но в то же время более законной. Так, в п. 6 письма № 14447 ГНАУ указала, что садоводческое товарищество имеет право уменьшать объект налогообложения по плате за землю, пользуясь льготами членов товарищества, даже в том в случае, если земельный участок такими льготниками не приватизирован. Такой подход не мог не вызвать сомнений. Особенно в силу наличия в Законе № 2535 ст. 12, устанавливающей льготы по земельному налогу для определенных категорий граждан, и ст. 13, согласно которой основанием для начисления земельного налога являются данные земельного кадастра (т. е. плательщики налога вполне идентифицированы). Данные две нормы позволяют сделать вполне очевидный вывод: льготами могут воспользоваться только те лица, которые указаны в обоих статьях.

Этот тезис теперь подтвердила и ГНАУ в комментируемом

НР: «если граждане имеют государственный акт на земельный участок для ведения садоводства и одну из указанных льгот [указанных в ст. 12 Закона № 2535 — Примеч. ред.], то такие граждане освобождаются от уплаты земельного налога».

5. Уплата бюджетными учреждениями земельного налога за земельные участки под сданными в аренду зданиями.

По данному вопросу ГНАУ делает следующие выводы: в случае сдачи в аренду земельных участков, отдельных зданий или их частей бюджетные учреждения уплачивают земельный налог на общих основаниях. И не согласиться с ГНАУ у нас нет причин в силу прямого указания на это в ч. 5 ст. 12 Закона № 2535.

Таким организациям ничего не остается, как переложить бремя уплаты налога на арендаторов, воспользовавшись рекомендациями ГНАУ о компенсации земельного налога*. Правда, сделать это можно лишь при условии, что соответствующие нормы внесены в договор аренды зданий, помещений их частей (см.

письмо ГлавКРУ от 15.06.07 г. № 25-18/446).

* Аналогичные рекомендации были предложены ГНАУ в п. 7 письма № 14447 и ФГИУ в письме от 03.04.07 г. № 10-16-5404.

6. Уплата земельного налога субъектами хозяйствования в случае приобретения права собственности на земельный участок из земель частной собственности.

Текст НР по данному вопросу дублирует абз. 2-7 письма ГНАУ от 14.05.09 г. № 9954/7/15-0717 и содержит следующий несложный вывод: покупатели «частной» земли начинают уплачивать земельный налог с момента возникновения права на землю (т. е. с момента проставления отметки об отчуждении земучастка органом земресурсов). В целом позиция ГНАУ по землям частной собственности соответствует законодательству, что мы подтверждали в нашем комментарии к указанному письму («БН», 2009, № 24, с. 10). По этому вопросу рекомендуем также ознакомиться с письмом ГНАУ от 19.02.10 г. № 3361/7/15-0717з

7. Налогообложение субъектами хозяйствования арендованного земельного участка, приобретенного по договору купли-продажи.

Выводы НР по данному вопросу дублируют содержание письма ГНАУ от 23.09.09 г. № 20650/7/15-0717 («БН», 2009, № 50, с. 6). И тут мы согласны с ГНАУ в том, что если договора аренды не расторгнут, то до регистрации права собственности на земельный участок, необходимо уплачивать арендную плату. Однако, если вам удастся убедить местные власти расторгнуть договор раньше, то никакой арендной платы или земельного налога до регистрации права собственности на земучасток уплачивать не надо.

8. Налогообложение земель государственной и коммунальной собственности в случае отчуждения права собственности на жилые дома, здания или сооружения, которые размещены на арендованных земельных участках.

Данный вопрос ГНАУ уже пыталась рассмотреть ранее. Примерами могут быть ее письма от 14.05.09 г. № 9954/7/15-0717 («БН», 2009, № 24, с. 10), от 23.09.09 г. № 20650/7/15-0717 («БН», 2009, № 50, с. 6), а также письмо от 17.02.10 г. № 3184/7/15-0717з («БН», 2010, № 12, с. 8), содержание которого, в основной своей части, легло в комментируемый пункт НР (см. «Кто и когда платит за гос- и комземли при отчуждении недвижимости»).

 

Кто и когда платит за гос- и комземли при отчуждении недвижимости

Извлечение из комментируемого НР

«Следовательно, если арендаторы земель государственной и коммунальной собственности отчуждали право собственности на жилые дома, здания или сооружения, размещенные на арендованных земельных участках, и не вернули арендодателю в установленном порядке указанные земельные участки, такие арендаторы являются плательщиками арендной платы за землю в бюджет на основании заключенных договоров аренды земли до момента утраты силы таких договоров.

В случае если арендаторы земель государственной и коммунальной собственности, отчуждавшие право собственности на жилые дома, здания или сооружения, размещенные на арендованных земельных участках, вернули их арендодателю в установленном порядке, новые собственники таких домов, зданий или сооружений являются плательщиками арендной платы за землю в бюджет с момента вступления в силу договоров аренды земли, если иной срок не предусмотрен в таких договорах».

 

То есть, несмотря на императивные положения действующего законодательства о прекращении договоров аренды земучастков в случае отчуждения недвижимости, расположенной на таких участках, основанием для прекращения внесения арендных платежей ГНАУ рассматривает лишь возврат земельного участка арендодателю (оформление акта приема-передачи участка).

В принципе понять ГНАУ можно.К тому же местные власти вряд ли будут подписывать акты приема-передачи земучастков до того момента, как новый собственник недвижимости не подпишет с ними соответствующий договор. В то же время понимать ГНАУ можно лишь до тех пор, пока Госкомзем не урегулирует процедуру регистрации прекращения договоров аренды по указанным причинам. И если такое аннулирование не будет привязано к составлению актов приема-передачи, то основания для перечисления арендной платы за землю отпадут с момента такого аннулирования в силу

ст. 13 Закона № 2535.

Как видите, отчасти изданные ранее письма переписали полностью, некоторые вопросы существенно переработали, отдельные недоработки так и остались. Надеемся, ГНАУ все-таки доведет «до ума» данное разъяснение в ближайшем будущем.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше