Темы статей
Выбрать темы

Бесплатное распространение рекламной газеты: особенности налогообложения

Редакция БН
Статья

БЕСПЛАТНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕКЛАМНОЙ ГАЗЕТЫ:

особенности налогообложения

 

Далеко не всегда наше законодательство учитывает все особенности современных маркетинговых технологий. Например, при бесплатном распространении рекламной газеты издатель передает ее потребителям бесплатно, а оплачивает стоимость такой газеты, по сути, рекламодатель, даже не получая ее.

О том, как применить действующее налоговое законодательство к операциям в таком «треугольнике», мы расскажем в сегодняшней статье.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Организационные вопросы и юридические тонкости

Для начала следует определиться со статусом участников таких хозяйственных отношений и содержанием хозяйственных взаимоотношений между ними.

1. Рекламодатель оплачивает стоимость рекламных услуг, в которые входит и доставка рекламной информации потребителю. О налогообложении рекламных мероприятий мы подробно рассказывали в

статье «Рекламные мероприятия в учете рекламодателя» // «БН», 2009, № 46, с. 33.

2. Предприятие, выпускающее бесплатную рекламную газету (издатель), с одной стороны, оказывает рекламные услуги рекламодателю и получает доходы от такой деятельности, с другой стороны, бесплатно распространяет носитель рекламной информации — газету.

Как правило, при оформлении таких услуг между рекламодателем и издателем оговаривается площадь, которую будет занимать объявление и стоимость таких услуг. При этом каждый рекламодатель не является заказчиком изготовления и распространения определенного количества экземпляров рекламной газеты (если и оговаривается, то только общий тираж). То есть прямой связи между оплатой, полученной за рекламные услуги, и передачей рекламной газеты потребителю нет.

Если бы рекламная газета продавалась, то можно было бы рассматривать два отдельных вида деятельности издателя (рекламные услуги и продажа газеты), каждый из которых приносит доход. В рассматриваемой ситуации издатель получает доход только от предоставления рекламных услуг, который должен покрывать расходы на изготовление и распространение рекламной газеты.

Кроме того, важно правильно определить статус такого рекламного носителя: является ли он печатным средством массовой информации или просто печатной продукцией — буклетом.

Согласно

ст. 1 Закона о прессе под печатными средствами массовой информации (прессой) в Украине понимают периодические и продолжающиеся издания, которые выходят под постоянным названием, с периодичностью один и больше номеров (выпусков) на протяжении года на основании свидетельства о государственной регистрации.

Если рекламная газета соответствует этому определению и на нее получено Свидетельство о государственной регистрации, то она имеет все шансы считаться

средством массовой информации. Если же такого свидетельства нет, то такую газету нельзя рассматривать как печатное средство массовой информации, и ее следует считать рекламным буклетом.

3. Для получателей рекламной газеты (физических или юридических лиц) она не является материальной ценностью, поскольку ее «ценность» состоит только в информации, которая содержится на таком носителе, кроме того, получатель не несет расходов на ее приобретение. Следовательно, такая операция не влечет для получателя никаких налоговых последствий (кроме случая, когда получатель очень хочет отразить ее стоимость в составе валовых доходов как подарка).

Итак, самой проблемной, с точки зрения налогообложения, является деятельность издателя, на рассмотрении которой мы и сосредоточимся.

 

Налог на прибыль

Рекламные услуги.

Если издатель является плательщиком налога на прибыль, то доходы, полученные им от предоставления рекламных услуг, включаются в состав валовых доходов на основании п.п. 4.1.1 Закона о налоге на прибыль.

Бесплатное распространение газеты.

Вопрос с налогообложением операций по бесплатной раздаче рекламной газеты не столь однозначен.

Для издательств, издательских организаций и предприятий полиграфии

п.п. 7.13.7 Закона о налоге на прибыль предусмотрена льгота, но она распространяется только на книжную продукцию. Поскольку рекламная газета, учитывая периодичность ее выхода, не относится к книжной продукции, то указанная льгота в рассматриваемой ситуации не применяется. Об этом заявляла ГНАУ в письме от 24.02.05 г. № 3445/7/15-1117.

Поэтому будем рассматривать бесплатное распространение газеты исходя из общих норм

Закона о налоге на прибыль.

Валовые доходы при осмотрительном подходе.

В общем случае бесплатная передача товара у передающей стороны приводит к возникновению валовых доходов исходя из обычных цен в том случае, когда такой товар передается нестандартным плательщикам налога на прибыль или неплательщикам этого налога (например, физлицам).

В рассматриваемой ситуации передача рекламной газеты осуществляется именно неплательщикам налога на прибыль, во всяком случае доказать обратное невозможно, поскольку такая операция документально не оформляется (нет договора с получателем газеты, в котором было бы сказано, что он является плательщиком налога на прибыль на общих основаниях). Следовательно, можно говорить о необходимости увеличения валовых доходов издателя при передаче рекламной газеты исходя из обычной цены, определять которую следует в порядке, предусмотренном

п. 1.20 Закона о налоге на прибыль. по нашему мнению, при этом можно ориентироваться на себестоимость такой газеты.

Такой подход приводит к дополнительной уплате налога на прибыль. Его можно рекомендовать очень осторожным плательщикам.

Смелый подход.

Бесплатную передачу рекламной газеты можно рассматривать и в другом ракурсе.

Сама по себе рекламная газета не представляет собой материальной ценности для получателя и рассматривается как носитель рекламной информации, тем более, что расходов на ее приобретение получатель не несет. То есть рекламная газета не подпадает под понятие «товары», приведенное в

п. 1.6 Закона о налоге на прибыль.

Следовательно, распространение рекламной газеты не считается продажей товаров в понимании

п. 1.31 Закона о налоге на прибыль.

При таком подходе нет оснований для увеличения валовых доходов издателя от бесплатной раздачи рекламной газеты в порядке, предусмотренном

пп. 7.4.1 и 7.4.3 Закона о налоге на прибыль (исходя из обычных цен).

Можно утверждать, что издатель продает только рекламные услуги, а газеты — лишь средство размещения рекламы.

Валовые расходы.

Независимо от того, какой подход при определении валовых доходов выбрал издатель (увеличил их или нет), считаем, что он имеет право на включение затрат на изготовление и распространение рекламной газеты в состав валовых расходов.

Дело в том, что расходы на изготовление и распространение рекламной газеты связаны с хозяйственной деятельностью. Как известно, под хозяйственной деятельностью понимается деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, когда непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным. В нашем случае доход от бесплатного распространения газеты будет получен как доход от предоставления рекламных услуг.

Причем такие расходы издателя не лимитируются, поскольку не подпадают под действие

п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, регламентирующего рекламные расходы плательщика, который рекламирует свою продукцию. В данном случае речь идет о расходах по основной деятельности издателя.

Чтобы у налоговиков не возникало претензий к таким расходам, желательно, чтобы в договоре на оказание рекламных услуг речь шла не только о размещении рекламы в газете, но и о ее доведении до потребителя путем бесплатного распространения определенного тиража такой газеты.

 

НДС

Рекламные услуги.

Если издатель зарегистрирован плательщиком НДС, то согласно п.п. 3.1.1 Закона об НДС поставка рекламных услуг является объектом обложения НДС на общих основаниях по ставке 20 %.

Есть ли льгота по НДС.

Что касается собственно бесплатного распространения рекламной газеты, то здесь есть ряд нюансов, которые следует учесть при обложении их НДС.

Согласно

п.п. 5.1.2 Закона об НДС операции по поставке (подписке) периодических изданий печатных средств массовой информации и книжек, кроме изданий эротического характера, освобождаются от обложения НДС.

Поскольку под определение поставки подпадает и бесплатная передача товара (

п. 1.4 Закона об НДС), то бесплатное распространение печатных средств массовой информации освобождается от налогообложения.

Однако согласно

п. 4.2 Закона об НДС бесплатная передача товаров всегда приводит к начислению налоговых обязательств, причем исходя из обычных цен, без применения 20-процентного коридора.

Возникает дилемма, какой норме —

п.п. 5.1.2 или п. 4.2 Закона об НДС — следует отдать предпочтение в данной ситуации?

По нашему мнению, в данном случае приоритет имеет специальная норма

п.п. 5.1.2 Закона об НДС, поскольку она предусмотрена для отдельного вида деятельности (поставки печатных средств массовой информации) в отличие от п. 4.2 Закона об НДС, который является общей нормой, поскольку распространяется на все операции по бесплатной передаче товаров (кроме случаев, для которых предусмотрены специальные нормы).

Налоговые обязательства при осмотрительном подходе

. Итак, на поставку периодических изданий (в том числе и бесплатную) распространяется льгота, предусмотренная п.п. 5.1.2 Закона об НДС, т. е. такая операция освобождается от обложения НДС.

Согласно

п.п. 5.3.5 Порядка № 166 объем освобожденных операций следует указать в стр. 4 «Операції, які звільнені від оподаткування» декларации по НДС. При этом к декларации прилагается справка в произвольной форме, в которой указываются вид операций и пункт Закона об НДС, на основании которого такие операции освобождаются от налогообложения.

В рассматриваемом случае объем поставки определяется исходя из обычных цен, как мы уже указывали выше, при ее определении можно ориентироваться на себестоимость изготовления и распространения рекламной газеты.

Налоговый кредит при осмотрительном подходе.

Если плательщик НДС приобретает товары (услуги) для использования в необлагаемых операциях, то налоговый кредит по таким товарам (услугам) увеличивать нельзя (п.п. 7.4.2 Закона об НДС).

Однако, кроме необлагаемых операций, издатель осуществляет и облагаемую НДС поставку рекламных услуг, причем с помощью все той же газеты. Иными словами, нельзя сказать, что приобретенные для изготовления газеты товары и услуги используются исключительно в необлагаемых операциях.

Согласно

п.п. 7.4.3 Закона об НДС, если товары (работы, услуги), изготовленные и/или приобретенные, частично используются в облагаемых налогом операциях, а частично нет, в состав налогового кредита включается та часть уплаченного (начисленного) налога при их изготовлении или приобретении, которая соответствует доле использования таких товаров (работ, услуг) в облагаемых налогом операциях отчетного периода.

О хозяйственности операций по бесплатному распространению рекламной газеты мы уже говорили выше.

Таким образом, в нашем случае вполне приемлемо осуществить распределение входящего НДС*, часть суммы которого все-таки увеличит налоговый кредит. Входящий НДС, связанный с приобретением товаров (услуг), которые были использованы при производстве газеты, следует умножить на долю налогооблагаемых операций. Полученный показатель можно включить в состав налогового кредита. Оставшаяся часть включается в состав валовых расходов. Причем речь идет о распределении не только того НДС, который «сидит» в административных расходах (например, коммунальные платежи, аренда административных помещений, услуги связи и т. п.), но и о том, который учтен в цене товаров (услуг), непосредственно участвующих в производстве газеты (услуги типографии, бумага, пленки и т. д.).

* Подробнее см. Тему недели «Распределение «входного» НДС» // «БН», 2009, № 9, с. 38.

Смелый подход.

Если исходить из того, что рекламная газета — товар но, то ее распространение не является поставкой в понимании п. 1.4 Закона об НДС .

Похоже, аналогичный подход поддерживался и налоговиками. Так, в

письме ГНАУ от 13.06.06 г. № 6421/6/16-1515-26 отмечалось, что распространение материального носителя рекламы, который содержит в себе информацию о деятельности предприятия и который нельзя использовать ни в хозяйственной деятельности, ни по-другому, кроме применения его как носителя (источника) информации (например, прайс-листы, рекламные проспекты, брошюры, каталоги, буклеты и т. п.), по своей сути не подпадает под понятие поставки товаров (работ, услуг).

По нашему мнению, в данном случае нет принципиальных различий между перечисленными выше носителями рекламной информации и рекламной газетой (даже если она является средством массовой информации). Такие носители не представляют материальной ценности для получателя. Поэтому распространение рекламной газеты можно вообще не рассматривать как отдельную операцию. Хотя должны предупредить, что, если рекламная газета соответствует определению СМИ, доказать это будет непросто.

Действительно, издательство на самом деле оказывает только рекламные услуги — это и есть вид деятельности предприятия, а распространение газеты — всего лишь способ доставки этой рекламы ее потребителю (расходы на изготовление газеты по сути являются расходами на оказание рекламных услуг).

Поскольку операции по поставке рекламных услуг облагаются НДС, то и вопросов о правомерности формирования налогового кредита по расходам на изготовление и распространение рекламной газеты не должно быть.

Не исключено, что особо рьяные налоговики будут настаивать на том, что предприятие не имеет права на налоговый кредит по расходам, связанным с изготовлением рекламной газеты, потому как операции по ее распространению не облагается НДС, но мы все рано считаем, что у плательщика есть основания настаивать на том, что такие расходы напрямую связаны с предоставлением рекламных услуг.

Для аргументации «смелого подхода» можно использовать еще и порядок распределения входящего НДС, который часто используется в издательском деле. Методика его определения такова: определяется площадь издания, на которой размещена реклама; затем рассчитывается удельный вес этой площади в общей площади издания; и уже после этого пропорционально полученной доле увеличивается налоговый кредит, приходящийся на рекламные услуги. В нашем случае применение этого метода означает включение в состав налогового кредита практически всей суммы входящего НДС, ведь рекламная площадь составляет все 100 %.

 

Налог с рекламы

Налог с рекламы относится к местным налогам, поэтому в региональных положениях о его взимании могут содержаться различные нормы относительно плательщиков, ставок, порядка уплаты и т. п. Однако, поскольку общим нормативным актом в отношении местных налогов является

Декрет о местных налогах, региональные положения не должны ему противоречить, хотя на практике такое встречается довольно часто.

Согласно

ст. 11 Декрета о местных налогах объектом обложения налогом с рекламы является стоимость услуг по установлению и размещению рекламы. Он уплачивается со всех видов объявлений и сообщений, которые передают информацию с коммерческой целью посредством средств массовой информации, прессы, телевидения, афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств, имущества и одежды; на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте и в других местах, во время оплаты услуг за установление и размещение рекламы.

Предельный размер налога с рекламы не должен превышать

0,1 % стоимости услуг за размещение одноразовой рекламы и 0,5 % за размещение рекламы на длительное время. В законодательстве нет определения одноразовой рекламы, на что обращали внимание ГНАУ в письме от 14.09.98 г. № 9901/11/18-0116 и Госпредпринимательства в письме от 22.03.10 г. № 3511, поэтому в этом вопросе следует руководствоваться местными положениями о налоге с рекламы.

Хотя плательщиками налога с рекламы являются рекламодатели, обязанности по уплате в бюджет налога с рекламы возлагаются на рекламного агента (в нашем случае издателя).

Таким образом, издатель, определяя стоимость своих услуг по размещению рекламы, рассчитывает сумму налога с рекламы, которую рекламодатель должен уплатить при оплате самих услуг. Сумму налога с рекламы в расчетных документах (счетах на оплату, актах выполненных работ, услуг и т. п.)

обязательно следует указать отдельной строкой.

Налог с рекламы не относится к общегосударственным налогам, а является местным налогом согласно

ст. 15 Закона о системе налогообложения и поэтому не включается в базу обложения НДС (п. 4.1 Закона об НДС). Другими словами, база для начисления НДС и база для начисления налога с рекламы будет одинаковой — стоимость рекламных услуг.

В сроки, определенные

Законом № 2181 и решением органа местного самоуправления, суммы налога с рекламы, полученные за отчетный период, издатель перечисляет в местный бюджет и сдает Налоговый расчет по налогу с рекламы, форма которого утверждена приказом ГНАУ от 24.12.03 г. № 624. Налог с рекламы уплачивают по месту предоставления рекламных услуг (письмо ГНАУ от 08.11.07 г. № 22729/7/22-3017).

Подробнее о налоге с рекламы см.

статью «Налог с рекламы у рекламного агентства: налоговый и бухгалтерский учет» // «БН», 2009, № 49, с. 34.

 

Примеры

Пример 1 (осмотрительный подход).

Стоимость рекламных услуг, оказанных рекламодателям, составила 12050 грн., в том числе НДС — 2000 грн., налог с рекламы — 50 грн. Услуги типографии (с учетом бумаги и всех необходимых материалов) составили 6000 грн., в том числе НДС — 1000 грн. (для упрощения другие расходы не будем рассматривать). В течение месяца было отпечатано и распространено 10000 экземпляров рекламной газеты.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете таких операций при осторожном подходе. В качестве обычной цены всего тиража примем стоимость его изготовления без НДС — 5000 грн.

 

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет счета

кредит счета

сумма, грн.

ВР

ВД

1. Получена предоплата за рекламные услуги

301, 311

681

12050

10050

2. Отражена сумма НДС

643

641

2000

3. Начислен налог с рекламы

645

641

50

50*

4. Оплачены услуги типографии

371

311

6000

5333,33**

5. Увеличен налоговый кредит

641

644

666,67**

6. Получена партия газет

209

631

5333,33**

7. Списана сумма налогового кредита

644

631

666,67

8. Произведен зачет задолженностей

631

371

6000

9. Распространена газета (стоимость газеты отнесена на себестоимость рекламных услуг)

23

209

5333,33

5000***

10. Подписаны акты об оказании рекламных услуг

361

703

12050

11. Отражена сумма НДС

703

643

2000

12. Списан налог с рекламы

703

645

50

13. Произведен зачет задолженностей

681

361

12050

14. Списана себестоимость рекламных услуг

903

23

5333,33

 

 

15. Определены финансовые результаты

703

791

10000

791

903

5333,33

* Предположим, что согласно местному положению о налоге с рекламы налоговые обязательства по этому налогу возникают по правилу первого события (подробнее см. статью «Налог с рекламы у рекламного агентства: налоговый и бухгалтерский учет» // «БН», 2009, № 49, с. 34).

** Объем облагаемых НДС операций составляет 10000 грн., общий объем операций — 15000 грн. (10000 + 5000). Таким образом в состав налогового кредита можно включить: 1000 х 10000 : 15000 = 666,67 грн. Часть входящего НДС, не вошедшая в состав налогового кредита (1000 - 666,67 = 333,33 грн.), увеличивает первоначальную стоимость газеты и включается в состав валовых расходов.

*** Валовой доход определяется исходя из обычной цены, за которую мы приняли стоимость изготовления без учета НДС (в том числе и без распределенной части НДС).

Исходя из проведенных операций будут начислены к уплате в бюджет:

1) сумма НДС: 2000 - 666,67 = 1333,33 (грн.);

2) сумма налога на прибыль: (10050 + 5000 - 5333,33 - 50) х 25 % = 2416,67 (грн.);

3) сумма налога с рекламы: 50 грн.

 

Пример 2 (смелый подход).

Для условий примера 1 рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете проведенных операций исходя из того, что распространение рекламной газеты не является отдельной хозяйственной операцией, которая не является продажей (поставкой) товаров.

 

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет счета

кредит счета

сумма, грн.

ВР

ВД

1

2

3

4

5

6

1. Получена предоплата за рекламные услуги

301; 311

681

12050

10050

2. Отражена сумма НДС

643

641

2000

3. Начислен налог с рекламы

645

641

50

50

4. Оплачены услуги типографии

371

311

6000

5000

5. Увеличен налоговый кредит

641

644

1000

6. Получена партия газет

209

631

5000

7. Списана сумма налогового кредита

644

631

1000

8. Произведен зачет задолженностей

631

371

6000

9. Распространена газета (стоимость газеты отнесена на себестоимость рекламных услуг)

23

209

5000

10. Подписаны акты об оказании рекламных услуг

361

703

12050

11. Отражена сумма НДС

703

643

2000

12. Списан налог с рекламы

703

645

50

13. Произведен зачет задолженностей

681

361

12050

14. Списана себестоимость рекламных услуг

903

23

5000

15. Определены финансовые результаты

703

791

10000

791

23

5000

Исходя из проведенных операций будут начислены к уплате в бюджет:

1) сумма НДС: 2000 - 1000 = 1000 (грн.);

2) сумма налога на прибыль: (10050 - 5000 - 50) х 25 % = 1250 (грн.);

3) сумма налога с рекламы 50 грн.

 

Как видите, разница между суммами НДС и налога на прибыль, начисленных при разных подходах к бесплатному распространению рекламной газеты, существенно отличаются.

Смелый подход, по нашему мнению, более справедлив, поскольку не требует начисления налогов из доходов, которые издатель не получает. Для того чтобы безбоязненно воспользоваться этим подходом, настоятельно рекомендуем при оформлении рекламных услуг предусматривать, что их суть заключается не просто в размещении рекламы в газете, а в донесении рекламы до потребителя.

 

Документы статьи

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон о прессе

— Закон Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» от 16.11.92 г. № 2782-XII.

Декрет о местных налогах

— Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Порядок № 166

— Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше