Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по ресурсным и прочим платежам

Редакция БН
Приказ от 25.03.2010 г. № 185

ВОДОСБОР И ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

в Обобщающем налоговом разъяснении ГНАУ

 

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 25.03.10 г. № 185

«Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по ресурсным и прочим платежам»

 

Комментируемым

приказом утверждено Обобщающее налоговое разъяснение по ресурсным и прочим платежам, которое посвящено уплате сбора за специальное водопользование и платежей за пользование недрами. Позиция налоговиков практически не отличается от изложенной ранее в письмах ГНАУ, но теперь эти разъяснения соответствуют нормам постановления КМУ от 27.01.10 г. № 86*, которое требует предоставлять разъяснения исключительно в виде обобщающих налоговых разъяснений с утверждением их приказами.

* См. ком. «Налоговые разъяснения: Кабмин наводит порядок» // «БН», 2010, № 9, с. 6.

1.

Сбор за специальное водопользование предприятиями — производителями напитков. Также как в письме от 29.05.08 г. № 10916/7/15-0817** и п. II разд. 3 обзорного письма от 10.07.09 г. № 14453/7/15-0617 (далее — письмо № 14453) суть разъяснений ГНАУ сводится к следующему.

** См. ком. «Сбор за спецводопользование: очередные разъяснения от ГНАУ для производителей напитков» // «БН», 2008, № 24, с. 5.

Во-первых

, для определения перечня продукции, которая относится к категории напитков, следует руководствоваться Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016-97 (раздел 15 «Продукция пищевой промышленности», группа 15.9 «Напитки»), утвержденным приказом Госстандарта от 30.12.97 г. № 822.

Во-вторых

, определять объем воды, использованной для производства напитков, предлагается в зависимости от вида напитков:

— объем воды, использованной для производства безалкогольных напитков и пива, следует определять в 1 тыс. литров готовой продукции (напитка);

— чтобы определить объем воды, использованной для производства водки, других ликеро-водочных напитков и слабоалкогольных напитков, необходимо исходить из состава сырья (в том числе и воды), заложенной в рецептурах приготовления такой продукции.

В-третьих

, поскольку не предусмотрено установление отдельных годовых лимитов для воды, использованной для производства напитков, предприятиям — производителям напитков предлагается самостоятельно исчислять сбор за спецводопользование, исходя из расчета удельного веса воды, использованной на производство напитков, в общем объеме всей использованной воды.

Хотя налоговики прямо не сказали о самостоятельном распределении общего лимита (в указанных выше

письмах именно об этом шла речь), без такого распределения нельзя определить объем сверхлимитного потребления воды в Расчете*** (см. консультацию на с. 27 этого номера).

*** Налоговый расчет сбора за специальное водопользование в части использования воды, в том числе использования воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водопотребления, и использования поверхностных и подземных вод, которые входят в состав напитков, форма утверждена приказом ГНАУ от 23.12.08 г. № 802.

2.

Использование воды одновременно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд, а также для других целей. Если бюджетное предприятие, учреждение или организация используют воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд (т. е. для личного потребления работниками, а также в санузлах, рукомойниках, душевых кабинах и для обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического состояния перечисленных помещений и рабочих мест работников), то сбор за специальное водопользование не уплачивается.

Заметим, что этот вывод распространяется и на других водопользователей (в том числе и на субъектов предпринимательской деятельности) на основании

п. 4.8 Инструкции № 231****.

**** Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденная совместным приказом МФУ, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды от 01.10.99 г. № 231/539/118/219.

Если же бюджетные предприятия, учреждения или организации используют воду

одновременно для удовлетворения питьевых, санитарно-гигиенических нужд, а также для других целей (приготовление блюд в столовой, осуществление лечебных процедур и т. п.), то сбор за спецводопользование осуществляется на общих основаниях за всю фактически использованную воду с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.

Этот вывод также распространяется на всех водопользователей (он следует из положений

п. 4.5 Инструкции № 231).

Аналогичный подход предлагался ГНАУ в

п. III разд. 3 письма № 14453.

3.

Уплата сбора за спецводопользование садоводческими товариществами. Если использование воды осуществляет садоводческое товарищество (как юридическое лицо), то оно является водопользователем. Следовательно, на него возлагается обязанность получения соответствующего разрешения на специальное водопользование (либо заключения договора на поставку воды с первичным водопользователем), а также лимитов на использование водных ресурсов.

Кроме того, исходя из положений

п. 4.5 Инструкции № 231, ГНАУ сделала вывод: при использовании воды не только для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, а и для других целей (полива садов, огородов, приусадебных участков и т. п.), садоводческое товарищество должно уплачивать сбор за специальное водопользование за весь объем фактически использованной воды.

Такой же вывод был сделан ранее в

письме ГНАУ от 18.11.09 г. № 25449/7/15-0817.

4.

Уплата сбора за спецводопользование в части использования воды, приобретенной у водопользователей и завезенной на территорию предприятий в цистернах и других емкостях. Как и в письме ГНАУ от 19.08.09 г. № 17859/7/15-0817 налоговики сделали, на наш взгляд, совершенно неправильные выводы.

Первичный водопользователь, продающий воду в цистернах, сбор за спецводопользование уплачивает только

в части использованной им воды на собственные производственные и хозяйственно-бытовые нужды.

Вторичный водопользователь, получающий воду от первичного водопользователя в цистернах и других емкостях, уплачивает первичному водопользователю за воду как за товар цену, предусмотренную договором купли-продажи, и только при использовании такой воды в собственной хозяйственной деятельности водопользователь

уплачивает сбор за спецводопользование в части фактически использованных им объемов воды (для производственных и хозяйственно-бытовых целей) по действующим нормативам, установленным для водных объектов соответствующей территории и сбор за спецводопользование в части фактически использованных объемов воды, входящей в состав напитков (при изготовлении напитков) по действующим нормативам, установленным для воды, входящей в состав напитков.

Мы считаем, что покупатель воды не является плательщиком сбора за спецводопользование.

Согласно

ч. 7 ст. 30 Водного кодекса плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов являются предприятия, учреждения, организации, а также граждане-предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды (первичные водопользователи) и/или с водозаборных сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи).

Приобретение воды в цистернах или других емкостях

не является ее забором из водозаборных сооружений первичного водопользователя, поэтому нельзя причислять всех покупателей такой воды к плательщикам сбора за спецводопользование.

Кроме того, использование воды, приобретенной в цистернах или других емкостях,

нельзя считать специальным использованием воды, которым согласно ч.1 ст. 48 Водного кодекса является: забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Поскольку согласно ст. 1 Водного кодекса использование воды — это процесс извлечения воды для использования в производстве с целью получения продукции и для хозяйственно-питьевых нужд населения, а также без ее извлечения для нужд гидроэнергетики, рыбоводства, водного, воздушного транспорта и других нужд.

Таким образом, есть все основания утверждать, что покупатель, который покупает воду в цистернах или других емкостях, не осуществляет специальное использование воды, поскольку не осуществляет забор (извлечение) воды из водных объектов или из водозаборных сооружений первичных водопользователей.

При этом есть все основания утверждать, что специальное использование воды осуществляет предприятие-продавец, которое извлекает воду из водных объектов или из водозаборных систем первичных водопользователей и использует ее в своей хозяйственной деятельности (продает как товар). Следовательно, и сбор за спецводопользование в данном случае должен уплачивать продавец.

5.

Платежи за пользование недрами для добычи полезных ископаемых при проведении дноуглубительных работ. ГНАУ совершенно справедливо указала, что при выполнении дноуглубительных работ русел рек нарушаются недра, т. е. осуществляется пользование недрами в соответствии со ст. 14 Кодекса о недрах. Песок, добытый при этом, относится к полезным ископаемым местного значения (согласно принятой классификации такой песок считается «песчано-гравийным сырьем»). Следовательно, за него следует уплачивать платежи за пользование недрами. При этом базовый норматив такого платежа для песка установлен в размере 5 % от стоимости добытых полезных ископаемых, товарной продукции.

Кроме того, налоговики обратили внимание, что независимо от платы за пользование недрами в соответствии со

ст. 33 Кодекса о недрах с пользователей недр взимаются отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета. Причем, если недропользователи осуществляют добычу полезных ископаемых на месторождениях, разведка которых производилась частично за счет собственных средств, к величине этого сбора необходимо применять понижающие коэффициенты. Основанием для применения таких коэффициентов является справка Минприроды, копия которой подается недропользователем в орган ГНС и учитывается при исчислении сбора начиная с квартала, в котором она была подана.

Аналогичные выводы были сделаны ГНАУ в

письме от 20.03.09 г. № 2456/6/15-0916 . Об особенностях начисления этих сборов ГНАУ рассказывала в письме от 03.02.09 г. № 1953/7/15-0917 (см. ком. «Геологоразведка и пользование недрами: особенности взимания сборов в 2009 году» // «БН», 2009, № 7, с. 8), эти разъяснения остаются актуальными и в этом году.

6.

Совместная деятельность в сфере недропользования. Обязательства по уплате в бюджет рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат, сбора за геологоразведочные работы, а также платежей за пользование недрами возникают у субъекта хозяйствования, осуществляющего комплекс работ по использованию нефтегазоносных недр на основании специального разрешения на пользование недрами. Переуступка обязательств по таким платежам, в том числе и по договору о совместной деятельности, законодательством не разрешается.

Кроме того, ГНАУ настаивает, что право собственности на добытое углеводородное сырье и право распоряжаться им остаются именно за пользователями нефтегазоносных недр. При этом суммы уплаченных (начисленных) платежей, связанных с использованием недр для добычи полезных ископаемых, включаются в состав валовых расходов плательщика налога — недропользователя.

Аналогичная точка зрения высказывалась ГНАУ в письмах от 21.01.08 г. № 851/7/15-0917, от 04.04.08 г. № 7012/7/15-0317, и от 01.08.08 г. № 7425/6/15-0916.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше