Что нужно знать для составления отчетности
по спецводопользованию за I квартал 2010 года
Предприятие является плательщиком сбора за спецводопользование. Как правильно составить отчетность по этому сбору за I квартал 2010 года?
(г. Харьков)
В связи с тем, что до настоящего времени
закон о госбюджете-2010 не принят, порядок исчисления и уплаты сбора за специальное использование водных ресурсов (далее — сбор за спецводопользование) в 2010 году остается неизменным, т. е. подавать отчетность, как минимум, за I квартал 2010 года плательщики этого сбора будут по тем же правилам, что и в 2009 году.Напомним основные моменты ее составления.
1.
Объектом исчисления сбора за спецводопользование является фактический объем воды, используемой водопользователем, с учетом объемов потерь воды в системах водоснабжения (п. 5 Порядка № 1494*, п.п. 6.2 Инструкции № 231**). Определяется объем использованной воды на основании данных первичного учета по показаниям водоизмерительных приборов, а при их отсутствии — по технологическим данным или по данным поставщика воды об отпущенном плательщику объеме воды.* Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494.
** Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденная совместным приказом МФУ, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды от 01.10.99 г. № 231/539/118/219.
2. Расход воды при расчете размера сбора может быть в пределах лимита и сверхлимитным. За воду, потребленную в пределах лимита, сбор уплачивается в обычном порядке, а сумма сбора относится в состав валовых расходов. За сверхлимитное использование водных ресурсов сбор исчисляется в пятикратном размере (п. 12 Порядка № 1494), а сумма сбора, по мнению ГНАУ, которое изложено в письме от 05.06. 09 г. № 11946/7/15-0217, не относится в валовые расходы. Мы с таким мнением налоговиков не соглашаемся, с аргументами в подтверждение нашей позиции вы можете ознакомиться в редакционном комментарии к упомянутому выше письму ГНАУ «Сбор за сверхлимитное водопотребление в валовые расходы не включается? Фискальное разъяснение ГНАУ» // «БН», 2009, № 27, с. 10.
Обратите также внимание, что на 2010 год (как и в прошлом 2009 году) не предусмотрено установление отдельных лимитов для специального использования воды для производства напитков. Поэтому производители напитков в 2010 году, как и раньше, могут установить такие лимиты самостоятельно (по своему усмотрению) в пределах общего лимита, предусмотренного для конкретного источника. ГНАУ в письме от 29.05.2008 г. № 10916/7/15-0817 рекомендовала предприятиям рассчитать такие лимиты самостоятельно исходя из удельного веса объемов воды, использованной на производство напитков, в общем объеме всей использованной воды. Хотя в п. 1 Обобщающего налогового разъяснения по ресурсным и другим платежам, утвержденного приказом ГНАУ от 25.03.10 г. № 185 (см. с. 4 этого номера), прямо не сказано о распределении лимитов, без этого рассчитать сбор невозможно. Например, если за отчетный период при общем потреблении воды 125 куб. м на производство напитков использовано 50 куб. м, а общий годовой лимит установлен в размере 500 куб. м, то по рекомендациям ГНАУ годовой лимит использования воды на производство напитков следует установить в размере 200 куб. м (500 х (50 : 125)).
3. Нормативы сбора за спецводопользование в части использования поверхностных и подземных вод приведены в приложении 2 к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.08 г. № 309-VI (далее — Закон № 309). Эти нормативы установлены в копейках за 1 куб. м.
Для поверхностных вод размер норматива зависит от того, из бассейна какой из рек осуществляется водозабор. Что же касается подземных вод, то здесь нормативы дифференцированы в зависимости от области (а в некоторых случаях — и от района), в которой добываются подземные воды.
Если же воду используют для производства напитков, то размер сбора является единым по Украине и составляет:
— для поверхностных вод — 3 грн. за 1 куб. метр;
— для подземных вод — 3,5 грн. за 1 куб. метр.
Кроме этого, следует обратить внимание: как в предыдущих годах, так и в этом году, при расчете суммы сбора за спецводопользование плательщики должны применять нормативы, установленные в приложении 2 к Закону № 309 с учетом коэффициента 1,439*. Это мнение подтвердила и ГНАУ (письмо от 11.02.10 г. № 2689/7/15-0817**), тем самым признав, что производить индексацию нормативов сбора в 2010 году (по крайней мере, до принятия Закона о госбюджете-2010) плательщикам этого сбора не нужно.
* Следует обратить внимание, что к нормативам сбора применяется еще и дополнительный коэффициент: предприятиями жилищно-коммунального хозяйства — 0,3, а теплоэлектростанциями — 0,005.
** См. ком. «Сбор за спецводопользование: ГНАУ разъяснила особенности администрирования в 2010 году» // «БН», 2010, № 10, с. 9.
4. Распределение начисленного сбора между бюджетами в отчетности осуществляется согласно ст. 32 Водного кодекса Украины в следующем порядке:
— размер сбора за использование воды, рассчитанный из водных объектов общегосударственного значения, зачисляется в государственный бюджет;
— размер сбора, рассчитанный за использование воды из водных объектов местного значения, поступает в местные бюджеты и республиканский бюджет АР Крым.
То есть распределение суммы начисленного сбора зависит от того, какие воды использует плательщик сбора — общегосударственного или местного значения***.
*** Подробнее см. консультацию в рубрике «Почта недели»: «Распределение суммы начисленного сбора за специальное водопользование между бюджетами» // «БН», 2009, № 17, с. 32.
5. Заполняя табличную часть Налогового расчета сбора за специальное водопользование в части использования воды, в том числе использование воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водопотребления, и использование поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков, форма которого утверждена приказом ГНАУ от 23.12.08 г. № 802, сложностей возникнуть не должно, так как подсказки, приведенные в табличной части такой формы, достаточно исчерпывающи. Внимания заслуживает только то, что если четко придерживаться формул, приведенных в графах 7 — 9, то рассчитанные показатели будут получены в копейках, однако в заглавиях этих граф указано, что суммы сбора должны быть указаны в гривнях с копейками. Поэтому показатели граф 7 — 9, исчисленные в соответствии с указанными в них формулами, нужно перевести в гривни (разделить на 100). При этом показатели в гривнях с копейками должны быть округлены до двух десятичных знаков.
Для наглядности приведем пример заполнения Налогового расчета за спецводопользование.
Пример.
Предприятие использует воду для производства напитков, а также для других производственных нужд. Информация об использовании воды за I квартал 2010 года показана в таблице.
Потребление воды за I квартал 2010 года
Источник | Статус источника | Норматив сбора, коп. за 1 куб. м (приложение 2 к Закону № 309) | Установленный годовой лимит, куб. м | Фактически использовано, куб. м | |
всего | в составе напитков | ||||
А | Подземные воды общегосударственного значения | 20,75 | 800 | 200 | 180 |
Б | Поверхностный водный объект местного значения | 15,22 | 1000 | 250 | 100 |
Согласно рекомендациям ГНАУ предприятие рассчитало лимиты водопотребления для использования воды для производства напитков следующим образом.
По источнику А:
— для производства напитков — 720 куб. м (800 х (180 : 200));
— для других нужд — 80 куб. м (800 - 720).
По источнику Б:
— для производства напитков — 400 куб. м (1000 х (100 : 250));
— для других нужд — 600 куб. м (1000 - 400).
Фрагмент заполненного
Налогового расчета приведен на рисунке на с. 29.
№ з/п | Назви водних об’єктів та показники | Обсяг фактично використаної води з урахуванням втрат у системах водопостачання; обсяг води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату, куб. м | Нормативи збору, коп./куб. м | Коефіцієнти, що застосовуються до нормативів збору3 | Установлений річний ліміт використання води, куб. м | Суми збору, обчисленого в межах ліміту4, грн. коп., к. 3 або к. 6 (якщо к. 3 > к. 6) х к. 4 х к. 5 | Суми збору, обчисленого понад лімітні обсяги4, грн. коп., заповнюється, якщо к. 3 > к. 6 (к. 3 - к. 6) х к. 4 х к. 5 х 5 | Усього нараховано збору4, грн. коп., к. 7 + к. 8 або к. 7 або к. 3 х к. 4 х к. 55 | у тому числі | |
до державного бюджету4, грн. коп. | до місцевих бюджетів4, грн. коп. | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
I | Нарахована сума збору з початку року, усього (р. 1 + р. 2 + р. 3) (крім вод для потреб гідроенергетики та водного транспорту) | 1377,09 | 912,54 | 464,55 | ||||||
1 | спеціальне водокористування в частині використання води, усього (р. 1.1 + р. 1.2) | 38,82 | 5,97 | 32,85 | ||||||
1.1 | водні об’єкти загальнодержавного значення, усього (р. 1.1.1 + р. 1.1.2), у тому числі: | 5,97 | 5,97 | — | ||||||
1.1.1 | поверхневі водні об’єкти6: | — | — | — | ||||||
1.1.1.1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
1.1.1.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
1.1.2 | підземні води та джерела6: | 5,97 | 5,97 | — | ||||||
1.1.2.1 | Джерело А | 20 | 20,75 | 1,439 | 80 | 5,97 | — | 5,97 | 5,97 | — |
1.1.2.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
1.2 | водні об’єкти місцевого значення, усього (р. 1.2.1 + р. 1.2.2), у тому числі: | 32,85 | — | 32,85 | ||||||
1.2.1 | поверхневі водні об’єкти6: | 32,85 | — | 32,85 | ||||||
1.2.1.1 | Джерело Б | 150 | 15,22 | 1,439 | 600 | 32,85 | — | 32,85 | — | 32,85 |
1.2.1.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
1.2.2 | підземні води та джерела6: | — | — | — | ||||||
1.2.2.1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
1.2.2.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2 | використання вод, які входять до складу напоїв, усього (р. 2.1 + р. 2.2) | 1338,27 | 906,57 | 431,70 | ||||||
2.1 | водні об’єкти загальнодержавного значення, усього (р. 2.1.1 + р. 2.1.2), у тому числі: | 906,57 | 906,57 | — | ||||||
2.1.1 | поверхневі водні об’єкти6: | — | — | — | ||||||
2.1.1.1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2.1.1.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2.1.2 | підземні води та джерела6: | 906,57 | 906,57 | — | ||||||
2.1.2.1 | Джерело А | 180 | 350,00 | 1,439 | 720 | 906,57 | — | 906,57 | 906,57 | — |
2.1.2.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2.2 | водні об’єкти місцевого значення, усього (р. 2.2.1 + 2.2.2), у тому числі: | 431,70 | — | 431,70 | ||||||
2.2.1 | поверхневі водні об’єкти6: | 431,70 | — | 431,70 | ||||||
2.2.1.1 | Джерело Б | 100 | 300,00 | 1,439 | 400 | 431,70 | — | 431,70 | — | 431,70 |
2.2.1.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2.2.2 | підземні води та джерела6: | — | — | — | ||||||
2.2.2.1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
2.2.2.2 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
<…> | ||||||||||
III | Нарахована сума збору за звітний квартал, усього (р. 3.1 + р. 3.2 + р. 3.3) | 1377,09 | 912,54 | 464,55 | ||||||
3.1 | спеціальне водокористування в частині використання води (р. 1 р. I - р. 2.1 р. II)
| 38,82 | 5,97 | 32,85 | ||||||
3.2 | використання вод, які входять до складу напоїв (р. 2 р. I - р. 2.2 р. II)
| 1338,27 | 906,57 | 431,70 | ||||||
3.3 | використання теплоелектростанціями поверхневої води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату (р. 3 р. I - р. 2.3 р. II)
| — | — | — |
Фрагмент Налогового расчета за I квартал 2010 года
Сергей ДЕЦЮРА