Темы статей
Выбрать темы

Благоустройство в вопросах и ответах: уборка территории, удаление деревьев, озеленение

Редакция БН
Статья

БЛАГОУСТРОЙСТВО В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ:

уборка территории, удаление деревьев, озеленение

 

Красиво жить не запретишь! Но для этого следует приложить определенные усилия в виде затрат времени, трудовых ресурсов, денежных средств. В результате можно получить радующую глаз гармонию в виде ухоженных газонов, клумб, кустарников и т. п.

В сегодняшней статье мы рассмотрим ряд вопросов, возникающих в ходе благоустройства территории.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

С чего начать благоустройство?

Перед тем как начинать облагораживать территорию, необходимо определиться с исходными данными.

1. Нужно уточнить статус такой территории. Является ли она собственностью предприятия, находится в аренде или предоставлена в пользование, чтобы избежать проблем, связанных с правомерностью ее преображения, пусть и в лучшую сторону. Ведь собственнику может не понравиться самоуправство арендатора. Как говорится, «на вкус и цвет…».

Кстати, не лишним будет уточнить границы территории, которую предприятие может облагородить по своему усмотрению, поскольку на местности они далеко не всегда обозначены.

2. Определить статус работ, которые будут выполняться. В большинстве случаев облагораживаемая территория находится в населенном пункте, поэтому ее видоизменение является благоустройством, для которого установлены определенные правила

Законом о благоустройстве и другими нормативными актами. К примеру, некоторые действия, такие как вырубка или посадка деревьев, требуют согласования с органами местного самоуправления.

3. Реально соизмерить ожидаемые результаты и собственные силы. Не всегда на предприятии есть человек, который хорошо разбирается в агрономии или имеет достаточный опыт посадки цветов на клумбе. Ведь может оказаться, что ожидаемый результат не будет достигнут (цветы завяли, трава не взошла и другие проблемы). В результате может оказаться, что все усилия были напрасны и деньги потрачены зря.

Возможно, для достижения нужного результата следует обратиться к профессионалам, которые занимаются озеленением.

Итак, все необходимые разрешения и согласования получены, объемы выполняемых работ собственными силами и сторонними организациями распределены, так что перейдем к рассмотрению вопросов, возникающих в ходе благоустройства.

 

Услуги по уборке территории — есть ли ВР?

Для уборки прилегающей территории предприятие воспользовалось услугами сторонней организации. Можно ли такие услуги включить в валовые расходы?

 

Согласно

ч. 4 п. 1 ст. 13 Закона о благоустройстве территории предприятий, учреждений, организаций, а также закрепленные за ними территории на условиях договора являются объектом благоустройства. Расположенные на такой территории зеленые насаждения; покрытия дорог, аллей, тротуаров, пешеходных дорожек; средства наружного освещения и другие объекты являются элементами благоустройства (п. 1 ст. 21 Закона о благоустройстве).

Предприятия как субъекты в сфере благоустройства населенных пунктов обязаны

содержать в надлежащем состоянии территории, предоставленные им в установленном законом порядке, и закрепленные за ними на условиях договора объекты благоустройства (п. 2 ст. 18, п. 3 ст. 24 Закона о благоустройстве). Перечень работ, относящихся к содержанию объектов благоустройства, приведен в приложении 5 к п. 1.8 Порядка 154.

Кроме того,

п.п. 4.1.1 Правил пожарной безопасности также предусматривает необходимость постоянного содержания территории предприятия в чистоте и систематической уборки ее от мусора , отходов производства, тары, опавшей листвы.

Таким образом, проблем с доказательством связи расходов на содержание территории в надлежащем порядке (другими словами, на ее уборку) у плательщиков налога на прибыль не должно возникать.

У единоналожников такие затраты не повлияют на налогообложение, разве что плательщики НДС смогут учесть соответствующие суммы НДС в составе налогового кредита.

Если участок предоставлен по договору аренды, в нем желательно оговорить, кто будет осуществлять благоустройство (в том числе и уборку) прилегающей территории — арендодатель или арендатор. Как правило, такие обязанности возлагаются на арендатора

Для обоснования связи расходов по благоустройству с хозяйственной деятельностью можно издать приказ по предприятию, в котором аргументировать необходимость и обязательность проведения таких работ. Как вариант в нем можно оговорить, что благоустройство территории проводится для привлечения большего числа посетителей, повышения конкурентоспособности, создания образной узнаваемости предприятия, ввиду проведения плановых мероприятий по благоустройству, с целью выполнения требований того или иного нормативно-правового акта.

Предприятие самостоятельно определяет то, каким именно способом будет содержаться его территория в надлежащем порядке. То ли это будет осуществляться собственными силами, то ли предприятие воспользуется услугами сторонних организаций. Например, текущая уборка территории может осуществляться техперсоналом предприятия, а для проведения сезонных работ, которые требуют специального оборудования или навыков (вывоз опавшей листвы), могут привлекаться специализированные предприятия.

 

Оплата труда за уборку территории

Уборка территории проводится не регулярно (несколько раз в год). Для ее проведения привлекаются все работники предприятия. Как правильно оплатить такую работу, если она проводится в рабочее время?

 

Как правило, генеральная уборка территории предприятия проводится не регулярно (один или два раза в год), поэтому нет смысла содержать для этого специальный персонал. Для таких работ могут привлекаться имеющиеся работники, в должностные обязанности которых далеко не всегда входят такие обязанности, либо в рабочее время, путем «замены» (на несколько часов) прямых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, либо путем привлечения работников к выполнению не свойственных им функций в выходной день. Согласно

ст. 33 КЗоТ временный перевод работника на другую работу, не обусловленную в трудовом договоре, допускается только с его согласия.

Следует учесть, что согласно

ч. 1 ст. 71 КЗоТ работа в выходные дни запрещена. Допускается привлечение отдельных работников для работы в выходные только с согласия первичной профсоюзной организации или профсоюзного представителя (если таковые есть на предприятии) и только в исключительных случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 71 КЗоТ. Безусловно, среди указанных в ней ситуаций уборка территории не фигурирует, но, на наш взгляд, с натяжкой можно приспособить п. 3, предусматривающий проведение неотложных, непредвиденных работ, от немедленного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа предприятия, ведь действующее законодательство обязывает поддерживать территорию предприятия и производственных помещений в надлежащем состоянии (Закон о благоустройстве, Правила пожарной безопасности).

Проведение такого мероприятия должно быть оформлено надлежащим образом и как любой другой труд оплачено, причем оплата не может быть ниже чем за основную работу (если работы выполняются в рабочее время). Если же речь идет о работе в выходной день, то согласно

ст. 72 КЗоТ такая работа должна компенсироваться по согласованию сторон либо другим днем отдыха, либо двойной оплатой, расчет которой проводится в соответствии со ст. 107 КЗоТ.

Напомним, что двойная оплата проводится в следующем порядке:

— работникам, которым установлены часовые или дневные ставки, — в двойном размере часовой или дневной ставки;

— работникам, получающим месячный оклад, — в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в выходной день проводилась — в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа проводилась сверх месячной нормы.

Указанные правила для работников-сдельщиков (в двойном размере сдельной расценки) в ситуации с проведением уборки территории не подходят. Поэтому для такой категории работников необходимо сделать расчет по тарифной ставке, из которой определена сдельная расценка.

Таким образом, несмотря на то что все участники мероприятия по уборке территории будут выполнять одинаковую работу, оплата будет проводиться каждому по его ставке.

В связи с тем, что

ст. 31 КЗоТ запрещает требовать от работников выполнять работы, не предусмотренные в трудовом договоре, можно оформить приказ как документ, разрешающий участие работников, изъявивших желание принять участие в мероприятии, которое проводится по инициативе соответствующей службы (к примеру, завхоза).

Уйти от сложностей корректного оформления трудовых отношений с работниками и оплаты их труда в такой ситуации поможет заключение договоров подряда с работниками, которые будут заниматься уборкой. В этом случае уборка может проводиться и в выходные дни — никаких запретов и ограничений на этот счет в отношении подрядчиков действующее законодательство не содержит. Кроме того, исключительно по договоренности сторон решается вопрос с размером оплаты за такую работу.

 

Разрешение на удаление деревьев

Нужно ли получать специальное разрешение для удаления аварийных деревьев, расположенных на территории предприятия, если земельный участок находится в населенном пункте?

 

Особое положение среди элементов благоустройства занимают зеленые насаждения. Согласно

п. 1 ст. 28 Закона о благоустройстве охране и восстановлению подлежат все зеленые насаждения в пределах населенных пунктов при проведении любой деятельности.

Удаление деревьев, кустов, газонов и цветников должно осуществляться в соответствии с

Порядком удаления деревьев. То есть только по решению органа исполнительной власти, на основании заявления юридического или физического лица путем выдачи ордера (п. 2 Порядка удаления деревьев). Исключение составляют случаи, предусмотренные в пп. 7 — 10 Порядка удаления деревьев: ликвидация аварийных деревьев (сухостоев), в процессе ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, удаление деревьев на территориях кладбищ и мемориальных комплексов, а также на земельных участках, находящихся в частной собственности и приусадебных участках.

Таким образом, если требуется удалить дерево на земельном участке, находящемся в частной собственности, обращаться в какие-либо инстанции за специальным разрешением не нужно (независимо от того, является такое дерево аварийным или нет) — достаточно решения собственника данного участка. Уплачивать при этом так называемую восстановительную стоимость такого дерева также не потребуется, поскольку она должна была быть уплачена собственником еще при передаче ему земельного участка в собственность

(пп. 10, 11 Порядка удаления деревьев).

Также без разрешения возможно

немедленное удаление поврежденных деревьев или кустов (их частей) в случае, когда состояние таких поврежденных зеленых насаждений угрожает жизни, здоровью граждан, а также их имуществу или имуществу юридических лиц (ч. 4 ст. 28 Закона о благоустройстве, п. 8 Порядка удаления деревьев). Но после проведения таких работ необходимо составить Акт обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению* в установленном порядке.

* Образец такого Акта приведен в приложении 1 к Методике № 127.

В других случаях удаление зеленых насаждений проводится на основании ордера, который выдается по решению исполнительного органа городского, поселкового или сельского совета. Чтобы получить такой разрешительный документ, заинтересованное лицо должно обратиться в исполком с заявлением .

После получения заявления исполком утверждает состав соответствующей комиссии, в которую включаются, в частности, представители заявителя. Эта комиссия должна определить состояние зеленых насаждений, расположенных на земельном участке, и составить Акт обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению.

Пройдя необходимое согласование в территориальном органе Минприроды, такой Акт возвращается комиссии, председатель которой готовит проект решения исполкома об удалении зеленых насаждений.

В решении исполкома дается разрешение на удаление деревьев, указывается их количество и сумма восстановительной стоимости**, которую нужно уплатить.

** Размер восстановительной стоимости рассчитывается в соответствии с Методикой № 127.

Копию решения исполкома выдают заявителю для оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений. Только после того, как предприятие предъявит документ, подтверждающий оплату, ему выдадут Ордер на удаление деревьев (приложение 2 к Методике № 127).

 

Удаление деревьев собственными силами

Можно ли удалить собственными силами аварийное дерево или для этого нужно обращаться к специализированным предприятиям?

 

Работы по сносу деревьев достаточно опасны. Согласно п. 2.2 Правил охраны труда № 51 к таким работам допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, которые прошли медицинское обследование, ознакомлены с требованиями индивидуальной гигиены и производственной санитарии, имеют соответствующую специальную подготовку и аттестованы на знание этих Правил.

Если на предприятии есть такие работники (что встречается довольно редко), то удаление аварийных деревьев предприятие может провести самостоятельно.

Если же на предприятии таких работников нет, то для удаления деревьев следует обратиться к субъектам предпринимательства, оказывающим такие услуги.

 

Услуги по удалению дерева — есть ли ВР?

Можно ли включить в валовые расходы затраты, связанные с удалением дерева на прилегающей к зданию территории (восстановительная стоимость, услуги коммунального предприятия)?

 

Если дерево расположено на земельном участке, находящемся в частной собственности, то оно, скорее всего, относится к основным фондам либо как самостоятельный объект, либо как один из элементов такого объекта (если объектом основных фондов является аллея либо здание вместе с прилегающей территорией). В таком случае удаление объекта многолетних зеленых насаждений не требует получения разрешения и уплаты восстановительной стоимости. Такая операция будет отражена в учете либо как списание основных средств (дерева как объекта основных фондов группы 3), либо как расходов, связанных с ремонтом (содержанием) основных средств (аллеи или здания).

Если же дерево расположено на земельном участке, находящемся в аренде или в пользовании (о чем свидетельствует уплата восстановительной стоимости), то, на наш взгляд, однозначно утверждать, что снос дерева связан с хозяйственной деятельностью и, соответственно, предприятие имеет право на включение понесенных затрат в валовые расходы можно в таких случаях:

— во-первых, если дерево являются аварийным и угрожает нормальной работе предприятия (его падение может причинить ущерб здоровью людей или ущерб имуществу);

— во-вторых, если снос дерева проводится в рамках работ по благоустройству территории и связь их с хоздеятельностью очевидна, или такую связь можно доказать (к примеру, благоустройство проводится с целью обеспечения нормального светового режима в помещениях, формирования представительского вида и имиджа предприятия, привлечения посетителей, создания деловой репутации и т. п.).

Для обоснования хозяйственности услуг по удалению дерева желательно издать приказ руководителя, в котором обосновать необходимость проведения работ по благоустройству (со ссылкой на требования соответствующих нормативных документов), в состав которых может входить и удаление дерева. При этом такие услуги можно будет включить в состав валовых расходов.

Вопрос со включением в состав валовых расходов восстановительной стоимости также не однозначен. Дело в том, что такой платеж хоть и является обязательным, но его нельзя включать в состав валовых расходов как налог (он не является налогом). По своей сути он ближе к возмещению ущерба (затрат на посадку и содержания дерева), а такие суммы в состав валовых расходов включать нельзя.

Однако ГНАУ в п. 2 письма от 03.02.05 г. № 670/ч/15-1114 на этот счет высказывала достаточно либеральное мнение: если расходы, связанные с вырубкой зеленых насаждений, предусмотрены в сводной смете расчета стоимости строительства, то такие расходы с целью дальнейшей амортизации увеличивают балансовую стоимость объекта основных фондов.

Поэтому перед тем, как включать восстановительную стоимость удаленных зеленых насаждений в состав валовых расходов, настоятельно рекомендуем заручиться индивидуальным налоговым разъяснением.

 

Как учесть расходы на создание клумбы

Как правильно отразить в налоговом и бухгалтерском учете расходы на создание зеленых насаждений?

 

Предприятия обязаны обеспечить благоустройство земельных участков, предоставленных им на праве собственности или праве пользования (п. 1 ст. 24 Закона о благоустройстве). Привлекательными элементами благоустройства являются зеленые насаждения (газоны, клумбы, аллеи и т. п.).

При создании и содержании зеленых насаждений необходимо руководствоваться Правилами озеленения.

В зависимости от стоимости и срока службы объекта благоустройства расходы на их создание могут формировать балансовую стоимость основных фондов согласно пп. 8.4.1, 8.4.2 Закона о налоге на прибыль (если стоимость объекта превышает 1000 грн., а срок службы превышает 365 дней), либо относиться на валовые расходы на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Если прилегающая территория озеленяется однолетними растениями или многолетними насаждениями, которые относятся к малоценным активам (стоимостью до 1000 грн.), то расходы на их приобретение сразу включаются в валовые расходы и пересчитываются по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до момента высадки. По мнению налоговиков, если в бухгалтерском учете применяется 100 % метод амортизации налоговой малоценки, то в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль такие объекты участвуют до момента ввода в эксплуатацию. Если же в бухгалтерском учете используется 50 % амортизация, то в момент ввода в эксплуатацию из перерасчета исключается только 50 % их балансовой стоимости.

Дорогостоящие

(более 1000 грн.) многолетние зеленые насаждения (в том числе многолетние клумбы, газоны и т. д.) относятся к основным фондам группы 3 (по остаточному принципу, поскольку их нет в составе других групп) и увеличивают ее балансовую стоимость. В некоторых случаях (например, в ходе строительства здания) расходы на благоустройство прилегающей территории можно отнести к объекту основных фондов группы 1.

Хотя зеленые насаждения, используемые для целей благоустройства, по своей сути относятся к биологическим активам,

П(С)БУ 30 «Биологические активы» на них не распространяется, поскольку они не связаны с сельскохозяйственной деятельностью (п.п. 3.3 П(С)БУ 30). Поэтому такие зеленые насаждения учитываются в соответствии с требованиями П(С)БУ 7 «Основные средства» или П(С)БУ 9 «Запасы».

В бухгалтерском учете стоимость

семян и однолетних растений, приобретенных для озеленения (оборудования клумбы или цветника), списывается на расходы деятельности (Дт 91, 92, 93, 94 — Кт 20).

Многолетние насаждения

учитываются на одноименном субсчете 108. Малоценные* объекты озеленения учитываются как малоценные необоротные материальные активы на субсчете 112. Предприятие самостоятельно выбирает единицу учета — это может быть как отдельное дерево, так и отдельный озелененный участок. Если стоимость расходов на озеленение учитывается в стоимости строящегося объекта, то такие расходы через субсчет 151 или 152 увеличат балансовую стоимость объекта, который будет учитываться на субсчете 103 «Здания и сооружения».

* Стоимостный критерий разграничения основных средств и малоценных материальных активов устанавливается приказом об учетной политике предприятия. Как правило, здесь ориентируются на налоговый учет и устанавливают его на уровне 1000 грн.

На этом рассмотрение вопросов, связанных с весенними заботами по благоустройству территории предприятий, будем заканчивать. Для полноты картины рекомендуем также обратиться к нашей прошлогодней публикации на эту тему «Благоустройство территории: не прихоть, а обязанность» // «БН», 2009, № 18, с. 35.

 

Документы статьи

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон о благоустройстве

— Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.05 г. № 2807-IV.

Порядок удаления деревьев

— Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденный постановлением КМУ от 01.08.06 г. № 1045.

Правила пожарной безопасности

— Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом МЧС от 19.10.04 г. № 126.

Правила охраны труда

№ 51 — Правила охраны труда во время проведения работ по удалению деревьев и пней в населенных пунктах Украины, утвержденные приказом ГоскомЖКХ от 30.11.95 г. № 51.

Правила озеленения

— Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, утвержденные приказом МинЖКХ от 10.04.06 г. № 105.

Порядок № 154

— Порядок проведения ремонта и содержания объектов городского благоустройства, утвержденный приказом ГоскомЖКХ от 23.09.03 г. № 154.

Методика № 127

— Методика определения восстановительной стоимости зеленых насаждений, утвержденная приказом МинЖКХ от 12.05.09 г. № 127.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше