Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по применению штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства юридическими лицами

Редакция БН
Приказ от 01.04.2010 г. № 210

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФОВ ПО ЗАКОНУ № 2181

в Обобщающем налоговом разъяснении ГНАУ

 

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 01.04.10 г. № 210

«Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по применению штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства юридическими лицами»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

В комментируемом

Обобщающем разъяснении ГНАУ фактически воспроизвела положения р. IV письма ГНАУ от 06.07.09 г. № 14082/7/23-4017/354 и письма ГНАУ от 13.05.09 г. № 9842/7/23-4017/227 относительно процедуры начисления штрафных санкций за нарушения налогового законодательства, которые в связи с этим были отозваны. ГНАУ также отозвала письма от 02.06.05 г. № 10902/7/23-1117, от 24.04.08 г. № 8602/7/23-4017/111, от 25.12.09 г. № 28911/7/23-4017/679, от 12.11.09 г. № 25010/7/10-1017/3727 и при этом не привела рассматриваемые в некоторых из них вопросы в Обобщающем разъяснении. В итоге возникла неопределенность с трактовкой положений, содержащихся в отмененных письмах, что, надеемся, в будущем ГНАУ объяснит.

Комментарий «замененных» писем изложен в материалах «

Правила налогового контроля в обзорных письмах ГНАУ» // «БН», 2009, № 34, с.15 и «Штрафы по Закону № 2181: ГНАУ разъяснила порядок расчета» // «БН», 2009, № 24, с.9, поэтому сейчас мы лишь напомним основные моменты высказанной позиции ГНАУ.

1. В случае

неподачи налоговой декларации к плательщику применяются такие санкции:

а) штраф по

п.п. 17.1.1 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (далее — Закон № 2181) в размере 170 грн. за неподачу или задержку подачи каждой декларации (т. е. к примеру, в случае неподачи двух деклараций по налогу на прибыль за I квартал и за полугодие, сумма этого штрафа составит 170 хх 2 = 340 грн.);

б) штраф по

п.п. 17.1.2 Закона № 2181 (если налоговый орган самостоятельно определяет налоговое обязательство за период, за который не подана декларация) в размере 10 % суммы налогового обязательства за каждый полный или неполный месяц (а не период) задержки подачи декларации. Этот штраф рассчитывается отдельно по каждой неподанной декларации так:

— определяется количество полных или неполных

месяцев задержки подачи декларации (начиная с месяца, в котором должна была быть предоставлена декларация, и заканчивая месяцем, в котором было вручено соответствующее налоговое уведомление-решение);

— исчисляется расчетная сумма штрафных санкций как 10 % от суммы налогового обязательства, которое должно было быть указано в неподанной декларации, умноженной на количество месяцев ее неподачи;

— определяется предельная сумма этих санкций — она должна составлять значение не менее 170 грн. и не более 50 % от суммы налогового обязательства, которое подлежало отражению в неподанной декларации.

2. В случае

выявления в ходе документальной проверки фактов занижения налоговых обязательств, указанных в предоставленных плательщиком налоговых декларациях, применяются штрафы по п.п. 17.1.3 Закона № 2181. При расчете размера этих санкций налогоплательщику следует обратить внимание на то, что установленные проверкой завышения налоговых обязательств в периодах, следующих за периодом подачи декларации, с заниженными налоговыми обязательствами не «сворачиваются» при исчислении штрафов по этому пункту. Сам же штраф исчисляется так:

— определяется количество

периодов недоплаты налогового обязательства по каждой декларации (начиная с периода, в котором должна была быть предоставлена декларация, и заканчивая периодом, в котором было вручено соответствующее налоговое уведомление-решение);

— исчисляется расчетная сумма штрафных санкций

по каждой декларации как 10 % от суммы занижения налогового обязательства, умноженная на количество периодов недоплаты;

— определяется предельная сумма этих санкций

совокупно по всем декларациям, в которых было выявлено занижение налогового обязательства, — она должна составлять значение не менее 170 грн. и не более 50 % от суммы недоплаты по всем декларациям.

Такой же алгоритм

расчета предельной суммы штрафных санкций изложен и в Инструкции о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГНАУ от 17.03.01 г. № 110, хотя он не вполне соответствует п.п. 17.1.3 Закона № 2181, из которого следует, что предельная сумма штрафов должна исчисляться не совокупно по всем декларациям, в которых было выявлено занижение налогового обязательства, а в разрезе каждой декларации. Впрочем, предложенный налоговиками способ иногда бывает более выгоден для налогоплательщика, в частности, при выявлении «мелких» недоплат по нескольким декларациям, сумма штрафа по каждой из которых не превышает 170 грн.

3. В части штрафов по

п.п. 17.1.6 Закона № 2181 ГНАУ обращает внимание на то, что они применяются в двух случаях:

— если плательщик налогов (его должностное лицо) осужден за совершение преступления по уклонению от уплаты налогов, при этом данный факт должен быть подтвержден обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу, по признанию лица виновным в совершении преступления, предусмотренного

ст. 212 Уголовного кодекса Украины от 05.04.01 г. № 2341-III (далее — УК). При этом сроки давности в части начисления штрафов исходя из п.п. 15.1.2 Закона № 2181 не применяются;

— если по результатам проверки установлено, что плательщик налогов задекларировал переоцененные или недооцененные объекты налогообложения, что привело к занижению налогового обязательства в крупных размерах. Заметим, что хотя в

Законе № 2181 нет определения дооцененных (переоцененных) объектов, ГНАУ их трактует как завышение (занижение) таких объектов именно в декларации. Поэтому в случае неподачи декларации или декларирования в ней правильного объекта налогообложения, но занижения объекта налогообложения вследствие иных причин, в частности применения неверных ставок налогообложения, нарушения порядка формирования налогового кредита и т. п., штрафы по п.п. 17.1.6 Закона № 2181, по мнению ГНАУ, не применяются. Эти санкции начисляются при соблюдении двух условий: выявления факта декларирования объекта налогообложения в заниженных размерах и доначисления вследствие данных обстоятельств по акту проверки налоговых обязательств в крупных размерах. При этом суммы таких недоплат определяются совокупно (с учетом недоплат в одних периодах и завышения сумм налоговых обязательств в других периодах) по каждому налогу отдельно, а крупный размер исходя из ст. 212 УК рассчитывается как превышение в три тысячи и более раз размера налоговой социальной льготы по налогу с доходов физических лиц.

4. Под штрафные нормы

п.п. 17.1.9 Закона № 2181 подпадают нарушения в части выплаты авансового взноса налога на дивиденды. Если при выплате дивидендов этот налог не начислялся, по мнению ГНАУ, применяется штраф в двойном размере налогового обязательства, уплата которого не освобождает от административной или уголовной ответственности. При этом такой штраф начисляется независимо от наличия переплаты по данному налогу.

Добавим, что по мнению ГНАУ, изложенному в

письмах от 28.05.08 г. № 197/2/15-0210 и от 28.05.08 г. № 6208/5/15-0215, в случае недоплаты «дивидендный» штраф следует взимать независимо от того, кто выявил нарушение — налоговый орган или плательщик. При этом факт своевременной уплаты авансового взноса освобождает от штрафа по п.п. 17.1.9 Закона № 2181 даже в ситуации занижения авансового взноса в декларации по налогу на прибыль (см. письмо ГНАУ от 08.06.06 г. № 10867/7/15-0317). Подробнее об этой проблеме см. статью «Ошибки по налогу на прибыль: нюансы штрафования при самостоятельном исправлении» // «БН», 2009, № 21, с. 28.

 

 

Государственная налоговая администрация Украины

 

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по применению штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства юридическими лицами

 

Приказ от 1 апреля 2010 года № 210

 

С целью однозначного понимания отдельных положений налогового законодательства, установления единого подхода при применении штрафных (финансовых) санкций за выявленные во время проведения документальных невыездных, плановых и внеплановых выездных проверок нарушения налогового законодательства плательщиками налогов — юридическими лицами (их филиалами, отделениями и другими обособленными подразделеними), обоснования органами государственной налоговой службы решений при проведении апелляционных процедур и использования плательщиками налогов во время таких процедур и выполнения постановления Кабинета Министров Украины от 27 января 2010 года № 86 «О предоставлении налоговых и других разъяснений» и приказа ГНА Украины от 12.04.2003 № 176 «Об утверждении Порядка предоставления разъяснений отдельных положений налогового законодательства», зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 23.04.2003 под № 326/7647, руководствуясь статьей 8 Закона Украины от 4 декабря 1990 года № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине», приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Обобщающее налоговое разъяснение по применению штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства плательщиками налогов — юридическими лицами.

2. Отозвать с мест применения письма ГНА Украины от 02.06.2005 № 10902/7/23-1117, от 24.04.2008 № 8602/7/23-4017/111, от 13.05.2009 № 9842/7/23-4017/227, от 25.12.2009 № 28911/7/23-4017/679, от 12.11.2009 № 25010/7/10-1017/3727 и раздел IV «Об ответственности плательщиков налогов за нарушение налогового законодательства» письма ГНА Украины от 06.07.2009 № 14082/7/23-4017/354.

<…>

5. Приказ вступает в силу со дня его опубликования.

<…>

 

Председатель А. ПАПАИКА

 

 

Обобщающее налоговое разъяснение по применению штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства плательщиками налогов — юридическими лицами

 

Утверждено приказом от 1 апреля 2010 года № 210

 

1. О применении штрафных (финансовых) санкций, предусмотренных подпунктами 17.1.1 и 17.1.2 пункта 17.1 статьи 17 Закона Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181).

1.1. В соответствии с подпунктом «а» подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 Закона № 2181 налоговый орган обязан самостоятельно определить сумму налоговых обязательств плательщика налогов в случае, если плательщик налогов не подает в установленные сроки налоговую декларацию.

Если плательщик налогов не подает в установленные сроки налоговую декларацию согласно

подпункту 17.1.1 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181 и подпункту 6.1.1 пункта 6.1 Инструкции о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГНА Украины от 17.03.2001 № 110, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23.03.2001 под № 268/5459, с изменениями и дополнениями (далее — Инструкция № 110), к такому плательщику налогов за неподачу или задержку подачи каждой декларации применяется штраф в размере десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

1.2. Если плательщик налогов не подает декларацию и по результатам проверки налоговый орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства плательщика по указанным основаниям

, то за каждый отчетный налоговый период, в котором возникает налоговое обязательство, согласно подпункту 17.1.2 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181 и подпункту 6.1.2 пункта 6.1 Инструкции № 110 к такому плательщику налогов дополнительно к штрафным санкциям, определенным подпунктом 17.1.1 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181, применяются штрафные (финансовые) санкции в размере десяти процентов суммы налогового обязательства за каждый полный или неполный месяц задержки подачи налоговой декларации (независимо от количества установленных для такого налога, сбора (обязательного платежа) прошедших налоговых периодов), но не больше пятидесяти процентов суммы начисленного налогового обязательства и не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Пример:

Проверкой установлено, что плательщиком налогов не подавались налоговые расчеты сбора за загрязнение окружающей природной среды за 2008 год при наличии и использовании передвижных источников загрязнения.

При этом работниками органа ГНС начислен сбор за выбросы передвижными источниками загрязнения за 2008 год в общей сумме 1900,0 грн., в том числе:

I квартал — 1000,0 грн.;

II квартал — 300,0 грн.;

III квартал — 500,0 грн.;

IV квартал — 100,0 грн.

 

Период, за который не подана декларация (расчет)

Период направления (вручения) налогового уведомления-решения

Количество полных или неполных месяцев задержки подачи декларации

Сумма определенного проверкой налогового обязательства, грн.

Сумма штрафных (финансовых) санкций согласно п.п. 17.1.1 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181(170 грн.)

Расчетная сумма штрафных (финансовых) санкций согласно п.п. 17.1.2 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181 (10 % х гр. 3 х гр. 4)

Сумма штрафных (финансовых) санкции, подлежащих применению в соответствии с п.п. 17.1.2 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181 (сравнение: 170 грн. <= гр. 4 <= 50 % от гр. 4)

I квартал 2008 года (срок подачи — 10.05.2008)

Март 2009 года

11

1000,0

170,0

1100,0

500,0

II квартал 2008 года (срок подачи — 10.08.2008)

8

300,0

170,0

240,0

170,0

III квартал 2008 года (срок подачи — 10.11.2008)

5

500,0

170,0

250,0

250,0

IV квартал 2008 года (срок подачи — 10.02.2009)

2

100,0

170,0

20,0

170,0

Всего

Х

 

1900,0

680,0

1506,0

1090,0

 

Таким образом, в этом случае по результатам проверки сумма штрафных (финансовых) санкций, подлежащих применению на основании подпункта 17.1.1 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181, составляет 680 грн., сумма штрафных (финансовых) санкций, подлежащих применению на основании подпункта 17.1.2 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181, составляет 1090 грн., сумма начисленного налога составляет 1900 грн.

 

2. О применении штрафных (финансовых) санкций, предусмотренных подпунктами 17.1.3 и 17.1.6 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181.

2.1. О применении штрафных (финансовых) санкций, определенных подпунктом 17.1.3 пункта 17.1 статьи 17 Закона Украины № 2181.

В соответствии с

подпунктом «б» подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 Закона № 2181 налоговый орган обязан самостоятельно определить сумму налоговых обязательств плательщика налогов в случае, если данные документальных проверок деятельности плательщика налогов свидетельствуют как о занижении, так и о завышении налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях.

В случае если данные документальной проверки плательщика налогов свидетельствуют о занижении суммы налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях, и налоговый орган выявляет сумму недоплаты в соответствии с

подпунктом 17.1.3 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181 и подпунктом 6.1.3 пункта 6.1 Инструкции № 110, такой плательщик налогов обязан уплатить штраф в размере десяти процентов суммы недоплаты (занижения суммы налогового обязательства) за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, сбора (обязательного платежа), начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение таким плательщиком налогов налогового уведомления от налогового органа, но не более пятидесяти процентов такой суммы недоплаты и не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан в совокупности за весь срок недоплаты независимо от количества прошедших налоговых периодов.

Пунктом 2.8 Инструкции № 110

определено, что недоплата — это занижение суммы налогового обязательства за соответствующие базовые налоговые (отчетные) периоды.

При этом

подпунктом 6.1.3 пункта 6.1 Инструкции № 110 предусмотрено, что в случае если по результатам проверки выявлены в отдельных налоговых периодах суммы недоплат, то за каждый из таких налоговых периодов начисляются штрафные (финансовые) санкции в порядке и размерах, определенных этим пунктом.

Следовательно, штрафные (финансовые) санкции в соответствии с

подпунктом 17.1.3 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181 применяются на определенные проверкой суммы занижений налоговых обязательств (недоплат) за соответствующие базовые налоговые (отчетные) периоды без учета установленных проверкой завышений налоговых обязательств в других базовых налоговых периодах (кроме случаев, когда до начала проверки плательщик налогов самостоятельно выявил факт занижения налогового обязательства прошедших налоговых периодов и в соответствии с пунктом 17.2 статьи 17 Закона № 2181 откорректировал эти суммы путем подачи уточняющего расчета либо отражения корректировок в соответствующих строках деклараций за следующие налоговые периоды).

Инструкцией № 110

предусмотрена последовательность действий при расчете штрафных (финансовых) санкций с целью соблюдения требований по максимальному (пятьдесят процентов) и минимальному (десять не облагаемых налогом минимумов доходов граждан) их размеру, а именно:

1) определяется в совокупности сумма недоплат по каждой из деклараций по всем налоговым периодам, в которых они выявлены;

2) определяется в совокупности сумма штрафных (финансовых) санкций по всем налоговым периодам, в которых были выявлены суммы недоплат и по которым начислены такие штрафные (финансовые) санкции;

3) осуществляется подсчет максимального и минимального размера штрафных (финансовых) санкций от совокупной суммы недоплат и сравнивается с фактически начисленной суммой штрафных (финансовых) санкций, определенной в совокупности за все налоговые периоды, в которых были выявлены суммы недоплат.

К уплате определяются суммы штрафных (финансовых) санкций, не превышающие максимальный размер и не меньше минимального размера, определенных этих пунктом.

Пример:

По результатам проведенной в октябре 2008 года за период с 1 октября 2007 до 1 сентября 2008 года проверки установлено завышение плательщиком налогов суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей начислению и уплате за май 2008 года, на 1500 грн., а также занижение суммы налога на добавленную стоимость в отдельных налоговых периодах, в том числе:

за январь 2008 года — на 2000 грн.;

за июнь 2008 года — на 2241 грн.;

за июль 2008 года — на 150 грн.;

за август 2008 года — на 210 грн.

 

Период, на который приходится недоплата

Период направления (вручения) налогового уведомления-решения

Количество периодов недоплаты

Сумма недоплаты, грн.

Сумма завышенного налогового обязательства, грн.

Расчетная сумма штрафных (финансовых) санкций(гр. 4 х гр. 3 х 10 %)

Сумма штрафных (финансовых) санкций, подлежащих применению в соответствии с п.п. 17.1.3 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181

Сумма доначисленного налога по результатам проверки

Январь 2008 года (20.02.2008)

Октябрь 2008 года

9

2000,0

1800,0

(2000,0 х 9 х 10 %)

х

х

Май 2008 года (20.06.2008)

1500,0

х

х

Июнь 2008 года (20.07.2008)

4

2241,0

896,4

(2241,0 х 4 х 10 %)

х

х

Июль 2008 года (20.08.2008)

3

150,0

45,0

(150,0 х 3 х 10 %)

х

х

Август 2008 года (20.09.2008)

2

210,0

42,0

(210,0 х 2 х 10 %)

х

х

Всего

Х

Х

4601,0*

1500,0

2783,4

2300,5**

3101,0***

 

* Совокупная сумма недоплат.

** 170,0 < 2783,4 > 2300,5 (4601,0 х 50 %) = 2300,5 — размер штрафных (финансовых) санкций, рассчитанных в соответствии с п.п. 17.1.3 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181.

*** 3101,0 (4601,0 - 1500,0) — сумма доначисленного налога по результатам проверки.

 

Таким образом, сумма штрафных (финансовых) санкций, подлежащих применению, составляет 2300,5 грн., сумма доначисленного налога по результатам проверки — 3101,0 гривень.

 

2.2. О применении штрафных (финансовых) санкций, определенных подпунктом 17.1.6 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181

Подпунктом 17.1.6 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181

предусмотрено, что в случае если плательщик налогов (должностное лицо плательщика налогов) осужден за совершение преступления по уклонению от уплаты налогов или если плательщик налогов декларирует переоцененные либо недооцененные объекты налогообложения, что приводит к занижению налогового обязательства в крупных размерах, по такой плательщик налогов дополнительно к штрафам, определенным этим пунктом, при наличии оснований для их наложения уплачивает штраф в размере 50 процентов суммы недоплаты, но не менее ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан в совокупности за весь срок недоплаты, независимо от количества прошедших налоговых периодов. Занижением налогового обязательства в крупных размерах считается сумма недоплаты, устанавливаемая на уровне, определенном Уголовным кодексом Украины.

Указанной нормой определяются основания применения и размеры дополнительных штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства, а также случаи, в которых они применяются.

Указанные штрафные (финансовые) санкции применяются к плательщикам налогов в следующих случаях:

1) В случае если

плательщик налогов (должностное лицо плательщика налогов) осужден за совершение преступления по уклонению от уплаты налогов, т. е. вина такого лица в совершении уголовно наказуемого деяния уже установлена и доказана в законодательно определенном судебном порядке.

В этом случае

свидетельством наступления первого юридического факта является обвинительный приговор суда, вступивший в силу, в части признания лица виновным в совершении преступления, предусмотренного статье 212 Уголовного кодекса Украины, поскольку только по указанной статье квалифицируются преступные действия по умышленному уклонению от уплаты налогов.

Следует отметить, что ограничения в части размера суммы налогов, по которой установлено умышленное уклонение от уплаты, и наличие факта декларирования плательщиком налога объекта налогообложения в заниженных размерах в этом случае не установлены.

Что касается

сроков применения штрафных (финансовых) санкций в данном случае, то принятие соответствующих налоговых уведомлений-решений должно происходить в случае поступления в органы государственной налоговой службы соответствующих решений (приговоров) судебных органов с учетом нормы, установленной подпунктом 15.1.2 пункта 15.1 статьи 15 Закона № 2181 о несоблюдении срока давности, определенного в подпункте 15.1.1 этого пункта, если судом установлено совершение преступления должностными лицами плательщика налогов по умышленному уклонению от уплаты указанного налогового обязательства;

2) В случае если по результатам проверки установлено, что плательщик налогов задекларировал переоцененные либо недооцененные объекты налогообложения, что привело к

занижению налогового обязательства в крупных размерах.

Исходя из порядка, установленного

подпунктом 6.1.6 пункта 6 Инструкции № 110, декларированием переоцененных объектов налогообложения необходимо считать декларирование завышенных объектов налогообложения, а декларированием недооцененных объектов налогообложения необходимо считать декларирование заниженных объектов налогообложения.

Следует учесть, что при применении штрафных (финансовых) санкций к плательщикам налогов

во втором случае на основании подпункта 17.1.6 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181 и в порядке, установленном подпунктом 6.1.6 пункта 6.1 Инструкции № 110, обязательным обстоятельством является осуществление указанным плательщиком декларирования объекта налогообложения в заниженных размерах, а обязательным условием для их применения — последствия такого декларирования, заключающиеся в занижении налоговых обязательств и доначислении в связи с этим по акту проверки в совокупности (с учетом недоплат в одних периодах и завышения сумм налоговых обязательств в других периодах) налогового обязательства по конкретному налогу, сбору (обязательному платежу) в крупных размерах.

Штрафные санкции, установленные

подпунктом 17.1.6 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181, в этом случае не применяются, если налоговое обязательство определено налоговым органом в результате неподачи налоговой декларации; или если налоговый орган при декларировании таким плательщиком налогов объекта налогообложения в надлежащем размере устанавливает занижение налогового обязательства в связи с применением иных, чем определенных законодательством, ставок налогообложения, нарушением порядка формирования налогового кредита по НДС и т. п.

В то же время

в каждой конкретной ситуации при применении указанных штрафных (финансовых) санкций необходимо учитывать определение объекта налогообложения для каждого налога, который непосредственно определяется нормой соответствующего закона, устанавливающего тот или иной вид налога или сбора (обязательного платежа) в контексте самого закона.

Крупный размер

заниженного налогового обязательства — это суммы налогов, сборов и других обязательных платежей в размере не меньше размера средств, который определен как квалифицирующий признак уголовно наказуемого деяния, предусмотренного частью 2 статьи 212 Уголовного кодекса Украины.

Согласно примечанию к

статье 212 Уголовного кодекса Украины крупный размер средств — это суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, которые в три тысячи и более раз превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

При этом в соответствии со

статьей 22 Закона Украины от 22 мая 2003 года № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 889), для норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений либо правонарушений сумма не облагаемого налогом минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 данного Закона для соответствующего года с учетом положений пункта 22.4 по установлению на переходный период размеров налоговой социальной льготы.

Вместе с тем

подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 Закона № 889 определено, что социальная льгота устанавливается в размере, равном 50 процентам одной минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, для любого плательщика налога.

Таким образом,

крупные размеры занижения налогового обязательства изменяются каждый год , поскольку зависят от изменения минимальной заработной платы.

 

3. О применении штрафных (финансовых) санкций, предусмотренных подпунктом 17.1.9 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181

В соответствии с

подпунктом 7.8.2 пункта 7.8 статьи 7 Закона Украины от 28 декабря 1994 года № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий», в редакции Закона Украины от 22 мая 1997 года № 283/97-ВР (далее — Закон № 334), эмитент корпоративных прав, принимающий решение о выплате дивидендов своим акционерам (собственникам), начисляет и вносит в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль в размере ставки, установленной пунктом 10.1 статьи 10 данного Закона, начисленной на сумму дивидендов, предназначенных для выплаты, без уменьшения суммы такой выплаты на сумму такого налога.

Указанный авансовый взнос вносится в бюджет до/или одновременно с выплатой дивидендов

. Обязанность по начислению и уплате авансового взноса по этому налогу по определенной пунктом 10.1 статьи 10 Закона № 334 ставке возлагается на любого эмитента корпоративных прав, являющегося резидентом, независимо от того, является ли такой эмитент либо получатель дивидендов плательщиком налога на прибыль или имеет льготы по уплате налога на прибыль, предоставленные данным Законом или другими законодательными актами, или в виде применения иной ставки налога, чем установленная пунктом 10.1 статьи 10 данного Закона (кроме плательщиков этого налога, подпадающих под действие пункта 7.2 статьи 7 или подпункта 10.2.3 пункта 10.2 статьи 10 данного Закона).

Согласно

подпункту 7.8.8 пункта 7.8 статьи 7 Закона № 334 авансовый взнос по налогу на прибыль предприятий, уплаченный в связи с начислением (уплатой) дивидендов, является частью налога на прибыль предприятий и не может расцениваться как налог, взимаемый при репатриации дивидендов (их уплате в пользу нерезидентов) в соответствии с нормами статьи 13 Закона № 334 или международных договоров Украины.

Таким образом, при начислении суммы дивидендов, предназначенных для выплаты собственникам корпоративных прав, плательщик налогов

должен начислить авансовый взнос на сумму таких дивидендов по установленной ставке и внести его в бюджет до/или во время такой выплаты.

В случае если плательщик налогов осуществляет продажу (отчуждение) товаров (продукции) или денежные выплаты без предварительного начисления и уплаты налога, сбора (обязательного платежа), если в соответствии с законодательством такие начисление и уплата являются обязательной предпосылкой такой продажи (отчуждения) либо выплаты, такой плательщик налогов

в соответствии с подпунктом 17.1.9 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181 уплачивает штраф в двойном размере суммы обязательства по такому налогу, сбору (обязательному платежу).

Уплата указанных штрафов не освобождает плательщика налогов

от административной или уголовной ответственности и/или конфискации таких товаров (продукции) либо средств в соответствии с законом.

Штрафные санкции, предусмотренные

подпунктом 17.1.9 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181, применяются к плательщикам налогов в порядке, предусмотренном подпунктом 6.1.9 Инструкции № 110. При этом согласно подпункту 6.1.10 Инструкции № 110 штрафные санкции (определенные подпунктами 6.1.1 — 6.1.6 и 6.1.9 пункта 6.1 Инструкции) применяются независимо от состояния расчета плательщика налогов с бюджетами, существования налогового долга или переплаты плательщика налогов по налогам (сборам, обязательным платежам).

 

Директор Департамента налогового

контроля юридических лиц И. Удачина

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше