ЛЬГОТА ПО НДС ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ:
ГНАУ напомнила об условиях ее предоставления
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 20.10.10 г. № 13334/5/16-1516
«Об обложении НДС услуг по перевозке пассажиров»
В комментируемом
письме ГНАУ напомнила о порядке обложения НДС услуг по перевозке лиц пассажирским транспортом.********** Ранее налоговики рассматривали этот вопрос в письме от 08.05.07 г. № 9237/7/16-1417 (см. ком. «Услуги по перевозке пассажиров: кто может воспользоваться льготой по НДС — разъясняет ГНАУ» // «БН», 2007, № 37, с. 5).
Согласно п.п. 5.1.13 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон об НДС) освобождаются от налогообложения операции по предоставлению услуг по перевозке лиц пассажирским транспортом (кроме таксомоторов) в пределах населенного пункта, тарифы на которые регулируются органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, определенной законом.
ГНАУ выделяет следующие условия предоставления этой льготы:
1) транспортное средство, используемое при перевозке грузов, не должно быть таксомотором;
2) пассажирские перевозки должны осуществляться в пределах одного населенного пункта;
3) тарифы на услуги по перевозке пассажиров должны быть урегулированы органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, определенной законом.
Первые два условия понятны. А вот трактовку в комментируемом письме третьего условия, по меньшей мере, можно назвать дискуссионной. Первым делом отметим, что в ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280), на которую ссылаются авторы письма, недавно были внесены изменения Законом Украины 01.07.10 г. № 2404-VI, которые вступили в силу с 31.10.10 г. В связи с этим есть смыcл проанализировать этот вопрос для периодов «до» и «после».
До 31.10.10 г.
Согласно ст. 28 Закона № 280 к полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относились установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на транспортные услуги, предоставляемые предприятиями и организациями коммунальной формы собственности соответствующей территориальной громады; согласование в установленном порядке этих вопросов с предприятиями, учреждениями и организациями, которые не относятся к коммунальной собственности.Кроме того, согласно
п. 13 приложения к постановлению КМУ от 25.12.96 г. № 1548 (далее — постановление № 1548) Совету министров АРК, областным, Киевской и Севастопольской местным государственным администрациям, исполнительным органам Львовского и Криворожского городских советов предоставлены полномочия по регулированию (установлению) тарифов на перевозку пассажиров и стоимости проездных билетов в городском пассажирском транспорте — метрополитене, автобусе, трамвае, троллейбусе (который работает в обычном режиме движения).Учитывая вышеприведенные нормы, налоговики делают вывод: под
«регулированием» тарифов для целей Закона об НДС следует понимать их «установление» органом местного самоуправления, а согласование тарифов органом местного самоуправления не расценивается как регулирование.Иначе говоря, ГНАУ утверждает, что
льготой по НДС, предусмотренной п.п. 5.1.13 Закона об НДС, могли воспользоваться только предприятия коммунальной формы собственности, а также перевозчики, для которых тарифы установлены на основании постановления № 1548.Не трудно заметить, что произошла путаница понятий: «регулируется», «согласовывается», «устанавливается».
Мы не согласны с мнением налоговиков. В
ст. 28 Закона № 280 до 31.10.10 г. речь шла об установлении и согласовании тарифов на транспортные услуги, а в п.п. 5.1.13 Закона об НДС — о регулировании тарифов.Считаем, что согласование тарифов тоже являлось формой их регулирования.
Поэтому льготу по НДС (п.п. 5.1.13 Закона об НДС) имели право применять как предприятия-перевозчики коммунальной собственности, так и предприятия-перевозчики других форм собственности. Что касается последних — правомерность применения льготы до 31.10.10 г., возможно, придется отстаивать в суде.С 31.10.10 г. С этой даты в ст. 28 Закона № 280 речь идет о том, что органы местного самоуправления могут устанавливать тарифы на транспортные услуги без конкретизации субъектов, в отношении которых проводятся такие действия. По всей видимости, теперь такие вопросы возникать не должны: «вмешательство» органов местного самоуправления в тарифы на перевозки субъектов хозяйствования — это их установление, что, бесспорно, является формой регулирования.