Темы статей
Выбрать темы

Об обложении НДС услуг по перевозке пассажиров

Редакция БН
Письмо от 20.10.2010 г. № 13334/5/16-1516

ЛЬГОТА ПО НДС ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ:

ГНАУ напомнила об условиях ее предоставления

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 20.10.10 г. № 13334/5/16-1516

«Об обложении НДС услуг по перевозке пассажиров»

 

В комментируемом

письме ГНАУ напомнила о порядке обложения НДС услуг по перевозке лиц пассажирским транспортом.*****

***** Ранее налоговики рассматривали этот вопрос в письме от 08.05.07 г. № 9237/7/16-1417 (см. ком. «Услуги по перевозке пассажиров: кто может воспользоваться льготой по НДС — разъясняет ГНАУ» // «БН», 2007, № 37, с. 5).

Согласно п.п. 5.1.13 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон об НДС) освобождаются от налогообложения операции по предоставлению услуг по перевозке лиц пассажирским транспортом (кроме таксомоторов) в пределах населенного пункта, тарифы на которые регулируются органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, определенной законом.

ГНАУ выделяет следующие условия предоставления этой льготы:

1) транспортное средство, используемое при перевозке грузов, не должно быть таксомотором;

2) пассажирские перевозки должны осуществляться в пределах одного населенного пункта;

3) тарифы на услуги по перевозке пассажиров должны быть урегулированы органом местного самоуправления в соответствии с его компетенцией, определенной законом.

Первые два условия понятны. А вот трактовку в комментируемом письме третьего условия, по меньшей мере, можно назвать дискуссионной. Первым делом отметим, что в ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280), на которую ссылаются авторы письма, недавно были внесены изменения Законом Украины 01.07.10 г. № 2404-VI, которые вступили в силу с 31.10.10 г. В связи с этим есть смыcл проанализировать этот вопрос для периодов «до» и «после».

До 31.10.10 г.

Согласно ст. 28 Закона № 280 к полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относились установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на транспортные услуги, предоставляемые предприятиями и организациями коммунальной формы собственности соответствующей территориальной громады; согласование в установленном порядке этих вопросов с предприятиями, учреждениями и организациями, которые не относятся к коммунальной собственности.

Кроме того, согласно

п. 13 приложения к постановлению КМУ от 25.12.96 г. № 1548 (далее — постановление № 1548) Совету министров АРК, областным, Киевской и Севастопольской местным государственным администрациям, исполнительным органам Львовского и Криворожского городских советов предоставлены полномочия по регулированию (установлению) тарифов на перевозку пассажиров и стоимости проездных билетов в городском пассажирском транспорте — метрополитене, автобусе, трамвае, троллейбусе (который работает в обычном режиме движения).

Учитывая вышеприведенные нормы, налоговики делают вывод: под

«регулированием» тарифов для целей Закона об НДС следует понимать их «установление» органом местного самоуправления, а согласование тарифов органом местного самоуправления не расценивается как регулирование.

Иначе говоря, ГНАУ утверждает, что

льготой по НДС, предусмотренной п.п. 5.1.13 Закона об НДС, могли воспользоваться только предприятия коммунальной формы собственности, а также перевозчики, для которых тарифы установлены на основании постановления № 1548.

Не трудно заметить, что произошла путаница понятий: «регулируется», «согласовывается», «устанавливается».

Мы не согласны с мнением налоговиков. В

ст. 28 Закона № 280 до 31.10.10 г. речь шла об установлении и согласовании тарифов на транспортные услуги, а в п.п. 5.1.13 Закона об НДСо регулировании тарифов.

Считаем, что согласование тарифов тоже являлось формой их регулирования.

Поэтому льготу по НДС (п.п. 5.1.13 Закона об НДС) имели право применять как предприятия-перевозчики коммунальной собственности, так и предприятия-перевозчики других форм собственности. Что касается последних — правомерность применения льготы до 31.10.10 г., возможно, придется отстаивать в суде.

С 31.10.10 г. С этой даты в ст. 28 Закона № 280 речь идет о том, что органы местного самоуправления могут устанавливать тарифы на транспортные услуги без конкретизации субъектов, в отношении которых проводятся такие действия. По всей видимости, теперь такие вопросы возникать не должны: «вмешательство» органов местного самоуправления в тарифы на перевозки субъектов хозяйствования — это их установление, что, бесспорно, является формой регулирования.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше