СКВАЖИНА НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ:
какие разрешения следует получать
и какие платежи уплачивать
Наличие на земельном участке субъекта предпринимательской деятельности скважины, обеспечивающей хозяйственную потребность в воде, — явление достаточно распространенное. Однако в некоторых случаях за такую автономность в вопросе водоснабжения придется платить, и не только в виде расходов на бурение скважины.
В сегодняшней статье мы расскажем о том, какие разрешения необходимо получить для обустройства скважины, и рассмотрим платежи, которые следует уплачивать за добычу из нее воды.
Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Разрешительные документы
1. Специальное водопользование.
Подземные воды является частью водного фонда Украины, порядок использования которого регулируется Водным кодексом. В то же время они добываются из недр, порядок использования которых для добычи полезных ископаемых установлен Кодексом о недрах. Поэтому при определении оснований для пользования скважиной следует учитывать требования обоих кодексов.В соответствии со
ст. 48 Водного кодекса забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты относятся к специальному водопользованию.Специальное водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами в первую очередь для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других государственных и общественных нужд.
Специальное водопользование осуществляется
на основании разрешений (ст. 49 Водного кодекса). Согласование и выдача таких разрешений регулируются Порядком № 321.Разрешения на использование воды водных объектов
общегосударственного значения выдаются территориальными органами Минэкоресурсов, а водных объектов местного значения — Верховным Советом АР Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами по согласованию с соответствующими территориальными органами Минэкоресурсов.Разрешения выдаются по ходатайству водопользователей с обоснованием потребности в воде, которое согласовывается (при использовании подземных вод) с Государственной геологической службой или дочерними предприятиями НАК «Недра Украины».
В соответствии с
п. 7 Порядка № 321 выдача разрешений и согласование ходатайств осуществляются бесплатно.В разрешении на специальное водопользование, в частности, указываются срок его действия (от 3 до 25 лет) и лимит забора воды. В случае наступления маловодья эти лимиты могут быть уменьшены специально уполномоченными государственными органами без корректировки разрешения на специальное водопользование.
2. Пользование недрами.
Статьей 21 Кодекса о недрах установлено, что недра в пользование для добычи пресных подземных вод предоставляются без предоставления горного отвода на основании специальных разрешений, выдаваемых после предварительного согласования с органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда и Министерства здравоохранения Украины на местах.Порядок выдачи таких специальных разрешений ежегодно устанавливается Кабмином соответствующим постановлением, поэтому каждый год несколько отличается.
Так, в
п. 8 Порядка № 596 (действует с 26.07.10 г.) предусмотрено, что разрешение предоставляется без проведения аукциона в случае:— геологического изучения и добычи полезных ископаемых
местного значения и торфа (п.п. 3);— геологического изучения и добычи
подземных питьевых вод для централизованного и нецентрализованного водоснабжения (кроме производства фасованной питьевой воды), подземных питьевых и технических вод для технических целей.За выдачу таких специальных разрешений взимается плата, о которой мы подробно расскажем в разделе «Плата за пользование недрами» этой статьи
.Следует отметить:
ст. 23 Кодекса о недрах предусмотрено, что землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых нужд полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров и пресные подземные воды до 20 метров и использовать недра для хозяйственных и бытовых нужд.
Лицензирование
До 16.11.10 г. п. 5 ст. 9 Закона о лицензировании было
предусмотрено, что деятельность по добыче полезных ископаемых из месторождений, имеющих общегосударственное значение и включенных в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, подлежит лицензированию.На первый взгляд, из указанной нормы можно сделать вывод: для того чтобы ответить на вопрос о необходимости лицензии на добычу определенного вида полезных ископаемых (в нашем случае — воды), следует определить, имеет ли месторождение таких полезных ископаемых (воды) общегосударственное значение и включено ли оно в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых.
Однако в
приложении 1 к п. 1.5 Лицензионных условий приведен Перечень работ хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения, подлежащих лицензированию. То есть речь идет о добыче полезных ископаемых, отнесенных к общегосударственным. По сути понятие «полезные ископаемые из месторождений, имеющих общегосударственное значение» отождествляется с понятием «полезные ископаемые общегосударственного значения», хотя, на наш взгляд, это разные понятия. Оставим это отождествление на совести наших нормотворцев и рассмотрим, какие именно воды относятся к общегосударственным полезным ископаемым, а какие — к местным.В соответствии со
ст. 5 Водного кодекса к водным объектам общегосударственного значения относятся подземные воды, являющиеся источником централизованного водоснабжения, а к водным объектам местного значения — подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водоснабжения. Аналогичное распределение предусмотрено постановлением № 827 (см. табл. 1).
Таблица 1.
Извлечение из Перечня полезных ископаемых общегосударственного значения Вид полезных ископаемых | Расшифровка понятия в соответствии с п. 3.1 ГК 008:2007 |
Воды подземные | |
Минеральные (лечебные, лечебно-столовые, природные столовые) | Природные подземные воды объектов (месторождений), характеризующиеся определенным и стабильным физико-химическим составом, содержанием биологически активных компонентов и соединений в соответствии с кондициями, установленными для каждого объекта (месторождения), используемые без дополнительной обработки, которая может повлиять на химический состав и микробиологические свойства |
Питьевые (для централизованного водоснабжения, для нецентрализованного водоснабжения) | Подземные воды, предназначенные для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения, а также пищевой промышленности и животноводства. Качественные характеристики питьевых подземных вод в природном состоянии или после специальной водоподготовки должны соответствовать требованиям, установленным соответствующими национальными стандартами, нормативами экологической безопасности водопользования и санитарными нормами |
Промышленные | Подземные воды, которые могут быть источником добычи в промышленных масштабах определенных элементов или соединений |
Теплоэнергетические | Подземные термальные воды, используемые в качестве теплоносителей для энергетических установок и отопления |
Технические | Подземные воды, предназначенные для удовлетворения технических и технологических нужд; качественные характеристики технических подземных вод в природном состоянии или после специальной водоподготовки должны соответствовать требованиям действующих отраслевых нормативов или техническим условиям водопользователя |
Как видите, приведенный перечень не охватывает все подземные воды. По крайней мере,
из питьевых вод к общегосударственным относятся только те, которые используются для централизованного и нецентрализованного водоснабжения.Отметим, что в соответствии со
ст. 1 Закона о питьевой воде нецентрализованное питьевое водоснабжение — обеспечение индивидуальных потребителей питьевой водой из источников питьевого водоснабжения, с помощью пунктов разлива воды (в том числе передвижных), применение установок (устройств) подготовки питьевой воды и поставки фасованной питьевой воды. То есть под нецентрализованным водоснабжением подразумевается собственно снабжение (продажа) воды как товара. Поэтому если вода используется для собственных нужд, в том числе и питьевых, думаем, такое использование нельзя считать нецентрализованным водоснабжением.В
Перечне полезных ископаемых местного значения, утвержденном постановлением № 827, предусмотрено, что к полезным ископаемым местного значения относятся другие полезные ископаемые, не включенные в Перечень полезных ископаемых общегосударственного значения.Следовательно,
на наш взгляд, есть все основания для вывода: подземные питьевые (пресные) воды, не используемые для централизованного или нецентрализованного водоснабжения, являются полезными ископаемыми местного значения.Таким образом, можно сделать вывод: если до 16.11.10 г. из скважины добывается питьевая вода, не используемая для водоснабжения (не продаваемая как товар), то лицензияне требовалась.
С 16.11.10 г. в ст. 6 Закона о лицензировании были внесены изменениия. Теперь подлежит лицензированию только центральное водоснабжение. Если вода используется для других целей, то лицензия не нужна.
Отметим: хотя
ст. 61 Водного кодекса и предусматривает, что подземные воды питьевого качества должны использоваться в первую очередь для удовлетворения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, а также пищевой промышленности и животноводства, однако не запрещает их использование на другие нужды, в том числе и на хозяйственные нужды субъектов предпринимательской деятельности.
Сбор за специальное использование водных ресурсов
Статьей 49 Водного кодекса
предусмотрено, что специальное водопользование является платным, а в ст. 30 этого Кодекса установлено, что сбор за специальное водопользование взимается в виде сбора за использование воды водных объектов и за сброс загрязняющих веществ.Как правило, сброс загрязняющих веществ в скважины не осуществляется, потому сбор за сброс загрязняющих веществ мы рассматривать не будем, а остановимся на сборе за специальное использование водных ресурсов, взимаемом в соответствии с
Порядком № 1494 и Инструкцией № 231.Плательщиками такого сбора являются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, а также граждане — субъекты предпринимательской деятельности, использующие водные ресурсы
(п. 3 Порядка № 1494).Объектом исчисления сбора за специальное использование водных ресурсов является фактический объем воды, используемый водопользователями с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения (
п. 5 Порядка № 1494).В соответствии с
п. 16 Порядка № 1494 и абз. 2 п. 4.8 Инструкции № 231 сбор за использование водных ресурсов не взимается, в частности, за воду, используемую:— для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности*;
— для нужд внешнего благоустройства территорий городов и других населенных пунктов;
— для противопожарных нужд.
* Госкомводхоз в письме от 22.04.10 г. № 1752/9/11-10 разъяснил, что под «санитарно-гигиеническими нуждами» следует понимать использование воды для питья, использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках, использование воды для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.
Следует отметить, что согласно п. 4.5 Инструкции № 231 при использовании водопользователями воды одновременно для собственных нужд и для нужд объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства (за исключением объема воды, переданной населению), подсобного сельского и рыбного хозяйства или других вспомогательных служб сборы в бюджеты вносят за всю фактически использованную воду с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.
Особенности взимания сбора за специальное водопользование в 2010 году разъясняла ГНАУ в письмах от 17.06.10 г. 11925/7/15-0817** и от 09.07.10 г. № 13682/7/15-0817***.
** См. ком. «Сбор за спецводопользование: ГНАУ разъяснила, как отчитываться за I полугодие 2010 года» // «БН», 2010, № 27, с. 7.
*** См. ком. «Сбор за специальное водопользование: ГНАУ напомнила о нововведениях» // «БН», 2010, № 30, с. 9.
Напомним, что с 30.04.10 г. и до конца текущего года для расчета налоговых обязательств по сбору за специальное водопользование применяются нормативы, установленные в
приложении 2 к Закону № 309 (см. табл. 2 на с. 19) с применением коэффициента 1,6448****.**** Этот коэффициент не применяется к нормативу за использование воды, входящей исключительно в состав напитков, поскольку он введен в 2010 году.
Кроме того, с 01.01.11 г. вводится ежегодная индексация (нарастающим итогом) нормативов сбора за специальное водопользование на индекс цен производителей промышленной продукции.
Таблица 2. Нормативы сбора за специальное
водопользование в части использования подземных вод
ОБЩИЕ НОРМАТИВЫ | |||
Наименование региона | Норматив сбора, копеек/куб. метр | Наименование региона | Норматив сбора, копеек/куб. метр |
Автономная Республика Крым | 25,59 | Луганская | 29,05 |
в том числе г. Севастополь | 25,59 | Николаевская | 29,05 |
Области: | Одесская | 24,22 | |
Винницкая | 22,12 | Полтавская: | |
Волынская | 22,85 | Великобогачанский, Гадячский, Зиньковский, Лохвицкий, Лубненский, Миргородский, Новосанжарский, Решетиловский, Хорольский, Шишацкий районы | 14,96 |
Днепропетровская | 19,38 | Остальные районы области | 16,68 |
Донецкая | 26,3 | Ровенская: | |
Житомирская | 22,12 | Владимирецкий, Здолбуновский, Костопольский, Ровенский, Сарненский, Острожский районы | 17,85 |
Закарпатская | 14,53 | Остальные районы области | 20,73 |
Запорожская: | Сумская: | ||
Веселовский, Мелитопольский, Приазовский, Якимовский районы | 22,12 | Глуховский, Сумский, Роменский, Шосткинский районы | 16,68 |
Остальные районы области | 20,07 | Остальные районы области | 18,99 |
Ивано-Франковская: | Тернопольская | 26,99 | |
Богородчанский, Верховинский, Долинский, Косовский, Надворнянский, Рожнятовский районы | 34,59 | Харьковская | 20,75 |
Остальные районы области | 19,38 | Херсонская | 20,75 |
Киевская: | Хмельницкая: | ||
Белоцерковский, Бородянский, Броварский, Васильковский, Иванковский, Кагарлычский, Киево-Святошинский, Макаровский, Мироновский, Обуховский, Полесский районы | 16,08 | Деражнянский, Красиловский, Летичевский, Староконстантиновский, Хмельницкий, Полонский, Шепетовский районы | 17,3 |
Остальные районы области | 18,97 | Остальные районы области | 26,3 |
Кировоградская | 25,59 | Черкасская | 14,96 |
Львовская | 20,07 | Черновицкая | 24,22 |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ/ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ | |||
Плательщик/объект налогообложения | Норматив сбора | ||
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства | К общим нормативам применяется коэффициент 0,3 | ||
Использование подземных вод для пополнения водой прудов в процессе разведения рыбы и других водных живых ресурсов в рыбных хозяйствах | 16,98 копейки за 100 куб. метров воды | ||
Использование подземной воды, входящей исключительно в состав напитков | 25,20 гривни за 1 куб. метр* | ||
* Норматив введен с 01.07.10 г., поэтому к нему не применяется коэффициент 1,6448. |
Плата за пользование недрами
Согласно
ст. 28 Кодекса о недрах пользование недрами является платным. Плата за пользование недрами взимается в виде:1) платежей за пользование недрами;
2) отчислений за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;
3) сбора за выдачу специальных разрешений;
4) акцизного сбора.
В
ст. 29 Кодекса о недрах предусмотрены случаи, когда плата за пользование недрами не взимается. В частности, от платы за пользование недрами освобождаются землевладельцы и землепользователи, осуществляющие в установленном порядке добычу полезных ископаемых местного значения для собственных нужд или пользующиеся недрами для хозяйственных и бытовых нужд на предоставленных им в собственность либо пользование земельных участках .Платежи за пользование недрами для добычи полезных ископаемых
взимаются в соответствии с Порядком № 264.Базовые нормативы таких платежей установлены в
приложении 1 к Закону № 309. Однако для пресных подземных вод (питьевой и технической) базовые нормативы не установлены.Кроме того, в
п. 1.5 Инструкции № 51 предусмотрено, что плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых не взимается за добытые пресные подземные воды. За использование пресных подземных вод взимается сбор согласно Порядку № 1494 (об этом сборе мы рассказывали в предыдущем разделе).Порядок взимания
отчислений за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета , мы рассмотрим в отдельном разделе.Сбор за выдачу специальных разрешений
на пользование недрами взимается при выдаче такого разрешения (когда разрешение нужно получить собственнику скважины — о таких случаях мы рассказывали в первом разделе этой статьи).На 2010 год установлены размеры сбора за выдачу специальных разрешений согласно
приложению 2 к Порядку № 596, в котором, в частности, установлена стоимость разрешения на геологическое изучение и добычу подземных питьевых вод для централизованного и нецентрализованного водоснабжения (кроме производства фасованной питьевой воды) подземных питьевых и технических вод для технических целей в размере 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн.).Акцизный сбор
на минеральное сырье, возможность взимания которого предусмотрена в ст. 35 Кодекса о недрах, действующим законодательством не установлен.
Сбор за геологоразведочные работы
Взимание сбора за геологоразведочные работы регламентируется
Порядком № 115 и Инструкцией № 105/309.В соответствии с
п. 1 Порядка № 115 и п. 2.1 Инструкции № 105/309 плательщиками сбора за геологоразведочные работы являются все недропользователи, добывающие полезные ископаемые на расположенных в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны месторождениях:— ранее разведанных и переданных в установленном порядке для промышленного освоения;
— с предварительно оцененными запасами, которые с согласия заинтересованных недропользователей переданы им для опытно-промышленной разработки и промышленного освоения.
Объектом исчисления сбора за геологоразведочные работы является объем добытых полезных ископаемых (
п. 3.1 Инструкции № 105/309).Нормативы сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, приведены в
приложении к Порядку № 115. В частности, для пресных подземных вод установлен норматив в размере 1,68 грн. за 100 куб. метров.Пунктом 3 Порядка № 115
предусмотрено, что нормативы сбора подлежат индексации с учетом официально установленного индекса инфляции. С 30.04.10 г. к нормативам сбора применяется коэффициент 3,19.Особенности начисления сбора за геологоразведочные работы в 2010 году ГНАУ разъяснила в
письме от 19.05.10 г. № 9775/7/15-0917*.* См. ком. « Геологоразведка и плата за недра: ГНАУ разъяснила порядок начисления в 2010 году» // «БН», 2010, № 23, с. 8.
В
п. 7.1 Инструкции 105/309 предусмотрено, что от уплаты сбора за геологоразведочные работы освобождаются землевладельцы и землепользователи, осуществляющие в установленном порядке добычу полезных ископаемых местного значения для собственных нужд (т. е. без реализации добытого минерального сырья или продукции его переработки) или пользующиеся недрами для хозяйственных и бытовых нужд на предоставленных им в собственность либо пользование земельных участках.Аналогичная норма предусмотрена в
ст. 29 Кодекса о недрах. Там речь идет об освобождении от платы за пользование недрами (сбор за геологоразведочные работы является одной из форм такой платы) землевладельцев и землепользователей, осуществляющих в установленном порядке добычу полезных ископаемых местного значения для собственных нужд или пользующихся недрами для хозяйственных и бытовых нужд на предоставленных им в собственность либо пользование земельных участках.Как мы уже выяснили, подземная питьевая вода, не используемая для централизованного и нецентрализованного водоснабжения, является природным ресурсом местного значения. Следовательно, при ее добыче не взимается плата за пользование недрами, в частности, сбор за геологоразведочные работы.
Кроме того, если рассматривать термин «пользующиеся недрами» в широком понимании, т. е. в контексте
ст. 14 Кодекса о недрах, то этот термин не ограничивается строительством и эксплуатацией подземных сооружений, а, в частности, включает и добычу полезных ископаемых. То есть имеются основания утверждать, что от уплаты сбора за геологоразведочные работы освобождаются землевладельцы и землепользователи, пользующиеся недрами (в том числе и добывающие полезные ископаемые) для хозяйственных и бытовых нужд на предоставленных им в собственность или пользование земельных участках. Причем в этой части нет никаких ограничений о принадлежности полезных ископаемых к природным ресурсам местного значения.Поэтому, на наш взгляд, собственник скважины, расположенной на собственном или предоставленном в пользование земельном участке, освобождается от уплаты сбора за геологоразведочные работы в случае, если вода, добываемая из такой скважины, не продается как товар и не используется в качестве составляющей других товаров (например, напитков), а используется только для хозяйственных и бытовых нужд.
В завершение сведем информацию о необходимости разрешений на водопользование и уплаты сборов в одну таблицу (см. табл. 3).
Таблица 3.
Использование скважины для добычи воды Разрешения/Платежи | Требуется разрешение / Платеж уплачивается | Не требуется разрешение / Платеж не уплачивается |
1 | 2 | 3 |
Разрешение на специальное водопользование | Специальное водопользование осуществляется на основании разрешения (ст. 49 Водного кодекса) | Разрешения не требует только общее водопользование. |
Специальное разрешение на пользование недрами | Недра в пользование для добычи пресных подземных вод предоставляются без предоставления горного отвода на основании специальных разрешений (ст. 21 Кодекса о недрах) | Землевладельцы и землепользователи без специальных разрешений могут добывать для своих хозяйственных и бытовых нужд пресные подземные воды до 20 метров и использовать недра для хозяйственных и бытовых нужд (ст. 23 Кодекса о недрах) |
Лицензирование | До 16.11.10 г. деятельность по добыче полезных ископаемых из месторождений, имеющих общегосударственное значение и включенных в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, подлежала лицензированию | Без лицензии могла осуществляться добыча полезных ископаемых местного значения (п. 5 ст. 9 Закона о лицензировании, постановление № 827), в частности, подземной питьевой воды, не используемой для централизованного и нецентрализованного водоснабжения |
С 16.11.10 г. централизованное водоснабжение | Если вода используется для других целей, то лицензия не нужна. | |
Сбор за специальное водопользование | Взимается за специальное водопользование (удовлетворение лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других нужд) | Не взимается за воду, используемую: |
Плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых | Взимается за: | Не взимается за добытые пресные подземные воды (п. 1.5 Инструкции № 51) |
Сбор за выдачу специальных разрешений | Взимается при выдаче разрешения на пользование недрами | Землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений добывать для своих хозяйственных и бытовых нужд пресные подземные воды до 20 метров и использовать недра для хозяйственных и бытовых нужд (ст. 23 Кодекса о недрах). Соответственно и сбор за выдачу разрешения в таких случаях не уплачивается |
Сбор за геологоразведочные работы | Взимается со всех недропользователей, кроме землевладельцев и землепользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых местного значения для собственных нужд | От уплаты освобождаются землевладельцы и землепользователи, осуществляющие в установленном порядке добычу полезных ископаемых местного значения для собственных нужд (т. е. без реализации добытого минерального сырья или продукции его переработки) или пользующиеся недрами для хозяйственных и бытовых нужд на предоставленных им в собственность или пользование земельных участках |
Документы статьи
Водный кодекс
— Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.Кодекс о недрах
— Кодекс Украины «О недрах» от 27.07.94 г. № 132/94-ВР.Закон о лицензировании
— Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.Закон о питьевой воде
— Закон Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» от 10.01.02 г. № 2918-III.Закон № 309
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.08 г. № 309-VI.Постановление № 827
— постановление КМУ «Об утверждении перечней полезных ископаемых общегосударственного и местного значения» от 12.12.94 г. № 827.Порядок № 321
— Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.02 г. № 321.Порядок № 596
— Порядок предоставления в 2010 году специальных разрешений на пользование недрами, утвержденный постановлением КМУ от 23.06.10 г. № 596.Порядок № 608
— Порядок предоставления в 2009 году специальных разрешений на пользование недрами, утвержденный постановлением КМУ от 17.06.09 г. № 608.Порядок № 1494
— Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494.Порядок № 264
— Порядок взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденный постановлением КМУ от 26.03.08 г. № 264.Порядок № 115
— Порядок установления нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и его взимания, утвержденный постановлением КМУ от 29.01.99 г. № 115.Инструкция № 51
— Инструкция о порядке исчисления и взимания платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в редакции, утвержденной приказом Минприроды, МФУ, ГНАУ и Минтруда от 13.06.2000 г. № 51/128/307/128.Инструкция № 231
— Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное водопользование в части использования воды, утвержденная приказом МФУ, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды от 01.10.99 г. № 231/539/118/219.Инструкция № 105/309
— Инструкция о порядке взимания сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденная приказом Комитета Украины по вопросам геологии и использования недр и ГНАУ от 23.06.99 г. № 105/309.Лицензионные условия
— Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых из месторождений, имеющих общегосударственное значение и включенных в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, утвержденные приказом Госпредпринимательства и Минприроды от 31.07.07 г. № 107/370.ГК 008:2007
— Национальный классификатор полезных ископаемых (КПИ) ГК 008:2007, утвержденный приказом Госкомтехрегулирования от 12.12.07 г. № 357.