Темы статей
Выбрать темы

Что нас ожидает в 2011 году: наиболее существенные изменения

Редакция БН
Статья

ЧТО НАС ОЖИДАЕТ В 2011 ГОДУ:

наиболее существенные изменения

 

В последнем номере нашей газеты за уходящий год мы традиционно проводим анализ изменений в законодательстве, которые произойдут с началом нового года. Безусловно, главным событием в бухгалтерской жизни станет введение в действие Налогового кодекса, однако есть еще достаточно новаций не менее важных, которые также нужно учесть в своей работе.

В предлагаемой статье мы напомним о таких нововведениях.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Единый соцвзнос

С 1 января 2011 года вводится единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕВС), который заменит собой четыре взноса: в ПФУ, ФВПТ, ФБ и ФНС.

Условия, размеры, порядок начисления и уплаты ЕВС определяются

Законом о ЕВС. В Теме недели «Единый взнос на соцстрахование» // «БН», 2010, № 37, с. 38 мы подробно рассказывали о плательщиках ЕВС, его размерах, порядке начисления и уплаты. К детальному изучению этой темы мы вернемся уже в начале следующего года.

 

Налоги по НКУ

С 01.01.11 г. вступит в силу

НКУ, в соответствии с которым по новым правилам будут взиматься почти все налоговые платежи.

О новациях во взимании НДС мы рассказывали в

статье «Налоговый кодекс: изучаем изменения в НДС» // «БН», 2010, № 51, с. 14. Об основных изменениях во взимании других налогов мы говорили в статье «Налоговый кодекс подписан Президентом: краткий обзор грядущих изменений» // «БН», 2010, № 50, с. 36, а подробно анализировать их будем уже в следующем году.

Напомним, что налог на прибыль в I квартале 2011 года будет взиматься в соответствии с положениями

Закона о налоге на прибыль (об изменениях см. в разделе «Налогообложение прибыли предприятий» на с. 40). А единый налог (юридическими лицами и предпринимателями) будет уплачиваться согласно положениям Указа № 746 до внесения изменений в раздел ХIV «Специальные налоговые режимы» НКУ.

 

Согласование действующего законодательства с НКУ

Для согласования положений действующего «неналогового» законодательства с

НКУ наши парламентарии Законом № 2756 внесли изменения в 65 законодательных актов. Эти изменения вступят в силу вместе с НКУ — с 01.01.11 г. (за исключением отдельных положений по изменениям в Законе об РРО). Поэтому рассмотрим основные, на наш взгляд, изменения, затрагивающие интересы большинства наших читателей.

Местонахождение и новые требования к сделкам

. Подкорректировано понятие «местонахождение юридического лица», под которым теперь понимается фактическое место ведения деятельности либо расположения офиса, из которого осуществляются ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и ведение управления и учета (ст. 93 ГКУ). В соответствии с п. 45.2 НКУ налоговым адресом юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) является местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины.

Чтобы сделка была действительной, ее содержание

не должно противоречить интересам государства и общества (ст. 203 ГКУ). Несоблюдение этого требования является основанием для признания судом такой сделки недействительной. Кроме того, определены правовые последствия совершения такой сделки при наличии умысла, а именно взыскание по решению суда в доход государства полученного по такой сделке (ч. 3 ст. 228 ГКУ).

Признаки фиктивной деятельности

. Определены признаки фиктивной деятельности, дающие основания для прекращения юридического лица или деятельности физического лица — предпринимателя, в частности: регистрация на недействительные (утраченные, утерянные) и поддельные документы; непроведение обязательной регистрации в государственных органах; регистрация с последующей передачей во владение либо управление подставным лицам; регистрация без ведома и согласия учредителя (ст. 551 ХКУ).

Сроки применения административно-хозяйственных санкций не распространяются на штрафные санкции, предусмотренные

НКУ и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на налоговые органы (ч. 2 ст. 250 ХКУ). В частности, это касается нарушений в сфере применения РРО, обращения налички, производства и оборота алкогольных напитков и табачных изделий.

Освобождение от уголовной ответственности

. Подкорректирована ч. 4 ст. 212 УКУ, которой предусматривалось освобождение от уголовной ответственности лица, впервые уклонившегося от уплаты налогов в значительных или крупных размерах, однако до привлечения его к ответственности уплатившего такие налоги и штрафные санкции. Теперь такое амнистирование применяется независимо от количества таких нарушений и суммы уклонения.

Выемка документов только по решению суда

. Принудительная выемка оригиналов первичных финансово-хозяйственных и/или бухгалтерских документов должна производиться только по мотивированному постановлению суда (ч. 4 ст. 178 УПКУ). То есть если такого постановления нет, то правоохранительные органы не имеют права изымать оригиналы документов.

Плата за пользование недрами

. За пользование недрами будут взиматься:

— плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (

ст. 263 НКУ);

— плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (

ст. 264 НКУ);

— рентная плата за добычу нефти, природного газа и газового конденсата (

раздел Х НКУ);

— сбор за выдачу специальных разрешений на пользование недрами (устанавливается Кабмином в соответствии с

п. 7 ст. 8 Кодекса о недрах).

Соответственно не будут уплачиваться взимаемые ранее платежи за пользование недрами, в частности отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета (

ст. 28 Кодекса о недрах).

Особый порядок рассмотрения админсудами представлений налоговых органов

. Установлен особый порядок рассмотрения исков о:

— приостановлении расходных операций на счетах плательщика налогов;

— подтверждении обоснованности административного ареста имущества;

— взыскании средств по налоговому долгу.

Такое представление должно подаваться в суд в течение 24 часов с момента установления оснований для такого представления. Если судом открыто производство по такому делу, то суд принимает в 3-дневный срок, но не позднее чем в течение 96 часов с момента установления обстоятельств, обусловливающих обращение заявителя в суд, постановление по существу заявленных требований, подлежащее немедленному исполнению.

Апелляционный пересмотр таких постановлений, а также кассационное обжалование происходят по общей процедуре (

ст. 1833 КАСУ).

Размер арендной платы за землю

. Из ст. 21 Закона об аренде земли исключены положения по установлению минимального и максимального размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности.

Однако такие ограничения теперь установлены в

п. 288.5 НКУ, в частности, арендная плата не может быть меньше:

— размера земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения;

— 3-кратного размера земельного налога для других категорий земель.

При этом арендная плата не может превышать:

— 3 % нормативной денежной оценки для земельных участков, предоставленных для объектов энергетики, производящих электрическую энергию из восстанавливаемых источников энергии;

— 12 % нормативной денежной оценки для других земельных участков.

При определении арендатора на конкурентных принципах допускается превышение этих ограничений.

Производство и торговля алкоголем и табаком

. Обязанность по предоставлению информации для регистрации в качестве плательщиков акцизного налога лиц, получивших лицензию на производство спирта, алкогольных напитков и табачных изделий (в течение 5 дней после выдачи), теперь возложена на орган, выдавший лицензию (п.п. 212.3.1 НКУ). Раньше такая обязанность возлагалась на плательщика (ст. 6 Закона № 481).

Установлено ограничение по объему флаконов, в которые упаковываются парфюмерные жидкости, — не более 255 куб. см, а для спирта этилового, используемого в качестве лекарственного средства (кроме бальзама), — 100 куб. см (

ч. 3 ст. 12, ч. 2 ст. 14 Закона № 481).

Отменены штрафные санкции за несвоевременную регистрацию в качестве плательщика акцизного налога.

Увеличен до 5000 грн. (в 5 раз) минимальный размер штрафной санкции за торговлю алкогольными напитками по ценам ниже минимальных.

Кроме того, установлены новые штрафные санкции:

— за вывоз спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий с территории акцизного склада или транспортировку такой продукции без отметки представителя органа государственной налоговой службы на товарно-транспортной накладной о согласовании отпуска в размере 200 % стоимости вывезенной или транспортируемой продукции, но не менее 15000 грн.;

— за нарушение требований по реализации (передаче) ферментированного табачного сырья только на экспорт или производителям табачных изделий в размере 50 % стоимости партии отгруженного товара (

ч. 2 ст. 17 Закона № 481).

Отныне в

ч. 4 ст. 17 Закона № 481 четко указано, что право принимать решение о взыскании штрафов, предусмотренных ч. 2 ст. 17 Закона № 481, предоставлено, кроме прочих, и налоговым органам.

Кроме того, следует отметить, что Минэкономики внесло изменения в

Правила розничной торговли табачными изделиями, утвержденные приказом Минэкономики от 24.07.2002 г. № 218, которыми предусмотрено, что с 01.01.11 г. запрещена продажа табачных изделий в упаковках, содержащих менее 20 сигарет или папирос.

Применение РРО.

Определено понятие «модем» — устройство, предназначенное для передачи копии сформированных РРО расчетных документов и фискальных отчетных чеков в электронной форме по кабельным или бескабельным каналам связи.

Физические лица — предприниматели, уплачивающие фиксированный или единый налог, могут осуществлять расчетные операции без применения РРО и РК даже при продаже подакцизных товаров, если им это разрешено (

пп. 5 и 6 ст. 9 Закона об РРО).

Лица, получившие льготный торговый патент, могут производить расчетные операции без применения РРО и РК, даже если они зарегистрированы плательщиками НДС (

п. 8 ст. 9 Закона об РРО).

Внесены изменения по штрафам, применяемым за нарушение требований

Закона об РРО.

Так, размер штрафа составляет: за проведение расчетных операций с использованием РРО или РК на неполную сумму; непроведение расчетных операций через РРО; несоответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете (общей сумме продажи по РК); нераспечатывание расчетного документа или проведение его без использования РК на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования (

п. 1 ст. 17 Закона об РРО):

— совершенное впервые, — 1 гривня;

— совершенное повторно, — 100 % стоимости товаров (услуг), проданных с такими нарушениями;

— за каждое следующее нарушение — в 5-кратном размере стоимости товаров (услуг), проданных с такими нарушениями.

Таким образом, размер штрафа будет зависеть от количества таких нарушений, установленных в течение календарного года. Раньше за такие нарушения сразу применялся штраф в 5-кратном размере.

Среди других изменений стоит отметить исключение

ст. 23 Закона об РРО, которой предусматривалась штрафная санкция за отсутствие ценников на товары.

Изменения в структуре органов ГНС

. Судя по изменениям, внесенным в Закон о ГНС, в структуре налоговых органов будут созданы специализированные государственные налоговые инспекции. Обязанности и ответственность налоговых органов теперь будут определяться НКУ, а не Законом о ГНС.

Кроме того, следует напомнить, что

Указом № 1085 Государственная налоговая администрация Украины с 09.12.10 г. реорганизована в Государственную налоговую службу Украины.

Сведения о юрлице

. Среди сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре, теперь будут и данные о пребывании юридического лица в процессе производства по делу о банкротстве, санации, в частности сведения о распорядителе имущества, санаторе (абз. 24 ч. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации). Установлен порядок предоставления судами такой информации регистратору и внесения ее в Единый государственный реестр.

Распространение статистической информации

. К статистической информации, на которую не распространяется запрет по ее распространению органами государственной статистики, отнесена информация об общих суммах задолженности по выплате (начислению) заработной платы предприятий, учреждений и организаций (абз. 3 ч. 2 ст. 22 Закона о статистике). Следовательно, такая информация может распространяться (предоставляться пользователям) органами статистики без ограничений.

Упрощенный бухучет и финотчетность.

Предприятиям, имеющим право ведения упрощенного учета доходов и расходов и не зарегистрированным в качестве плательщиков НДС, разрешено обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи (ч. 3 ст. 3 Закона о бухучете).

Предприятие самостоятельно определяет целесообразность применения международных стандартов (кроме случаев, когда их применение предусмотрено законодательством).

Копии

первичных документов и регистров бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия по решению соответствующих органов. Изъятие оригиналов таких документов разрешается только по решению суда (ч. 9 ст. 9 Закона о бухучете).

Юридические лица, соответствующие критериям, определенным

п. 154.6 НКУ, обязаны составлять и подавать в соответствующие органы финансовую отчетность, предусмотренную для субъектов малого предпринимательства, один раз в год (ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете).

На наш взгляд, здесь речь идет о плательщиках,

имеющих право уплачивать налог на прибыль по нулевой ставке (не обязательно воспользовавшихся таким правом).

Декларирование доходов госслужащими.

Изменен порядок предоставления информации об имущественном состоянии и доходах судьями, лицами, претендующими на занятие должности государственного служащего либо должности в органах местного самоуправления, госслужащими, должностными лицами органов местного самоуправления, кандидатами в депутаты (всех уровней), народными депутатами и депутатами местных советов, кандидатами на пост Президента Украины, на должность премьер-министра Украины, на должность сельского, поселкового, городского головы.

Такие лица подают декларацию об имущественном состоянии и доходах (налоговую декларацию) в орган ГНС по своему налоговому адресу, а в соответствующий орган — справку органа ГНС о поданной декларации.

 

Налогообложение прибыли предприятий

«Вспоминаем» убытки 2009 года.

В декларации по налогу на прибыль за I квартал 2011 года можно отразить «замороженную» часть убытков 2009 года (см. статью «Убытки в декларации по налогу на прибыль за 3 квартала» // «БН», 2010, № 44, с. 20).

Новые льготы

. В Законе о налоге на прибыль с 01.01.11 г. появятся новые льготы, в частности:

1. Разрешается включать в состав валовых расходов сумму средств, перечисленных организаторам

физкультурно-оздоровительных или спортивных мероприятий или субъектам сферы физической культуры и спорта, но не более 3 % налогооблагаемой прибыли 2010 года (Закон о налоге на прибыль дополнен п.п. 5.2.19 в соответствии с Законом № 1724).

2. Не включается в состав валовых доходов сумма средств или стоимость имущества, полученные субъектами кинематографии (производителями фильмов) и направленные на

производство национальных фильмов. Такие средства включаются в состав валовых доходов по дате подписания акта о передаче национальных фильмов заказчику при условии целевого использования средств в порядке, определенном Кабмином (Закон о налоге на прибыль дополнен пп. 4.2.21 и 11.3.8 в соответствии с Законом № 1909). Аналогичная льгота предусмотрена в п. 19 подраздела 4 раздела ХХ НКУ (будет действовать с 01.04.11 г. до 01.01.16 г.).

При этом можно включить в валовые расходы сумму средств или стоимость имущества, в том числе стоимость сценично-постановочных средств, перечисленных (переданных) субъектом кинематографии (производителем, распространителем, демонстратором) на производство национальных фильмов. Причем расходы на производство национального фильма и приобретение имущественных прав интеллектуальной собственности на национальный фильм не подлежат амортизации и полностью относятся в состав валовых расходов отчетного периода (

пп. 5.2.20 и 8.1.3 Закона о налоге на прибыль).

Кроме того, в состав валовых расходов можно будет включить любые расходы по страхованию рисков, связанных с производством национальных фильмов. Причем размер таких расходов ограничен показателем 10 % валовых расходов отчетного периода. Напомним, что общее ограничение для страховых расходов составляет 5 % валовых расходов отчетного периода (

п.п. 5.4.6 Закона о налоге на прибыль).

3. Освобождается от налогообложения прибыль предприятий, полученная ими от предоставления

гостиничных услуг в гостиницах категорий «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды» в случае, если такие гостиницы (в том числе вновь построенные или реконструированные либо в которых проведены капитальный ремонт или реставрация существующих зданий и сооружений) были введены в эксплуатацию до 01.09.12 г. (п.п. 7.13.12 Закона о налоге на прибыль). Аналогичная льгота предусмотрена в абз. «а» п. 17 подраздела 4 раздела ХХ НКУ.

Валовые расходы по социальным взносам

. В связи с введением с 01.01.11 г. ЕВС в валовые расходы будут включаться начисленные суммы такого взноса вместо взносов на пенсионное и другие виды государственного (социального) обязательного страхования (п.п. 5.7.1 Закона о налоге на прибыль).

Финансовая отчетность

. Начиная с 01.01.11 г. плательщики налога на прибыль — крупные и средние предприятия должны вместе с декларацией о прибыли подавать квартальную или годовую финансовую отчетность. Малые предприятия* подают лишь годовую финансовую отчетность (п. 46.2 НКУ).

* Малыми признаются предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает 70 млн грн. (п. 7 ст. 63 ХКУ).

Не исключено, что, ссылаясь на эту норму, налоговики будут требовать подачи финансовой отчетности вместе с декларацией по налогу на прибыль за 2010 год, хотя, на наш взгляд, эта норма должна распространяться на отчетность за налоговые периоды 2011 года.

 

«Размораживаем» налоговый кредит

Особый порядок переноса отрицательного значения НДС, установленный

п. 3 р. II «Заключительные положения» Закона № 2275*, последний раз будет применяться при заполнении декларации за декабрь (IV квартал) 2010 года.

* См. статью «Новые правила налогообложения: анализируем вместе» // «БН», 2010, № 26, с. 9 и Тему недели «Отчетность по НДС-2010» // «БН», 2010, № 36, с. 36.

Следовательно, отрицательное значение НДС, указанное в стр. 26 такой декларации, можно будет полностью (независимо от того, уплачено ли оно поставщикам) включить в стр. 23.2 декларации по НДС за январь 2011 года (если форма декларации до того времени не изменится). А вот бюджетному возмещению, как и ранее, подлежит лишь часть отрицательного значения, уплаченная поставщикам или в бюджет (при импорте), а также сумма НДС, включенного в налоговые обязательства в декларации за предыдущий период, за полученные от нерезидента услуги на таможенной территории Украины (п.п. «а» п. 200.4 НКУ).

 

Борьба с коррупцией — дубль 3 тоже неудачный

С 01.01.11 г. ожидалось** введение в действие

трех антикоррупционных законов:

— Закон № 1506

определял основные меры, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, возмещение ущерба, причиненного в результате коррупционных правонарушений, восстановление нарушенных прав, свобод либо интересов физических или юридических лиц, государства;

— Закон № 1508

дополнял перечень коррупционных деяний, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность физических лиц;

— Закон № 1507

вводил ответственность юридических лиц за совершение от их имени и в их интересах «коррупционных» преступлений (в частности, ликвидацию юридического лица).

** Введение их в действие уже дважды переносилось с 01.01.10 г.: сначала — на 01.04.10 г., а затем — на 01.01.11 г.

Проблемы, связанные со вступлением в силу данных законов, мы подробно рассматривали в статье «Коррупционер в законе»: усиление ответственности за коррупцию» // «БН», 2010, № 3, с. 18.

Однако 21.12.10 г. эти законы отменены Верховной Радой для того, чтобы рассмотреть

законопроект от 17.12.10 г. № 7487 (внесен Президентом), в котором Закон № 1506 изложен в новой редакции.

 

Заканчивается мораторий на проверки

Заканчивается срок действия моратория на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении субъектов малого предпринимательства, введенного

ч. 2 раздела II «Заключительные положения» Закона № 1759-VI.

Кроме того, 31.12.10 г. заканчивается срок действия временных ограничений по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности (плановых и внеплановых проверок), установленный

постановлением КМУ от 21.05.09 г. № 502.

То есть в 2011 году контролирующие органы, на которые возложены функции по такому контролю, могут в случаях, предусмотренных законодательством, проводить как плановые, так и внеплановые проверки, в том числе и субъектов малого предпринимательства.

 

Пособие при рождении ребенка

Законом № 1723

предусматривается, что с 01.01.11 г. ст. 12 Закона № 2334 будет изложена в новой редакции, которая предусматривает, что пособие при рождении ребенка будет начисляться в размере прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет, установленном на день рождения ребенка, в сумме, кратной:

— 22 размерам прожиточного минимума — на первого ребенка;

— 45 размерам прожиточного минимума — на второго ребенка;

— 90 размерам прожиточного минимума — на третьего и каждого следующего ребенка.

В проекте Госбюджета-2011 (от 10.12.10 г. № 7000) прожиточный минимум на ребенка в возрасте до 6 лет предусмотрен в размере 816 грн. Соответственно, если этот показатель в следующем году останется на таком же уровне, то суммы выплат, рассчитанные по такому принципу, должны будут составить:

— 17952 грн. (22 х 816) — на первого ребенка;

— 36720 грн. (45 х 816) — на второго ребенка;

— 73440 грн. (90 х 816) — на третьего и каждого следующего ребенка.

Кроме того,

Законом № 1723 предусматривается внесение изменений в ст. 11 Закона № 2334, которыми устанавливается прекращение выплаты пособия на ребенка в следующих случаях:

— лишение получателя пособия родительских прав;

— отобрание ребенка у получателя пособия без лишения родительских прав;

— временное устройство ребенка на полное государственное содержание;

— прекращение опеки или освобождение опекуна от его полномочий в отношении конкретного ребенка;

нецелевое использование средств и необеспечение получателем пособия надлежащих условий для полноценного содержания и воспитания ребенка;

при возникновении других обстоятельств.

Следует отметить, что в Верховной Раде зарегистрирован

законопроект от 15.09.10 г. № 7131, которым предусматривается выплата пособия в суммах 25 тыс. грн., 50 тыс. грн. и 100 тыс. грн. соответственно, а Закон № 1723 предложено признать утратившим силу.

Следовательно, окончательные выводы о размерах такого пособия делать еще рано, скорее всего, этот вопрос прояснится после принятия госбюджета на 2011 год.

 

Развитие физкультуры и спорта

Для стимулирования развития физкультурной деятельности и спорта с 01.01.11 г.

Законом № 1724 будет изложен в новой редакции Закон о физкультуре и спорте.

В разделе «Налогообложение прибыли предприятий» этой статьи мы уже упоминали о новых льготах для плательщиков налога на прибыль, финансирующих физкультурно-оздоровительные или спортивные мероприятия.

Кроме того, с 01.01.11 г. вводится новый вид отпуска — «отпуск для подготовки и участия в соревнованиях», который будет предоставляться работникам, принимающим участие во всеукраинских и международных спортивных соревнованиях. Продолжительность, порядок, условия предоставления и оплаты таких отпусков должен установить Кабмин (

ст. 771 КЗпП, ст. 161 Закона об отпусках).

 

Регулирование деятельности автостанций

С 01.01.11 г. вступит в силу

Порядок регулирования деятельности автостанций, утвержденный приказом Минтранссвязи от 27.09.10 г. № 700, который определяет процедуру аттестации автостанций, требования к ним, механизм определения размера автостанционного сбора и стоимости услуг, предоставляемых автомобильным перевозчикам.

Условием функционирования автостанции как субъекта, предоставляющего автостанционные услуги, является наличие свидетельства об аттестации. Аттестация автостанций производится безвозмездно один раз в пять лет.

Автостанции, открытые до 01.01.11 г., подлежат аттестации в срок до 01.04.11 г.

 

Операции с платежными карточками

Вступят в силу отдельные нормы

Положения о порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденного постановлением Правления НБУ от 30.04.10 г. № 223. В частности, выдача наличных в иностранной валюте через банкоматы в пределах Украины с применением специального платежного средства (платежной карточки) будет осуществляться в сумме, не превышающей в эквиваленте 5 тыс. грн. за одни сутки по официальному курсу НБУ.

Напомним, что в соответствии с

постановлением КМУ от 29.09.10 г. № 878* перейти на обязательный прием платежных карточек следует:

1) субъектам хозяйствования (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющих хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек, — до 01.07.11 г.;

2) субъектам малого предпринимательства, осуществляющим хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек, — до 31.12.11 г.;

3) субъектам хозяйствования, включая субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения от 25 до 100 тыс. человек, — до 31.12.11 г.

* См. ком. «Платежные карточки: расширен перечень субъектов хозяйствования, которые должны обязательно их принимать при расчетах» // «БН», 2010, № 41, с. 4.

 

Новые формы отчетности

Финансовая отчетность.

Приказом Минфина от 10.06.10 г. № 382 («БН», 2010, № 38, с. 4) утверждены изменения в П(С) БУ 4 «Отчет о движении денежных средств», в частности, изложена в новой редакции форма Отчета о движении денежных средств (ф. № 3), в котором предоставляется информация о сумме чистого поступления либо чистого расхода денежной массы у предприятия за год в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Существенно изменился и порядок ее заполнения.

Обновленную форму необходимо будет использовать для составления годовой финансовой отчетности за 2010 год.

Статистическая отчетность.

Изменяется ряд форм статистической отчетности, которые будут подаваться после 01.01.11 г.

Заметим, что

Общий табель (перечень) форм государственных статистических наблюдений на 2010 год, утвержденный приказом Госкомстата от 22.12.09 г. № 485, устанавливал перечень форм государственных статистических наблюдений только на 2010 год. Очевидно, что аналогичный документ будет принят Госкомстатом и на 2011 год. Самые популярные формы статистической отчетности, которые были изменены, приведены в таблице на с. 43.

Мы рассмотрели основные изменения, о которых нам известно на момент подготовки этого номера. Безусловно, целый ряд важных показателей, необходимых для работы в следующем году, будет утвержден в Государственном бюджете Украины на 2011 год. О них мы расскажем на страницах нашей газеты уже в 2011 году.

 

Обновленные формы статистической отчетности

Название формы статотчетности

Период, за который подается

Документ, которым утверждена форма

№ 1П-НПП (річна) «Звіт про виробництво промислової продукції»

С отчета за 2010 год

Приказ Госкомстата от 12.07.10 г. № 266

№ 1П-НПП (коротка) (річна) «Звіт про виробництво промислової продукції»

№ 1-П (місячна) «Терміновий звіт про виробництво промислової продукції (товарів, послуг) за видами»

С отчета за январь 2011 года

№ 1-ПЕ (місячна) «Місячний звіт про економічні показники за видами економічної діяльності, що відносяться до добувної, переробної промисловості, виробництва і розподілення електроенергії, газу, тепла та води»

№ 1П-НПП (коротка) (квартальна) «Звіт про виробництво промислової продукції»

С отчета за январь — март 2011 года

№ 1-опт (річна) «Звіт про продаж і запаси товарів (продукції) в оптовій торгівлі»

С отчета за 2010 год

Приказ Госкомстата от 15.07.10 г. № 281

№ 11-мтп (паливо) (річна) «Фактичні витрати палива на виробництво окремих видів продукції і робіт»

№ 11-мтп (вер) (річна) «Утворення та використання вторинних енергетичних ресурсів»

№ 4-мтп (піврічна) «Звіт про залишки та використання енергетичних матеріалів і продуктів перероблення нафти»

№ 4-мтп (св) (піврічна) «Звіт про залишки та використання енергетичних матеріалів і продуктів перероблення нафти»

№ 11-мтп (піврічна) «Звіт про результати використання палива, теплоенергії та електроенергії»

№ 11-ер (піврічна) «Звіт про витрати палива, теплоенергії та електроенергії»

№ 1-опт (місячна) «Звіт про обсяг оптового товарообороту»

С отчета за январь 2011 года

№ 4-мтп (місячна) «Звіт про залишки та використання енергетичних матеріалів і продуктів перероблення нафти»

№ 1-опт (квартальна) «Звіт про продаж і запаси товарів (продукції) в оптовій торгівлі»

С отчета за I квартал 2011 года

№ 5-ЗЕЗ (місячна) «Звіт про експорт (імпорт) товарів, що не проходять митного декларування»

С отчета за январь 2011 года

Приказ Госкомстата от 16.07.10 г. № 283

№ 14-ЗЕЗ (квартальна) «Звіт про придбання (продаж) товарів для забезпечення життєдіяльності транспортних засобів, потреб пасажирів і членів екіпажу»

С отчета за I квартал 2011 года

№ 9-ЗЕЗ (квартальна) «Звіт про експорт (імпорт) послуг»

№ 1-ПВ (місячна) «Звіт з праці»

С отчета за январь 2011 года

Приказ Госкомстата от 28.07.10 г. № 307

№ 1-ПВ (квартальна) «Звіт з праці»

С отчета за I квартал 2011 года

№ 7-торг (річна) «Звіт про наявність торгової мережі та мережі ресторанного господарства»

С отчета за 2010 год

Приказ Госкомстата от 26.08.10 г. № 352

№ 12-торг (річна) «Про наявність і використання торгової мережі на ринках та реалізацію сільськогосподарської продукції на них»

№ 1-торг (місячна) «Звіт про товарооборот»

С отчета за январь 2011 года

№ 1-торг (нафтопродукти) (місячна) «Про продаж світлих нафтопродуктів і газу»

№ 3-торг (квартальна) «Звіт про продаж і запаси товарів у торговій мережі та мережі ресторанного господарства»

С отчета за I квартал 2011 года

№ 1-підприємництво (річна) «Звіт про основні показники діяльності підприємства»

С отчета за 2010 год

Приказ Госкомстата от 30.08.10 г. № 365

№ 1-підприємництво (коротка)-річна «Звіт про основні показники діяльності підприємства»

№ 1-підприємництво (квартальна) «Звіт про основні показники діяльності підприємства»

С отчета за I квартал 2011 года

 

Документы и сокращения статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

УКУ

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

УПКУ

— Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 28.12.60 г.

КАСУ

— Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.05 г. № 2747-IV.

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

Кодекс о недрах

— Кодекс Украины о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР.

Закон о ЕВС

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI (см. приложение «Документы» // «БН», 2010, № 35).

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Закон об аренде земли

— Закон Украины «Об аренде земли» в редакции от 02.10.03 г. № 1211-IV.

Закон о ГНС

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон о госрегистрации

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Закон о статистике

— Закон Украины «О государственной статистике» в редакции от 13.07.2000 г. № 1922-III.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон об отпусках

— Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон о физкультуре и спорте

— Закон Украины «О физической культуре и спорте» от 24.12.93 г. № 3808-XII.

Закон № 2756

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.10 г. № 2756-VІ (см. приложение «Документы» // «БН», 2010, № 51, с. 19).

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Закон № 2275

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.10 г. № 2275-VI.

Закон № 1506

— Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 11.06.09 г. № 1506-VI.

Закон № 1508

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности за коррупционные правонарушения» от 11.06.09 г. № 1508-VI.

Закон № 1507

— Закон Украины «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» от 11.06.09 г. № 1507-VI.

Закон № 1759

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по упрощению условий ведения бизнеса в Украине» от 15.12.09 г. № 1759-VI.

Закон № 1723

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» по выплате пособия при рождении ребенка» от 17.11.09 г. № 1723-VI.

Закон № 2334

— Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» в редакции от 22.03.01 г. № 2334-III.

Закон № 1724

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О физической культуре и спорте» и другие законодательные акты Украины» от 17.11.09 г. № 1724-VI.

Закон № 1909

— Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О кинематографии» и другие законы Украины о поддержке производства национальных фильмов» от 18.02.10 г. № 1909-VI.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Указ № 1085

— Указ Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.10 г. № 1085/2010.

ЕВС

— единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

ПФУ

— Пенсионный фонд Украины.

ФВПТ

— Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

ФБ

— Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

ФНС

— Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

РРО

— регистратор расчетных операций.

РК

— расчетная книжка.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше