Темы статей
Выбрать темы

Отчет в фонд инвалидов: важные особенности

Редакция БН
Статья

ОТЧЕТ В ФОНД ИНВАЛИДОВ:

важные особенности

 

В преддверии подачи отчета в фонд инвалидов мы решили поговорить об особенностях заполнения этой формы отчетности. На первый взгляд, «инвалидный» отчет составить не так уж и сложно, однако расчет приводимых в нем показателей имеет нюансы, где цена вопроса — весьма серьезные финансовые санкции за несоблюдение норматива по трудоустройству инвалидов.

Как правильно рассчитать показатели «инвалидного» отчета, какими штрафными санкциями могут грозить ошибки в данной форме и как можно минимизировать сумму санкций за невыполнение норматива по трудоустройству инвалидов — на эти и другие вопросы мы ответим в сегодняшней статье.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Кто должен подавать отчет в фонд инвалидов

Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по ф. № 10-ПІ

(далее — Отчет) в Фонд социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) подают такие лица (ст. 19 Закона о соцзащите инвалидов, п. 1 Порядка предоставления отчета, п. 1.1 Инструкции № 42):

— юридические лица: предприятия, учреждения, организации (в том числе общественные организации инвалидов);

— физические лица, использующие наемный труд, при условии, что по основному месту работы у этих лиц работает 8 и более человек. Согласно

п. 3 Порядка регистрации работодатели, у которых численность работающих по основному месту работы увеличилась до 8 и более человек, регистрируются в отделении Фонда до 1 февраля года, следующего за годом увеличения количества работающих.

С учетом того, что для «инвалидных» целей численность работников определяют по показателю

среднеучетного количества штатных работников (СКШР), регистрироваться в Фонде и подавать Отчет обязаны те лица, у которых по результатам отчетного года СКШР превысило 8 человек. Причем зарегистрироваться нужно до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работников. Отчет подается работодателями до 1 марта года, следующего за отчетным. В 2010 году отчет необходимо подать не позднее 27 февраля*. При этом он может быть отправлен по почте заказным письмом вплоть до последнего дня предоставления Отчета, поскольку датой подачи Отчета будет считаться дата на почтовом штемпеле (п. 2 Порядка предоставления отчета).

* Напомним, что распоряжением КМУ от 26.11.2009 г. № 1412-р рекомендовано перенести рабочие дни, в частности, с 6 января (среда) на 27 февраля (суббота).

Какой-либо ответственности за нерегистрацию в Фонде законодательством не предусмотрено. Таким образом, если работодатель не успеет зарегистрироваться в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, но подаст отчет в срок до 1 марта, его должны зарегистрировать в Фонде без взимания каких-либо санкций за нарушения порядка регистрации.

А как поступить в ситуации, когда работодатель уже был зарегистрирован в Фонде, но по итогам отчетного года СКШР у него не достигла 8 человек? По нашему мнению, в этом случае подавать Отчет не нужно. Подтверждением этому может служить письмо Фонда от 26.03.2007 г. № 1/6-172, в п. 4 которого был сделан вывод о том, что «если среднеучетная численность работников за все месяцы работы равна «шести», то работодатели не должны предоставлять форму <…> 10-ПІ<…>».

Есть свои особенности предоставления Отчета работодателями, имеющими обособленные подразделения. Согласно п. 1.2 Инструкции № 42 и п. 3 Порядка предоставления отчета в этом случае заполняется один сводный отчет с учетом данных обособленных подразделений. При этом отдельно регистрироваться обособленным подразделениям в отделениях Фонда по месту своего нахождения не нужно (письмо Фонда от 03.05.2007 г. № 1/5-393**). Правда, в этом письме Фонд сделал оговорку о том, что не нужно проводить регистрацию «обособленных подразделений, расположенных на территории соответствующих отделений, не имеющих статуса юридического лица». По нашему мнению, такая формулировка может трактоваться двояко:

не требуют регистрации в Фонде обособленные подразделения (филиалы), которые находятся на одной с головным предприятием территории. Таким образом, получается, что если филиал и головное предприятие расположены на разных территориях, обособленному подразделению необходимо зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда по своему местонахождению;

обособленные подразделения (филиалы) не требуют регистрации в территориальном отделении Фонда, расположенном по его местонахождению, т. е. филиал вообще не надо регистрировать.

** См. ком. «Филиалы и Фонд социальной защиты инвалидов: регистрируется только головное предприятие» // «БН», 2007, № 31, с. 10.

На наш взгляд, точным, соответствующим требованиям действующего законодательства, является второе утверждение.

 

Особенности заполнения Отчета

В

стр. 01 «Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)» Отчета отражают показатель СКШР за год. Этот показатель определяется согласно Инструкции № 286. СКШР рассчитывается на основании ежедневных данных об учетном количестве штатных работников. Учетное количество штатных работников за каждый день должно соответствовать данным табельного учета использования рабочего времени работников.

Согласно

п. 2.1 Инструкции № 286 в учетное количество штатных работников включаются все наемные лица, которые заключили письменно трудовой договор (контракт) и выполняют постоянную, временную или сезонную работу один день и больше, а также собственники предприятия, если они получают зарплату на этом предприятии. Так определяет состав штатных работников и Фонд (письмо от 26.04.2007 г. № 1/6-209).

Что касается собственников предприятия, то они принимаются в расчет только в том случае, когда работают на предприятии именно по основному месту работы.

Конкретный состав лиц, включаемых в расчет среднеучетной численности штатных работников, приведен в

п. 2.4, 2.5 Инструкции № 286. Из этих лиц не участвуют в расчете численности только работники, находящиеся в отпуске в связи с беременностью и родами, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответствующего возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая, усыновивших новорожденного ребенка непосредственно из роддома (п.п. 3.2.2 Инструкции № 286).

Кроме того

, не включаются в расчет лица, перечисленные в п. 2.6 Инструкции № 286, в том числе совместители и лица, работающие по договорам подряда.

Из

п. 2.3 и п. 2.5 Инструкции № 286 следует, что штатники, в принципе, учитываются в расчете среднеучетной численности независимо от времени их фактического присутствия на работе. Однако, поскольку в п. 3.2 Инструкции № 286 говорится, что учетная численность за каждый день должна отвечать данным табельного учета, на что обращает внимание и Фонд (см. п. 8 Порядка проведения проверок, письмо Фонда от 21.04.2008 г. № 1/6-126/03-01), то расчет следует подтвердить табелем учета рабочего времени.

Для того чтобы рассчитать СКШР за год, надо:

1)

определить СКШР за каждый месяц (См). Согласно п.п. 3.2.1 Инструкции № 286 этот показатель определяется так:

См

= (К1 + К2 + ….КN) : N,

где К1, К2, КN — количество штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца (с первого по последнее число месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни);

N — количество календарных дней в отчетном месяце.

По этой процедуре рассчитывают среднеучетную численность и предприятия, находящиеся в периоде простоя. В частности, согласно

Инструкции № 286 в учетном количестве штатных работников за каждый календарный день учитываются лица, которые фактически работали, а также отсутствующие на работе по любым причинам, т. е. все работники, которые находятся в трудовых отношениях независимо от вида трудового договора (п. 2.3). Это подтверждается и п.п. 2.4.1 Инструкции № 286, в соответствии с которым в учетное количество включаются штатные работники, которые фактически явились на работу, включая тех, которые не работали по причине простоя. И хотя в период простоя работники могут не являться на работу, с учетом норм п. 2.3 Инструкции № 286 можно сделать вывод, что работники учитываются при расчете СКШР за каждый месяц независимо от того, присутствовали они фактически на работе или нет.

Исключительные правила предусмотрены лишь для сезонных, новосозданных и ликвидируемых предприятий — они количество штатных работников рассчитывают исходя из периода работы предприятия, но при этом делят этот показатель на общее количество календарных дней в отчетном месяце

(п.п. 3.2.4 Инструкции № 286);

2) подытожить полученные результаты См за все месяцы работы предприятия и полученную сумму разделить на 12

(на количество месяцев в году). Это и будет показатель СКШР за год (Сг):

Сг = (См1 + См2 + …См12) : 12,

где См1, См2, См12 — показатели СКШР за соответствующий месяц календарного года.

Эту процедуру расчета используют и те предприятия, которые отработали неполный год, в частности новосозданные и сезонные предприятия. Они берут в расчет показатели тех месяцев, в которых предприятие работало, но полученный результат все равно делится на 12

(п.п. 3.2.6 Инструкции № 286).

Между тем не вполне урегулирован расчет данного показателя для ситуаций, в которых предприятие останавливало производство по инициативе администрации (т. е. находилось в вынужденном простое). В соответствии с

п.п. 3.2.6 Инструкции № 286 в таком случае должен применяться иной порядок расчета, но какой именно, не говорится. По логике в данной ситуации месяцы, в которых предприятие не работало по причине простоя, должны также включаться в расчет. Ведь работники, находящиеся в периоде простоя, на общих основаниях учитываются при расчете показателя СКШР за каждый месяц. Из этого можно сделать вывод, что и месяцы, в которых предприятие «простаивало», на общих основаниях включаются в расчет показателя СКШР за год.

Обратите внимание: согласно

п. 3.4 Инструкции № 42 для целей отражения в Отчете показатель стр. 01 округляется по общеустановленным правилам математики (если после запятой стоит число 5 и больше, оно округляется в сторону увеличения). И это несмотря на то, что Инструкцией № 286 при округлении при расчете СКШР требует применять правило четной цифры*. В связи с этим заметим, что работники Фонда любят сверять показатель СКШР за год, указанный работодателем в Отчете по труду (ф. № 1-ПВ) и в «инвалидном» Отчете. Но, как видим, эти показатели могут отличаться из-за применения к ним разных правил округлений одного и того же показателя (СКШР).

* Правило четной цифры гласит: если последняя значащая цифра 5, то ближайшая слева от нее: нечетная цифра увеличивается на единицу, а четная остается без изменений (1,5 2; 4,5 4).

Пример 1.

Предприятие было создано 01.02.2009 г. Показатель СКШР за месяц (См) в период с февраля по декабрь 2009 г. составлял 8 человек.

СКШР за год равен:

Сг = (8 чел. х 11 мес.) : 12 мес. = 7,3 чел.

7 чел.

Как видим, несмотря на то, что большинство месяцев в отчетном году у предприятия показатель СКШР за месяц (См) составлял 8 человек, показатель СКШР за год (Сг) был меньше 8, поэтому регистрироваться в Фонде и подавать

Отчет такому предприятию не нужно.

 

Пример 2.

Сезонное предприятие проработало в отчетном году 1 месяц, в котором показатель СКШР составил 88 чел. СКШР за год определяется так:

Сг = (88 чел. х 1 мес.) : 12 мес. = 7,3 чел. 7 чел.

Как и в предыдущем примере, здесь «инвалидный» норматив не превышен. Это означает, что

Отчет подавать не нужно.

 

Пример 3.

Предприятие находилось в периоде простоя по инициативе администрации с 01.02.2009 г. по 31.12.2009 г. Показатель СКШР за январь — декабрь 2009 г. составил 88 чел.

СКШР за год равен:

Сг = (88 чел. х 12 мес.) : 12 мес. = 88 чел.

То есть в данном случае предприятие обязано подавать

Отчет за 2009 год.

В целом же из вышеизложенного можно сделать вывод: в «непростойных» вариантах предельный «инвалидный» норматив (8 чел.) не будет нарушен, если сумма «месячных» показателей СКШР в расчете на год (Х) будет равна:

Х/12 = 7,49 чел., или Х = 89 чел.

 

Показатель

стр. 02 «з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)» Отчета является составной частью общего показателя стр. 01 Отчета, в связи с чем его расчет осуществляется в том же порядке, только исходя из количества работающих инвалидов.

Несложный расчет показывает, что инвалид будет учтен в качестве целой единицы в

Отчете только в том случае, если он отработает в течение отчетного года 6 и более месяцев: 6 мес. : 12 мес. = 0,5 1 (чел.), что подтверждает и Фонд (см. письма от 27.01.2009 г. № 1/6-30/06, от 21.04.2008 г. № 1/6-126/03-01, п. 2, 3 письма от 26.03.2007 г. № 1/6-172). Причем возможны разные вариации (комбинации). Например, необходимые 6 месяцев в сумме могут дать и три инвалида, которые отработали всего по 2 месяца каждый. Или один инвалид на одном предприятии отработал 6 месяцев и на другом тоже 6 месяцев. В этом случае «инвалидный» норматив будет выполнен сразу на двух предприятиях.

Исключение составляет лишь ситуация, при которой работодатель — физическое лицо — предприниматель сам является инвалидом, тогда он указывается в

стр. 02 Отчета как целая единица независимо от периода работы (п. 3.2 Инструкции № 42). И хотя здесь имеется некоторая несогласованность, связанная с тем, что такое лицо не следует отражать в стр. 01 Отчета (ведь он не является наемным работником), а стр. 02 Отчета, как отмечалось выше, составляющей стр. 01. Вместе с тем п. 3.2 Инструкции № 42 прямо разрешает это*.

* Подробнее об этой проблеме см. комментарий к приказу Минтруда от 12.11.2008 г. № 527 // «БН», 2008, № 50, с. 5.

В расчете показателя среднеучетной численности инвалидов должны принимать участие все инвалиды, на которых ведется у работодателя трудовая книжка, в том числе:

— работающие неполный рабочий день, при этом они учитываются как целые единицы (см. письма Фонда от 08.08.2007 г. № 1/8-81, от 04.10.2006 г. № 03-02/436);

— сезонные работники, с которыми заключен трудовой договор (см.

письмо Фонда от 26.04.2007 г. № 1/6-209);

— надомники (см

. письмо Фонда от 08.11.2004 г. № 06ю-456/1911-602/2);

— работающие инвалиды пенсионного возраста (см

. письма Фонда от 08.09.2008 г. № 1/8-89/06; от 08.08.2007 г. № 1/8-81, от 15.09.2006 г. № 06ю-251/1657-327/2).

Группа инвалидности для расчета значения не имеет, однако, по мнению Фонда (

п. 1 письма от 26.03.2007 г. № 1/6-172), инвалидность следует подтвердить такими документами, как:

— копия справки МСЭК о группе и причине инвалидности;

— копия пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии.

Аттестацию рабочего места инвалида теперь проводить не нужно, что подтвердили

Минтруда (письмо от 12.03.2007 г. № 804/0/10-07/19) и Фонд (п. 3 письма от 03.08.2009 г. № 1/6-377/06).

Не могут быть приняты на работу и, следовательно, учитываться при расчете среднеучетной численности инвалиды, имеющие заключения МСЭК относительно их нетрудоспособности, что подтвердил и

Фонд в письме от 01.06.2007 г. № 1204/19/71-07. Не учитываются в расчете данного показателя и инвалиды-совместители (см. письмо Минтруда от 12.03.2007 г. № 804/0/10-07/19, п. 4 письма Фонда от 28.02.2007 г. № 1/6-110).

В

стр. 03 Отчета отражается количество инвалидов — штатных работников, которые должны быть трудоустроены в соответствии со ст. 19 Закона о соцзащите инвалидов. Если среднеучетная численность работников (стр. 01 Отчета) составляет от 8 до 37* человек (включительно), то в этой строке ставится единица. При превышении этой численности показатель стр. 03 определяется путем умножения данных стр. 01 Отчета на 4 % (с округлением по арифметическим правилам). Предприятия, имеющие обособленные подразделения, самостоятельно принимают решения о выполнении рассчитанного норматива либо за счет головного предприятия, либо за счет обособленных подразделений (письмо Фонда от 14.08.2007 г. № 1/6-367).

* Это предельный показатель численности (Х), который определяется так: Х х 4 % = 1,49, или Х = 37 человек.

Пример 4.

По данным примера 3 СКШР за год равно 88 чел. (стр. 01 Отчета).

Исходя из этих данных предприятие должно указать в

стр. 03 Отчета такой норматив численности инвалидов:

88 чел. х 4 % = 3,52

4 чел.

В

стр. 04 «Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)» Отчета отражается сумма фактических начислений заработной платы за отчетный год штатным работникам (в тыс. грн.). В этот показатель включаются все выплаты, входящие в фонд основной и дополнительной зарплаты по Инструкции № 5.

Среднегодовая зарплата одного штатного работника, отражаемая в

стр. 05 «Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)» Отчета рассчитывается по формуле

стр. 05 = (стр. 04 х 1000) : стр. 01.

Этот показатель при проверке Фонд сравнивает с данными формы статистической отчетности № 1-РС «Звіт про витрати на утримання робочої сили», утвержденной

приказом Госкомстата от 20.11.2006 г. № 524 (см. письмо Фонда от 27.01.2009 г. № 1/6-30/06**). Хотя, как отмечалось выше, из-за применения различных правил округления, показатели в этих формах могут не совпадать.

** См. ком. «Отчет в Фонд инвалидов: нюансы заполнения разъясняет Фонд» // «БН», 2009, № 24, с. 7.

 

Пример 5.

Сумма начисленной заработной платы за время простоя штатным работникам, приведенным в примере 3, составила 1056 тыс. грн.

В

стр. 05 Отчета в этом случае указывается показатель: 1056 тыс. грн. х 1000 : 88 чел. = 12000 грн.

Сумма административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест (

стр. 06 Отчета) рассчитывается:

— для работодателей, у которых среднеучетная численность работников составила 15 и больше человек: стр.

06 = (стр. 03 - стр. 02) х стр. 05;

— для работодателей, у которых среднеучетная численность работников составила от 8 до 15 человек: стр.

06 = стр. 05 : 2.

Пример 6.

По данным примера 5 показатель стр. 06 Отчета рассчитывается так:

12000 грн. х 4 чел. = 48000 грн.

«Инвалидные» санкции подлежат уплате в срок

до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение, а предприятия, имеющие обособленные подразделения, уплачивают их централизованно в территориальное отделение Фонда по месту регистрации (письмо Фонда от 09.02.2007 г. № 1/6-81).

На данный момент можно считать решенной проблему с уплатой инвалидных санкций «единщиками», так как необходимость проведения таких действий подтвердили, в частности, Госпредпринимательства (см.

письмо от 09.03.2006 г. № 1780) и суды (см. справку ВАдСУ от 15.07.2008 г.). Не удастся избежать уплаты санкций и при отсутствии прибыли (см. п. 3 Порядка уплаты АХД, справку ВАдСУ от 15.07.2008 г.).

Сумма «инвалидных» санкций отражается в бухгалтерском учете на субсч

. 948 «Признанные штрафы, пеня, неустойки» (см. письмо МФУ от 16.03.2009 г. № 31-34000-10-10/7149), а в учете по налогу на прибыль не включается в валовые расходы (п.п. 5.3.5 Закона о налоге на прибыль).

 

Какие штрафы налагаются за «инвалидные» нарушения

Положениями

ч. 2 ст. 1881 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 грн. до 340 грн.) за два вида «инвалидных» нарушений:

1) невыполнение норматива рабочих мест

(штраф налагается на должностное лицо, имеющее право принимать на работу и увольнять работников, а также на физическое лицо, использующее наемный труд);

2) неподача в Фонд

Отчета (штраф налагается на должностное лицо, которое обязано подавать Отчет).

Такой же позиции в части наложения админштрафов придерживается и Фонд (см.

письма от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06, от 06.07.2007 г. № 1/6-313, п. 1 письма от 17.04.2006 г. № 06ю-75/667). Поэтому для избежания недоразумений работодателю следует установить лицо, в обязанности которого входит подача Отчета. Им может выступать и сам директор. Учитывая же то, что директор наделен и правомочиями по трудоустройству лиц, при наличии двух вышеуказанных админправонарушений он может настаивать на применении одного штрафа в максимальном размере (340 грн.), ссылаясь на нормы ч. 2 ст. 36 КоАП. Протоколы об административных правонарушениях составляют представители Фонда (см. приказ Минтруда от 14.03.2007 г. № 99), а дела рассматривают районные суды (ст. 221 КоАП).

Исходя из разъяснений официальных органов (см.

письма Минюста от 17.07.2007 г. № 22-14-493, от 01.12.2003 г. № 22-34-1465) можно считать, что неподача Отчета и неуплата «инвалидных» санкций относятся к длящимся правонарушениям, поэтому админштраф за это нарушение может быть наложен не позднее чем через три месяца со дня выявления правонарушения (ч. 2 ст. 38 КоАП).

Отдельных санкций за ошибки, допущенные в

Отчете, законодательством не предусмотрено. Но если такие нарушения приведут к недопоступлению инвалидных санкций, ответственность будет применена за это нарушение.

Неуплаченную сумму административных санкций Фонд согласно

ст. 20 Закона о соцзащите инвалидов может взыскать в принудительном порядке через административный суд (см. Справку ВАСУ от 15.07.2008 г.), включая начисленную пеню в размере 120 % от учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты. Причем избежать ответственности, ссылаясь на пропуск сроков давности из ст. 250 ХКУ, в данном случае не получится, так как согласно ст. 20 Закона о соцзащите инвалидов они не применяются, что подтверждают и суды.

На проверки Фонда распространяется

Закон о проверках, что подтвердил Госпредпринимательства в письме от 27.08.2009 г. № 10287. Подтверждает этот вывод и то обстоятельство, что на сегодняшний день Кабмин постановлением от 03.12.2009 г. № 1288 утвердил Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами ведения хозяйства, которые должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля).

В связи с этим эти проверки подпадают и под мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок, установленный до 2011 г.

Законом об упрощении ведения бизнеса, который применяется в отношении субъектов малого предпринимательства, отнесенных к высокой и средней степени риска.

Заметим, что к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска причислены, в частности, субъекты, не начисляющие и не уплачивающие административно-хозяйственные санкции и пеню, а также не подающие

Отчет (п. 3 Критериев).

При этом следует учесть, что в соответствии с

п. 7 Порядка № 201 центры занятости ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, информируют отделения Фонда о работодателях, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек. Так что Фонд может быть извещен по «иным каналам» о лицах, не предоставивших Отчет.

 

Как минимизировать штрафы в Фонд

До сих пор остается открытым вопрос, должны ли налагаться штрафы в случае, если работодатель предпринял все зависящие от него меры по трудоустройству инвалидов, но осуществить это не смог. О проведении таких действий будут свидетельствовать, в частности, объявления о приеме на работу инвалидов, подача в Фонд занятости отчетов о наличии «инвалидных» вакансий. В

п. 1 письма от 28.02.2007 г. № 1/6-117 Фонд соглашался с тем, что санкции в таком случае применяться не должны*. Хотя в более свежем письме от 03.08.2009 г. № 1/6-377/06 Фонд заметил, что: «государственная служба занятости в соответствии с Законом Украины «О занятости населения» лишь содействует трудоустройству инвалидов, состоящих на учете и зарегистрированных в качестве безработных. Поэтому обязанность по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленным Законом нормативом возлагается исключительно на предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд». Исходя из этого можно заключить, что подача отчетов о наличии вакансий от «инвалидных» штрафов с точки зрения Фонда не амнистирует.

* О том, какие документы суд рассматривает и принимает в виде доказательств невиновности предприятия, можно почерпнуть из определения ВАдСУ от 01.04.2008 г. по делу № К-973/07.

Вместе с тем при проведении вышеуказанных действий имеются высокие шансы отстоять свою правоту в суде, так как ВАдСУ в справке от 15.07.2008 г. указал на то, что : «Если ответчиком приняты все предусмотренные действующим законодательством меры по обеспечению трудоустройства инвалидов, на него не может быть возложена ответственность». Аналогичную точку зрения изложил и ВСУ в постановлении от 26.08.2008 г. по делу № 08/159.

Положительные для работодателя судебные решения в этом вопросе:

постановление Окружного административного суда г. Киева от 11.09.2008 г. № 4/407 и определение ВАдСУ от 20.01.2009 г. по делу № К-15389-08. В них суды, проанализировав Закон о соцзащите инвалидов, приходят к выводу: если работодатель информировал службу занятости о вакансиях и желании трудоустроить инвалида, но служба занятости не направила инвалида, то вины работодателя нет, следовательно, административно-хозяйственные санкции он уплачивать не должен.

Имеются также и варианты «обхода» инвалидных отчислений. В частности, предприятие может принять по основному месту работы инвалида-надомника, скажем, на 0,1 ставки или установить инвалиду неполный рабочий день (неделю) с оплатой 1 часа работы в неделю. А то, что минимальная продолжительность неполного рабочего времени законодательством не определена, подтвердил и

Фонд в письме от 04.10.2006 г. № 03-02/436.

Для минимизации количества работников можно использовать частного предпринимателя-инвалида: переводя на него 37 человек и оставив на основном предприятии 14 человек, за несозданное место инвалида придется платить не одну среднегодовую зарплату, а половину этой суммы. Перспективным является сотрудничество и с общественными организациями инвалидов (см.

Порядок трудоустройства в хозобъединениях).

В общем, простор для оптимизации инвалидных санкций имеется.

 

Документы статьи

ХКУ

Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

КоАП

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X.

Закон о соцзащите инвалидов

— Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.

Закон о проверках

— Закон Украины «Об основных мерах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон об упрощении ведения бизнеса

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса в Украине» от 15.12.2009 г. № 1759-VI.

Закон о налоге на прибыль —

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Инструкция № 286

— Инструкция по статистике численности работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

Инструкция № 42

— Инструкция по заполнению формы № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденная приказом Минтруда Украины от 10.02.2007 г. № 42.

Порядок предоставления отчета

— Порядок предоставления учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Порядок регистрации

— Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Порядок трудоустройства в хозобъединениях

— Порядок зачисления количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в норматив таких рабочих мест в хозяйственных объединениях, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Порядок проведения проверок

— Порядок проведения проверок предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Порядок № 201

— Порядок взаимодействия органов труда и социальной защиты населения, центров занятости, отделений фонда социальной защиты инвалидов, центров профессиональной реабилитации инвалидов и учебных заведений системы Минтруда относительно трудоустройства инвалидов, утвержденный приказом Минтруда от 03.05.2007 г. № 201.

Порядок уплаты АХД

— Порядок уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, утвержденный приказом Минтруда от 03.05.2007 г. № 201.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше