ОТЧЕТ В ФОНД ИНВАЛИДОВ:
важные особенности
В преддверии подачи отчета в фонд инвалидов мы решили поговорить об особенностях заполнения этой формы отчетности. На первый взгляд, «инвалидный» отчет составить не так уж и сложно, однако расчет приводимых в нем показателей имеет нюансы, где цена вопроса — весьма серьезные финансовые санкции за несоблюдение норматива по трудоустройству инвалидов.
Как правильно рассчитать показатели «инвалидного» отчета, какими штрафными санкциями могут грозить ошибки в данной форме и как можно минимизировать сумму санкций за невыполнение норматива по трудоустройству инвалидов — на эти и другие вопросы мы ответим в сегодняшней статье.
Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Кто должен подавать отчет в фонд инвалидов
Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по ф. № 10-ПІ
(далее — Отчет) в Фонд социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) подают такие лица (ст. 19 Закона о соцзащите инвалидов, п. 1 Порядка предоставления отчета, п. 1.1 Инструкции № 42):— юридические лица: предприятия, учреждения, организации (в том числе общественные организации инвалидов);
— физические лица, использующие наемный труд, при условии, что по основному месту работы у этих лиц работает 8 и более человек. Согласно
п. 3 Порядка регистрации работодатели, у которых численность работающих по основному месту работы увеличилась до 8 и более человек, регистрируются в отделении Фонда до 1 февраля года, следующего за годом увеличения количества работающих.С учетом того, что для «инвалидных» целей численность работников определяют по показателю
среднеучетного количества штатных работников (СКШР), регистрироваться в Фонде и подавать Отчет обязаны те лица, у которых по результатам отчетного года СКШР превысило 8 человек. Причем зарегистрироваться нужно до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работников. Отчет подается работодателями до 1 марта года, следующего за отчетным. В 2010 году отчет необходимо подать не позднее 27 февраля*. При этом он может быть отправлен по почте заказным письмом вплоть до последнего дня предоставления Отчета, поскольку датой подачи Отчета будет считаться дата на почтовом штемпеле (п. 2 Порядка предоставления отчета).* Напомним, что распоряжением КМУ от 26.11.2009 г. № 1412-р рекомендовано перенести рабочие дни, в частности, с 6 января (среда) на 27 февраля (суббота).
Какой-либо ответственности за нерегистрацию в Фонде законодательством не предусмотрено. Таким образом, если работодатель не успеет зарегистрироваться в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, но подаст отчет в срок до 1 марта, его должны зарегистрировать в Фонде без взимания каких-либо санкций за нарушения порядка регистрации.
А как поступить в ситуации, когда работодатель уже был зарегистрирован в Фонде, но по итогам отчетного года СКШР у него не достигла 8 человек? По нашему мнению, в этом случае подавать Отчет не нужно. Подтверждением этому может служить письмо Фонда от 26.03.2007 г. № 1/6-172, в п. 4 которого был сделан вывод о том, что «если среднеучетная численность работников за все месяцы работы равна «шести», то работодатели не должны предоставлять форму <…> 10-ПІ<…>».
Есть свои особенности предоставления Отчета работодателями, имеющими обособленные подразделения. Согласно п. 1.2 Инструкции № 42 и п. 3 Порядка предоставления отчета в этом случае заполняется один сводный отчет с учетом данных обособленных подразделений. При этом отдельно регистрироваться обособленным подразделениям в отделениях Фонда по месту своего нахождения не нужно (письмо Фонда от 03.05.2007 г. № 1/5-393**). Правда, в этом письме Фонд сделал оговорку о том, что не нужно проводить регистрацию «обособленных подразделений, расположенных на территории соответствующих отделений, не имеющих статуса юридического лица». По нашему мнению, такая формулировка может трактоваться двояко:
— не требуют регистрации в Фонде обособленные подразделения (филиалы), которые находятся на одной с головным предприятием территории. Таким образом, получается, что если филиал и головное предприятие расположены на разных территориях, обособленному подразделению необходимо зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда по своему местонахождению;
— обособленные подразделения (филиалы) не требуют регистрации в территориальном отделении Фонда, расположенном по его местонахождению, т. е. филиал вообще не надо регистрировать.
** См. ком. «Филиалы и Фонд социальной защиты инвалидов: регистрируется только головное предприятие» // «БН», 2007, № 31, с. 10.
На наш взгляд, точным, соответствующим требованиям действующего законодательства, является второе утверждение.
Особенности заполнения Отчета
В
стр. 01 «Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)» Отчета отражают показатель СКШР за год. Этот показатель определяется согласно Инструкции № 286. СКШР рассчитывается на основании ежедневных данных об учетном количестве штатных работников. Учетное количество штатных работников за каждый день должно соответствовать данным табельного учета использования рабочего времени работников.Согласно
п. 2.1 Инструкции № 286 в учетное количество штатных работников включаются все наемные лица, которые заключили письменно трудовой договор (контракт) и выполняют постоянную, временную или сезонную работу один день и больше, а также собственники предприятия, если они получают зарплату на этом предприятии. Так определяет состав штатных работников и Фонд (письмо от 26.04.2007 г. № 1/6-209).Что касается собственников предприятия, то они принимаются в расчет только в том случае, когда работают на предприятии именно по основному месту работы.
Конкретный состав лиц, включаемых в расчет среднеучетной численности штатных работников, приведен в
п. 2.4, 2.5 Инструкции № 286. Из этих лиц не участвуют в расчете численности только работники, находящиеся в отпуске в связи с беременностью и родами, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответствующего возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая, усыновивших новорожденного ребенка непосредственно из роддома (п.п. 3.2.2 Инструкции № 286).Кроме того
, не включаются в расчет лица, перечисленные в п. 2.6 Инструкции № 286, в том числе совместители и лица, работающие по договорам подряда.Из
п. 2.3 и п. 2.5 Инструкции № 286 следует, что штатники, в принципе, учитываются в расчете среднеучетной численности независимо от времени их фактического присутствия на работе. Однако, поскольку в п. 3.2 Инструкции № 286 говорится, что учетная численность за каждый день должна отвечать данным табельного учета, на что обращает внимание и Фонд (см. п. 8 Порядка проведения проверок, письмо Фонда от 21.04.2008 г. № 1/6-126/03-01), то расчет следует подтвердить табелем учета рабочего времени.Для того чтобы рассчитать СКШР за год, надо:
1)
определить СКШР за каждый месяц (См). Согласно п.п. 3.2.1 Инструкции № 286 этот показатель определяется так:См
= (К1 + К2 + ….КN) : N,где К1, К2, КN — количество штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца (с первого по последнее число месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни);
N — количество календарных дней в отчетном месяце.
По этой процедуре рассчитывают среднеучетную численность и предприятия, находящиеся в периоде простоя. В частности, согласно
Инструкции № 286 в учетном количестве штатных работников за каждый календарный день учитываются лица, которые фактически работали, а также отсутствующие на работе по любым причинам, т. е. все работники, которые находятся в трудовых отношениях независимо от вида трудового договора (п. 2.3). Это подтверждается и п.п. 2.4.1 Инструкции № 286, в соответствии с которым в учетное количество включаются штатные работники, которые фактически явились на работу, включая тех, которые не работали по причине простоя. И хотя в период простоя работники могут не являться на работу, с учетом норм п. 2.3 Инструкции № 286 можно сделать вывод, что работники учитываются при расчете СКШР за каждый месяц независимо от того, присутствовали они фактически на работе или нет.Исключительные правила предусмотрены лишь для сезонных, новосозданных и ликвидируемых предприятий — они количество штатных работников рассчитывают исходя из периода работы предприятия, но при этом делят этот показатель на общее количество календарных дней в отчетном месяце
(п.п. 3.2.4 Инструкции № 286);2) подытожить полученные результаты См за все месяцы работы предприятия и полученную сумму разделить на 12
(на количество месяцев в году). Это и будет показатель СКШР за год (Сг):Сг = (См1 + См2 + …См12) : 12,
где См1, См2, См12 — показатели СКШР за соответствующий месяц календарного года.
Эту процедуру расчета используют и те предприятия, которые отработали неполный год, в частности новосозданные и сезонные предприятия. Они берут в расчет показатели тех месяцев, в которых предприятие работало, но полученный результат все равно делится на 12
(п.п. 3.2.6 Инструкции № 286).Между тем не вполне урегулирован расчет данного показателя для ситуаций, в которых предприятие останавливало производство по инициативе администрации (т. е. находилось в вынужденном простое). В соответствии с
п.п. 3.2.6 Инструкции № 286 в таком случае должен применяться иной порядок расчета, но какой именно, не говорится. По логике в данной ситуации месяцы, в которых предприятие не работало по причине простоя, должны также включаться в расчет. Ведь работники, находящиеся в периоде простоя, на общих основаниях учитываются при расчете показателя СКШР за каждый месяц. Из этого можно сделать вывод, что и месяцы, в которых предприятие «простаивало», на общих основаниях включаются в расчет показателя СКШР за год.Обратите внимание: согласно
п. 3.4 Инструкции № 42 для целей отражения в Отчете показатель стр. 01 округляется по общеустановленным правилам математики (если после запятой стоит число 5 и больше, оно округляется в сторону увеличения). И это несмотря на то, что Инструкцией № 286 при округлении при расчете СКШР требует применять правило четной цифры*. В связи с этим заметим, что работники Фонда любят сверять показатель СКШР за год, указанный работодателем в Отчете по труду (ф. № 1-ПВ) и в «инвалидном» Отчете. Но, как видим, эти показатели могут отличаться из-за применения к ним разных правил округлений одного и того же показателя (СКШР).* Правило четной цифры гласит: если последняя значащая цифра 5, то ближайшая слева от нее: нечетная цифра увеличивается на единицу, а четная остается без изменений (1,5 ≈ 2; 4,5 ≈ 4).
Пример 1.
Предприятие было создано 01.02.2009 г. Показатель СКШР за месяц (См) в период с февраля по декабрь 2009 г. составлял 8 человек.СКШР за год равен:
Сг = (8 чел. х 11 мес.) : 12 мес. = 7,3 чел.
≈ 7 чел.Как видим, несмотря на то, что большинство месяцев в отчетном году у предприятия показатель СКШР за месяц (См) составлял 8 человек, показатель СКШР за год (Сг) был меньше 8, поэтому регистрироваться в Фонде и подавать
Отчет такому предприятию не нужно.
Пример 2.
Сезонное предприятие проработало в отчетном году 1 месяц, в котором показатель СКШР составил 88 чел. СКШР за год определяется так:Сг = (88 чел. х 1 мес.) : 12 мес. = 7,3 чел. ≈ 7 чел.
Как и в предыдущем примере, здесь «инвалидный» норматив не превышен. Это означает, что
Отчет подавать не нужно.
Пример 3.
Предприятие находилось в периоде простоя по инициативе администрации с 01.02.2009 г. по 31.12.2009 г. Показатель СКШР за январь — декабрь 2009 г. составил 88 чел.СКШР за год равен:
Сг = (88 чел. х 12 мес.) : 12 мес. = 88 чел.
То есть в данном случае предприятие обязано подавать
Отчет за 2009 год.В целом же из вышеизложенного можно сделать вывод: в «непростойных» вариантах предельный «инвалидный» норматив (8 чел.) не будет нарушен, если сумма «месячных» показателей СКШР в расчете на год (Х) будет равна:
Х/12 = 7,49 чел., или Х = 89 чел.
Показатель
стр. 02 «з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)» Отчета является составной частью общего показателя стр. 01 Отчета, в связи с чем его расчет осуществляется в том же порядке, только исходя из количества работающих инвалидов.Несложный расчет показывает, что инвалид будет учтен в качестве целой единицы в
Отчете только в том случае, если он отработает в течение отчетного года 6 и более месяцев: 6 мес. : 12 мес. = 0,5 ≈ 1 (чел.), что подтверждает и Фонд (см. письма от 27.01.2009 г. № 1/6-30/06, от 21.04.2008 г. № 1/6-126/03-01, п. 2, 3 письма от 26.03.2007 г. № 1/6-172). Причем возможны разные вариации (комбинации). Например, необходимые 6 месяцев в сумме могут дать и три инвалида, которые отработали всего по 2 месяца каждый. Или один инвалид на одном предприятии отработал 6 месяцев и на другом тоже 6 месяцев. В этом случае «инвалидный» норматив будет выполнен сразу на двух предприятиях.Исключение составляет лишь ситуация, при которой работодатель — физическое лицо — предприниматель сам является инвалидом, тогда он указывается в
стр. 02 Отчета как целая единица независимо от периода работы (п. 3.2 Инструкции № 42). И хотя здесь имеется некоторая несогласованность, связанная с тем, что такое лицо не следует отражать в стр. 01 Отчета (ведь он не является наемным работником), а стр. 02 Отчета, как отмечалось выше, составляющей стр. 01. Вместе с тем п. 3.2 Инструкции № 42 прямо разрешает это*.* Подробнее об этой проблеме см. комментарий к приказу Минтруда от 12.11.2008 г. № 527 // «БН», 2008, № 50, с. 5.
В расчете показателя среднеучетной численности инвалидов должны принимать участие все инвалиды, на которых ведется у работодателя трудовая книжка, в том числе:
— работающие неполный рабочий день, при этом они учитываются как целые единицы (см. письма Фонда от 08.08.2007 г. № 1/8-81, от 04.10.2006 г. № 03-02/436);
— сезонные работники, с которыми заключен трудовой договор (см.
письмо Фонда от 26.04.2007 г. № 1/6-209);— надомники (см
. письмо Фонда от 08.11.2004 г. № 06ю-456/1911-602/2);— работающие инвалиды пенсионного возраста (см
. письма Фонда от 08.09.2008 г. № 1/8-89/06; от 08.08.2007 г. № 1/8-81, от 15.09.2006 г. № 06ю-251/1657-327/2).Группа инвалидности для расчета значения не имеет, однако, по мнению Фонда (
п. 1 письма от 26.03.2007 г. № 1/6-172), инвалидность следует подтвердить такими документами, как:— копия справки МСЭК о группе и причине инвалидности;
— копия пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии.
Аттестацию рабочего места инвалида теперь проводить не нужно, что подтвердили
Минтруда (письмо от 12.03.2007 г. № 804/0/10-07/19) и Фонд (п. 3 письма от 03.08.2009 г. № 1/6-377/06).Не могут быть приняты на работу и, следовательно, учитываться при расчете среднеучетной численности инвалиды, имеющие заключения МСЭК относительно их нетрудоспособности, что подтвердил и
Фонд в письме от 01.06.2007 г. № 1204/19/71-07. Не учитываются в расчете данного показателя и инвалиды-совместители (см. письмо Минтруда от 12.03.2007 г. № 804/0/10-07/19, п. 4 письма Фонда от 28.02.2007 г. № 1/6-110).В
стр. 03 Отчета отражается количество инвалидов — штатных работников, которые должны быть трудоустроены в соответствии со ст. 19 Закона о соцзащите инвалидов. Если среднеучетная численность работников (стр. 01 Отчета) составляет от 8 до 37* человек (включительно), то в этой строке ставится единица. При превышении этой численности показатель стр. 03 определяется путем умножения данных стр. 01 Отчета на 4 % (с округлением по арифметическим правилам). Предприятия, имеющие обособленные подразделения, самостоятельно принимают решения о выполнении рассчитанного норматива либо за счет головного предприятия, либо за счет обособленных подразделений (письмо Фонда от 14.08.2007 г. № 1/6-367).* Это предельный показатель численности (Х), который определяется так: Х х 4 % = 1,49, или Х = 37 человек.
Пример 4.
По данным примера 3 СКШР за год равно 88 чел. (стр. 01 Отчета).Исходя из этих данных предприятие должно указать в
стр. 03 Отчета такой норматив численности инвалидов:88 чел. х 4 % = 3,52
≈ 4 чел.В
стр. 04 «Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)» Отчета отражается сумма фактических начислений заработной платы за отчетный год штатным работникам (в тыс. грн.). В этот показатель включаются все выплаты, входящие в фонд основной и дополнительной зарплаты по Инструкции № 5.Среднегодовая зарплата одного штатного работника, отражаемая в
стр. 05 «Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)» Отчета рассчитывается по формулестр. 05 = (стр. 04 х 1000) : стр. 01.
Этот показатель при проверке Фонд сравнивает с данными формы статистической отчетности № 1-РС «Звіт про витрати на утримання робочої сили», утвержденной
приказом Госкомстата от 20.11.2006 г. № 524 (см. письмо Фонда от 27.01.2009 г. № 1/6-30/06**). Хотя, как отмечалось выше, из-за применения различных правил округления, показатели в этих формах могут не совпадать.** См. ком. «Отчет в Фонд инвалидов: нюансы заполнения разъясняет Фонд» // «БН», 2009, № 24, с. 7.
Пример 5.
Сумма начисленной заработной платы за время простоя штатным работникам, приведенным в примере 3, составила 1056 тыс. грн.В
стр. 05 Отчета в этом случае указывается показатель: 1056 тыс. грн. х 1000 : 88 чел. = 12000 грн.Сумма административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест (
стр. 06 Отчета) рассчитывается:— для работодателей, у которых среднеучетная численность работников составила 15 и больше человек: стр.
06 = (стр. 03 - стр. 02) х стр. 05;— для работодателей, у которых среднеучетная численность работников составила от 8 до 15 человек: стр.
06 = стр. 05 : 2.Пример 6.
По данным примера 5 показатель стр. 06 Отчета рассчитывается так:12000 грн. х 4 чел. = 48000 грн.
«Инвалидные» санкции подлежат уплате в срок
до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение, а предприятия, имеющие обособленные подразделения, уплачивают их централизованно в территориальное отделение Фонда по месту регистрации (письмо Фонда от 09.02.2007 г. № 1/6-81).На данный момент можно считать решенной проблему с уплатой инвалидных санкций «единщиками», так как необходимость проведения таких действий подтвердили, в частности, Госпредпринимательства (см.
письмо от 09.03.2006 г. № 1780) и суды (см. справку ВАдСУ от 15.07.2008 г.). Не удастся избежать уплаты санкций и при отсутствии прибыли (см. п. 3 Порядка уплаты АХД, справку ВАдСУ от 15.07.2008 г.).Сумма «инвалидных» санкций отражается в бухгалтерском учете на субсч
. 948 «Признанные штрафы, пеня, неустойки» (см. письмо МФУ от 16.03.2009 г. № 31-34000-10-10/7149), а в учете по налогу на прибыль не включается в валовые расходы (п.п. 5.3.5 Закона о налоге на прибыль).
Какие штрафы налагаются за «инвалидные» нарушения
Положениями
ч. 2 ст. 1881 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 грн. до 340 грн.) за два вида «инвалидных» нарушений:1) невыполнение норматива рабочих мест
(штраф налагается на должностное лицо, имеющее право принимать на работу и увольнять работников, а также на физическое лицо, использующее наемный труд);2) неподача в Фонд
Отчета (штраф налагается на должностное лицо, которое обязано подавать Отчет).Такой же позиции в части наложения админштрафов придерживается и Фонд (см.
письма от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06, от 06.07.2007 г. № 1/6-313, п. 1 письма от 17.04.2006 г. № 06ю-75/667). Поэтому для избежания недоразумений работодателю следует установить лицо, в обязанности которого входит подача Отчета. Им может выступать и сам директор. Учитывая же то, что директор наделен и правомочиями по трудоустройству лиц, при наличии двух вышеуказанных админправонарушений он может настаивать на применении одного штрафа в максимальном размере (340 грн.), ссылаясь на нормы ч. 2 ст. 36 КоАП. Протоколы об административных правонарушениях составляют представители Фонда (см. приказ Минтруда от 14.03.2007 г. № 99), а дела рассматривают районные суды (ст. 221 КоАП).Исходя из разъяснений официальных органов (см.
письма Минюста от 17.07.2007 г. № 22-14-493, от 01.12.2003 г. № 22-34-1465) можно считать, что неподача Отчета и неуплата «инвалидных» санкций относятся к длящимся правонарушениям, поэтому админштраф за это нарушение может быть наложен не позднее чем через три месяца со дня выявления правонарушения (ч. 2 ст. 38 КоАП).Отдельных санкций за ошибки, допущенные в
Отчете, законодательством не предусмотрено. Но если такие нарушения приведут к недопоступлению инвалидных санкций, ответственность будет применена за это нарушение.Неуплаченную сумму административных санкций Фонд согласно
ст. 20 Закона о соцзащите инвалидов может взыскать в принудительном порядке через административный суд (см. Справку ВАСУ от 15.07.2008 г.), включая начисленную пеню в размере 120 % от учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты. Причем избежать ответственности, ссылаясь на пропуск сроков давности из ст. 250 ХКУ, в данном случае не получится, так как согласно ст. 20 Закона о соцзащите инвалидов они не применяются, что подтверждают и суды.На проверки Фонда распространяется
Закон о проверках, что подтвердил Госпредпринимательства в письме от 27.08.2009 г. № 10287. Подтверждает этот вывод и то обстоятельство, что на сегодняшний день Кабмин постановлением от 03.12.2009 г. № 1288 утвердил Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами ведения хозяйства, которые должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля).В связи с этим эти проверки подпадают и под мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок, установленный до 2011 г.
Законом об упрощении ведения бизнеса, который применяется в отношении субъектов малого предпринимательства, отнесенных к высокой и средней степени риска.Заметим, что к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска причислены, в частности, субъекты, не начисляющие и не уплачивающие административно-хозяйственные санкции и пеню, а также не подающие
Отчет (п. 3 Критериев).При этом следует учесть, что в соответствии с
п. 7 Порядка № 201 центры занятости ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, информируют отделения Фонда о работодателях, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек. Так что Фонд может быть извещен по «иным каналам» о лицах, не предоставивших Отчет.
Как минимизировать штрафы в Фонд
До сих пор остается открытым вопрос, должны ли налагаться штрафы в случае, если работодатель предпринял все зависящие от него меры по трудоустройству инвалидов, но осуществить это не смог. О проведении таких действий будут свидетельствовать, в частности, объявления о приеме на работу инвалидов, подача в Фонд занятости отчетов о наличии «инвалидных» вакансий. В
п. 1 письма от 28.02.2007 г. № 1/6-117 Фонд соглашался с тем, что санкции в таком случае применяться не должны*. Хотя в более свежем письме от 03.08.2009 г. № 1/6-377/06 Фонд заметил, что: «государственная служба занятости в соответствии с Законом Украины «О занятости населения» лишь содействует трудоустройству инвалидов, состоящих на учете и зарегистрированных в качестве безработных. Поэтому обязанность по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленным Законом нормативом возлагается исключительно на предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд». Исходя из этого можно заключить, что подача отчетов о наличии вакансий от «инвалидных» штрафов с точки зрения Фонда не амнистирует.* О том, какие документы суд рассматривает и принимает в виде доказательств невиновности предприятия, можно почерпнуть из определения ВАдСУ от 01.04.2008 г. по делу № К-973/07.
Вместе с тем при проведении вышеуказанных действий имеются высокие шансы отстоять свою правоту в суде, так как ВАдСУ в справке от 15.07.2008 г. указал на то, что : «Если ответчиком приняты все предусмотренные действующим законодательством меры по обеспечению трудоустройства инвалидов, на него не может быть возложена ответственность». Аналогичную точку зрения изложил и ВСУ в постановлении от 26.08.2008 г. по делу № 08/159.
Положительные для работодателя судебные решения в этом вопросе:
постановление Окружного административного суда г. Киева от 11.09.2008 г. № 4/407 и определение ВАдСУ от 20.01.2009 г. по делу № К-15389-08. В них суды, проанализировав Закон о соцзащите инвалидов, приходят к выводу: если работодатель информировал службу занятости о вакансиях и желании трудоустроить инвалида, но служба занятости не направила инвалида, то вины работодателя нет, следовательно, административно-хозяйственные санкции он уплачивать не должен.Имеются также и варианты «обхода» инвалидных отчислений. В частности, предприятие может принять по основному месту работы инвалида-надомника, скажем, на 0,1 ставки или установить инвалиду неполный рабочий день (неделю) с оплатой 1 часа работы в неделю. А то, что минимальная продолжительность неполного рабочего времени законодательством не определена, подтвердил и
Фонд в письме от 04.10.2006 г. № 03-02/436.Для минимизации количества работников можно использовать частного предпринимателя-инвалида: переводя на него 37 человек и оставив на основном предприятии 14 человек, за несозданное место инвалида придется платить не одну среднегодовую зарплату, а половину этой суммы. Перспективным является сотрудничество и с общественными организациями инвалидов (см.
Порядок трудоустройства в хозобъединениях).В общем, простор для оптимизации инвалидных санкций имеется.
Документы статьи
ХКУ
— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.КоАП
— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 г. № 8073-X.Закон о соцзащите инвалидов
— Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.Закон о проверках
— Закон Украины «Об основных мерах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.Закон об упрощении ведения бизнеса
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса в Украине» от 15.12.2009 г. № 1759-VI.Закон о налоге на прибыль —
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.Инструкция № 286
— Инструкция по статистике численности работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.Инструкция № 42
— Инструкция по заполнению формы № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденная приказом Минтруда Украины от 10.02.2007 г. № 42.Порядок предоставления отчета
— Порядок предоставления учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.Порядок регистрации
— Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.Порядок трудоустройства в хозобъединениях
— Порядок зачисления количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в норматив таких рабочих мест в хозяйственных объединениях, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.Порядок проведения проверок
— Порядок проведения проверок предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.Порядок № 201
— Порядок взаимодействия органов труда и социальной защиты населения, центров занятости, отделений фонда социальной защиты инвалидов, центров профессиональной реабилитации инвалидов и учебных заведений системы Минтруда относительно трудоустройства инвалидов, утвержденный приказом Минтруда от 03.05.2007 г. № 201.Порядок уплаты АХД
— Порядок уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, утвержденный приказом Минтруда от 03.05.2007 г. № 201.