Темы статей
Выбрать темы

О применение отдельных положений Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции»

Редакция БН
Письмо от 27.01.2010 г. № 20377-0-33-09-22

МОЖЕТ ЛИ ФИЗЛИЦО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

быть коррупционером?

 

Письмо Министерства Юстиции Украины от 27.01.2010 г. № 20377-0-33-09-22

«О применении отдельных положений Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции»

 

Как мы и предполагали, с приближением даты начала действия новых антикоррупционных законов наиболее обсуждаемым стал вопрос о том, распространяется ли их действие на физических лиц — предпринимателей и

будет ли реально действующим предусмотренный для них запрет заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью.

Напомним,

Закон Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции» от 11.06.2009 г. № 1506-VI** назвал среди субъектов коррупционных правонарушений физических лиц — предпринимателей, включив их в число лиц, которым запрещено заниматься другой оплачиваемой либо предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту, которая осуществляется во внерабочее время), непосредственно либо через других лиц, если иное не предусмотрено законом; входить, в том числе через других лиц, в состав органа управления либо наблюдательного совета предприятия либо организации с целью получения прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству, и представляют интересы государства в совете общества (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозобщества), если иное не предусмотрено законом.

** См. статью «Коррупционер в законе»: усиление ответственности за коррупцию» // «БН», 2010, № 3, с. 18.

Мы изначально заняли позицию, согласно которой такой запрет противоречит нормам действующего законодательства. В первую очередь речь идет о положениях Конституции Украины, гарантирующих каждому право заниматься предпринимательской деятельностью и предусматривающих возможность установления ограничений на реализацию этого права только в отношении депутатов, должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это наш основной аргумент в пользу того, почему соответствующие предписания антикоррупционного законодательства применяться не должны. Но есть и косвенные: в частности, отсутствие санкций за нарушение предпринимателями запрета на занятие другой оплачиваемой деятельностью.

Теперь в подтверждение данной позиции можно также приводить позицию Минюста, изложенную в комментируемом письме. Его основные аргументы схожи с нашими.

Во-первых

, право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, гарантировано ст. 42 Конституции Украины. Порядок его реализации детализирован в Гражданском и Хозяйственном кодексах.

Во-вторых

, законами Украины устанавливается ряд ограничений на осуществление предпринимательской деятельности определенными категориями государственных служащих, в частности народными депутатами Украины, должностными и служебными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностными лицами органов прокуратуры, суда, органов государственной безопасности, внутренних дел, органов государственной власти и управления, контролирующих деятельность предприятий, нотариусов.

В-третьих

, физическое лицо может быть лишено права заниматься предпринимательской деятельностью по решению суда за совершенные таким лицом правонарушения.

В-четвертых

, основываясь на положениях Конституции о том, что ограничения на занятие предпринимательской деятельностью устанавливаются не в отношении категорий субъектов (за исключением госслужащих), а в зависимости от вида самой деятельности, действующее законодательство запрещает физлицам-предпринимателям осуществлять страховую и банковскую деятельность, деятельность в сфере организации телевидения и радиовещания, космическую деятельность и др.

Все изложенное позволило Минюсту сделать вывод: законодательство может ограничивать физическое лицо — предпринимателя только в отношении осуществления отдельных видов деятельности. Устанавливать же ограничения, связанные с наличием у физлица статуса предпринимателя, законодательство не может.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше