Темы статей
Выбрать темы

Проверки по защите прав потребителей

Редакция БН
Статья

ПРОВЕРКИ

по защите прав потребителей

 

Итак, ситуация. На пороге — сотрудники Госпотребстандарта. Они пришли с проверкой. Одной из причин их прихода может быть проверка с целью контроля соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей.

Что делать? Как себя вести? Какими полномочиями наделены проверяющие? Чем грозит проверка? Ответы на эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье.

Наталья ГОЛОСКУБОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

О чем пойдет речь

Полномочия у Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарта) и его территориальных органов (подчиненных ему управлений) большие. Они имеют право проводить проверки как в сфере госнадзора за качеством продукции, соблюдением стандартов, норм и правил, так и в сфере защиты прав потребителей. Сегодня поговорим о проверках в области защиты прав потребителей.

В соответствии со

ст. 26 Закона о защите прав потребителей порядок проведения таких проверок должен определяться специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей. На сегодняшний день такой порядок утвержден приказом № 311. В середине 2008 года данный порядок был изложен в новой редакции (нормы порядка привели в соответствие с требованиями Закона № 877). На нормах обновленного порядка в основном и будет построена наша статья.

 

Плановая проверка — что следует знать

Согласно

п. 1.3 Порядка проведения проверок должностные лица Госпотребстандарта могут проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки проводятся на основании годового или квартального плана работы Госпотребстандарта и его территориальных органов.

Срок проведения плановой проверки не должен превышать

15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней. Продление срока осуществления плановой проверки не допускается (п. 2.7 Порядка проведения проверок).

Согласно

ст. 22 Закона № 877 деятельность и периодичность проведения проверок зависят от критериев, по которым оценивается степень риска. Пунктом 8 Критериев № 1164 (которые вступили в силу 28.01.2009 г.) плановые проверки субъектов хозяйствования должны осуществляться со следующей периодичностью:

с высокой степенью риска — не чаще одного раза в год;

со средней степенью риска — не чаще одного раза в два года;

с незначительной степенью риска — не чаще одного раза в три года.

Здесь уместно напомнить, что 29 мая 2009 года вступило в силу

постановление КМУ от 21.05.2009 г. № 502 о введении моратория на проведение проверок. Им, в частности, было установлено, что на период до 31 декабря 2010 года временно прекращаются все плановые проверки субъектов хозяйствования, кроме тех, чья деятельность связана с высокой степенью риска.

Так вот, КМУ

к группе с высокой степенью риска (группе с наивысшей частотой проверок) было отнесено около 150 видов хозяйственной деятельности. На них, как вы понимаете, временное ограничение по проведению плановых проверок не распространяется. Все это привело к тому, что в 2009 году вряд ли можно говорить о заметном уменьшении количества и частоты проверок субъектов хозяйствования. Госпредпринимательства, видя эту «печальную картину», настаивает на пересмотре критериев отнесения к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска (www.dkrp.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=135574&cat_id=37571). Надеемся, что в скором времени хоть что-то изменится. И критерии все же пересмотрят. Но, а до этого времени рекомендуем субъектам хозяйствования особое внимание обращать на основания для проведения проверок и внимательно изучать документы, которые предоставляют проверяющие. Может, там вы найдете «зацепку» для недопуска проверяющих к проверке (см. раздел «Основания для допуска на проверку» статьи, с. 32).

 

Внеплановая проверка: основания и сроки

Внеплановая проверка

может проводиться (п. 1.3 Порядка проведения проверок):

1) по желанию самого проверяемого субъекта хозяйствования на основании поданного им письменного заявления;

2) при выявлении и подтверждении недостоверности

данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;

3) для проверки исполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов относительно устранения нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок;

4) при обращении физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае осуществляется при наличии согласия Госпотребстандарта на ее проведение;

5) в случае

непредоставления в установленные сроки документов обязательной отчетности без уважительных причин (в том числе письменных объяснений о причинах задержки такой отчетности).

Возникает вопрос: о каких документах

обязательной отчетности (в п. 2 и п. 5 указанных выше оснований) идет речь? Законодательство и, в частности, Указ Президента «Вопросы Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики» от 18.03.2003 г. № 225/2003 не предусматривают необходимости предоставления какой-либо обязательной отчетности субъектами хозяйствования в Госпотребстандарт. С этим соглашается и Госпотребстандарт. В п. 1 письма от 26.12.2007 г. № 12594-1-3/16 он отметил, что «подача субъектом хозяйствования в органы Госпотребстандарта «документов обязательной отчетности» законодательством в сфере защиты прав потребителей и сфере технического регулирования не предусмотрена». Это означает, что два из пяти указанных выше оснований (п. 2 и п. 5) для проведения внеплановых проверок применяться не должны, так как обязательной отчетности нет, следовательно, нет и оснований проверять субъекта хозяйствования по факту недостоверности заявленных в них данных или непредоставления такой отчетности в установленные сроки.

При этом следует учитывать, что временные ограничения, предусмотренные

постановлением № 502, затронули и внеплановые проверки. До 31 декабря 2010 года такие проверки могут проводиться исключительно на основании полученной от физического или юридического лица жалобы, содержащей информацию о нарушении субъектом хозяйствования законодательства о ценах (п. 4), либо по собственной инициативе субъекта хозяйствования (п. 1).

Срок проведения внеплановой проверки не должен превышать

10 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней. Продление срока осуществления внеплановой проверки не допускается (п. 2.8 Порядка проведения проверок).

 

Контрольная закупка — быть или не быть?

После того как вступил в силу

Закон № 877, сотрудники Госпотребстандарта столкнулись с проблемой законности проведения контрольных закупок. Ведь данный Закон разрешает проводить только плановые и внеплановые проверки. Причем субъекта хозяйствования следует оповещать о таких проверках до начала их проведения (без предварительного предоставления направления на ее проведение и служебного удостоверения проверка не начнется). А вот согласно п. 4 ст. 26 Закона о защите прав потребителей сотрудники Госпотребстандарта имеют право проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за реализованную продукцию. Да и в п. 1.4 Порядок проведения проверок это подтверждает.

В результате:

Закон о защите прав потребителей разрешает проводить такие проверки, а нормы Закона № 877, лишая их внезапности, сводят «на нет» смысл их проведения. Как быть в такой ситуации?

Как следует

из устных консультаций сотрудников Госпотребстандарта, сегодня контрольная закупка производится в рамках проверок субъекта хозяйствования, т. е. является одним из элементов плановой или внеплановой проверки, а не самостоятельным действием. Это, по их мнению, не противоречит и нормам Закона № 877. Косвенным подтверждением этих слов служит форма Акта контрольной проверки правильности расчетов за реализованные товары, предоставленные услуги (форма № 3), утвержденная приказом Госстандарта Украины от 27.11.2000 г. № 679. Этот Акт является частью основного Акта проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей (форма № 1). Оформляться отдельно он не может.

Как видим, контрольная закупка сотрудниками Госпотребстандарта проводится, только вот о внезапности не приходится говорить. Отсутствие внезапности при контрольной закупке на руку субъектам проверки, но, к сожалению, в конечном итоге страдает потребитель.

Процедура проведения контрольной проверки регламентирована

Порядком № 215. Согласно п. 5 данного Порядка должностные лица Госпотребстандарта о контрольной проверке должны объявить сразу после передачи продавцом товара, проведения денежного расчета и выдачи расчетного документа установленной формы, свидетельствующего о факте продажи товара. Дальнейшие действия проверяющих прописаны в п. 8 Порядка № 215. В частности, при контрольной проверке должностные лица Госпотребстандарта:

1) проверяют правильность заполнения расчетного документа (кассового чека, товарного чека и т. д.), подтверждающего факт продажи товара (предоставления услуги) денежного расчета;

2) смотрят, правильно ли товар реализован покупателю. При этом особое внимание уделяется качественным характеристикам товара (сорт, компоненты, комплектация);

3) обращают внимание на применение продавцом цен для определения настоящей стоимости проданного товара (полученной услуги);

4) сопоставляют настоящую стоимость проданного товара с фактически полученной продавцом платой.

После завершения проверки приобретенный в ходе контрольной закупки товар, если он пригоден к дальнейшей реализации, возвращается субъекту хозяйствования. Если вернуть товар невозможно (о чем делается запись в акте проверки), возмещение затрат относится на результаты деятельности проверяемого субъекта хозяйствования

(п. 9 Порядка № 215). При этом денежные средства субъекту хозяйствования возвращаются в любом случае.

Результат контрольной проверки —

Акт контрольной проверки правильности расчетов за реализованные товары, предоставленные услуги (форма № 3). Подписывается он должностным лицом, проводившим контрольную проверку, а также продавцом (исполнителем) и представителем проверяемого предприятия. Обратите внимание: в форме акта подписи руководителя предприятия нет. Это означает, что обязательное присутствие руководителя предприятия на контрольной проверке не предусмотрено (она может быть проведена даже в его отсутствие).

Примечательно и то, что с контрольной закупкой к вам могут прийти не только сотрудники Госпотребстандарта. Таким правом, в частности, наделены органы УБОП, ГСБЭП, налоговая милиция и другие силовые органы при условии открытого оперативно-розыскного дела.

 

Основания для допуска на проверку

Проверяющие перед проверкой (внеплановой или плановой)

обязаны предъявить:

1) служебное удостоверение

, которое выдается отдельно на каждого работника, принимающего участие в проверке;

2) направление на проверку

(форма направления приведена в приложении к Порядку проведения проверок). В направлении указываются:

— наименование органа по делам защиты прав потребителей, осуществляющего проверку;

— наименование субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, деятельность которых подлежит проверке;

— местонахождение субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения;

— номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется проверка;

— перечень должностных лиц, принимающих участие в осуществлении проверки, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;

— дата начала и дата окончания проверки;

— тип проверки (плановая или внеплановая);

— основания для осуществления проверки;

— предмет осуществления проверки;

— информация об осуществлении предварительного мероприятия контроля (тип мероприятия и срок его осуществления).

Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа по делам защиты прав потребителей или его заместителя (с указанием фамилии, имени и отчества), скрепленной гербовой печатью. Оно является действующим только в течение указанного в нем срока осуществления проверки.

Обратите внимание: в отличие от налоговых органов направление Госпотребстандарта выписывается одно на всех проверяющих сразу.

Регистрация направлений на проверку осуществляется в соответствующих территориальных органах Госпотребстандарта в специальном журнале регистрации направлений. На бланке направления должны быть указаны: серия, порядковый номер, а также порядковый номер в соответствии с нумерацией записей в журнале регистрации направлений

(п. 1.8 Порядка проведения проверок). Если этого нет, то рекомендуем позвонить в территориальный орган Госпотребстандарта и уточнить: действительно ли направление на проверку было выписано на ваше предприятие? Это поможет избежать несанкционированных проверок.

Также следует знать, что

проверяющие:

1) не имеют права приступать к проверке

без направления на ее проведение и служебного удостоверения (п. 1.8 Порядка проведения проверок, ст. 5 Закона № 877);

2)

проверяющие перед проведением плановой проверки должны направить субъекту хозяйствования письменное уведомление о ее проведении не позднее чем за 10 дней до ее начала. При внеплановой проверке уведомление не направляется.

Уведомление должно содержать:

— дату начала и дату окончания осуществления плановой проверки;

— наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица — предпринимателя, относительно деятельности которых осуществляется проверка;

— наименование соответствующего органа по делам защиты прав потребителей.

Уведомление направляется заказным письмом или вручается под роспись лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования. В принципе ч. 4 ст. 5 Закона № 877 предусматривает еще один способ предоставления уведомления — передача уведомления телефонограммой*. Но Госпотребстандарт в своем письме от 24.03.2008 г. № 3025-2-11/14 отметил, что порядок предоставления уведомления об осуществлении плановых мероприятий телефонограммой Госпотребстандартом для своих территориальных органов пока не установлен. Поэтому этот способ уведомления на сегодняшний день не действует.

* Телефонограмма

— это оперативное сообщение, документ, передаваемый по телефону, фиксируемый в специальной книге (журнале) и содержащий распоряжение либо официальную информацию. Лицо, принимающее телефонограмму, после ознакомления с текстом ставит свою подпись и таким образом подтверждает свою ответственность за выполнение переданных распоряжений или доведение информации до сведения (письмо Госпредпринимательства от 28.03.2008 г. № 2261).

 

Права и обязанности проверяющих и проверяемых

А теперь представим ситуацию, когда проверяющие предъявили вам служебные удостоверения, соответствующим образом оформленное направление, и если эта проверка плановая, то своевременно (за 10 дней до ее начала) и соответствующим образом уведомили вас о ее проведении. На что надо обратить внимание? Какие права у проверяющих и субъектов проверки (проверяемых)? Ответы на эти вопросы вы и найдете в этом разделе.

 

Таблица 1.

Права субъектов проверки

Права проверяющих

(п. 1.4 Порядка проведения проверок)

Права субъектов проверки

(п. 1.5 Порядка проведения проверок)

Беспрепятственно посещать и обследовать в соответствии с законодательством любые производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования.

От себя добавим, что обследование помещений проводится только в присутствии должностных лиц предприятия

Требовать от должностных лиц соблюдения требований законодательства Украины во время осуществления ими государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей

Отбирать образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества.

Порядок отбора образцов на сегодняшний день утвержден постановлением КМУ от 02.04.94 г. № 21

Проверять наличие у должностных лиц служебного удостоверения и получать копии направления на проведение проверки

Проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за реализованную продукцию согласно порядку, определенному КМУ. Основные требования к контрольной закупке товара (заказа, получения услуги) регулируются Порядком № 215

Присутствовать во время осуществления проверки. Такое требование присутствует и в ч. 11 ст. 4 Закона № 877

Получать безвозмездно от субъектов хозяйствования копии необходимых документов, характеризующих качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства этой продукции, а также сопроводительных документов на продукцию, находящуюся в реализации

Требовать от проверяющих неразглашения сведений, составляющих коммерческую тайну

Принимать в установленном порядке предусмотренные законодательством меры к субъектам хозяйствования, допустившим нарушение прав потребителей, и вносить соответствующие предложения относительно их последующей деятельности и привлечения к ответственности виновных в нарушении прав потребителей согласно действующему законодательству.

Под предпринимаемыми мерами проверяющих к нарушителям следует понимать действия, указанные в п.п. 6 — 13 ст. 26 Закона о защите прав потребителей

Получать и ознакомляться с материалами проверки в порядке, определенном действующим законодательством

Давать в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения, которые прилагаются к акту проверки

Обжаловать в установленном законодательством порядке неправомерные действия органов по делам защиты прав потребителей и их должностных лиц при проведении проверок и выданные предписания о прекращении нарушений прав потребителей

 

Кроме этого, в

Порядке проведения проверок есть три интересных момента, касающихся прав субъектов проверки. На них стоит обратить особое внимание.

1

. Проверяющие и субъекты проверки имеют право фиксировать процесс осуществления проверок или каждое отдельное действие средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению такой проверки (п. 1.9 Порядка проведения проверок). Причем заранее уведомлять о том, что будет производиться аудио- и видеозапись, не надо. Фиксирование нарушений может помочь вам в суде, если дело зайдет слишком далеко.

2.

Во время проведения внеплановой проверки проверяющие имеют право выяснять у вас только те вопросы, которые стали основанием для ее осуществления, с обязательным указанием этих вопросов в направлении на проведение внеплановой проверки (п. 2.8 Порядка проведения проверок).

3.

Органы по делам защиты прав потребителей на письменный запрос субъекта хозяйствования предоставляют ему письменные консультации по вопросам осуществления проверок относительно требований, соблюдение которых проверяется (п. 1.12 Порядка проведения проверок). Об этом следует помнить и пользоваться этим правом.

 

Оформление результатов проверки

По результатам проверки, в случае выявления нарушений требований законодательства, составляется акт по форме, утвержденной

приказом Госстандарта от 27.11.2000 г. № 679. Акт составляется в 2 экземплярах и в последний день проверки подписывается должностными лицами, которые проводили проверку, лицами которые принимали участие в проверке, и руководителем предприятия или уполномоченным им лицо. Рядом с подписью лиц указываются их фамилии и инициалы. К основному Акту проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей (форма № 1) могут быть приложены документы, копии документов, объяснения, промежуточные (дополнительные) акты:

Акт отбора образцов товара (форма № 2);

Акт контрольной проверки правильности расчетов за реализованные товары, предоставленные услуги (форма № 3).

Отличительной чертой основного

Акта проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей (форма № 1) является наличие в его структуре предписания* руководителю субъекта хозяйствования, в соответствии с которым проверяющие обязывают его устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Меры по устранению выявленных нарушений (недостатков), указанные в предписании, должны быть сформулированы конкретно и в сжатой форме. Сроки выполнения предписания определяются в каждом конкретном случае исходя из реальных возможностей предприятия, условий его деятельности, количества и характера нарушений.

* Предписание

— обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование должностного лица субъекту хозяйствования относительно устранения нарушений требований законодательства.

Обратите внимание: предписание не предусматривает применения санкций к субъекту хозяйствования. Но если субъект хозяйствования своевременно не предоставит письменного подтверждения о выполнении предписания по устранению выявленных нарушений или не выполнит такое предписание, руководитель органа по делам защиты прав потребителей принимает решение о проведении повторной проверки. А это уже чревато более серьезными последствиями для субъекта проверки.

Представитель проверяемого предприятия имеет право во время подписания акта в письменном виде оформить свое несогласие с результатами контрольной проверки и дать соответствующие объяснения. В случае же его отказа подписать акт проверяющий делает запись в акте о том, что продавец и представитель проверяемого предприятия ознакомлены с содержанием акта и от его подписания отказались.

Действия должностных лиц Госпотребстандарта при проведении проверок могут быть обжалованы субъектом хозяйствования в 14-дневный срок от начала проведения проверки или издания предписания. Иначе жалоба не будет рассматриваться. Хотя если пропущенный срок обоснован уважительной причиной в соответствующем ходатайстве, тогда должностное лицо может рассмотреть жалобу. Это не касается судебного обжалования, право прибегнуть к которому не зависит от предварительного рассмотрения жалобы в порядке административного производства.

 

Чем грозят результаты проверки

По результатам проверки, в соответствии с выявленными нарушениями, проверяющие могут

составить протокол о совершении административного правонарушения. Административный штраф должен быть оплачен нарушителем не позже чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа или через 15 дней со дня уведомления об отказе в удовлетворении жалобы (если постановление было обжаловано). Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении может быть подано в течение 10 дней со дня вынесения постановления.

При этом должностные лица Госпотребстандарта имеют право:

1)

запретить реализацию потребителям продукции:

— на которую отсутствуют документы, удостоверяющие ее соответствие требованиям нормативных документов;

— на которую в нормативно-правовых актах или нормативных документах установлены обязательные требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья, имущества потребителей и охраны окружающей природной среды, если продукция внесена в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, но которая не имеет сертификата соответствия (свидетельства о признании соответствия);

— ввезенной на территорию Украины без документов, подтверждающих ее надлежащее качество;

— на которую срок годности не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, а также товаров, срок годности которых истек;

— которая является фальсифицированной;

2)

прекратить отгрузку и реализацию продукции, не соответствующей требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, — до устранения выявленных недостатков;

3)

временно прекратить деятельность субъектов хозяйствования сферы торговли (секций, отделов), систематически реализующих товары ненадлежащего качества, нарушающих правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров, — до устранения выявленных недостатков;

4)

опломбировать в порядке, предусмотренном законодательством, производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования, а также неисправные средства измерительной техники, с помощью которых осуществляется обслуживание потребителей;

5)

подать в суд иск о защите прав потребителей;

6)

передать материалы проверок на действия лиц, содержащие признаки преступления, органам дознания или досудебного следствия;

7)

налагать на виновных лиц административные взыскания за нарушение законодательства о защите прав потребителей.

Отметим, что все перечисленные выше действия проверяющих полностью соответствуют

пп. 6 — 13 ст. 26 Закона о защите прав потребителей.

Перечисленные решения могут быть отменены руководителем органа по делам защиты прав потребителей, только если они будут признаны недействительными (приняты с нарушением требований действующего законодательства). Но как вы понимаете, это возможно, только если субъект хозяйствования будет оспаривать такие решения.

Также отметим, что помимо всех указанных выше решений при нарушении законодательства о защите прав потребителей к нарушителям могут применять штрафы. Штрафы налагаются на основании

ст. 23 Закона о защите прав потребителей. Суммы штрафов взыскиваются в доход государственного бюджета согласно Положению № 1177.

Для более удобного восприятия размеры штрафов покажем в табл. 2.

 

Таблица 2.

Санкции за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей

Нарушение

Размер штрафа, если субъект хозяйствования:

ведет обязательный учет доходов и расходов

не ведет обязательного учета доходов и расходов

1

2

3

Отказ потребителю в реализации его прав, установленных частью первой ст. 8 и частью третьей ст. 10 Закона о защите прав потребителей

10-кратный размер стоимости продукции исходя из цен, действовавших на момент приобретения этой продукции, но не менее 2 ннмдг (т. е. не менее 34 грн.)

п. 1 п.п. 1 ст. 23

Изготовление или реализация продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов

50 % стоимости изготовленной или полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 10 ннмдг (не менее 170 грн.)

10 ннмдг (170 грн.)

п. 1 п.п. 2 ст. 23

Реализация продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине, но в документах, согласно которым она передана на реализацию, отсутствуют регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на соответствующий вид продукции

50 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 10 ннмдг (не менее 170 грн.)

10 ннмдг (170 грн.)

п. 1 п.п. 3 ст. 23

Изготовление или реализация продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, нормативно-правовых актов по безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей природной среды

В размере 300 % стоимости изготовленной или полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 25 ннмдг (не менее 425 грн.)

50 ннмдг (850 грн.)

п. 1 п.п. 4 ст. 23

Реализация продукции, запрещенной соответствующим государственным органом для изготовления и реализации (выполнения, предоставления), реализация опасного товара (яда, пестицидов, взрыво- и огнеопасных веществ и т. п.) без надлежащей предупредительной маркировки, а также без информации о правилах и условиях безопасного его использования

В размере 500 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 100 ннмдг (не менее 1700 грн.)

100 ннмдг (1700 грн.)

п. 1 п.п. 5 ст. 23

В размере 100 % стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 20 ннмдг (не менее 340 грн.)

20 ннмдг (340 грн.)

п. 1 п.п. 6 ст. 23

Отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной

информации о продукции

30 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 5 ннмдг (не менее 85 грн.)

5 ннмдг (85 грн.)

п. 1 п.п. 7 ст. 23

Создание препятствий служебным лицам специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и структурного подразделения по вопросам защиты прав потребителей органа местного самоуправления в проведении проверки качества продукции, а также правил торгового и других видов обслуживания

От 1 % до 10 % процентов стоимости реализованной продукции за предыдущий календарный месяц, но не менее 10 ннмдг (не менее 170 грн.)

10 ннмдг (170 грн.)

п. 1 п.п. 8 ст. 23

Невыполнение или несвоевременное выполнение предписания должностных лиц специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей об устранении нарушений прав потребителей

20 ннмдг (340 грн.)

п. 1 п.п. 9 ст. 23

Реализация товара, срок годности которого истек

200 % стоимости остатка полученной для реализации партии товара, но не менее 5 ннмдг (не менее 85 грн.)

п. 1 п.п. 10 ст. 23

Нарушение условий договора между потребителем и исполнителем о выполнении работы, предоставлении услуги

100 % стоимости выполненной работы (предоставленной услуги), а за те же действия, совершенные в отношении группы потребителей, — в размере от 1 % до 10 % стоимости выполненных работ (предоставленных услуг) за предыдущий календарный месяц, но не менее 5 ннмдг (не менее 85 грн.)

п. 1 п.п. 11 ст. 23

 

Указанную сумму штрафа субъект хозяйствования перечисляет в государственный бюджет в 15-дневный срок после получения постановления, о чем в течение 3 дней письменно уведомляет Госпотребстандарт или его территориальный орган, наложивший штраф, с указанием номера и даты платежного поручения. В случае обжалования постановления штраф должен быть уплачен не позднее чем через 15 дней после уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

При этом следует помнить, что в случае невыполнения в добровольном порядке субъектами хозяйствования решений (постановлений) о наложении взыскания, принудительное выполнение таких решений (постановлений) осуществляется государственной исполнительной службой

(п. 3 ст. 23 Закона о защите прав потребителей).

На этом заканчиваем статью. Надеемся, что должностные лица Госпотребстандарта не будут вашими постоянными посетителями. А если проверки все же не избежать, то она пройдет без серьезных последствий.

 

Документы статьи

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» в редакции от 01.12.2005 г. № 3161-IV.

Закон № 877

Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Порядок проведения проверок — Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 25.10.2006 г. № 311.

Порядок № 215

Порядок проведения контрольной проверки правильности расчетов с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары, утвержденный постановлением КМУ от 02.04.99 г. № 215.

Положение № 1177

Положение о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей, утвержденное постановлением КМУ от 17.08.2002 г. № 1177.

Указ о дерегулировании

Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98.

Критерии № 1164

Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля), утвержденные постановлением КМУ от 27.12.2008 г. № 1164.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше