Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. Новый реестр налоговых накладных

Редакция БН
Статья

НОВЫЙ РЕЕСТР НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ

 

1 января 2010 года произошло событие, важное для всех плательщиков НДС, — вступил в силу приказ ГНАУ, которым внесены изменения в форму Реестра полученных и выданных налоговых накладных и Порядок его ведения.

Естественно, такое событие мы не могли оставить без внимания и сегодня предлагаем статью, которая поможет вам разобраться с нововведениями в налоговом учете по НДС.

Наталья ГОЛОСКУБОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

С КАКОЙ ДАТЫ СЛЕДУЕТ ВЕСТИ НОВЫЙ РЕЕСТР?

26 октября 2009 года ГНАУ издала

приказ № 582, которым:

— изложила в новой редакции форму

Реестра полученных и выданных налоговых накладных (далее — Реестр);

— внесла изменения в

Порядок № 244.

Приказ № 582

вступает в силу с 1 числа месяца, следующего за месяцем официального обнародования. Опубликован он 04.12.2009 г. в информационном бюллетене «Офіційний вісник України». Это означает, что приказ вступил в силу с 1 января 2010 года. Стало быть, именно с этой даты начал действовать новый порядок ведения Реестра и именно с этой даты налоговые накладные и подобные ему документы следует регистрировать в новом Реестре.

 

ОБЩИЕ МОМЕНТЫ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА

 

Что осталось без изменений

1

. Реестр, как и прежде, можно вести в документальном (на бумажном носителе) или в электронном виде (используя одну из компьютерных систем, предложенных центральным налоговым органом). Прошнуровывать, пронумеровывать и регистрировать его в налоговой инспекции не надо.

2.

Плательщик НДС решает, самостоятельно подавать Реестр в налоговую инспекцию или нет (п. 3 Порядка № 244). Это его право, а не обязанность.

3.

В Реестре указываются его порядковый номер, даты начала и окончания его ведения.

4.

Если не зарегистрированные плательщиками НДС филиалы и другие структурные подразделения плательщика налога самостоятельно осуществляют приобретение/поставку товаров (услуг) и производят расчеты с поставщиками/потребителями, то зарегистрированный плательщик налога, в состав которого входят такие филиалы, может делегировать филиалу или структурному подразделению право ведения Реестра*. Для этого плательщик налога должен каждому филиалу и структурному подразделению присвоить отдельный код (номер, шифр), о чем в письменном виде проинформировать государственный налоговый орган по месту его регистрации в качестве плательщика НДС.

* Напомним, что налоговики не регистрируют плательщиками НДС филиалы, не имеющие статуса юридического лица (письмо ГНАУ от 09.04.2008 г. № 7330/7/16-1417).

5.

Реестр необходимо хранить в течение срока давности, установленного Законом № 2181, — 1095 дней (так как декларация по НДС заполняется на основании данных, указанных в Реестре, то считаем, что отсчет 1095 дней следует начинать со дня, следующего за последним днем предельного срока предоставления декларации по НДС, а в случае, когда такая налоговая декларация была предоставлена позже, — за днем ее фактического предоставления).

6.

При проверке плательщик обязан обеспечить доступ к Реестру, предоставив носитель электронной информации за собственный счет.

 

Что изменилось

С 01.01.2010 г. при заполнении

Реестра следует обратить внимание на следующие новшества:

1.

В п. 1 Порядка № 244 прописан порядок исправления ошибок. Указано, что исправлять ошибки нужно по правилам, предусмотренным для бухучета. В частности, применяются два способа исправления ошибок: корректурный способ и способ «сторно».

Напомним,

корректурный способ исправления ошибок состоит в следующем:

— зачеркивают неправильный текст или цифры. Зачеркивание осуществляется одной чертой, чтобы можно было прочитать зачеркнутое;

— над зачеркнутым надписывают правильный текст или цифры;

— делают надпись «исправлено», указывают дату внесения исправлений и ставят подписи лиц, подписавших

Реестр.

Как вы понимаете, этот способ работает, если

Реестр заполняется от руки. Причем его применение допускается лишь в отношении реквизитов, исправление которых не приводит к изменениям показателей Реестра. Скорее всего, исправлять корректурным способом можно гр. 1 — 7 раздела I и гр. 1 — 6 раздела II, а вот гр. 8 — 16 раздела I и гр. 7 — 12 раздела II — только до подведения итогов. То есть показатели в графах раздела I и раздела II, в которых указываются стоимостные показатели (сумма НДС; стоимость без НДС; общая сумма c учетом НДС) и которые переносятся в декларацию по НДС, корректурным способом исправлять нельзя.

Ошибки за прошлый отчетный период

исправляются способом «сторно». Этот способ предусматривает составление бухгалтерской справки. В Реестре исправление такой ошибки проводится в месяце ее выявления, ликвидируется неправильная запись и отражается верная с правильной суммой. Чтобы ликвидировать неправильную запись, ее нужно занести в Реестр красными чернилами (пастой шариковых ручек и др.) или же черными чернилами (пастой шариковых ручек и др.) темного цвета в скобках, что означает вычитание суммы.

А вот подчистки и необусловленные исправления текста и цифр не допускаются.

В принципе и раньше плательщики НДС пользовались этими способами для исправления ошибок, допущенных в

Реестре. Только теперь это четко прописано в Порядке № 244.

2

. Плательщики НДС, которые применяют специальный режим налогообложения в соответствии со ст. 81 и п. 11.21 Закона об НДС*, составляют по такой спецрежимной деятельности отдельный Реестр. В нем на титульном листе делается пометка в специальном поле «Специальный режим налогообложения» со ссылкой на соответствующие нормы Закона об НДС. Иными словами, такие плательщики НДС теперь должны вести два Реестра. Один — по обычной деятельности, второй — по льготной деятельности, по которой применяется спецрежим. В принципе это может быть удобным в плане переноса сводных показателей в общую и специальную декларации по НДС.

* Напомним, что Решением Конституционного Суда Украины от

24.11.2009 г. № 29-рп/2009 признан неконституционным Закон Украины от 04.02.2009 г. № 922-VI. Это фактически означает, что с этой даты перерабатывающие предприятия не могут пользоваться п. 11.21 Закона об НДС, которым установлен спецрежим НДС (подробнее см. статью «Переработчики снова без спецрежима НДС, а аграрии — без мясо-молочной дотации» // «БН», 2009, № 51, с. 31).

3.

Как и раньше, конечный результат по Реестру определяется путем подведения итогов в целом за месяц, для плательщиков налога, у которых отчетный (налоговый) период равен календарному месяцу. Плательщикам налога, у которых налоговый (отчетный) период равен кварталу, следует подвести итог отдельно за каждый месяц, а потом еще и за квартал. Но теперь помимо общих итоговых строк («Усього за місяць», «Усього за квартал») следует отдельно выделять итоги по уточняющим расчетам Реестр добавлена строка «З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період»).

О новых особенностях заполнения некоторых граф разделов I и II расскажем и на конкретных примерах покажем их заполнение в следующих разделах статьи.

 

ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ
ОБНОВЛЕННОГО РАЗДЕЛА I

Дата выписки (гр. 3)

Это — новая графа в

Реестре (раньше аналога не было). В нее следует перенести дату выписки из полученных налоговой накладной, ГТД, товарного (кассового) чека, транспортного билета, гостиничного счета, счета за услуги связи, счета за услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, заявления согласно п.п. 7.2.6 Закона об НДС. Именно такой перечень документов приведен в обновленной форме Реестра.

 

Вид документа (гр. 5)

Этой графы в старом

Реестре не было. В гр. 5 указывается вид документа согласно обозначениям, указанным в п. 9.5 обновленного Порядка № 244 (ПН* — налоговая накладная; РК — расчет корректировки к налоговой накладной; ВМД — грузовая таможенная декларация; ЧК — товарный (кассовый) чек; ТК — транспортный билет; ГР — гостиничный счет; ПЗ — счет за услуги связи; ПО — услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета; ЗП — заявление плательщика в соответствии с п.п. 7.2.6 Закона об НДС).

* Обозначения приведены на украинском языке, так, как указано в обновленном Порядке № 244.

Обратите внимание:

перечисленные выше документы (за исключением, конечно, самой налоговой накладной) дают право плательщику НДС на налоговый кредит без налоговой накладной. Эти документы перечислены в пп. 7.2.6 и 7.2.7 Закона об НДС. Там же указаны обязательные реквизиты, которые должны содержать эти документы (для включения сумм НДС по ним в налоговый кредит) и особенности их оформления.

Однако есть операции, которые должны быть отражены в

Реестре, но указанными выше документами они не оформляются. Такие операции перечислены в п. 9.10 Порядка № 244. К ним, в частности, относятся операции по приобретению у плательщика НДС товаров (услуг), не являющихся объектом налогообложения, а также по приобретению товаров (услуг) у неплательщика НДС**. В этих случаях в гр. 5 придется поставить прочерк, хотя прямого указания на этот счет Порядок № 244 не содержит. Например:

— приобретен товар у неплательщика НДС, оплата произведена по безналичному расчету. На руках у покупателя — плательщика НДС расходная накладная от поставщика и банковская выписка. Ни одно из указанных выше обозначений не подходит (там нет ни расходной накладной, ни банковской выписки);

— банк списывает с расчетного счета сумму за расчетно-кассовое обслуживание. Напомним, что такая операция в

соответствии с п.п. 3.2.5 Закона об НДС не является объектом налогообложения. Но, несмотря на это, в Реестре она учитывается (п. 9.10 Порядка № 244). Документ, подтверждающий списание суммы за расчетно-кассовое обслуживание, — банковская выписка (ее среди указанных выше документов, а следовательно и обозначений, нет);

— при распределении «входящего» НДС между налогооблагаемыми и освобожденными от обложения НДС операциями. Результаты такого распределения следует отразить в

Реестре. В некоторых случаях такого распределения трудно определить не только вид документа, но и самого поставщика***;

— и т. д.

** В п. 9.10 Порядка № 244 указан еще случай приобретения у плательщика НДС

товаров (услуг), освобожденных от налогообложения, но в этом случае будет налоговая накладная, поэтому в гр. 5 следует указать «ПН».

*** Подробнее о распределении налогового кредита можно узнать из статьи «Распределение «входного» НДС» // «БН», 2009, № 9, с. 38.

Если

документ включается в уточняющий расчет, то к перечисленным выше обозначениям добавляется буква «У» (ПНУ, РКУ, ВМДУ, ЧКУ и т. д.).

Кроме новых граф

Реестра, в Порядке № 244 появились новые требования по заполнению старых граф. Особое внимание заслуживают гр. 6 (раньше это была гр. 4) и гр. 7 (до изменений это была гр. 5).

 

Наименование
(Ф. И. О. — для физических лиц) поставщика (гр. 6)

В старом

Реестре это была гр. 4 «название поставщика». Теперь реквизит «название» изменен на реквизит «наименование» поставщика. Напомним, наименование — более широкое понятие, чем название. Оно предусматривает указание организационно-правовой формы (ООО, АО и т. п.) и название юрлица («Флора», «Норд» и т. п.)*. Что касается наименования физического лица, то теперь Порядок № 244 прямо требует указывать его фамилию, имя, отчество.

* См. ст. 90 ГКУ, ст. 23 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV и Требования о написании наименования юридического лица или его обособленного подразделения, утвержденные приказом Госкомпредпринимательства от 09.06.2004 г. № 65.

В случае приобретения товаров за пределами таможенной территории Украины и получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины в графе 6

проставляются страна нерезидента и наименование (Ф.И.О. /при наличии/— для физического лица) нерезидента.

 

ИНН поставщика (гр. 7)

Кроме ИНН поставщика

плательщика НДС, в этой графе теперь следует указывать условные ИНН (табл. 1). В принципе, использование условных ИНН — это не новшество для плательщиков НДС. В 2008 году ГНАУ рекомендовала использовать их при заполнении гр. 2 раздела II приложения 5 к декларации по НДС. Теперь, как видим, очередь дошла и до Реестра.

 

Таблица 1.

Условные ИНН

Условный ИНН

Основания для указания условного ИНН

Примечание

100000000000

Кассовый чек, в котором ИНН поставщика не указан

Условные ИНН «100000000000» и «200000000000» уже знакомы плательщикам НДС. Налоговики рекомендовали использовать их при заполнении гр. 2 раздела II приложения 5 к декларации по НДС (письмо ГНАУ от 14.06.2008 г. № 6912/5/16-1516 и консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 22, с. 10). Единственное — для использования «200000000000» было рекомендовано принять во внимание п. 6.5 Закона об НДС, а не только п.п. «д» п. 6.5 данного Закона

200000000000

Товары (услуги), приобретенные у нерезидента, не предназначаются для использования в хоздеятельности или приобретаются с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или

услуг, место предоставления которых определяется в соответствии с п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС

300000000000

Товары (услуги), приобретенные у нерезидента

До изменений при приобретении товара (услуг) у нерезидента в графе ИНН поставщика проставлялась отметка «Х». Теперь надо проставлять условный ИНН. При этом если приобретаются товары, в гр. 5 «вид документа» следует указывать «ВМД». Если услуги (работы) — «ПН»

400000000000

Товары (услуги), приобретенные у неплательщика НДС

Напомним нашим читателям, что вносить в Реестр такие операции — это не новшество. Такое требование Порядок № 244 содержал всегда (см. п. 9.8 старого и п. 9.10 обновленного Порядка). В этом случае в новых гр. 10, 12, 14 и 16 (в старом Реестре это были гр. 8, 10, 12 и 14) проставляется отметка «Х»

 

ВЭД-услуги (гр. 15 и гр. 16)

Интерес представляют также гр. 15 и гр. 16 обновленного

Реестра (до изменений это были гр. 13 и гр. 14, соответственно). В гр. 15 указывается стоимость товаров (услуг) и основных фондов без НДС, в гр. 16 — уплаченная (начисленная) сумма НДС по товарам (услугам) и основным фондам, определенная исходя из их стоимости, указанной в гр. 15. При этом сумма НДС, указанная в гр. 16, в налоговый кредит не включается (п. 9.9 и п. 9.10 Порядка № 244). В принципе ничего нового, такой же порядок по заполнению гр. 13 и гр. 14 был и в старом Порядке № 244. Но настораживает форма Реестра, а именно изменения в названии этих граф (табл. 2).

Таблица 2. Изменения в названии граф раздела I

Название гр. 13 и гр. 14 старого Реестра

Название гр. 15 и гр. 16 нового Реестра

Приобретение (изготовление, строительство, сооружение), импорт товаров (услуг, включая получение от нерезидента):

для поставки услуг, место поставки которых определяется согласно п.п. 6.5 Закона об НДС

Приобретение (изготовление, строительство, сооружение), импорт товаров (услуг, включая получение от нерезидента):

для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется согласно п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС за пределами таможенной территории Украины

 

Обратите внимание, в новых гр. 15 и гр. 16 должны отражаться операции по приобретению, импорту товаров (услуг) для дальнейшего их использования в предоставлении

услуг:

за переделами таможенной территории Украины;

— место поставки которых определяется в соответствии с

п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС за пределами таможенной территории Украины.

Напомним, что согласно

п.п. 3.1.1 Закона об НДС объектом налогообложения являются услуги, место поставки которых находится на таможенной территории Украины. Услуги с местом их поставки за пределами таможенной территории Украины не являются объектом обложения НДС. Для определения места предоставления (поставки) услуг нужно руководствоваться п. 6.5 Закона об НДС. Не понятно здесь одно: для каких целей ГНАУ делает акцент именно на п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС?

Напомним, что подпункт

п. «д» п. 6.5 Закона об НДС охватывает следующие услуги по:

— передаче или предоставлению авторских прав, патентов, лицензий, а также смежных прав, в том числе торговых марок;

— предоставлению рекламных услуг и других услуг по продвижению товаров (услуг) на рынке (промоутерство);

— предоставлению услуг консультантами, инженерами, адвокатами, бухгалтерами, аудиторами, актуариями и других аналогичных услуг, а также по обработке данных и предоставлению информации, в том числе с использованием компьютерных систем;

— предоставлению обязанности воздерживаться от проведения отдельных видов деятельности частично или полностью;

— предоставлению услуг физическими лицами, находящимися в отношениях трудового найма с поставщиком, в пользу другого лица;

— предоставлению агентских услуг от имени и за счет другого лица, если обеспечивается предоставление покупателю услуг, перечисленных в

«д» п. 6.5 Закона об НДС;

— предоставлению в аренду движимого имущества (в том числе банковских сейфов).

Место их предоставления —

место регистрации покупателя таких услуг. И что же делать с операциями по приобретению, импорту товаров (услуг) для дальнейшего их использования в предоставлении услуг место поставки, которых определяется в соответствии с пп. «а», «в», «е», «г» п. 6.5 Закона об НДС за пределами таможенной территории Украины? Этот вопрос пока без ответа. Надеемся, что в скором времени ГНАУ предоставит разъяснения. Скорее всего, информацию о них нужно приводить в этих же графах реестра.

Порядок заполнения остальных граф (гр. 2, гр. 4, гр. 8 — 14) не изменился. Их следует заполнять так же, как и раньше. На конкретном примере разберемся с порядком заполнения граф раздела I

Реестра.

 

Заполняем раздел І Реестра

Пример 1. 11.01.2010 г. — утвержден Авансовый отчет № 44

. К отчету приложены следующие документы:

гостиничный счет № 678 от 23.12.2009 г. на сумму 600 грн., в том числе НДС — 100 грн.;

транспортный билет № 27752 от 22.12.2009 г. на сумму 174,17 грн., в том числе НДС — 27,19 грн.;

кассовый чек № 0221 от 24.12.2009 г. от физического лица — предпринимателя Иванова Ивана Ивановича на сумму 180 грн., в том числе НДС — 30 грн. Приобретены канцтовары для использования их в хоздеятельности предприятии в облагаемых операциях по ставке 20 % (документ — кассовый чек);

товарный чек № 352 от 24.12.2009 г. от ФЛП — неплательщика НДС Сич Василия Ивановича на сумму 1350 грн. Приобретена кофеварка (в хоздеятельности предприятия не используется).

12.01.2010 г.

АКБ «Банк» списал с расчетного счета сумму 35 грн. за расчетно-кассовое обслуживание*. Документ — банковская выписка № 78.

* В соответствии с п.п. 3.2.5 Закона об НДС не являются объектом налогообложения операции по предоставлению банком услуг по инкассации, расчетно-кассовому обслуживанию, привлечению, размещению и возврату средств по договорам займа, депозита, вклада и т. п. Но, несмотря на это, в Реестре такие операции должны учитываться (п. 9.10 Порядка № 244).

13.01.2010 г.

— приобретен товар у ООО «Орион» (Россия) на сумму 12000 грн. для использования его в освобожденных от налогообложения операций. Сумм НДС по данному товару — 2000 грн., уплачена таможенном органу в полном объеме. Документ — ГТД № 0056.

14.01.2010 г.

сумма НДС — 200 грн. по налоговой накладной № 35 от 15.10.2009 г. от ООО «Винд» ошибочно не включена в налоговый кредит декларации за октябрь. В Реестре за октябрь 2009 года налоговая накладная тоже не отражена. Ошибка исправлена в январе 2010 года через Уточняющий расчет, который предоставлен в налоговый орган 14 января. Документ — налоговая накладная № 35 на сумму 1200 грн., НДС — 200 грн.

15.01.2010 г.

приобретены консультационные услуги ООО «Туз», которые будут использованы для дальнейшего предоставления аудиторских услуг нерезиденту (место поставки которых определяется в соответствии с п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС за пределами таможенной территории Украины). Документ — налоговая накладная № 145 от ООО «Туз» на сумму 3600 грн., НДС — 600 грн.

15.01.2010 г.

— возвращен товар ООО «Бром» на сумму 420 грн., НДС — 70 грн. Получена корректировка к налоговой накладной № 52/6.

На основании указанных выше операций и полученных документов заполним раздел I «Полученные налоговые накладные»

(см. рис. 1).

 

Реєстр отриманих та виданих податкових накладних

<...>

Розділ I. Отримані податкові накладні

№ з/п

Податкова накладна, розрахунок коригування до податкової накладної, ВМД, товарний (касовий) чек, транспортний квиток, готельний рахунок, рахунок за послуги зв'язку, рахунок за послуги, вартість яких визначається за показниками приладів обліку, заява відповідно до підпункту 7.2.6 пункту 7.2 статті 7 Закону тощо

Загальна сума, включаючи ПДВ

Придбання (виготовлення, будівництво, спорудження), імпорт товарів (послуг, включаючи одержання від нерезидента):

дата отримання

дата виписки

номер

вид документа

постачальник

з метою їх використання у межах господарської діяльності для здійснення операцій, які:

які не призначаються для їх використання у господарській діяльності

для поставки послуг за межами митної території України або послуг, місце поставки яких визначається відповідно до підпункту «д» пункту 6.5 статті 6 Закону за межами митної території України

найменування (П. І. Б. — для фізичної особи)

індивідуальний податковий номер

підлягають оподаткуванню за ставкою 20 %, 0 %

звільнені від оподаткування, не є об'єктами оподаткування

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

11.01.2010

23.12.2009

678

ГР

ТОВ «Готель»

025836582635

600

500

100

2

11.01.2010

22.12.2009

27752

ТК

ДП «Укрзалізниця»

010756978057

174,17

146,98

27,19

3

11.01.2010

24.12.2009

0221

ЧК

Іванов Іван Іванович

100000000000

180

150

30

4

11.01.2010

24.12.2009

352

ЧК

Сич Василь Іванович

400000000000

1350

1350

Х

5

12.01.2010

12.01.2010

78

АКБ «Банк»

145368744567

35

35

Х

6

13.01.2010

13.01.2010

0056

ВМД

Росія, ТОВ «Оріон»

300000000000

12000

10000

2000

7

14.01.2010

15.10.2009

35

ПНУ

ТОВ «Вінд»

220556975368

1200

1000

200

8

15.01.2010

15.01.2010

145

ПН

ТОВ «Туз»

123556956982

3600

3000

600

9

15.01.2010

15.01.2010

52/6

РК

ТОВ «Бром»

132566952366

-420

-350

-70

Усього за місяць

18719,17

1481,98

287,19

10000

2000*

1350

—*

3000

600*

З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період

-420

-350

-70

<...>

* Сумма НДС в гр. 12,14,16 в налоговый кредит не включается. —

Примеч. ред.

Рис. 1.

Пример заполения раздела І Реестра

 

ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ ОБНОВЛЕННОГО РАЗДЕЛА II

 

Что отражается в разделе II

В

разделе II «Выданные налоговые накладные» Реестра отражаются:

— выданные налоговые накладные;

— расчет корректировки к налоговой накладной;

— ГТД;

— налоговые накладные по ежедневным итогам операций;

— налоговые накладные, выписанные на сумму превышения обычной цены над фактической.

Раньше раздел II

Реестра содержал 11 граф, сейчас их 12: добавилась новая гр. 4 «вид документа».

Рассмотрим нюансы заполнения отдельных граф.

 

Порядковый номер (гр. 1)

В порядке ее заполнения ничего не поменялось, хотя надежда была. Напомним нашим читателям, что по общему правилу

порядковый номер налоговой накладной должен соответствовать порядковому номеру записи в Реестре (п. 11.1 Порядка № 244 и п. 3 Порядка № 165). Правда, сохранить такое соответствие всегда было сложно.

Судите сами. Порядковый номер налоговой накладной должен отвечать порядковому номеру

Реестра, а как же быть с расчетом корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной, ГТД? Если все ранее выписанные налоговые накладные шли в четком порядке (например, № 23 налоговой накладной совпадал с порядковым номером Реестра № 23), то в один прекрасный момент запись корректировки или ГТД в Реестр все изменит. Неужели плательщик, слепо следуя п. 11.1 Порядка № 244 и п. 3 Порядка № 165, пропустит порядковый номер налоговой накладной № 24 и следующая налоговая накладная (после записи корректировки) будет с № 25. Не думаем, что такой формальный подход одобрят налоговики, да и самому плательщику это явно будет не по душе. Такая нестыковка существует давно. Мы ожидали, что изменения, внесенные в Порядок № 244, это исправят. Но, как видим, этого не произошло — все осталось по-старому.

И еще один момент по заполнению гр. 1. Как уж было отмечено выше, в разделе II

Реестра отражаются: выданные налоговые накладные, расчет корректировки к налоговой накладной, ГТД, налоговые накладные по ежедневным итогам операций, налоговые накладные, выписанные на сумму превышения обычной цены над фактической (п. 10 Порядка № 244). Обновленная форма Реестра это подтверждает. Только непонятно, почему авторы приказа № 582 внесли изменения в форму Реестра, но не внесли изменения в п.п. 11.1 Порядка № 244. Там указано, что в гр. 1 записывается порядковый номер налоговой накладной (порядковый номер налоговой накладной должен соответствовать порядковому номеру записи в Реестре) и расчета корректировки количественных и стоимостных показателей. При этом, например, о ГТД, ничего не сказали.

 

Вид документа (гр. 4)

В этой графе следует отражать вид документа согласно следующим обозначениям:

ПН налоговая накладная, РК расчет корректировки к налоговой накладной, ВМД — грузовая таможенная декларация, ПП — налоговая накладная по ежедневным итоговым операциям, ЗЦ — налоговая накладная, выписанная на сумму превышение обычной цены над фактической.

При этом если данные документа включается в уточняющий расчет за отчетный период, то к виду документа добавляется

буква «У». Например, ПН — налоговая накладная, ПНУ — налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты.

С появление новой гр. 4 сдвинулась нумерация остальных граф на единицу, но порядок их заполнения не изменились. Единственное, в самой форме

Реестра изменилось название гр. 5 (раньше это была гр. 4).

 

Наименование
(Ф. И. О. — для физических лиц) покупателя (гр. 5)

Теперь в этой графе следует указывать

наименование покупателя — плательщика НДС, а не название. Еще раз повторимся: наименование предусматривает указание организационно-правовой формы (ООО, АО и т. п.), а название нет. Но согласно п. 11.2 Порядка № 244 плательщики НДС должны переносить в гр. 5 реквизит с налоговой накладной, расчета корректировки. Только вот согласно п.п. «в» п. 7.2.1 Закона об НДС в налоговой накладной следует указывать полное или сокращенное название юрлица, которое соответствует уставным документам или Ф.И.О. — физического лица плательщика НДС. В результате очередная нестыковка. Поэтому считаем, что не будет ошибкой, если в Реестре по старинке вы укажите название покупателя, т. е. перенесете его из налоговой накладной, расчета корректировки.

А теперь на конкретном примере рассмотрим порядок заполнения раздела II обновленного

Реестра.

 

Заполняем раздел ІІ Реестра

Пример 2. 11.01.2010 г.

— реализованы лекарственные препараты ООО «Фора» — неплательщику НДС*
на сумму 12000 грн. Документ — налоговая накладная № 1 с пометкой на оригинале «Поставка неплатнику податку», в которой указано «Без НДС — п.п. 5.1.7 Закона об НДС».

* В строках такой налоговой накладной «Индивидуальный налоговый номер покупателя» и «Номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (покупателя)» проставляется отметка «Х», так как покупатель — неплательщик НДС.

12.01.2010 г.

— получена предоплата от ООО «Коло» на сумму 3600 грн., НДС — 600 грн. Выписана налоговая накладная № 2. На сумму превышения обычной цены над фактической начислены налоговые обязательства и выписана налоговая накладная № 2/ЗЦ на сумму 1200 грн. НДС — 200 грн.

13.01.2010 г.

— поставлены товары для снабжения морских (океанских) судов ООО «Веста», которые облагается НДС по ставке 0 % на сумму 13500 грн. Документ — налоговая накладная № 3.

14.01.2010 г.

— российской фирме «Прокси» произведена поставка товаров на сумму 8000 грн., которая облагается НДС по ставке 0 %. Документ — налоговая накладная № 4 с пометкой на оригинале «Експортні поставки».

15.01.2010 г.

— после поставки товара ООО «Форсаж» была пересмотрена цена по договору в сторону увеличения. Выписан расчет корректировки к налоговой накладной № 21/1 на сумму 600 грн., НДС — 100 грн.

 

Реєстр отриманих та виданих податкових накладних

<...>

Розділ I. Отримані податкові накладні

<...>

Розділ II. Видані податкові накладні

№ з/п

Податкова накладна, розрахунок коригування до податкової накладної, ВМД, податкова накладна за щоденними підсумками операцій, податкова накладна, виписана на суму перевищення звичайної ціни над фактичною

Загальна сума поставки, включаючи ПДВ

Поставка товарів (послуг) та послуги, надані нерезидентом на митній території України, які:

Експорт товарів та супутніх такому експорту послуг (база оподаткування)

дата
виписки

номер

вид документа

платник податку — покупець

підлягають оподаткуванню за ставкою

звільнені від оподаткування, не є об'єктами оподаткування (сума
поставки)

найменування
(П. І. Б. — для фізичної особи)

індивідуальний податковий номер

20 %

0 %

база оподаткування

сума ПДВ

база оподаткування

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

11.01.2010

1

ПН

ТОВ «Фора»

Х

12000

12000

2

12.01.2010

2

ПН

ТОВ «Коло»

133546942356

3600

3000

600

3

12.01.2010

2/ЗЦ

ЗЦ

ТОВ «Коло»

133546942356

1200

1000

200

4

13.01.2010

3

ПН

ТОВ «Веста»

123556992355

13500

13500

5

14.01.2010

4

ПН

Фірма «Проксі», Росія

Х

8000

8000

6

15.01.2010

21/1

РК

ТОВ «Форсаж»

122224455555

+600

+500

+100

Усього за місяць

38900

4500

900

13500

12000

8000

З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період

+600

+500

+100

<...>

Рис. 2.

Пример заполения раздела І Реестра

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА

Допустим, вы разобрались еще не со всеми нюансами заполнения нового

Реестра и допустили ошибки при его заполнении. Или вообще продолжаете вести Реестр по старой (отмененной) форме. Что вам может за это грозить?

При несоблюдении норм

Порядка № 244 руководителям и другим должностным лицам предприятия грозит административный штраф за нарушение порядка ведения налогового учета (ст. 1631 КоАП). Размер этого штрафа составляет от 85 до 170 грн. (при повторном нарушении в течение года — от 170 до 255 грн.). Частным предпринимателям этот штраф не грозит.

Также следует помнить, что

при наличии оригинала налоговой накладной, ее невключение в Реестр не является основанием для отказа в зачислении суммы НДС по такой налоговой накладной в состав налогового кредита (абзац третий п.п. 7.2.8 Закона об НДС). Это касается и других подобных документов (транспортных билетов, гостиничных счетов и т. п.), которые дают право на налоговый кредит без налоговых накладных, не внесенных в Реестр.

 

ИТОГ

В заключение предоставим вашему вниманию сводные таблицы, в которых коротко изложен порядок заполнения нового Реестра. Надеемся, что эти таблицы помогут вам разобраться в тонкостях его заполнения (см. табл. 3 и табл. 4.).

 

Таблица 3.

Порядок заполнения раздела I
«Полученные налоговые накладные»

Номер графы

Наименование графы

Особенности заполнения

1

2

3

1

Порядковый номер

Указывается порядковый номер:
— налоговой накладной;
— расчета корректировки количественных и стоимостных показателей;
— других подобных документов, указанных в п.п. 7.2.6 Закона об НДС (номер кассового чека, номера товарного чека, транспортного билета и т. п.) и документов, удостоверяющих факт приобретения товаров;
— грузовой таможенной декларации (ГТД).
Порядковый номер переносится на указанный выше документ

2

Дата получения

Указывается дата получения (не дата выписки) налоговой накладной или другого документа, указанного выше (в гр. 1 Реестра)

3

Дата выписки

Указывается дата выписки налоговой накладной или другого документа, указанного в гр. 1 Реестра.

4

Номер

Проставляется номер налоговой накладной или другого документа, указанного в гр. 1 Реестра (это может быть фискальный номер кассового чека, номер товарного чека, гостиничного счета, билета и т. п.). Обратите внимание: проставлять отметку «ВМД» рядом с номером грузовой таможенной декларации в этой графе, как это было раньше, не надо

5

Вид документа

Указывается вид документа согласно следующим обозначениям:
ПН — налоговая накладная; РК — расчет корректировки к налоговой накладной; ВМД — грузовая таможенная декларация; ЧК — товарный (кассовый) чек; ТК — транспортный билет; ГР — гостиничный счет; ПЗ — счет за услуги связи; ПО — услуги, стоимость которых определяется по показателям приборов учета; ЗП — заявление плательщика в соответствии с п.п. 7.2.6 Закона об НДС. Если документ включается в уточняющий расчет за отчетный период, то до перечисленных выше обозначений добавляется буква «У» (ПНУ, РКУ, ВМДУ, ЧКУ и т. д.). Не исключено, что в гр. 5 будет стоять прочерк. Например, товар приобретен у неплательщика НДС. Оплата произведена по безналичному расчету. На руках у покупателя — плательщика НДС расходная накладная от поставщика и банковская выписка. Ни одно из указанных выше обозначений не подходит

6

Наименование поставщика

Указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица) поставщика. В случае приобретения товаров за пределами таможенной территории Украины и получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины в графе 6 проставляются страна нерезидента и наименование (ФИО /при наличии/— для физического лица) нерезидента

7

ИНН поставщика

Указывается индивидуальный налоговый номер поставщика (ИНН) — плательщика НДС. Также в гр. 7 следует указывать и условные ИНН:
100000000000, если основанием для начисления налогового кредита будет кассовый чек без ИНН поставщика;
200000000000, если товары (услуги), приобретенные у нерезидента, не предназначаются для использования в хоздеятельности или приобретаются с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место предоставления которых определяется в соответствии с п.п. «д» п. 6.5 Закона об НДС;
300000000000, если товары (услуги) приобретены у нерезидента;
400000000000, если товары (услуги) приобретены у неплательщика НДС.
Обратите внимание: как раньше, пометки «Х» в гр. 7 быть не должно

8

Общая сумма, включая НДС

Заполняется всегда, в ней проставляется общая сумма с учетом НДС

9, 11, 13 и 15

Указывается стоимость товаров (услуг) и основных фондов без НДС. Данные расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) указываются в Реестре со знаком «+» или «-»

10, 12*, 14* и 16*

Указывается уплаченная (начисленная) сумма НДС по товарам (услугам) и основным фондам, определенная исходя из их стоимости, указанной в графах 9, 11,13 и 15 (соответственно). Если приобретаются товары (услуги) и основные фонды, освобожденные от налогообложения и тех которые не являются объектом налогообложения и приобретенные у лица, не зарегистрированного плательщиком НДС, то соответственно проставляется отметка «Х».
Данные расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) указываются в Реестре со знаком «+» или «-»

* Сумма НДС, указанная в графах 12, 14 и 16, в налоговый кредит не включается.

 

Таблица 4.

Порядок заполнения раздела II «Выданные налоговые накладные»

Номер графы

Наименование графы

Особенности заполнения

1

Порядковый номер

Указывается порядковый номер:
— налоговой накладной (порядковый номер налоговой накладной должен соответствовать порядковому номеру записи в Реестре);
— расчета корректировки количественных и стоимостных показателей

2

Дата выписки

Указывается дата налоговой накладной. Согласно п. 7.3 Закона об НДС налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств

3

Номер

Порядковый номер налоговой накладной должен соответствовать порядковому номеру записи в Реестре. Хотя на практике это требование выполнить сложно

4

Вид документа

В гр. 4 следует указать вид документа согласно следующим обозначениям: ПН налоговая накладная, РК расчет корректировки к налоговой накладной, ВМД — грузовая таможенная декларация, ПП — налоговая накладная по ежедневным итоговым операциям, ЗЦ — налоговая накладная, выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической. Если документ включается в уточняющий расчет, то к аббревиатуре добавляется буква «У» (ПНУ, РКУ, ВМДУ и т. п.)

5

Наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица) покупателя — плательщика НДС

Согласно п. 11.2 Порядка № 244 в гр. 5 переносят соответствующие реквизиты налоговой накладной, расчета корректировки количественных и стоимостных показателей

6

ИНН покупателя

Данный реквизит переносят с налоговой накладной или расчета корректировки (п. 11.2 Порядка № 244). Поэтому в этой графе может быть проставлена отметка «Х» — если покупатель неплательщик налога или проставлен ИНН продавца — если налоговая накладная выписана в соответствии с п. 8 Порядка № 165

7

Общая сумма поставки с НДС

Должна быть заполнена всегда. Указывается общая сумма с НДС

8-11

Поставка товаров (услуг), предоставленных нерезидентом на таможенной территории Украины, которые облагаются НДС:
в графе 8 — по ставке 20 %, а в гр. 9 сумму НДС;
в графе 10 — по ставке 0 % (в том числе экспорт услуг);
в графе 11 — освобождены от налогообложения (ст. 5, 11 Закона об НДС) или не являются объектами налогообложения (п. 3.2 Закона об НДС). Данные расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) указываются в Реестре со знаком «+» или «-»

12

Экспорт товаров и сопутствующих услуг такому экспорту

Указывается база налогообложения по экспорту товаров и сопутствующих услуг. Данные расчета корректировки количественных и стоимостных показателей (приложение 2 к налоговой накладной) указываются в Реестре со знаком «+» или «-»

 

Документы темы

Закон об НДС —

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Порядок № 244 —

Порядок ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 30.06.2005 г. № 244 (см. приложение «Документы» // «БН», 2009, № 48, с. 21).

Порядок № 165

— Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

Приказ № 582

— приказ ГНАУ «О внесении изменений в форму Реестра полученных и выданных налоговых накладных и Порядок ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных, утвержденных приказом ГНА Украины от 30.06.2005 № 244» от 26.10.2009 г. № 582.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше