Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О предоставлении разъяснения

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Январь, 2010/№ 3
Печать
Письмо от 21.12.2009 г. № 28396/7/22-5017

КОМИССИЯ НА ПРОДАЖУ С НЕРЕЗИДЕНТОМ:

инвалютную выручку можно перечислять комитенту без лицензии

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 21.12.2009 г. № 28396/7/22-5017

«О предоставлении разъяснения»

 

В комментируемом

письме ГНАУ рассмотрела вопрос о том, в какой валюте комиссионер-резидент должен перечислять комитенту-резиденту выручку, полученную от покупателя-нерезидента. ГНАУ подтвердила приверженность своей позиции, изложенной ранее в письмах от 03.11.2000 г. № 6075/6/22-2316, от 15.12.2000 г. № 16711/7/22-2317, указав, что комиссионер может перечислить комитенту валюту без получения лицензии.

Как и в предыдущих письмах, этот либеральный вывод налоговики аргументировали путем проведения кропотливого анализа положений нескольких нормативных актов, а именно:

1)

п.п. «г» п. 4 ст. 5 Декрета «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93 (далее — Декрет № 15-93), в соответствии с которым лицензии требует операция по использованию иностранной валюты на территории Украины в качестве средства платежа;

2)

п. 1.3 Положения о валютном контроле, утвержденного постановлением Правления НБУ от 08.02.2000 г. № 49, которым установлено, что использование иностранной валюты в качестве средства платежа — это расчет за продукцию, работы, услуги, объекты права интеллектуальной собственности и другие имущественные права;

3)

п. 5.2 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492 (далее — Инструкция № 492), предусматривающего, что текущий счет в иностранной валюте открывается субъекту хозяйствования, в частности, для хранения денежных средств и проведения расчетов в рамках действующего законодательства Украины в безналичной и наличной иностранной валюте при осуществлении текущих операций, определенных действующим законодательством Украины;

4)

п. 10 постановления Правления НБУ от 10.08.2005 г. № 281 (далее — постановление № 281), согласно которому текущими торговыми операциями в иностранной валюте являются расчеты, в частности, между юридическими лицами — нерезидентами и юридическими лицами — резидентами через юридических лиц — резидентов-посредников в соответствии с договорами (контрактами, соглашениями), заключенными в соответствии с действующим законодательством Украины;

5)

п.п. «а» п. 5.3 Инструкции № 492, которым определено, что на текущие счета в иностранной валюте юридических лиц — резидентов зачисляются денежные средства, в частности, через распределительные счета, перечисленные из-за границы нерезидентом на счет резидента, выступающего посредником, для дальнейшего перечисления другим резидентам — субъектам хозяйственной деятельности, по поручению которых на основании договоров комиссии, поручения, консигнации или агентских соглашений была осуществлена продажа товаров (работ, услуг);

6)

ст. 1018 Гражданского кодекса Украины, устанавливающей, что имущество, приобретенное комиссионером за счет комитента, является собственностью комитента.

Сопоставив эти нормы, налоговики выстроили такую логическую цепочку: поскольку право собственности на денежные средства, полученные комиссионером-резидентом от покупателя-нерезидента, принадлежит комитенту-резиденту, иностранная валюта в данном случае не используется как средство платежа, поэтому перечисление комиссионером иностранной валюты комитенту не требует получения лицензии по

п.п. «г» п. 4 ст. 5 Декрета № 15-93.

Соглашаясь в целом с этим выводом налоговиков, мы вынуждены отметить, что приведенная в

письме аргументация далеко не безупречна.

Так, следует учесть, что согласно

п.п. «а» п. 4 ст. 5 Декрета № 15-93 индивидуальная лицензия требуется еще и на операции по вывозу, переводу и пересылке за пределы Украины валютных ценностей, за исключением, в частности, платежей в инвалюте, которые осуществляются резидентами за границу во исполнение обязательств перед нерезидентами по оплате продукции, услуг, работ. В связи с этим, если полагать, что в рамках взаимоотношений между комиссионером и комитентом перечисление инвалюты не считается средством платежа за продукцию, услуги, работы, но такая операция является валютной, под угрозой лицензирования оказываются операции по договорам комиссии на продажу с комитентом-нерезидентом.

По нашему мнению, более обоснована аргументация, приведенная в

письме НБУ от 02.06.2000 г. № 28-110/1941-3601 по этому вопросу, на которое, кстати, в более ранних письмах от 03.11.2000 г. № 6075/6/22-2316, от 15.12.2000 г. № 16711/7/22-2317 ссылалась и ГНАУ. Так, Нацбанк совершенно справедливо заметил, что операция по перечислению инвалютной выручки между комиссионером и комитентом не является валютной операцией в понимании ст. 1 Декрета № 15-93, поскольку в ее рамках не осуществляется переход права собственности на валютные ценности к комиссионеру. По этой причине такая операция вообще не подпадет под нормы о лицензировании из ст. 5 Декрета № 15-93.

Кроме того, в комментируемом

письме налоговики сделали вывод, что комиссионер может перечислять комитенту выручку как в иностранной валюте, так и в гривнях, в зависимости от того, что предусмотрено условиями договора комиссии.

Из чего следуют такие выводы, налоговики не указали. На наш взгляд, право комиссионера перечислить комитенту полученную от покупателя валютную выручку в гривнях базируется на том, что комиссионер, помимо поручения продать товар, может также выполнить и другое поручение комитента — продать полученную в виде выручки валюту. В итоге комиссионер перечисляет комитенту уже полученные от продажи валюты гривни.

Без такого дополнительного поручения вывод о возможности гривневых расчетов небезопасен. Ведь исходя из приведенного в этом же письме

п. 10 постановления НБУ № 281 расчеты между юридическими лицами — нерезидентами и юридическими лицами — резидентами через юридических лиц — резидентов-посредников относятся к текущим торговым операциям в иностранной валюте. В противном случае нужна лицензия (ст. 7 Декрета № 15-93)*.

* Исключение предусмотрено лишь для расчетов со странами зоны функционирования рубля, а именно резидентами стран СНГ и Балтии (Инструктивное письмо НБУ и КМУ от 26.04.93 г. № 19029/730).

И еще один момент, на который нужно обратить внимание: комиссионер не имеет права удержать свое вознаграждение из валютной выручки, поступившей от нерезидента, поскольку это будет свидетельствовать о проведении расчетов за комиссионную услугу на территории Украины в иностранной валюте, что тоже требует получения индивидуальной лицензии. На это обратила внимание и ГНАУ в письме от 15.12.2000 г. № 16711/7/22-2317.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше