Темы статей
Выбрать темы

Предотвращение отмывания доходов: новая редакция Закона

Редакция БН
Статья

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОТМЫВАНИЯ

доходов: новая редакция Закона

 

Изложен в новой редакции Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Изменениями предусмотрено много новаций, заслуживающих подробного рассмотрения. В частности, отныне нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица — предприниматели считаются субъектами финансового мониторинга, поэтому они при определенных условиях обязаны передавать информацию о своих клиентах уполномоченному органу и приостанавливать на некоторое время финансовые операции, осуществляемые их клиентами. И это лишь некоторые из множества нововведений, которые вступят в силу в конце августа.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Субъекты финансового мониторинга

Итак,

Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 18.05.10 г. № 2258-VI (см. с. 21 этого номера, далее — Закон № 2258) изложен в новой редакции Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 28.11.02 г. № 249-IV (далее — Закон о финмониторинге).

В соответствии с

п. 1 раздела VIII Закона № 2258 он вступает в силу через 90 дней со дня его опубликования. Закон № 2258 опубликован в газете «Голос Украины» от 22.05.10 г. № 93, следовательно, он вступает в силу 21 августа 2010 года.

Как и раньше, система финансового мониторинга будет состоять из двух уровней:

первичного и государственного.. Но в новой редакций Закона о финмониторинге расширен круг субъектов первичного и государственного финансового мониторинга.

Обратите внимание: к

субъектам первичного финансового мониторинга будут относиться также компании по управлению активами, филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющие финансовые услуги на территории Украины, и специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга (ст. 5 Закона о финмониторинге).

При этом специально определенными субъектами первичного финмониторинга, в частности, являются:

нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица — предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений), если они будут принимать участие в подготовке и осуществлении соглашения о:

— купле-продаже недвижимости;

— управлении активами клиента;

— управлении банковским счетом или счетом в ценных бумагах;

— привлечении средств для создания юридических лиц, обеспечении их деятельности и управления ими;

— создании юридических лиц, обеспечении их деятельности либо управления ими, а также купле-продаже юридических лиц (

ст. 8).

Но, в отличие от других субъектов первичного финансового мониторинга, они будут осуществлять возложенные на них обязанности, а именно будут уведомлять Специально уполномоченный орган (Государственный комитет финансового мониторинга Украины) о своих подозрениях относительно финансовых операций только тогда, когда соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, которые не связаны с предметом их профессиональной тайны.

При этом установлены специальные критерии к операциям, подлежащим финмониторингу. Так, субъекты, предоставляющие посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества,

выполняют такие обязанности при условии, что сумма такой операции равняется или превышает 400 тыс. грн. либо равняется или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 400 тыс. грн.

Физические лица — предприниматели и юридические лица, осуществляющие финансовые операции с товарами

за наличные (выполняющие работы, предоставляющие услуги), выполняют обязанности субъекта первичного финмониторинга при условии, что сумма такой финансовой операции равняется или превышает 150 тыс. грн. Нотариусы не уведомляют Специально уполномоченный орган о своих подозрениях относительно финансовых операций в случае, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом тайны совершаемых нотариальных действий, кроме случаев удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества, при условии, что сумма такой операции равняется или превышает 400 тыс. грн. либо равняется или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную 400 тыс. грн.

Адвокаты, лица, предоставляющие юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица — предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету,

не уведомляют Специально уполномоченный орган о своих подозрениях относительно финансовых операций в случае, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом их адвокатской тайны и профессиональной тайны, когда они выполняют свои обязанности по защите клиента, представительству его интересов в судебных органах и по делам досудебного урегулирования споров.

К субъектам

государственного финансового мониторинга будут относиться министерства финансов, юстиции, транспорта и связи, экономики, а также государственные комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и по регулированию рынков финансовых услуг. Эти органы будут контролировать субъектов хозяйствования, которые должны осуществлять финансовый мониторинг при осуществлении определенных операций.

 

Порядок действий при осуществлении финмониторинга

Закон № 2258

, кроме расширения круга субъектов финмониторинга, расширил и их функции (задачи, обязанности и права), изложенные в ст. 7 и 9 Закона о финмониторинге.

Так, субъекты первичного финмониторинга, осуществляя возложенные на них обязанности, должны

выявлять финансовые операции, подлежащие обязательному и внутреннему финмониторингу, идентифицировать участников таких операций, изучать их деятельность, проводить оценку рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, вести учет этих операций и сведений об их участниках, обязательно отчитываться о них Специально уполномоченному органу, а также предоставлять дополнительную информацию о финансовых операциях и их участниках, которые стали объектом финмониторинга со стороны Специально уполномоченного органа, и приостанавливать финансовые операции (об этом несколько позже).

Кроме того, субъекты первичного финмониторинга должны

встать на учет в Специально уполномоченном органе, но как именно и в какие сроки это необходимо осуществить, в Законе о финмониторинге не указано, поэтому, наверное, следует ожидать появления подзаконных нормативно-правовых актов.

Заслуживают внимания процедуры идентификации клиентов и изучения их финансовой деятельности. Идентификация клиентов осуществляется до или во время установления деловых отношений, заключения соглашений, но до проведения финансовой операции, открытия счета, а именно в случае:

— установления деловых отношений с клиентами;

— возникновения подозрения в том, что финансовая операция может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

— проведения финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу;

— проведения разовой финансовой операции без установления деловых отношений с клиентами на сумму, которая равняется или превышает 150 тыс. грн.

Процедура идентификации клиентов производится на основании поданных клиентами официальных документов или удостоверенных в установленном порядке их копий. Если такой информации недостаточно для проведения идентификации, то субъект первичного финмониторинга может воспользоваться дополнительными данными. Получить такие данные он может или непосредственно у своего клиента, или у государственных органов, которые в течение 10 рабочих дней обязаны предоставлять информацию о клиенте по требованию субъекта первичного мониторинга (эта информация предоставляется безвозмездно, а перечень органов, которые ее предоставляют, и порядок предоставления определяются Кабмином), а также из других источников, если такая информация является публичной (открытой).

Субъект первичного финансового мониторинга должен предоставить информацию об операции, подлежащей обязательному или внутреннему финмониторингу, в течение

трех рабочих дней со дня ее регистрации (ст. 12 Закона о финмониторинге).

Порядок регистрации финансовых операций, а также порядок предоставления Специально уполномоченному органу информации о такой операции устанавливается:

— Нацбанком — для банков;

— Кабмином — для других субъектов первичного финансового мониторинга.

 

Финансовые операции, подлежащие мониторингу

Закон о финмониторинге

предусматривает, что обязательному финмониторингу подлежит операция, если выполняются такие условия:

— сумма, на которую она осуществляется, равняется или превышает

150 тыс. грн. (в настоящий момент размер такой предельной суммы составляет 80 тыс. грн.), а для субъектов хозяйствования, проводящих азартные игры, — 13000 грн., либо равняется или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентную указанным суммам;

— такая операция также имеет один или более признаков, определенных в

ст. 15 Закона о финмониторинге.

Внутреннему финансовому мониторингу

подлежат операции, если они имеют один или более признаков, определенных ст. 16 Закона о финмониторинге, или содержат другие риски, в частности:

— запутанный или необычный характер финансовой операции либо совокупности связанных между собой финансовых операций, которые не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

— несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента;

— выявление фактов неоднократного проведения финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является избежание процедур обязательного финансового мониторинга либо идентификации, предусмотренных данным

Законом (в частности, две или более финансовых операции, которые осуществляются клиентом в течение одного рабочего дня с одним лицом и могут быть связаны между собой, при условии, что их общая сумма равняется или превышает сумму 150 тыс. грн.).

 

Приостановление финансовых операций

Закон о финмониторинге

предусматривает приостановление финансовых операций, относительно которых имеется мотивированное подозрение, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов (в действующей редакции такое право предоставлено только по операции, участник которой включен в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности). Право приостанавливать операции предоставлено не только Специальному уполномоченному органу, но и субъектам первичного мониторинга.

Так, субъекты первичного мониторинга в соответствии со

ст. 17 Закона о финмониторинге имеют право приостановить проведение финансовой операции в случае, если такая операция содержит признаки, относящие ее к операциям, подлежащим обязательному или внутреннему финансовому мониторингу, либо участником или выгодопользователем по ней является лицо, включенное в перечень лиц, которые связаны с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции. В этом случае субъекты первичного финансового мониторинга (банки, товарные и фондовые биржи, операторы почтовой связи и т. п.) имеют право приостановить финансовую операцию сроком до двух рабочих дней и в тот же день уведомить об этом Специально уполномоченный орган.

В свою очередь Специально уполномоченный орган по получении уведомления о приостановлении операции имеет право принять решение о дальнейшем приостановлении выполнения финансовой операции сроком

до 5 рабочих дней или приостанавливать только расходные операции по счетам клиентов (лиц) на такой же срок (до 5 рабочих дни). При этом о своих действиях он уведомляет как субъектов первичного финансового мониторинга, так и правоохранительные органы.

Если Специально уполномоченный орган не подтверждает свои подозрения, то он возобновляет осуществление операций. Но если подозрения подтвердились или недостаточно времени для сбора информации, то срок приостановления финансовой операции может быть продлен еще

на 7 рабочих дней со дня подачи соответствующих обобщенных материалов, но при условии, что общий срок такого приостановления не будет превышать 14 рабочих дней.

То есть, как видите, субъекты первичного мониторинга могут приостанавливать операции сроком до 2 дней, а Специально уполномоченный орган — до 12 дней.

 

Ответственность

За нарушение требований

Закона о финмониторинге ответственность несут не только лица, осуществляющие операции по легализации (отмыванию) доходов, но и субъекты первичного финансового мониторинга, не выполнявшие (ненадлежащим образом выполнявшие) требования данного Закона.

При этом к физическим лицам, виновным в осуществлении операции по легализации (отмыванию) доходов или финансированию терроризма, может быть применена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность, кроме того, они могут быть лишены права осуществлять определенные виды деятельности. А юридические лица, осуществлявшие такие операции, могут быть ликвидированы по решению суда.

Что касается

субъектов первичного финмониторинга, то штрафные санкции, которые на них могут быть наложены, приведены в табл. 1.

 

Таблица 1.

Ответственность субъектов первичного финмониторинга (ст. 23 Закона о финмониторинге)

Вид нарушения

Штраф

для юридических лиц

для физических лиц

1. Нарушение требований по идентификации и изучению финансовой деятельности лиц

До 500 ннмдг (8500 грн.)

До 100 ннмдг (1700 грн.)

2. Невыявление, несвоевременное выявление и нарушение порядка регистрации финансовых операций, которые в соответствии с законодательством подлежат финансовому мониторингу

До 800 ннмдг (13600 грн.)

До 100 ннмдг (1700 грн.)

3. Непредоставление, несвоевременное предоставление, нарушение порядка представления или предоставление Специально уполномоченному органу недостоверной информации о финансовых операциях, которые в соответствии с законом подлежат такому мониторингу

До 2000 ннмдг (34000 грн.)

До 100 ннмдг (1700 грн.)

4. Нарушение порядка приостановления финансовых операций

До 1000 ннмдг (17000 грн.)

До 100 ннмдг (1700 грн.)

5. Нарушение обязанностей, определенных в ст. 6, 8-12, 17, 22 Закона о финмониторинге и не отмеченных в абзацах первом — пятом части третьей ст. 23

до 300 ннмдг (5100 грн.)

до 100 ннмдг (1700 грн.)

6. Повторное (в течение года) нарушение субъектами первичного финансового мониторинга требований Закона о финомониторинге и/или нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

До 3000 ннмдг (51000 грн.)

До 200 ннмдг (3400 грн.)

 

Законом № 2258

, кроме того, были внесены изменения и в ряд нормативно-правовых актов, в частности в Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Уголовный кодекс Украины (далее — УКУ) (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Уголовная и административная ответственность

Вид нарушения

Ответственность

Административная ответственность

1. Нарушение требований по идентификации лица, осуществляющего финансовую операцию, нарушение порядка регистрации финансовых операций, подлежащих первичному финансовому мониторингу, непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации о таких финансовых операциях Специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга, а также невыполнение требований по хранению документов, касающихся идентификации лиц, осуществляющих финансовые операции, и документации о проведенных ими финансовых операциях (новая редакция ч. 1 ст. 1669 КоАП)

Штраф на должностных лиц субъектов первичного финансового мониторинга и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.); ранее размер этого штрафа составлял от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.)

2. Непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации, связанной с анализом финансовых операций, ставших объектом финансового мониторинга, справок и копий документов (в том числе составляющих банковскую или коммерческую тайну) на запрос специально уполномоченного центрального органа; исполнительной власти со специальным статусом по вопросам финансового мониторинга (новая редакция ч. 2 ст. 1669 КоАП)

Штраф на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, граждан — субъектов предпринимательской деятельности, не являющихся субъектами первичного финансового мониторинга, от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.); ранее ответственность не предусматривалась

3. Разглашение в любом виде информации, которая в соответствии с законом является объектом обмена между субъектом первичного финансового мониторинга и Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти со специальным статусом по вопросам финансового мониторинга, или факта ее предоставления (получения) лицом, которому эта информация стала известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью (новая редакция ч. 3 ст. 1669 КоАП)

Штраф от 300 до 500 ннмдг (от 5100 до 8500 грн.); ранее размер штрафа составлял от 100 до 300 ннмдг (от 1700 до 5100 грн.)

4. Невыполнение законных требований должностных лиц субъектов государственного финансового мониторинга по устранению нарушений законодательства по предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, или созданию препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей (новая ст. 18834 КоАП)

Штраф на должностных лиц субъектов первичного финансового мониторинга, граждан — субъектов предпринимательской деятельности от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.)

Уголовная ответственность

5. Финансирование терроризма, т. е. действия, совершенные с целью финансового или материального обеспечения отдельного террориста либо террористической группы (организации), организации, подготовки или совершения террористического акта, вовлечение в совершение террористического акта, публичные призывы к совершению террористического акта, содействие совершению террористического акта, создание террористической группы (организации) (новая ч. 1 ст. 2585 УКУ)

Лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет и с конфискацией имущества

6. Те же действия, совершенные повторно или из корыстных побуждений, или по предварительному сговору группой лиц, или в крупном размере*, или если они привели к причинению значительного имущественного вреда (новая ч. 2 в. 2585 ККУ)

Лишение свободы на срок от 8 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 годов и с конфискацией имущества

7. Финансирование терроризма осуществлено организованной группой или в особо крупном размере**, или если они привели к другим тяжким последствиям*** (новая ч. 3 ст. 2585 УКУ)

Лишение свободы на срок от 10 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и с конфискацией имущества

* Финансирование терроризма признается совершенным в крупном размере, если размер финансового или материального обеспечения превышает 6000 ннмдг.

** Финансирование терроризма признается совершенным в особо крупном размере, если размер финансового или материального обеспечения превышает 18000 ннмдг.

*** Лицо, кроме организатора или руководителя террористической группы (организации), освобождается от уголовной ответственности за действия, предусмотренные этой статьей, если оно добровольно до привлечения к уголовной ответственности сообщило о соответствующей террористической деятельности или иным образом способствовало ее прекращению либо предотвращению преступления, которое оно финансировало или совершению которого способствовало, при условии, что в его действиях нет состава другого преступления.

 

Как видите, ответственность за нарушение требований нового Закона о финмониторинге достаточно серьезная и распространяется не только на лиц, осуществляющих отмывание доходов, полученных преступным путем, но и на субъектов первичного финмониторинга. Поэтому нотариусам, адвокатам, аудиторам, субъектам хозяйствования, предоставляющим бухгалтерские и юридические услуги, которые вскоре также станут субъектами первичного финмониторинга, следует внимательно относиться к выполнению возложенных на них новых обязанностей.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше