Темы статей
Выбрать темы

О плате за землю

Редакция БН
Письмо от 25.06.2010 г. № 12624/7/15-0717

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

в пятикратном размере при превышении сроков строительства — разъясняет ГНАУ

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 25.06.10 г. № 12624/7/15-0717з

«О плате за землю»

 

В комментируемом

письме ГНАУ затронула изменения в плате за землю, внесенные еще Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» от 16.09.08 г. № 509-VI , но вступившие в силу 01.01.10 г.

Напомним, что изменениями, внесенными в

ст. 7 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII, введено 5-кратное увеличение земельного налога в случае:

— превышения срока, установленного для строительства объекта градостроительства при предоставлении земельного участка или определенного условиями проведения земельных торгов;

— превышения срока, установленного для завершения строительства незавершенки, определенного условиями приватизации.

Несмотря на то, что изменениями вводилось увеличение именно

земельного налога, оставались определенные опасения фискального прочтения данной нормы. Обусловлены они невысоким уровнем законодательной техники: законодателем были использованы формулировки «земельні ділянки, надані», «при наданні земельної ділянки», которые вполне охватывают передачу земли как в собственность, так и в пользование.

К сожалению, комментируемое

письмо ГНАУ особой ясности в данный вопрос не внесло, скорее даже наоборот — усилило опасения. Во-первых, в письме ГНАУ упоминает как о землепользователях, так и собственниках земли, затрагивает процедурные вопросы получения земли в пользование и собственность, использует те же неоднозначные термины «передача (предоставление) земли». Во-вторых, в заключительной части письма ГНАУ прямо рекомендует местным советам устанавливать в решениях о выделении земли в пользование сроки окончания строительства.

По нашему мнению, такой подход неправомерен в силу четкого разграничения в

ст. 2 Закона № 2535 содержания понятий «земельный налог», «арендная плата» и «плата за землю»:«плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от денежной оценки земли». Причем там же установлено, что земельный налог уплачивают собственники земучастков и землепользователи, за исключением арендаторов и инвесторов — участников соглашений о распределении продукции.

Так вот, повышение касается именно земельного налога, а не платы за землю, которая наряду с земельным налогом включает в себя и арендную плату за гос- и комземли.

Будем надеяться, что судебная практика не будет расширительно толковать рассматриваемые нововведения.

Справедливости ради отметим, что на практике установление сроков строительства в решениях местных советов об отводе земельного участка в собственность (под строительство), как правило, не практикуется (см., например,

решение Киевсовета от 18.06.09 г. № 651/1707, от 08.10.09 г. № 370/2439). Более того, если ранее решение об отводе земучастка в собственность было и разрешением на строительство, что позволяло в отношении такого решения говорить хотя бы о каких-то сроках (действие разрешения на строительство было ограничено двумя годами), то теперь нет и этого.

В связи с чем возникает масса вопросов относительно того, что считать нарушением сроков.

По нашему мнению, поскольку условия о начале и завершении строительства являются ограничением прав на землю (см.

абз. «б» ст. 111 Земельного кодекса Украины, далее — ЗКУ), а такие ограничения подлежат регистрации в земельном кадастре (см. ч. 2 ст. 111 ЗКУ), то о нарушении было бы уместно говорить при наличии такой регистрации. Однако в силу того, что до сих пор вопросы регистрации ограничений прав на землю до конца не урегулированы, то мы не можем исключить, что судебные органы посчитают, что нарушение сроков имеет место, когда нарушены сроки строительства, установленные в решениях уполномоченных по распоряжению землей органов.

Не исключено, что в скором будущем местные советы в содействии с налоговыми инспекциями пересмотрят свой подход к содержанию решений об отводе земли в собственность. Возможно также, что установление сроков строительства в решении об отводе земли и в договоре купли-продажи земли станет одним из требований порядка проведения аукционов, который все еще не принят, ведь ст. 136 ЗКУ сроки окончания строительства называет как одно из условий продажи земельного участка на торгах.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше