Темы статей
Выбрать темы

Что ожидает единоналожников-юрлиц в проекте Налогового кодекса

Редакция БН
Статья

ЧТО ОЖИДАЕТ ЕДИНОНАЛОЖНИКОВ-

юрлиц в проекте Налогового кодекса

 

В последнее время тема Налогового кодекса вызывает повышенный интерес, что в немалой степени вызвано ожиданием серьезных перемен, особенно в отношении упрощенной системы налогообложения. Наверняка в проект еще будут вноситься правки (ведь кодекс принят только в первом чтении), основные моменты, скорее всего, сохранятся. Учитывая же то, что немалое количество предприятий находится на упрощенной системе налогообложения с уплатой единого налога, в сегодняшней статье мы поговорим о перспективах ее применения исходя из проекта Налогового кодекса.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя», канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Критерии «упрощенки»

На данный момент наиболее вероятен к принятию в качестве основы проект

Налогового кодекса № 6509* (далее — Проект), внесенный Кабмином (Н. Азаровым), поэтому речь пойдет о нем.

* С проектом можно ознакомиться на сайте Верховной Рады в разделе «Законодавча діяльність Верховної Ради» — «Законопроекти» или перейдя по ссылке: ((http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n /webproc4_1?id=&pf3511=37984 .

Как и сейчас, возможность нахождения на упрощенной системе налогообложения с уплатой единого налога у юрлиц будет зависеть от двух критериев: численности и выручки. Однако эти показатели планируется рассчитывать по иным правилам.

Во-первых, критерии численности и выручки будут анализироваться не за предыдущий календарный год, а за четыре последовательных отчетных квартала, предшествующих переходу на уплату единого налога. Новые правила более либеральны, поскольку даже в случае несоблюдения «общесистемщиком» установленных критериев в текущем году при соблюдении определенных условий он сможет перейти на «упрощенку» уже в следующем календарному году**, в то время как на данный момент это невозможно. Однако касательно бывших «упрощенцев» в проекте предусмотрено ограничение — если такое лицо перешло на общую систему из-за нарушения установленных критериев, вернуться на упрощенную систему оно сможет только через один календарный год.

** К примеру, если доход за предыдущий год в целом превысил 2 млн грн., но в последующем объемы снижались, то в зависимости от показателей за 4 предшествующих квартала лицо сможет стать единоналожником со 2 — 4 квартала следующего года.

Во-вторых, в проекте четко установлено, что среднеучетная численность работников не должна превышать 50 человек, и этот показатель определяется по статистической методике в эквиваленте полной занятости***. Негативный момент уточнения критерия численности состоит в том, что по новым правилам в расчете численности будут участвовать и лица, работающие у единоналожника по гражданско-правовым договорам сроком более 1 календарного месяца.

*** И хотя сейчас на практике этот показатель так и определяют, в отношении этого вопроса существует неоднозначность. В Указе № 746 не уточняется, по какой именно методике рассчитывается показатель численности, а мнения официальных органов по данному вопросу разделились: по версии налоговиков должен использоваться показатель среднего количества штатных работников из Инструкции № 286 (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 1 — 2, с. 87), по версии Госпредпринимательства — показатель среднеучетной численности в эквиваленте полной занятости (письмо от 22.03.06 г. № 2184).

В-третьих, вместо критерия выручки теперь планируется использовать показатель дохода, который не должен превышать 2 млн грн. Но радоваться увеличению предельного порога не приходится, поскольку исходя из проекта, за редким исключением в доход попадают все «денежные» и «неденежные» поступления единоналожника, что, собственно говоря, и на данный момент незаконно предписывают делать налоговики. А так как отдельного определения термина «доход» проект не содержит, отстаивать необложение любых поступлений, прямо не названных в числе исключений, будет крайне сложно.

Не включаются в доход по

проекту следующие поступления:

— средства, полученные по внутренним расчетам между структурными подразделениями плательщика налога;

— сумма кредитов, финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученная и возвращенная в течение 12 календарных месяцев с момента ее получения. Обратите внимание — остальная финпомощь, в том числе полученная на возвратной основе на больший срок, в доход включается;

— средства целевого назначения, поступившие от государственных фондов социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов (в пределах государственных программ);

— средства (в частности, аванс, предоплата), которые возвращаются покупателю — плательщику налога в результате возврата им товара или расторжения договора, а также средства, которые возвращаются плательщиком налога покупателю в результате возврата таким покупателем товара (в размере, не превышающем сумму, уплаченную за товар);

— средства, поступившие в виде оплаты товаров (работ, услуг), которые были реализованы в период пребывания на общей системе налогообложения и стоимость которых была включена в доход юридического лица при исчислении налога на прибыль (кроме случаев реализации таких товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств);

— сумма налога на добавленную стоимость, полученного в цене товаров (услуг), отгруженных (поставленных) плательщиком налога в период его пребывания на общей системе налогообложения (кроме случаев поставки таких товаров (услуг) за счет бюджетных средств);

— сумма средств и стоимость имущества, внесенных учредителями или участниками в уставный фонд плательщика;

— сумма средств в части излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), которые возвращаются из бюджетов или государственных целевых фондов;

— дивиденды, полученные плательщиком налога, с которых был уплачен авансовый взнос по налогу на прибыль;

— суммы налогов и сборов (обязательных платежей), полученных (начисленных) плательщиком налога во время осуществления им функций налогового агента;

— транзитные средства, полученные по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентскому договору (по таким договорам объектом налогообложения является сумма вознаграждения поверенного (агента)).

Новинкой при исчислении дохода единоналожника является также

использование обычных цен, которые планируется применять, в частности, при исчислении дохода от бесплатно полученных товаров (работ, услуг), и при определении объекта обложения в операциях продажи основных фондов. Последний рассчитывается как разница между суммой продажи основных фондов по цене не меньше обычной и их остаточной стоимостью.

Доход планируется определять, как и сейчас, по кассовому методу, при этом в

проекте уточняются даты получения дохода для операций поступления средств на текущий счет, в кассу, при использовании торговых автоматов.

Сохранились и требования относительно

обязательности проведения расчетов за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в наличной и/или безналичной форме. Причем уточнено, что при проведении наличных расчетов единоналожники должны использовать регистраторы расчетных операций.

 

Виды деятельности

В

проекте есть изменения и по видам деятельности, запрещенным к осуществлению единоналожниками (табл. 1).

 

Таблица 1.

Сравнение запретов видов деятельности для юрлиц-единоналожников

Указ № 746 и Закон № 2063

Проект

Примечания

1

2

3

Не могут быть плательщиками единого налога:

Доверительные общества, страховые компании, банки, ломбарды, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения

Банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения

Перечень уточнен. В него добавлены, в частности, лизинговые компании

СПД, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям, не являющимся СМП, превышают 25 %

Субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, которые принадлежат другим субъектам хозяйствования, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25 %

Критерий «ужесточился» — теперь при сравнении учитывается, являются ли учредители именно плательщиками единого налога, а не просто СМП

СПД, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса

СПД, осуществляющие деятельность в сфере развлечений

В проекте используется более широкий термин, и эксперты* считают, что здесь следует уточнить, попадает игорный бизнес в понятие «развлечения» или нет

СПД, осуществляющие производство подакцизных товаров, а также деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров

СПД, осуществляющие обмен иностранной валюты

Совместная деятельность без создания юридического лица

СПД, которые осуществляют оптовую и розничную продажу подакцизных ГСМ

СПД, которые осуществляют оптовую и розничную продажу ГСМ (кроме розничной продажи ГСМ в емкостях до 10 л)

1. Как видим. Ограничение теперь касается всех ГСМ, а не только подакцизных.2. Сделано лишь одно послабление — розничная продажи ГСМ в емкостях до 10 л

СПД, которые осуществляют добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовую и розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащую лицензированию

СПД, которые осуществляют деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, организация торгов (аукционов) указанными предметами

* См. «Висновок на проект Податкового кодексу України» // http://gska2.rada.gov.ua:7777/pls/zweb_n /webproc4_1?id=&pf3511=37984.

 

Кроме того, в

Проекте указаны и уточнены новые виды деятельности, при осуществлении которых переход на единый налог для юрлиц невозможен, а именно:

— добыча и реализация полезных ископаемых;

— деятельность в сфере финансового посредничества;

— деятельность, связанная с организацией торговли, предоставлением услуг по созданию надлежащих условий для осуществления торговли другими физическими либо юридическими лицами и арендой торговых мест на рынках и/или в торговых объектах;

— деятельность по предоставлению в аренду земельных участков, жилых и нежилых помещений (сооружений, зданий) и/или их частей;

— предоставление услуг сотовой связи;

— оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле;

— оптовая и розничная торговля через сеть Интернет;

— деятельность по предоставлению услуг интернет-провайдеров;

— деятельность в сфере информатизации;

— предоставление услуг по доступу к сети Интернет;

— внешнеэкономическая деятельность;

— деятельность по предоставлению услуг в сфере телерадиовещания;

— деятельность по проведению расследований и обеспечения безопасности.

Не могут также быть единоналожниками по

Проекту общественные организации, субъекты хозяйствования, созданные без цели получения прибыли (неприбыльные организации); страховые (перестраховые) брокеры, страховые агенты; представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога.

Из особо неприятных новаций можно отметить запрет для единоналожников на осуществление ВЭД-деятельности, предоставление в аренду объектов недвижимости, а также оптовую торговлю любыми товарами, включая посредничество в этой сфере.

Как и сейчас, для перехода на единый налог субъекты хозяйствования не должны иметь на день подачи заявления о регистрации налоговый долг (недоимку). Но в

Проекте сделано исключение для безнадежного налогового долга (недоимки), возникшего в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

 

Новые ставки единого налога

Здесь единоналожников ожидают приятные сюрпризы, в частности в

Проекте предусматриваются две ставки единого налога, а именно:

1) 6 % от базы налогообложения, которая в отличие от действующего сейчас порядка не включает в себя НДС. То есть 6 % исчисляются от суммы дохода без НДС. При этом единоналожник освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость по операциям поставки товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины*;

2) нулевая ставка налогообложения, которая планируется к применению на период с 1 января 2011 года до 31 декабря 2015 года для юридических лиц, объем дохода которых в течение четырех последовательных кварталов не превышает 100 тыс. грн.

* В части территории поставки это уточнение не вполне понятно, ведь ВЭД-операции для единоналожников запрещены.

Впрочем, возможность практического воплощения этих новаций, в особенности так называемых налоговых каникул, вызывает сомнения, поскольку с ними не согласились даже эксперты.

 

От каких налогов и сборов будут освобождены единоналожники

Среди неприятных нововведений, которые вызвали возражения у экспертов, можно отметить необходимость уплаты всех зарплатных отчислений. Кроме того, четко сказано, что единоналожники не уплачивают НДС с операций поставки товара на территории Украины. По всей видимости, предприятия не смогут уплачивать НДС даже добровольно, что понравится далеко не всем. Другие изменения приведены в табл. 2.

Как видим, остальные новшества в части видов неуплачиваемых единоналожниками платежей не принципиальны.

 

Таблица 2.

Налоги (сборы), от уплаты которых освобождены юрлица-единоналожники
по Указу № 746 и по Проекту

Указ № 746

Проект

Налог на прибыль

Плата (налог) за землю

Земельный налог, кроме земельных участков, которые не используются для ведения предпринимательской деятельности (на период с 01.01.11 г. до 31.12.15 г.)

Сбор за специальное использование природных ресурсов

Сбор за специальное использование воды (на период с 01.01.11 г. до 31.12.15 г.)

Коммунальный налог

—*

Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг

—*

Плата за патенты

Сбор за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности**

* Таких платежей в Проекте нет.** По сути это аналогичные платежи.

 

Порядок начисления и уплаты единого налога

Период уплаты единого налога планируется оставить прежним — квартал, сохраняются и сроки уплаты, а именно: до 20 числа (включительно) месяца, следующего за месяцем, за который уплачивается налог.

В сроки, установленные для квартального периода (на протяжении 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала), единоналожники должны будут предоставить в орган ГНС декларацию субъекта малого предпринимательства — плательщика налога. Как и сейчас, такая декларация будет заполняться на основании Книги учета доходов и расходов, форму которой должна утвердить ГНАУ.

Однако в отличие от действующих правил, в

Проекте четко установлено, что такая Книга должна заполняться на основании первичных документов. И поскольку юрлицам-единоналожникам по-прежнему вменено в обязанность в общем порядке вести бухгалтерский учет, они должны будут иметь все предусмотренные первичные документы как на «приходные», так и на «расходные» операции.

 

Ответственность за неуплату единого налога

Главной новацией в плане применения ответственности к юрлицам-единоналожникам является обязанность уплаты единого налога по двойной ставке при:

— проведении расчетов за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) не в денежной форме;

— осуществлении операций, на которые не распространяется упрощенная система налогообложения;

— превышении предельного объема полученного дохода (двойная ставка применяется к сумме превышения).

При этом плательщик теряет право применения упрощенной системы налогообложения на протяжении всего следующего календарного года.

К неприятным моментам можно также отнести возможность аннулирования органом ГНС Свидетельства об уплате единого налога, среди прочего в таких случаях:

— при возникновении налоговой задолженности по уплате единого налога в течение двух последовательных кварталов;

— при неоформлении в установленном порядке трудовых отношений при фактическом использовании наемного труда;

— при несоблюдении требований начисления и выплаты заработной платы.

Последний критерий явно нуждается в уточнении, поскольку эти общие формулировки на практике могут привести к тому, что, скажем, и несоблюдение минимального размера зарплаты повлечет за собой необходимость перехода на общую систему налогообложения.

За остальные нарушения ответственность планируется применять в общем порядке как за неуплату налоговых платежей и непредоставление налоговой отчетности.

 

Порядок перехода на уплату единого налога

Здесь особых новшеств нет, как и сейчас решение о переходе на уплату единого налога может быть принято субъектом хозяйствования один раз в течение календарного года путем подачи письменного заявления в орган ГНС по месту государственной регистрации не позже чем за 15 дней до начала следующего квартала. Вместе с тем уточнено, что новообразованные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты хозяйствования, которые в течение 10 календарных дней со дня государственной регистрации подали заявление о переходе на уплату единого налога, считаются плательщиками налога со дня государственной регистрации.

Свидетельство плательщика налога должно выдаваться на календарный год и для его продления на следующий календарный год подается заявление.

Отказаться от применения упрощенной системы налогообложения можно будет с начала нового квартала при условии подачи соответствующего заявления.

Порядок налогообложения «переходных операций»

Проектом предусмотрено поручить разработать ГНАУ, но на условиях согласования с Минфином и Госкомпредпринимательства.

На этом сегодня мы закончим обзор единоналожных новаций, а в последующем в случае внесения каких-либо изменений в данные правила будем Вас о них извещать.

 

Документы и сокращения статьи

Указ № 746 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Закон № 2063 — Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.05 г. № 286.

СПД — субъекты предпринимательской деятельности.

СМП — субъекты малого предпринимательства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше