Темы статей
Выбрать темы

Практика применения админсудами отдельных норм Закона об НДС

Редакция БН
Статья

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНСУДАМИ

отдельных норм Закона об НДС

 

Учитывая важность такого бюджетообразующего налога, как НДС, Высший административный суд Украины изучил и обобщил практику применения административными судами отдельных норм Закона об НДС в справке от 15.04.10 г. Хотя этот документ и не носит нормативного характера, нашим читателям будет полезно знать об официальной позиции столь авторитетного судебного органа по ряду неоднозначных вопросов налогообложения.

В этой статье мы приведем главные выводы, к которым пришел ВАдСУ.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Операции с векселями

Объект обложения НДС.

Исходя из положений п. 1.4 Закона о налоге на прибыль и п. «д» ч. 5 ст. 3 Закона о ценных бумагах векселя рассматриваются, прежде всего, как ценные бумаги.

Кроме того, согласно

п. 1.6 Закона о налоге на прибыль товаром являются материальные и нематериальные активы, а также ценные бумаги и деривативы, которые используются в любых операциях, кроме операций по их выпуску (эмиссии) и погашению. Это правило распространяется на все ценные бумаги, в том числе и на векселя. Таким образом, во всех операциях, кроме операций по выпуску и погашению, векселя выступают как товар согласно правилам налогового законодательства.

ВАдСУ пришел к выводу, что

выдача векселя собственной эмиссии или передача векселя, ранее эмитированного третьим лицом, не является формой денежных расчетов за приобретенные товары и услуги. Это следует из абз. 3 п. 4.8 Закона об НДС, которым предусмотрено, что векселя для целей налогообложения не считаются средством платежа. Указанная норма является превалирующей для применения во время определения правил налогообложения по сравнению с иными нормами других отраслей законодательства, в частности финансового и банковского.

Согласно

п.п. 3.2.1 Закона об НДС не являются объектом налогообложения, в частности, операции по выпуску (эмиссии), размещению в какой-либо форме управления и продаже (погашению, выкупу) за денежные средства ценных бумаг, обмену указанных ценных бумаг на другие ценные бумаги.

В то же время другие операции с ценными бумагами (в том числе и с векселями), как, например, выдача (эмиссия) в счет компенсации стоимости приобретенных товаров или услуг, обмен ранее выданных ценных бумаг на другие товары (кроме ценных бумаг) или услуги,

не исключены из состава объектов обложения НДС.

При этом особенности обложения НДС операций с использованием векселей установлены

п. 4.8 Закона об НДС, которым предусмотрено, что выданные или полученные векселя (кроме налоговых) не изменяют сумму налогового кредита или налогового обязательства. Поэтому выдача векселя не сопровождается возникновением каких-либо дополнительных обязательств, к примеру, в виде начисления НДС на стоимость векселя. Указанное распространяется на все векселя, определенные в п. 4.8 Закона об НДС: векселя, выданные непосредственно плательщиком или эмитированные третьими лицами и в дальнейшем переданные в качестве расчета за товары или услуги, в частности, в порядке индоссамента. При этом норма п. 4.8 Закона об НДС является специальной по отношению к другим нормам этого Закона, которые определяют объекты налогообложения (пп. 3.1 и 3.2 Закона об НДС).

То есть

передача векселя в погашение задолженности за полученный товар считается бартерной операцией, при этом такой вексель считается товаром, однако НДС на стоимость векселя не начисляется на основании п. 4.8 Закона об НДС. Объектом налогообложения в таких операциях является стоимость переданных товаров (если они облагаются НДС), причем база налогообложения при этом должна определяться исходя из обычных цен на основании п. 4.2 Закона об НДС.

Право на налоговый кредит.

Плательщик, который выдал или передал по индоссаменту вексель для компенсации стоимости приобретенных товаров или услуг, получает право на включение в состав налогового кредита суммы НДС, начисленной на стоимость полученных товаров или услуг (по правилам, установленным в пп. 7.4 — 7.6 Закона об НДС).

Бюджетное возмещение

. Что касается права плательщика на бюджетное возмещение, то суммы налогового кредита, начисленные по операциям приобретения товаров или услуг, расчет за которые проведен путем передачи векселя (собственной эмиссии или эмитированные третьими лицами), не являются фактически уплаченными поставщикам таких товаров (услуг). Поэтому, по мнению ВАдСУ, указанные суммы не учитываются при определении причитающихся такому плательщику сумм бюджетного возмещения.

Все правила обложения НДС, которые применяются для операций с использованием векселей, распространяются также и на операции, в которых применяются другие виды долговых ценных бумаг (облигации предприятий, государственные облигации Украины, облигации местных займов, казначейские обязательства Украины, сберегательные (депозитные) сертификаты).

От редакции.

Аналогичной позиции придерживается и ГНАУ. В частности, в письмах от 21.11.07 г. № 23697/7/16-1517-04 и от 07.11.07 г. № 22703/7/16-1117 (п. 8. р. I) был сделан вывод, что НДС на номинальную стоимость векселя не начисляется. Однако наличие судебной практики по этим вопросам свидетельствует о том, что налоговики на местах иногда трактуют положения Закона об НДС по-своему.

 

Применение обычных цен

Налоговые обязательства.

По общим правилам, установленным п. 4.1 Закона об НДС, когда обычная цена на товары (услуги) превышает договорную цену на такие товары (услуги) более чем на 20 %, база налогообложения в операции по поставке таких товаров (услуг) определяется исходя из обычной цены.

Кроме того, обычные цены применяются для определения базы налогообложения в случаях, предусмотренных

пп. 4.2, 4.8, 4.9, 82.3 и 9.3 Закона об НДС.

То есть обычны цены применяются в таких операциях:

1) у которых договорные цены меньше обычных более чем на 20 процентов;

2) бартерных;

3) по безвозмездной передаче товаров или услуг;

4) при натуральных выплатах в счет оплаты труда физическим лицам;

5) по передаче товаров (работ, услуг) в рамках баланса плательщика налога для непроизводственного использования, расходы на которое не относятся в валовые расходы производства (обращения) и не подлежат амортизации;

6) по поставке товаров или услуг связанным с плательщиком налога лицам;

7) по поставке товаров или услуг субъекту предпринимательской деятельности, не зарегистрированному в качестве плательщика налога на добавленную стоимость;

8) по поставке товаров или услуг с использованием вексельных расчетов или расчетов другими долговыми инструментами;

9) по ликвидации производственных или непроизводственных фондов по самостоятельному решению плательщика налога;

10) по безвозмездной передаче основных фондов лицу, не зарегистрированному плательщиком налога на добавленную стоимость;

11) по переводу основных фондов в состав непроизводственных;

12) по использованию в операциях, не являющихся объектом обложения налогом на добавленную стоимость или освобожденных от такого налогообложения, приобретенных товаров, услуг или основных фондов, по которым был начислен налоговый кредит в текущем или прошедших налоговых периодах;

13) по поставке культурных ценностей для расчета базы налогообложения в виде дилерской маржи;

14) по условной продаже товарных остатков и основных фондов, имеющихся у плательщика налога на день аннулирования свидетельства о его регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.

Приведенный выше перечень случаев применения обычных цен для определения базы обложения налогом на добавленную стоимость является

исчерпывающим.

Согласно

п. 1.18 Закона об НДС термин «обычная цена» понимается и применяется по правилам, установленным п. 1.20 Закона о налоге на прибыль. В нем, в частности, предусмотрено, что если этим пунктом не установлено иное, обычной ценой считается цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора. Если не доказано иное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню справедливых рыночных цен (п.п. 1.20.1).

ВАдСу заметил, что

применение других правил, в частности положений Таможенного кодекса, для определения уровня обычных цен не предусмотрено действующим законодательством. Поэтому таможенная стоимость ранее импортированных в Украину товаров не может быть признана достаточным обоснованием уровня обычных цен при дальнейшей поставке таких товаров на таможенной территории Украины.

Цена приобретения товаров также не является достаточным показателем для определения обычной цены таких товаров при их дальнейшей перепродаже.

Налоговый кредит.

Согласно п.п. 7.4.1 Закона об НДС налоговый кредит определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров (услуг), но не выше уровня обычных цен, если договорная цена отличается более чем на 20 % от обычной цены на такие товары (услуги).

В частности, к цене товаров или услуг с целью определения их обычной стоимости прибавляются проценты, которые уплачиваются плательщиком за предоставление товаров (услуг) на условиях товарного кредита. Если стоимость товаров (услуг), приобретенных на условиях товарного кредита, с учетом процентов превышает обычный уровень цен на такие товары (услуги) более чем на 20 %, то НДС, начисленный на сумму такого превышения, в состав налогового кредита

не включается.

При определении уровня обычных цен на товары (услуги), приобретенные на условиях товарного кредита, следует учитывать обычный уровень подорожания товаров или услуг вследствие начисления процентов на товарный кредит по

обычным в определенных условиях ставкам.

От редакции

. Напомним, что ГНАУ в письме «О применении обычной цены» от 30.09.09 г. № 21255/7/15-0217 разъяснила процедурные вопросы, связанные с доначислением налогов исходя из обычных цен (подробнее см. в статье «Обычные цены: новая процедура доначисления» // «БН», 2009, № 41, с. 14.). Кроме того, рекомендуем ознакомиться со статьей «Применение обычных цен: как избежать неприятностей в налоговом учете?» // «БН», 2009, № 44, с. 22.

 

Нулевая ставка по услугам, сопутствующим экспорту товаров

Позиция ВАдСУ.

Как предусмотрено п. 1.14 Закона об НДС, сопутствующие услуги — это услуги, стоимость которых включается согласно таможенному законодательству в таможенную стоимость экспортируемых или импортируемых товаров.

Ставка налогообложения сопутствующих услуг должна определяться не на основании общей нормы

п. 6.5 Закона об НДС (исходя из места поставки таких услуг), а согласно п. 6.2 Закона об НДС (исходя из сути таких операций). Согласно п. 6.2 Закона об НДС правовой режим налогообложения сопутствующих услуг по нулевой ставке при экспорте товаров определяется не местом их поставки, а правовой природой таких услуг как сопутствующих.

Системное толкование

п. 6.2 Закона об НДС позволяет сделать вывод о том, что нулевая ставка НДС применяется к сопутствующим услугам тогда, когда осуществляется экспорт товаров, относительно которых эти услуги являются сопутствующими. Если же вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины не состоялся, то сопутствующие услуги не могут облагаться по нулевой ставке даже в случае, если их стоимость была задекларирована в составе таможенной стоимости во время таможенного оформления.

Можно выделить такие условия применения нулевой ставки для обложения операций по предоставлению сопутствующих услуг:

1) должен состояться экспорт товара, по которому услуги сопутствуют;

2) сопутствующие услуги должны быть включены в состав таможенной стоимости при таможенном оформлении экспортируемых товаров;

3) сопутствующие услуги должны соответствовать требованиям, установленным

ст. 274 Таможенного кодекса, а именно:

а) оплата их стоимости должна относиться к одному из видов расходов, перечисленных в

пп. «а» — «в» ч. 2 ст. 274 Таможенного кодекса, а именно: расходы на погрузку, выгрузку, перегрузку, транспортировку и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины; комиссионные и брокерские вознаграждения; лицензионные и другие платежи за использование объектов права интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить как условие продажи (экспорта) товаров;

б) расходы на их оплату должны быть фактическими, т. е. стоимость услуг должна быть оплаченной;

в) расходы в уплату таких услуг не должны быть ранее включены в состав таможенной стоимости, в частности, они не должны быть учтены в контрактной цене экспортируемого товара.

Только при наличии всех перечисленных выше условий в совокупности лицо, предоставившее сопутствующие услуги, имеет право на применение нулевой ставки налогообложения

независимо от того, является ли он экспортером товаров.

От редакции.

Налоговики настаивают, что нулевая ставка может применяться только самим экспортером (см. письма ГНАУ от 20.04.05 г. № 3328/6/15-2315, от 30.12.05 г. № 26268/7/16-1117, от 15.12.05 г. № 25017/7/16-1517-26).

По нашему мнению, позиция ВАдСУ более аргументирована.

 

Налоговые накладные

Отсутствие налоговой накладной.

В соответствии с п.п. 7.4.5 Закона об НДС не подлежат включению в состав налогового кредита суммы уплаченного (начисленного) налога в связи с приобретением товаров (услуг), не подтвержденные налоговыми накладными или таможенными декларациями.

В случае если на момент проверки плательщика налога органом государственной налоговой службы суммы налога, предварительно включенные в состав налогового кредита, остаются не подтвержденными указанными этим

подпунктом документами, плательщик налога несет ответственность в виде финансовых санкций, установленных законодательством, начисленных на сумму налогового кредита, не подтвержденную указанными этим подпунктом документами.

Исходя из этого ВАдСУ сделал вывод:

если на момент осуществления проверки налоговым органом у плательщика НДС отсутствуют налоговые накладные, грузовые таможенные декларации, которые подтверждают правомерность включения определенных сумм в состав налогового кредита, то судом не может приниматься во внимание их предоставление при рассмотрении дела в суде.

В то же время, если после проведения проверки плательщик налога получает, находит эти документы, он имеет право сформировать налоговый кредит с учетом таких налоговых накладных в следующем налоговом периоде.

Заполнение налоговой накладной

. Незначительные недостатки в заполнении налоговых накладных, полученных от поставщика, не являются основанием для вывода о неправомерности включения указанных в них сумм НДС в налоговый кредит и об обоснованности применения штрафных санкций на основании п.п. 7.4.5 Закона об НДС.

Ответственность за правильность составления налоговой накладной возлагается не на покупателя, а на продавца.

Таким образом, если на момент проверки налоговым органом суммы НДС, предварительно включенные в состав налогового кредита, соответствуют указанным в налоговых накладных, налоговый кредит покупателя считается подтвержденным налоговыми накладными, несмотря на то что такие накладные могли иметь незначительные недостатки в заполнении, при условии, что

они не препятствуют возможности идентифицировать лицо, выдавшее налоговую накладную, содержат, в частности, сведения о приобретенных товарах (работах, услугах), их стоимость, дату осуществления операции и соответствующую сумму НДС.

От редакции.

В отношении вопроса, касающегося отсутствия налоговой накладной на момент проверки, мы полностью согласны с ВАдСУ. А вот в ситуации, когда налоговая накладная заполнена с огрехами, достаточно лояльная позиция ВАдСУ не может не радовать плательщиков НДС, однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что степень «незначительности» недостатков в налоговой накладной — понятие весьма абстрактное и предугадать, посчитает ли суд конкретное нарушение незначительным, невозможно. Поэтому не стоит сильно расслабляться и следует проверять порядок заполнения полученных налоговых накладных, особенно обязательных реквизитов, перечисленных в п.п. 7.2.1 Закона об НДС (дата, номер, данные о поставщике и покупателе, данные о товаре и. т. п.).

 

Доначисление НДС в связи с ничтожностью сделок

Что является основанием для формирования налогового кредита.

Из анализа п. 7.4 Закона об НДС усматривается, что определяющим фактором для формирования налогового кредита плательщиком НДС является использование приобретенных товаров (услуг) или основных фондов в облагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности такого плательщика.

При этом

наличие налоговых накладных является обязательным обстоятельством для определения правильности формирования налогового кредита, но не исчерпывающим.

Если определенная хозяйственная операция не состоялась или состоялась не по тому содержанию, которое указано в заключенных договорах, то это является основанием для применения соответствующих последствий в налоговом учете. Например, если указанные в договорах товары или услуги фактически не поставлялись, то их приобретение не состоялось. Соответственно право на налоговый кредит или валовые расходы у такого плательщика не возникает, поскольку при этом не соблюдены обязательные условия для возникновения такого права — приобретение товаров (услуг) с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Поэтому для правильного решения спора нужно установить факт реальности поставки и выяснение с этой целью, в частности, обстоятельств относительно производителя товара, условий его производства, транспортировки, экспорта, фирмы-нерезидента — покупателя по экспортным контрактам и т. п. Сам по себе

факт уплаты денежных средств не является безусловным свидетельством того, что поставка имела место.

Последствия нарушения налогового законодательства должны применяться независимо от того, признаны ли соответствующие гражданские или хозяйственные обязательства недействительными (по нашему мнению, в данном случае речь идет о недействительности обязательства вследствие ничтожности сделки), поскольку

ответственность за нарушение норм налогового законодательства является самостоятельным видом юридической ответственности и применяется независимо от ответственности за нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности.

Исходя из содержания

ст. 228 ГКУ сделка, направленная, в частности, на незаконное завладение имуществом государства (имеется в виду посягательство на бюджетные средства путем необоснованного декларирования бюджетного возмещения НДС), считается нарушающей публичный порядок, поэтому согласно ч. 2 этой статьи является ничтожной.

Признание

ничтожных сделок недействительными согласно ч. 2 ст. 215 ГКУ не требуется, поскольку согласно ч. 1 ст. 216 ГКУ они не создают юридических последствий, кроме тех, которые связаны с их недействительностью.

По мнению ВАдСУ, об отсутствии реального характера соответствующих операций (то есть о ничтожности сделки) могут свидетельствовать

подтвержденные доказательствами доводы налогового органа, в частности, о наличии таких обстоятельств:

— невозможность осуществления плательщиком налога указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ либо услуг, неосуществление лицом, числящимся производителем товара, предпринимательской деятельности;

— отсутствие у плательщика налога необходимых условий для достижения результатов соответствующей предпринимательской, экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

— учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением права на налоговый кредит или бюджетное возмещение, если для данного вида деятельности также требуются осуществление и учет других хозяйственных операций;

— осуществление операций с товарно-материальными ценностями, которые не производились или не могли быть произведены в объеме, указанном плательщиком налога в документах учета.

Таким образом исходя из содержания

п. 7.4 Закона об НДС правовые последствия в виде возникновения права на налоговый кредит могут иметь только реально осуществленные хозоперации по приобретению товаров, услуг или основных фондов с целью использования в облагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности, а не только оформление соответствующих документов или движение денежных средств.

Ответственность контрагента.

Согласно ст. 10 Закона об НДС, а также ст. 1 и 4 Закона № 2181 ведение налогового учета возложено на каждого отдельного плательщика. При этом такой плательщик несет самостоятельную ответственность за нарушение правил ведения налогового учета. Указанная ответственность не может автоматически распространяться на третьих лиц, в том числе на его контрагентов.

Исходя из этого нарушения, допущенные одним плательщиком в отображении в налоговом учете определенной операции,

по общему правилу не влияют на права и обязательства другого плательщика.

Исключение из такого правила могут составлять случаи совершения ничтожных сделок с целью, противоречащей интересам государства и общества (

ч. 1 ст. 207 ХКУ и ст. 228 ГКУ).

В таком случае налоговый орган не обязан обращаться в админсуд с отдельным иском о признании недействительной такой сделки. При этом налоговый орган имеет право или предъявить иск о взыскании в доход государства с лиц, совершивших ничтожный договор, полученного ими во исполнение такой сделки с применением

ч. 1 ст. 208 ХКУ, или определить плательщику налоговое обязательство по результатам проверки, указав на ничтожность сделки в акте проверки со ссылкой на ч. 1 ст. 207 ХКУ и ст. 228 ГКУ.

В первом случае ответчиками в админсуде, как правило, выступают все стороны ничтожной сделки.

Во втором случае могут возникнуть основания считать, что установление налоговым органом факта ничтожности сделки может одновременно влиять на права и обязательства другого плательщика, который был участником соответствующей операции.

Этот вывод объясняется тем, что по общим правилам

ничтожная сделка не порождает правовых последствий, поэтому подлежит исключению из налогового учета у всех участников такой сделки, а не только у того, которому на конкретный момент доначислены налоговые обязательства.

От редакции.

Следует обратить внимание, что ВАдСУ рассматривал правовые последствия сделок, нарушающих публичный порядок (заведомо противоречащих интересам государства и общества). Однако некоторые сделки, совершенные «без злого умысла», также считаются ничтожными, если при их заключении не были соблюдены требования закона.

Напомним некоторые требования к договорам. Так, согласно

ст. 657 ГКУ договор купли-продажи земельного участка, целостного имущественного комплекса, жилого дома (квартиры), иного недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации.

Согласно

ч. 2 ст. 793 ГКУ договор найма (аренды) здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) сроком 3 года и более подлежит нотариальному удостоверению. Также подлежит нотариальному удостоверению договор найма (аренды) транспортного средства с участием физического лица (ст. 799 ГКУ).

При этом согласно

ч. 1 ст. 220 ГКУ в случае несоблюдения требования закона о нотариальном удостоверении договора такой договор является ничтожным.

Заметим, что

ч. 2 ст. 220 ГКУ предусматривает, что если стороны договорились обо всех существенных условиях договора, что подтверждается письменными доказательствами, и состоялось полное или частичное выполнение договора, но одна из сторон уклонилась от его нотариального удостоверения, суд может признать такой договор действительным. В этом случае последующее нотариальное удостоверение не требуется.

То есть действительность ничтожной сделки можно доказать, но только в суде.

 

Поставка товаров по ценам ниже цены приобретения

Позиция ВАдСУ.

ВАдСУ рекомендует судам внимательно изучать фактические обстоятельства, которые могут свидетельствовать об умышленном занижении доходности отдельных операций или необоснованном завышении сумм налогового кредита.

Разумными экономическими причинами (или другими причинами делового характера) для продажи ранее приобретенного товара по цене ниже цены их приобретения, в частности, могут быть:

— попытки избежать еще больших убытков, связанных со сменой рыночной конъюнктуры;

— утрата товаром своих полезных свойств вследствие длительного хранения;

— превышение расходов на хранение над возможными расходами от уценки товаров;

— недостаточный профессионализм или изменения в кадровом составе персонала плательщика;

— обоснованная срочная потребность в оборотных средствах;

— перепрофилирование или другие изменения в хоздеятельности плательщика;

— осуществление в течение некоторого времени убыточных операций с целью укрепления конкурентного положения субъекта хозяйствования на рынке, расширения рынков сбыта.

В то же время об отсутствии разумных экономических мотивов для продажи товаров по цене ниже цены приобретения и умышленном характере убыточных операций с целью занижения налоговых обязательств по НДС, по мнению ВАдСУ, могут свидетельствовать:

— осуществление операций, не характерных для регулярной хозяйственной деятельности плательщика;

— систематическое участие в таких операциях субъектов, которые не отчитываются о налоговых обязательствах и не уплачивают налоги;

— осведомленность должностных лиц плательщика о недобросовестном характере деятельности контрагентов такого плательщика;

— не типичные для обычной хоздеятельности схемы расчетов;

— явное несоответствие цен на товары или услуги обычному уровню цен при условии осведомленности плательщика с рыночной конъюнктурой;

— приобретение товаров у посредников на менее выгодных условиях при наличии прямых деловых связей с производителями.

По мнению ВАдСУ,

хозяйственной может быть признана только правомерная деятельность плательщика, осуществляемая с целью получения дохода, а не с целью занижения налоговых обязательств .

Умышленные действия плательщика, направленные на занижение налоговых обязательств по НДС за счет осуществления заведомо убыточных операций, следует расценивать как такие, которые выходят за пределы хозяйственной деятельности.

Поэтому

при условии доказательства умысла участников хозяйственной операции на безосновательное уменьшение налоговых обязательств путем осуществления умышленно убыточных операций суммы НДС, уплаченные в пределах таких операций, могут быть исключены из состава налогового кредита.

При этом отсутствие судебного решения о признании недействительными хозяйственных обязательств или сделок не должно рассматриваться как безусловное подтверждение права на налоговый кредит.

Обязательства по доказательству обстоятельств, свидетельствующих об умышленном осуществлении заведомо убыточных операций с целью уменьшения налоговых обязательств, возлагаются на налоговые органы (

ч. 2 ст. 71 КАдСУ).

От редакции

. Как видите, ВАдСУ обозначил общие принципы рассмотрения судами операций по продаже товаров ниже цены приобретения. В каждой конкретной ситуации суд должен учитывать ряд субъективных факторов для принятия решения.

 

Аннулирование свидетельства плательщика НДС

Согласно

п. 9.8 Закона об НДС регистрация лица как плательщика НДС действует до даты ее аннулирования, которая осуществляется, в частности, в случае, если ликвидационная комиссия плательщика, объявленного банкротом, заканчивает работу или плательщик ликвидируется по собственному желанию или по решению суда (п.п. «б»).

Исходя из этого ВАдСУ пришел к выводу, что аннулирование регистрации по инициативе налогового органа возможно только в том случае, если юридическое лицо исключено из

Единого государственного реестра.

Судам следует учитывать, что принятие решения о ликвидации юридического лица не влечет за собой утрату таким юрлицом статуса плательщика НДС независимо от того, кем принято такое решение.

Поэтому принятие судом решения о прекращении юрлица — плательщика НДС, в том числе и в связи с недействительностью его уставных документов,

не означает автоматическую утрату таким лицом статуса плательщика НДС и не лишает правового значения выданных им налоговых накладных.

До аннулирования НДС-регистрации лицо, пребывающее в процессе ликвидации, имеет право и обязано в соответствующих случаях выдавать налоговые накладные на общих основаниях.

От редакции.

По нашему мнению, ВАдСУ придерживается совершенно правильной позиции. Если налоговая накладная получена от плательщика НДС (такой статус можно проверить на сайте ГНАУ www.sta.gov.ua), то последующая отмена госрегистрации такого контрагента не должна ставить под сомнение правомерность формирования налогового кредита (при условии, что такая налоговая накладная выписана по реально осуществленной хозяйственной операции).

В заключение еще раз отметим, что проанализированная

Справка ВАдСУ не имеет статуса нормативного документа. В ней изложены рекомендации для админсудов. Поэтому не стоит рассчитывать, что такой же позиции будут придерживаться налоговики. Однако в случае разногласий с налоговиками соблюдение этих рекомендаций, на наш взгляд, дает достаточно высокие шансы отстоять свою позицию в суде.

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

КАдСУ

— Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.05 г. № 2747-IV.

Таможенный кодекс

— Таможенный кодекс Украины от 11.07.02. г. № 92-IV.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон о ценных бумагах

— Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.06 г. № 3480-IV.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Справка ВАдСУ

— Справка ВАдСУ «О результатах изучения и обобщения практики применения административными судами отдельных норм Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 15.04.10 г.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше