Темы статей
Выбрать темы

Налоговый залог: основные моменты

Редакция БН
Статья

НАЛОГОВЫЙ ЗАЛОГ:

основные моменты

 

В кризисные времена вероятность попадания активов предприятия в налоговый залог возрастает, поскольку не все плательщики имеют возможность своевременно рассчитываться с бюджетом. В связи с этим в данной статье пойдет речь об основных моментах, которые необходимо знать плательщику для избежания дополнительных «налогово-залоговых» неприятностей.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP),
Ольга КУЛИГИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

С какого момента возникает налоговый залог

В соответствии

с п. 1.17 Закона № 2181 налоговый залог представляет собой способ обеспечения не погашенного в срок налогового обязательства. В силу налогового залога орган взыскания (в роли такого органа выступает налоговая инспекция) имеет право в случае неисполнения обеспеченного налоговым залогом налогового обязательства получить удовлетворение со стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. То есть налоговый залог является своего рода гарантией погашения налогового долга.

Вопросы, связанные с применением налогового залога, регулируются

ст. 8 и ст. 10 Закона № 2181, а также нормативными актами, принятыми во исполнение этих норм, в частности Порядком № 338, Положением о проверках, Порядком взыскания средств, Положением о налоговом управляющем, постановлением № 1608.

Право налогового залога возникает в соответствии с

п.п. 8.2.1 Закона № 2181 в случае неуплаты в предельные сроки суммы налогового обязательства, самостоятельно определенной налогоплательщиком в налоговой декларации или определенной контролирующим органом. В связи с этим в ситуации, когда налоговое обязательство, определенное контролирующим органом, обжалуется в течение установленных сроков в административном или судебном порядке, до момента окончания процедуры апелляционного согласования налоговый залог не возникает, с чем согласны и налоговики (см. Обзорное письмо).

Поскольку возникновение налогового залога связывается с неуплатой налогового обязательства, определяемого по

Закону № 2181, неуплата «неналоговых» штрафов, в том числе за нарушения в сфере использования РРО, не влечет за собой передачу активов в залог, что подтверждают и налоговики (см. Обзорное письмо). А вот при несвоевременной уплате ВЭД-пени налоговый залог возникает (см. консультацию «Несвоевременная уплата пени за нарушение сроков расчетов в сфере ВЭД предусматривает возникновение права налогового залога» //«ВНСУ», 2007, № 44).

Неподача или несвоевременная подача налоговой декларации

не может служить основанием возникновения права налогового залога*.

* Согласно абз. 2 п.п. 8.2.1 Закона № 2181 право налогового залога возникает и в случае неподачи или несвоевременной подачи налоговой декларации. Однако Конституционный Суд Украины Решением от 24.03.05 г. № 2-рп/2005 признал положения абз. 2 п.п. 8.2.1 Закона № 2181 не отвечающими Конституции Украины, в связи с чем с 24.03.05 г. они не применяются.

Налоговый залог является одним из видов публичных обременений, которые в соответствии со ст. 37 Закона № 1255 вступают в силу с момента его регистрации в Государственном реестре обременений. Порядок ведения государственного реестра обременений движимого имущества утвержден постановлением КМУ от 05.07.04 г. № 830, на который налоговикам предписано ориентироваться и в части регистрации обременений недвижимого имущества (см. приказ Минюста и ГНАУ от 07.02.03 г. № 9/5/59 «О регистрации налоговых залогов недвижимого имущества»).

Для осуществления регистрации налогового залога налоговые органы должны составить Акт описи активов, на которые распространяется право налогового залога (далее — Акт описи), по форме, приведенной в приложении к Налоговому разъяснению № 385. Четкая дата составления Акта описи не определена. Разъяснение № 385 предусматривает его составление в момент вручения первого налогового требования, но разрешается его составлять и в любой другой момент, когда появляется такая возможность.

В Акт описи включаются активы, в том числе движимое и недвижимое имущество и ценные бумаги, которые в дальнейшем могут быть реализованы в счет погашения налогового долга на публичных торгах или через организации розничной торговли.

 

Какие активы могут быть переданы в налоговый залог

Прежде всего заметим, что на данный момент положения

п.п. 8.2.2 Закона № 2181 относительно распространения права налогового залога на любые виды активов, принадлежащих налогоплательщику, не действует, поскольку решением КСУ от 24.03.05 г. № 2-рп/2005 они признаны несоответствующими Конституции. Причем судебные инстанции придерживаются позиции о том, что эта норма не применима и к тем активам, которые попали в налоговый залог до 24.03.05 г. (см. по этому поводу постановления судебной палаты в административных делах ВСУ от 09.12.08 г. № 08/251, от 19.02.09 г. № 09/29, от 17.11.09 г. № 09/217, от 16.02.10 г. № 10/09).

ГНАУ считает, что право налогового залога распространяется на активы налогоплательщика, размер которых составляет не меньше двукратного размера суммы налогового долга на день возникновения налогового залога (

Налоговое разъяснение № 385, Обзорное письмо).

В налоговый залог могут попасть лишь те активы, которые принадлежат налогоплательщику на праве собственности

(полного хозяйственного ведения)**.

** В связи с этим не включаются в налоговый залог объекты жилого фонда, пребывающие на балансе коммунальных предприятий, как не находящиеся в собственности или в полном хозяйственном ведении, что подтверждают и налоговики (см. письмо ГНАУ от 04.03.04 г. № 2026/5/24-1116).

Не могут быть предметом налогового залога

, так как в соответствии с п.п. 7.3.1 Закона № 2181 не могут быть использованы как источники погашения налогового долга, такие активы:

1)

имущество налогоплательщика, предоставленное им в залог другим лицам, если такой залог был надлежащим образом зарегистрирован в государственных реестрах залогов движимого или недвижимого имущества согласно закону, до момента возникновения права налогового залога;

2

) активы***, принадлежащие на правах собственности другим лицам и находящиеся во временном распоряжении или пользовании налогоплательщика. Например, имущество, переданное налогоплательщику в лизинг (аренду), на хранение (ответственное хранение), на комиссию (консигнацию), активы других лиц, принятые в залог, доверительное и какие-либо другие виды агентского управления;

*** В письме ГНАУ от 07.09.06 г. № 16639/7/24-1117 было обращено внимание на то, что услуги не могут быть переданы в налоговый залог, поскольку не являются активами и за их оказание штрафные санкции не налагаются.

3) давальческое сырье, предоставленное предприятию для переработки, кроме части, предоставляемой как оплата за такие услуги;

4) имущественные права других лиц, предоставленные налогоплательщику во временное пользование или распоряжение, а также неимущественные права других лиц, в том числе права интеллектуальной (промышленной) собственности, переданные в пользование такому налогоплательщику без права их отчуждения;

5) средства других лиц, предоставленные налогоплательщику во вклад (депозит) или доверительное управление, а также собственные средства юридического лица, используемые для выплат задолженности по основной заработной плате за фактически отработанное время физическим лицам, находящимся в трудовых отношениях с таким юридическим лицом, в размерах и порядке, устанавливаемых Кабмином;

6) средства кредитов или ссуд, предоставленных плательщику налогов кредитно-финансовым учреждением, которые учитываются на ссудных счетах, открытых в пользу такого плательщика налогов, а также суммы аккредитивов, выставленных на имя налогоплательщика, но не открытых, до момента такого открытия;

7) имущество, включаемое в состав целостных имущественных комплексов государственных предприятий, не подлежащих приватизации, в том числе казенных предприятий. Порядок отнесения имущества к включаемому в состав целостного имущественного комплекса государственного предприятия устанавливается Фондом государственного имущества Украины;

8) активы, чей свободный оборот запрещен или ограничен в соответствии с законодательством (например, наркотики);

9) основные фонды, земельные участки и другое имущество внешкольного учебного заведения, которые принадлежат налогоплательщику.

Также предметом налогового залога не могут быть:

— требования, которые имеют личный характер

(ст. 4 Закона о залоге);

имущество и средства благотворительных организаций (ст. 19 Закона о благотворительности);

приватизационные бумаги (ст. 5 Закона о приватизационных бумагах);

имущество граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, перечень которого установлен приложением к Закону об исполнительном производстве.

Налогоплательщики могут самостоятельно определить перечень активов, которые будут занесены в Акт описи. При этом стоимость активов

определяется исходя из их балансовой стоимости по данным бухгалтерского учета и должна быть не менее двукратного размера суммы налогового долга.

В случае уменьшения суммы налогового долга для исключения активов из налогового залога в части, превышающей двукратный размер оставшегося налогового долга, плательщик должен подать в налоговую инспекцию заявление

. Если же сумма налогового долга увеличивается, то составляется дополнительный Акт описи.

Таким образом, при возникновении налогового долга рекомендуем серьезно подойти к выбору активов, на которые будет распространяться право налогового залога, так как

если определенные налогоплательщиком активы не могут быть использованы как источник погашения налогового долга, налоговый управляющий обязан самостоятельно определить состав активов, на которые может быть распространено право налогового залога.

 

Как согласовываются операции с активами, находящимися в налоговом залоге

Ввиду того что ответственность предусмотрена именно за «несогласование» операций с активами, находящимися в налоговом залоге, на этот момент следует обратить особое внимание.

По общему правилу

п.п. 8.6.1 Закона № 2181 налогоплательщики могут свободно распоряжаться заложенными активами, за исключением операций, подлежащих письменному согласованию. Письменному согласованию с налоговыми органами подлежат такие операции с активами, находящимися в налоговом залоге (п.п. 8.6.1 Закона № 2181):

а)

покупка или продажа, другие виды отчуждения или аренды (лизинга) недвижимого и движимого имущества, имущественных или неимущественных прав, за исключением имущества, имущественных и неимущественных прав, используемых в предпринимательской деятельности плательщика налогов (других видах деятельности, по условиям налогообложения приравниваемых к предпринимательской), а именно: готовой продукции, товаров и товарных запасов*, работ и услуг за средства по ценам не ниже обычных цен;

* По мнению представителей налогового ведомства, под товарами и запасами следует понимать не только товары, но и материалы, запасные части и т. п. (письмо ГНАУ от 11.11.03 г. № 17579/7/24-1117).

б) использование объектов недвижимого или движимого имущества, имущественных или неимущественных прав, а также средств для осуществления прямых или портфельных инвестиций, а также ценных бумаг, удостоверяющих отношения долга, предоставление гарантий, поручительств, уступок требования и перевода долга, выплата дивидендов*, размещение депозитов или предоставление кредитов**;

* На то, что операции выплаты дивидендов подлежат согласованию с ГНИ, неоднократно обращали внимание представители налоговых органов (см., к примеру, консультацию «Согласование операций по выплате дивидендов, если имущество предприятия находится в налоговом залоге» //«ВНСУ», 2007, № 6).

** А вот другие операции с денежными средствами, за исключением данных, налогоплательщик имеет право осуществлять в период налогового залога (п.п. 8.6.2 Закона № 2181).

в) ликвидация объектов недвижимого или движимого имущества, за исключением их ликвидации вследствие обстоятельств непреодолимого действия (форс-мажорных обстоятельств) или согласно решениям органов государственного управления***.

*** Однако санкции по Закону № 2181 за ликвидацию основных средств по инициативе предприятия без согласования данной операции с ГНИ, по мнению налоговых органов, не применяются (см. письмо ГНАУ от 11.11.03 г. № 17579/7/24-1117).

При этом не разрешается предоставление имущества, находящегося в налоговом залоге, в следующий залог или его использование для обеспечения действительного или будущего требования третьих лиц.

Еще раз подчеркнем, что согласованию подлежат только операции с активами, находящимися в налоговом залоге, т. е. с активами, которые включены в Акт описи.

Для своевременного согласования операций с активами плательщика налогов руководитель налогового органа назначает из числа служебных лиц такого налогового органа налогового управляющего.

Если налогоплательщик собирается осуществить операцию, подлежащую согласованию, он должен подать налоговому управляющему запрос, в котором необходимо разъяснить содержание операции и финансово-экономические последствия ее проведения. В течение 10 рабочих дней с момента поступления запроса налоговый управляющий может выдать предписание о запрете осуществления такой операции, если по его заключениям ценовые условия и/или формы расчета по такой операции приведут к снижению возможности плательщика налогов своевременно или в полном объеме погасить налоговый долг. Если же в указанный срок предписание не будет выдано, то операция считается согласованной и налогоплательщик может смело ее осуществлять.

И не стоит забывать, что так же, как и любое решение контролирующего органа, решение налогового управляющего можно обжаловать в административном или судебном порядке.

 

Как проверяется состояние сохранности активов

Проверки состояния сохранности активов, находящихся в налоговом залоге, направлены на установление фактического (физического) наличия у налогоплательщиков активов, находящихся в налоговом залоге, и документального подтверждения их движения по данным бухгалтерского и налогового учета.

Право налогового управляющего проводить проверки

состояния сохранности активов, находящихся в налоговом залоге, установлено п.п. 8.6.5 Закона № 2181. И поскольку эти проверки не относятся к контролю за хозяйственной деятельностью плательщика, они не попадают в понятие плановых (внеплановых) проверок, осуществляемых в соответствии с Законом № 509, и проводятся по специальной процедуре. Хотя в судебной практике были случаи, когда такие проверки признавались подпадающими под нормы ст. 111 Закона № 509 (см., к примеру, Определение Высшего административного суда Украины от 03.04.07 г. по делу № 2-7/2136-2006А).

Частота проведения проверок состояния сохранности активов не ограничивается и они проводятся в случае необходимости по заключению налогового управляющего, при этом проверяется сохранность

только тех активов, на которые распространяется право налогового залога, т. е. включенных в Акт описи.

Порядок проведения проверок

состояния сохранности активов регламентирован Положением о проверках и Положением о налоговом управляющем). Налоговый управляющий должен письменно уведомить налогоплательщика о проведении проверки состояния сохранности активов, а перед ее проведением — предоставить следующие документы:

— служебное удостоверение работника органа государственной налоговой службы Украины;

— копию приказа налогового органа о назначении налоговым управляющим такого налогоплательщика;

— уведомление о проведении проверки состояния сохранности активов такого налогоплательщика, подписанное руководителем налогового органа и зарегистрированное в таком налоговом органе.

Указанных документов достаточно для проведения проверки состояния сохранности активов. Оформления дополнительных документов не требуется.

По результатам проведенной проверки

налоговый управляющий составляет Акт о проведении проверки состояния сохранности активов плательщиков налогов, которые находятся в налоговом залоге, по форме, приведенной в приложении 2 к Положению о проверках. Если налогоплательщик не согласен с фактами, указанными в Акте проверки, он может на отдельном листе привести свои замечания, которые будут являться неотъемлемой частью такого Акта.

 

Какая ответственность применяется за нарушение порядка налогового залога

Осуществление операций с активами, находящимися в налоговом залоге, без согласования с налоговым органом может иметь следующие последствия для налогоплательщика:

1. В соответствии с

п.п. 17.1.8 Закона № 2181 за отчуждение находящихся в налоговом залоге активов без предварительного согласия налогового органа, если получение такого согласия является обязательным, налогоплательщик должен уплатить штраф в размере суммы такого отчуждения, определенной по обычной цене.

Следует обратить внимание, что ответственность предусмотрена именно за отчуждение активов. Поэтому если нарушение состояло в том, что плательщик без согласования передал активы, находящиеся в налоговом залоге, в аренду или ликвидировал их, данный штраф не применяется.

2. Согласно

п.п. 9.1.2 Закона № 2181 нарушение правил отчуждения активов, находящихся в налоговом залоге, может служить основанием для применения ареста активов.

3. Договоры,

связанные с «несогласованными» операциями, могут быть признаны недействительными.

Касательно применения ответственности за нарушения по операциям с активами, находящимися в налоговом залоге, следует обратить внимание еще и на такие моменты, изложенные налоговиками в

Обзорном письме:

— в ситуации, когда налогоплательщик получил письменное разрешение на реализацию находящихся в налоговом залоге активов, но в последующем выручку направил не на погашение налогового долга либо погасил его частично, санкции не применяются, поскольку операция была согласована;

— в обратной ситуации, когда налогоплательщик не согласовал операцию, но направил все средства на погашение задолженности, ответственность к нему применяется.

Согласно

п.п. 8.6.4 Закона № 2181 в случае осуществления требующих согласования операций без получения предварительного согласия налогового органа служебное лицо такого налогоплательщика или физическое лицо, которое приняло указанное решение, несут ответственность, установленную законодательством Украины за уклонение от уплаты налогов. То есть Закон № 2181 предусматривает уголовную ответственность по ст. 212 УКУ. Однако это не согласуется со ст. 3 УКУ, в соответствии с которой преступность деяния, а также его наказуемость и другие уголовно-правовые последствия определяются только этим Кодексом. Поэтому нельзя на основании п.п. 8.6.4 Закона № 2181 привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, что подтверждает и Пленум Верховного Суда Украины в п. 5 постановления «О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей» от 08.10.04 г. № 15. При этом Верховный Суд считает, что осуществление должностным лицом операций с залоговыми активами без письменного согласования при наличии предусмотренных законом оснований может квалифицироваться по соответствующей части ст. 364 УКУ как злоупотребление властью или служебным положением. Однако частных предпринимателей по данной статье к ответственности привлечь нельзя.

Заметим также, что применительно к возникновению налогового залога можно выделить три даты:

1) дату возникновения права налогового залога — она определяется на основании карточек лицевых счетов плательщика налога и указывается в первом налоговом требовании (

п. 1.4 Порядка № 338, п. 4.2 Положения о налоговом управляющем);

2) дату определения состава активов, включенных в налоговый залог (составления

Акта описи);

3) дату регистрации налогового залога в Реестре обременений (согласно

п. 4.4 Положения о налоговом управляющем такая регистрация осуществляется при условии действия налогового залога более 10 календарных дней).

В связи с этим возникает вопрос, с какого именно момента налоговики могут применить санкции за «несогласованное» отчуждение активов?

При этом следует учесть, что с точки зрения налоговых органов регистрация налогового залога не влияет на его действительность (см.

п. 10.5 Регламента № 62), а условие о вступлении налогового залога в действие с момента регистрации, по их мнению, распространяется только на признание прав обременителя перед третьими лицами (см. консультацию //«ВНСУ», 2005, № 44, с.12). Свои выводы налоговики основывают на положениях ч. 2 ст. 12 Закона № 1255, в соответствии с которыми при отсутствии регистрации обременения оно сохраняет действительность в отношениях между должником и обременителем, однако не является действительным в отношениях с третьими лицами. Применительно к налоговому залогу это означает, что заключенные без согласования с налоговым органом договоры в отношении находящихся в налоговом залоге активов будут являться действительными, однако штрафные санкции за нарушение порядка отчуждения активов к плательщику могут быть применены.

В то же время ввиду того что конкретный состав активов, находящихся в налоговом залоге, становится известным только после составления Акта описи, мы считаем, что до момента его составления применять соответствующие санкции налоговики не вправе. Это косвенно подтверждают и налоговики, которые отмечают, что ответственность за операции с активами распространяется лишь на те активы, в отношении которых возникло право налогового залога (

Обзорное письмо, п. 10.5 Регламента № 62).

Подытожим

: если плательщик заключает «несогласованный» договор с активами во время действия налогового залога в период с даты:

— получения налогового требования до даты составления Акта описи активов, санкции не применяются и договор является действительным (это подтверждает и судебная практика (см., к примеру,

определение Харьковского апелляционного административного суда от 20.05.08 г. по делу № 22-а-1856/2008);

— составления Акта описи до даты регистрации обременения: санкции могут быть применены, но договор является действительным;

— регистрации обременения: применяются санкции, а сам договор может быть признан недействительным.

 

Продажа активов

Если налогоплательщик не исполняет налоговое требование

в добровольном порядке, налоговыми органами применяется взыскание денежных средств и продажа активов, находящихся в налоговом залоге. Порядок обращения взыскания на активы в налоговом залоге установлен ст. 10 Закона № 2181 и Порядком взыскания средств, однако применять их необходимо с учетом решения Конституционного Суда Украины от 24.03.05 г. № 2-рп/2005 и новых правил взыскания безналичных денежных средств.

Взыскание налогового долга осуществляется не в судебном, а

в административном порядке, т. е. без привлечения судов. Хотя встречаются случаи, когда судебные органы считают, что взыскание налогового долга может производиться только в судебном порядке (см., к примеру, определение ВАдСУ от 12.04.06 г). Основываются такие утверждения на п.п. 3.1.1 Закона № 2181, согласно которому активы плательщика налогов могут быть принудительно взысканы в счет погашения его налогового долга исключительно по решению суда. Однако данная норма Закона № 2181 касается лишь принудительного взыскания.

Взыскание средств и продажа других активов налогоплательщика осуществляются

не ранее чем на 30-й календарный день с момента направления (вручения) налогоплательщику второго налогового требования, а в случае невозможности такого вручения — с момента размещения его на доске налоговых объявлений. Так как второе налоговое требование направляется через 30 дней после направления первого налогового требования, получается, что у налогоплательщика на самостоятельное погашение налогового долга есть не менее 60 дней с момента его возникновения.

Следует заметить, что согласно

п.п. 10.1.1 Закона № 2181 первоочередному взысканию подлежат денежные средства, однако в соответствии со ст. 1071 ГКУ денежные средства могут быть списаны со счета без распоряжения их собственника на основании решения суда. Поэтому в административном порядке налоговые органы могут осуществить только лишь продажу других активов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет состав и очередность продажи

своих активов исходя из принципов сохранения целостности имущественного комплекса и полного погашения налогового долга (п.п. 10.1.3 Закона № 2181). С целью реализации такого права налогоплательщику необходимо не позднее чем на 30-й календарный день с момента получения второго налогового требования определить такие состав и очередность в части тех активов, которые находятся в налоговом залоге, т. е. включены в Акт описи активов.

Если налогоплательщик в установленные сроки самостоятельно не определил активы для продажи или налоговый управляющий решил, что налогоплательщик определил для продажи активы, обычная цена которых является заведомо ниже, чем сумма налогового долга, то налоговый управляющий самостоятельно определяет состав подлежащих продаже активов.

В обоих случаях определенные для продажи активы описываются в актах описи активов, которые составляются по формам, приведенным в приложениях 3 и 4 к

Порядку взыскания средств. С включенными в такие акты описи активами запрещается осуществлять любые операции, кроме действий по их охране, хранению и поддержанию в надлежащем состоянии.

Продажа

описанных активов осуществляется на целевых аукционах, в розничной торговле, а также на товарных и фондовых биржах* (в зависимости от вида имущества). Если сумма средств, полученная по результатам продажи, является недостаточной для погашения налогового долга, разница покрывается путем дополнительной продажи активов, находящихся в налоговом залоге.

* Порядок выбора таких бирж регламентируется Положением об условиях и порядке проведения конкурсов по определению уполномоченных бирж по продаже активов, находящихся в налоговом залоге, утвержденным приказом ГНАУ от 24.03.05 г. № 120. А проведение целевых аукционов — Порядком проведения целевых аукционов по продаже активов плательщика налогов, которые находятся в налоговом залоге, утвержденным приказом ГНАУ от 26.06.02 г. № 294.

При этом если налогоплательщик в любой момент до заключения договора купли-продажи его активов полностью погашает сумму налоговой задолженности, то согласно п.п. 10.5.1 Закона № 2181 налоговый орган должен принять решение об освобождении активов налогоплательщика из налогового залога и отменить решение о проведении их продажи.

 

Освобождение активов из налогового залога

Освобождение активов налогоплательщиков из налогового залога осуществляется на основании

п.п. 8.7.1 Закона № 2181 (см. «Основания для освобождения активов из налогового залога»). При этом налоговые органы должны предоставить Уведомление по форме, приведенной в приложении 4 к Порядку № 338.

 

Основания для освобождения активов из налогового залога

Извлечение из Закона № 2181

«8.7.1. Активы плательщика налога освобождаются из налогового залога со дня:

а) получения налоговым органом копии платежного документа, заверенного обслуживающим банком, который подтверждает факт перечисления в бюджет полной суммы налогового обязательства <…>;

б) признания налогового долга безнадежным, в том числе в результате ликвидации плательщика налога как юридического лица или снятия физического лица с регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности либо в связи с недостаточностью имущества лица, объявленного банкротом;

в) получения налоговым органом справки о смерти физического лица — плательщика налога или о признании его умершим либо без вести отсутствующим согласно законодательству, за исключением случаев, когда активы такого физического лица переходят по праву наследства в собственность других лиц;

г) окончания сроков исковой давности по такому налоговому долгу;

д) получения налоговым органом договора поручительства на полную сумму налогового долга плательщика налогов или других видов его обеспечения, предусмотренных налоговым законодательством;

е) принятия решения об аресте активов плательщика налогов — на срок действия такого ареста;

є) получения плательщиком налогов решения соответствующего органа об отмене ранее принятых решений о начислении суммы налогового обязательства или его части (пени и штрафных санкций) в результате проведения процедуры административного или судебного обжалования;

ж) принятия налоговым органом решения о рассрочке, отсрочке суммы налоговых обязательств (кроме налогового долга) или достижения налогового компромисса, если условия, определенные в решении о рассрочке, отсрочке или налоговом компромиссе, предусматривают приостановление права налогового залога;

з) принятия отдельного решения судом в рамках процедур, определенных законодательством по вопросам банкротства.

 

Днем освобождения активов из налогового залога в связи с уменьшением налогового долга

будет день принятия налоговыми органами Решения по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 338.

Отсчет срока давности (1095 календарных дней), по истечении которого налоговый долг признается безнадежным, в связи с чем активы освобождаются из налогового залога, по мнению ГНАУ, следует отсчитывать с даты отражения налогового долга в карточках лицевых счетов (см.

Обзорное письмо).

Что касается порядка отражения операций по реализации активов, находящихся в налоговом залоге, в бухгалтерском учете, то свое мнение по этому вопросу Минфин изложил в

письме от 27.04.07 г. № 31-34000-10-10/8911:

— в бухучете операции по реализации таких активов отражаются на основании

Уведомления налогового управляющего о реализации активов (Дт 641 — Кт 377);

— на основании доверенности на получение покупателем от предприятия активов, находившихся в налоговом залоге, и первичных документов, которыми оформлен отпуск указанных активов, предприятие на сумму дохода (выручки) от реализации активов дебетует субсчет 377 в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета доходов;

— одновременно отражается списание активов в соответствии с

П(С)БУ 7 «Основные средства», П(С)БУ 8 «Нематериальные активы», П(С)БУ 9 «Запасы»;

расходы, связанные с реализацией таких активов, отражаются на основании Уведомления налогового управляющего по кредиту субсчета 377 и дебету счетов учета расходов.

Напоследок нам остается пожелать не оказываться в ситуации, когда на ваши активы могут распространить право налогового залога.

 

Документы и сокращения статьи

УКУ

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 1255

— Закон Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» от 18.11.03 г. № 1255-IV.

Закон № 509

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон о залоге

  — Закон Украины «О залоге» от 02.10.92 г. № 2654-XII.

Закон о благотворительности

— Закон Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16.09.97 г. № 531/97-ВР.

Закон о приватизационных бумагах

— Закон Украины «О приватизационных бумагах» от 06.03.92 г. № 2173-XII.

Закон об исполнительном производстве

— Закон Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 г. № 606-XIV.

Порядок № 338

— Порядок применения налогового залога органами государственной налоговой службы, утвержденный приказом ГНАУ от 28.08.01 г. № 338.

Налоговое разъяснение № 385

— Налоговое разъяснение положений статьи 8 Закона Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», утвержденное приказом ГНАУ от 06.07.06 г. № 385.

Постановление № 1608

— постановление КМУ от 29.11.01 г. № 1608 «Об утверждении перечня документов, которые являются основанием для освобождения активов плательщика налогов из налогового залога и его исключения из государственных реестров залога движимого или недвижимого имущества».

Положение о проверках

— Положение о проведении проверок состояния сохранности активов плательщика налогов, находящихся в налоговом залоге, утвержденное приказом ГНАУ от 20.09.04 г. № 544.

Положение о налоговом управляющем

— Положение о назначении, увольнении и компетенции налогового управляющего, утвержденное приказом ГНАУ от 02.08.01 г. № 312.

Порядок взыскания средств

— Порядок взыскания средств и продажи других активов плательщика налогов, находящихся в налоговом залоге, утвержденный постановлением КМУ от 15.04.02 г. № 538.

Обзорное письмо

— письмо ГНАУ от 08.07.09 г. № 14192/7/24-0117 «Об обзорном письме».

Регламент № 62

— Регламент администрирования налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 09.02.06 г. № 62.

ВНСУ

— журнал «Вестник налоговой службы Украины».
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше